Метель», сочинение-рассуждение

Что принесла метель героям повести А. С. Пушкина. Пушкин в коротких повестях, составляющих цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», анализирует жизненные ситуации, имеющие решающее влияние на судьбу людей. Случайный проездной разрушил жизнь станционного смотрителя Самсона Вырина и принес неожиданное благополучие его дочери, случайная обида поставила на грань гибели молодого графа Б. из повести «Выстрел». В повести «Метель» роковая случайность — метель, что закрутила героев и «подменившая» невест. Марья Гавриловна Р., героиня «Метель», описана Пушкиным как довольно заурядная барышня, воспитанная на французских романах. Она выросла в российской глуши, но мечтает о романтической страсти, о приключениях во вкусе новейшей (для того времени) литературы. Она влюбляется в бедного прапорщика Владимира. Ее роман развивается по задонам жанра: прогулки наедине, тайная переписка с «почтовым ящиком» в дупле дерева и, наконец, побег из дома и тайное венчание. Все это захватывающе интересно для провинциальной барышни, жизнь которой однообразна и скучна. Но судьба готовит неожиданную развязку .

В назначенный день невеста долго ждет в церкви, ждут свидетели и священник. Наконец появляется жених, их венчают, объявляя мужем и женой, и тут Марья Гавриловна видит перед собой незнакомого офицера! Все в ужасе, а незнакомец выходит из церкви и, казалось бы, навсегда исчезает из жизни молодой. Бедный прапорщик, опоздавший в церковь через пургу, в отчаянии. Он ничего не знает о происшедших, уверен, что девушка не простит оскорбления. Неизвестно, как бы сложилась их судьба, но он уходит на войну и погибает. Марья Гавриловна остается в ужасном положении: она не может выйти замуж;, потому что по закону у нее есть муж;, хотя она не знает даже его имя. А офицер, так странно пошутил, прошел войну, вернулся генералом, но знает, что семейное счастье для него невозможно: он женат . неизвестно на ком. А. С. Пушкин верил в решающую роль случая в жизни людей. Он не раз задумывался о том, не является человек игрушкой в руках неведомых сил. Метель в повести и есть воплощение таких тайных сил, руководящих нашей жизнью. Они могут жестоко подшутить над человеком, но если довериться им, могут принести счастье и удачу. Герои повести достойно приняли случившееся с ними. И судьба снова пошутила, но добрым-доброму-по ^-хорошему. Она свела случайного супругов, дала им возможность узнать и полюбить друг друга. Став мужем и женой по невероятному стечению обстоятельств, Марья Гавриловна и Бурмин нашли счастье и любовь.

А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в судьбу, знал, что иснуют роковые обстоятельства, неподвластные воле человека и его планов. Собственная жизнь не раз давало ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависят судьба. Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которая ведет с человеком Создатель. В повести «Метель» автор выводит подчеркнуто обычных людей, не блещущих умом, талантом, силой духа, и показывает, как причудливо может сложиться жизнь, если вмешается необъяснимая и непредвиденная случайность. Герои «Метель» — уездная мечтательная и сентиментальная барышня и бедный прапорщик, находящийся в отпуске. Они влюблены друг в друга, родители против, и вот Маша и Владимир, по классическим канонам жанра романа, решают бежать и тайно обвенчаться. Все спланировано и рассчитано, верные слуги готовы помочь, друзья жениха соглашаются стать свидетелями и даже «жизнь за него отдать», батюшка согласился венчать . И ничего не получилось! Вмешался случай, судьба рассудила по-своему. Поднялась метель, закружила в поле жениха, и он опоздал на собственную свадьбу. И эта же метель привела к деревенской церкви проездного офицера Бурмина, что и оказался под венцом с незнакомой барышней. Ему это казалось шуткой, затеей, и только потом он осознал, что шутить с судьбой опасно! Два незнакомых друг другу человек соединены узами брака, но не могут надеяться на любовь и семейную жизнь. Они не могут даже найти друг друга.

Судьба вмешалась еще раз, дав возможность героям встретиться по-настоящему и полюбить друг друга. Это невероятный союз, который начался свадьбой, а продолжился через несколько лет знакомством, может быть счастливым. А метель — это символ судьбы, того непонятного, причудливого и своенравного игрока, который держит в руках карты нашей жизни.

Урок «Роль стихии в повести А.С. Пушкина «Метель»

  • Развивающая — развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
  • Обучающая — развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
  • Воспитывающая — воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

Слово учителя. Февраль в биографии Александра Сергеевича Пушкина занимает не последнее место. Так, 18 февраля 1831 года поэт обвенчался с Натальей Гончаровой, что имеет непосредственное отношение к теме публикуемой статьи. Наконец, 10 февраля — день смерти Пушкина. Не исключено, что и действие «Метели» также происходит в этом месяце.

Откройте тетради и напишите слово «метель». К нему подберите слова-ассоциации. Можно рисовать метель. Какой вы видите метель?

(Пока идет работа, тихо звучит вальс Свиридова). Слайд

А теперь мы из вашей метели перенесёмся в пушкинскую.

1 страница Эпиграф (чтение) Работа с эпиграфом.

Повесть предваряет эпиграф. Прочитайте его и назовите произведение, из которого взяты строки, ставшие эпиграфом с повести «Метель» (Баллада Жуковского «Светлана»).

— Вспомните, что называется эпиграфом и какова его задача?

(Эпиграф — небольшой текст, предваряющий произведение. В нем может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема).

— Выделить главные, несущие основную нагрузку слова. (Божий храм, вдруг метелица, черный ворон, вещий стон).

— Какую основную мысль, по-вашему, выражает эпиграф? (Печальное предзнаменование).

— Вдруг случается метель, которая несет что-то печальное, предвещает трагические события: черный ворон — символ потустороннего, непонятного, вещий стон, темная даль — все это предвестники трагических событий, которые каким-то образом связаны с метелью.

Вдруг — в этом слове заключается большое значение: многое в жизни начинается внезапно, случайно. А случай сродни судьбе, року, провидению. На это нас нацеливает эпиграф.

2 страница Постановка проблемного вопроса.
Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа? (В метель попадают все 3 героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин. Метель — та сила, которая меняет жизнь героев).
То есть мы можем предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека.

— Верил ли сам А.С.Пушкин в судьбу? А что значит – верить в судьбу?

Вспомнить биографические и литературные материалы, доказывающие, что А.С.Пушкин верил в судьбу:

  • Заяц, перебежавший дорогу поэту;
  • Предсказание о беде, которая будет от белого человека на белой лошади;

3 страница Марья Гавриловна.

Обратимся теперь к образу главной героини повести – Марьи Гавриловны.

Перенеситесь мысленно в дом, где живёт Марья Гавриловна со своими родителями. Какой он? Большой или маленький? Каменный или деревянный? Тепло ли в нём или прохладно? Мысленно походите по первому этажу. Что вы там видите? Какие окна, мебель? А теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите в комнату Марьи Гавриловны. Давайте понаблюдаем, что происходит в ней. Здесь стоит стройная бледная семнадцатилетняя девица. Узнали её? Это Марья Гавриловна.

Её лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день не может найти себе места, потому что ей больше нет места в этом доме, в её родном доме. Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей. Она не может сказать им о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери…

Оставим её. Главная героиня ещё не знает, что ждёт впереди. А впереди у неё метель…

— Нам смогли вжиться в роль Марьи Гавриловны или, по крайней мере, разобраться в её чувствах и мыслях. Надеюсь, это помогло вам понять пушкинскую героиню. Поэтому я хочу, чтобы вы ответили на несколько вопросов:

— Как можно охарактеризовать состояние Марьи Гавриловны?

— Почему возникла метель в душе Марьи Гавриловны?

— Какие два «фронта» столкнулись в её душе?

Страница А сейчас попробуйте всё-таки ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока: почему возникает метель, какова её роль в произведении?

Работа с текстом. –Пока наши герои отправились в путь, давайте поразмышляем.

— Может стихия повлиять на судьбу человека? Как?

Анализ эпизодов текста

— Обратимся к тексту. Найдите строки, в которых говорится о чувствах молодых людей. Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? (Иронически). Укажите авторскую позицию. Найдите слова – настроения. Язык пушкинской прозы заслуживает особого внимания. Пушкин ироничен в «Метели», этой самой поэтичной повести цикла. Его ирония особого рода. Он серьезен и насмешлив одновременно! Чтение первых страниц «Метели» вызывает искреннее удовольствие и улыбку. Пушкин пародирует сентиментальные романы.

— Найдите иронию в тексте

(“Наши любовники были в переписке и всякий день видались наедине в сосной роще или у старой часовни. Там они клялись в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения…если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?

Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделалась тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: “Дети! придите в наши объятия”.)

— Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? (Иронически).

— Что такое ирония? (Это троп, скрытая насмешка).

— А почему автор над ними насмехается? (Они слишком молоды, чтобы строить такие планы, им негде будет жить, они еще не приспособлены к жизни и не смогут самостоятельно продержаться в этой жизни, даже некоторое время).

— Всегда этот иронический тон будет сохраняться? Когда нам становится страшно за героев? (Когда они попадают в метель).

— Дома вы должны были найти описание метели в восприятии героев повести и ответить на вопрос: Как описание метели связано с душевным состоянием и характером героев.

Метель в восприятии Маши и Владимира

— Композитор Свиридов создал вальс к кинофильму «Метель». Я предлагаю вам послушать и сравнить выражение состояния Владимира словами Пушкина и музыкой Свиридова и ответить на вопрос: Какие чувства сближают их? (Звучит музыка Свиридова и чтение отрывка со слов: «Но едва Владимир выехал за околицу . он поехал на удачу).

— Какие чувства, ощущения возникли у Вас сейчас? (Кружение, повторение чего-то).

— Заметили ли вы что-то общее в вальсе «Метель» и действиях Владимира?

Таким образом, и через музыку, и через слова метель показана как реальная сила, мешающая осуществлению планов Владимира.

Очень важное место в повести занимают СНЫ героини. Вспомните, в каких произведениях мы уже встречались с этим несюжетным элементом (Жуковский «Светлана»).
— Каковы функциональные особенности снов? (Их роль) (Играют роль пророчества, предвещают). Итак, все предвещает беду. Но, не смотря на вещие сны, на жалость к родителям и чувство вины перед ними, Маша отправляется в церковь — божий храм.

Пушкин искренне верил, что брак на небесах по божеским законам нравственно выше, чем гражданский. И неспроста интрига повести заключается в том, что никто не знал о браке главных героев. Пушкину важен путь осознания справедливости решения метели через страдания главных героев

Страница Преступление и наказание (Приложение 2)

— Почему Маша в повести названа «молодой преступницей»? Какой закон она преступила? (Нравственный, православный, христианский, повелевающий чтить волю родителей).

Преступление нравственное — люди судить не могут, поэтому в роли судьи выступает жизнь, судьба — в виде метели.

— Как судьба наказывает Владимира? (Умирает)

— А Машу наказывает чередой испытаний, которые выпадают на ее жизнь. (Замуж за незнакомца, смерть Владимира, смерть отца, невозможность выйти замуж, честное признание Бурмина).

— Бурмин так же, как и Маша, наказан судьбою за то, что он поступил необдуманно, жестоко пошутил). Восстановим цепочку испытаний: Бурмин женится на незнакомке — раскаивается — честно признается Маше.

Посмотрите, герои оступились, но они раскаиваются, а за раскаяние получают прощение у судьбы = мотив прощения. (По линии Маша — Бурмин).

Таким образом, посмотрите мотив наказания и прощения сводится к идее произведения. Сделайте вывод об идее произведения. (Наказание и прощение — справедливое возмездие).

Какова сила, роль стихии в судьбе человека?

Выходит, что метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдание, но все-таки вознаградила за все переживания, которые пришлись на их долю. Природные стихии – это стихии, способные помочь людям разрушить их судьбу. Далее вслух зачитываем описание метели и делаем вывод, что метель сыграла главную роль в судьбе героев. На первый взгляд, она словно разметала героев в разные стороны, заставила их страдать, но на самом деле метель-судьба вернула их к настоящей, реальной жизни. Марья Гавриловна стала наследницей всего имения и сохранила нежное сердце: «. она разделяла искренно горесть бедной Прасковьи Петровны, клялась никогда с ней не разлучаться. Мать иногда уговаривала ее выбрать себе друга, Марья Гавриловна качала головой и задумывалась». А лихой повеса Бурмин? Не раздумывая ни секунды, он встал под венец с незнакомой барышней лишь потому, что она «показалась ему недурна», а затем столь же стремительно уехал. Полюбив теперь по-настоящему, он не может забыть венчание в «одиноком» храме. Это событие стало препятствием, через которое он не может переступить. Только Владимир был ранен под Бородином и умер. Но память о нем, герое, стала «священна».

Мы понимаем, что совсем не случайно встретились и полюбили друг друга обвенчанные когда-то Марья Гавриловна и Бурмин. Господь помиловал их.

— А что же наша Марья Гавриловна? Как она встречает перемены в жизни общества? Какие перемены произошли в ее душе?

«… В ее замке появился раненый гусарский полковник Бурмин». Бурмин – рыцарь. Именно такого героя и ждала героиня. Его бледность очень гармонирует с ее бледностью, его полковничий чин, награды, рана и молодые лета (26 лет) – с ее юностью, богатством. За ним вился шлейф шумных историй, которые льстили романтическому воображению М.Г. Он был в меру умен, опытен, прост и свободен в обращении. Герои тянутся друг к другу. И более всего – их связывает тайна. В Бурмине спрятана неожиданность, он вызывает любопытство. И женское сердце М.Г. подсказывает ей, что они созданы друг для друга.

Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

— Закончилась ли метель в произведении и в душе героев?

— Возможно ли их счастье?

Обратимся к финалу повести, когда метель улеглась, и Бурмин и Марья Гавриловна встретились. Всё уже пережито, супруги нашли друг друга, их ждёт счастье… а может, всё не так?

Страница «Сомнения современников Пушкина»

Пушкин оставил своих героев в саду, дальнейшая их судьба нам неизвестна. А что же случилось после объяснения? Побудьте немного автором и опишите, что произошло после объяснений. Теперь мы приоткроем второй пласт повести. Почему после выхода повести все стали говорить о кончине музы Пушкина. Одно из домашних ваших заданий было найти несоответствия в повести реальной жизни того времени.

Важны ли для Пушкина эти сомнения? (Нет. Если люди по-настоящему любят друг друга, то они переживут все испытания)

Когда мы проходили древнеславянскую мифологию, я говорила, что у главного славянского бога Рода была книга, где отмечена была судьба каждого живущего на земле (как на роду написано) и изменить её нельзя. Верите ли вы в свою судьбу? Я вас попрошу написать на листочках о своей судьбе, какой вы видите свою жизнь через 5 лет. В конце 11 класса мы проверим – верит ли вам судьба или нет.

Cочинение «Роль судьбы в повести «Метель» А.С.Пушкина

Презентация к уроку – Приложение 3.

Звуковые приложения к уроку – Приложение 4.

Почему в произведениях А.С. Пушкина одним из главных героев является стихия?

В творчестве Пушкина в произведениях разных жанров возникает мотив стихии. Вода, огонь, метель — это природные стихии, которые в художественных образах писателя приобретают символическое зна­чение. Стихия непредсказуема, непреодолима, может закружить в вихре событий, перепутать, перемешать и разбросать человеческие судьбы. Метель, как символический образ, возникает в творчестве Пуш­кина в поздний период, в тридцатые годы поэт пишет о метели и в стихах, и в прозе. Это повесть «Метель» из цикла «Повести покойно­го Ивана Петровича Белкина», стихотворение «Бесы», глава «Вожа­тый» в романе «Капитанская дочка».

В повести «Метель» природная стихия является основой сюжет­ной интриги, но не становится главной темой. В произведении два любовных романа, природная стихия находится в центре, разделяя или объединяя их. В самый кульминационный момент повести, побег Маши из родительского дома, появляется новое действующее лицо — Метель («Вдруг» «в одну минуту поднялся ветер», «небо слилось с землей»). С появлением метели заурядное течение любовной истории обрывается, судьба разлучила влюбленных, но одновременно соеди­нила церковным таинством двух незнакомых людей.

«Бесы» написаны в очень сложный для духовной и творческой жизни автора период. В начале стихотворения путник уже во власти метели и предчувствует приближение пугающих событий:

Страшно, страшно поневоле. Средь неведомых равнин.

Угроза гибели осознана, и дальше действие развивается более стремительно. Первое упоминание беса — просто присказка («В поле бес нас водит, видно»), но уже в следующей строчке этот образ имеет реальные очертания: «Посмотри: вон, вон играет. / Дует, плюет на меня». Метель не отступает: «Вьюга злится, вьюга скачет», и окру­жают ездока уже полчища бесов: «Вижу: духи собралися средь бе­леющих равнин». Рефреном проходящая строка «Мчатся тучи, вьются тучи» делит стихотворение на 3 части, меняя настроение каждой.

В повести «Капитанская дочка» метель называется бурей, бура­ном — это нечто могущественное, страшное. Буря разразится еще и в социальном плане. Метель сведет Гринева и Пугачева. Здесь она не­что вроде пророчества, предвещающего глубокие социальные потря­сения. Стихия сближает совершенно разных людей — «народного ца­ря» и «обычного человека».

Во всех произведениях Пушкина метель есть мистическая, сверхъ­естественная сила, которая управляет судьбами людей, как правило, ра­зумно и справедливо («Метель», «Капитанская дочка»). Человек оказы­вается неспособным изменить что-либо. Находясь в окружении стихии, которая символизирует судьбу, рок, случай, герой оказывается бесси­лен перед ней. Он представлен как песчинка в мире, управляемом выс­шими силами, и ему приходится подчиниться их воле.

А.С. Пушкин «Метель»

Метель — символ судьбы, непредвиденная случайность, которая управляет судьбами людей, в произведениях А.С. Пушкина. История написания цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», литературный анализ и характеристика главных героев повести «Метель».

Рубрика Литература
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 22.11.2012
Размер файла 360,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

История написания А.С. Пушкиным «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Возможности для комизма, сатиры и пародии. Метель как воплощение тайных сил, руководящих нашей жизнью. Сжатость и простота изложения повестей. Главные черты пушкинской прозы.

реферат [21,9 K], добавлен 22.01.2012

Литературный анализ повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель»: определение смысла названия ироничности характера произведения, соотношение начала повести с ее эпиграфом. Оценка поведения Марьи Гавриловны при осуществлении своих романтических планов.

презентация [268,6 K], добавлен 23.01.2012

История создания повести. Болдинская осень, как необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Краткое содержание и особенности повести «Выстрел», написанной поэтом в 1830 г. Описание главных и второстепенных героев и символики произведения.

презентация [524,6 K], добавлен 12.11.2010

Образ Мироновой Марии и Василисы Егоровны в произведении «Капитанская дочь» А.С. Пушкина. Татьяна и Ольга Ларина, их изображение в романе «Евгений Онегин». Повесть «Дубровский», анализ образа Маши Троекуровой. Марья Гавриловна как героиня «Метели».

реферат [3,5 M], добавлен 26.11.2013

Семантика образа путешествия героя в романе «Пять рек жизни» Ерофеева. Образ пути в повести «Желтая стрела» Пелевина. Место дороги в повести «Метель» Сорокина; в сборнике рассказов «Смрт» Лимонова; в романах «13 месяцев» и «mASIAfuker» Стогоff’а.

дипломная работа [123,1 K], добавлен 26.12.2012

История создания повести «Пиковая дама» А. Пушкина: замысел и прототипы героев, история написания и публикации. Загадка трех карт, названных герою таинственной графиней. Широкий круг философских проблем, которые исследовал Пушкин в своем произведении.

презентация [1,9 M], добавлен 11.12.2016

Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского «Дядюшкин сон». Средства изображения характера главных героев в повести. Сон и реальность в изображении Ф.М. Достоевским. Смысл названия повести Достоевского «Дядюшкин сон».

курсовая работа [38,1 K], добавлен 31.03.2007

«Капитанская дочка» А.С. Пушкина как прощальное произведение великого писателя, основная идея повести и особенности ее изложения. Историческое начало «Капитанской дочки» и отражение в ней духовных переживаний героев, этапы описания образа предателя.

презентация [1,8 M], добавлен 26.12.2011

Интерес Пушкина к «смутным» временам истории родины в драматическом произведении «Борис Годунов». Прозаические произведения «Повести Белкина», «Капитанская дочка», русские характеры и типажи в них. Трагедии «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы».

реферат [29,8 K], добавлен 07.06.2009

Понимание термина «образ» в науке о литературе. Трактовка данного понятия в зависимости от эпохи. Образы главных действующих лиц в повести «Пиковая дама». Социологический принцип в характеристике личности человека и общественной среды в прозе Пушкина.

курсовая работа [45,6 K], добавлен 29.04.2013

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: