RARUS S GALLERY

Fine Books,Prints,Photographs & Icons

Забавная библиография

Сейчас на сайте

Ваше мнение

Четыре басни И. Крылова. С неизданными рисунками А. Орловского.

СПб.: Кружок Любителей Русских Изящных Изданий, 1907. [18], [30] с., двойная сюита иллюстраций: приплетены Отдельные оттиски рисунков А. Орловского с отдельной издательской обложкой с золотым тиснением: 4 рисунка, 3 виньетки. Библиофильский экземпляр из тиража в 27 экземпляров для членов Кружка, однако, не нумерованный, также на задней обложке имеется только издательская марка Кружка работы М.В. Добужинского, а цена книги не проставлена, как это сделано в обычных экземплярах. Первое издание, в котором появились рисунки Орловского к басням Крылова, долгое время хранившиеся в частных собраниях. В шрифтовой двухцветной издательской обложке. 33х24,5 см. Второе по счету издание Кружка. С двойной сюитой — чрезвычайная библиофильская редкость!

Книги Кружка любителей русских изящных изданий (1903—1917) являются в полной мере библиофильскими, предназначенными для привилегированного покупателя — дорогими, малотиражными, нумерованными, отпечатанными на прекрасных сортах бумаги, с иллюстрациями лучших художников, в переплетах известных мастеров и т.п. Несомненно, наш экземпляр относится к таковым. В.А. Верещагин вспоминал: «Своеобразный интерес имеет и второе наше издание (1907 г.) «Четыре басни Крылова, с рисунками А. Орловского»— своеобразный потому, что показало художника в качестве никому еще до тех пор не известного книжного иллюстратора. Рисунки эти мы нашли в собрании Е.Г. Швартца, унаследовавшего их вместе с разными картинами и рисунками от известного собирателя 1820-х годов Томилова , в имении которого Орловский гостил почти каждое лето. Мятежный романтик, неспособный по характеру своему ни на какой продолжительный труд, получив, вероятно, заказ на иллюстрацию всех басен Крылова, бросил работу на четвертой из них. Все четыре его рисунка отличаются столь ему свойственными достоинствами и недостатками, которые я подробно разбираю в моей о нем монографии. В начале деятельности Кружка и в таком составе — всего 11 членов — открылись наши действия в ресторане Знаменской гостиницы, принадлежавшей отцу Н.В. Соловьева. Эта первая страница тринадцатилетней жизни Кружка не лишена оригинальности. Вообразите себе ресторанный кабинет, в котором ежедневно происходят оргии, зеркало, изрезанное женскими именами, пианино с дребезжащими звуками и следами шампанского на струнах, обитая трипом мебель, вся в пятнах подозрительного свойства, запах глубоко въевшегося в нее табачного дыма и винных паров, и в углублении, в облезшей позолоте — громадный памятник «Славы», угрюмый и сосредоточенный. Мы собирались в этом кабинете в продолжение долгих месяцев.

Тут же нас постигла и первая неудача. Решили мы начать деятельность Кружка с издания «Медного Всадника», поручив его иллюстрацию Александру Бенуа. Но когда я, месяца через два, принес интересные, как всегда, рисунки художника, они вызвали такую жестокую бурю, которая в один миг смела наши предположения и надежды. Началась беспощадная и почти единодушная критика этих «футуристических», как выражались, произведений. Пришлось покориться и снять с очереди самый вопрос об издании «Медного Всадника». Это издание появилось несколько времени спустя с теми же рисунками в издательстве Голике и Вильборга, и имело вполне заслуженный успех. Неудача «Медного Всадника» неблагоприятно отразилась на дальнейшей деятельности Кружка, в «Знаменский», по крайней мере, период его существования. Хотя мы по-прежнему продолжали собираться в нашем «веселом кабинете», но временно от всякого издательства отказались, как ввиду скудости средств, так и ввиду того, что печатать в кредит — как мы собирались — можно было, лишь рассчитывая на быстрый успех, далеко не обеспеченный. В таком же почти положении оказались мы и в новом помещении Общества деятелей печатного дела», в словолитне И.И. Лемана на Звенигородской, куда мы переехали приблизительно через год. В этом, однако, помещении удалось выпустить первое наше издание «Невский проспект» Гоголя, за которым следовали «Четыре басни» Крылова и один или два выпуска «Материалов для библиографии». Но пребывание наше в словолитне ознаменовалось событием гораздо более важным и послужившим основанием всего последующего благополучия Кружка. В 1907 году, вскоре после кончины И. В. Ратькова, его отец передал нам в память своего покойного сына капитал в 10 000 рублей. Этот капитал дал Кружку возможность обзавестись, благодаря второму нашему секретарю, энергичному П.П. Вейнеру, уютной квартиркой в доме его матери, на Сергиевской, меблировать ее и почувствовать впервые твердую и незыблемую почву.

Переехали мы туда в 1908 году. И действительно, очень скоро после нашего устройства на Сергиевской, число членов, а следовательно, и членских взносов значительно возросло, что уже само по себе улучшало наши средства. Вступной взнос был 50 рублей и ежегодный 15 рублей, и, начав с 11 членов, мы кончили 70-ю. Кружок стал затем получать правильный доход от изданий и пользоваться таким же доходом от устраивавшихся после каждого заседания домашних аукционов из приносимых нашими сочленами гравюр, рисунков, книг, а иногда и старинных вещей, с отчислением 20 % выручки в его пользу. Вообще, деятельная жизнь Кружка началась только с переезда в это третье, и последнее, наше помещение. Состояло оно из одной большой комнаты, обращенной в зал заседаний, и трех поменьше: кабинета председателя, приемной и библиотеки, которая, к слову сказать, очень быстро обогатилась разного рода справочниками и книгами, подаренными членами Кружка. С этих пор собирались мы по-прежнему по понедельникам вечером, но уже в количестве 15—20 человек, обмениваясь впечатлениями, обсуждая новые начинания, нарушая, как говорит одна старая книжонка, «отдых пытливого ума и покой тревожного сердца»— в дружеской, интимной обстановке, среди людей, одушевленных одними интересами, культурными, для всех одинаковыми. И в этом равенстве общения и заключался пленительный уют наших собраний — равенстве полном и нерушимом, вопреки разнице возраста, служебного или общественного положения, материального благополучия, воспитания и образования. В добродушной и оживленной беседе проходили вечер за вечером, и я за тринадцатилетнее бессменное свое председательствование не могу назвать ни одного заседания, которое бы закончилось недомолвками и ссорами, борьбой уязвленных самолюбий».

Но вернемся к «Четырем басням И.А. Крылова». В это издание вошли басни Ивана Андреевича Крылова «Конь и всадник», «Квартет», «Собачья дружба» и «Демьянова уха». Каждая из них проиллюстрирована не издававшимися ранее рисунками замечательного русского живописца и графика начала XIX века Александра Осиповича Орловского (1777-1832). Талантливый рисовальщик, он создал многочисленные карандашные, акварельные, пастельные произведения романтического характера, одним из первых в России обратился к технике литографии и выполнил ряд отдельных листов и альбомов-серий, получивших широкое признание («Тетради на тему русского народного быта», 1825-1826 и др.). Именно ему посвятил Пушкин знаменитые строки:

«Бери свой быстрый карандаш,

Рисуй, Орловский, ночь и сечу!»

В 1812 году художник исполнил портрет Крылова; известно также, что Иван Андреевич заказывал ему иллюстрации для изданий своих басен. 7 рисунков Орловского к басням Крылова, как мы уже отмечали выше, были случайно найдены членами Кружка в коллекции Е.Г. Швартца, унаследовавшего её от коллекционера А.Р. Томилова — друга художника, у которого последний часто гостил летом. Как предполагал руководитель Кружка В.А. Верещагин, вероятно, Орловский получил заказ на иллюстрирование всех басен Крылова, но, «мятежный романтик, неспособный по характеру своему ни на какой продолжительный труд», он бросил работу, не доведя её до конца. Скорее всего, 7 рисунков были созданы летом в имении Томилова, и потому неоконченная сюита иллюстраций осталась в распоряжении хозяина поместья. Спустя почти столетие рисунки увидели свет в издании Кружка и впервые представили известного художника ещё и в качестве книжного иллюстратора. Изящные работы Орловского показывают нам незадачливого всадника; знаменитый квартет (мартышка, осёл, козёл и косолапый мишка); Полкана и Барбоса, сначала идиллически лежащих под окном, а в следующий момент схватившихся не на жизнь, а на смерть; сцену в избе Демьяна, пытавшегося накормить соседа своей ухой. Эти небольшие работы выполнены в узнаваемой манере Орловского, с прорисовкой мелких деталей, полутонов и нежных штрихов. Рисунки были помещены в издании в двух видах: 4 страничные иллюстрации, заключённые каждая в голубую рамку, и 3 небольших рисунка в виде концовок; все они воспроизведены способом фотолитографии в черно-белой гамме. Издание отпечатано типографией Р.Р. Голике и А.И. Вильборга на плотной бумаге верже желтоватого цвета. Страницы не пронумерованы. Шрифтовая издательская обложка решена как комбинация шрифтов начала XX века и рисованного шрифта, стилизованного под шрифт первой трети XIX века. На задней сторонке обложки — издательская марка Кружка работы М.В. Добужинского. Формат книги — «в большую четвёрку»; ширина книжного блока — 25 см, высота — 33 см. В книге имеются специальные сведения о тираже, прямо указывающие на её принадлежность к библиофильским: «Настоящее издание отпечатано в количестве 500 нумерованных экземпляров, причём №№ 1-27 с отдельною сюитою всех рисунков на японской бумаге, для членов Кружка. № . ». «Четыре басни И. Крылова», не в пример первому изданию Кружка, стоили всего 2 рубля, о чём сообщалось на задней сторонке обложки рядом с издательской маркой.

8 марта 1809 г. — «Басни» И.А. Крылова

Иван Крылов родился в семье бедного армейского офицера. Он рано узнал материальные лишения, ещё подростком вынужден был поступить на службу подканцеляристом. Переехав в Петербург, был мелким чиновником в Казённой палате. Отсутствие систематического образования будущий баснописец восполнял самостоятельным изучением литературы, математики, французского и итальянского языков.

Талант сатирика проявился у Крылова очень рано. В 14 лет он написал комическую оперу «Кофейница» (1782), в которой живо изобразил нравы провинциальных крепостников. В 1786-1788 гг. им созданы комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники», высмеивающие пустоту и развращённость столичного дворянства, и трагедия «Филомела», направленная против деспотизма.

В 1789 г. Крылов предпринял издание журнала «Почта духов», в котором печатал свои сатирические письма, смело обличавшие пороки дворянского общества, злоупотребления бюрократического аппарата.

Смелая сатира Крылова вызвала недовольство правящей императрицы Екатерины II — писателю пришлось прекратить литературную деятельность и на несколько лет скрыться в провинции. В 1799-1800 гг. неугомонным сатириком написана злая антиправительственная «шуто-трагедия» «Трумф» («Подщипа»), которая распространялась в рукописных списках. Лишь в 1806 г. Крылов смог вернуться в Петербург.

В 1809 году вышла 1-я книга басен, обозначившая начало активной работы Крылова как баснописца. Слава его возросла многократно.

Басни Крылова стали, как метко заметил Н.В. Гоголь, «. книгой мудрости самого народа». Подлинная народность, живописный и неиссякаемый по своему богатству язык делают творчество Крылова вершиной развития русской басни, ставят писателя в ряд мировых корифеев этого жанра. А.С. Пушкин отмечал глубокое национальное своеобразие басен Крылова, которое видел в «. веселом лукавстве ума, насмешливости и живописном способе выражаться. ».

В отличие от своих предшественников, у которых в басне главенствовал дидактический элемент — мораль, Крылов создал басню-сатиру, басню-комедийную сценку. По поводу басни Крылова «Крестьянин и овца» В.Г. Белинский писал, что это «. поэтическая картина одной из сторон общества, маленькая комедийка, в которой удивительно верно выдержаны характеры действующих лиц. ». В этом заключались задатки реалистического подхода писателя к действительности.

Басни Крылова выразили отношение народных масс к социальной несправедливости, а многие из них прямо направлены против деспотизма самодержавной власти и хищничества чиновной бюрократии («Волки и овцы», «Мор зверей», «Рыбьи пляски» и многие другие). Главным, непреходящим в его творчестве остаётся глубокий демократизм, выражение нравственного идеала народа, осуждение эгоизма и фальши дворянского общества (басни «Крестьяне и Река», «Листы и корни» и другие). Верой в нравственную силу народа проникнуты его басни, связанные с тематикой Отечественной войны 1812 г. («Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Раздел» и другие). В противовес традиционному схематизму жанра, условно-аллегорические персонажи басен Крылова несут в себе реальные черты людей; они включены писателем в широкую панораму русского общества, представляя его различные социальные слои — от царя до пастуха.

С баснями Крылова вошла в русскую литературу живая народная речь. Всё творчество Крылова-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка крылатые выражения, многие из которых тоже стали пословицами. Язык басен Крылова явился примером для А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя и других писателей.

Крылов написал более 200 басен с 1809 по 1843 гг. Они переведены более чем на 50 языков мира.

12 мая 1855 г. в Летнем саду Петербурга был открыт памятник Крылову работы П.К. Клодта, который стал первым памятником писателю в столице.

Книжный интернет-магазин Book24

Book24.ru — официальный интернет-магазин издательств ЭКСМО, МИФ и АСТ, а также их импринтов Like Book, fanzon, ГрандМастер, Песочные часы, Corpus и др.

На нашем сайте вы можете купить книги всех жанров и тематик. Book24.ru — ваш проводник в мир книг!

Book24.ru – это свыше 50 тысяч наименований товаров, выгодные цены, интересные акции и эксклюзивные предложения для самых взыскательных покупателей. Участие в нашей Программе лояльности позволяет накапливать бонусные баллы и экономить на покупках, Корпоративная программа открывает новые возможности для вас и сотрудников вашей компании, а все участники нашей Партнерской программы могут зарабатывать вместе с нами.

Над нашими подборками, рейтингами и обзорами работают непосредственно сотрудники издательств, которые не понаслышке знают о потребностях и предпочтениях читателей.

В интернет-магазине book24.ru большое внимание уделяется сервису. Совершая покупку у нас, вы можете рассчитывать на быструю и недорогую доставку, качественную упаковку, а также оперативную помощь наших сотрудников, которые являются экспертами в книжном деле с большим опытом работы.

Обложка басни крылова

ы видите перед собой первую «Булгаковскую энциклопедию» в электронном варианте. Она посвящена вам, поклонникам творчества самого загадочного русского писателя двадцатого века, всем тем, благодаря кому память о Булгакове не умирает.

Наша энциклопедия, несмотря на такое название, — неакадемична, но популярна. Нашей целью было собрать в ней наиболее интересные сведения о жизни и творчестве Булгакова.

В «БЭ» вы найдете разгадки многих тайн булгаковской биографии и произведений, узнаете о прототипах полюбившихся персонажей, прочтете замысловатые шифры «Мастера и Маргариты», «Белой гвардии», «Собачьего сердца», «Роковых яиц», «Бега». Здесь разрушаются мифы, созданные вокруг имени Булгакова, и исследуются мифы, сотворенные самим писателем.

«БЭ» — интеллектуальное и увлекательное чтение в Интернет. В ней мировая демонология соседствует с историей христианства, родные и близкие Булгакова — с великими философами и писателями, булгаковская Москва — с таинственным Ершалаимом.

Михаил Афанасьевич Булгаков вошел в мировую литературу прежде всего как автор романа «Мастер и Маргарита», который многие вдумчивые читатели считают лучшим романом двадцатого столетия. Поэтому отдельные статьи посвящены придуманным зданиям романа, вроде Дома Грибоедова, и нескольким десяткам основных персонажей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector