Пушкин, Зимний вечер

Все произведения великого поэта Александра Сергеевича Пушкина невообразимо нежны и лиричны. Они сплетаются в тонкие хрупкие кружева и образуют вычурные и неповторимые узоры, сравнимые разве что только с теми, которые рисует мороз на окнах. Пушкин был романтичным взрослым ребенком, которому хотелось вседозволенности и любви, который не любил никаких рамок и ограничений. Но судьба распоряжалась иначе. Все свои протесты он выражал пером на бумаге в метафорических образах на разные события у друзей и государства, зачастую вызывая бурю негодования у высокопоставленных чинов. И, конечно, ему многое прощалось, но наказания все-таки были, взять хотя бы ссылку в родовое гнездо Михайловское. Здесь и создал Пушкин «Зимний вечер», о котором дальше и пойдет речь.

Ссылка на юг (1820-1822)

Сначала немного о состоянии поэта и его среде, в котором он создавал свой очередной шедевр. Да, не мог отказаться Пушкин от вольнолюбивой поэзии, за что был сослан в Южную ссылку. В это время он сочиняет много своих известных произведений, одно из них — пародийная поэма «Гаврилиада», где он обыгрывает сюжет Священного писания, о чем до конца дней будет сожалеть. Но пока в Кишиневе он вступает в масонскую ложу. Пушкин, сам не ведая того, запутался. А ведь главными задачами масонов, как известно, было уничтожение религии (особенно христианской) и опровержение всех ее законов. Масоны вели революционную деятельность, направленную на разрушение всяких основ национальной государственности. В это же время Александр I издал указ о запрещении масонства.

Ссылка в Михайловское (1824-1826)

Пушкина за участие в масонстве отправляют под домашний арест к отцу, в Михайловское. Отец, будучи человеком верующим, настороженно относится к увлечениям сына, из-за чего провоцируются большие скандалы в семье. Но отойдем от скандалов, ведь опять именно творчество приходит на помощь Пушкину, так как невыносимо скучно ему стало в деревне, однако и в этом нашлась своя прелесть, тем более что вскоре из села в Петербург выехали его родители, сестра и брат. И тут как-то сильно затосковал Пушкин. «Зимний вечер» — произведение, которое точно указывало на его тогдашнее настроение. Чтобы понять состояние поэта, окунемся немного в его атмосферу.

Пушкин. «Зимний вечер»

Поэт практически остался один. Он жил в глуши соснового леса, где и располагалось имение. Липовая аллея вела прямо к усадьбе, чуть ниже по лугу протекала река Сороть. Пушкин жил в небольшом одноэтажном домике, в котором когда-то жил его дед Ганнибал. В его кабинете была очень скромная обстановка с деревянной кроватью, ободранным ломберным столом, где вместо чернильниц стояли две помадных банки, двумя стульями и полками с книгами. Рядом жила его любимая няня. Остальные помещения были заколочены. Долгие зимние вечера проводил в обществе няни Арины Родионовны. В ее компании он чувствует себя защищенным и, как ребенок, беспечным. Здесь он много работает и много сочиняет, из-под его пера выходят стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Вакхичекая песня», «К няне», «Я помню чудное мгновение…» и т. д. В этот период у Пушкина происходит переосмысление человеческой жизни и ее ценностей, в конце концов он определяет свой идеал: это обретение дома, внутренней гармонии и защищенности.

Анализ стихотворения «Зимний вечер» Пушкина

Это стихотворение Пушкин написал в 1925 году в стиле традиционных романтизма и классицизма, которые синтезируются в одно целое. В центре сюжета — грандиозная и неумолкающая буря. Буря здесь представляет некое божество, и в его движение вовлечено все, что есть на земле. И это все представляется в масштабах вселенских. Потом стихотворение Пушкина «Зимний вечер» резко меняет свои масштабы до одинокой человеческой жизни, которая выглядит во всей этой громадной картине как несчастная песчинка.

Дальше идет описание лачужки, одинокой и заброшенной в водоворот вихрей снежных, как душа человеческая. Обитатели ее постоянно слышат звуки бури, напоминающие то плач ребенка, то завывание зверя, то стук путника. Здесь речь идет о каком-то одиночестве и о том, что автор стоит на перепутье дорог, где крутятся опасные для его жизни вихри и бури. В той «лачужке» печально и темно от такой непогоды, но душа его хочет вырваться из этой тьмы к небу и к солнцу. Именно об этом тоскует запутавшийся в своих мыслях и желаниях Пушкин. «Зимний вечер» точно описывает это его состояние. Ведь пока надо переждать эту бурю, и тогда может наступить тот долгожданный свет. Все, что согревает сейчас душу лирического героя, теплит его надежды, — это его любимая «старушка» — «добрая подружка», и вино, которое хоть на время, но все же способно заглушить действие страха и одиночества перед гнетущим неизвестным будущим.

План вечера произведения пушкина

Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление и восторг. С годами это восприятие становится спокойным и осмысленным, и от того, насколько глубоко способен человек видеть и чувствовать окружающую красоту, зависит во многом его нравственный облик.

Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском «пустынном уголке», приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика.

В лирике Пушкина русская природа оживает в своей неброской пленительной красоте. Золотые и багряные краски осени сменяются ослепительной белизной зимы. Любимым временем года была для Пушкина осень, которой посвящено одноименное стихотворение. Это своеобразный поэтический календарь, в котором поэт дает точную и емкую характеристику всех времен года и выражает свое отношение к ним. Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно. Например, строчки, посвященные лету, вызывают улыбку и заставляют согласиться с автором:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Так же откровенно говорит Пушкин о весне:

. я не люблю весны;
Скучна мне оттепель, вонь, грязь &#151 весной я болен.
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен.

А ведь весна издавна считается в поэзии самым прекрасным временем года, когда оживает природа, пробуждается душа. Но Пушкину ближе осень и зима.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят &#151 я снова счастлив, молод.

Русский мороз дает поэту ощущение бодрости, силы, заставляет кровь быстрее струиться в жилах, возвращая молодость и счастье. Зимой особенно чувствуется уют теплого дома, который резко контрастирует с завыванием вьюги за окном. Это ощущение замечательно передано в стихотворении «Зимний вечер», оно усиливается воспоминаниями о самом близком человеке далекого детства &#151 няне Арине Родионовне.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит.
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

В такой вечер особенно хорошо, греясь у огня, слушать песни и сказки, когда за окном разгулялась вьюга. Но природа неповторима в своей изменчивости. Наступает утро &#151 и нет следа вчерашней непогоды. В стихотворении «Зимнее утро» нашему взору открывается чарующая картина:

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо ладом блестит.

Своя прелесть есть и в морозной зимней ночи, замечательно изображенной поэтом:

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.

Такой ночью, когда все погружается в сон, поэт может силой своего воображения перенестись в историческое прошлое своей страны, во времена опричнины. Но эта жестокая эпоха виселиц и казней давно миновала, а над Москвой по-прежнему раскинулся огромный синий свод, усыпанный звездами. Природа вечна. Она, как и прежде, удивительна и изменчива и продолжает восхищать взор поэта.

Ни одно из времен года не вызывало у Пушкина такого очарования, как осень. Ему удалось увидеть и передать богатство и многообразие ее красок, которые кажутся еще прекраснее в преддверии близкого умирания.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса &#151
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

В этом стихотворении Пушкин находит для характеристики своего любимого времени года удивительные, исполненные глубокого смысла сравнения. Он уподобляет осень нелюбимому ребенку в семье. Пытаясь объяснить свое особое отношение к этой поре увядания, поэт сравнивает ее с умирающей от чахотки девушкой:

Играет на лице еще багровый цвет,
Она жива еще сегодня, завтра нет.

Но осень особенно дорога Пушкину еще и потому, что она пробуждает его творческие силы, заставляя оживать поэтическое воображение. Многим великим произведениям Пушкина мы обязаны осени. Он замечательно передает в одноименном стихотворении, как рождается вдохновенье и возникают образы, рифмы, звуки, плоды мечты.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута &#151 и стихи свободно потекут.

В пушкинских стихах о природе проявляются не только его вкусы и особенности восприятия, но и такие нравственные качества, как вольнолюбие, гуманность, патриотизм. Эти чувства пронизывают стихотворение «Деревня», в котором автор с любовью и нежностью рисует неяркий, но пленительный сельский пейзаж:

Я твой &#151 люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят. Эти строки воспринимаются как признание поэта в любви к родной земле, к своему народу. Его освобожденный от «суетных оков» взор видит рабское положение русского крестьянства, его разум и совесть гуманиста не могут примириться с этим. В стихотворении звучит горячий призыв к прогрессивно мыслящим людям бороться за освобождение своего народа. Ведь свобода &#151 самое ценное, чем может обладать человек.

Понять и ощутить это помогает Пушкину встреча с морем. «Свободная стихия» поражает его своей мощью и беспредельностью, она созвучна его мыслям и чувствам. И, хоть для человека невозможно обретение абсолютной воли, он может сохранить свою внутреннюю свободу, которая останется с ним навсегда, как воспоминание о море:

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»

Обладающее всенародной известностью, это стихотворение представляет собой крупный шаг в стремительной эволюции пушкинского стиля. Еще В.Г. Белинский писал о «Женихе», «Утопленнике», «Бесах» и «Зимнем вечере» — «пьесах, образующих собою отдельный мир русско-народной поэзии в художественной форме». В наше время исследователи обращаются к «Зимнему вечеру» довольно часто. О нем писали А.Л. Слонимский, Б.П. Городецкий, Вс. А. Рождественский, С.М. Бонди, Д.Д. Благой, Б.В. Томашевский. Гениальные стихотворения живут в «большом времени», и их содержание развертывается постепенно. Вот и о «Зимнем вечере» еще долго не будет «все сказано». Хрестоматийность стихотворения не мешает исследователям толковать его по-разному. С.М. Бонди пишет, что «Зимний вечер» — «одно из самых грустных стихотворений Пушкина», что в нем звучит «настроение томительной тоски». Приблизительно так понимал стихотворение и Б.В. Томашевский. По Вс. Рождественскому, который наиболее последовательно выражает иное мнение, главная мысль «Зимнего вечера» такова: «Пусть воет вьюга, нагоняет зимнюю тоску — поддадимся ей и дружеской беседой поддержим свою бодрость. Оба истолкования предназначены для школы, где обычно предпочитают единственную, «правильную» трактовку.

Предлагаемое описание «Зимнего вечера» не ставит, однако, своей задачей утвердить одно и отбросить другие толкования. Автор вслед за многими литературоведами исходит из убеждения, что лирическое содержание неопределенно, что лирическое «я» допускает широкий диапазон возможных толкований в соответствии с разнообразием читательских индивидуальностей. Исследователь тоже не может отрешиться от своей индивидуальности, но ему следует, по крайней мере, разграничить в своем сознании читательский и научный подходы. Основания многозначности «Зимнего вечера» разнообразны. Стихотворение наследует стилистические традиции классицизма и романтизма, синтезируя их. От классицизма — четкость и ясность образов, допускающих вместе с тем широкую эмоциональную подстановку и расхождение в оценках. От романтизма — многоплановая семантика образов, оживление обертонов словесных значений, «музыкальность». Сверх того — характерная для Пушкина прикрепленность к жизненной конкретности и вещественности, «пластичность». В результате степень лирической обобщенности стихотворения достаточно высока, и оно дает возможность для различных истолкований, несмотря на доступность и обозримость содержания.

Задача настоящего описания — подойти к проблеме смыслообразования в «Зимнем вечере» по «высоким» уровням структуры: композиции и пространственности. Цель — выделить структурные элементы, определяющие развертывание смысла в различных направлениях. Предпосылка -структурные конфигурации и построение смысла находятся в отношениях гомоморфности, то есть соотносимы по сходству принципов своей организации. Пушкинские композиции на редкость гармоничны, стройны и свободны. «Зимний вечер» здесь не является исключением. Стихотворение безукоризненно построено из четырех хореических восьмистиший:

  • Буря мглою небо кроет,
  • Вихри снежные крутя;
  • То, как зверь, она завоет,
  • То заплачет, как дитя,
  • То по кровле обветшалой
  • Вдруг соломой зашумит,
  • То, как путник запоздалый,
  • К нам в окошко застучит.
  • Наша ветхая лачужка
  • И печальна, и темна.
  • Что же ты, моя старушка,
  • Приумолкла у окна?
  • Или бури завываньем
  • Ты, мой друг, утомлена,
  • Или дремлешь под жужжаньем
  • Своего веретена?
  • Выпьем, добрая подружка
  • Бедной юности моей,
  • Выпьем с горя; где же кружка?
  • Сердцу будет веселей.
  • Спой мне песню, как синица
  • Тихо за морем жила;
  • Спой мне песню, как девица
  • За водой поутру шла.
  • Буря мглою небо кроет,
  • Вихри снежные крутя;
  • То, как зверь, она завоет,
  • То заплачет, как дитя
  • Выпьем, добрая подружка
  • Бедной юности моей,
  • Выпьем с горя; где же кружка?
  • Сердцу будет веселей.

Тематически оно делится на три части, что довольно типично для лирических произведений. Строфическая композиция полностью поддерживает тематическую: первая строфа — буря, вторая и третья — лачужка, четвертая — буря и лачужка. Видна строгая логика тематического развертывания. Мотивы сначала последовательно развиваются в трех строфах, а затем сталкиваются в четвертой, концентрируя тему повторами и замыкая композиционный свод. Развитие мотивов внутри строф происходит путем их постепенной детализации. Особенно показательна первая строфа. Основной образ бури раскладывается на дополнительные. Это обычный для Пушкина прием, который может быть «прямым», как здесь, или «обратным», когда отдельные подробности затем объединяются в нечто общее. Можно заметить у Пушкина характерное комбинирование «расчленений» и «собираний» на разных уровнях: внутри строф происходит «расчленение», а сами строфы «собираются».

В «Зимнем вечере» развертывание темы как раз таково. Однако описанное композиционное членение не является единственным и абсолютным. Приближение к композиционным частностям обнаруживает иные связи, благодаря которым границы частей могут быть изменены. «Буря» лишь на первый взгляд отделена от «лачужки». На самом деле оба мотива взаимно проникают друг в друга. Мотив лачужки присутствует и в первой строфе, мотив бури захватывает вторую, и обе строфы объединяются вместе настроением печали и мрака. Соответственно тяготеют друг к другу третья и четвертая строфы. Они опоясаны повтором полустрофы «Выпьем, добрая подружка», и мотив бури с его настроением слегка заглушается в этом кольце. Можно думать, что во второй половине стихотворения мрачная тональность сменяется более оживленной. В этом случае «Зимний вечер» композиционно делится на две равные части, внутри которых объединены строфы, отграниченные друг от друга.

Наконец, возможен третий способ композиционного членения, где компонентами являются лирическое описание бури и лачужки и диалог в монологической форме — обращение к няне. Здесь членение уже на четыре части, оно не совпадает со строфическим, и компоненты дважды чередуются, сначала неравномерно, а затем уравниваясь. Диалог преобладает, голос человека соперничает с воем бури.

Три способа композиционного членения «Зимнего вечера» сводятся в следующую схему (начало и конец композиционного отрезка обозначен номерами стихов): Здесь хорошо видно, как меняется состав и расположение частей: большой отрезок (I, 2) делается составными частями двух других (II, 1 и 2), по-разному выглядят (I, 1 и 2) и (III, 1 и 2), (I, 3) распадается на (III, 3 и 4) и т. д.

Урок-конспект по литературе: «А. С. Пушкин. Зимнее утро» (3 класс)

Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро».

Цель: познакомить учащихся с биографией А. С. Пушкина и его произведением «Зимнее утро»; развивать образное мышление, воображение; воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина; книги с его произведениями; картина с изображением зимы.

План урока

2. Актуализация знаний.

3. Сообщение темы и целей урока.

4. Изучения нового материала.

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.

2. Актуализация знаний.

Закрепление пройденного материала на прошлом уроке.

3. Сообщение темы и целей урока.

На доске висит портрет А. С. Пушкина.

— Чей портрет висит на доске?

— Что вы знаете об этом человеке?

— Какие его произведения вы знаете?

Молодцы ребята, сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением, а именно стихотворением «Зимнее утро», а также узнаем немного о биографии этого замечательного поэта.

4. Новый материал.

А. С. Пушкина можно назвать солнцем русской поэзии. Его творчество известно во всём мире. Родился он в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства семья прививала ему любовь к поэзии. В его доме отец имел огромную библиотеку. У Александра Сергеевича была верная подруга и наставница – это его няня Арина Родионовна. Она поддерживала его в самые трудные минуты его жизни. За это Александр Сергеевич посвятил ей большое количество произведений. В 1811 году Пушкин по велению отца поступает в Царскосельский Лицей. Там поэт написал первые стихотворения. В 15 лет, опубликовали его первый стих «К другу стихотворцу». После окончания лицея поэт поступил на службу в коллегию иностранных дел. Всю свою юность храбрый и бесстрашный Пушкин пытался писать правду, он высмеивал ложь и лицемерие. За это он был отправлен в ссылку. Но даже это не мешало ему писать великие поэмы, романы и другие произведения. С 1328 года писатель находился под надзором Государственного совета. Но и это его не остановило, он продолжал поддерживать своих однодумцев, рискуя свободой и жизнью. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.

Рекомендуется сделать выставку книг с произведениями А. С. Пушкина и предложить их учащимся для внеклассного чтения. Демонстрируя книгу с произведением «Зимнее утро», происходит первичное чтение стихотворения учителем, желательно наизусть. Детям рекомендуется закрыть глаза.

(Картина К. Юона «Волшебница-зима»)

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь, не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Проверка первичного восприятия.

— Понравилось вам стихотворение?

— Какую картину вы представили?

Словарная работа.

  • Сомкнуты – закрыты;
  • Аврора – богиня утренней зари в Риме
  • Вечор — вечер
  • Янтарный — желтый, солнечный
  • Предадимся бегу – поедем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: