Великий русский писатель

Творчество А. С. Пушкина, величайшего русского поэта, составило целую эпоху в развитии нашей культуры. В личности поэта воплотилась духовная мощь нашего народа, его свободолюбие, многосторонняя одаренность и могучая творческая сила. Он выступает и как лирик, и как драматург, и как писатель, широко и глубоко освещавший жизнь человеческого общества и внутренний мир человека. Поэт стал выразителем передовых взглядов своего века, певцом поэтических свобод. Будучи автором пламенных гражданских стихов, горячо откликаясь на жгучие вопросы современности, Пушкин всегда оставался «художником», облекая свои свободолюбивые идеи в замечательную художественную форму. Для подтверждения этого обратимся к его творческой биографии. Родившись в семье, где интересовались литературой и театром, которую посещали лучшие писатели того времени, с самого малолетства Пушкин невольно вошел в литературный круг родительского дома. Огромную роль в жизни будущего поэта сыграла простая русская женщина, мастерица народной речи, хранительница неисчерпаемых запасов народных сказок и песен. Ей, своей няне, Пушкин впоследствии посвятил прекрасные строки:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!

Особое место в жизни поэта заняли годы, прожитые в лицее. Под влиянием дружеских бесед, прогулок по садам, впечатлений от искусства и природы Царского Села раскрылся его поэтический талант. Лицей подарил Пушкину красоту мира, любовь к родной земле, друзей. Вот, например, что Пушкин написал о Дельвинге:

Дай руку, Дельвинг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.

Именно в лицее юный поэт познал всепоглощающую силу первой любви:

Вот страсть, в которой я сгораю.
Я вяну, гибну в цвете лет,
Но исцелиться не желаю…

Все это наполнило душу светлым, радостным чувством, которое не угасло в его творчестве никогда. Вольнолюбие Пушкина с особой силой проявилось в первые годы после окончания лицея. В Петербурге поэт ощутил полноту жизни, с увлечением отдался искусству, сблизился с передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи. Одними из самых смелых и значительных стихотворений этих лет являются ода «Вольность», стихотворение «Деревня» и «К Чаадаеву». Петербургский период жизни и творчества закончился созданием поэмы «Руслан и Людмила», в которой отразилась жизнерадостность поэта, его вера в победу справедливости, добра и красоты. Жизнь на Кавказе и в Крыму ускорило творческое развитие Пушкина. Живые и разнообразные южные впечатления широко вошли в его стихотворения и поэмы. Дружественная атмосфера и романтические настроения способствовали плодотворной работе. На юге Пушкин создал несколько поэм («Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан»), начал писать «Цыганы» и роман в стихах «Евгений Онегин». Осенью 1824 г. Пушкин простился с южным краем России чудным своим стихотворением «К морю»:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордую красой.

За южной ссылкой последовало второе изгнание. Пустота и однообразие деревенского быта в Михайловском действовали на Пушкина угнетающе, поэтому творчество его было первоначально проникнуто глубокой печалью. Прилив творческого вдохновения наступил после приезда в Михайловское его лицейских друзей. Лирическим шедевром этого времени явилось знаменитое стихотворение «К***», положенное впоследствии на музыку Глинки:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В это же время Пушкин философски обобщил смысл жизни и творчества. Могучее возрождение души, сознание полноты и зрелости его духа воплотились в стихотворении «Пророк». Но наиболее значимым произведением поэта, целиком написанном в Михайловском, явилась историческая трагедия «Борис Годунов». Нельзя не сказать о жизни поэта после ссылки. Приезд Пушкина в Москву был воспринят современниками как важнейшее событие в жизни общества, а знакомство с семнадцатилетней Натальей Гончаровой на одном из обычных московских балов перевернуло всю его жизнь. Эта юная красавица воплотила в себе предел поэтических мечтаний:

Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна.
Чистейший прелести чистейший образец!

Возвратившись в Петербург, Пушкин объединился со своими лицейскими друзьями с целью создания «Литературной газеты». Получив согласие на брак с Н. Гончаровой, он принял решение ехать в Болдино, чтобы войти во владение имением. Нужно сказать, что пребывание в Болдино отмечено невиданным взлетом пушкинского гения: здесь он закончил роман «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», «Историю села Горюхина», несколько небольших драматических произведений, названных в одном из его писем «маленькими трагедиями», продолжил лирическую драму «Русалка». После венчания в Москве Пушкин вместе с женой переехал в Петербург, где усердно работал над большими прозаическими произведениями (роман «Дубровский», повесть «Пиковая дама», повесть «Капитанская дочка»). Последние годы жизни поэта не были радостными: светское общество не смогло простить его гениальности. Пушкина травили черной завистью, клеветой, сплетнями:

Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы.
Решенья глупости лукавой.
И шепот зависти …

Ценой огромных усилий Пушкин начал работу над созданием литературного журнала «Современник», в котором поэту удалось собрать крупнейших писателей страны, осветить жизнь всех народов и народностей. Но конфликтная ситуация, сложившаяся вокруг его семьи, не дала возможности осуществить все творческие замыслы. Пушкин был вызван на дуэль, первым же выстрелом его ранило. Рана оказалась смертельной … Смерть поэта вызвала волну возмущений среди разных слоев русского общества. Первым эхом этого ужасного события явились строки:
Погиб поэт! Невольник чести
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.

Из стихов, посвященных Пушкину, можно составить тома антологий, но не прерывается и не прервется никогда плетения венка славы великому поэту России. Пушкин вечен, у каждого есть свой Пушкин. При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте, о великом сыне России. Пушкин — явление чрезвычайное и, может быть, единст­венное выражение русского духа! Это русский человек! В нем русская природа ,русский язык, русская душа, русский характер.

О Пушкине

Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837) — величайший русский поэт и писатель , прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

Высказывания известных людей о поэте: Н. Гоголь

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более покавсё его пространство.

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

А. Герцен

Пушкин как нельзя более национален и а то же время понятен для иностранцев. Он редко подделывается под на- родный язык русских песен, он выражает свою мысль такой, какой она возникает у него в уме. Как все великие поэты, он всегда на уровне своего читателя: он растёт, становится мрачен, грозен, трагичен; его стих шумит, как море, как лес, волнуемый бурею, но в то же время он ясен, светел, сверкающ, жаждет наслаждений, душевных волнений. Везде русский поэт реален, — в нём нет ничего болезненного, ничего из той преувеличенной психологической патологии, из того абстрактного христианского спиритуализма, которые так часто встречаются у немецких поэтов. Его муза — не бледное существо, с расстроенными нервами, закутанное в саван, это — женщина горячая, окружённая ореолом здоровья, слишком богатая истинными чувствами, чтобы искать воображаемых, достаточно несчастная, чтобы не выдумывать несчастья искусственные.

И. Тургенев

Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он ото- звался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни.

Н. Чернышевский

Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела, между тем как прежде она была, по удачному заглавию одного из старинных журналов, «Приятным и полезным препровождением времени» для тесного кружка дилетантов. Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель. Вся возможность дальнейшего развития русской литературы была приготовлена и отчасти ешё приготовляется Пушкиным.

Л. Толстой

Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко.

А. Платонов

Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами. Поэтому правда, истина, прекрасное, глубина и тревога у него совпадают автоматически. Пушкину никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим своим произведением, — и это оставшееся вдохновение, не превращенное прямым образом в данное произведение и всё же ощущаемое читателем, действует на нас неотразимо. Истинный поэт после последней точки не падает замертво, а вновь стоит у начала своей работы. У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою.

Сергей Есенин — Пушкину Александр Сергеевич ПУШКИН
МЕДНЫЙ ВСАДНИК

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПОВЕСТЬ

Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом. ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Альгаротти где-то сказал: «Pétersbourg est la fenêtre par laquelle la Russie regarde en Europe».

(2) Смотри стихи кн. Вяземского к графине З***.

(3) Мицкевич прекрасными стихами описал день, предшествовавший Петербургскому наводнению, в одном из лучших своих стихотворений — Oleszkiewicz. Жаль только, что описание его не точно. Снегу не было — Нева не была покрыта льдом. Наше описание вернее, хотя в нем и нет ярких красок польского поэта.

(4) Граф Милорадович и генерал-адъютант Бенкендорф.

(5) Смотри описание памятника в Мицкевиче. Оно заимствовано из Рубана — как замечает сам Мицкевич.


Произведения А.С.Пушкина:

Стихи Пушкина, Поэмы Пушкина, Сказки Пушкина, Проза Пушкина, Драматургия Пушкина, Пьесы Пушкина, Биография Пушкина, Евгений Онегин, Борис Годунов, Капитанская дочка, Повести Белкина, Лирика, Пророк, Медный всадник, Полтава, Руслан и Людмила, Поэт, Читая Пушкина

О Пушкине

Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837) — величайший русский поэт и писатель , прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более покавсё его пространство.

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

Пушкин как нельзя более национален и а то же время понятен для иностранцев. Он редко подделывается под на- родный язык русских песен, он выражает свою мысль такой, какой она возникает у него в уме. Как все великие поэты, он всегда на уровне своего читателя: он растёт, становится мрачен, грозен, трагичен; его стих шумит, как море, как лес, волнуемый бурею, но в то же время он ясен, светел, сверкающ, жаждет наслаждений, душевных волнений. Везде русский поэт реален, — в нём нет ничего болезненного, ничего из той преувеличенной психологической патологии, из того абстрактного христианского спиритуализма, которые так часто встречаются у немецких поэтов. Его муза — не бледное существо, с расстроенными нервами, закутанное в саван, это — женщина горячая, окружённая ореолом здоровья, слишком богатая истинными чувствами, чтобы искать воображаемых, достаточно несчастная, чтобы не выдумывать несчастья искусственные.

Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он ото- звался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни.

Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела, между тем как прежде она была, по удачному заглавию одного из старинных журналов, «Приятным и полезным препровождением времени» для тесного кружка дилетантов. Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель. Вся возможность дальнейшего развития русской литературы была приготовлена и отчасти ешё приготовляется Пушкиным.

Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко.

Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами. Поэтому правда, истина, прекрасное, глубина и тревога у него совпадают автоматически. Пушкину никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим своим произведением, — и это оставшееся вдохновение, не превращенное прямым образом в данное произведение и всё же ощущаемое читателем, действует на нас неотразимо. Истинный поэт после последней точки не падает замертво, а вновь стоит у начала своей работы. У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою.

Высказывания известных людей о поэте:
Н. Гоголь
А. Герцен
И. Тургенев
Н. Чернышевский
Л. Толстой
А. Платонов
Сергей Есенин — Пушкину
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: