Возникла ошибка при обработке запроса

Возможные причины, по которым возникла эта ошибка:

    Ошибка выполнения скрипта
    Проинформируйте пожалуйста, владельца сайта о возникшей ошибке.

Александр Пушкин, поэма «Кавказский пленник»

«Кавказский пленник»

Посвящение

Часть первая

Часть вторая

Черкесская песня

Эпилог

Примечания

Кавказский пленник

Повесть

Посвящение

Часть первая

Часть вторая

Черкесская песня

Эпилог

Примечания:

Раевский Николай Николаевич — друг Пушкина в молодые годы.

Парнас — в древнегреческой мифологии гора, на которой живут музы.

Сайгак — дикий горный козёл.

Заветные воды — пограничная река Кубань.

Цицианов, Котляревский, Ермолов — русские генералы, участники завоевания Кавказа и кровавого усмирения непокорных горцев.

Батый — татарский хан, возглавлявший нашествие монголо-татар на Русь в XIII веке.

Примечания Пушкина:

Бешту , или, правильнее, Бештау, кавказская гора в 40 верстах от Георгиевска. Известна в нашей истории.

Уздень , начальник или князь.

Кумыс делается из кобыльего молока; напиток сей в большом употреблении между всеми горскими и кочующими народами Азии. Он довольно приятен вкусу и почитается весьма здоровым.

Счастливый климат Грузии не вознаграждает сию прекрасную страну за все бедствия, вечно ею претерпеваемые. Песни грузинские приятны и по большей части заунывны. Они славят минутные успехи кавказского оружия, смерть наших героев: Бакунина и Цицианова, измены, убийства — иногда любовь и наслаждения.

Чихирь , красное грузинское вино.

Черкесы , как и все дикие народы, отличаются пред нами гостеприимством. Гость становится для них священною особою. Предать его или не защитить почитается меж ними за величайшее бесчестие. Кунак (т.е. приятель, знакомый) отвечает жизнию за вашу безопасность, и с ним вы можете углубиться в самую середину кабардинских гор.

Байран , или байрам, праздник разговенья. Рамазан, музульманский пост.

Мстислав , сын св. Владимира, прозванный Удалым, удельный князь Тмутаракана (остров Тамань). Он воевал с косогами (по всей вероятности, нынешними черкесами) и в единоборстве одолел князя их Редедю. См. Ист. Гос. Росс. Том II.

Александр Пушкин

Участвовал 12

Его коллеги по цеху

Видео 4

Александр Пушкин — гениальный русский поэт, прозаик, драматург, основоположник современного русского языка.

Произведения Александра Пушкина актуальны по сей день: литературное наследие автора живет полной жизнью на театральных подмостках и в киноискусстве по всему миру.

Детство и юность Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве на Немецкой улице (ныне Бауманская улица) в семье чиновника Московского комиссариата Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны (в девичестве — Ганнибал). Семейство Пушкиных принадлежит нетитулованному дворянскому роду, в творчестве Александра Сергеевича присутствуют отдельные стихи и рассказы, посвященные любимым родственникам. Александр Пушкин гордился тем, что мог назвать свой род древним, аристократичным и честным, но не угодившим государству.

В детстве маленький Саша часто гостил у бабушки Марии Алексеевны Ганнибал в селе, первые детские ощущения и образы были воспроизведены поэтом в ранних стихотворениях в период обучения в лицее. Бабушка первой начала обучать мальчика грамоте и рассказывать истории из семейных преданий. Второй женщиной, приобщавшей Александра Пушкина к народной культуре, стала няня Арина Родионовна. Все члены большой семьи, кроме домашнего учителя Беликова, говорили всегда исключительно на французском языке, даже прислуга и гувернантки.

В возрасте девяти лет Александр Пушкин увлекся чтением — ребенок ознакомился с произведениями Гомера и Плутарха, а затем прочитал всю библиотеку отца, состоявшую из книг великих мыслителей и ученых. Вдохновившись произведениями Мольера, Александр Пушкин написал свое первое стихотворение на французском языке, подражая Мольеру, а затем исписал целую тетрадку, пробуя свои возможности и в русском стихосложении.

Мальчик с удовольствием покинул отчий дом в 1811 году, поскольку ладил только с сестрой и няней, и переехал в Царскосельский лицей, куда попал благодаря хлопотам А.И.Тургенева и успешно сданным экзаменам. Программа курса состояла из общеобразовательных предметов и философских, общественно-юридических наук. Лицей являл собой непривычное учебное заведение, отличное от типичных школ и гимназий: в нем не было культа телесных наказаний, ученики жили в раздельных комнатах, уровень получаемого образования считался крайне высоким. Но попустительство и безнадзорность привела лицеистов к слишком раннему взрослению в тех вопросах, ответы на которые лучше узнать в более старшем возрасте.

Творческий путь Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

Жажда к знаниям и чувство человеческого достоинства прививались ученикам ежечасно, Александр Пушкин рос под эгидой гуманных и светлых идей. За шесть лет пребывания в стенах лицея, Александр Пушкин написал не один десяток произведений различных жанров (стихотворения, поэмы, элегии), публиковался в печатных изданиях (журнал «Вестник Европы», «Российский музеум »), был избран в члены литературного клуба «Арзамас», познакомился с рядом знаковых персон для своего времени (Н. М. Карамзин, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, П. Я. Чаадаев и другие).

Лирика Александра Пушкина лицеистского периода полна штампов, копирок и подражаний, она берет истоки в гедонистических мотивах и завершается в упаднических настроениях по поводу невзаимной любви и в сокрушениях о быстротечности жизни. Также Александр Сергеевич проявлял интерес к социальным темам, отразившихся в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе», в послании «Лицинию» и в поэме «Тень Фонвизина».

После 1817 года, когда Александр Пушкин выпустился из лицея, поэт активно участвует в культурной среде Петербурга. Пушкин посещает театры и балы, участвует в заседаниях «Арзамаса» и «Зеленой лампы», дружит с участниками первых тайных сообществ, общается с декабристами, создает несколько политических произведений, снискавших мгновенную славу в определенных кругах, — «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818 ), «Вольность» ( 1818 ), «Деревня» ( 1819 ).

В 1820 году Александр Пушкин публикует национальную богатырскую поэму «Руслан и Людмила», которая включала в себя новаторские приемы русско-французского словесного выражения, просторечия и фольклорную стилистику.

В 1820 году Александр Пушкин направляется в Крым, чтобы попасть на новое место службы, но заболевает воспалением легких и отбывает в Гурзуф, чтобы поправить здоровье. Именно там зарождаются идеи поэмы «Бахчисарайский фонтан», романа «Евгений Онегин» и пишутся строфы поэмы «Кавказский пленник», которая в 1822 году приносит Александру Пушкину всероссийское признание. Бывший лицеист становится первым поэтом страны.

В 1824 году Александр Пушкин издает еще одну «южную поэму» — «Бахчисарайский фонтан», которая стала образцом самой дорогостоящей поэзии за историю русской литературы начала 19-ого века, один стих (строка) был куплен за пять рублей.

Александр Пушкин много размышляет об объективной реальности и законах, в ней существующих, о том, что эти законы влияют и подчиняют всю человеческую суть, какой бы смелой, здравомыслящей и положительной она не была. С этой мыслью поэт начинает писать первые главы «Евгения Онегина».

Пушкин крайне увлечен произведениями Байрона, изучает работы древнегреческих мэтров, постепенно формируя собственный сжатый и лаконичный стиль написания стихов, в которых смешивается романтическая окраска вместе с устаревшими языковыми формами.

Одиночество в ссылке в Михайловском было плодотворным для Пушкина: поэт написал более ста произведений за два года, среди которых поэма «Цыганы» ( 1827 ), драма «Борис Годунов» (1825), послание «Я помню чудное мгновенье…» и др.

В 1829 году выходит пушкинская поэма «Полтава», написанная под вдохновением от образа Петра I, в произведении затрагиваются спорные вопросы взаимоотношений России и Европы, судьба человека на фоне исторических событий. «Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы » — вот, что интересовало Пушкина, но поэма осталась непонятой современниками, внимание публики ослабло.

В 1830 году Александр Пушкин отправляется в Болдино, чтобы решить семейные дела накануне свадьбы, поэту приходится задержаться на три месяца в связи с холерными карантинами. За это время Пушкин успевает написать 30 стихотворений, «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде».

В 1832 году Александр Пушкин начинает работу над романом «Дубровский», где главный герой изображен в типичном романтическом ключе, а все остальные персонажи получались невероятно реалистичными. Однако Пушкин бросает создание произведения, почти завершив его, и увлекается темой пугачевщины и крестьянского бунта. В 1833 году Александр Сергеевич возвращается в Болдино и пишет «Историю Пугачёва», «Песни западных славян», повесть «Пиковая дама», поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», стихотворение «Осень». «Медного всадника» не допустили к публикации.

Роман «Капитанская дочка» был издан в журнале «Современник», друзья Пушкина боялись, что выпуск романа в отдельной книге не принесет дохода, поэтому настояли на публикации в печатном издании.

Последним поэтическим циклом Александра Пушкина стал «каменоостровский» цикл в 1836 году, включавший в себя « Отцы пустынники и жены непорочны », « Как с древа сорвался …», «Памятник» и « Мирской власти ».

Карьера Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

В 1817 году Александр Пушкин становится выпускником Царскосельского лицея и в чине коллежского секретаря направлен на службу в Коллегию иностранных дел.

В 1820 году Александра Пушкина вызывают к петербургскому генерал-губернатору для объяснения содержания стихотворений и эпиграмм, которые несут провокационные и смелые замечания. Поэту грозила отставка и ссылка в Сибирь, но Н.М.Карамзин помог избежать жесткого наказания, поэтому Пушкина отправили служить на юг России, в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова.

Новый начальник в Кишиневе оказался весьма лояльным человеком, позволяющим поэту путешествовать по ближним городам, так Александр Пушкин побывал в Одессе, Киеве. Поэт принимают в масонскую ложу «Овидий».

В 1823 году Александр Пушкин переводится в Одессу в канцелярию графа Воронцова, поэт оказывал знаки внимания жене начальника, чем вызвал негативное отношение к себе. В 1824 году Александра Пушкина отстраняют от службы за интерес к «атеистическим учениям», поэт направлен в ссылку в имение Михайловское.

В 1926 году состоялась личная аудиенция Александра Пушкина с императором Николаем I, который пообещал поэту покровительство и отсутствие цензуры. Однако в 1828 году за Александром Пушкиным устанавливается полицейский надзор.

В 1834 году Александр Пушкин переведен в звание камер-юнкера, которое обычно дается молодым юношам, поэт был крайне оскорблен. Пушкин с сего момента и до конца жизни постоянно испытывал нужду в финансах.

Личная жизнь Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

В 1828 году Александр Пушкин влюбляется с первого взгляда в Наталью Гончарову, в последствии поэт сделал предложение девушке, но ее семья ответила невразумительно. Отчаявшийся Пушкин уехал служить на Кавказ, по возвращению встретил холодный прием в семье Гончаровых. Но в 1830 году Пушкин получает согласие и благословение, а в 1831 венчается с Натальей Гончаровой. Во время венчания кольцо поэта упало на пол, а затем погасла свеча — эти две детали стали плохим предзнаменованием для Пушкина.

В 1937 году состоялась дуэль Александра Пушкина и Дантеса, в результате которой поэт получил травму, несовместимую с жизнью. Перед смертью поэт переписывался с императором, надеясь успеть обговорить лучшие условия жизни для любимой жены и четверых детей. Николай Первый выполнил все просьбы Пушкина после его смерти и контролировал процесс похорон, умышленно не разглашая точное время прощания с телом и запрещая всякую церемонию. Александр Пушкин похоронен на территории Святогорского монастыря Псковской губернии.

Библиография Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

  • Поэмы
  • Руслан и Людмила (1817—1820)
  • Кавказский пленник (1820—1821)
  • Гавриилиада (1821)
  • Вадим (1821—1822)
  • Братья разбойники (1821—1822)
  • Бахчисарайский фонтан (1821—1823)
  • Цыганы (1824)
  • Граф Нулин (1825)
  • Полтава (1828—1829)
  • Тазит (1829—1830)
  • Домик в Коломне (1830)
  • Езерский (1832)
  • Анджело (1833)
  • Медный всадник (1833)
  • Роман в стихах
  • Евгений Онегин (1823—1832)
  • Драматические произведения
  • Борис Годунов (1825)
  • Скупой рыцарь (1830)
  • Моцарт и Сальери (1830)
  • Каменный гость (1830) ФЭБ: Пушкин. Каменный гость. — 1948 (текст)
  • Пир во время чумы (1830)
  • Русалка (1829—1832)
  • Проза Арап Петра Великого (1827)
    Роман в письмах (1829)
    Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830)
    История села Горюхина (1830)
    Рославлев (1831)
    Дубровский (1833)
    Пиковая дама (1834)
    История Пугачёва (1834)
    Египетские ночи (1835)
    Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года (1835)
    Капитанская дочка (1836)
  • Сказки
  • Жених (1825)
  • Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
  • Сказка о медведихе (1830—1831)
  • Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
  • Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
  • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833)
  • Сказка о золотом петушке (1834)

Фильмография Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

По произведениям Александра Пушкина снято более ста фильмов во всем мире.

Сказки Пушкина. Сказка о царе Салтане (2013)
Дубровский (2013)
Борис Годунов (2011)
Барышня-крестьянка (1995)
Борис Годунов (1986)
Сказка о царе Салтане (1984)
Маленькие трагедии (мини-сериал, 1979)
Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)
Сказка о попе и о работнике его Балде (1973)
Станционный смотритель (ТВ, 1972)
Руслан и Людмила (1972)
Сказка о золотом петушке (1967)
Сказка о царе Салтане (1967)
Выстрел (1966)
Метель (1964)
Капитанская дочка (1958)
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (1951)
Сказка о рыбаке и рыбке (1950)
Сказка о попе и его работнике Балде (1940)
Руслан и Людмила (1938)

Пушкин пленник стих

Рисунков А.С.Пушкина множество. Несколько сот портретов: близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортреты. Есть иллюстрации к собственным произведениям. Единичные пейзажные зарисовки. Наброски птиц, лошадей, деревьев. Великолепные по своей ритмике, пластике росчерки, порой даже переходящие в изображения. Рисунки покрывают рукописи поэта. Некоторые из них находятся на отдельных листах, вне текста. Пушкин очень ревниво относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений. Находясь в ссылке, он не раз писал брату и друзьям о том, каким бы хотел видеть оформление будущих книг. В его рукописях часто встречаются виньетки, концовки, проекты обложек ( иногда тщательно продуманные, как, например, обложка к драмам 1830 года), наброски иллюстраций. Тонкий знаток пушкинской графики А.М.Эфрос так определяет её содержание: «. Это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчёт о людях и событиях».

«. некоторые писательские рисунки так прочно вошли в наше сознание, что мы уже просто не в состоянии представить себе, скажем, творчество Пушкина без всяких этих росчерков, виньеток, профилей и ножек. Да и внешний облик Пушкина мы знаем, кажется, гораздо лучше по его самоизображениям, чем по портретам Кипренского или Тропинина, и с его современниками знакомимся большей частью по той портретной галерее, которую он оставил в своих набросках». (Дуганов Р. Рисунки русских писателей XVII – начала XX века. – М.: «Советская Россия», 1988)

Среди бессвязного маранья
Мелькали мысли, замечанья,
Портреты, числа, имена
Да буквы, тайны письмена.
А.С.Пушкин «Альбом Онегина» *

Известно около шестидесяти автопортретов Пушкина. Они – важнейшая часть его графики. Поэт на протяжении всей жизни с пристрастием вглядывался в свои черты и подмечал в них тончайшие нюансы происходивших перемен. Его зарисовки, в основном не предназначавшиеся для чужого глаза, далёкие от самообольщения, способны поведать многое.

Это типичный для графики Пушкина профильный портрет. Лист с ним вклеен в альбом сестёр Ушаковых, молодых приятельниц поэта. Как и в других автопортретах, Пушкин не стремится приукрасить своё лицо. Он знает, что внешней красотой не обладает, и не прочь даже пококетничать этим («потомок негров безобразный», «мой арапский профиль. его освищет Мефистофель»). Неотразимое обаяние лицу придают озаряющие его ум, одухотворённость, непосредственность. «Подлинные черты живого пушкинского лица, – говорит о портрете А.М.Эфрос, – переданы с лаконичной уверенностью и великолепной стремительностью штриха, сообщающей всему рисунку ту вдохновенность, какой нет ни в одном из портретов Пушкина, написанных художниками-профессионалами, – даже в лучшем из них, в портрете, сделанном Тропининым».

Два портрета находятся на одном листе, один под другим. Они сделаны Пушкиным по возвращении из ссылки. Вверху юный Пушкин. Его облик ничем не омрачён. На жизнь он смотрит беззаботно. Ниже изображён человек молодых, но уже зрелых лет. «. Это Пушкин, утративший былую отвагу, обретший недоверчивость к людям», – пишет Т.Г.Цявловская. Юношеская мягкость, непосредственность в выражении лица исчезли. Черты несколько заострились, взгляд стал настороженней, подбородок твёрже, появилась складочка у губ. За этими переменами – пережитые в ссылке разочарования и потери: сначала разлука с друзьями, потом вынужденное уединение в деревне, тяжёлые отношения с отцом, под надзором которого состоял поэт в Михайловском. Наконец – катастрофа 1825 года, аресты, казнь, ссылка дорогих и близких людей. Контрастирующая параллельность портретов на одном листе вполне созвучна характерным сопоставлениям в стихах поэта того времени: разочарования и надежды, прошлое и настоящее, воспоминания и мысли о будущем.

Рисунок родился под колонкой цифр каких-то денежных расчётов. В лице поэта усталость, подавленность. «Если бы надо было искать специального завершения для всей огромной автобиографической серии, – пишет А.М.Эфрос, – то нельзя было бы подобрать ничего более выразительного. Пусть такой графический финал — случайность, но он знаменателен. Он верен и глубок. Этот незавершённый профиль, рождённый денежной арифметикой 1836 года, – подлинный символ последнего отрезка пушкинской жизни. «

Графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена начальника Пушкина по Одессе. Это о ней сказал он в стихотворении «К морю»:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

Воспроизводимый здесь портрет нарисован на большом листе бумаги. Это самый большой, смелый и уверенный из всех тридцати набросков Елизаветы Ксаверьевны, сделанных Пушкиным. Выразительность и кокетливость подвижного лица Воронцовой делали её неотразимо привлекательной, хотя в основе своей черты её не были красивы. Пушкин лица её не идеализировал. Но он передал одно из главных очарований Воронцовой – красивую посадку её головы и тонкую, длинную шею, которую старательно оттушевал, найдя точные соотношения линий.

Не раз рисовал Пушкин Наталью Николаевну – насчитывается четырнадцать её портретов, с 1830 по 1836 год. Этот портрет самый выразительный, самый психологический и самый красивый. Именно по этому пушкинскому портрету мы представляем себе облик жены Пушкина – лучше, чем по единственному портрету её, современному годам её брака с Пушкиным, акварели Александра Брюллова. Редкий для Пушкина портрет в три четверти, погрудный. Резко оттеняет он чёрной штриховкой чистый овал её лица, гибкую шею и широкие плечи. Красивые пропорции лица, чуть косящий глаз, некоторая неправильность бровей. Грустное выражение лица.

Эстетическое чувство побуждало Пушкина и обложки к своим рукописям превращать в художественные композиции. Так возникла целая серия титульных листов. Все они отмечены удивительной гармонией и некоей монументальностью. «Кавказский пленник». Пейзаж Северного Кавказа. Бештау. Витиеватые росчерки при заглавии («Кавказ» – название поэмы в первой редакции).

Голова Дадона и комическая голова скопца, щит с копьём и кольчуга со шлемом, крепость со сторожевой вышкой и корабль на воде, а в центре в большем масштабе – фигура золотого петушка, объединяющая лист.

В графическом наследии Пушкина есть серия рисунков, возникающих среди черновиков поэм, стихотворений, драм. Эти «иллюстрации» интересны психологически. Рисунки на полях стихотворения «Странник», сохраняя в себе непосредственность и эскизность, обладают чертами подлинных иллюстраций. Помимо погрудного изображения странника с широко раскрытыми глазами и протянутой к его лицу рукой, зримо выражающего стихи:
Тогда: «Не видишь ли, скажи, чего-нибудь»,-
Сказал мне юноша, даль указуя перстом.
Я оком стал глядеть болезненно-отверстым.

– поэт сделал и выразительную композицию: странник в угнетённой позе и жена, рассудительно урезонивающая его.

Рисунок занимает весь большой лист рукописи. Экспозиция «Каменного гостя». Тайное возвращение Дон Гуана из ссылки. Дон Гуан под деревом выжидает темноты, чтобы «Усы плащом закрыв, а брови шляпой. «, войти в город, откуда он изгнан. В перспективе – очертания Мадрида. Крепостная стена. Вдали высокие силуэты церковных шпилей. Рисунок сделан не в творческом порыве, а во время переписывания драмы. Быть может, подобная иллюстрация представлялась воображению поэта, когда он думал об издании «Каменного гостя».

Источники: Н.Петропавловская. Рисунки Пушкина.; Т.Г.Цявловская. Рисунки Пушкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector