Любовь в произведении А

Тема “Метели” — превратности любви. Именно ее развивают фабула и сюжет новеллы. Все, как кажется, логично, по литературным канонам того времени. Но так ли это? Анекдот как своеобразная программа является сюжетной основой новелл Пушкина, с традиционным набором элементов: “влюбленные” (богатая невеста-бедный жених) “препятствие” (запрет родителей) “бегство”; “препятствие” (метель) “влюбленные” (“первая” невеста-“блестящий” жених) “тайное препятствие” (“узы брака”) “счастливое совпадение”; “хэппи-энд”.

Сюжет также представляет собой разработанную схему произведения в противоположность фабуле, которая является схемой событий. Отметим два наиболее существенных момента в сюжете “Метели”:

а) За счет “фигуры умолчания” в новелле создается “таинственная ситуация”: до самой развязки не известно, что узнал Владимир на дворе священника (“Какое известие ожидало его!” Какое же? Умолчание. ), каков секрет “полусумасшедшего письма”, полученного родителями Марьи Гавриловны от “несчастного” Владимира, в чем причина молчания Бурмина, оттягивающего решающее объяснение, и так далее.

Тайна, согласно устойчивой схеме, объясняется только в самом конце новеллы.

б) Сюжет “Метели” дан с двойным опосредованием: во-первых, он изложен от лица помещика Белкина; во-вторых, самому Белкину он рассказан девицей К.И.Т. (увиден глазами “девицы К.И.Т.”, рассказавшей повесть Белкину, явно “уездной барышни”).

Система персонажей в первой части новеллы кажется построенной по схеме: “протагонисты-антагонисты-помощники”. Протагонисты — влюбленная пара (Марья Гавриловна и Влади мир), антагонисты — препятствующие их любви родители богатой невесты Марьи Гавриловны (Гаврила Гаврилович Р. и его жена — Прасковья Петровна), помощники — все те, кто устраивает побег влюбленных и готовит несостоявшееся венчание, — жадринский священник, сорокалетний корнет Дарвин, “землемер Шмит в усах и шпорах”, “сын капитан-исправника, мальчик лет шестнадцати, недавно поступивший в уланы” (свидетели), кучер Терешка, горничная Марьи Гавриловны, крестьяне, помогающие Владимиру найти Жадрино.

Во второй части привычная расстановка персонажей разрушена, а устойчивые читательские ожидания обмануты: ни антагонистическая роль родителей, ни романтический любовный треугольник (с появлением блестящего полковника Бурмина) не состоялись. Родители оказываются не против брака Марьи Гавриловны и Володи (что дискредитирует и сам “побег”) браку Марьи Гавриловны и Бурмина препятствует вовсе не романтическая память первой о погибшем возлюбленном. Новое представление о расстановке персонажей достигается через эпиграф из “Светланы” Жуковского с ее мотивом “призрачного” жениха: невеста-призрачный жених-подлинный жених. Кто же из двух женихов (Владимир или Бурмин) призрачный и кто подлинный? Загадка, но заданная не по романтическому шаблону.

По романтическому канону призрачным должен быть “ложный” жених Бурмин, с соответствующими атрибутами (ночь, метель). И здесь ожидания обмануты: призрачным оказывается как раз Владимир, все действия которого определяются литературными штампами — и так и остаются как бы “выдуманными”; Бурмин же, чье поведение тоже согласовано с литературными образцами, при этом находится в полном согласии с бытом и его предписаниями. Быт, а не литература, в итоге становится решающей инстанцией новеллы — быт, которому принадлежат остальные ее персонажи; быт, для которого всей этой “литературной” истории с побегом словно бы и не было (о ней так и не стало известно; так была ли она?). В итоге расстановка персонажей такова: любовный треугольник и быт.

На новом уровне вернемся к вопросу о теме: какова глубинная тема новеллы? Ответ: “Быт и литературность”. Как реализуется эта тема, станет понятно при рассмотрении композиции произведения. Композиция определяется отношением всех конструктивных элементов произведения к его целому. Какие же конструктивные элементы являются определяющими в “Метели”? Литературные цитаты, отсылки и намеки, иронически сопоставленные с бытовыми реалиями. Композиция “Метели”

построена на последовательном сталкивании двух планов — быта и литературности. Отсюда — конфликт.

Комический эффект новеллы достигается благодаря постоянному подчеркиванию несоответствия литературных поведенческих штампов и бытового уклада. Герою, преследующему свои скромные цели, напрасно кажется, что ничего не стоит завоевать лежащее перед ним маленькое пространство. Под обличьем близкого и доступного скрываются неподатливые, крупные, типические для традиционного быта величины. В “Метели” это по-особому подчеркнуто Владимир Николаевич заблудился на крохотном куске земли, пятиверстный путь до Жадрина превращается в нескончаемое кружение по снегу и метели, и все в сторону. Узенькая площадь внезапно расширяется, и общим законам жизни — “судьбы” — дано достаточно места, чтобы они могли разыграться, как это им свойственно. Отсюда никчемность и бесплодность авантюры — европейского авантюрного сюжета на русской почве. Даже стихия (метель) не на стороне романтической литературности, а на стороне быта.

Вот мы и пришли к выводу, что новаторская идея “Метели” — самоотрицание новеллы; победа бытового уклада над литературной интригой.

Ирония здесь в том, что победа эта достигается путем невероятных, подчеркнуто литературных совпадений. В новелле “Выстрел” выстрел никого не убивает, в новелле “Метель” похититель никого не похитил, а намеченная к похищению вернулась домой.

«Повести Белкина»

В произведении четыре отдельных главы.

Первая глава «Выстрел» — рассказ об офицере Сильвио, невероятно метком в стрельбе. Во время дуэли с другим офицером, он прощает его. Прошли годы, и этот же офицер переходит дорогу Сильвио вновь. Сильвио, проявляя свое великодушие и высокую порядочность, вновь прощает того на дуэли.

В главе «Барышня-крестьянка» ситуация с счастливым концом. Барышню-Лизу, прикинувшуюся простой крестьянкой Акулиной, полюбил Алексей. По воле случая, отец Лизы попадает в дом Алексея. Родители молодых решают и поженить. Но Алексей любит Акулину. При встрече Алексей узнает в Лизе Акулину.

Смотритель в «Станционном смотрителе» имеет единственную дочь Дуню, которая сбегает с молодым дворянином, оставив отца. Для отца это был сильнейший удар! Он умирает. Дочь приходит к нему на могилу, но отца уже не вернуть.

В четвертой главе «Метель» помещичья дочь Марья Гавриловна хочет тайно обвенчаться с прапорщиком Владимиром, но по воле случая её супругом становится совсем другой человек.

Разработка урока по литературе: «Загадка композиции «Повестей Белкина» А.С. Пушкина».

Цель урока — выявить композиционные особенности «Повестей Белкина» А.С. Пушкина .

  • Развивающая — развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
  • Обучающая — развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
  • Воспитывающая — воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

Оборудование урока — слайд-презентация, тексты произведения, литературоведческие статьи.

Методические приемы — анализ текста, постановка проблемных вопросов, поиск ответов в проблемных группах.

ЭПИГРАФЫ К УРОКУ:

  • «Повести Белкина» — это «драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества» А.С. Пушкин.
  • «Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Ф.М. Достоевский.
  • «Повести Белкина — одна из вершин русской философской прозы.
  • «Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в 7 раз в своей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. На меня это новое изучение произвело сильное действие». Л. Н.Толстой.

— Ребята, сегодня у нас проблемный урок по «Повестям Белкина» А.С. Пушкина. Работать будем в проблемных группах, поэтому у вас будет преимущество коллективного содружества и коллективного мышления. Работая, вы можете опираться на предыдущие знания, использовать записи в тетрадях, обращаться к тексту, находить ответы в литературоведческих источниках. Важно наше приближение к истине.

На фоне музыки Свиридова «Метель» и слайд — презентации звучит слово учителя:

На протяжении нескольких уроков, изучая «Повести Белкина» А.С. Пушкина, мы убедились, что не так просты эти повести, в них что-то есть такое, что открывается лишь вдумчивому читателю. А.Ахматова видела в них грозные вопросы морали, и это уже говорит о философской прозе, о постановке главных проблем человеческого бытия. Мы убедились в том, что Пушкин создал совершенно необычную прозу: короткий рассказ с занимательным сюжетом, своего рода картинки жизни, за которыми умному, поверившему без оглядки в прочитанное, предстояло разобраться, открыть важнейшие вопросы человеческой жизни, познать ее философию.

Сегодня хотелось бы, чтобы мы все вместе сделали открытие, провели вместе с литературоведами небольшое исследование : в чем состоит загадка композиции цикла «Повестей Белкина» А.С. Пушкина.

Обратимся к подсказке С.Г. Бочарова (написано на экране) —

«Это не случайный набор произведений, а цикл, части которого связаны друг с другом. Повести возникали как связанные взаимно, одна с другой, словно части естественного, тяготеющие к единству».

Вопрос учителя к обучающимся

— Какие вы могли бы поставить вопросы по композиции данного цикла? Идет обсуждение в группах, затем следуют примерно следующие вопросы:

-Почему все эти повести объединены в цикл?

-Есть ли что-то общее в элементах композиции повестей данного цикла?

-Почему повести расположены именно в такой последовательности?

Почему их 5, а не 6 или 7 , например:

-Как образ Белкина объединяет все эти повести?

-Есть ли что-то общее в элементах композиции?

Оказывается, Пушкин написал свои повести не в той последовательности, в какой потом расположил их. Вам предлагается провести исследование : выяснить, зачем Пушкину понадобилось расположить повести, формируя сборник, не в том порядке, в каком они были написаны? Работая, проследите за особенностями экспозиции, завязки, расстановки действующих лиц, особенностями сюжетов, конфликтов, кульминаций, развязок повестей. Проверьте это в тексте, обратитесь за помощью к литературоведческим источникам тоже.

Учащиеся работают в группах 7-10 минут, затем следуют примерные ответы каждой группы.

1 группа: мы обнаружили, что между некоторыми повестями существует связь. Например, рассмотрим повести » Метель» и «Барышня — крестьянка». Их роднит композиция, расстановка образов сюжет, а именно. и в том, и в другом произведениях появляется молодой человек, военный, смущающий покой юной красавицы, в обеих повестях существует загадка, способствующая закручиванию интриги и приводящая в конце произведения к объяснению героев и счастливому финалу. Также во вступлении к повестям сам автор указывает, что эти две повести были рассказаны г. Белкину одним человеком, некой девицей.

2 группа: мы обнаружили общее в двух других повестях, а именно, в повести «Выстрел» и «Станционный смотритель». Здесь общие временные паузы, отделяющие важные части рассказа. Случайность, с которой всплывает конец рассказа, множественность рассказчиков.

В «Выстреле» автор конкретно указывает время, прошедшее с начала истории и до ее конца- более 10 лет. В «Станционном смотрителе» автор не указывает определенных дат. Но мы прекрасно понимаем, что описывается не менее чем десятилетняя жизненная история Дунечки, с которой мы встречаемся впервые, когда ей 14, а расстаемся, когда ее отец уже умер. А она стала взрослой, имеющей детей женщиной. Общей является и необычность развязок : в «Станционном смотрителе» рассказчик случайно от деревенского мальчишки узнает окончание грустной истории. В «Выстреле» рассказчик опять- таки случайно обнаруживает , что он и есть обидчик Сильвио и узнает о драматическом завершении конфликта. И остается только в центре цикла единственная, ни с чем не связанная повесть «Гробовщик», которую, выходит , он замкнул двумя пересекающимися повестями, он как бы отсек две последующие повести и сделал их первыми. Выходит, в основе композиции лежит принцип симметрии, значит, Пушкину было важно представить читателям не разрозненную группу произведений, а единое художественное целое. Также следует отметить остроту сюжета данных повестей, постепенное нарастание драматического напряжения. Тайны. Разъясняющиеся к концу, неожиданные, но глубоко оправданные, мотивированные развязки.

Вопрос учителя: почему это цикл? Вы ведь такой вопрос поставили перед собой , проведите исследование по данной проблеме.

Учащиеся работают в группах в течение 5-7 минут.

Ответы учащихся : повести объединены в цикл еще и потому, что есть общий рассказчик -г. Белкин. Вообще, в «Выстреле» рассказчиков 3 -это сам Белкин, Сильвио и граф.

В «Станционном смотрителе» — Белкин, смотритель и мальчишка. Но все повести объединяет один рассказчик.

С самого начала автор заявил, что читатель будет знакомиться с реальными событиями, имеющими место в повседневной жизни. Он добивался нетрадиционного отношения читателей к своей прозе, псевдоним помог устранить ему влияние своего имени на психологию читателя. Но в любой повести Пушкин старался обнаружить голос рассказчика, показать его причастность к событиям, доказать истинность происходящего. Намеренно сниженный , предельно простодушный образ Белкина, а также подробности его деревенской жизни призваны убедить читателя в полной достоверности происходящего. В литературоведении сохраняется интерес и споры к образу рассказчика и по сей день. Легкая мистификация очень удалась Пушкину, считают литературоведы. До А.Григорьева видели в этом образе лишь известный литературный прием маскировки подлинного авторства, заимствованный из европейской литературы. Григорьев высказал мысль, что Белкин является прозаическим отрицанием тревожившего поэта блестящего, страстного типа (Алеко, Сильвио, Онегин), говорил о белкинском процессе пушкинской натуры как об отрицательном явлении, об обмещанивании, то есть он первым попытался объяснить появление Белкина в творчестве Пушкина. Впоследствии появился ряд вопросов, составляющих проблему Белкина в пушкиноведении. Как-то: создавались ли повести как «Повести Белкина» или были ему только ему приписаны задним числом? Связан ли сам Белкин со всеми повестями необходимой внутренней связью или эта связь внешняя и случайная?

Современные литературоведы продолжают обращаться к образу Белкина, ищут новые подтверждения своим загадкам.

Очень интересна, на наш взгляд, концепция С.Бочарова :

«Рассказчик — это не Пушкин и не Белкин, это словно сама олицетворенная проза, ее собственное лицо». Также Бочаров считает, что в повестях Пушкин смиряет себя. Подчиняет свое авторское к новому голосу, олицетворяющему реальный мир.

Похожую точку зрения высказал друг Пушкина Вяземский : «Рассказ везде живой, но обдуманный и спокойный, может быть, слишком спокойный. Сдается, что Пушкин сторожил себя наложенною на себя трезвостью. Он будто силился отключить от себя и малейшее подозрение в употреблении поэтического напитка.

Вопрос учителя: какое влияние оказала западноевропейская литература на композицию, сюжет цикла повестей? Проведите исследование по данному вопросу.

Ответы учащихся после обсуждения в группах . Учащиеся обращаются к тексту, литературоведческим статьям.

Сделаны следующие открытия учащимися:

Пережив южную и Михайловскую ссылки, Пушкин стал уходить от романтизма и нередко подшучивать над этим течением и его сторонниками в своих произведениях. Достаточно вспомнить его шуточные замечания в романе «Евгений Онегин». В повестях Пушкин также отдает дань вышучиванию романтических штампов.

В основе каждой повести, если внимательно присмотреться, какой- то романтический, часто западноевропейский сюжет, который поэт обыгрывает на свой лад — снимает романтический лоск, придумывает вполне реальную жизненную концовку.

В » Выстреле» обыгрывается мотив кровной мести, но конфликт разрешается благополучно , счастливыми в конце повести оказываются герои, которые предпочли реальную обыденную жизнь пустому вынашиванию злобных планов.

В «Метели» влюбленные, не понятые своими родными, решают бежать. Но им мешает обычная непогода, потом смерть героя, казалось бы, должна была заставить героиню остаться одинокой. Но героиня находит свое счастье с другим, а тайное венчание, которое должно было повлечь за собой невыносимые страдания, приводит только к удачной развязке.

В «Гробовщике» очень типичный романтический герой В. Скотта и Шекспира. Пушкин рисует необычную ситуацию : к гробовщику приходят те , ради кого он трудится. Но в конце повести мы узнаем, что не было ничего ужасающе вызывающего в видениях героя, просто он выпил лишнего в гостях у стекольщика.

В «Станционном смотрителе» также очень типичная ситуация для западноевропейских сюжетов. Красивую девушку сманивает проезжий гусар. Исходя из логики развития романтического произведения, она должна была бы погибнуть. Но все происходит наоборот. Здесь трансформируется легенда о блудном сыне, представленная в немецких картинках на стене дома станционного смотрителя, не оживает в реальности.

В «Барышне- крестьянке» враждуют 2 семейства. И следуя романтической традиции, двое влюбленных не могли быть вместе, но в финале у Пушкина они вместе — и их ждет долгая семейная и счастливая жизнь.

Ученик — что- то еще их объединяет, какая-то общая философская мысль…

Учитель — да, действительно, и это, пожалуй, основное, что объединяет эти повести в единое целое. Попробуйте проследить философскую мысль Пушкина.

Учащиеся работают в группах 5-7 минут , затем следует ответ:

Мы обнаружили, что повести расположены по принципу градации — от повести к повести Пушкин ведет нас к своему идеалу, к которому он так стремился и в жизни, и в литературе. Давайте это проследим и выслушаем наши аргументы.

В «Выстреле» дано пустое, мелкое существование, здесь вся жизнь человека была подчинена жажде мести. Мы вместе с Пушкиным в недоумении : зачем была дана человеку жизнь?

В «Метели» герои следуют духу судьбы, доверяются Божьему промыслу. Это уже движение вверх, здесь нет места пустому существованию человека, но и активной позиции человека тоже нет.

В «Гробовщике», кажется, живая жизнь навсегда вытеснена смертью, но после кошмарного сна для гробовщика наступает пробуждение от власти денег, власти смерти. Способность избавиться от собственных пороков- это уже более высокая ступень в развитии человека.

В «Станционном смотрителе» Пушкин выносит суровый приговор уродливым социальным отношениям, которые разрушают живую жизнь, но которая все равно пробивается в любви главного героя к дочери, к чужим детям, ее обретает в конце концов и героиня.

В этой повести Пушкин от личных проблем переходит к социальным — и выносит им свой суровый приговор. Это уже движение от личного к социальному.

В «Барышне- крестьянке» наконец побеждены все предрассудки — и личные, и социальные — это уже прорыв в мир идеала, торжество живой жизни, к которой так стремился Пушкин.

Заключительное слово учителя

Обнимая весь мир человеческих отношений, не чуждаясь показывать темные стороны человеческой жизни, Пушкин, художник идеала, звал людей к идеалу: посмотрите, сколько у нас благородных, прекрасных героев! Гоголь сказал о нем :» Это русский человек в его развитии, в каком он , может быть, явится через 200 лет»

Этот срок близится к концу, а Пушкин и его герои по — прежнему являются недостижимыми образцами русского человека. Наш национальный гений и здесь оставил нам великую тайну, которую предстоит разгадывать.

«Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем», — Ф.М. Достоевский.

Пушкину были открыты тайны человеческой жизни, тайны космоса.

Домашнее задание: подготовиться к выполнению теста по творчеству А.С.Пушкина.

Приложение к уроку: «Загадка композиции «Повестей Белкина» А. С. Пушкина»

Разработка урока по литературе: «Загадка композиции «Повестей Белкина» А.С. Пушкина».

Опубликовано 29.03.2009 г.

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам — большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

А.С. Пушкин «Метель»

Метель — символ судьбы, непредвиденная случайность, которая управляет судьбами людей, в произведениях А.С. Пушкина. История написания цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», литературный анализ и характеристика главных героев повести «Метель».

Подобные документы

Особенности жизни и творчества русского писателя Валентина Григорьевича Распутина. Время написания, история создания, художественный замысел и тема, социальные и нравственные проблемы главных героев, связь с современностью повести «Прощание с Матерой».

реферат, добавлен 11.10.2014

Рассмотрение повести Карамзина «Бедная Лиза» как образца сентиментализма в русской литературе. Изучение истории создания произведения. Исследование сюжета, жанра и художественного своеобразия повести «Бедная Лиза». Описание характеристики главных героев

реферат, добавлен 06.11.2015

Особенности творчества А.И. Куприна. Любовь в произведениях А.И. Куприна. Тема поэтической и трагической любви в повести «Олеся». Трагическая любовь в повести «Суламифь». Безответная любовь в повести «Гранатовый браслет». Чистая любовь в повести «Поединок

сочинение, добавлен 03.02.2014

Изучение повести Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие…» как одного из наиболее лирических произведений о войне. Характеристика сюжета и образов героев повести (взвода девушек-зенитчиц). Особенности отражения собирательного образа врагов.

презентация, добавлен 31.03.2015

Исследование интерпретации сюжета на материале повести В.Ф. Одоевского «Саламандра». Определение сходных и различных элементов двух произведений: «Саламандры» и «Арапа Петра Великого» А.С. Пушкина. Влияние петровских реформ на становление личности героев.

статья, добавлен 09.12.2018

«Лишний человек», «лишние люди», «галерея лишних людей» — откуда появился этот термин в русской литературе. Анализ произведений: Пушкина «Кавказский пленник» и Лермонтова «Мцыри», характериристика образа романтических героев — страстных, бунтующих натур.

сочинение, добавлен 24.09.2009

Анализ любовной коллизии повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» как средство экзистенциального испытания героев, поставленных в ситуацию личностного выбора. Анализ разрыва Карамзина с жестко детерминированной этикой Просвещения в повести «Бедная Лиза».

статья, добавлен 05.04.2019

Рассмотрение истории создания произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», одновременно являющегося и историческим произведением, и откликом на современную писателю действительность, и духовным завещанием для нас — тех, кто будет жить после него.

реферат, добавлен 02.01.2012

Глубина и значительность образов персонажей романа. Проблема маленького человека в повести Пушкина «Станционный смотритель». Правда о невыносимости жизни в капиталистическом обществе, где царствуют подлость и эгоизмом в романе «Униженные и оскорблённые».

реферат, добавлен 29.03.2018

Истоки развития литературного направления с изображением «маленького человека» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ «маленького человека» Башмачкина в повести Н. Гоголя «Шинель». Предопределенность судьбы «маленького человека».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector