Пятигорск в судьбе и творчестве Лермонтова
Литература, Пятигорск в судьбе и творчестве Лермонтова , Рефераты Пятигорск в судьбе и творчестве Лермонтова.
. в г. Пятигорске Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова на базе домика-музея и мемориальных памятников в г. Пятигорске, Кисловодске и .
Лермонтовские места Пятигорска
Туризм, Лермонтовские места Пятигорска , Рефераты В 1973 году музей «Домик Лермонтова» в Пятигорске был преобразован в Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова.
Как вы уже знаете, сосланный за стихотворение «Смерть поэта» на Кавказ в действующую армию Лермонтов, заболев в дороге, получил разрешение лечиться в .
Последний приют поэта (о Лермонтове)
Культурология, Последний приют поэта (о Лермонтове) , Рефераты . ПОЭТА Домик М.Ю. Лермонтова Четвертое издание, исправленное и дополненное ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВНА ЯКОВКИНА И ЕЕ КНИГА Музей «Домик Лермонтова» — последний .
. и создания специального литературного музея, отражающего жизнь и творчество Лермонтова, считать необходимым перенести литературный музей Лермонтова в .
Есенин и революция
Литература, Есенин и революция, Реферат . на жизнь поэта и его поэзию; — кожанных тужурок» и поэта; — изучить истоки рассмотреть взоимоотношение «пламенных конфликта творчества С.Есенина.
. часть это рязанская земля 1917 г. в пятой главе — эскизный набросок судьбы одного из уголков большой деревенской Руси периода страшных потрясений, .
Билеты и ответы по туризму и экскурсиям
Туризм, Билеты и ответы по туризму и экскурсиям , Шпаргалки . музей страны — национальный музей; Музей каллиграфии; Национальный музей западного искусства; Музей японского народного искусства; музей-сокровищница .
. автомобильный музей «Мобилия», музей минералов, музей «Рабочий квартал Амури», Музей хоккея, краеведческий музей Хяме, музей Тейско, Центральный музей .
Мужчина+Женщина: познать и покорить
Психология, Мужчина+Женщина: познать и покорить , Пособие Методическое То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков (М.Ю. Лермонтов).
Отношение к женщине как к источнику прежде всего плотского наслаждения сквозит даже в «хулиганских» стихах замечательного поэта М.Ю. Лермонтова:
Образ Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова [нестрогое соответствие]
Литература : русская, Образ Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, Реферат Кавказ в жизни поэта Невозможно до конца понять роль Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, не зная, какую роль Восток играл в его жизни.
. был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как .
Жизнь М.Ю. Лермонтова в Петербурге [нестрогое соответствие]
Литература : русская, Жизнь М.Ю. Лермонтова в Петербурге, Реферат «Жизнь М.Ю.Лермонтова в Петербурге» Выполнила ученица 9 Б класса Власова Кристина.
Когда мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды; здесь он встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память .
Лермонтов, жизнь и творчество [нестрогое соответствие]
Литература, Лермонтов, жизнь и творчество , Рефераты Когда мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды; здесь он встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память .
. Значение творчества Лермонтова в развитии русской литературы А.В.Луначарский, характеризуя социально-политическую сущность творчества Лермонтова, .
М.Ю. Лермонтов. Биография и творчество [нестрогое соответствие]
Литература : русская, М.Ю. Лермонтов. Биография и творчество, Реферат Биография и творчество Гущин Михаил Школа №46 Лермонтов, Михаил Юрьевич — гениальный русский поэт.
Когда мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды; здесь он встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память .
Тарханы в творчестве Михаила Лермонтова
|
|
Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который»в сражениях изувечен», гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью. Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась своей возвышенной душой, но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер. С кого же нарисован «Татьяны милый идеал?» До сих пор идут споры об этом. Одни литературоведы утверждают, что это Мария Раевская, вышедшая замуж за Волконского и разделившая его судьбу в сибири. Другие утверждают, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной это художественное явление русской литературы.
Михаил Николаевич и в детстве отличался необыкновенной физической силой. Любил верховую езду, городки, упражнялся с гантелями, а больше всего любил борьбу. Его сверстникимальчишки из Вражского, будучи уже взрослыми, рассказывали об их играх в войну, и по рассказам их, выигрывала всегда та сторона, в которой находился Михаил Николаевич. Бороться же он выходил и на двоих. Но игры и развлечения никогда не мешали ему очень много читать»10 Он запоем читал на русском и французском языках классику и модных авторов (литературные герои, интересовавшие больше других, Андрей Болконский и Ставрогин). Вообще, «книжность» непременная составляющая для дворянского быта в семье Тухачевских культивировалась. В девятнадцати километрах от Вражского Тарханы, имение бабушки Лермонтова. Туда не раз ездили Тухачевские. Неподалеку Ясная Поляна, куда, по семейным преданиям, Тухачевские ездили в гости к Толстому. В уездном городе Чембаре некогда учился Белинский, в Пензе тянул служебную лямку СалтыковЩедрин, рядом, в Наровчате, родился и провел детство Куприн
В Свердловской области началась подготовка к празднованию 100-летия со дня рождения Героя Советского Союза, легендарного разведчика Николая Кузнецова. Его юбилей будет отмечаться в 2011 году. К знаменательной дате планируют провести конкурс и вручить литературную премию имени Н. Кузнецова. Новосибирский журнал «Сибирские огни» стал лауреатом Всероссийской литературной премии «Белуха» в номинации «Лучший журнал 2010 года», учреждённой СП России, администрацией города Бийска и редакцией альманаха «Бийский вестник». Международная литературная премия имени В.С. Пикуля в 2010 году присуждена: Михаилу Орешету за произведения, посвящённые морякам Северного флота; Игорю Ватолину за цикл публикаций о жизни и творчестве В.С. Пикуля; Алле Бегуновой за романы и документальные произведения, посвящённые славным страницам военной истории России; Виктору Смирнову за романы и публицистические произведения, продолжающие традиции русской исторической прозы. ЛИТПАМЯТЬ Капитальный ремонт и реставрация мемориального дома Михаила Лермонтова в Москве (Малая Молчановка, 2) планируется завершить к 200-летию писателя в 2014 году, сообщила директор Литературного музея Марина Гомозкова
Часто его рассказы строились в форме непринужденной беседы с самим собой, с читателем. В своем цикле сатирических произведений Зощенко зло высмеивал тех, кто любыми методами пытался добиться индивидуального счастья, наплевав на все человеческое (“Матерщинница”, “Гримаса непа”, “Дама с цветами”, “Няня”, “Брак по расчету”). Сатира, как и вся советская художественная проза, значительно изменилась в 30-ые годы. В этот период Зощенко охвачен идеей слить воедино сатиру и героику. Теоретически этот тезис был провозглашен им еще в самом начале 30-ых годов, а практически реализован в “Возвращенной молодости” (1933), “Истории одной жизни” (1934), повести “Голубая книга” (1935) и ряде других рассказов второй половины 30-ых годов. В этот же период Зощенко пишет еще два больших цикла рассказов: рассказы для детей и рассказы о Ленине. В годы Великой Отечественной войны Михаил Зощенко жил в Алма-Ате. Трагедия блокированного Ленинграда, грозные удары под Москвой, великая битва на Волге, сражение на Курской дуге — все это им глубоко переживалось.
И, уж конечно, именно в «настоящем» академическом издании выглядит не только оправданным, но и бесспорным помещение всех без исключения произведений автора в различных вариантах. Даже таких: . Провожал домой Девушку одну Парень молодой. Глядя на луну, Он сказал тогда: «Любишь или нет?» И сказала: «Да», Милая в ответ. Тьма ночная, скрой, Тайну схорони Где и что порой Делали ОНИ Ох, любовь, любовь. Лишь любовь! Всё прочь. Мать, а ну, готовь К свадьбе свою дочь! 1954 Прямо скажу, что эти вторичные и явно подражательные стихи тринадцатилетнего автора далеко не «Белеет парус одинокий. » четырнадцатилетнего Михаила Лермонтова, а потому их публикация не добавляет никакого «классического» авторитета Юрию Кузнецову, творчество которого в целом, на мой взгляд, до сих пор остаётся жгуче современным и потому не подвластным пока отстраненно-академическому (а тем более псевдоакадемическому) представлению. При всем уважении к колоссальному труду, проделанному и Евгением Богачковым, и Вячеславом Огрызко для издания полного собрания кузнецовских стихотворений и поэм, приходится констатировать, что результатом этого труда стало трагическое «непопадание в жанр», или, говоря словами Михаила Бахтина, «в хронотоп»
Библейские мотивы в творчестве М.Ю.Лермонтова Дипломное сочинение студентки V курса Михайловой Ирины Петровны Министерство образования Российской Федерации Чувашский государственный педагогический институт им.И.Я.Яковлева Филологический факультет, кафедра литературы Чебоксары — 1996 Введение М.Ю. Лермонтов — очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой личностью. В литературной критике творчества Лермонтова, начиная с прижизненных публикаций и кончая сегодняшним днем, можно наблюдать острую борьбу мнений, подчас полностью противоположных, искусственные выпрямления, идейные затемнения и неизбежное проявление исторической ограниченности — черты, в которых отразился ход развития русской истории и русской культуры со всеми его противоречиями. Гоголь, со слов Жуковского, определил существо лермонтовской поэзии словом «безочарование» . Люди различных эпох, различного душевного строя, умственных сил, религиозных устремлений сходились в общем «безочаровании» от Лермонтова.
«ГДЕ ПО КРЕМНЯМ ПОДКУМОК МЧИТСЯ » Пятигорск в судьбе и творчестве Лермонтова. «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей, и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого», — писал Ираклий Андроников о Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Этот год юбилейный: исполняется 290 лет со дня рождения поэта, так щедро воспевшего Кавказ. Отмечают знаменательную дату жители Пятигорска, Кавказских Минеральных вод и всей России. Повсюду звучат стихи, проза, романсы. Его жизнь, его творчество – в центре внимания россиян. Произведений о жизни и творчестве Лермонтова во много раз больше, чем самих произведений поэта. И это закономерно – интерес к творческому наследию М.Ю. Лермонтова не угасает. Имя Лермонтова носят театры, музеи, библиотеки, улицы городов. В городах, где Лермонтов побывал, возведены памятники. Таких мест в России много – родился поэт в Москве, детство провел в Тарханах.
Читаем дальше: Земле я отдал дань земную. Любви, надежд, добра и зла. И сразу возникают в памяти «алмазной крепости» строки: К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы. Какой горечью наполнены эти строки! Ведь не о физическом малодушии говорит Лермонтов. Не сочувствие, а презрение вызывают эти духовные рабы. Читаем дальше: Я в мире не оставлю брата, И тьмой и холодом объята Душа усталая моя. Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Поэт — один из этой толпы, но он не хочет слиться с ней. Трагический голос поколения звучит в унисон с одиноким голосом поэта. Таким образом, тема одиночества обусловлена не только личной судьбой Лермонтова. Она отражает состояние русской общественной мысли периода реакции. Поэтому-то в лирике Лермонтова и занял значительное место одинокий бунтарь, протестант, враждующий с «небом и землей», борющийся за свободу человеческой личности, предчувствующий собственную преждевременную гибель.
И в то же время это один город, знакомый каждому по – своему. Можно сказать, что Москва имеет свой характер: то противится происходящему, то откликается светом куполов на правильное решение. М.Ю. Лермонтов создал в своем произведении собирательный художественный образ средневековой Москвы. Она не только фон, место происходящих событий, но и герой лиро-эпического произведения. Отдельными символами Москвы являются Кремль и Москва – река. Примечательно, что бой Калашникова и Кирибеевича происходит на фоне этих символов: Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские На Москву – реку, на кулачный бой Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю, да святым церквам Живым участником событий Москва является в стихотворении « Бородино ». С какой гордостью говорит автор о Москве: Ребята! Не Москва ль за нами? Боевой призыв полковника умереть за Россию не просто красивые слова, сказанные для истории, а порыв искренней любви к самому дорогому, что есть у человека на земле – к своей Родине, к Москве. Москву воспевали многие поэты XIX века При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта
Родина в творчестве Лермонтова Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, — сильно, пламенно и нежно. И.Ю. Лермонтов С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Жизнь и творчество этого замечательного поэта протекали в самое тяжелое и мрачное для России время, время засилия «голубых мундиров» и жесточайшей реакции. Поэтому его стремление к прекрасному оправдывается огромным желанием воспеть Родину, какой бы жалкой она ни была. Именно из-за этого тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве Лермонтова. Еще в 16 лет поэт записал в своем дневнике: «Я Родину люблю. И больше многих». Но еще более важную мысль Лермонтов высказывает уже в позднем возрасте: «Люблю Отчизну я, но странною любовью» В чем же заключалась эта странность? Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия — его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю.
Почему я выбрала именно эту тему? Мне захотелось соединить в одно целое два предмета – литературу и мировую художественную культуру, так как это единое культурное пространство, в котором творят художники. Меня заинтересовало, как разными художественными средствами, а именно искусством слова и искусством живописи можно раскрыть одну тему. К тому же, тема демона вызывала в моей душе страх и была для меня некой тайной. И захотелось понять природу этих чувств. Выдающиеся произведения искусства, почему-то имеют свойство не терять своей актуальности по истечении времени их создания. Произведения М. Лермонтова и М. Врубеля относятся именно к таковым. Их изучают в обязательных школьных программах. Эта ситуация несколько снижает значение творчества данных художников и актуальным является снять повседневный привычный хрестоматийный взгляд на данные творческие произведения. Биография М.А. ВрубеляВрубель родился в Омске в 1856 году. Матери он лишился рано, ее заменили мачеха и отчасти старшая сестра Анна Александровна, на протяжении всей жизни поддерживающая художника и ставшая не период болезни его постоянной сиделкой.
В школьном сочинении он не имел возможности бросить решительный вызов Петербургу, как это сделал в поэме «Сашка», увидевшей свет через несколько десятилетий после его смерти: «Я враг Неве и невскому туману»:Там жизнь грязна, пуста и молчалива Как плоский берег Финского залива. Москва не то: покуда я живу, Клянусь, друзья, не разлюбить Москву. « Москва моя родина и такою будет для меня всегда: — там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив»,- писал Лермонтов. Позднее московские впечатления послужили толчком к созданию неосуществлённого замысла « Все для нас в мире тайна, — писал он в только начатом произведении, — и тот, кто думает отгадать чужое сердце или знать все подробности жизни своего лучшего друга, горько ошибается. Во всяком сердце, во всякой жизни пробежало чувство, промелькнуло событие, которых никто ни кому не откроет, а они-то самые важные и есть, они-то обыкновенно дают тайное направление чувствам и поступкам». На сюжет этой «тайны», пытаясь её разгадать, Лермонтов, приехав в Тарханы, написал драму «Два брата» и позднее начал писать вместе с Раевским роман «Княгиня Лиговская».
Реферат на тему: Пятигорск в судьбе и творчестве Лермонтова
Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ |
В Пятигорске сохранилось здание, где Лермонтов лечился. Это Лермонтовские ванны, тогда они назывались Николаевскими. Из Пятигорска Лермонтов пишет: «Я теперь на водах, пью и принимаю ванны, в общем, живу совсем как утка». Он наблюдал жизнь «водяного общества». Наблюдения лягут в основу повести «Княжна Мери». Из Пятигорска Лермонтов едет к месту службы, в Кара-агач. Оттуда в древнюю столицу Грузии – Мцхета, а затем переезжает в столицу Грузии – Тифлис. Впечатления, полученные Лермонтовым в его странствиях по Кавказу, ложатся в основу многих его произведений. После возвращения в Петербург в начале 1838 г. Лермонтов пишет поэму «Мцыри», работает над прозаическим произведением романом «Герой нашего времени». Покоренный красотами Кавказа, под воздействием услышанных легенд, местных преданий, Лермонтов пишет сказку «Ашик-Кериб», создает кавказский вариант поэмы «Демон». Но воплотить все замыслы Лермонтов не успел — за дуэль с сыном французского посланника де Барантом, он был отправлен царем в Тенгинский пехотный полк, который находился на Северном Кавказе, в самой гуще боевых действий. Получив назначение в отряд генерала Галафеева, Лермонтов побывал в двух экспедициях – Малой и Большой Чечне. Одно из таких жарких, кровопролитных сражений произошло 11 июля 1840 г. на р. Валерик (в переводе с чеченского «речка смерти»). Оно произвело неизгладимое впечатление на Лермонтова. Он пишет замечательное стихотворение «Валерик». Рассказывая об ужасах сражения, поэт приходит к осуждению войны, необходимости укрепления мира на земле, достижению той гармонии в человеческих отношениях, которую он видит в природе. И с грустью тайной и сердечной Я думал: «Жалкий человек. Чего он хочет! Небо ясно, Под небом места много всем, Один враждует он – зачем?» М.Ю. Лермонтов проявил себя как храбрый солдат, талантливый командир. Ему был предоставлен краткосрочный отпуск, во время которого поэт вернулся в Петербург. Он подал прошение об отставке, решив посвятить себя литературной деятельности. Но этим надеждам поэта не суждено было сбыться – отпуск внезапно был прерван и в начале марта 1841 г. поэт последний раз отправляется на Кавказ. По пути поэт встретился со своим двоюродным дядей А.А. Столыпиным и вместе с ним приехал в Ставрополь. Далее их путь лежал в крепость Темир-Хан- Шуру. Но планы изменились и офицеры приехали в Пятигорск. 14 мая Лермонтов и Столыпин оформили в комендатуре разрешение на лечение на водах и остались в Пятигорске. В тот же день они сняли маленький флигель в усадьбе В.И. Чилаева. Вскоре после приезда Лермонтова вокруг него сгруппировалась компания веселой, живой молодежи, живущей в одном дворе с Лермонтовым, в большом доме Чилаева: князь Васильчиков, князь Трубецкой, отставной майор Мартынов; офицеры Тиран, Арнольди, Глебов. Собираясь у Лермонтова, они каждый день устраивали пикники, прогулки, вечеринки с песнями и танцами. Молодежь часто собиралась в гостеприимном доме генерала Верзилина. У него было три дочери и все весело и беззаботно проводили время. На одном из вечеров, 13 (25) июля 1841 г. Лермонтов встретился со своим давним знакомым Николаем Мартыновым.
Одновременно работал в т-ре «Одеон» у Антуана, изучая режиссуру. Автор пьес, переводчик. В 1911-31 работал режиссёром в различных т-рах Грузии. В 1931-45 — в рус. т-рах (Горький, Куйбышев, Саратов и др.). С 1945 преподавал актёрское мастерство в Тбилисском театр. ин-те (с 1947 профессор). Одновременно работал режиссёром в т-ре им. Марджанишвили. Я. Э. АНДРОНИКОВ (наст. фам.- Андроника-швили), Ираклий Луарсабович [р. 15(28). IX. 1908]-русский советский писатель, литературовед. Доктор филологич. наук (1956). Засл. деят. иск-в РСФСР (1959). Член КПСС с 1949. В 1930 окончил историко-филологич. ф-т Ленингр. ун-та. Лит. деятельность начал в 1929. Научную работу по исследованию рус. лит-ры, в частности творчества Лермонтова, А. сочетает с лит.-театр. деятельностью. Еще в студенческие годы стал создавать импровизац. рассказы, выступая как автор текста и исполнитель. Первые устные рассказы А. представляют собой дружеские пародии. Затем возникает жанр «портрета», включающего художеств. обобщение, а иногда элементы социальной сатиры. С этими рассказами А. в 1934 начинает выступать на эстраде («Варвара Захаровна», «Лекция о Пушкине», «В гостях у дяди» и др.). К 30-м гг. относятся «портреты» известных писателей и артистов (диалог А. Н. Толстого и С. Я. Маршака, встреча А. Н. Толстого с В. И. Качаловым п др.)
Пятигорск в судьбе и творчестве Лермонтова
«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей, и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого», — писал Ираклий Андроников о Михаиле Юрьевиче Лермонтове.
Этот год юбилейный: исполняется 200 лет со дня рождения поэта, так щедро воспевшего Кавказ. Отмечают знаменательную дату жители Пятигорска, Кавказских Минеральных вод и всей России. Повсюду звучат стихи, проза, романсы. Его жизнь, его творчество – в центре внимания россиян.
Произведений о жизни и творчестве Лермонтова во много раз больше, чем самих произведений поэта. И это закономерно – интерес к творческому наследию М.Ю. Лермонтова не угасает.
Имя Лермонтова носят театры, музеи, библиотеки, улицы городов. В городах, где Лермонтов побывал, возведены памятники. Таких мест в России много – родился поэт в Москве, детство провел в Тарханах. Через несколько лет вернулся в Москву поступив в Московский университетский Благородный пансион, а затем в Московский университет на нравственно-политический (юридический) факультет. Вскоре он переехал в Петербург. И там заканчивается гражданский период жизни М.Ю. Лермонтова – он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Став военным Лермонтов пребывает в постоянном движении, в странствиях по дорогам России и Кавказа. Куда только не забрасывала его судьба! Но один город сыграл исключительную роль в жизни поэта – Пятигорск.
Помимо памятников в тех городах, где побывал поэт, в каждом из них есть и музей Лермонтова. Первый из них был открыт в Петербурге, при Николаевском кавалерийском училище. Там поэт учился в 1832-34 гг. Инициатива создания музея, спустя 40 лет после смерти Лермонтова, принадлежала начальнику училища генерал-майору А.А. Бильдерлингу. Разрешение на организацию музея дал военный министр Д.А. Милютин, товарищ Лермонтова по пансиону. На торжественном открытии музея 18 декабря 1883 года присутствовали воспитанники училища, товарищ Лермонтова по службе А.И. Арнольди, литераторы.
А первый литературный музей в провинциальной России был открыт в Пятигорске. Расположен он был в домике, где Лермонтов провел последние 2 месяца жизни: с 14 мая по 15 июля 1841 г. Дом принадлежал отставному майору В.И. Чилаеву. В домовой книге хозяина записано: «С капитана Алексея Аркадьевича Столыпина и поручика Михаила Юрьевича Лермонтова из С.-Петербурга за весь средний дом получено 100 руб. серебром». Более семидесяти лет в доме не было музея, и только в 1912 году домик был передан Кавказскому Горному Обществу. С этого момента и началась история музея.
В 1946 году музею был передан расположенный на соседнем участке бывший дом генерала Верзилина. Именно в нем произошла ссора Лермонтова с Мартыновым и последовал вызов на дуэль. В 1948 г. в доме открыли литературный отдел. После реставрационных работ 1964-67 гг. домику возвращен первоначальный вид и восстановлена камышовая кровля, а 7 июня 1973 г. Совет Министров РСФСР принял постановление об образовании в г. Пятигорске Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова на базе домика-музея и мемориальных памятников в г. Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. В 1979 г. был открыт отдел «М.Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве» в одном из домов, ранее принадлежавших коменданту Уманову. Четвертый отдел музея – Дом композитора А.А. Алябьева – начал работать в 1997 году.
И не случайно дата основания музея и день гибели поэта совпадают – 27 июля. Этот день – трагический – поэт погиб и знаментальный — открытие музея увековечило память о М.Ю. Лермонтове.
История города Пятигорска неразрывно связана с жизнью и творчеством великого русского поэта. Может быть потому, что волею судьбы поэт был в нем несколько раз.
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О, южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню Отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
Эти строки напишет М.Ю. Лермонтов в 16 лет и останется верен своим юношеским идеалам всю недолгую жизнь.
Родился Лермонтов 4. (15) октября 1814 года в Москве. Его мать, Мария Михайловна, умерла, когда ребенку не исполнилось и 2,5 лет, и заботу о воспитании взяла на себя бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Ребенок рос слабым, болезненным и в 1820 и 1825 г. бабушка привозит его на Горячие Воды – так тогда называли Пятигорск. О приезде в 1825 г. сохранилась запись в журнале «Отечественные записки». Среди фамилий отдыхающих, приехавших на воды, читаем: «Арсеньева Елизавета Алексеевна, вдова, поручица из Пензы, при ней внук – Михайло Лермонтов». Остановилась Елизавета Алексеевна с внуком в доме своей родной сестры – генеральши Хастатовой. Дом ее находился у подножия Горячей Горы. Из окон дома открывался великолепный вид на сверкающие горные вершины, напротив, на склонах Машука стояли казачьи пикеты, возле источников постоянно находились раненые военные. Все окружение, красота природы оказали на будущего поэта неизгладимое впечатление.
Тебе, Кавказ, суровый карь земли
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной.
В ранних произведениях «Черкесы», «Измаил-бей», «Аул Бастунджи» проявились яркие и разнообразные впечатления поэта. Любовь к Кавказу вдохновила его творчество на долгие годы.
Затем были годы учебы в университете, юнкерской школе. В это время Лермонтов пишет много произведений, но мало что печатается. Его имя не известно широкому кругу читателей.
Известность придет к поэту в начале 1837 года – именно тогда, потрясенный смертью Пушкина, Лермонтов напишет стихотворение «На смерть поэта». Прочтя его, царь придет в негодование. и 25 февраля 1837 года высочайшим повелением будет приказано: «… Лермонтова… перевести тем же чином в Нижегородский Драгунский полк». В марте Лермонтов выехал на Кавказ (полк находился в 100 верстах от Тифлиса, в местности Кара-агач). По дороге сильно простудился и приехал в Ставрополь больным. Его отправили в Пятигорск лечиться серными водами. Поэт писал об этом Раевскому: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах, меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить – в месяц меня воды совсем поправили».
В Пятигорске сохранилось здание, где Лермонтов лечился. Это Лермонтовские ванны, тогда они назывались Николаевскими. Из Пятигорска Лермонтов пишет: «Я теперь на водах, пью и принимаю ванны, в общем, живу совсем как утка».
Он наблюдал жизнь «водяного общества». Наблюдения лягут в основу повести «Княжна Мери».
Из Пятигорска Лермонтов едет к месту службы, в Кара-агач. Оттуда в древнюю столицу Грузии – Мцхета, а затем переезжает в столицу Грузии – Тифлис.
Впечатления, полученные Лермонтовым в его странствиях по Кавказу, ложатся в основу многих его произведений.
После возвращения в Петербург в начале 1838 г. Лермонтов пишет поэму «Мцыри», работает над прозаическим произведением романом «Герой нашего времени». Покоренный красотами Кавказа, под воздействием услышанных легенд, местных преданий, Лермонтов пишет сказку «Ашик-Кериб», создает кавказский вариант поэмы «Демон».
Но воплотить все замыслы Лермонтов не успел — за дуэль с сыном французского посланника де Барантом, он был отправлен царем в Тенгинский пехотный полк, который находился на Северном Кавказе, в самой гуще боевых действий. Получив назначение в отряд генерала Галафеева, Лермонтов побывал в двух экспедициях – Малой и Большой Чечне.
Одно из таких жарких, кровопролитных сражений произошло 11 июля 1840 г. на р. Валерик (в переводе с чеченского «речка смерти»). Оно произвело неизгладимое впечатление на Лермонтова. Он пишет замечательное стихотворение «Валерик». Рассказывая об ужасах сражения, поэт приходит к осуждению войны, необходимости укрепления мира на земле, достижению той гармонии в человеческих отношениях, которую он видит в природе.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет! Небо ясно,
Под небом места много всем,
Один враждует он – зачем?»
М.Ю. Лермонтов проявил себя как храбрый солдат, талантливый командир. Ему был предоставлен краткосрочный отпуск, во время которого поэт вернулся в Петербург. Он подал прошение об отставке, решив посвятить себя литературной деятельности. Но этим надеждам поэта не суждено было сбыться – отпуск внезапно был прерван и в начале марта 1841 г. поэт последний раз отправляется на Кавказ.
По пути поэт встретился со своим двоюродным дядей А.А. Столыпиным и вместе с ним приехал в Ставрополь. Далее их путь лежал в крепость Темир-Хан-Шуру. Но планы изменились и офицеры приехали в Пятигорск. 14 мая Лермонтов и Столыпин оформили в комендатуре разрешение на лечение на водах и остались в Пятигорске. В тот же день они сняли маленький флигель в усадьбе В.И. Чилаева.
Вскоре после приезда Лермонтова вокруг него сгруппировалась компания веселой, живой молодежи, живущей в одном дворе с Лермонтовым, в большом доме Чилаева: князь Васильчиков, князь Трубецкой, отставной майор Мартынов; офицеры Тиран, Арнольди, Глебов. Собираясь у Лермонтова, они каждый день устраивали пикники, прогулки, вечеринки с песнями и танцами. Молодежь часто собиралась в гостеприимном доме генерала Верзилина. У него было три дочери и все весело и беззаботно проводили время.
На одном из вечеров, 13 (25) июля 1841 г. Лермонтов встретился со своим давним знакомым Николаем Мартыновым. С ним Лермонтов был в приятельских отношениях со времен гвардейской школы, встречался с ним в Москве, Петербурге, на Кавказе. Двадцатипятилетний Мартынов Н.С. был красив, тщеславен, самолюбив. Он любил покрасоваться, пооригинальничать: носил черкеску и большую шапку, а на поясе – большой кинжал.
Разговаривая с Эмилией Александровной Клингенберг (падчерица генерала Верзилина) Лермонтов «начал острить на его счет, называя «горец с большим кинжалом». По роковому стечению обстоятельств, эту фразу услышали все, кто находился в гостиной, в том числе и Мартынов. Он счел фразу за оскорбление и вызвал Лермонтова на дуэль».
15 (27) июля 1841 года у подножия Машука, в 6 часов вечера, дуэлянты встретились. Секунданты (ими были Трубецкой, Столыпин, Глебов, Васильчиков) договорились об условиях проведения дуэли. Первым же выстрелом Мартынова поэт был убит. В это время разразилась гроза, пошел сильный дождь – казалось, само небо отозвалось на гибель поэта стоном скорби.
М.Ю. Лермонтова похоронили в Пятигорске, на старом кладбище у горы Машук. 8 месяцев покоился прах Лермонтова в пятигорской земле. Бабушка добивалась разрешения на его перезахоронение. Когда оно было получено, тело было перевезено из Пятигорска в Тарханы, где 23 апреля 1842 г. было похоронено в фамильном склепе, близ церкви в центре села, рядом с могилой матери.
Пятигорчане свято чтут память о поэте. На месте первоначального захоронения и на месте дуэли стоят памятники. К ним жители и гости города всегда несут цветы.