Пушкин о москве стихи

Трудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А. С. Пушкину. Его создатель-скульптор А. М. Опекушин. Материал, из которого создана скульптура-бронза, благодаря чему она воспринимается, как нечто вечное. На плечи автора легла огромная ответственность: то, что он создает, сохранится на веки. Эта ответственность не только перед искусством, но и перед обществом, которое многие поколения будет воспринимать творение скульптора.
Невозможно сегодня представить памятник великому поэту без площади, которая его окружает. Изящные чугунные фонари, окружающие памятник с обеих сторон, придают пространству колорит XIX века. Расположенные вокруг деревья и кустарники создают особый мир, в котором до сих пор живет Пушкин.

Памятник А. С. Пушкину был воздвигнут в Москве на Пушкинской площади в 1880 году ко дню рождения поэта. Скульптура Пушкина выглядит очень естественно: правая рука заложена за борт сюртука, левая- непринужденным жестом отведена за спину, она держит шляпу. Немного выдвинутая вперед левая нога создает иллюзию медленного движения, вот-вот поэт сойдет с постамента и спустится к нам. Голова наклонена, его грустные, живые глаза смотрят на нас из глубины веков. Постоянное впечатление, что Пушкин в творческом размышлении: на лбу выступают морщины, на лице видна его полная отвлеченность — думы о чем-то своем.

Возможно, это размышления о своей Родине или о трудной судьбе простого русского человека. А возможно, он создает какое-то новое поэтическое произведение. Но весь общий внешний вид — это образ творящего, вдохновенного человека.

Его одежда скромна, повседневна, обычна для тех времен. На сюртук накинут длинный плащ, который ниспадает складками. Фигура Пушкина стоит на высоком постаменте, который является символом того, что поэт, его душа, его мысли всегда будут чтить, как нечто возвышенное.

Даже сам Пушкин без лишней скромности мог сказать о себе:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознеся выше он главою непокорной
Александрийского столба.

На постаменте высечены строки из этого же стихотворения. В этих словах мечта Пушкина на будущее народное призвание звучит уже не как предположение, а как пророчество. Поэт знал, какой ценой купил он право на бессмертие:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Невозможно представить памятник Пушкину и без площади, окружающей его. С обеих сторон от памятника стоят изящные чугунные фонари того времени. Это придает всему колорит 19 века. Вокруг памятника, словно лавровый венок вокруг головы поэта, цепь в виде лавровых листочков, закрепленная на бронзовых тумбах. Со всех сторон площадь окружают деревья, кустарники — все это создает особый мир, особую атмосферу, где все еще живет наш Пушкин.

Самое главное богатство Пушкина — это его стихи, его поэзия. В своем творчестве он сумел раскрыть лучшие строки своей души: веру в жизнь, свободу, оптимизм, уважение и любовь к людям, глубокое сочувствие к ним.

Многие знаменитые люди предрекали Пушкину «бессмертие». Известный русский критик Белинский в конце своей книге о Пушкине написал пророческие слова: «Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство».

Проходят времена, на смену старых приходят новые поколения, но о Пушкине помнят, как о чем-то очень близком, сокровенном. В его честь воздвигнуто много известных памятников, каждый из которых уникален, о каждом из которых можно рассказать и рассказывать. Но все же лучший из всех памятников тот, который никто не сможет разрушить. Этот памятник живет в его стихах, произведениях, в наших сердцах.

Установление памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве 6 июня 1880 года подобно «второму рождению» поэта. Оно стало одним из самых видных общественных событий в России конца прошлого столетия, праздником русской культуры, русской интеллигенции, важной вехой в судьбе пушкинского наследия, этапом рождения пушкинской традиции изучения и почитания гения.

История создания памятника занимает длительный период. Идея создания памятника Александру Сергеевичу Пушкину возникла сразу же после его смерти в 1837 году. Но в эти годы нельзя было и думать о создании памятника поэту, ведь до сего момента их ставили только государственным деятелям. Тем более Пушкина не очень любили в правительстве.

Один из ближайших друзей и учителей Пушкина Василий Андреевич Жуковский намекнул Николаю I о том, что следует почтить память поэта. Возникла мысль о создании «народного памятника» в Михайловском. Пушкин при жизни любил быть в Михайловском.

В 1855 году инициатором создания памятника А.С. Пушкину были восемьдесят два чиновника Министерства иностранных дел, в списках которого некогда числился поэт. Они обратились к князю Горчакову с прошением об открытии повсеместной в России подписки по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Однако сиятельный начальник побоялся столь щекотливого дела. В 1860 году уже новое ходатайство возбуждают лицеисты пушкинского и последующих выпусков. Правительство, учитывая общественное мнение, дало разрешение на сооружение памятника, не выделив ни копейки. Объявили сбор и собрали около тринадцати тысяч рублей. Сбор денег на этом закончился. В 1870 году инициатором новой подписки стал Яков Карлович Грот, воспитанник лицея. К 1880 году скопилось сто шесть тысяч пятьсот семьдесят пять рублей десять копеек.

После сбора средств было решено объявить открытый конкурс проектов памятника. И в мае 1875 года первая премия была присуждена Александру Михайловичу Опекушину (1838-1923) , талантливому скульптору, сыну крепостного крестьянина.

Работая над моделями памятника, Опекушин выполнил множество изображений фигуры Пушкина в самых разнообразных позах. Эти изображения заполнили десять больших альбомов.

Одновременно скульптор создал в глине и пластилине тридцать эскизов. Но в окончательном варианте Опекушин упорно придерживался первоначального замысла – показать поэта, углубленного в свои мысли, как бы обдумывающего новое произведение.

После трёх лет творческих исканий и напряжённой борьбы на трёх конкурсах, так измучивших Опекушина, последовала более спокойная, но не менее ответственная и тяжелая работа по изготовлению в натуре гипсовой модели. Статую отливали в бронзе на бронзолитейном заводе в Петербурге. На эту работу, а также на изготовление гранитного постамента и монтаж ушло ещё пять лет.

Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович Опекушин пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Специальную комиссию по сооружению памятника возглавил принц Г. П. Ольденбургский. Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке. К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне. 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника. В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. С. Аксаков и другие деятели культуры.

Высота памятника вместе с фигурой составила около одиннадцати метров. Искусствоведы подчеркивают, что скульптор и архитектор нашли особенно удачный масштаб: с разных точек обозрения памятник смотрится соразмерно живой человеческой фигуре. Прекрасен пьедестал – изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, восемнадцать низких гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними – гирлянды литых лавровых листьев. Четыре чугунных светильника около памятника тоже стали достопримечательностью Москвы.

На боковых сторонах постамента выбиты рельефные строки из известного стихотворения поэта «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

В 1936 году, при подготовке к 100-летию со дня смерти поэта было решено заменить текст стихотворения на пушкинский оригинал. При этом: старые рельефные надписи были срублены, поверхность заново отполирована, контуры букв нанесены мастерами Макаровым и Бунегиным, а материал вокруг букв удалён на глубину 3 мм, образуя полуотшлифованный фон светло-серого цвета, изменивший вид памятника, исходный шрифт был сохранён, но орфография заменена на современную,
двустишия были заменены на полные четверостишия. Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесённый высоким рельефом в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».

Опекушин представил Пушкина одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ. Обращаясь к традициям русской и мировой классики, скульптор сумел добиться большой пластической выразительности статуи. «Движение и поза стоящей фигуры отличаются непринужденностью и живостью, не исключающими, однако, благородной поэтической возвышенности образа…» Выразительно вылеплена голова статуи. Легкий наклон головы, благодаря которому великолепно завершился, получив собранность, общий силуэт памятника.

Опекушинская статуя была бы заурядным произведением, если бы воплощала только обычные черты Пушкина. Скульптор сумел показать в ней нечто большее – человека и великого поэта, поэта творящего.

Первоначально памятник Пушкину был установлен в начале Тверского бульвара, лицом к монастырю. В 1950 году Пушкинская площадь была реконструирована, и памятник перемещён на нынешнее его место.
Монумент предстояло передвинуть на противоположную сторону улицы Горького (на 104,4 метра), на место снесенной колокольни Страстного монастыря. Люди стояли всю ночь, чтобы посмотреть, как одиннадцатиметровую статую Пушкина везут через Тверскую улицу по рельсам, а потом разворачивают в нужном ракурсе. Благодаря тщательной подготовке, работы по передвижке и повороту памятника лицом к улице Горького (Тверской) заняли всего шесть часов. Передвижка памятника была осуществлена с использованием последних достижений техники.
Однако прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось явно недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента памятника. Архитектурные работы по оформлению памятника были закончены 4 сентября 1950 года. (см. подробнее: Суслов И. М. Памятник Пушкину. М., 1983 — серия «Биография московского памятника»).

Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак.
Валентин Катаев

Страстной 3-го класса необщежительный женский монастырь (построен в 1654 году во имя Страстной иконы Божией Матери) находился на Страстной, ныне (с 1931) Пушкинской площади в Москве. Закрыт большевиками в 1928 году, с 1929 года в нем был устроен Центральный антирелигиозный музей. В 1937 году все здания монастыря были снесены, в их числе главный храм — собор во имя Страстной иконы Божией Матери.

Топ-5 — лучшие стихи о России

Россия – страна парадоксов, которая непобедима в своей непредсказуемости. Ее тайну до сих пор пытаются разгадать историки и политики из различных стран мира. Однако, бесспорно, больше всего в этом вопросе преуспели русские поэты, которые могли себе позволить выставлять напоказ родную страну без прикрас, обличая ее недостатки. Но даже в самых язвительных и обличительных стихах, которые характерны для многих русских поэтов, между строчек можно уловить не только ненависть, но и любовь к России.

5 место. Это двоякое чувство к родине – удел многих российских литераторов, которые подарили миру действительно восхитительные и яркие стихи, посвященные этой удивительной стране. Одним из них является Михаил Лермонтов, который в своем стихотворении «Прощай, немытая Россия…» пытается убежать от окружающей его действительности. Это произведение можно расценивать, как крик души человека, который отчаялся что-либо изменить в этом мире. Не секрет, что Лермонтов предвосхитил события 1917 года, но вряд ли даже он мог предположить, что падение патриархального полуфеодального строя поставит Россию на колени.

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

4 место. В отличие от Лермонтова, поэт Николай Гумилев стал очевидцем первой мировой войны и последующей за ней революции, поэтому его стихотворение «Наступление» наполнено болью и горечью утрат. Но при этом автор не отождествляет между собой такие понятия, как родина и правительство. Для него Россия – самая удивительная в мире страна, символ могущества и победы.

Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.

Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.

И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.

И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.

3 место. Россия — страна контрастов, где царская роскошь соседствует с нищетой, мудрость – с глупостью, а святость – с атеизмом. Этот контраст, это поразительное единство противоречий сумел очень образно передать в своем стихотворении «Моя безбожная Россия…» поэт Игорь Северянин, которому удалось уловить подлинную суть страны, которая порой напоминает театр абсурда, но от этого не становится менее любимой. И именно этот коктейль противоречий так мил русскому сердцу, в котором радость и печаль, восторг и разочарование уживаются не менее легко, чем небоскребы и деревянные избы.

Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
Ее равнины снеговые,
Ее цыгане кочевые, —
Ах, им ли радость не дана?
Ее порывы огневые,
Ее мечты передовые,
Ее писатели живые,
Постигшие ее до дна!
Ее разбойники святые,
Ее полеты голубые
И наше солнце и луна!
И эти земли неземные,
И эти бунты удалые,
И вся их, вся их глубина!
И соловьи ее ночные,
И ночи пламно-ледяные,
И браги древние хмельные,
И кубки, полные вина!
И тройки бешено степные,
И эти спицы расписные,
И эти сбруи золотые,
И крыльчатые пристяжные,
Их шей лебяжья крутизна!
И наши бабы избяные,
И сарафаны их цветные,
И голоса девиц грудные,
Такие русские, родные,
И молодые, как весна,
И разливные, как волна,
И песни, песни разрывные,
Какими наша грудь полна,
И вся она, и вся она —
Моя ползучая Россия,
Крылатая моя страна!

2 место. Отличительной чертой России является смирение, что продиктовано не только христианской религией, но и общественными устоями. Наиболее ярко это черта проявила себя при монархическом правлении, и в этой покорности есть своя прелесть, которая сквозит в каждой строчке стихотворения поэта Сергея Бехтеева «Царская Россия – кротость и смиренье…».

«Царская Россия – кротость и смиренье…» С.Бехтеев

Царская Россия: — кротость и смиренье,
У икон столетних жаркие молитвы,
Жажда покаянья, сладость всепрощенья,
Жертвенная доблесть безкорыстной битвы…

Царская Россия: — говор колокольный,
Средь боров дремучих древних келий срубы,
Радость и веселье встречи хлебосольной,
О любви заветной шепчущие губы…

Царская Россия: — общий труд и служба,
Твёрдая охрана мира и порядка,
Всех её сословий и народов дружба,
Вековой избыток щедрого достатка…

Царская Россия: — это быт былинный,
Это лад семейный, это строй свободный,
Наш язык могучий, наш уклад старинный,
Удаль и отвага пляски хороводной.

Царская Россия: — вера в подвиг ратный,
В торжество и славу мудрого правленья,
Небом данный свыше жребий благодатный
Родине великой честного служенья…

Царская Россия: — помощь нищей братьи,
Смелая защита от чужой угрозы,
Матери счастливой нежное объятье,
Доброю рукою вытертые слёзы…

Царская Россия: — наша песнь родная,
Без конца, без края большака дорога,
Царская Россия: — это Русь Святая,
Та, что ищет правду, та, что верит в Бога!

1 место. Сегодня уже можно вполне обоснованно утверждать, что вера является не только движущей силой России, но и ее защитой на духовном уровне. Именно поэтому эта страна по-прежнему остается загадкой для тех, кому не посчастливилось в ней родиться и вырасти. Безропотная и кроткая, она в состоянии дать отпор любому, кто посягнет на ее достоинство, и это наиболее ярко проиллюстрировано в известном стихотворении Александра Пушкина «Клеветникам России», которое спустя два века не утратило своей актуальности и может по праву считаться литературным символом страны, которая полна противоречий.

«Клеветникам России» А.Пушкин

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас…

За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир.

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля.
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.

Москва. как много в этом звуке

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» Роман в стихах. Глава седьмая.

Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

Прощай, свидетель падшей славы,
Петровский замок. Ну! не стой,
Пошел! Уже столпы заставы
Белеют; вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо бутки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

Стихи Пушкина о природе в разное время года: осень, зима, весна, лето.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

Всё ниже, ниже опускаясь,
Уж он бежит едва живой.
Так, после бури истощаясь,
Поток струится дождевой.
И вот обнажилось
Его кремнистое русло.

Но дрогнул он — незапный звук
Его коснулся — боязливо
Он шею вытянул и вдруг
С вершины прянул.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector