Работа с деформированными текстами на логопедических занятиях с младшими школьниками

Тексты с нарушением структуры слов

Упражнение «Что скрывается под кляксой?» (3—4-й класс)

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать языковый анализ и синтез.
  • Развивать навык установления грамматических связей между словами в предложении.
  • Развивать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфографические правила на практике.

Задание: прочитайте историю маленького Сергея, спишите текст, вставляя буквы под кляксами.
Маленький Сережа рисовал за столом брата. Он был увлечен работой и не заметил, что капает красками на тетрадь. Вошедший в комнату брат увидел, что вся его тетрадь покрыта кляксами. «Надо все переписывать!» — воскликнул он. Но что скрывается под кляксами?

Тексты с заменой гласных или букв, обозначающих артикуляционно сходные согласные

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать фонематический анализ и синтез.

Место в системе занятий: на этапах закрепления и контроля за состоянием умения различать буквы, обозначающие артикуляционно и акустически сходные звуки. Подготовительная работа: различать артикуляционно и акустически сходные звуки на уровне слогов, слов (устно и письменно).

Задание: прочитайте (спишите) текст, заменяя букву д буквой т, и наоборот.

Текст с пропущенными буквами, обозначающими артикуляционно и акустически сходные звуки

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать фонематический анализ и синтез.

Место в системе занятий: на этапах закрепления и контроля за состоянием умения различать буквы, обозначающие артикуляционно и акустически сходные звуки; в качестве диагностического задания для определения состояния фонематической функции.

Подготовительная работа: задания на различение артикуляционно и акустически сходных звуков на уровне слогов, слов (устно и письменно). Задание: прочитайте (спишите) текст, вставляя буквы з или с.

Текст с пропущенными буквами

  • Активизировать словарный запас.
  • Закреплять навыки использования орфографических правил для грамотного письма.

Задание: спишите (прочитайте) текст, вставляя пропущенные буквы, обозначьте (назовите) орфограммы, подберите проверочные слова. Такие тексты могут быть использованы в качестве проверочных (самостоятельно) и обучающих (с разбором и проверкой) работ.

Тексты с нарушением структуры предложения или всего высказывания
Текст без деления на предложения

  • Формировать и развивать навыки деления текста на предложения.
  • Обучать грамматически правильно оформлять предложения на письме и интонационно в устной речи.

Задание: прочитайте текст, соблюдая интонацию начала и конца предложения; спишите текст, правильно обозначая начало и конец предложения.

Текст без деления на слова

  • Активизировать словарный запас.
  • Формировать и развивать умение выделять слова в потоке букв, грамматически оформлять предложения.

Задание: прочтите про себя каждую строку; разбейте ее на слова; прочитайте предложение вслух, делая паузы между словами; спишите текст, деля предложения на слова.

Текст со вставками лишних букв

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать зрительное восприятие.
  • Формировать и развивать умение выделять слова в потоке букв, грамматически оформлять предложения.

Задание: прочтите про себя каждую строку, зачеркните или закройте лишние буквы между словами; прочтите полученные предложения вслух, делая паузы между словами; спишите (перескажите) или напишите по памяти текст.

Текст с разбивкой на слоги вместо слов

  • Активизировать словарный запас.
  • Формировать и развивать умение выделять слова в потоке слогов, грамматически правильно оформлять предложения.

Задание: прочтите про себя каждую строку; сложите из слогов слова; прочитайте предложения вслух, делая паузы между словами; спишите текст, объединяя слоги и дели предложения на слова.

Текст с неправильной разбивкой на слова

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать зрительное восприятие, умение грамматически оформлять предложения.

Задание: прочтите каждую строчку про себя; выделите слова, прочтите предложения вслух, делая паузы между словами; запишите полученный текст.

Текст на восстановление порядка частей

  • Развивать логическое мышление.
  • Учить восстанавливать порядок событий.

Задание: прочитайте части рассказа; установите, в какой последовательности происходили события; прочитайте части в установленном вами порядке; запишите полученный текст; каждую часть начинайте с красной строки.

Текст на восстановление порядка предложений

  • Развивать логическое мышление.
  • Учить восстанавливать порядок высказываний.

Задание: прочитайте предложения; расположите их по порядку; прочтите полученный текст; запишите его

Текст на восстановление грамматических связей между словами в предложении

  • Формировать и развивать умение устанавливать грамматическую связь между прилагательным и существительным.

Задание: спишите текст, изменяя, если нужно, окончания у прилагательных в скобках.

Текст на восстановление порядка слов в предложении

  • Формировать умение устанавливать порядок слов и грамматические связи в предложении.

3адание: прочтите слова каждой строчки; измените их порядок так, чтобы получилось предложение; запишите полученный текст.

Текст с исключением

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать логическое мышление.
  • Учить устанавливать смысловые связи между словами.

Задание: прочитайте текст; найдите в предложениях не подходящие по смыслу слова, исключите их; запишите (прочтите) полученный текст; объясните, почему исключили именно эти слова.

Работа с текстом 3 класс

Собака с куском мяса
Собака с куском мяса перебиралась через речку и увидела в воде своё отражение. Она решила, что это другая собака с куском побольше, бросила своё мясо и кинулась отбивать чужое. Так и осталась она без того и без другого: одного не нашла, потому что его не было, другое потеряла, потому что его унесла вода.
Нельзя быть жадным.
Прочитай произведение про себя.
Определи жанровую принадлежность текста: народная сказка, рассказ, басня, авторская сказка.
Собака в данном произведении олицетворяет: злобу и хитрость, зависть, лень и беспечность, жадность.
Подчеркни самые главные строчки в тексте.
Какая пословица отражает смысл этой истории?
— мал золотник, да дорог
— от горя хоть в море, а от беды вводу
— от беды бежал, да на другую напал
— за чужим погонишься, своё потеряешь
5. Как ты думаешь, кто автор этого произведения?
Эзоп, И.А.Крылов, это произведение народное

Открытый урок русского языка в 3-м классе по теме «Виды письменных работ. Работа над деформированным текстом»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Цель: конструировать предложения на основе деформированного текста.

Задачи:

· Развитие письменной речи на основе конструирования предложений, умения составлять логическую связь между словами в предложении; закрепление полученных знаний по нахождению грамматической основы предложения.

· Расширение кругозора учащихся, активного словарного запаса.

· Повторение изученных орфограмм

· Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ко всему живому; учить видеть прекрасное вокруг себя, беречь его и восхищаться им; повторить правила поведения в лесу.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 44.56 КБ
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx 2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Открытый урок русского языка в 3-м классе по теме «Виды письменных работ. Работа над деформированным текстом»

Тема: Работа с деформированным текстом.

Цель: конструировать предложения на основе деформированного текста.

  1. Развитие письменной речи на основе конструирования предложений, умения составлять логическую связь между словами в предложении; закрепление полученных знаний по нахождению грамматической основы предложения.
  2. Расширение кругозора учащихся, активного словарного запаса.
  3. Повторение изученных орфограмм
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ко всему живому; учить видеть прекрасное вокруг себя, беречь его и восхищаться им; повторить правила поведения в лесу.

И мы начнём урок!

— Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами окажемся в лесной осенней сказке и будем собирать в лукошко дары осенней сказки. И нас встречает коренной житель леса – лесовичок. Он будет давать нам задания и при правильном их выполнении нас ждёт подарок от лесовичка.

— Давайте проведём дорожку в осеннюю сказку.

Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.

— Что же нам подарил лесовичок при выполнении этого задания? (кленовый листок)

— Давайте положим его в нашу корзинку.

Растёт в осенней сказке грибок,

Он ни низок, ни высок,

Кто к грибочку подойдёт,

Тот слова новые найдёт

(Описание: Начало работы осуществляется при клике кнопкой мыши на стрелку на слайде. При этом появляется вопрос-загадка. При нажатии на загадку – появляется ответ. Далее аналогично по всем вопросам.)

  1. Результат при сложении. (Сумма)
  2. Отгадывание слов по их значению. (Кроссворд)
  3. Собирание марок, открыток. (Коллекция)
  4. Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда,

Двойное р содержит он

И называется …(перрон)

Пишусь всегда через два к;

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я — …(хоккей)

Мчит широкая дорога.

И она, как знают все,

  1. Компьютерная, телевизионная, учебная …(Программа)
  2. Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть, у нас.

Это наш просторный …(Класс)

  1. День и ночь стоит на крыше

Это чудо постовой:

Всё увидит, всё услышит,

Всем поделится со мной. (Антенна)

— Что же нам подарил лесовичок при выполнении этого задания? (гриб)

— Давайте положим его в нашу корзинку.

А путь по сказке продолжается,

И чудеса вот только начинаются!

Чудо растёт на полянке

Красные гроздья висят,

Давайте положим в лукошко

Красивый осени наряд!

— Но прежде, чем положить в лукошко гроздья рябины, нужно выполнить следующее осеннее задание. (Слайд)

— Сегодня на уроке мы с вами будем работать с текстом, повторять изученные орфограммы.

— Что такое текст?

— Какие бывают тексты?
(Повествовательные – как это было? Описания – каков предмет?)

— Что ещё может иметь текст?
(название, а название – это тема текста).

— Как понимаете выражение «деформированный текст»?

— Сегодня на уроке мы попытаемся составить и восстановить текст. Озаглавить его.

4.2. Работа над деформированным текстом. (Слайд)

Он оделся в яркий наряд. Лес был сказочным.

Солнце светило ярко. Началась пора листопада. Небо было голубое.

От жёлтых листьев он казался золотым. Дети долго любовались красотой природы.Стоял ясный день.Подул лёгкий ветерок. Стая журавлей косяком тянулась к югу. Листья закружились в дружном хороводе. Потом они набрали разных листьев и вернулись домой.

Дети пошли на экскурсию в лес.

( Стоял ясный день. Дети пошли на экскурсию в лес.

Солнце светило ярко. Небо было голубое. Стая журавлей косяком тянулась к югу.

Лес был сказочным. Он оделся в яркий наряд. От жёлтых листьев он казался золотым.

Подул лёгкий ветерок. Листья закружились в дружном хороводе. Началась пора листопада. Дети долго любовались красотой природы.

Потом они набрали разных листьев и вернулись домой. )

— Что это за запись? Предложения? Текст? Можно ли назвать текстом?

— Как вы это определили?

— Но что же произошло с нашим текстом?

— Есть связь между предложениями? А что нужно сделать?

— Итак, располагаем предложения в таком порядке, чтобы установить логическую связь

(После выполнения задания рябина перемещается в корзинку. Слайд)

  1. Работа на повторение орфограмм безударная гласная в корне, сложные слова. (Слайд)

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это .
(Сыроежки)

— Лесовичок дарит нам еще один подарок – сыроежку. Давайте посмотрим, что же лежит в нашей осенней корзинке.

Гр…бы, кл…новый л…сток, р…бинка, сыр…ежка.

Не хватает гласных букв.

Они висят на ветке.

Ты буквы нужные сорви,

Поставь в пустые клетки.

— Какие ещё орфограммы есть в этих словах?

— Вы хорошо справились с заданиями лесовичка, и он дарит нам осеннюю корзину. (Слайд)

— А что еще можно положить в осеннюю корзину?

— Где мы с вами сегодня очутились? (в осеннем лесу)

— Как нужно вести себя в лесу?

— Сегодня на уроке рисования мы с вами будем рисовать осеннюю корзину.

— Какие орфограммы повторяли?

Использованные интернет ресурсы:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Виды письменных работ. Работа над деформированным текстом» Цель: конструировать предложения на основе деформированного текста. Задачи: Развитие письменной речи на основе конструирования предложений, умения составлять логическую связь между словами в предложении; закрепление полученных знаний по нахождению грамматической основы предложения. Расширение кругозора учащихся, активного словарного запаса. Повторение изученных орфограмм Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ко всему живому; учить видеть прекрасное вокруг себя, беречь его и восхищаться им; повторить правила поведения в лесу. Учитель МОУ СОШ «Перспектива» городского округа Власиха Московской области Белякова Татьяна Александровна

1. Вопрос 1. Результат при сложении. с у м м а д о н ы 2. 3. 4. н о р р е п й е к к о х 5. 6. о с с е ш о л с ы й 7. а л к с с 8. 9. г о р п а м р а м н а н н е т а Вопрос 2. Отгадывание слов по их значению. в с с о р к д р о Вопрос 3. Собирание марок, открыток. е л л о к и ц к я Вопрос 4. Он на вокзале есть всегда, К нему приходят поезда, Двойное р содержит он И называется … Вопрос 5. Проста загадка и легка: Пишусь всегда через два к ; И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я — … Вопрос 6. По долинам, по оврагам Мчит широкая дорога. И она, как знают все, Называется … Вопрос 7. Компьютерная, телевизионная, учебная … Вопрос 8. Где доска и парты есть, Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть, у нас Это наш просторный … Вопрос 9. День и ночь стоит на крыше Это чудо-постовой: Всё увидит, всё услышит, Всем поделится со мной.

Стоял ясный день. Солнце светило ярко. Стая журавлей косяком тянулась к югу. Лес был сказочным. Он оделся в яркий наряд. Листья закружились в дружном хороводе. Небо было голубое . Дети пошли на экскурсию в лес. От жёлтых листьев он казался золотым. Началась пора листопада. Подул лёгкий ветерок. Потом они набрали разных листьев и вернулись домой. Дети долго любовались красотой природы.

Стоял ясный день. Солнце светило ярко. Стая журавлей косяком тянулась к югу. Лес был сказочным. Он оделся в яркий наряд. Листья закружились в дружном хороводе. Небо было голубое . Дети пошли на экскурсию в лес. От жёлтых листьев он казался золотым. Началась пора листопада. Подул лёгкий ветерок. Потом они набрали разных листьев и вернулись домой. Дети долго любовались красотой природы.

. Гр …бы Кл …новый л …сток Р … бинка Сыр … ежка и е я о и

Использованные интернет ресурсы: http://kotomatrix.ru/forum/viewtopic.php?p >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал занятия. Здесь и занимательный, познавательный материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах.

Урок русского языка в 3 классе.Тема: «Однородные члены предложения». Цель: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить.

Урок русского языка «Обобщение по теме «Слова, слова. » 2 класс программа «Школа России» проведен в форме урока-аукциона.

урок разаработан в контексте фГОС.

Конспект урока русского языка УМК «Гармония» Тема:«Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах».

Тема«Закрепление. Звук [ж], буква Ж ж»Задачи урока · развивать умения проводить звуковой анализ слов;· уметь выделять звук [ж] и обозна.

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» Конспект открытого урокарусского языкаво 2 – 3 классеТема урока: «Слова, обозначающие названия предметов».

Итоговая комплексная контрольная работа для 3 класса

Характеристика заданий итоговой комплексной работы.

Часть
работы Номер
задания Учебный
предмет,
раздел/тема Планируемые результаты Уровень
сложности
задания Максималь
ный
балл
предметные УУД
Основная часть 1

Чтение,
выборочное чтение
Русский язык, морфология,
списывание

Уметь находить содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос. Уметь выделять грамматическую основу в распространённом предложении, определять части речи.

Регулятивные: умение ориентироваться в тексте, осуществлять самопроверку
Познавательные общеуч.: умение находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос; умение правильно, без ошибок списывать предложение; умение выделять грамматическую основу в распространённом предложении. Базовый

2. Чтение,
поисковое чтение Уметь находить в тексте конкретные сведения, опираясь на содержащую в нём информацию.

Регулятивные: умение ориентироваться в структуре текста
Познавательные общеуч.: умение находить в тексте конкретные сведения. Базовый
1
3.

Математика, числа и величины. Знать названия разрядов, уметь читать числа, записывать разрядный состав числа.

Регулятивные: умение
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, умение преобразовывать информацию из одной формы в другую
Познавательные общеуч.: умение представлять число в виде суммы разрядных слагаемых, умение записывать разрядный состав числа.
Базовый
2
Полный текст материала Итоговая комплексная контрольная работа для 3 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Автор: Васильева Елена Васильевна, → рыбалка

—> 31.03.2013 0 115183 22059

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector