Работа с текстом 3 крылова чтение

Литературное чтение 3 класс

• 3 класс
• проверка знаний, повторение, систематизация , презентация
23.07.2015
Презентация составлена к пособию «Чтение. Работа с текстом. 3 класс» О.Н.Крыловой (материал полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту для начальной школы).

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям.

К тексту прилагаются вопросы, с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Данный материал можно использовать с любым учебником. Все переходы в презентации настроены по управляющим кнопкам и объектам. Если возникнет надобность возврата к тексту кнопка — «к тексту», а от текста, к выполняемому заданию — «к заданию». Если у Вас нет печатного издания книги, данный вариант работы прилагаю к основному файлу (для распечатки для каждого ребёнка).

Литературное чтение в 3 классе.
Поэтическая басня Крылова И.А. «Ворона и Лисица»
(методическая разработка урока с применением ИКТ)

Краснова Инна Юрьевна,
Руководитель методического объединения начальных классов, учитель начальных классов, классный руководитель

Инна Юрьевна окончила Саратовское педагогическое училище в 1986 году, по специальности «Преподаватель в начальных классах общеобразовательной школы» и в 1991году Саратовский ордена Почета государственный педагогический институт имени К.А.Федина по специальности «Педагогика и методика начального обучения».

Педагогический стаж – 24 года. С 1998 года работает в гимназии № 44 г. Ульяновска, имеет высшую квалификационную категорию, 14 разряд.

С 2010 года является руководителем методического объединения начальных классов, классный руководитель, ведёт в ШРР занятия по сценической риторике «Театр», работает по программе развивающего обучения Л. В. Занкова.

литература в начальной школе

© Жизнь сюжетов древних басен во времени
(поэтическая басня Крылова И.А. «Ворона и Лисица»)
(конспект открытого урока по литературному чтению в 3 «А» классе гимназии №44 им.В.Н.Деева).

  • продолжить знакомство с художественным жанром–басней;
  • обобщить знания детей о творчестве Эзопа и Крылова И.А.;
  • добиться понимания содержания басен, умения сравнивать басни; находить общее и различие, воздействия содержания на чувства, мысли и поведение детей;
  • научить выделять мораль басни; объяснять ее смысл; предлагать свой вариант морали(поучения)

  • развивать логическое мышление учащихся: операцию сравнения; умения находить общие и отличительные свойства басен; творческое воображение, навык выразительной речи с помощью интонации;
  • умения и навыки анализа басен: поиск главного, определение стиля речи.

  • воспитывать интерес к предмету; –использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации,а именно моральных норм.

Использование на уроке ИКТ с целью:

  • предоставление наглядности;– текста басни в исполнении И.Ильинского
  • самопроверки;
  • сообщения информации.

  • выставка книг;
  • карточки для самостоятельной работы;
  • заготовленные листочки.

  • мультимедийный проектор;
  • таблица для проверки теста;
  • слайды к уроку;
  • учебник «Литературное чтение», авт. Чуракова Н.А.

СЛАЙД №1

1. Организация внимания учащихся
—эмоциональный настрой на урок.
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для работы.
То и буду выполнять.
У меня получится,
И у тебя тоже. (дети поворачиваются друг к другу, произнося эти слова)
—показ «Смайликов»

2. Актуализация знаний, сообщение цели урока.
—Сегодня на уроке мы будем изучать новое произведении, но вначале проведем небольшую литературную разминку.

Коллективная работа (слайд №1)

  • Определите, какому жанру литературы принадлежат эти строки? Докажите. (рассказ, сказка, стихотворение, №4–?)
  • Что можно сказать о 4 отрывке? (проблемный вопрос)
  • Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: «Чем являются строчки данного отрывка и кто его автор.»
  • Но вначале давайте вспомним, о чем говорили на предыдущих уроках? (разбирали басни Эзопа)

    3. Проверка домашнего задания (выразительное чтение 1 басни. Объяснение выбора)

  • Какую закономерность вы заметили в названиях всех басен Эзопа?(названия прямо указывают на действующие лица)
  • Что объединяет все басни Эзопа? (написаны в прозе)

    4. – Давайте вспомним, что же такое басня, проведя для этого тест (работа в паре)

    На листке отметить букву правильного ответа.

    1.БАСНЯ – это:
    А) краткий рассказ;
    Б) поучительный рассказ;
    В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера.*

    СЛАЙД №2

    2. ГЕРОИ БАСНИ:
    А) люди
    Б) животные, птицы, растения*
    В) люди, животные

    3. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:
    А) высмеять пороки людей*
    Б) научить правильному поведению
    В) показать пример для подражания
    Г) рассмешить

    4. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:
    А) прямое значение
    Б) иносказетельное значение*

    5. В БАСНЕ :
    А) есть вывод*
    Б) вывода нет, каждый придумывает его сам.
    В) вывод не нужен.

    Проверка по слайду №2. – вывод + самооценка

    СЛАЙД №3

  • Чему учат нас басни Эзопа?
  • Как называются строки, содержащие поучение?
  • Нужны ли басни в наше время? Почему?

    5.Введение в тему.

    Сегодня мы познакомимся еще с одним видом басни, но сначала узнаем, о ком пойдет речь в произведении и узнаем название басни и ее автора, говорившего: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»
    (Cлайд №4)

    * Носит серенький жилет.
    Но у крыльев – черный цвет,
    Видишь, кружат 20 пар
    И кричат – карр, карр. (появляется ворона)
    Слайд №4 – а

    *Хвост пушистый,
    Мех золотистый,
    В лесу живет,
    В деревне кур крадет. (появляется лиса)
    Слайд №4 – б


    СЛАЙД №4

  • Так о ком пойдет речь в басне?
  • Можно ли предположить ее название? Слайд №4 – в.

    На слайде появляется иллюстрация к басне И.А. Крылова и портрет автора.

    **Знакомство с биографией автора.
    (РАССКАЗЫВАЕТ УЧЕНИК)

    6. Работа с учебником.

  • Откройте учебники на стр. 66.
  • Сейчас вы прослушаете запись басни «Ворона и Лисица» в исполнении народного артиста Игоря Ильинского. (прослушивание без морали)
    Слайд №5
  • Слушая, следите за текстом глазами и разделите текст на смысловые части.
  • Сл.работа
  • Понравилась ли басня? Чем именно?
  • О ком эта басня?
  • На сколько частей разделили весь текст? (на 3 части)
  • Почему?
  • О ком (чем) говорится в 1 части? (зачитайте – это завязка, то есть начало действия)
  • Какие события развиваются во 2 части? (разговор Лисы с Вороной)
  • Прочитайте.
  • И что же говорится в 3 части? (в конце – развязка)
  • Что же является основным стержнем (корнем) в развитии басни? (льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)
  • Докажите, что лесть Лисицы все больше и больше возрастала, а ворона все больше и больше поддавалась льстивой похвале.(зачитать льстивую речь «Голубушка…»)
  • Почему же Лисица так хвалит Ворону? (хочет ее обмануть)
  • Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса? («На ель ворона ВЗГРомаздясь..)
    СЛАЙД №6
  • Какой вы представляете себе Лисицу, читая эту басню
  • В чем проявилось мастерство Крылова в изображении Лисы в басне? (передал не только содержание ее похвальных речей, но и интонацию ее голоса, ее движение.)
  • Найдите это описание
  • Для какой цели старалась Лиса?
  • Удалось ли ей достичь своей цели?
  • Так в чем же искусство льстеца, то есть Лисицы? (любым путем обмануть)
  • Удалось ли ей это сделать?
  • Какова же главная мысль басни? (Что того ,кто любит лесть легко обмануть льстивыми словами)
  • Так кого же осуждает Крылов? (и того ,кто льстит, и того, кто любит лесть)
  • Встречались ли вам похожие ситуации?
  • Происходили ли они с вами?
  • Как вы себя чувствовали?
  • Согласитесь ли вы с утверждением, что для достижения цели «любые средства хороши»? Почему?
  • Какой вывод вы сделаете из этой истории?
  • Что мы сейчас вывели? (мораль)
  • Как еще можно сказать?(поучение)
  • Послушайте, как об этом говорит сам автор. Слайд №6

    8. Работа над моралью.

  • Найдите первые 4 строчки басни по учебнику.
  • Как понимаете смысл 1 строчки?
  • Замените другими словами словосочетание «лесть гнусна», «но только все не впрок»
  • Что означают слова «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
  • Где написана мораль?

    Вывод: Мораль может быть выражена в первых строчках. Слушая и читая басню, можем увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Значит. необходимо их исправить.

    Скажите, ответили мы на вопрос, поставленный в начале урока по сюжету №4? Чем же он является? В какой форме написана мораль?

    9. Творческая работа в группах.

  • А трудно ли быть баснописцем? Ведь все мы замечаем чужие недостатки?
  • Хотите попробовать свои силы в работе?
  • На партах лежит конверт, в нем 3 задания. Выберите любое.
    1. прочитать стихотворение С.Михалкова «Бараны», которое мы читали в начале урока. Придумайте мораль к этому стихотворению, чтобы оно превратилось в басню.
    2. перевести» на современный язык мораль басни.
    3. по иллюстрации и опорным словам придумать свою басню.

    СЛАЙД №8
  • *Проверка работ.

    10. Д/з. наизусть, для инсценировки

    11. Итог урока + рефлексия

  • Что нового вы узнали о басне?
  • Чему учит нас мораль басни?
  • Так что же такое мораль? (слайд №8)
  • Оценивание работы детей.
  • Если вам понравился урок, оцените его цветком.

    Обобщающий урок в 3 классе «Басни И.А. Крылова»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 3 х.Киреевка

    Обобщающий урок литературного чтения

    (УМК «Перспективная начальная школа)

    Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3

    обобщить знания о творчестве писателя, басне;

    отрабатывать навыки выразительного чтения, чтение по ролям, развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

    способствовать воспитанию любви к чтению.

    учебник литературное чтение для 3 класса, хрестоматия, рабочая тетрадь, сборники басен И.А. Крылова; кроссворд «И.А. Крылов»; иллюстрации к басням; изображение памятника И.А.Крылову в

    Слились в нем воедино»

    Вступительное слово учителя.

    Ребята! Вы все, конечно, читали басни Ивана Андреевича Крылова. А знаете ли вы, что родился он в Москве, а детские годы его прошли на Урале и в Твери. Из-за тяжелого материального положения И.А. Крылов вынужден работать с 14 лет. Он написал около 200 басен.

    В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту – баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом и художником Александром Алексеевичем Агиным. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у ног его теснятся бронзовые звери – это герои его басен.

    Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтете это имя справа налево (задом наперед), сразу все поймете.

    Назовите басни, которые вы прочитали.

    А кто из вас может сказать, что такое басня, чем она отличается от стихотворения? (Басня, как правило, в стихах и носит нравоучительный характер. В баснях обычно действующими лицами выступают животные, растения, вещи. В начале или в конце басни обязательно мораль.)

    — В чем сила басни?

    — Что высмеивают, обличают басни Крылова?

    — Вы все знаете, что благодаря яркости, образности литературного языка, многие фразы из произведений Ивана Андреевича Крылова, стали крылатыми, узнаваемыми, употребляемыми в повседневной речи. Назовите крылатые выражения из басен Крылова. («А Васька слушает, да ест», «Слона-то я и не приметил!», «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» и т.д.)

    — Рассмотрите книги с баснями Крылова. Обратите внимание, почему в одних случаях художники – иллюстраторы изображают животных, в других – людей. Почему это возможно? (Это связано с иносказанием).

    Какой вариант иллюстраций, по-вашему, больше подходит басням (точнее передает мораль)?

    — Есть ли что-то общее между басней и сказкой? Что? Какие сказки вы вспомнили?

    — Что шире и многозначней в басне: ее содержание или прямая мораль?

    Литературная викторина по басням Крылова.

    Назовите басни Крылова о:

    * лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»);

    * волке («Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Лев и волк», «Волк и кот», «Волк и пастухи», «Волки и овцы»);

    * медведе («Квартет», «Медведь у пчел», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);

    * обезьяне («Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Квартет»);

    * людях («Крестьянин и работник», «Кот и повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и змея», «Два мальчика»).

    Кто сказал такие слова:

    «Голубушка, как хороша!

    Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисица, «Ворона и лисица»)

    «Все про очки мне лишь налгали;

    А проку на волос нет в них». (Мартышка, «Мартышка и очки»)

    «Друзья! К чему весь этот шум?

    Я, ваш старинный сват и кум…» (Волк, «Волк на псарне»)

    «Не оставь меня, кум милый!

    Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза, «Стрекоза и муравей»)

    Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (Мартышка, «Квартет»)

    Вспомните пропущенное слово в названии басни:

    «Крестьянин и …(Змея) или (Работник)».

    «Свинья под …(дубом)».

    «К кому-то принесли от мастера ларец…». («Ларчик»).

    «Шли два приятеля вечернею порой

    И дельный разговор вели между собой». («Прохожие и собаки»).

    * «Зубастой щуке в мысль пришло

    За кошечье приняться ремесло». («Щука и кот»).

    «Кошка … попалась в когти льву…». («Мышь и крыса»).

    «Голодная кума Лиса залезла в сад. …». («Лиса и виноград»).

    5. В какой басне была такая мораль?

    * «Вперед чужой беде

    не смейся, Голубок!» («Чиж и голубь»)

    * «Уж сколько раз твердили миру,

    Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

    И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и

    * «Когда в товарищах согласья нет,

    На лад их дело не пойдет,

    И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, щука и

    Продолжите отрывок из басни:

    * На ту беду Лиса близёхонько бежала;

    Вдруг … (сырный дух Лису остановил).

    * Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

    Сказал … (и в темный лес Ягненка уволок).

    * Мартышка тут с досады и печали

    О камень … (так хватила их,

    Что только брызги засверкали).

    * Всё прошло: с зимой холодной

    Нужда, голод настает;

    Стрекоза … (уж не поет).

    * Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

    Увидевши слона … (ну на него метаться).

    * Однажды Лебедь, Рак и Щука …

    (Везти с поклажей воз взялись…)

    Кроссворд «И.А. Крылов. Басни.»

    1. «На ту беду … близёхонько бежала» (Лиса)

    2. «Проказница – Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка сыграть …». ( Квартет).

    3. «Знать она сильна, что лает на слона» Кто она? (Моська)

    4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!». Кто она? (Ворона).

    5. «Вороне где-то бог послал кусочек …». (Сыр).

    6. «По улицам … водили, как видно на показ». (Слон).

    7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это? (Очки).

    8. «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:

    И надобно ж беде случиться,

    Что около тех мест голодный рыскал …». (Волк).

    УМК Чтение. Работа с текстом 3 кл.ФГОС /Крылова (Экзамен)

    В наличии

    Цена при Б/Н расчете: 0

    * При скидке 8% цена составит 85.98 руб.
    * При скидке 15% цена составит 79.44 руб.
    * При скидке 18% цена составит 76.63 руб.

    Найти все книги автора Тихомирова Е.М.
    Найти все книги для 3 класс
    Найти все книги по предмету Чтение и риторика

    Другие материалы автора

    Если Вы обнаружили ошибку в описании УМК Чтение. Работа с текстом 3 кл.ФГОС /Крылова (Экзамен), пожалуйста сообщите нам. Спасибо.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: