Пушкин произведение портрет

Рисунков А.С.Пушкина множество. Несколько сот портретов: близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортреты. Есть иллюстрации к собственным произведениям. Единичные пейзажные зарисовки. Наброски птиц, лошадей, деревьев. Великолепные по своей ритмике, пластике росчерки, порой даже переходящие в изображения. Рисунки покрывают рукописи поэта. Некоторые из них находятся на отдельных листах, вне текста. Пушкин очень ревниво относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений. Находясь в ссылке, он не раз писал брату и друзьям о том, каким бы хотел видеть оформление будущих книг. В его рукописях часто встречаются виньетки, концовки, проекты обложек ( иногда тщательно продуманные, как, например, обложка к драмам 1830 года), наброски иллюстраций. Тонкий знаток пушкинской графики А.М.Эфрос так определяет её содержание: «. Это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчёт о людях и событиях».

«. некоторые писательские рисунки так прочно вошли в наше сознание, что мы уже просто не в состоянии представить себе, скажем, творчество Пушкина без всяких этих росчерков, виньеток, профилей и ножек. Да и внешний облик Пушкина мы знаем, кажется, гораздо лучше по его самоизображениям, чем по портретам Кипренского или Тропинина, и с его современниками знакомимся большей частью по той портретной галерее, которую он оставил в своих набросках». (Дуганов Р. Рисунки русских писателей XVII – начала XX века. – М.: «Советская Россия», 1988)

Среди бессвязного маранья
Мелькали мысли, замечанья,
Портреты, числа, имена
Да буквы, тайны письмена.
А.С.Пушкин «Альбом Онегина» *

Известно около шестидесяти автопортретов Пушкина. Они – важнейшая часть его графики. Поэт на протяжении всей жизни с пристрастием вглядывался в свои черты и подмечал в них тончайшие нюансы происходивших перемен. Его зарисовки, в основном не предназначавшиеся для чужого глаза, далёкие от самообольщения, способны поведать многое.

Это типичный для графики Пушкина профильный портрет. Лист с ним вклеен в альбом сестёр Ушаковых, молодых приятельниц поэта. Как и в других автопортретах, Пушкин не стремится приукрасить своё лицо. Он знает, что внешней красотой не обладает, и не прочь даже пококетничать этим («потомок негров безобразный», «мой арапский профиль. его освищет Мефистофель»). Неотразимое обаяние лицу придают озаряющие его ум, одухотворённость, непосредственность. «Подлинные черты живого пушкинского лица, – говорит о портрете А.М.Эфрос, – переданы с лаконичной уверенностью и великолепной стремительностью штриха, сообщающей всему рисунку ту вдохновенность, какой нет ни в одном из портретов Пушкина, написанных художниками-профессионалами, – даже в лучшем из них, в портрете, сделанном Тропининым».

Два портрета находятся на одном листе, один под другим. Они сделаны Пушкиным по возвращении из ссылки. Вверху юный Пушкин. Его облик ничем не омрачён. На жизнь он смотрит беззаботно. Ниже изображён человек молодых, но уже зрелых лет. «. Это Пушкин, утративший былую отвагу, обретший недоверчивость к людям», – пишет Т.Г.Цявловская. Юношеская мягкость, непосредственность в выражении лица исчезли. Черты несколько заострились, взгляд стал настороженней, подбородок твёрже, появилась складочка у губ. За этими переменами – пережитые в ссылке разочарования и потери: сначала разлука с друзьями, потом вынужденное уединение в деревне, тяжёлые отношения с отцом, под надзором которого состоял поэт в Михайловском. Наконец – катастрофа 1825 года, аресты, казнь, ссылка дорогих и близких людей. Контрастирующая параллельность портретов на одном листе вполне созвучна характерным сопоставлениям в стихах поэта того времени: разочарования и надежды, прошлое и настоящее, воспоминания и мысли о будущем.

Рисунок родился под колонкой цифр каких-то денежных расчётов. В лице поэта усталость, подавленность. «Если бы надо было искать специального завершения для всей огромной автобиографической серии, – пишет А.М.Эфрос, – то нельзя было бы подобрать ничего более выразительного. Пусть такой графический финал — случайность, но он знаменателен. Он верен и глубок. Этот незавершённый профиль, рождённый денежной арифметикой 1836 года, – подлинный символ последнего отрезка пушкинской жизни. «

Графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена начальника Пушкина по Одессе. Это о ней сказал он в стихотворении «К морю»:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

Воспроизводимый здесь портрет нарисован на большом листе бумаги. Это самый большой, смелый и уверенный из всех тридцати набросков Елизаветы Ксаверьевны, сделанных Пушкиным. Выразительность и кокетливость подвижного лица Воронцовой делали её неотразимо привлекательной, хотя в основе своей черты её не были красивы. Пушкин лица её не идеализировал. Но он передал одно из главных очарований Воронцовой – красивую посадку её головы и тонкую, длинную шею, которую старательно оттушевал, найдя точные соотношения линий.

Не раз рисовал Пушкин Наталью Николаевну – насчитывается четырнадцать её портретов, с 1830 по 1836 год. Этот портрет самый выразительный, самый психологический и самый красивый. Именно по этому пушкинскому портрету мы представляем себе облик жены Пушкина – лучше, чем по единственному портрету её, современному годам её брака с Пушкиным, акварели Александра Брюллова. Редкий для Пушкина портрет в три четверти, погрудный. Резко оттеняет он чёрной штриховкой чистый овал её лица, гибкую шею и широкие плечи. Красивые пропорции лица, чуть косящий глаз, некоторая неправильность бровей. Грустное выражение лица.

Эстетическое чувство побуждало Пушкина и обложки к своим рукописям превращать в художественные композиции. Так возникла целая серия титульных листов. Все они отмечены удивительной гармонией и некоей монументальностью. «Кавказский пленник». Пейзаж Северного Кавказа. Бештау. Витиеватые росчерки при заглавии («Кавказ» – название поэмы в первой редакции).

Голова Дадона и комическая голова скопца, щит с копьём и кольчуга со шлемом, крепость со сторожевой вышкой и корабль на воде, а в центре в большем масштабе – фигура золотого петушка, объединяющая лист.

В графическом наследии Пушкина есть серия рисунков, возникающих среди черновиков поэм, стихотворений, драм. Эти «иллюстрации» интересны психологически. Рисунки на полях стихотворения «Странник», сохраняя в себе непосредственность и эскизность, обладают чертами подлинных иллюстраций. Помимо погрудного изображения странника с широко раскрытыми глазами и протянутой к его лицу рукой, зримо выражающего стихи:
Тогда: «Не видишь ли, скажи, чего-нибудь»,-
Сказал мне юноша, даль указуя перстом.
Я оком стал глядеть болезненно-отверстым.

– поэт сделал и выразительную композицию: странник в угнетённой позе и жена, рассудительно урезонивающая его.

Рисунок занимает весь большой лист рукописи. Экспозиция «Каменного гостя». Тайное возвращение Дон Гуана из ссылки. Дон Гуан под деревом выжидает темноты, чтобы «Усы плащом закрыв, а брови шляпой. «, войти в город, откуда он изгнан. В перспективе – очертания Мадрида. Крепостная стена. Вдали высокие силуэты церковных шпилей. Рисунок сделан не в творческом порыве, а во время переписывания драмы. Быть может, подобная иллюстрация представлялась воображению поэта, когда он думал об издании «Каменного гостя».

Источники: Н.Петропавловская. Рисунки Пушкина.; Т.Г.Цявловская. Рисунки Пушкина.

Пушкин произведение портрет

ПУШКИН
Александр Сергеевич
(1799–1837)
русский поэт и прозаик

Роль Пушкина в русской литературе совершенно уникальна.
Он стал ее подлинным средоточием, обозначив высшие достижения традиций XVIII века и начало литературного процесса IXX века. Пушкин создал канон русского литературного языка, соединив его устный и письменный варианты. Он ознакомил Россию со всеми европейскими литературными жанрами и многими западноевропейскими писателями, достигнув таким образом приобщения русской литературы к европейской и европейской литературы – к русской.

Значение Пушкина неизмеримо велико.
Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела.
Н.Чернышевский

Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко.
Л.Толстой

Пушкин произведение портрет

«О доброй и мудрой Пушкинской сказке». Урок — театрализация. Обучение грамоте. 1 класс (1 – 4)

К урокам «Сказка о рыбаке и рыбке». А.С. Пушкин — сказочник. Из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. 2-й класс.

Литература 5 класс Методические советы под редакцией В.И. Коровина Глава А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый. », «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Методический опыт. «Песнь о Вещем Олеге» А.С.Пушкина на уроках в начальной школе portal-slovo.ru

Из Единой коллекции ЦОР — к учебнику «Литература. Начальный курс», 5 класс (уроки: Литературная сказка, поэма «Руслан и Людмила» и др.)

«Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина в музыке Н.А. Римского- Корсакова . Интегрированный урок литературы и музыки для 5 класса.

Из Единой коллекции ЦОР — к учебнику «Литература. Начальный курс», 6 класс («Песнь о вещем Олеге»)

«Негде, в тридевятом царстве». Урок — лабораторная работа по произведению А.С.Пушкина «Сказка о Золотом петушке», 9-й класс

Интегрированный урок в 8 классе (литература + история) Тема урока: Образ Пугачева. Крестьянская война 1773 – 1775 гг.

Любовная лирика Пушкина. Информационные технологии на уроках литературы.

Гений Пушкина и Чайковского в искусстве XIX века (на примере опер П.И. Чайковского “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, “Мазепа” по произведениям А.С. Пушкина).

«Что за прелесть эти сказки. » Внеклассное мероприятие по сказкам А.С. Пушкина

Цикл уроков по жизни и творчеству А.С.Пушкина / Пушкинское Болдино, Родословная семьи пушкиных, Лицеист Пушкин, Повести Белкина/

» ПЕРЕЧИТЫВАЯ ПУШКИНА СЕГОДНЯ» — Сборник методико — библиографических материалов Научно — методического отдела Тверской ОУНБ им. А.М. Горького,

К урокам. Сайт ученика 11А класса МОУ СОШ №96 , Виктора Дюкова

О. Кипренский Портрет Пушкина А.С. 1828 г.

В нем дан романтически-обобщенный, почти символический образ гениального поэта. Творческое начало представлено здесь как некое наивысшее проявление человеческой природы. Глубокая сосредоточенность, чуть тронутая оттенком скорби, раскрывает натуру Пушкина в состоянии некоего поэтического равновесия. То же равновесие и в самой художественной форме портрета, где романтическое обобщение гармонично сочетается с объективным характером модели.

Кипренский достигает в рисунках большой точности обрисовки душевного состояния портретируемого, особенностей его натуры, его мироощущения. Нередко художник вводит в рисунок мел, иногда подсвечивает сангиной и пастелью, которая часто служит главным изобразительным средством. Но во всех портретах без исключения перед нами встают реалистично написанные люди с их печалями и радостями. Кипренский обладал великим талантом отразить на полотне внутренний мир человека.

С просьбой написать портрет Пушкина к Кипренскому обратился друг поэта Антон Дельвиг. Пушкин одет в сюртук и плащ, который несколько небрежно накинут на плечо, что было модным в те времена. Идеально подобрано освещение, чтобы наиболее четко было видно лицо, на котором угадывается момент вдохновения. Присмотревшись внимательнее, мы ясно увидим, что поэт находится в творческом поиске и уже думает над очередным произведением.

Поэт выглядит задумчивым, его мысли тревожны и печальны. Взор несколько насторожен, сомкнутые губы говорят о невеселой ситуации в его жизни. Кажется, Пушкин с плохо скрываемой грустью уже предвидит свою неизбежную участь.

Художник изобразил поэта около три четверти к зрителю. Взор его задумчиво устремлен вдаль. Блестящие глаза таят в себе затаенные мысли. Горящая свеча освещает лишь половину лица, все остальное остается в тени. Кажется, что писатель, устремил взгляд определенную точку опоры удобную для позирования, этот внутренний отсвет отражается в глазах и во всем облике. Все полотно проникнуто одухотворенностью.

В одном из верхних углов холста художник изображает небольшую фигурку музы, держащую лиру, являющуюся символом поэзии и которая была дорисована также по просьбе Дельвига. Поэт и его вдохновение – это неразделимо, а муза, довольно часто упоминаемая Пушкиным в стихах, его верная спутница. Глубокая сосредоточенность, чуть тронутая оттенком скорби, раскрывает натуру Пушкина в состоянии некоего поэтического равновесия. То же равновесие есть в самой художественной форме портрета, где романтическое обобщение выступает в гармоничном сочетании с объективным характером модели.

Портрет А.С. Пушкина, выполненный Кипренским, современники признавали лучшим. Поэт с большой теплотой отозвался об этой работе. Знакомые и друзья поэта отмечали, что когда Пушкин говорил о портрете, и эта работа взволновала его до глубины души, он мгновенно становился другим и даже будто терял в лице свои африканские черты. Конечно перед его обаянием никто из современников не мог устоять.

Как известно портрет Пушкина был еще написан и художником Тропининым, искусствовед Сидоров А. А. обозначил эти оба произведения достойными внимания. Также он высказал свои определенные суждения о этих портретах.

Сейчас мы представляем себе гения мировой литературы по его портретам. И Кипренский, безусловно, сумел, имея необыкновенный талант живописца, наиболее полно раскрыть внутренний мир поэта.

«Портрет А.С. Пушкина», созданный в 1828 г. является одним из шедевров Государственной Третьяковской галереи в Москве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: