Учитель Блинова Светлана Вячеславовна

Конспект урока по литературному чтению в 4-м классе

Система Л. В. Занкова.

Автор учебника: Н.А.Чуракова.

Тип: урок изучения нового материала.

Вид: беседа, самостоятельная работа, исследование.

Методы: поисковый, исследовательский.

Форма: групповая.

Тема

Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворениях В. Маяковского «Тучкины штучки», А. Пушкина «Зимняя дорога»»

Цель:

  • познакомить с разными видами рифмы: парной, перекрестной, охватной;

Задачи:

  • развивать воображение, творческие способности детей;
  • воспитывать любовь к русской поэзии, природе.

Оборудование: портреты поэтов В. Маяковского, А. Пушкина, презентация, проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок

. 2. Актуализация опорных знаний.

  • Прочитайте и сравните тексты.

Игрушечного мишку нечаянно

Уронили мишку на пол,

уронили на пол. У него оторвалась

Оторвали мишке лапу,

лапа. Хозяйка не выбросила мишку,

Все равно его не брошу,

она очень любила эту игрушку.

Потому что он хороший.

Что вы можете сказать об этих текстах?

Какой текст лучше воспринимается, запоминается? Почему? (2 текст, он похож на стих)

– Правильно, стихи складные, легко запоминаются, их можно петь под музыку.

— Кто говорит стихами?

– Поэты говорят стихами, писатели – прозой, мы говорим обычной разговорной речью.

– Чем стихи отличаются от обычного рассказа или сказки?

(У стихов есть рифма)

Что такое рифма? (словарь) Рифма — созвучие концов стихотворных строк.

Что такое проза? (словарь) устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки – стихи

Все что мы повторили, поможет вам справиться с задачей на уроке.

3. Постановка целей урока.

Прочитай название главы, с которой мы будем работать на уроке: «Авторская поэзия: мастерская стиха» (на доске).

Предположите, о чем пойдет речь в этой главе?

Что значит авторская? (написанная автором)

Кого называют мастером? (человека, который хорошо умеет делать свое дело).

Что такое поэзия? (стихи; произведения записанные стихами) Прочитайте в толковом словаре.

“ПОЭЗИЯ” – изящество в письменности; всё художественное; духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерной речью.

“ПОЭТ” – человек, одарённый природою способностью чувствовать, сознавать поэзию и представлять её словами, творить изящество” В.И. Даль

– Когда у человека появляется потребность говорить стихами? (Высказывания учеников).

(Когда душа человека переполняется разными чувствами: восхищения, весёлости, торжества, грусти и печали, таинственности, любования и т.д.)

— Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этой главе? (Поэтические)

— Почему вы так решили? (Подсказало название главы и иллюстрации)

— Посмотрите – здесь художник снова изобразил часы. Что отличает эти часы от часов, которые мы уже встречали на страницах учебника? (На циферблате этих часов указаны века и годы.)

— Посмотрите на стрелки этих часов. На какие века они указывают? (19- 20 века. Можно предположить, что это подсказка художника и произведения этой главы относятся к этому времени).

Мы отправляемся в путь, к открытию секретов поэзии. И сегодня мы узнаем один из секретов – это умение составлять рифму.

4. Работа по новой теме

— Мы уже определили, что в этой главе нас ждут поэтические произведения. Что является отличительной чертой этих произведений? (Рифма)

Сейчас мы отправимся в мастерскую, где и познакомимся с разными видами рифм. А поможет нам в этом иллюстрация (стр 160)

— В какой мастерской мы оказались? (У художника)

— Что вы здесь видите? (Мольберты с картинками, в руках у художника палитра)

— Что общего на палитре и картинке художника? (Порядок расположения цветовых пятен и на палитре, и на картинке одинаков)

— Как расположены одинаковые по цвету пятна на1-м рисунке? (парами)

Как называется рифма? (парная)

— Что происходит с кругами на 2-м рисунке? (перекрещиваются).

Как называется рифма? (перекрестная)

— Соедините название оставшейся рифмы и цветовой рисунок.

Как называется последняя рифма?

Секрет художника разгадан!

Он оказался очень прост.

При помощи цветов и пятен

Он виды рифм нам преподнёс.

5. Чтение учителем стихотворения В. Маяковского.

6. Эмоциональная оценка.

– Объясните название произведения.

(Название произведения очень меткое, выразительное, в нем присутствуют «игра слов», юмор.)

– Какие образы создал поэт? (Образы разных тучек, которые носят игровой характер.)

ЛОНО — небесная ширь

Работа по вопросам (с. 161).

– Найдите рифмующиеся слова. (Тучки – штучки, люди – верблюдик, объятая – пятая, лоне – слоник, шестая ли – растаяли, сжирав – жираф.)

– Как вы назовете такую рифму? (Парная рифма.)

– Почему В. Маяковский выбрал эту рифму? (Чтобы передать игровой характер стихотворения.)

– Объясните, почему детские писатели наиболее часто используют эту рифму. (Детские писатели свои произведения писали для игры, забавы.)

– А малые жанры фольклора часто прибегают к такой рифме? (Да.)

Вспомните потешки, считалки:

“Тень, тень, потетень,
Выше города плетень”.

“Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять…”

-Назовите рифмы. (Потетень, плетень. Парные.)

Для кого написано это стихотворение? (Для детей)

– Как вы думаете, взрослые поэты часто прибегают к этой рифме? . (Ответы детей.)

7. Работа над стихотворением А. Пушкина «Зимняя дорога»

Все мы любим лето, с нетерпеньем ждём его прихода, но и зиму мы любим не меньше. Недаром русские поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения русской зиме. Сегодня мы познакомимся с одним из них.

  • Прочитайте название стихотворения («Зимняя дорога»).
  • Как вы думаете о чем стихотворение? (О заснеженной дороге).

8. Вступительная беседа. Подготовка к восприятию.

Это стихотворение А. Пушкин написал под впечатлением поездки из Пскова в Москву. Во времена Пушкина железных дорог не было. Люди путешествовали в кибитках (крытая дорожная повозка) или коляска. А лошадей обычно брали на почте. Поэтому в ходу были такие выражения: почтовые лошади, почтовая карета, почтовая тройка, почтовый тракт (это большая проезжая дорога, по которой ездили на почтовых лошадях). Тракт мог тянуться на многие сотни и тысячи километров. Пушкин особенно любил зимнюю дорогу. Можно было вдоволь наглядеться на родные просторы, спокойно подумать. (Беседа ведется под видеозапись зимних пейзажей).

9. Чтение стихотворения учителем под спокойную музыку.

— Какое настроение появилось при чтении этого стихотворения? (печаль, скука, однообразие)

— Какими словами передает это настроение Пушкин? (печальные поляны, печальный свет, дорога скучная, колокольчик утомительно гремит,… глушь, снег…)

10. Словарная работа.

Прочитайте стих про себя и отметьте слова, которые вам не понятны?

Волнистые туманы – туман стелется по холмам.

Тройка борзая – три лошади.

Ямщики – в России до конца XIX века – крестьяне, исполнявшие ямскую, затем государственную извозную повинности. Были кучерами на ямских лошадях. Жили при ямах – селениях на почтовом тракте.

Верста – русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км).

– Определите рифму. Докажите. (Перекрестная рифма, она более спокойная и размеренная, рифмующиеся слова расположены через строчку.)

— Почему же Пушкин использует перекрестную рифму? (Пушкин использует перекрестную рифму для передачи медленного движения лошадки.)

— Чтобы понять выбор автора, надо проанализировать и сравнить два стихотворения: В. Маяковского и Александра Пушкина

– Прохлопайте четверостишие В. Маяковского, затем А. С. Пушкина, делая хлопок на ударном слоге.

– Что заметили? (Дети хлопают и определяют, что короткая строка Маяковского меньше подходит для передачи монотонного бега лошадки, чем длинная строка Пушкина. Более того, слова, начинающие строчки в стихотворении Маяковского, имеют ярко выраженные ударения на первом слоге. Это также придаёт стиху энергичный характер, — мало — подходящий для передачи монотонного бега лошадки. В стихотворении Пушкина первые слоги в словах, конечно, выделяются голосом (мы показали это, подчеркнув их), но настоящее ударение стоит в них каждый раз на третьем слоге. Это побуждает читающего эти длинные многосложные слова произносить их как бы невольно нараспев, чуть-чуть по слогам. Это, безусловно, больше подходит для того, чтобы передать монотонный бег лошадки. Не случайно, 4-х стопный хорей – это песенный размер и излюбленный размер устного народного творчества.)

Словесное рисование.

– Нарисуйте словесную картинку каждого стихотворения:

. чистое голубое небо. Дуновение ветерка примчало тучки причудливой формы. Три похожи на людей, а четвертая – на верблюдика. Потом появилась пятая туча – бесформенная, от нее отделились маленькие облачка, похожие на слоников. В одно мгновение тучки исчезли, растворились в небе, которое осветилось ярким ослепительным солнечным светом.

. снежные просторы. Луна, плывущая меж облаков. Гладко укатанная дорога, по которой бежит тройка. Мерно поскрипывают полозья. Монотонно гремит колокольчик. Вполголоса поет ямщик.

– Какими красками вы бы раскрасили эти иллюстрации?

Синей краской – небо, белой – облака, ярко-желтой – солнце.

Белой краской – снежные просторы, дорогу, черной – тройку лошадей, бледно-желтой (белесой) – луну.

11. Выразительное чтение стихотворений.

– Подготовьтесь прочитать стихотворения выразительно.

– Какое из стихотворений больше соответствует вашему личному настроению? Почему?

О стихотворении Пушкина: путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на черные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина.

12. Итог.

  • Какой секрет мастерства поэзии мы сегодня узнали? (три вида рифмы…)
  • Назовите их (парная, перекрестная, охватная).
  • Как узнать каждую рифму в стихах? (по тому как она расположена).
  • Как вы думаете, а бывает так, что в одном стихотворении поэт использует сразу три вида рифмы.
  • А вот об этом мы узнаем на следующем уроке. Дома найдите стихотворения с 2 и 3 рифмами сразу.

— Открылись ли и вам некоторые секреты поэтического творчества?

— Спасибо, вам, ребята, за активность, за умные ответы, за ваше творчество!

— Я думаю, что вы не раз еще в течение своей жизни откроете для себя новое в поэзии.

На душе светло, как в храме,

Ни проблем, ни бурь, ни вьюг.

Я пришла к вам — со стихами,

Кто их принял, тот мой друг…

13. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение по выбору, найти стихотворения с 2, 3 разными рифмами.

Урок-конспект по литературе: «А. С. Пушкин. Зимняя дорога» (4 класс)

Тема: А. С. Пушкин. «Зимняя дорога»

Цели:

• Продолжить знакомство учащихся с творчеством А. С. Пушкина;

• формировать навыки анализа лирического текста;

• развивать творческие способности учащихся;

• расширить лексический запас;

• развивать умение работать в группе, индивидуально;

• воспитывать чувство любви к русской поэзии;

• воспитывать чувство любви к родному краю.

Планируемые задачи:

• Уметь находить в стихотворении выразительные средства речи;

• уметь определять тематику, описывать лирического героя;

• развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование: портрет А. Пушкина, кроссворд, музыкальная запись П. Чайковского «Времена года. Зима», колокольчики, наборные рисунки, запись романса А. Алябьева «Зимняя дорога», картина Саврасова «Зимняя дорога», лексический словарь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Решение кроссворда:

1. Кто был хозяином умелого работника Балды?

2. Где бродил кот ученый?

3. Кто кричал Додону: «Царствуй, лежа на боку»?

4. Где родился поэт Пушкин?

5. Как звали няню поэта?

6. Кто сказал о Пушкине: «Ему лиру передаю»?

Чье имя было загадано в кроссворде?

На прошлых уроках мы с вами говорили о жизни и творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина. А что еще вы помните о нем?

3. Объявление темы и целей урока

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А. Пушкина «Зимняя дорога». Но мы знаем, что выразительно прочитать стихотворение очень трудно. Для начала его нужно выучить наизусть. А что еще нужно сделать?

(понять тему стихотворения, точку автора, определить настроение, которое передает произведение, рассмотреть ритм, рифму)

Вот и мы попробуем заглянуть в мастерскую поэта, узнаем, как удается Пушкину передать настроение зимы.

4. Подготовка к восприятию темы

А) Составление кластера

Что вы знаете о зиме? Какие явления природы сопутствуют этому времени года?

Б) Восприятие музыкальной темы

Прежде, чем перейти к чтению, я хочу, чтобы вы прослушали один музыкальный отрывок.

Звучит музыкальная композиция: П. И. Чайковский «Времена года. Зима»

Что вы слышите? Какое время года рисует ваше воображение?

(Зима. Скрип полозьев, свист вьюги, треск льдинок под ногами)

Во времена Пушкина уже существовали автомобили? (Нет)

На чем передвигались люди по зимней дороге? (На санях, запряженных лошадьми)

5. Первичное знакомство с текстом

Закройте глаза и попробуйте мысленно нарисовать картину, которая возникает в вашем воображении.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Что вам представляется? (картина зимней дроги, бесконечной, длинной)

Какое время года описывает автор? (ночь)

Какое настроение передают лирические строки? (печальное, грустное, одинокое)

Как вы думаете, в каком темпе нужно читать это стихотворение? Почему?

(Картина Саврасова «Зимняя дорога»)

6. Анализ текста

А) Самостоятельное чтение стихотворения

Б) Лексическая работа

Перечислите слова, которые кажутся вам непонятными.

Разъяснение слов с помощью словаря и иллюстраций:

• Тройка борзая – тройка лошадей, запряженная в сани. Тройка бежит быстро, легко, поэтому автор говорит о борзой тройке.

• Колокольчик однозвучный – к конной дуге привязывали колокольчик, который служил сигналом. Тройка лошадей мчится очень быстро, есть вероятность столкновения с людьми. А колокольчик позволял предупредить окружающих о том, что кто-то мчится в тройке.

На столе учителя несколько колокольчиков.

Возьмите один из колокольчиков, позвоните. Какие звуки вы слышите? Как бы звучал этот колокольчик на зимней пустынной дороге?

• Ямщик – тот, кто управляет лошадьми.

• Разгулье – веселое гуляние.

• Версты – старая русская единица измерения расстояния. В одной версте 1066 метров. А «полосаты версты» – потому что каждая верста отмечалась столбиком, раскрашенным в полосы черного и белого цвета.

Прочитайте стихотворение еще раз, обращая внимание на эти слова.

В) Анализ выразительных средств лирического произведения

• Перечислите все глаголы, которые встретились вам в тексте. Учитель записывает слова на доске. (пробирается, льет, бежит, гремит, слышится). Обратите внимание, что большинство глаголов «звуковые». Произнесите про себя эти слова. Что вы слышите? (звуки зимы, шорох, шум, гром) Для чего автор использует их? (Чтобы передать звучание зимней дороги)

• Найдите в первой строфе прилагательные вместе с теми словами, к которым они относятся.

Волнистые туманы – туман, похож на волны, который окутывает землю и небо.

Печальные поляны – поляны тихо светятся в лунном свете. Но стоит ночь, солнышка не видно, а потому природа печалится.

Какое настроение охватывает вас при прочтении этих строк? Зачем Пушкин дважды использует слово «Печальный, печально»?

Вспомните, как называется этот троп? (олицетворение)

• Найдите эпитеты во второй строфе. (Скучная дорога, тройка борзая, колокольчик однозвучный.)

Нарисуйте словесно картину, которая вам представляется. Почему дорога скучная?

Как вы понимаете слово «утомительно»? Подберите к нему синонимы (устало, напряженно).

• Найдите эпитеты в третьей строфе. (разгулье удалое, сердечная тоска)

Подберите синонимы к слову «удалое». (веселое, шумное, разухабистое, задорное)

Меняется ли общее печальное настроение от употребления слова «удалое»? Почему?

• Прочитайте последнюю строфу. Объясните, почему здесь практически нет глаголов? (Автор стремится передать одиночество и тишину, которая охватывает путника)

Для чего Пушкин в последней строфе дважды использует многоточие? (Чтобы передать бесконечность зимней дороги).

Г) Работа над интонационным строем произведения

Задание двум ученикам. Один читает стихотворение медленно, второй – быстро.

Какой темп выбран правильно? Объясните свой ответ.

Послушайте романс А. Алябьева на стихи Пушкина «Зимняя дорога». Обратите внимание на темп музыки, логические ударения.

7. Работа с образами

Учитель использует наборные рисунки и составляет картину по ответам учащихся.

Сейчас мы вслушаемся в музыку стихотворения и попробуем себя в роли художников. Обратите внимание на то, что Пушкин описывает ночь. Какие цвета нам понадобятся?

Учащиеся читают стихотворение, на полотне появляются образы луны, полян, тройки, верстовых столбов, ямщика, колокольчик.

8. Практическая работа в группах

Учащиеся на больших листах создают коллаж на тему стихотворения.

9. Подведение итогов и выставление оценок

10. Домашнее задание

1) Выучить стихотворение наизусть.

2) Нарисовать пейзаж по мотивам стихотворения.

Детский час

для детей и родителей

Короткие стихи Пушкина

Короткие стихи Пушкина, поэта, который не нуждается в особом представлении, уже при первом прочтении становятся близки и понятны нам. Работая над стихами, поэт всегда видел цель своей работы. Он осознавал не только как писать, но и что должно в результате получиться.

Удивительным в его стихах является сочетание максимальной искренности, открытости с искусством обобщения. Пушкин — мастер оставить в окончательном варианте стихотворения то, что являлось выражением состояния его собственной души, и вместе с тем было понятно и мило читателю.

«Эхо»
Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов —
И шлёшь ответ;
Тебе ж нет отзыва… Таков
И ты, поэт!
***

Существовал старинный обычай – весной, 25 марта, выпускать на волю птиц из клеток. В последних строках этого стихотворения Пушкин с большой силой и поэтичностью выражает своё горячее стремление к свободе – не только для себя, но и для других.

«Птичка»
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.
***

Наступил сентябрь 1826 года. В Михайловское нежданно-негаданно приезжает жандарм и увозит Пушкина в Москву, где пребывает в то время царь Николай. В следующем стихотворении поэт, после непростого разговора с царём, вспоминает об Арине Родионовне, которая не покинула Михайловского. Няня Родионовна любила поэта всей душой, искренне переживала за него. В адрес поэта от неё всегда исходило тепло.

«Няне»
Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
То чудится тебе…
***

Ясное, зимнее утро заглядывает в комнату. Ветер стих. Снег ослепительно блистает в янтарных лучах восходящего солнца. Яркое, голубое небо раскинулось над землей. Вьюга умчалась, как сон; как её не бывало. Зима… Верные и броские образы солнечного зимнего утра сплетены в стихотворении Пушкина с любовными напевами.

«Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче….. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

В стихотворении «Осень» красочными зарисовками осенней природы поэт хочет заразить читателя свой безудержной любовью к осени.

Отрывок из стихотворения «Осень»
…Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы…
***

А эти стихи написаны в 1829 году, во время второго путешествия Пушкина на Кавказ (первый раз он был там в 1820 году). Чудесное поэтическое выражение сильного и противоречивого чувства, овладевшего поэтом при воспоминании о прежней любви на Кавказе любви, снова вспыхнувшей в его сердце.

«На холмах Грузии»
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой…Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.

***
«Ещё дуют холодные ветры…»
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
***

«Прозаик и поэт»
О чём, прозаик, ты хлопочешь?
Давай мне мысль какую хочешь:
Её с конца я завострю,
Летучей рифмой оперю,
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю неудалую,
И горе нашему врагу!
***

«Туча»
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
***

«Возрождение»
Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.
***

Несмотря на тяготы жизни, Пушкин не охладел к великолепной игре под названием «жизнь». Жизнелюбивое настроение сохранялось в нём до конца. Душа его не охладела, страсть к познанию жизни, поэтическое творчество продолжали питать в нём чувство любви к жизни.

О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю, я жить хочу,
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость свою.

Ещё хранятся наслажденья
Для любопытства моего,
Для милых снов воображенья,
Для чувств ……….всего.

Этот поэтический набросок остался неоконченным.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Стихи Александра Сергеевича Пушкина о природе — зима, весна, осень

Отдайте мне метель и вьюгу
И зимний долгий мрак ночей.

Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: