Размышление: Что я думаю о Чехове

Он мог стать знаменитым врачом, но не стал. С медициной романа не получилось. Юрист тоже из него не вышел. В раздумье и безденежье он начал писать о том, что замечал или слышал, и помещать в «Листках» и иллюстрированных журнальчиках. Так стал литератором. А публика, почтенная публика полюбила «Антошу Чехонте» — молодого человека в пенсне, совершенно обыкновенного внешне. За что? Чехов возвел в ранг искусства изображение обыденной жизни. Все его ранние сочинения — о, мягко говоря, не героических личностях, и что характерно, даже объем рассказов — маленький. Какая противоположность романистам Толстому или Гончарову! А. Чехов довел обыкновенное повествование об обыкновенном событии до полного совершенства. А далее, как у всякого виртуоза, как у Паганини или Рихтера, у Чехова следует новый взлет — «Степь», «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня».

  • Это усталый полдень жизни. Его рисовал Чехов с горькой усмешкой. Чехов не был бы Чеховым, не был бы великим писателем, не был бы интеллигентным русским человеком, если бы к простодушной и доброй эстетике зрелого периода не примешалось его отношение к жизни, прощающее, с усмешкой, любящее, но с горечью. Вот лейтмотив и «Дяди Вани», и «Сестер», и «Вишневого сада»: «Что же тут уважать? Конечно, все плохо. И всем ужасно скучно».

Пушкин, Толстой, Достоевский, Гончаров, даже Салтыков-Щедрин — вылеплены природой или Богом крупно и сильно и в творчестве, и в лицах. Чехов сотворен иным способом. Этот тихий изящный человек словно вычерчен тонкой иглой, с чрезвычайным благородством всех линий. В Чехове Россия полюбила себя.

  • «Все у него вышло как у всех русских, — замечает Василий Розанов по поводу Чехова, — учился одному, а стал делать другое; конечно, не дожил до полных лет. Кто у нас доживает? Гнезда не имел, был странствующий. Ни звука резкого, ни мысли большой. А вот слушаешь и слушаешь, и забываешь, что дождь идет, что так глупо все, и не то что миришься с глупым, — этого нет, — но в безмерно глупую и дождливую эпоху находишь силы как-нибудь пересуществовать ее, перетащиться по ней».

В этом состоит истинная мудрость Чехова: в героическую эпоху надо жить героиче-ски, а в негероическую эпоху все-таки не разбивать о стену голову. Эту мысль о жизни он внушает нам. Хочется вспомнить эпизод его взаимоотношений с Максимом Горьким. Написав знаменитую пьесу, Горький со свойственным ему пролетарским простодушием назвал ее «На дне жизни». Чехову в пьесе понравилось все, кроме заглавия, и он посоветовал Горькому изменить его. Так возник образ-символ, знак, впитавший в себя, словно губка, значительную часть типических черт тогдашней реальности. В этом весь Чехов, в грустной незавершенности, в том, как он переживает и чувствует, как смотрит и что видит.

Конспект урока А.П. Чехов «Судьба, личность, творчество.»

Конспект урока А.П. Чехов «Судьба, личность, творчество.»

А. П. ЧЕХОВ: СУДЬБА, ЛИЧНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО. РАССКАЗ «СМЕРТЬ ЧИНОВНИКА»: ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА»

Цели урока русской литературы:

  1. продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П. Чехова;
  2. дать понятие о сюжете, композиции, жанре, хронотопе рассказа «Смерть чиновника»;
  3. выяснить философско-нравственную проблематику рассказа методом анализа текста;
  4. совершенствовать умения и навыки определять тему и идею произведения, умение соотносить начало и финал;
  5. развивать читательскую культуру;
  6. воспитывать гражданскую позицию, самоуважение.

Оборудование, для проведения урока по русской литературе: учебник, текст рассказа «Смерть чиновника», схема, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока русской литературы: урок — анализ художественного произведения.

Википедия. Антон Павлович Чехов (17 (29) января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния (теперь Ростовская область) — 2 (15) июля 1904, Баденвайлер[4]) — русский писатель, прозаик, драматург. Общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900—1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира.

Прогнозируемые результаты открытого урока:

ХОД УРОКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Организационный этап

2. Актуализация опорных знаний

Погружение в тему урока: беседа

  1. Какие рассказы А. П. Чехова вы помните и о чём они?
  2. Что характерно для всех рассказов Чехова?
  3. Кто такой «маленький человек»?
  4. Давайте вспомним авторов, их произведения, в которых основной была тема «маленького человека». (А. С. Пушкин «Станционный смотритель», «Медный всадник»; Н. В. Гоголь «Шинель», «Повесть о капитане Копейкине» из поэмы «Мёртвые души»; Ф. М. Достоевский «Бедные люди».)
  5. Какие чувства вызывали все эти «маленькие люди»?

3. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Как-то так сложилось, имя Антона Павловича Чехова сразу же вызывает представление о русском интеллигенте. Сделаем небольшое отступление. Слово «интеллигенция», несмотря на его латинский корень, возникло в России (его ввёл писатель П. Д. Боборыкин). Обычно считается, что интеллигент — это человек, занимающийся творческим, умственным трудом. Однако в русской традиции принято было придавать термину «интеллигенция» не профессиональный, а нравственный оттенок. Согласитесь, можно иметь высшее образование и — увы! — не быть интеллигентом. И наоборот, занимаясь любой деятельностью, являться интеллигентом в самом высоком и благородном смысле, который в нашем сознании ассоциируется с Чеховым — человеком нравственно безупречным, мягким, деликатным в отношениях с людьми, но в то же время твёрдым в отстаивании своих принципиальных позиций. Достаточно вспомнить, как решительно и достойно отказался Чехов от звания академика в знак протеста против признания выборов А. М. Горького в ту же Академию недействительными. Чехов — это не памятник, не пророк, а человек, идущий рядом, с голосом негромким и спокойным. С ним можно просто поговорить, и он скажет что-то очень важное и нужное не всему человечеству сразу, а вам одному, потому что относится он к читателю как к равному, признавая и уважая его неповторимую индивидуальность, его право на собственное мнение, собственную позицию.

Существует чеховская школа в литературе. Есть и другая чеховская школа — школа нравственного воспитания. Первая важна прежде всего для писателей, вторая — для всех нас. (Обращение к эпиграфу урока.)

4. Работа над темой урока

«Умники и умницы»: работа в парах с раздаточным материалом

По данному материалу подготовьте сочинение-рассказ (устно): «Каким я представляю себе А. П. Чехова? ». Для выполнения задания предлагается консультация.

Из писем А. П. Чехова (в отрывках)

I. М. М. Чехову 29 июля 1877 года, Таганрог . Отец и мать единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно их безграничное детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни.

II. М. П. Чехову Между 6 и 7 апреля 1879 года, Таганрог Дорогой брат Миша.

Не нравится мне одно: зачем ты величаешь особу свою «ничтожным и незаметным братишкой». Ничтожество своё сознаёшь? Не всем, брат Миша, надо быть одинаковыми. Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожество.

III. Д. В. Григоровичу 28 марта 1886 года, Москва Ваше письмо, добрый, горячо любимый благовеститель, поразило меня, как молния. Я едва не заплакал, разволновался и теперь чувствую, что оно оставило глубокий след в моей душе.

Если у меня есть дар, который следует уважать, то каюсь перед чистото; вашего сердца, я доселе не уважал его. Я чувствовал, что он у меня есть, но привык считать его ничтожным. Все мои близкие всегда относились снисходительно к моему авторству и не переставали дружески советовать мне не менять настоящее дело на бумагомарательство. За пять лет моего шатания по газетам я успел проникнуться этим общим взглядом на свою литературную мелкость._ Это первая причина. Вторая — я врач и по уши втянулся в свою медицину, так что поговорка о двух зайцах никому другому не мешала так спать, как мне.

Пишу всё это для того только, чтобы хотя немного оправдаться перед Вами в своём тяжком грехе. Доселе я относился к своей литературной работе крайне лёгкомысленно, небрежно, зря. Вся надежда на будущее. Мне ещё только 26 лет. Может быть, успею что-нибудь сделать, хотя время бежит быстро.

IV. Н. П. Чехову Март 1886 года, Москва

Воспитанные люди должны, по моему мнению, удовлетворять следующим условиям:

  1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
  2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Пётр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят благодаря тому, что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюёт на водку.
  3. Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.
  4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, не держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
  5. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не говорят: «Меня не понимают!». потому что это бьёт на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво.
  6. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они горды своим талантом.
  7. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу.

И т. д. Таковы воспитанные. Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. Тут нужны беспрерывный труд и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час.

Презентация результатов работы

2. Заслушивание кратких «Литературных визиток» о жизни и творчестве А. П. Чехова (см. домашнее задание предыдущего урока)

3.Аналитическая работа с текстом рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника»

а) Сообщение учителя об истории создания рассказа.

— Вершиной комического несоответствия между тем, что должно быть с точки зрения здравого смысла, и тем, что произошло на самом деле, является событие, положенное в основу рассказа «Смерть чиновника» (1883). Впервые напечатан в журнале «Осколки», 2 июля 1883 года, № 27, с подзаголовком «Случай». Рассказ включён в сборник «Пёстрые рассказы» (1886), перепечатывался во всех последующих изданиях сборника. Все произведения этого сборника раскрывают тему «маленького человека».

По воспоминаниям Чехова, сюжет рассказа «Смерть чиновника» сообщил Антону Павловичу В. П. Бегичев. Он был прост: какой-то человек, неосторожно чихнувший в театре, на следующий день пришел к незнакомому человеку и стал просить извинения за то, что причинил ему в театре беспокойство. Забавный анекдотический случай. Достаточно было бы похлеще обыграть этот комиче-ский инцидент, и рассказ готов. Чем бездумнее и смешнее, тем лучше. Чехов решительно порывает с этой традицией. В рассказе Чехова один из участников событий оказывается мелким чиновником, другой — генералом. Фамилия чиновника — Червяков — должна говорить сама за себя, подчеркивая приниженность экзекутора Ивана Дмитриевича. Эта исходная ситуация порождает, казалось бы, вполне традиционный конфликт, идущий ещё от гоголевской «Шинели». Так безобидный анекдот перерастает под пером Чехова в сатиру на господствующие нравы и обычаи. Смерть чиновника смешна, но эта смешная история в то же время и трагична, так как рисует картину обескураживающего обмельчания и обеднения личности в результате её подчинения господствующим нравам.

б) «Из секретов литературоведения»: словарная работа (запись на доске и в тетрадях)

Юмор — особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие. Отличается более мягким отношением к недостаткам жизненных явлений, поведению людей, способен вызвать лишь незлобивую улыбку и основывается лишь на использовании приёмов остроумия и смысловой игры.

Ирония — особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.

Подтекст — в литературе (преимущественно художественной) — скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учётом ситуации.

в) Коллективная работа над составлением опорной схемы «Композиция рассказа “Смерть чиновника”» (запись на доске и в тетрадях)

Комментарий учителя. Чем короче рассказ, тем больше мастерства требуется от автора — в малом сказать о большом. Требуется очень чётко продумать Завязка — «. Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось. он отвёл от глаз бинокль, нагнулся и. апчхи. Чихнул, как видите».

Развитие — «Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал».

Кульминация — «— Пошёл вон. — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

— Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса».

Развязка — «. вышел на улицу и поплёлся. Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и. помер».

г) Аналитическая беседа

  1. Какая неприятность приключилась с Червяковым?
  2. Какие несуществующие действия приписывает генералу не на шутку оробевший, обеспокоившийся, запаниковавший Червяков?
  3. Как реагирует генерал на назойливость чиновника? Оправданы ли эти действия?
  4. Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала?
  5. Смешно нам или грустно? В чём заключается комический характер конфликта?
  6. Над чем смеётся автор? Могут ли такие люди встретиться нам в сегодняшней жизни?
  7. В чём, по-вашему, заключается ирония, а в чём юмор в рассказе?
  8. Как трансформировалась в рассказах А. П. Чехова тема «маленького человека»?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Рассказ «Смерть чиновника» написан в жанре сценки. Это короткий юмористический рассказ, картина с натуры, комизм которой состоит в передаче разговора персонажей. Чехов поднял сценку до уровня большой литературы. Главное в сценке — речь персонажей, правдоподобно бытовая и смешная одновременно. Важную роль играют заглавие и говорящие фамилии персонажей. Так, проблема рассказа «Смерть чиновника» заявлена в самом заголовке, представляющем сочетание противоположных понятий. Произведение Чехова, заранее можно предположить,— это рассказ не об исчезновении человеческой индивидуальности, а о прекращении функционирования чиновника, некоего бездушного механизма. В рассказе умирает не столько человек, сколько его внешняя оболочка.

Рассказ в целом написан в рамках критического реализма. В концовке Чехов совсем резок, открыт. Этим «помер» он выводит рассказ за рамки бытового реализма. Поэтому рассказ ощущается как вполне юмористический: смерть воспринимается как несерьёзность, условность, обнажение приёма, ход. Писатель смеётся, играет, само слово «смерть» не берёт всерьез. В столкновении смеха и смерти торжествует смех. Он и определяет общую тональность произведения. Так смешное у Чехова переходит в обличительное.

VI. Домашнее задание по русской литературе

  1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем: «Как я борюсь с “маленьким человеком” в себе?»; «Образ современного “маленького человека”».
  2. Прочитать рассказ А. П. Чехова «Тоска».

Биография Чехова

Ранние годы

Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре.

Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.

Начало литературного пути

Дебют в печати Чехова состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.
Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого.

Затем в биографии Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин (апрель-декабрь 1890г.).

Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю.

Поздние годы. Смерть писателя

После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям (1892-1899). В то время было написано много произведений, среди которых: пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня». Постановка «Чайки» на сцене МХАТа в 1898 году стала заслуженным триумфом Чехова-драматурга.

Затем из-за туберкулеза биография Антона Чехов пополняется еще одним переездом – в Ялту, где у него в гостях бывают Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан, М. Горький.

Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах.

Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2 (15) июля 1904 года.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым популярным среди них был Антоша Чехонте.
  • В семье Чехова считалось, что фамилия их рода происходит от предка чеха.
  • Женой драматурга Чехова была артистка театра Ольга Леонардовна Книппер, которая пережила его на 55 лет. После смерти мужа по завещанию она получила дачу в Гурзуфе и пять тысяч рублей.
  • У Чехова было две любимых собаки породы такса, которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Чехова

Квест

Мы подготовили интересный квест о жизни Антона Павловича- пройти.

Тест по биографии

После прочтения краткой биографии Чехова обязательно проверьте себя тестом:

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Мне надо написать конспект о Чехове

Переписка А. П. Чехова и А. Н. Плещеева

А. П. ЧЕХОВ И А. Н. ПЛЕЩЕЕВ

ЧЕХОВ — А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ

Дорогой Алексей Николаевич!

А. Н. ПЛЕЩЕЕВ — ЧЕХОВУ

Петерб. 21 января.

Ваш душевно А. Плещеев.

ЧЕХОВ — А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ

ЧЕХОВ — А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ

Здравствуйте, дорогой Алексей Николаевич!

ЧЕХОВ — А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ

Весь Ваш душевно А. Чехов.

А. Н. ПЛЕЩЕЕВ — ЧЕХОВУ

8 февраля. Петерб,

Ваш сердечно А. Плещеев.

ЧЕХОВ — А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ

ЧЕХОВ — А. И. ПЛЕЩЕЕВУ

A. H. ПЛЕЩЕЕВ — ЧЕХОВУ

Петербург. Марта 10.

Ваш душевно А. Плещеев.

А. Н. ПЛЕЩЕЕВ — ЧЕХОВУ

Петербург, 30 марта 88 г.

ЧЕХОВ — А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ

ЧЕХОВ — А. И. ПЛЕЩЕЕВУ

ЧЕХОВ — А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ

ЧЕХОВ — А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ

ЧЕХОВ — А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ

А. Н. ПЛЕЩЕЕВ — ЧЕХОВУ

Ваш душевно А. Плещеев.

ЧЕХОВ — А. И. ПЛЕЩЕЕВУ

ЧЕХОВ — А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ

ЧЕХОВ — А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ

ЧЕХОВ — А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ

Ваш Antoine, он же Потемкин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector