Ранний период творчества Чехова

ПОБЕДИТЬ В СЕБЕ РАБА.

Хорошо вспоминать о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл. — писал о Чехове Горький.

Личность Чехова поражает сочетанием душевной мягкости и деликатности с мужеством и силой воли.

Он рос в обстановке, которая загубила множество талантливых людей. Чехов как-то советовал знакомому литератору: Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества,- напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая.

Чехов прошел подобную жизненную школу и сумел победить в себе раба. Он был самоломанный, как тургеневский Базаров.

Отец писателя, неудачливый коммерсант, имевший небольшую лавочку в Таганроге, был человеком талантливым: он рисовал, увлекался музыкой, особенно церковным пением. Но, стремясь во что бы то ни стало выбиться в люди и обеспечить семью, он превратил детей в маленьких каторжников. Антон Чехов и старшие его братья с малых лет долгими часами сидели в лавке отца. Часто до поздней ночи они маялись на спевках церковного хора, которым руководил отец, и в праздники, поднявшись еще до рассвета, отправлялись петь в церковь.

Свет и радость в жизнь детей вносила мать, добрая и разумная женщина. Но ей самой нелегко жилось. Много лет спустя Чехов писал брату: . деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Вспомните ужас и отвращение, какие мы чувствовали во время оно, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа или ругал мать дурой. Отец теперь никак не может простить себе всего этого.

Таганрогская гимназия, по словам соученика Чехова, напоминала исправительный батальон. Бессмысленная зубрежка, муштра, шпионство — все это на протяжении одиннадцати лет отравляло молодую душу. Но, кроме учителей-чинодралов (как назовет их впоследствии Чехов в рассказе Человек в футляре), были и светлые личности. Учитель русской словесности Ф. П. Покровский с истинной любовью говорил о литературе, ценил Щедрина и рано заметил в Чехове юмористический талант. Он наградил своего ученика шутливым прозвищем Чехонте, которое стало впоследствии псевдонимом молодого писателя.

Чехов еще в детстве и отрочестве защищался от насилия, лжи и пошлости теми средствами, которые были ему доступны, — неиссякаемой жизнерадостностью, искрометным юмором, насмешкой над уродствами жизни. Очищая свои души от впечатлений церкви и лавки, Антон и старшие братья разыгрывали веселые импровизированные представления. Антон под хохот зрителей изображал невежественного зубного врача, чванливого чиновника на балу, робкого деревенского дьячка, надутого градоначальника и множество других лиц, характерные черты которых его зоркие глаза подмечали в жизни.

Антон обладал актерским дарованием и с детства любил сцену. Но посещение театра гимназистам разрешалось очень редко, поэтому он иногда пробирался на галерку переодетым, с приклеенной бородой и в очках.

В доме одного из товарищей Чехова по гимназии был устроен театр со сценой и занавесом. Здесь Антон Чехов играл городничего в Ревизоре, Несчастливцева в пьесе Островского Лес и впервые выступил как драматург, автор сценок из таганрогской жизни.

В 1876 году, когда Антону было 16 лет, жизнь его круто изменилась. Отец разорился и бежал из Таганрога, где ему грозила долговая тюрьма. Вместе с семьей он поселился в Москве, куда ранее уехали учиться его старшие сыновья, Александр и Николай.

Антон остался в Таганроге заканчивать гимназию. Он нуждался, но не унывал. Зарабатывал, давая уроки.

В донесении начальству Аким Данилыч изображает себя героем, который якобы спас город от бедствия и не допустил кровопролития. О многом говорила читателям фраза из донесения: Виновные, за недостатком улик, сидят пока взаперти.

Так за незначительными на первый взгляд деталями раскрываются черты российской действительности. Персонажи из беглых зарисовок Антоши Чехонте превращаются в образы-типы, в которых воплощен дух эпохи.

Герой рассказа Унтер Пришибеев (1885), отставной сморщенный унтер с колючим лицом и хриплым, придушенным голосом, видит свой гражданский долг в том, чтобы подглядывать, подсматривать и вынюхивать: нет ли где политической неблагонадежности? В темной голове Прпшибеева гвоздем сидит одна мысль: Где это в законе написано, чтобы народу волю давать? И он с тупой последовательностью старается не дать воли: не разрешает собираться по трое и больше, петь песни, сидеть с огнем. Народ, расходись! Не толпись! По домам! — привычно повторяет Пришибеев свой окрик.

В 80-е годы эта фигура была зловещей: полицейские, шпионы и доносчики по усердию душили вольную мысль. Но Чехов делает грозного Пришибеева смешным и жалким, орудием смеха нанося чувствительный удар пришибеевщине, которая давила Россию.

Пять лет работы в юмористических журналах явились для Чехова школой мастерства. Именно в этот период родились чеховские афоризмы, ставшие крылатыми: Краткость — сестра таланта, Искусство писать — это искусство сокращать. Чеховская краткость необычайно содержательна. Антон Чехов уже в первых рассказах своих умел открыть в тусклом мире пошлости ее трагические, мрачные шутки,- писал М. Горький.- Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочной жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.

О творчестве А. П. Чехова

Наивысшим художественным образцом для Чехова была проза А. С. Пушкина, очаровывавшая его гениальной простотой и лаконичностью. Из зарубежных писателей он особенно высоко ценил Г. де Мопассана, в совершенстве владевшего искусством создания коротких психологических новелл.

Поначалу в литературе Чехов заявил о себе как о талантливом юмористе, работавшем в характерных для периодики жанрах рассказа-сценки, рассказа-анекдота, фельетона, пародии и т. п. Многое из написанного в ранний период он позже забраковал. Вместе с тем уже тогда из-под его пера выходили такие шедевры, как «Толстый и тонкий», «Хирург», «Хамелеон» и др. И уже тогда проявился его драматургический талант, в полной мере раскрывшийся в период творческой зрелости.

Поворотным пунктом творческой биографии А. П. Чехова стала повесть «Степь» (1888), проникнутая глубоким лиризмом и емкими философскими обобщениями. Благодаря ей Чехов был признан одним из крупнейших литературных дарований России конца ХIХ в.

Событием большой общественной и творческой важности стала поездка писателя на Сахалин, не только обогатившая его новым жизненным материалом, но и повлиявшая на его нравственно-социальную позицию и понимание национальной жизни.

В чеховской прозе 1890-х гг. заметно расширились границы охвата жизни, обогатился тематический репертуар, усилились тенденции к нравственно-философским обобщениям. Аналогичные изменения произошли и в драматургии писателя, приобретавшей всё более серьезное значение в его творчестве.

Традиционно в истории русской литературы А. П. Чехов занимает место рядом с выдающимися писателями-реалистами второй половины ХIХ ст. – Ф. М. Достоевским и Л. Н. Толстым. Однако его творчество органично вписывается и в литературный ландшафт рубежа ХIХ–ХХ вв., поскольку в нем прослеживаются элементы художественных систем символизма и импрессионизма, получивших развитие в литературе и искусстве указанного периода.

Периоды творчества А. П. Чехова

Творчество Чехова отразило многие процессы, происходившие в русской жизни конца XIX в. Оно развивалось, в основном, по двум направлениям: создание рассказов и утверждение новой по характеру лирической и психологической драмы.

В ранний период творчества (1883-1885) Чехов, сотрудничая в юмористических журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» и других, пишет рассказы, в которых высмеивает пошлость обы­вательской жизни (сборник «Пестрые рассказы»). Это, в основ­ном, бытовые рассказы с постепенным расширением общест­венного содержания.

С конца 80-х годов начинается второй период творчества Че­хова. В центре внимания оказывается интеллигенция. Чехов нега­тивно изображает пассивность, равнодушие в среде интелли­генции, ее нравственное опустошение, перерождение социаль­ных идеалов («Анна на шее», «Крыжовник», «Ионыч»).

«Мелиховский» период продолжался с 1892 по 1899 г. и ха­рактеризуется усилением критической направленности творче­ства, появлением сатирических нот в произведениях. Предме­том его рассказов становятся пороки общественного значения: произвол чиновников, бюрократизм, взяточничество. Он спо­рит с толстовской теорией «непротивления злу насилием», с иллюзиями народников. В драматургии Чехова отражаются нравст­венные искания интеллигенции. Материал с сайта //iEssay.ru

Творческая манера Чехова-новеллиста характеризуется крат­костью, меткостью деталей. Анализ человеческих отношений писатель производит в сфере повседневной жизни, складываю­щейся из пустяков, мелочей, из соседства значительного и не­важного. Персонажи у Чехова делятся на людей с душой и серд­цем и на «шершавых животных».

Чехов показал «общую» жизнь во всей пестроте ее частно­стей. Он создал новый тип рассказа и новую драму, реалистиче­скую в своей основе, но наполненную ассоциациями и симво­лами.

Юмористические приемы в рассказе Чехова «Хамелеон»

А.П. Чехов в ранний период своего творчества создает небольшие рассказы, юмористические зарисовки, описывающие одно происшествие или случай из жизни героев. Делая собственные произведения смешными, писатель использует различные юмористические приемы. Например, в рассказе А.П. Чехова рядовая ситуация приобретает комический эффект из-за употребляемых автором особых юмористических приемов.

Например, в рассказе «Хамелеон» А.П. Чехов использует прием «говорящих фамилий», когда имя характеризует героя, отмечая какую-либо,

Используемые писателем юмористические приемы: особое название, «говорящие фамилии» персонажей, бранная речь героев с эмоционально-экспрессивными выражениями, обыденность изображаемой ситуации – все это придает рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» комический эффект.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: