Тема пошлости и «нищеты духа» в рассказах А

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

А. П. Чехов — признанный мастер короткого рассказа, в маленьких но объёму произведениях ему удавалось показать не только определённый жизненный этап героя, но и весь путь человека, поставить перед читателем вечные проблемы бытия. Его «умение говорить коротко о длинных вещах» отмечали ещё современники писателя. В отличие от произведений XIX века, в основу которых было положено действие, рассказы Чехова внешне бессо-бытийны, в них воспроизведены будничные, повседневные явления жизни. Однако, по Чехову, именно такая жизнь, лишенная потрясений, опасна, ибо может привести к деградации личности, опошлению человека. В связи с этим нужно сказать, что тема пошлости и обыденщины занимает центральное место во всём творчестве писателя. Понятие «пошлости» осмысливается Чеховым как особая социально-духовная субстанция.

Чехов уделяет большое внимание теме пошлости и «нищеты духа», уже в ранних юмористических рассказах («Хамелеон», «Смерть чиновника»), рассматривая её при этом на разных уровнях: это и опошление человека, вызванное страхом перед вышестоящими, «значительными лицами» (тема «маленького человека»), и деградация личности, живущей по циркулярам и шаблонам (тема «футлярной жизни»), и обезличивание человека, утрачивающего индивидуальность (тема деградации личности).

В начале творческого пути Чехов в юмористических рассказах дал свою трактовку темы «маленького человека» . В отличие от других писателей, рассматривающих эту тему, Чехов впервые заговорил о том, что в неизменности чиновничьей системы виноваты сами «маленькие люди», ибо именно они являются её главными хранителями.

Иронически описывает Чехов ситуацию, в которую попал Червяков, герой рассказа «Смерть чиновника»; нечаянно чихнув и обрызгав генерала, он постоянно ходит извиняться перед ним, потому как ощущает свою безграничную вину. Ситуация до смешного нелепа: его, Червя-кова, никто не заставляет унижаться перед генералом, однако раболепие и пресмыкательство так плотно вошли в его кровь, что он делает это уже подсознательно. Именно такие черты, как чинопочитание, добровольное самоуничижение, по мысли автора «Смерть чиновника», приводят к деградации личности, «нищете духа».

Убеждён в превосходстве «генеральского» над «прочим» и герой рассказа «Хамелеон» Очумелов, долженствующий найти хозяина потерявшейся собаки. Хотя сам генерал так и не появляется «на сцене», упоминание о нём всё равно играет большую роль для полицейского надзирателя: в зависимости от этого меняется его реакция. Как и Червяков, Очумелов испытывает особое благоговение перед генералом. Герои, хотя и разные по своему социальному положению, родственны в понимании общих законов, согласно которым «маленький человек» обязан подчиняться старшему по званию. Такой «порядок» они оберегают всеми силами.

Человек, самовольно пресмыкающийся перед людьми, стоящими выше по социальной лестнице, начинает бояться не только их («директора, попечителя, властей»), но и самой жизни, полной неожиданностей, случайностей. Таков герой рассказа «Человек в футляре», учитель греческого языка Беликов. «Постоянное и непреодолимое» стремление этого героя отгородиться от «внешних влияний» дошло до абсурда: все свои вещи он упаковывает в различные чехлы, коробочки, футляры. Беликов не стремится что-либо изменить в своей жизни, разнообразить её, в разрешении чего-то нового скрывается, как считает герой, опасность. Как и у героев юмористических рассказов (превосходство «генеральского» над «прочим»), у Беликова есть своё жизненное кредо, свой принцип, которому он строго следует: «как бы чего не вышло». Даже появление в его существовании «живой» жизни, непрестанного движения, которое олицетворяет Варенька Коваленко, не способно изменить постоянного уклада его жизни. Смерть для героя оказывается своеобразным спасением, да и умирает он с «весёлым» выражением на лице.

Интересно, что художественная деталь («футляр»), использование которой очень характерно для поэтики Чехова, в данном рассказе перерастает в нечто большее, чем изобразительное средство. Она приобретает символическое значение: всякое наличие «футляра» — это уход от реальной действительности, искусственное отгораживание от мира.

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Анализ рассказа «Гранатовый браслет» А.И. Куприна

В основу рассказа «Гранатовый браслет» был положен реальный случай: в жену одного из российских губернаторов Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно влюблен телеграфный чиновник Желтиков, который однажды послал подарок любимой женщине — простенькую позолоченную цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. По словам ее сына, это был «курьезный случай, скорее всего, анекдотического характера». Однако под пером Куприна этот «курьезный случай» превращается в трагическую историю любви. А позолоченная цепочка – в гранатовый браслет. Кстати, а почему в гранатовый?
«Это камень любви, гнева и крови. На руке человека, томящегося в лихорадке или опьяненного желанием, он становится теплее и горит красным пламенем… Если растолочь его а порошок и принимать с водой, он дает румянец лицу, успокаивает желудок и веселит душу. Носящий его приобретает власть над людьми. Он врачует сердце, мозг и память» — так в рассказе «Суламифь» царь Соломон, даря своей возлюбленной драгоценности, говорит о «внутренней природе камней, об их волшебных свойствах и таинственных значениях».
Итак, главная героиня рассказа княгиня Вера Николаевна Шеина получила на изменив и другую драгоценность – серьги из грушевидных жемчужин от мужа. Жемчуг же издавна являлся символом, с одной стороны, духовной частоты, с другой – недоброго предзнаменования. Предчувствуем именно недобрых предзнаменований пронизан рассказ.
Вспомним, с чего все начинается. С пейзажа, с описания «отвратительных погод», принесших холод, ураганный ветер, на смену, которым приходят прелестные солнечные дни. Вновь вернувшееся лето кратковременно, как коротка спокойна радость Веры. Ее ожидание «чего-то счастливо-чудесного» от дня своих именин, то и дело омрачается вроде бы незначительными происшествиями. Вот Анна, ее любимая сестра, «быстро подойдя к самому краю обрыва, отвесной стеной падавшего в море, заглянула вниз и вдруг вскрикнула в ужасе и отшатнулась назад с побледневшим лицом». Вот вспомнили о морском петухе, которого утром принес рыбак: «Прямо какое-то чудовище. Даже страшно». Вот Вера «машинально пересчитала гостей. Оказалось – тридцать». Вот в разгар карточной игры горничная приносит письмо и браслет с пятью гранатами. «Точно кровь», — думает Вера с неожиданной тревогой. Так исподволь готовит автор своих читателей к главной теме рассказа.
События рассказа разворачиваются неспешно: идут приготовления к именинному обеду, постепенно съезжаются гости. Исподволь входит на страницы рассказа его основная тема – тема любви. «Редчайший дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем», единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всеми другими героями рассказа. Не только грубый, недалекий Тугановский, легкомысленная кокетка Анна, но и умный, совестливый Шеин, почитающий любовь «величайшей тайной» Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде» (Л. Смирнова). Однако смысл рассказа совсем не в противопоставлении героев – княгини Шеиной и чиновника Желткова. В рассказе все глубже и тоньше.
Значительность произведению придает тема любви. С ее появлением все повествование приобретает иную эмоциональную окраску. Вот первое упоминание слова «любовь» на страницах рассказа: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разорения». С первых строк возникает ощущение увядания: сходное с осенней природой однообразное, словно дремотное существование семьи Шеиных, где укрепились прочные отношения, а чувства словно уснули. Однако любовь была вовсе не чужда Вере, просто стремление к ней притупилось. Она «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Это спокойствие и убивает Желтков.
Портрет Желткова как будто предвосхищен словами генерала: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине». Насколько обманчивы оказываются это впечатление! Даже князь Шеин способен оценить благородство души и силу любви этого худощавого телеграфиста: «… но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать». Именно поэтому он разрешит Желткову написать последнее письмо Вере, письмо, которое окажется сродни стихам о любви, в нем впервые будут сказаны слова, ставшие рефреном заключительной главы: «Да святится имя Твое». Несколькими годами раньше в одном из стихотворений цикла о Прекрасной Даме их использовал поэт Александр Блок. Дар предвидения, который подарил ей гранатовый браслет. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти.

233205 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Куприн А.И. / Гранатовый браслет / Анализ рассказа «Гранатовый браслет» А.И. Куприна

Смотрите также по произведению «Гранатовый браслет»:

Анализ рассказа Чехова «Ионыч»

Главной тематикой произведения А. П. Чехова «Ионыч» является особенности взаимодействия человеческого индивидуума и среды его обитания, а также сила влияния общественных норм на отдельно взятую личность.

Такая тема довольно часто встречалась в русской литературе, она поднимается в «Герои нашего времени» Лермонтова, «Обломове» Гончарова, «Горе от ума» Грибоедова.

Однако, в отличие от своих предшественников, А. П. Чехов видит эту тематику несколько под другим углом зрения, и разрабатывает собственный вариант выхода из сложившегося кризиса отношений между социумом и человеком.

Образ Ионыча

Главный герой произведения Дмитрий Ионыч Старцев, молодой врач, которого по распределению направляют работать в городок Дялиже. Старцев полностью отвечает всем канонам образованности и интеллигентности: он практичен, совсем немногословен, учтив в обществе, обладает хорошим багажом знаний по литературе и истории.

Наш герой представляет собой резкий контраст из той средой, в которую он попал. Жители городка в своем большинстве были малообразованные. Самой культурной семьей, по мнению горожан, были Туркины. Вера Туркина писала романы, ее муж Иван Петрович превосходно шутил, а дочь Екатерина профессионально играла на фортепиано.

Однако, при первом же знакомстве с семейством, Старцев обнаруживает, что никто из них по-настоящему не владеет ни талантами, ни должной образованностью. У Дмитрия Ионовича появляется симпатия к Екатерине, позже переросшая в настоящую любовь.

Именно страх оскорбить чувства возлюбленной, не позволяет главному герою смело высказать свое мнение о недалекости, глупости и заносчивости ее родителей. Дмитрий Ионович осмеливается предложить Кате выйти за него замуж, но неожиданно получает, ни чем не обоснованный отказ.

Это стало огромной душевной травмой для молодого врача, ведь он считал себя куда более умным и образованным, чем все вместе взятое семейство. Затаивши глубокую обиду, в знак протеста Старцев полностью прекращает близкое общение, как с Туркиными, так и с остальными жителями городка.

Деградация Ионыча

Спустя четыре года, Дмитрий Ионович стал известным врачом, имеющим большую практику. Он продолжает призирать ненавистное и раздражающее своей глупостью и неотесанностью общество. Радуется, что не женился на Екатерине, так как с возрастом она стала непривлекательной, разочарованной жизнью женщиной.

С приобретением состояния, незаметно для себя, Старцев постепенно терял ту интеллигентность, которая была ранее присуща ему. Он напрочь забыл о необходимости духовного и культурного развития. Главной целью его жизни стало накопление богатства, строительство новых домов для себя.

Из милейшего интеллигентного юноши Дмитрий Ионович превратился в грубого, вечно недовольного жизней мужика. Деградация Старцева вызывает у людей отвращение, и они начинают называть его достаточно неуважительно Ионыч.

Из-за недостаточного уровня образования в обществе, Ионыч не только скатился до его уровня, но в чем-то даже начал отставать от него. Внутренних сил, которые позволили бы самостоятельно поднимать свой уровень культурного развития, у Старцева не было. Деньги для него заменили книги и искусство.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Лесков «Левша»: патриотизм в рассказе, тема русской души
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspГорький «На дне»: образы и главные герои, трагедия общества

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Реферат на тему: Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» Работавший над циклом “Темные аллеи” в течение многих лет, И. А. Бунин уже на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл “самым совершенным по мастерству”. На мой взгляд, действительно, рассказы, вошедшие в сборник, — образец величайшего таланта писателя и, кроме того, взгляд на жизнь по-настоящему мудрого человека, человека, приблизившегося к разгадке величайших тайн мира. Основной темой цикла становится тема любви, но это уже не просто любовь, а любовь, раскрывающая самые потайные уголки человеческой души, любовь какоснова жизни и как-то призрачное счастье, к которому мы все стремимся, но, увы, так часто упускаем. Уже в первом рассказе, получившем, как и весь сборник, название “Темные аллеи”, появляется одна из основных тем цикла: жизнь неумолимо идет вперед, мечты об утраченном счастье иллюзорны, ибо человек не может влиять на развитие событий. Герой рассказа встречает на постоялом дворе женщину, которую соблазнил и бросил в молодости. Теперь, по прошествии многих лет, он может сказать, что никогда в жизни не был счастлив. Но ошибся ли он тогда? Видимо, дело не в этом. Человек в произведениях А. И. Бунина находится в замкнутом кругу обыденности, пошлости и тоски. Лишь изредка улыбается ему счастье, а потом уходит навсегда. Герои произведений писателя обостренно чувствуют прекрасное, но никогда при этом не вступают в борьбу за него. Философия бунинских героев основана на ощущении невозможности изменить что-либо в жизни, а потому они лишь жадно ловят мгновения счастья, страдают, если оно проходит мимо, но никогда за него не борются. По мысли писателя, человечеству отпущено лишь ограниченное количество счастья, а потому то, что дается одному, отнимается у другого. В рассказе “Кавказ” героиня, убегая с возлюбленным, покупает свое счастье ценой жизни мужа. И. А. Бунин удивительно подробно и прозаично описывает последние часы жизни героя: “На другой день. он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал. выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван, выстрелил себе в виски из двух револьверов”. Все это, несомненно, связано с общей бунинской концепцией жизни. Человек умирает не в состоянии аффекта, а потому, что свою долю счастья в жизни он уже получил и жить ему больше незачем. Убегая от жизни, от боли, герои И. А. Бунина испытывают радость, потому что боль становится подчас непереносимой. В самоубийство вкладывается вся воля, вся решимость, которых человеку так недостает в жизни. Стремясь получить свою долю счастья, герои Ивана Алексеевича Бунина часто эгоистичны и жестоки. Они осознают, что щадить человека бессмысленно, ибо счастья на всех не хватит, а раньше или позднее ты испытаешь боль утраты — не важно. Писатель даже склонен снять ответственность со своих героев. Поступая жестоко, они лишь живут по законам жизни, в которой они не в силах ничего изменить. В рассказе “Муза” героиня живет по принципу, который продиктован ей моралью общества.

В самом деле, как объяснить действительно легендарную любовь помещика Хвощинского к горничной Лушке («Грамматика любви», 1915), который после её смерти «затворился в доме, в той комнате, где жила и умерла Лушка, и больше двадцати лет просидел на её кровати… в Лушкиному влиянию приписывал буквально всё, что совершалось в мире» (Б, 4, 300). Герой-рассказчик пытается проникнуть в тайну этой необыкновенной любви, стремится понять, что за человек был Хвощинский, чем особенно примечательна была Лушка, пристально всматривается в их сына, в интерьер усадьбы, в предметы обихода, наконец — просматривает так много значившую для Хвощинского книгу «Грамматику любви». Но ответа не находит: всё очень просто, обыденно и — непонятно. Ясно одно: всякая любовь всегда — исключение из правил. Цикл рассказов «Темные аллеи» Бунин писал с 1937 по 1945 год. О времени, когда создавался этот цикл, он сказал достаточно выразительно: «”Декамерон” написан был во время чумы. „Темные аллеи” в годы Гитлера и Сталина — когда они старались пожрать го»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: