Александр Сергеевич ПУШКИН МЕДНЫЙ ВСАДНИК

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПОВЕСТЬ

Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом. ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Альгаротти где-то сказал: «Pétersbourg est la fenêtre par laquelle la Russie regarde en Europe».

(2) Смотри стихи кн. Вяземского к графине З***.

(3) Мицкевич прекрасными стихами описал день, предшествовавший Петербургскому наводнению, в одном из лучших своих стихотворений — Oleszkiewicz. Жаль только, что описание его не точно. Снегу не было — Нева не была покрыта льдом. Наше описание вернее, хотя в нем и нет ярких красок польского поэта.

(4) Граф Милорадович и генерал-адъютант Бенкендорф.

(5) Смотри описание памятника в Мицкевиче. Оно заимствовано из Рубана — как замечает сам Мицкевич.


Произведения А.С.Пушкина:

Стихи Пушкина, Поэмы Пушкина, Сказки Пушкина, Проза Пушкина, Драматургия Пушкина, Пьесы Пушкина, Биография Пушкина, Евгений Онегин, Борис Годунов, Капитанская дочка, Повести Белкина, Лирика, Пророк, Медный всадник, Полтава, Руслан и Людмила, Поэт, Читая Пушкина

Раскрытие конфликта в поэме «Медный всадник»

Поэма «Медный всадник» была написана Пушкиным в 1833 году. В ней автор впервые в русской литературе противопоставил государство, олицетворенное в образе Петра I, и человека с его личными интересами и переживаниями. Реформы Петра I в русской истории были глубоким и всеобъемлющим переворотом; который не мог совершиться легко и безболезненно. Царь требовал от народа отдачи всех сил для достижения намеченных им целей, а это вызывало ропот и недовольство. Такое же неоднозначное отношение было и к любимому детищу Петра — Петербургу. Город олицетворял собой и величие России, и рабство ее народа. С одной стороны, это был прекрасный город с дворцами, монументами и золотыми куполами, но в то же время Петербург потрясал своей бедностью, нищетой и самой высокой смертностью в России.

Еще одним несчастьем Петербурга были страшные наводнения, которые разрушали дома и уносили человеческие жизни. Строя город на берегу Финского залива, на болоте, Петр совершенно не заботился о будущих жителях своей столицы. Петербург был построен «назло надменному соседу» и природе. И стихия словно мстила людям за их деяния. В «Медном всаднике» Пушкин описывает одно из самых страшных наводнений, которое произошло в 1824 году и вызвало страшные разрушения:

  • Осада! приступ! злые волны,
  • Как воры, лезут в окна. Челны
  • С разбега стекла бьют кормой.
  • Лотки под мокрой пеленой,
  • Обломки хижин, бревны, кровли,
  • Товар запасливой торговли,
  • Пожитки бледной нищеты,
  • Грозой снесенные мосты,
  • Гроба с размытого кладбища
  • Плывут по улицам!

В поэме два главных героя; Петр I, олицетворяющий собою государство, и бедный чиновник Евгений. Он потомок знатного, но обедневшего рода. Это трудолюбивый молодой человек, который хочет своими руками устроить свое счастье. У него есть невеста, которую он любит и на которой, получив хорошее место, хочет жениться:

    Пройдет, быть может, год-другой

  • Местечко получу, Параше
  • Препоручу семейство наше
  • И воспитание ребят.
  • И станем жить, и так до гроба
  • Рука с рукой дойдем мы оба,
  • И внуки нас похоронят.
  • Но его мечтам не суждено сбыться, так как Параша вместе со своей матерью погибает во время наводнения. Сам же Евгений сходит с ума, не перенеся душевных потрясений. Безумный, он бродит по городу и однажды оказывается возле памятника Петру I. Это Медный Всадник. И Евгению становится ясно, кто был виновником гибели его невесты, его разбитой жизни и счастья. Он бросает вызов: «Добро, строитель чудотворный! -Шепнул он, злобно задрожав, — Ужо тебе. » И вдруг безумному кажется, что грозный царь покидает скалу и скачет за ним, чтобы наказать за дерзость:

    • И во всю ночь безумец бедный,
    • Куда стопы ни обращал,
    • За ним повсюду Всадник Медный

    С тяжелым топотом скакал. После этой страшной ночи Евгений старался стороной обходить это место, а если проходил мимо, то «картуз изношенный сы-мал, смущенных глаз не подымал». Иными словами, он совершенно уничтожен и раздавлен государством, олицетворением которого был Петр I. Заканчивается поэма гибелью Евгения: его нашли мертвым возле развалившегося дома Параши. Евгений является одной из невольных жертв дела Петра, а царь — косвенным виновником гибели героя. Пушкин сочувствует Евгению, он называет его несчастным, бедным, но финал поэмы является гимном государственности, гимном Петру I — самому мощному из русских самодержцев, основателю новой столицы, сблизившей Россию с Западом.

    Пушкина всегда привлекала фигура Петра I, ему он посвятил множество своих произведений, и мнения критиков о том, на чьей стороне Пушкин, разошлись. Одни считали, что поэт обосновал право государства распоряжаться жизнью человека, и становится на сторону Петра, так как понимает необходимость и пользу его преобразований. Другие считают жертву Евгения неоправданной. Мне же кажется, что Пушкин впервые в русской литературе показал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и отдельной личностью.

    Пушкин лирика медный всадник

    Поэма была написана в Болдине осенью 1833 г. В рукописях ее начало помечено 6 октября, конец &#151 31 октября. Полностью поэма не была разрешена Николаем I к печати, и лишь ее начало Пушкин напечатал в «Библиотеке для чтения», 1834, кн. XII, под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы» (от начала и кончая стихом «Тревожить вечный сон Петра», с пропуском четырех стихов, начиная со стиха «И перед младшею столицей»). О запрещении «Медного всадника» Пушкин писал в своем дневнике 14 декабря 1833 г. Он пробовал изменить строки, на которых остановилось внимание Николая I, но бросил исправления, не доведя их до завершения. Переделывал все эти места уже Жуковский после смерти Пушкина и напечатал поэму в томе 5 «Современника», 1837 г.

    Поэма явилась результатом размышлений Пушкина об историческом значении реформ Петра и развитии новой, послепетровской России. Поэта волновала мысль о том, что поступательное движение истории вызывает жертвы в лице таких людей, как Евгений, деклассированный дворянин, обреченный на гибель всем ходом вещей. Жестокое столкновение исторической необходимости с обреченностью частной личной жизни и натолкнуло Пушкина на разработку сюжета, намеченного уже в неоконченной поэме «Езерский». Возможно, что тема наводнения и памятника Петру вызвана произведениями Мицкевича, упоминаемыми в примечаниях: «Олешкевич» и особенно «Памятник Петра Великого» («Дзяды»). В последнем стихотворении Мицкевич описывает себя с другим поэтом, в котором узнавали Пушкина, у памятника Петру, причем русский поэт в беседе с Мицкевичем так истолковывает аллегорию памятника: «Уж пьедестал готов, летит медный царь, царь-кнутодержец, в тоге римлянина, вскакивает конь на гранитную стену, останавливается на краю и вздымается на дыбы». И поэт, сравнивстатую с застывшим водопадом, заключил: «Скоро блеснет солнце свободы и западный ветер согреет эту страну: что же будет тогда с водопадом?» Отрицательному отношению Мицкевича к Петру Пушкин противопоставил свое, положительное, и в этом можно видеть полемическую цель Пушкина.

    Цитаты из книги «А. С. Пушкин. Лирика. Евгений Онегин. Медный всадник. Пиковая дама. Повести Белкина. Маленькие трагедии. Сказки»

    А. С. Пушкин. Лирика. Евгений Онегин. Медный всадник. Пиковая дама. Повести Белкина. Маленькие трагедии. Сказки

    Купить книгу в магазинах:

    Пушкин входит в наш мир с самого детства с тем, чтобы остаться там навсегда. Его стихи и проза до сих пор хранят отпечаток светлой, гармоничной личности их создателя.
    Издатели и иллюстраторы всегда относились к произведениям Пушкина с особой любовью. За многие десятилетия были созданы настоящие шедевры книжного искусства, в которых творения гениального поэта смотрятся в зеркало работ великих художников. «Медный всадник» и «Пиковая дама» превосходно отражаются в графике А.Н.Бенуа, «Евгений Онегин» — в изящных рисунках Н.В.Кузьмина, а лирика Пушкина оживает в цикле силуэтов П.В.Ильина.
    В пушкинском томе «Библиотеки великих писателей. Брокгауз — Ефрон» собраны произведения гениального русского поэта, проиллюстрированные самыми знаменитыми художниками России.

    «Бывало, писывала кровью
    Она в альбомы нежных дев,
    Звала Полиною Прасковью,
    И говорила нараспев;
    Корсет носила очень узкий,
    И русский Н как N французский
    Произносить умела в нос;
    Но скоро всё перевелось:
    Корсет, альбом, княжну Полину,
    Стишков чувствительных тетрадь
    Она забыла — стала звать
    Акулькой прежнюю Селину,
    И обновила наконец
    На вате шлафор и чепец»

    «Свой слог на важный лад настроя,
    Бывало, пламенный творец
    Являл нам своего героя
    Как совершенства образец»

    «Ещё предвижу затрудненье:
    Родной земли спасая честь,
    Я должен буду, без сомненья,
    Письмо Татьяны перевесть,
    Она по-русски плохо знала,
    Журналов наших не читала,
    И выражалася с трудом
    На языке своём родном. »

    «Но наш герой, кто б ни был он,
    Уж верно был не Грандисон»

    «Давно сердечное томленье
    Теснило ей младую грудь;
    Душа ждала. кого-нибудь,
    И дождалась. »

    «. Вы также, маменьки, построже
    За дочерьми смотрите вслед:
    Держите прямо свой лорнет!
    Не то. не то избави, боже!
    Я это потому пишу,
    Что уж давно я не грешу»

    «Нет ни в чем вам благодати;
    С счастием у вас разлад:
    И прекрасны вы некстати,
    И умны вы невпопад.»

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: