Пушкин произведения классицизм

Большой шаг вперед новая русская литература делает в 30–50-е годы XVIII в. Это связано с активнейшей деятельностью первых крупных писателей – представителей новой русской литературы: А. Д. Кантемира (1708– 1744), В. К. Тредиаковского (1703–1769), А. П. Сумарокова (1717–1777) и в особенности гениального деятеля русской науки и культуры Ломоносова. Эти четыре писателя принадлежали к различным слоям общества (Кантемир и Сумароков – к дворянской верхушке, Тредиаковский был выходцем из среды духовенства, Ломоносов – сыном крестьянина). Но все они боролись со сторонниками допетровской старины, ратовали за дальнейшее развитие просвещения, науки, культуры. В духе идей века Просвещения (как обычно именуют XVIII столетие) все они были сторонниками так называемого просвещенного абсолютизма: верили в то, что прогрессивное историческое развитие может осуществить но­ситель верховной власти – царь. И в пример этому ставили деятельность Петра I. Ломоносов в своих хвалебных стихотворениях – одах (от греческого слова, означающего «песнь»), адресованных царям и царицам, давал им, рисуя идеальный облик просвещенного монарха, своего рода урок, призывал их идти путями Петра. Кантемир в обличительных стихотворениях – сатирах – резко высмеивал приверженцев старины, врагов просвещения, науки. Он бичевал невежественное и корыстное духовенство, боярских сынков, гордящихся древностью своего рода и не имеющих никаких заслуг перед отечеством, надменных вельмож, алчных купцов, взяточников-чиновников. Сумароков в трагедиях нападал на деспотов-царей, противопоставляя им идеальных носи­телей царской власти. «Злых царей» гневно обличил в поэме «Тилемахида» Тредиаковский. Прогрессивные идеи, которыми в большей или меньшей степени проникнута деятельность Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, существенно повышают общественный вес и значение создаваемой ими новой русской литературы. Литература отныне выходит на передовые позиции общественного развития, становится в лучших своих проявлениях воспитательницей общества. Именно с этого времени произведения художественной литературы систематически появляются в печати, привлекая к себе сочувственное внимание все более широких читательских кругов.

Для нового содержания создаются новые формы. Усилиями Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова складывается в соответствии с развитием передовых европейских литератур первое большое литературное направление, которое стало господствующим на протяжении почти всего XVIII в., – русский классицизм.

Родоначальники и последователи классицизма основной целью литературы считали служение «пользе общества». Государственные интересы, долг перед отечеством должны были, по их понятиям, безусловно преобладать над частными, личными интересами. В противовес религиозному, средневековому мировоззрению высшим в человеке они считали его разум, законам которого должно полностью подчиняться и художественное творчество. Совершеннейшими, классическими (отсюда получило название и все направление) образцами прекрасного считали они замечательные создания античного, т. е. древнегреческого и древнеримского, искусства, которое выросло на почве религиозных представлений того времени, но в мифологических образах богов и героев по существу прославляло красоту, силу и доблесть человека. Все это составляло сильные стороны классицизма, но в них же заключалась и его слабость, ограниченность.

Возвеличивание ума шло за счет принижения чувства, непосредственного восприятия окружающей действительности. Это зачастую сообщало литературе классицизма рассудочный характер. Создавая художественное произведение, писатель старался всячески приблизиться к античным образцам и строго следовать специально разработанным для этого теоретиками классицизма правилам. Это стесняло свободу творчества. А обязательное подражание созданиям древнего искусства, как бы совершенны они ни были, неизбежно отрывало литературу от жизни, писателя – от его современности и тем самым придавало его творчеству условный, искусственный характер. Самое же главное, что общественно-политический строй эпохи классицизма, основанный на угнетении на­рода, никак не соответствовал разумным понятиям о естественных, нормальных отношениях между людьми. Особенно резко такое несоответствие давало себя знать в самодержавно-крепостнической России XVIII в., где вместо просвещенного абсолютизма господствовал самый безудержный деспотизм. Поэтому именно в русском классицизме, который не случайно был начат сатирами Кантемира, стали усиленно развиваться обличительные, критические темы и мотивы.

С особенной силой сказалось это в последнюю треть XVIII в. – время дальнейшего усиления крепостнического гнета и тиранической диктатуры дворян-крепостников во главе с императрицей Екатериной II.

Критическое отношение к бесправию, произволу и насилиям отвечало настроениям и интересам широких слоев русского общества. Общественная роль литературы все более повышается. Последняя треть века – наиболее цветущий период в развитии русской литературы XVIII столетия. Если в 30–50-е годы писателей можно было пересчитать по пальцам, то теперь появляются десятки новых писательских имен. Писатели-дворяне занимают преобладающее место. Но есть и немало писателей из низших классов, даже из числа крепостных крестьян. Возросшее значение литературы почувствовала сама императрица Екатерина II. Она начала весьма активно заниматься писательской деятельностью, стараясь такими путями расположить к себе общественное мнение, сама управлять дальнейшим развитием литературы. Однако она потерпела неудачу. На ее сторону стали немногие и по большей части малозначительные авторы. Почти все крупные писатели, деятели русского просвещения, – Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, молодой И. А. Крылов, А. Н. Радищев , автор комедии «Ябеда» В. В. Капнист и многие другие – вступили в смелую и энергичную борьбу с реакционным литературным лагерем Екатерины и ее прислужников. Борьба эта велась в очень тяжелых условиях. Произведения неугодных царице писателей запрещались цензурой, а порой и публично сжигались «рукою палача»; их авторов жестоко преследовали, заключали в тюрьмы, приговаривали к смертной казни, ссылали в Сибирь. Но, несмотря на это, передовые идеи, которыми было наполнено их творчество, все больше проникали в сознание общества.

Благодаря деятельности главным образом прогрессивных писателей замечательно обогащается сама литература. Создаются новые литературные роды и виды. В предыдущий период литературные произведения писались почти исключительно в стихах. Теперь возникают первые образцы художественной прозы. Стремительно развивается драматургия. Особенно широкий размах приобретает развитие сатирических жанров (видов): усиленно пишутся сатиры не только в стихах, но и в прозе, сатирические басни, так называемые ироикомические, пародийные поэмы, сатирические комедии, комические оперы и т. д. В творчестве крупнейшего поэта XVIII в. Державина сатирическое начало проникает даже в хвалебную, торжественную оду.

Сатирики XVIII в. еще следуют правилам классицизма. Но в то же время в их творчестве все более широко отражаются картины и образы реальной жизни. Они носят уже не условно-отвлеченный характер, как в так называемых высоких жанрах классицизма (одах, трагедиях), а непосредственно взяты из современной им русской действительности. Произведения критических писателей – Новикова, Фонвизина, Радищева – были прямыми предшественниками творчества основоположников русского критического реализма XIX в. – Пушкина, Гоголя.

Сатира XVIII в. еще ограничена в политическом отношении. Резко обличая злонравных помещиков, зверски обращающихся со своими крестьянами, сатирики не выступали против дикости и нелепости права одних людей владеть другими людьми, как своим рабочим скотом. Бичуя произвол, насилие, взяточничество, неправосудие, царившие в стране, сатирики не связывали их с порождавшим все это самодержавно-крепостническим строем. По словам замечательного русского критика Добролюбова, они осуждали «злоупотребления того, что в наших понятиях есть уже само по себе зло». Впервые негодующе обрушился не только на отдельные злоупотребления, а на все зло самодержавия и крепостничества в целом первый русский революционный писатель Радищев.

Русский классицизм в литературе и живописи. Картина Д.Г.Левицкого «Екатерина II – Законодательница» и «Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны,1747 г.» М.В.Ломоносова
на сайте «К уроку литературы» >>>

Классицизм

Классицизм ( от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII — начала XVIII века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Поэтика классицизма начинала складываться в эпоху позднего Возрождения в Италии, сформировалась в XVII веке во Франции.

Классицисты считают непременным условием строгое соблюдение незыблемых правил, которые почерпнуты из античной поэтики Аристотеля, Горация. Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров: «высокие» жанры — трагедия, эпопея, ода; «низкие» жанры — комедия, сатира, басня.

Во Франции особого развития достигли «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Н. Буало). Комедии Мольера перестали быть «низким» жанром, его лучшие пьесы получили название высокой комедии. После Великой французской революции классицизм пришел в упадок.

В России классицизм зародился во второй четверти XVIII века (А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов и др.). Ему свойственна сатирическая направленность — сатира, басня, комедия. Национально-историческая тематика преобладает над античной (А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин); высок уровень развития оды (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин), большое место занимает жанр военно-патриотической поэмы. В то время эстетические нормы сыграли положительную роль — была достигнута ясность и четкость художественной формы. В начале X I X века каноны классицизма, требующие закона трех единств — времени, места, действия, стали мешать развитию реалистического искусства. С критикой «правил» классицизма выступили А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, В. Г. Белинский.

  1. Почему Россия стала стремительно развиваться в XVIII веке?
  2. Что нового в культуре и просвещении появилось в XVIII веке? Какие новые жанры стали популярны с 1760-х годов? Назовите несколько журналов, издававшихся в XVIII веке.
  3. Со многими писателями знакомит нас XVIII век — это А. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, М. Херасков, Д. Фонвизин, И. Дмитриев, И. Крылов, Г. Державин, А. Радищев. С творчеством каких писателей XVIII столетия Вы уже встречались? Расскажите об одном из них.
  4. Кто автор приведенных текстов?

Случились вместе два астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид.

  • Какое направление мы называем классицизмом? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России?
  • Приведите пример произведения, относящегося к классицизму, кратко охарактеризуйте это произведение.
  • Исследователь русской литературы XVIII века В. И. Федоров пишет:

    «Русская литература XVIII в. выполнила прежде всего свою главную задачу — социально и нравственно воспитывать своих современников. Одновременно с этим она во многом подготовила блистательный расцвет русской классики XIX в.».

    В течение XVIII столетия наиболее полно выявили себя классицизм и сентиментализм. Эти направления-антиподы не только противостояли друг другу, как бы поделив между собой разные стороны людской деятельности, «разум» и «чувство» человека.

    Создав большую галерею разнообразных характеров из всех сословий, писатели различных направлений общими усилиями дали возможность последующим поколениям узнать, чем жили люди XVIII века, что они думали, как они чувствовали.

    Вместе с тем литература классицизма стала новым этапом в развитии отечественной литературы. Отвечая требованиям эпохи, она создала образ нового человека — гражданина и патриота, убежденного в том, что «для пользы общества коль радостно трудиться». Этот человек должен проникнуть в тайны мироздания, стать активной творческой натурой. Для всего этого он вынужден отказаться от личного благополучия, обуздать свои страсти, подчинить свои чувства общественному долгу. С этой целью многие писатели-классицисты вполне осознанно стремились превратить литературу и театр в «учебник жизни»: не случайно Сумароков назвал театр «училищем бродягам по жизни человеческой». В общенациональных, общегосударственных масштабах эту задачу ставил Ломоносов. Пытался решить ее и Сумароков, и деятельность его нередко выходила за рамки сословно-дворянских интересов, оказывалась плодотворной и для широких демократических кругов.

    Значение русской литературы XVIII века не исчерпывается даже тем, что она ставила и по возможности решала наболевшие вопросы своего времени и во многом подготовила блестящие достижения литературы XIX века: творчество ряда писателей последних десятилетий XVIII века (в большей или меньшей степени, в той или иной форме) стало одним из органических слагаемых в развитии живого литературного процесса начала следующего столетия. К числу таких писателей следует в первую очередь отнести Фонвизина, Радищева, Державина, Карамзина, Крылова. В состав литературы нового века вошли не только те произведения, которые были написаны в этот период, но и такие, какие были созданы раньше.

  • Сформулируйте ответ на вопрос, в чем заключаются достижения литературы XVIII века, опираясь на суждения В. И. Федорова и статью в учебнике.
  • Подготовьте пересказы статей о русской литературе XVIII века и о классицизме.
  • ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН (1743-1816)

    Пушкинскую эпоху называют золотым веком русской поэзии не только благодаря

    Александру Сергеевичу. В это же время творили прекрасные поэты — Державин,

    Батюшков, Жуковский, Баратынский, баснописец Крылов, начинали Лермонтов и

    Гавриил Романович Державин был непосредственным предшественником Пушкина. Он был славой XVIII века, его боготворили, им восхищались. Можно сказать, что слава

    Державина перешла к Пушкину.

    Сам Александр Сергеевич вспоминает, как он относился к Державину в юности:

    «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду Это было

    в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к

    нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и

    поцеловать ему РУКУ» руку, написавшую «Водопад». Державин был очень стар Он

    был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел,

    подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мУгны, губы отвислы:

    портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до

    тех пор, пока не начался экзамен в

    русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь.

    Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его

    стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел

    «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах

    описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина,

    голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не

    помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в

    восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли. «

    Это Пушкин написал в 1835 году, к этому времени отношение его к поэзии Державина

    по существу не изменилось. Он считал его великим поэтом.

    Некоторые мыслители считали, что великая русская литература началась с оды

    Державина «Бог». Именно этой одой он открыл свое собрание сочинений:

    О Ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества, Теченьем времени

    превечный, Без лиц, в трех лицах божества! Дух всюду сущий и единый, Кому нет

    места и причины, Кого никто постичь не мог. Кто все собою наполняет, Объемлет,

    зиждет, сохраняет, Кого мы называем: Бог.

    Ты есть! — природы чин вещает, Гласит мое мне сердце то, Меня мой разум уверяет,

    Ты есть — и я уж не ничто!

    Частица целой я вселенной,

    Поставлен, мнится мне, в почтенной

    Средине естества я той,

    Где кончил тварей Ты телесных,

    Где начал Ты духов небесных

    И цепь существ связал всех мной.

    Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих; Я

    телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я Бог!

    Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел ? — безвестен; А сам собой я быть не

    Державин — поэт классицизма. Но он внес в классицизм «сердечную простоту»,

    поэтому его оды, его лирические стихи как бы шагнули из условностей классицизма

    в живую жизнь. В творчестве поэта отразилось много конкретных черт русской

    жизни, русского быта, живых русских раздумий того времени. В них появилось

    Современному читателю порой читать Державина трудновато. Но таков поэтический

    язык допушкинской эпохи. Это русский язык еще неустоявшийся и пестрый, еще не

    приведенный в гармонию. Он насыщен формами и оборотами, которые шли из старины.

    Родился Гавриил Державин близ Казани в семье мелкопоместного дворянина. Систематического образования не получил. Десять лет прослужил солдатом в Преображенском полку. В 1772 году был произведен в офицеры. В 1977 году перешел на штатскую службу: служил в сенате, был губернатором в Петрозаводске и Тамбове, затем секретарем Екатерины II, министром юстиции при Александре I. Отличаясь независимостью характера и прямотой («Горяч и в правде черт!» — говорил он о себе), Державин нередко ссорился с начальством, побывал даже под судом. С 1803 года жил на покое, проводя лето в своем имении Званке, на берегу Волхова.

    Сочинять стихи он начал, еще будучи солдатом, писал в казарме. В 1776 году свои

    оды поэт напечатал отдельной книжкой, но без обозначения своего имени. Книжка

    осталась незамеченной. Позже он был принят в кружок популярных в то время

    писателей — Н.А. Львова,

    И.И. Хемницера, В.В Капниста, многому учился у них, штудировал труды теоретиков

    классицизма — Буало, Батте, читал Горация и других античных авторов.

    Эти штудии Державину сильно помогли Свои новые сочинения он анонимно печатал в

    петербургских журналах — и это уже были истинно державинские произведения- «На

    смерть князя Мещерского», «Ключ», «Стихи на рождение в Севере порфирородного

    отрока». Читатели почувствовали, что никто из прежних поэтов, ни Сумароков, ни

    Ломоносов, с такой смелостью не пользовались «низким штилем», не вводили так

    просторечия, не рисовали с такой смелостью в стихах самих себя, своих знакомцев,

    окружающую обстановку В стихах классицистов все было регламентировано, а

    Державин, сохраняя оду как жанр, насыщал ее новым содержанием.

    Огромный успех имела ода Державина «Фелица», написанная в 1782 году. Под видом

    царевны «Киргиз-Кайсацкия орды» Фелицы поэт вывел императрицу Екатерину. Та,

    прочитав оду, наградила поэта и дала ему личную аудиенцию.

    Державин нарисовал в «Фелице» образ Екатерины как просвещенной «матери

    отечества», неустанно радеющей о благе подданных, свято соблюдающей законы,

    умной и простой в быту й привычках Поэт пытался создать идеальный образ монарха.

    В каком-то смысле эта ода была уроком поэта царям.

    Державин воспевал императрицу, но при этом сатирически рисовал ее вельмож. За

    что те, естественно, мстили ему. Так он и был услан подальше от столицы в глухую

    Олонецкую губернию — но губернатором. Державин объездил весь Север Во время

    плавания по Белому морю однажды в шторм он чуть не погиб

    Гавриил Романович был очень смелым, решительным, мужественным человеком. Есть в

    его биографии и такой факт. Когда до Петербурга дошли слухи о восстании

    Пугачева, Державин добился назначения его в команду к генералу Бибикову,

    возглавлявшему правительственные войска против повстанцев. Три года он провел в

    огне крестьянской войны, два раза чуть не попал в плен к самому Пугачеву

    «В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед», — писал Белинский.

    А историк русской литературы Г Гуковский подтверждает: «Его стихи рвут из рук,

    их переписывают в заветные тетради, они не нуждаются даже в печати, их и без

    того знают наизусть все. » Это уже 80-90 годы конца XVIII века

    Державин придавал огромное значение изобразительной силе стихов, звуковой,

    Прочитаем вместе замечательное стихотворение «Лебедь», в котором и звукопись

    прекрасна, и изобразительность изумительная, и со-

    держание очень серьезное — в этом стихотворении, которое напоминает греческое

    предание о том, что души поэтов после смерти превращаются в лебедей, мы видим,

    что Державин знал себе цену как поэту и понимал, что останется он в памяти людей

    не как вельможа, а как великий поэт.

    Необычайным я пареньем От тленна мира отделюсь, С душой бессмертною и пеньем,

    Как лебедь, в воздух поднимусь

    В двояком образе нетленный, Не задержусь в вратах мытарств; Над завистью

    превознесенный, Оставлю под собой блеск царств.

    Да, так! Хоть родом я не славен, Но, будучи любимец муз, Другим вельможам я не

    равен И самой смертью предпочтусь.

    Не заключит меня гробница, Средь звезд не превращусь я в прах, Но, будто некая

    цевница, С небес раздамся в голосах

    И се уж кожа, зрю, перната Вкруг стан обтягивает мой, Пух на груди, спина

    крылата, Лебяжьей лоснюсь белизной

    Лечу, парю — и под собою Моря, леса, мир вижу весь; Как холм, он высится главою,

    Чтобы услышать Богу песнь.

    С Курильских островов до Буга, От Белых до Каспийских вод, Народы, света с

    полукруга, Составившие россов род.

    Со временем о мне узнают: Славяне, гунны, скифы, чудь, И все, что бранью днесь

    пылают, Покажут перстом и рекут:

    «Вот тот летит, что, строя лиру, Языком сердца говорил И, проповедуя мир миру,

    Себя всех счастьем веселил».

    Прочь с пышным, славным погребеньем, Друзья мои! Хор муз, не пой! Супруга!

    облекись терпеньем! Над мнимым мертвецом не вой.

    Державин прославил в своих стихах полководцев Румянцева и Суворова, казачьего

    атамана Платова, но прославил и простого русского солдата — Росса, как он

    возвышенно его называл. Он пишет и о барышнях-дворянках, и воспевает девушек

    крестьянок. Он большой жизнелюб, поэтому пейзажи его очень настоящие,

    выразительные, яркие. Природа у Державина бодра и целительна.

    Мы начали рассказ о Державине с отрывка из воспоминаний Пушкина. Но Пушкин не

    знал, что через несколько дней после этого экзамена в Лицее Гаврила Романович

    сказал Аксакову: «Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин».

    Традиции классицизма в пушкинской поэзии разных лет

    Поэзия А.С. Пушкина — явление поистине уникальное. По глубине философской мысли, виртуозности языка, количеству поднятых тем она по праву занимает место в ряду гениальнейших творений мировых художников слова.
    Поэтическое творчество Пушкина – это синтез достижений его предшественников, развитых и переосмысленных самим поэтом. Так, широко известно, что в поэзия Пушкина, в зависимости от преобладающего в ней художественного направления, делится на два крупных периода — романтический и реалистический. Однако поэт использовал в своих стихотворениях достижения и других направлений. Так, в частности, в лирике Пушкина можно обнаружить черты классицизма.
    Это художественное направление господствовало в русской литературе в 18 – начале 19 века. Для него характерно взятие за образец произведений античности, обращение к античным авторитетам. Герой классицизма на первое место ставил интересы государства, подавляя свои личные амбиции и чувства.
    Кроме того, в художественном плане для классицизма характерно четкое разделение на жанры, использование строго оговоренной лексики, набора тем, героев и т.д.
    В лирике Пушкина довольно много произведений, обозначенных как ода. Это сугубо классицистический «высокий» жанр, призванный воспевать деяния монархов, подвиги героев, государство, закон и т.д.
    Одной из самых известных од Пушкина является «Вольность» (1817). В ней лирический герой абсолютизирует и воспевает Закон, который должен ограничить самодержавие, а также утверждает равенство перед этим законом царя и народа:
    Лишь там над царскою главой
    Народов не легло страданье,
    Где крепко с Вольностью святой
    Законов мощных сочетанье…
    Таким образом, Пушкин превозносит закон, считая его гарантом справедливости, равенства, гармонии. Кроме того, лирический герой этой оды превыше всего ставит выполнение своего долга, который он видит в провозглашении первенства закона, критическом взгляде на самодержавие. На мой взгляд, такая позиция – позиция классицистического героя, потому что герой Пушкина прежде всего печется о судьбе своего государства.
    В художественном плане «Вольность» также обладает многими чертами классицистической оды. Так, язык этого произведения изобилует словами «высокого стиля» («сокройся от очей», «На тронах поразить порок», «благородный след Того возвышенного галла», «В сгущенной мгле предрассуждений» и т.д.)
    Кроме того, здесь присутствуют античные образы («Цитеры слабая царица!», «И слышит Клии страшный глас», «Калигулы последний час»). В плане синтаксиса эту оду характеризует большое количество восклицаний и обращений.
    Тематически и во многом стилистически оде «Вольность» предшествует послание «К Лицинию» (1815). В классицистической системе жанров послание относится к среднему стилю, но у Пушкина оно также насыщено высокой поэтикой, хотя и перемежающейся с сатирой на современную ему русскую действительность.
    В «К Лицинию» выражен резкий гражданский протест против тирании, поставлена проблема порочной власти. Лирический герой этого произведения позиционирует себя как человек с четкой гражданской позицией: «Я рабство ненавижу, кипит в груди свобода».
    В целом стихотворение представляет собой грозное предостережение тиранам:
    О, Рим, о гордый край разврата, злоденья,
    Придет ужасный день, день мщенья, наказанья.
    В творчестве Пушкина довольно много произведений, написанных в жанре послания, обращения. Одно из самых выдающихся — послание «К Чаадаеву» (1818). Оно насыщено высокими гражданскими идеями и совмещает в себе черты классицизма и романтизма. Так, основной идеей этого произведения является призыв к современникам посвятить Отчизне «души прекрасные порывы».
    В художественном плане для этого произведения характерны такие черты классицизма, как лексика высокого стиля, общественно-политические термины, энергичность в изложении мыслей. Кроме того, Пушкин создал большое количество элегий, которые также считаются классицистическим жанром.
    Перу Пушкина принадлежит и множество эпиграмм, которые считаются «низким» классицистическим жанром. Большое число этих произведений создано «на злобу дня», посвящено определенным общественно-политическим событиям и известным людям. Так, широко известны эпиграммы Пушкина на Александра I, графа Разумовского, дипломата и публициста А.С. Стурдзу, чиновника Аракчеева и т.д. Все эти эпиграммы призваны высмеять пороки и, тем самым, выявить положительный общественный идеал, а значит, повлиять на состояние дел в стране.
    Таким образом, поэзия Пушкина разных лет содержит в себе черты классицизма. Это касается, в первую очередь, гражданского пафоса и характеристик лирического героя, которые неизбежно влекут за собой определенные черты классицистического стиля. На мой взгляд, черты классицизма в пушкинской поэзии объясняются наличием у поэта четкой гражданской позиции и гражданских идеалов, а также его стремлением повлиять на положение дел в России и обратить на это внимание своих современников.

    0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Традиции классицизма в пушкинской поэзии разных лет

    Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector