Разное, Творчество поэта “серебряного века” Николая Гумилева

Одним из самых ярких поэтов «серебряного века» был Николай Гумилев. Он вошел в русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста. Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт — Иннокентий Анненский. Он был его учителем и в буквальном смысле слова — директором Царскосельской гимназии, в которой учился Гумилев.

Основные сборники Гумилева — «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Костер» и последняя книга, изданная перед смертью поэта, — «Огненный столп». Главная тема его творчества — тема мужественного преодоления. Некрасивый, бледный, слабый здоровьем, он пускается в рискованные предприятия (три путешествия в Африку, добровольный уход на войну и служба разведчиком). Герой Гумилева отличается силой духа, отвагой, как, например, герой стихотворного цикла «Капитаны»: «Пусть безумствует море и хлещет,/ Гребни волн поднялись в небеса —/ Ни один пред грозой не трепещет,/ Ни один не свернет паруса».

С годами в поэзии Гумилева становится меньше экзотики, но его пристрастие к сильной, необычной личности остается неизменным. Такие люди не созданы для будничной, повседневной жизни, они ей чужды. К ним поэт относит и себя. Он много размышляет о своей смерти и представляет ее неизменно в героическом ореоле:»И умру я не на постели/ При нотариусе и враче,/ А в какой-нибудь дикой щели,/ Утонувшей в густом плюще».

Много стихотворений Гумилев посвятил теме любви. Главная героиня его любовной лирики может принимать различные облики — и сказочной принцессы, и фантастической египетской царицы, и легендарной возлюбленной Данте — Беатриче, и Маргариты из «Фауста» Гете. Особенное место в его поэзии занимают стихотворения, посвященные Анне Ахматовой, с которой поэта связывали сложные, неровные взаимоотношения, сами по себе достойные романного сюжета («Из логова змиева», «Она», «Укротитель зверей» и др.).

Поздние стихотворения Гумилева отличает пристрастие поэта к философским темам. Он жил в то время в голодном и страшном Петрограде, занимался активнейшей работой по собиранию литературных сил, создавал студии для молодых поэтов, был их кумиром и наставником. И в это же время Гумилев создает свои лучшие стихи, наполненные раздумьями о человеческой жизни, о судьбе Российской Федерации, о предназначении поэта («Память», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай», «Пьяный дервиш», «Мои читатели»).

Поэзия Гумилева более зрительная, чем слуховая, ей не свойственна, скажем, есенинская напевность, ей свойственны необычайная яркость, многоцветие, сила лирического напора.

Мне хотелось бы подробнее остановиться на стихотворении Гумилева «Слово» из сборника «Огненный столп».

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя.

Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число сообщает.

Патриарх седой, себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что слово это — Бог.

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества,

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.

В этом стихотворении автор размышляет о природе слова. Он противопоставляет два пути познания мира: логический, необходимый для повседневной жизни, для практических целей, — выражением его является «умное число», и высший, Божественный путь, воплощенный в слове.

Данное произведение Гумилева продолжает традицию, восходящую к поэзии Пушкина и Лермонтова. Гумилев говорит, что именно поэт в современном мире, в котором люди забыли Божественную суть слова, напоминает о ней людям. Утверждая свою мысль, автор обращается к самому важному авторитету для человека христианской культуры — к Евангелию. Стихотворение отличает высокий стиль. Поэт использует здесь архаизмы («оный день», «осиянно»), что соответствует традициям русской поэзии. По самой своей интонации произведение звучит, как торжественное заклинание.

Гумилев стал одним из символов культуры «серебряного века». И в его гибели есть не только трагическая, но и символическая сущность: культурный ренессанс в Российской Федерации был уничтожен, как был убит и его поэт.

Гумилев н. с. — Яркость праздничность восприятия мира в поэзии николая гумилева

Категория: Разное
Тип: Сочинение
Размер: 7.2кб.
скачать

Термин «акмеизм» и имя Николая Гумилева неразрывно связаны. Действительно, поэт-конкистадор, по сути, оказался единственным, кто в полной мере воплотил идеологическую программу этого литературного направления.

Я конкистадор в панцире железном,
Собрался в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам.

Акмеисты творили после эпохи символизма, воцарившейся в русской поэзии с восьмидесятых годов XIX века. Поэтический язык того времени был близок к полной утрате образности: современник удачно окрестил его «символической латынью». Появление акмеистов было своеобразным протестом против «обесценивания» слова. «Роза» переставала быть символом Богоматери, Вечной Женственности и становилась просто розой — очень красивым, но абсолютно земным цветком, растущим на соседней клумбе. «Бытие», «вечность», «София» — эти слова уходили из поэтического лексикона.
Вот описание жирафа из хрестоматийного стихотворения Гумилева:

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Здесь жираф предстает отнюдь не в символическом, а своем истинном виде. И эмоции, которые вызывает образ удивительного животного, живые, а не книжные.
Акмеисты одержали победу. Это была победа Николая Гумилева.
Лирический герой Гумилева близок поэтике неоромантизма: это путешественник, воин, первопроходец, исследователь. Пейзажи и конфликты поэзии Николай Степанович создавал не в тиши уединения. Многие его стихи — это почти репортаж с места событий, ведь поэт отдал немало времени и сил исследованию Африки.
«Здравствуй, Красное море, акулья уха, Негритянская ванна, акулий котел!» — так обращался поэт к Африке. Эта часть света, в начале XX века недостаточно изученная, предстает в стихах Гумилева как земля загадок и опасностей, жители которой — мужественные воины и бесстрашные охотники. Этот мир полон ярких красок и обожжен лучами солнца. Вот поэтому страсти здесь кипят по-настоящему, и здесь поэт находит то, что искал: ощущение полноты жизни, наслаждение опасностью, первобытную сочность красок и чистоту звуков.
Война дала Гумилеву единственный в своем роде опыт — знакомство со смертью и славой, явленными на поле брани. На войне родились замечательные строчки:
Золотое сердце России Мерно бьется в груди моей.
Яркий пестрый мир гумилевских стихотворений не вызывает сложных ассоциаций, зато всегда радует читателя своей самобытностью. Герои его стихотворений необычайно разнообразны: ему интересны и конквистадор, и моряк, и портовый грузчик, и рабочий, и вождь туземного племени. Гумилев наблюдает за ними как хороший и понимающий товарищ.
Жизнь Николая Степановича Гумилева оборвалась ярко и трагически. Поэту было вменено в вину участие в контрреволюционном заговоре, хотя его «преступление» заключалось лишь в том, что он не стал доносить на товарищей-офицеров.
Сегодня Николай Гумилев остается одним из лучших русских поэтов XX века, создавшим замечательные произведения с яркими образами и своеобразным лирическим героем. Воля к жизни сильнее смерти — доказывает творчество поэта.

Поэты «Серебряного века»: Николай Гумилев

В русской литературе «Серебряный век» — это период творчества главных представителей модернизма, период проявления талантов многих поэтов.1892 год считают началом «Серебряного века», конец же его пришелся на Октябрьскую революцию. Поэты-модернисты отвергали социальные ценности, они пытались создать поэзию, призывающую к духовному развитию человека. Акмеизм — это наиболее известное направление в модернистской литературе. Акмеисты объявили освобождение поэзии от символистических стремлений к «идеальному» и призвали перейти от многозначных образов к материальному миру, предметам. Но и в их поэзии встречается склонность к эстетизму, к поэтизации чувств. Хорошо это просматривается в творчестве представителя акмеизма, одного из лучших русских поэтов начала XX века Николая Гумилева, Стихотворения которого удивляют нас красотой слова, возвышенностью образов созданных им. Сам Гумилев назвал свое творчество музой дальних путешествий, поэт был верен ей до самой смерти. Известная баллада «Капитаны» из сборника стихов «Жемчуга», который принес Гумилеву большую известность, — это гимн людям, что бросают вызов судьбе и стихиям. Поэт воспевает романтику далеких странствий, отвагу, риск, смелость. Даже в военной лирике Николая Гумилева есть романтические ноты. Например, вот отрывок стихотворения из сборника «Колчан»:

  • И залитые кровью недели
  • Ослепительны и легки,
  • Надо мною рвутся шрапнели,
  • Птиц быстрей взлетают клинки.
  • Я кричу, и мой голос дикий,
  • Это медь ударяет в медь,
  • Я, носитель мысли великой,
  • Не могу, не могу умереть.
  • Словно молоты громовые
  • Или воды гневных морей,
  • Золотое сердце России
  • Мерно бьется в груди моей.

Придание романтизма бою, подвигу было особенностью Гумилева — поэта и человека с яркой редкостной рыцарской судьбой и в поэзии, и в жизни. Он был назван современниками поэтом-воином. Один из них написал: «Войну он принял с простотою. с прямолинейной горячностью. Он был, пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душу, война застала в наибольшей боевой готовности». Как известно, в годы первой мировой войны поэт пошел добровольцем на фронт. По творчеству Гумилева, мы можем судить о том, что поэт романтизировал военный подвиг, но в то же время видел и понимал ужас войны.

Новая тема Гумилева — тема России начинает появляться в сборнике «Колчан». Тут слышны совершенно новые мотивы — творения Андрея Рублева и кровавая гроздь рябины, ледоход на Неве и древняя Русь. Он постепенно обогащает свои темы, а в некоторых стихотворениях он достигает особого мастерства, как бы предсказывая свою судьбу: Он стоит пред раскаленным горном, Невысокий старый человек. Взгляд спокойный кажется покорным От миганья красноватых век. Все товарищи его заснули, Только он один еще не спит: Все он занят отливанъем пули, Что меня с землею разлучит. Последние сборники стихов Н.Гумилева, созданные при жизни, изданы в 1921 году — Это «Шатер»(африканские стихи) и «Огненный столп». В них просматривается совсем другой Гумилев, его искусство написания обогатилось простотой высокой мудрости, чистыми красками, талантливым использованием прозаически-бытовых и фантастических деталей. В поэзии Николая Гумилева отражается окружающий мир во всех его красках. В его стихотворениях описываются экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт пронизывается миром легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта. Каждое стихотворение Гумилева открывает нам новые грани поэта, его настроений, взглядов на жизнь. Потрясающий стиль стихотворений и их смысл дают нам возможность почувствовать полноту жизни. Они подтверждают то, что мы сами можем создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности. Талантливый поэт Николай Гумилев оставил прекрасное наследство, оказал очень важное влияние на развитие русской поэзии.

Творчество поэта «серебряного века» Николая Гумилева

Одним из самых ярких поэтов “серебряного века” был Николай Гумилев. Он вошел в русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста. Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт — Иннокентий Анненский. Он был его учителем и в буквальном смысле слова — директором Царскосельской гимназии, в которой учился Гумилев.

Основные сборники Гумилева — “Путь конквистадоров”, “Романтические цветы”, “Жемчуга”, “Чужое небо”, “Костер” и последняя книга, изданная перед смертью поэта, — “Огненный столп”. Главная тема его творчества — тема мужественного преодоления. Некрасивый, бледный, слабый здоровьем, он пускается в рискованные предприятия (три путешествия в Африку, добровольный уход на войну и служба разведчиком). Герой Гумилева отличается силой духа, отвагой, как, например, герой стихотворного цикла “Капитаны”: “Пусть безумствует море и хлещет,/ Гребни волн поднялись в небеса —/ Ни один пред грозой не трепещет,/ Ни один не свернет паруса”.

С годами в поэзии Гумилева становится меньше экзотики, но его пристрастие к сильной, необычной личности остается неизменным. Такие люди не созданы для будничной, повседневной жизни, они ей чужды. К ним поэт относит и себя. Он много размышляет о своей смерти и представляет ее неизменно в героическом ореоле:“И умру я не на постели/ При нотариусе и враче,/ А в какой-нибудь дикой щели,/ Утонувшей в густом плюще”.

Много стихотворений Гумилев посвятил теме любви. Главная героиня его любовной лирики может принимать различные облики — и сказочной принцессы, и фантастической египетской царицы, и легендарной возлюбленной Данте — Беатриче, и Маргариты из “Фауста” Гете. Особенное место в его поэзии занимают стихотворения, посвященные Анне Ахматовой, с которой поэта связывали сложные, неровные отношения, сами по себе достойные романного сюжета (“Из логова змиева”, “Она”, “Укротитель зверей” и др.).

Поздние стихотворения Гумилева отличает пристрастие поэта к философским темам. Он жил в то время в голодном и страшном Петрограде, занимался активнейшей работой по собиранию литературных сил, создавал студии для молодых поэтов, был их кумиром и наставником. И в это же время Гумилев создает свои лучшие стихи, наполненные раздумьями о человеческой жизни, о судьбе России, о предназначении поэта (“Память”, “Шестое чувство”, “Заблудившийся трамвай”, “Пьяный дерв

Поэзия Гумилева более зрительная, чем слуховая, ей не свойственна, скажем, есенинская напевность, ей свойственны необычайная яркость, многоцветие, сила лирического напора.

Мне хотелось бы подробнее остановиться на стихотворении Гумилева “Слово” из сборника “Огненный столп”.

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя.

Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что слово это — Бог.

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества,

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.

В этом стихотворении автор размышляет о природе слова. Он противопоставляет два пути познания мира: логический, необходимый для повседневной жизни, для практических целей, — выражением его является “умное число”, и высший, Божественный путь, воплощенный в слове.

Данное произведение Гумилева продолжает традицию, восходящую к поэзии Пушкина и Лермонтова. Гумилев говорит, что именно поэт в современном мире, в котором люди забыли Божественную суть слова, напоминает о ней людям. Утверждая свою мысль, автор обращается к самому важному авторитету для человека христианской культуры — к Евангелию. Стихотворение отличает высокий стиль. Поэт использует здесь архаизмы (“оный день”, “осиянно”), что соответствует традициям русской поэзии. По самой своей интонации произведение звучит, как торжественное заклинание.

Гумилев стал одним из символов культуры “серебряного века”. И в его гибели есть не только трагическая, но и символическая сущность: культурный ренессанс в России был уничтожен, как был убит и его поэт.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector