Сайт не настроен на сервере

Сайт www.lovelegends.ru не настроен на сервере хостинга.

Адресная запись домена ссылается на наш сервер, но этот сайт не обслуживается.
Если Вы недавно добавили сайт в панель управления — подождите 15 минут и ваш сайт начнет работать.

Основные мотивы лирики Н.А.Некрасова

Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.

Одной из главных тем лирики Некрасова является народ и идея народного служения. Эти мотивы стали для поэта главной очищающей силой, источником нравственного обновления, духовной опорой. В 1845 году его стихотворение «В дороге» стало настоящим потрясением для русской поэзии. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического произведения, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой.

Чтобы понять себя, осветить так или иначе историю своей души, поэт обращается к поре детства. Стихотворение «Родина» — это попытка проанализировать влияние крепостничества на формирование детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в детской душе страшные следы – они рождали ненависть, сопротивление, стремление выбраться из этого мира. Поэтому так отрадно звучат в стихотворении строки:

И набок валится пустой и мрачный дом,

Где вторил звону чаш и гласу ликований

Глухой и вечный гул подавленных страданий,

И только тот один, кто всех собой давил,

Свободно и дышал, и действовал, и жил.

С детских лет Некрасов был близок к крестьянам, он рано открыл для себя «незримые, невидимые лиру слезы», стоны и печаль:

Волга! Волга. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля…

Понять нужды народа и повести его за собой призваны «народные заступники», «учителя народа», «сеятели» правды:

Сейте разумное, доброе, вечное…

Мотив заступничества за народ звучит во многих стихах Некрасова, посвященных памяти Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Гоголя. Некрасов воспевает их высокие нравственные качества, мудрый ум и волю.

Что же является залогом будущего благополучия? Русский национальный характер, богатырские силы народа, который:

Вынесет все – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе…

Вся лирика Некрасова проникнута чувством любви не только к русскому народу, «которому пределы не поставлены», но и к родной земле с ее бескрайними нивами, зелеными лесами, суровыми зимами. Некрасовский мир – это не только «страшный мир», есть в нем и другая сторона.
Мир света и надежды связан у поэта прежде всего с природой. Любовь к полям и лесам своей родины зародилась у Некрасова в ранние детские годы. Он восхищался родной ярославской природой, красотой ее зеленых просторов:

Там зелень ярче изумруда,

Нежнее шелковых ковров,

И, как серебряные блюда,

На ровной скатерти лугов

Трепетной любовью и проникновенным чувством наполнено описание весны в стихотворении «Зеленый шум»:

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Пригреты теплым солнышком,

Ну а как же без стихов, посвященных любимой женщине Авдотье Яковлевне Панаевой («Я не люблю иронии твоей…», «Поражена потерей невозвратной…», «Да, наша жизнь текла мятежно…»)? В них поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания:

Я мучился: я плакал и страдал,

В догадках ум испуганный блуждал,

Я жалок был в отчаянье суровом…

Он не смягчает, не сглаживает собственные противоречия и терзания, анализируя самые сокровенные чувства:

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!…

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья…

В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой им женщины:

Я счастия тебе желаю и молю,

Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,

Души моей смягчает муки.

Сквозной мотив, раскрытый в творчестве каждого поэта, — предназначение поэта и поэзии — проходит и в стихотворениях Некрасова. Поэт у него – это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали». Его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и облачая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:

Его преследуют хулы:

Оно ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

Но его позиция – это позиция поэта-гражданина, сына своей Родины:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной.

Поэтически манифестом Некрасова стало стихотворение «Поэт и гражданин», написанное в форме диалога поэта с читателем, демократом по своим убеждениям. Читатель предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны – эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило

Проснись, громи пороки смело…

Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Муза – «печальная спутница печальных бедняков», «униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с Некрасовым через всю его жизнь:

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела –

Почувствовать свои страданья научила

И свету возвестить о них благословила…

Да! Лирика Некрасова многоводна, как река. Его поэзия неисчерпаема, как народная мудрость, и прекрасна, как Россия, которой он служил. «Сейте разумное, доброе, вечное, / Сейте! Спасибо вам скажет сердечное / Русский народ…» – призывает поэт идущих за ним. Это своеобразное завещание великого русского поэта потомкам.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Основные мотивы лирики Н.А.Некрасова

Смотрите также по разным произведениям Некрасова:

Своеобразие лирики Н. А. Некрасова

  1. Поэт Н. А. Некрасов.
  2. Художественные принципы Некрасова.
  3. Выводы.

Некрасов — поэт достаточно разноплановый. Сборником стихотворений «Мечты и звуки» он отдал дань романтизму и был высмеян Белинским. Зрелый Некрасов (начиная со стихотворения «В дороге») — продолжатель преимущественно реалис-тической, Пушкинской линии в русской поэзии.

В некрасовской лирике есть лирический герой, но единство его определяется не кругом тем и идей, связанных с определенным типом личности, а общими прин-ципами отношения к действительности. И здесь Некрасов выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую лирическую поэзию. Тематика стихов Некрасова разнообразна.

Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно назвать со-циальным. Узкий круг лирической тематики он дополнил новой темой — социальной (например, «Вчерашний день, часу в шестом»). Источник вдохновения поэта, Муза, у Некрасова — родная сестра несчастных, подвергаемых насилию и угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков — вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова,. Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики Некрасова. «Ночь. Успели мы всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать», — начинается стихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, «кто все терпит», «Чьи работают грубые руки,/ Предоставив почтительно нам/ Погружаться в искусства, в науки,/ Предаваться мечтам и страстям».

Ярчайшим проявлением социальной темы в лирике Некрасова стало стихотво-рение «Еду ли ночью по улице темной» (1847). Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка выгнали на панель. «Беззащитная, больная и бездомная», женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве социальной неустроенности.
Следующий художественный принцип Некрасова-лирика — социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, у Тютчева и Фета. С дошкольного возраста мы помним стихи «Однажды, в студеную зимнюю пору» — про мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в стихотворении «Крестьянские дети», где герой оборачивает «другой стороною медаль» крестьянского детства:

Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, неучась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
И сгибнуть ничто не мешает ему.

То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроиз-водимых явлений и придавать его своим вполне лирическим излияниям. Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (1858) и «Железная дорога» (1864). В «Размышлениях. » конкретный единичный факт — приход мужиков с просьбой или жалобой к министру государственных имуществ — возводится в ранг типичного явления: «Знать, брели-то долгонько они/ Из каких-нибудь дальних губерний». Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках «не написано».

Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная, крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его стихам агитационно-пропагандистский характер. Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по революционно-демократическому движению: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву.

Некрасов обычно считается поэтом деревенско-крестьянской тематики. Но у него встречается и урбанистическая лирика, т.е. стихи о городе. Гениальным образцом стихотворения о большом городе с его социальными драмами является «Утро» (1872 — 1873 гг.). Но три первые строфы (из 9) в нем не городские. Сначала поэт обращается к «ней», связывая ее грусть и душевные страдания с «окружающей нас нищетою», с которой «здесь природа сама заодно». Затем следуют две «сельские» строфы с характерными, эмоционально окрашенными эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, «кляча с крестьянином пьяным,/ Через силу бегущая вскачь», туман, мутное небо, и вывод автора: «Хоть плачь?», «Но не краше и город богатый». В стихотворении воскрешаются мотивы ранних «городских» стихов: «Еду ли ночью», «На улице», «Убогая и нарядная» (1859), цикла «О погоде» (1858-65 гг.). Жизнь города ужасна, никакой отрады для измученной души героя в ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия обитателей столицы отчуж-дены от них: дела их налицо — лиц, людей не видно. Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность людей друг от друга и от жизни — смерть.

Итак, Некрасов — поэт разноплановый. Среди его стихотворений есть и ро-мантические, и социально-реалистические произведения. Но при этом в творчестве поэта можно выделить несколько особенностей. Прежде всего, это социальность творчества. Также — острое восприятие всех бед и тягот окружающего мира. Поэт страдает, сочувствует и негодует вместе со своим лирическим героем.

Читая лирику А. Н. Некрасова

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Поэт в России — больше чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет.

Николай Алексеевич Некрасов — мой любимый поэт-классик. Его лирика — это задушевный разговор с читателем о жизни, о ее печальных и светлых минутах, разговор, который способен пробудить все лучшее в душе собеседника, подсказать ему решение давно волнующего вопроса. Любовь к родине, размышление над тайнами национального российского характера, высокое чувство гражданственности — все это делает лирику Некрасова близкой и понятной многим русским людям, хотя каждый воспринимает ее потсвоему.

Многие свои стихотворения поэт посвятил мужественным, сильным духом людям, которые были для него примером при жизни, чьим заветам он остался верен в своем творчестве после их смерти. Это передовые деятели своего времени, вожаки социал-демократического революционного движения: Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев. Но меня привлекают в этих произведениях не пафос гражданственности, не революционный настрой, а простые человеческие чувства, которые вызывают у Некрасова воспоминания о друзьях-революционерах: чувство дружеской нежности, привязанности, заботы, верности, чувство благодарности. В стихотворении «Памяти Белинского» поэт делится с читателями печальными воспоминаниями о друге, чья «наивная и страстная душа» стремилась «к одной высокой цели». Читая его, я вижу перед собой прежде всего реальный образ человека, который жил, был чьим-то другом, мечтал и боролся, «упорствуя, волнуясь и спеша», а не просто каменный памятник, воздвигнутый на его могиле друзьями.

Ты нас любил, ты дружеству был верен —

И мы тебя почтили в добрый час! —

говорит Некрасов. В другом своем стихотворении, посвященном Белинскому, поэт назовет его «братом по судьбе», с которым он шел «одной тернистой дорогой». Некрасов считает себя правопреемником своего «ближайшего друга» и в жизни, и в смерти:

Зато и раньше проложил

Себе дорогу на кладбище.

А ныне очередь моя.

Нельзя не восхищаться тем, как ценил и уважал он своего друга, как верен остался его делу.

Стихотворение «Родина» открыло мне еще одну сторону творчества Некрасова. Я помню, с каким чувством я читала его в первый раз, как тронули меня строки о величественной душе терпеливой женщины, матери поэта:

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

И все, что вынести в тебе достало сил,

Предсмертный шепот твой губителю простил.

Милый сердцу образ матери Николай Алексеевич пронес через всю свою жизнь. Спустя пять лет после ее смерти, он скажет о трагической судьбе дорогого человека, созвучной с судьбами других русских женщин.

Некрасов всегда вспоминал свою мать как сильную женщину. Беззаветная любовь к своим детям, милосердие и способность прощать, но в то же время стойкость, мужество, верность — этими чертами характера матери поэт наделил многих своих героинь. Вспомним Матрену Тимофеевну Корчагину, которая вынесла величайшее для каждой матери горе — потерю ребенка, и, несмотря на это, сумела простить Савелия — нечаянного виновника гибели Демушки; вспомним княгинь Трубецкую и Волконскую, которые остались преданными своим мужьям, верными своему долгу. Поэтому Некрасов считает, что именно такие женщины должны воспитывать новое поколение русских людей, именно они способны передать детям всю свою жизненную мудрость и духовную красоту, научить их быть терпимыми и милосердными. «Не бойся», — скажет мать и, держа свое чадо за руку, поведет его по жизни, —

Уж я держу в руке моей

Венец любви, венец прощенья,

Дар кроткой родины твоей.

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: