Александр Сергеевич Пушкин1799-1837

«Дубровский ».

Пушкин, остро чувствовавший веяния времени, еще в пору создания «Истории села Горюхина», обратился к темам и идеям, связанным с женской эмансипацией. Он набрасывает главы двух романов: «На углу маленькой площади» (1830 —1831) и «Рос -лавлев» (1831 ). В романе «Рославлев », полемизируя с «квасным патриотизмом» романа М. Н. Загоскина «Рославлев , или Русские в 1812 году», писатель задумал показать образ передовой русской женщины, истинной патриотки, самоотверженно отстаивающей свои гражданские права.

Пушкина не переставала волновать и антикрепостническая тема, настоятельно выдвигавшаяся жизнью. Крестьянство, не выдерживая деспотического гнета, продолжало бунтовать и после поражения декабристов. Особенную широту народное движение приобрело в 1830—1831 годах в связи с возникновением в южных районах страны эпидемии холеры и угрозы ее распространения. Недовольство и раздраженность крестьян Пушкин наблюдал собственными глазами по дороге в Болдино и обратно (1830 ). Наиболее смелым оказалось восстание поселенцев, овладевших городом Старая Русса в Новгородской губернии. Вслед за ними поднялись окрестные крестьяне. 3 августа 1831 года Пушкин сообщал П. А. Вяземскому: «Ужасы . Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны». Незадолго до восстания новгородских поселенцев, в июне 1831 года, Сенную площадь Петербурга заполнили многотысячные толпы бедноты, возмущенные произволом полиции. «Народ ропщет, — замечает Пушкин в „Заметке о холере“… — мятежи вспыхивают то здесь, то там».

Перед Пушкиным, давно тревожно думавшим над судьбой русского крестьянина, над социально-политическими перспективами своей родины, с новой силой встали вопросы: как решить взаимоотношения между помещиками и крестьянами? Что сулит возможность крестьянской революции? Какой наиболее правильный путь общественного развития России? Откликом на них и явилось создание «Дубровского ». Романы «На углу маленькой площади» и «Рославлев » пришлось оставить.

Работа Пушкина над «Дубровским » начата 21 октября 1832 года. Исследователи спорят о главной теме «Дубровского ». Для одних это внутрисословный дворянский конфликт, а для других— крестьянское восстание. Но эти темы осуществляются в произведении в тесном единстве: служебной является тема внутрисословного конфликта, а основной — крестьянское восстание.

Пушкин рисует народ трудолюбивым, мирным, великодушным. Но слишком сурова власть помещиков, и непосильно велики их тяготы. По словам Кистеневского Антона, у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет». Пушкин подчеркивает, что кисте-невские крестьяне с самого начала активно непримиримы в своем неприятии власти Троекурова, злодейски отнявшего у Дубровского имение. Сохраняя объективность, писатель выдвигает крестьян в качестве зачинщиков бунта. Владимир Дубровский вначале старается успокоить своих крепостных, потушить их гнев против исправника и приказных, приехавших вводить Троекурова во владение Кистеневкой.

В критической литературе по-разному осознавался этот образ дворянина, возглавившего крестьянское восстание: то это попутчик народа (Д . П. Якубович, У. Р. Фохт) или борец с помещичьим государством (Л . П. Гроссман), с дворянским обществом (И . В. Сергиевский), нашедший с народом «полное взаимопонимание» (М . И. Мальцев). Но правильнее видеть в нем, на наш взгляд, временного попутчика крестьян и не в борьбе с помещичье-бюрократическим государством в целом, а со злоупотреблениями помещичье-государственной властью. Владимир Дубровский, по сути дела, не разрывает связи со своим классом и не встает на путь последовательной с ним борьбы. Он выступает не против помещиков вообще, а против деспотических самоуправцев. Им с самого начала не разделяется мятежно-бунтарская активность крестьян и признается борьба против несправедливости в основном лишь средствами просвещения, распространения гуманности, а не мерами вооруженного народного восстания. Поэтому его связь с крестьянами оказалась непродолжительной Но и крестьяне, проявляя стихийность, слабость, противоречия в собственной среде, покоряются приказу Дубровского, прекращают вооруженные выступления и расходятся.

Исследователи спорят о «Дубровском » — повесть это или роман? Пушкин задумал его в виде романа, более объемно, нежели повесть. Он осложнил начальный конфликт своего произведения (Троекуров — Андрей Дубровский) развернутыми сюжетными линиями (Владимир — Маша — Троекуров; Маша — Троекуров — Верейский; Владимир — крестьяне) и нарисовал широкий социальный фон. Воссоздавая ведущий конфликт своей эпохи — противоречия между дворянством и крестьянством, Пушкин заставил действовать и упомянул в этом произведении, по подсчету Т. П. Соболевой, шестьдесят пять персонажей.

«Дубровский » — социальный и социально-бытовой роман, отображающий нараставшее недовольство крестьян после Отечественной войны 1812 года, быт, нравы, психологию поместно-усадебного дворянства. В этом романе, решая задачу создания отечественной романистики, Пушкин сплавил социально-актуальную проблематику с сюжетной занимательностью, подчиняя первой вторую. Как известно, в ту пору в западноевропейской и русской литературе огромное распространение имел роман о разбойниках. А. А. Бестужев-Марлинский в обзоре литературы за 1823 год называет «разбойничьи романы» основным ее видом. Пушкин, преодолевая шаблоны романов о разбойниках, нарисовал великолепные по жизненной правде, по реалистической типизации образы: феодального самодура Троекурова; его чувствительной дочери; либерального помещика Андрея Дубровского; прожигателя жизни, хищного, бездушного лицемера, прикрывающегося светской изысканностью, космополита, англомана Верейского; приказных и крестьян.

В построении этих образов писатель применил уже освоенные им в предшествующих произведениях принципы реализма, но придал им отчетливо выраженную оригинальность. Передача внутреннего состояния скупым внешним жестом, раскрытие переживания поступком, психологии — действием, показ характеров в органическом единстве социально-типического и индивидуального, в их зависимости от окружающих социально-бытовых условий — таковы основные принципы композиции образов в романе «Дубровский ».

Острые споры пушкинистов вызывали образы Маши Троекуровой и особенно Владимира Дубровского. Встретив по дороге из церкви Владимира Дубровского, Маша отказалась от его помощи. Этот поступок вызвал упреки Белинского. Думается, что Белинский не совсем справедлив к Маше. Она не разыгрывает героиню ни до алтаря, ни после него… Машу погубили религиозные предрассудки. После церковного обряда, считавшегося ею священным, нерушимым, она, по ее понятиям, уже утеряла право выбора. Это было нелепо, с точки зрения Белинского, но непреложно, необратимо, по убеждениям Маши. Идеи эмансипации еще не коснулись ее. Для этого не пришел срок.

Образ молодого Дубровского дан в развитии: вначале честолюбивый и беспечный мот, а потом защитник угнетенных, протестант, благородный мститель. Важно отметить, что его эволюция, намеченная пунктирно в переживаниях, связанных с утратой отца, лишением всего имущества и чудовищной несправедливостью Троекурова, происходит при общении с крестьянами, под их воздействием. Но при всем том образ Владимира Дубровского не обладает реалистической цельностью и художественной завершенностью. Он нетипичен по положению, в которое поставлен обстоятельствами предводитель крестьян-повстанцев. Дворянская оппозиционность не достигала в ту пору такой силы, которая бы определяла последовательный переход помещиков на сторону крестьян, восстающих против феодального произвола. Поэтому Пушкину пришлось прибегнуть к идеализации своего героя и строить взаимоотношения крестьян к нему на патриархально-идиллической преданности. Кроме того, придавая Владимиру свойства увлекающейся, порывистой, страстной натуры, способной на исключительные поступки, писатель отразил эти качества и в языке.

Вспомним: «Он схватил ее руку и прижал к пылающим устам…», «Вы меня губите! — закричал Дубровский». Трудно не согласиться с Белинским, сказавшим, что «Дубровский , несмотря на все мастерство, которое обнаружил автор в его изображении, все-таки остался лицом мелодраматическим». Композиция романа, отражая остроту драматического конфликта, отличается «быстротой действия» (Белинский ). Роман начинается краткой экспозицией, очень конкретно обрисовывающей нравы, взаимоотношения, обстоятельства жизни Троекурова и Дубровского. Их крепкая дружба, удивлявшая соседей (так они были разны по положению и характерам), внезапно нарушается ссорой на псарне, составившей социальную завязку романа. Все дальнейшие эпизоды, тесня одно другое, создают увлекательную панораму усадебно-поместной жизни.

Но с седьмой главы реалистическое повествование романа теряет стилевое единство. Строго реалистически рисуются образы Троекурова, его дочери, гостей, крестьян. В романтико-мелодраматические тона окрашивается облик Владимира Дубровского. Линия Дубровского—Маши необычная, исключительная, закономерно требовала эмоционально-экспрессивных красок, остроинтрижных ситуаций. Но Пушкин, не найдя необходимых в данном случае реалистических и подчиненных им романтических средств, в явном сгущении применил банальные приемы заурядного разбойничьего, преувеличенно-авантюрного романа: двойная жизнь героя (превращение Дубровского в Дефоржа после того, как он случайно увидел, сразу полюбил Машу, дочь своего врага, и оставил мысль о мести Троекурову); парадоксальные ситуации (единоборство Дефоржа с медведем, неожиданные открытия своего истинного лица Спицыну и Маше); весь дежурный инвентарь любовной символики и связи (таинственные записки, свист и знаменательное кольцо, предупреждающие об опасности, дупло старого дуба, заменяющее почтовый ящик).

В подчеркнуто мелодраматическом ключе развертываются по преимуществу и дальнейшие перипетии взаимоотношений Маши — Дубровского: ее подневольное венчание с ненавистным Верейским, встреча свадебной кареты в глухом лесу разбойником в полумаске, перестрелка, душераздирающее расставание героев, являющееся кульминацией и развязкой любовной линии романа. Заключительная глава романа, последовательно-реалистическая по манере письма, составляет социальную кульминацию и развязку романа.

В композиции образов «Дубровского » значительная роль принадлежит пейзажу. Его предельно краткие зарисовки служат знаменательным фоном переживаний действующих лиц (горестные раздумья Владимира и Маши при сияющей луне) и средством их характеристики (березки у барского двора Дубровских и роскошный английский парк в поместье Верейского). Кроме того, пейзаж обозначает время и место происходящих событий. По замыслу Пушкина, роман должен был иметь третий том, повествующий об уединенной жизни Дубровского в Москве, о его свидании с овдовевшей Марией Кирилловной и о доносе на него полицмейстеру собственным форейтором, попавшим за буйство в полицию. Но этого не случилось. Роман, ни разу не переписывавшийся набело, остававшийся в неупорядоченных, невыправленных черновых записях карандашом, не удовлетворял Пушкина. Чем? Возможно, неуясненностыо решения социальной проблематики, взаимоотношений дворянства и крестьянства на путях общественного развития России, а также (не исключено) искусственностью образа молодого Дубровского и зависимостью сюжета романа от литературных традиций, в частности совпадением некоторых его ситуаций с пьесой «Эрнани » В. Гюго. 6 февраля 1833 года автор оставил работу над ним.

Но в «Дубровском » Пушкин верно наметил общее решение проблемы отечественного реалистического романа, призванного органически соединить социальность и занимательность, идейность и авантюрность, характерологию и интригу. Недаром Белинский считал, что «это одно из величайших созданий гения Пушкина».

Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы I-VI)

Цель: познакомиться с содержанием произведения; выработать навыки работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно объявленных вопросов, умение выделять главную мысль, делать выводы, сопоставляя описанные события с историей; совершенствовать навыки составления плана текста, навыки текстологического анализа произведения; работать над выразительным чтением; воспитывать культуру связной речи, совершенствовать умение выражать свое мнение.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к повести «Дубровский».

І. Слово учителя.

— Компас страны Читали снова привел нас в Россию, к творчеству великого Пушкина. Мы снова работаем с произведениями на языке оригинала.

Сегодня мы начинаем читать необычное произведение Пушкина: в его основу легли события и факты, имевшие место в России XIX века, но описанные под другими именами и названиями. При жизни автора это произведение так и не было напечатано (и мы поймем почему). Пушкин поселил своих героев в дорогих его сердцу местах и навсегда запечатлел в повести образ любимой няни; главная мысль произведения соотносится с темой других произведений поэта.

Но прежде произведем небольшой экскурс в историю России.

  • Какое страшное, постыдное явление существовало в России до 1861 года?
  • Можно ли утверждать, что крепостное право пагубно влияло не только на крепостных крестьян, но и на самих помещиков? Каким образом?

Давайте послушаем отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»*, написанного в 1819 году, т.е. за 13 лет до написания повести «Дубровский».

* Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

  • . Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
  • Среди цветущих нив и гор
  • Друг человечества печально замечает
  • Везде невежества убийственный позор.
  • Не вида слез, не внемля стона,
  • На пагубу людей избранное судьбой,
  • Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
  • Присвоили себя насильственной лозой
  • И труд, и собственность, и время земледельца,
  • Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
  • Здесь рабство тощее влачится по браздам
  • Неумолимого владельца.
  • Здесь тягостный ярм к гробу все влекут,
  • Надежд и склонностей в душе питать не смея,
  • Здесь девы юные цветут
  • Для прихоти бесчувственной злодея.
  • Опора милая стареющих отцов,
  • Младые сыновья, товарищи трудов,
  • Из хижины родной идут собой умножит
  • Дворовые толпы измученных рабов.
  • О, если бы голос мой умел сердца тревожить!
  • В груди моей горит бесплодный жар
  • Но не дан мне судьбой витийства грозный дар?
  • Увижу ль, о, друзья, народ неугнетенный
  • И рабство, павшее по манию царя,
  • И над отечеством свободы просвещенной
  • Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Учитель. Давайте посмотрим, описанием каких событий Пушкин хотел встревожить сердца читателей.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Проверка планов к тексту (попарно, по партам). Рецензирование планов.

Прочитать по 2 удачных (по мнению учащихся) плана к каждой главе.

2. Беседа с элементами текстологического анализа.

  • Что мы знаем о помещиках Андрее Гавриловиче Дубровском и Кирилле Петровиче Троекурове?
  • Какова, на ваш взгляд, главная черта характера каждого из друзей?

(Дубровский — чувство собственного достоинства, гордость; Троекуров — властолюбие, тщеславие).

• Что было предметом особого увлечения соседей?

3. Выразительное чтение эпизода «На псарне» (главаІот «Хозяева
и гости пошли на псарный двор» до «Между тем Андрей Гаврилович
скрылся, и никто того не заметил») с последующей беседой

  • Почему Дубровский ушел из гостей?
  • Почему писарь Парамошка посмел обидеть соседа-помещика?
  • Извинился ли Троекуров за нанесенную обиду?
  • Почему Троекуров возмутился неподчинением Дубровского?
  • Как он повел себя?
  • Почему Троекуров вызвал Дубровского на суд? Каково было решение суда и чем оно продиктовано?
  • Чем занимался в Петербурге молодой Дубровский? Почему он спешно вернулся домой?

4. Выразительное чтение эпизода «Приезд Троекурова. Смерть Дубровского» (глава IV, от «Наконец он велел запрячь себя беговые дрожки» до «…не велел выгнать его со двора. пошел!»)
• Стал ли Троекуров после смерти Дубровского владельцем Кистеневки?

III. Подведение итогов урока.

Учитель. Крепостное право не только угнетало крестьян, но и отравляет души помещиков, давая им власть над другими людьми, развращало души холопов, вообще, общество, которое зиждилось на крепостном правое, на власти денег, не признавая справедливых законов.

Решительные люди не могут смириться с таким положением вещей.

IV. Домашнее задание.

Прочитал главы VII-XII, ответить на вопросы:

  1. Куда направился Владимир Дубровский и его люди после пожара? Почему его крепостные были заодно со своим барином?
  2. Какое новое лицо появилось в имении Троекурова?
  3. Какому испытанию подверг учителя Кирилла Петрович?
  4. Что открылось в день храмового праздника?
  5. Каким образом Дубровский оказался в имении?
  6. В чем Дубровский рассказал Маше перед уходом?

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Дубровский
  • Это сочинение списано 98 238 раз

А.С. Пушкин — величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович.

Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу типичного старинного русского барина. Он является отставным генералом-аншефом и первым героем, с которым мы встречаемся на страницах романа. Этот герой – богатый, знатный, влиятельный человек с большим количеством связей в губерниях. Как пишет автор, Троекуров с раннего возраста был избалован «всем, что только окружало его» и потакал порывам своенравия. Окружающие его соседи – льстецы и угодники, которые следуют любым прихотям и готовые терпеть «буйные увеселения» Троекурова.

Когда Пушкин даёт описание Троекурова как крепостного помещика – богача, он делает акцент на безграничной власти над человеком. Несмотря на строгое и своенравное обращение с крестьянами и дворовыми, слуги Троекурова с гордостью к нему относились за его богатство и власть.

Троекуров – человек, любящий развлекаться. Почти все его дни проходят в поисках развлечений, разъездах по владениям, празднованиях и пирах.

Кирила Петрович ни в чём себе не отказывает, ему все позволительно. У него нет чувства меры даже в еде.

Этот герой часто совершает необдуманные, поспешные поступки в порыве чувств, результат которых может быть неожиданным и неприятным, вызывающим отторжение и неприязнь.

Забавы Троекурова для здравомыслящего человека покажутся далеко не разумными и адекватными. Для многих гостей ужасающей и жестокой пыткой стано­вится встреча с медве­дем. Троекуров, наблюдая за тем, как сходит с ума напуганный и обессиленный от ужаса человек при встрече с медведем один на один, испытывает необычайное удовольствие.

Все окружающие испытывали страх к Троекурову не только из-за его власти, но и соответствующего ей надменного характера. Лишь к одному человеку Троекуров проявлял чувство уважения. Это был отставной поручик гвардии, товарищ по службе и сосед Андрей Гаврилович Дубровский. Дубровский отличался «смиренным состоянием», решительностью и нетерпеливостью. В некотором смысле эти два героя были схожи в характере, и это объясняется тем, что они были ровесниками, одинаково воспитанными в одном сословии. Судьбы их тоже были похожи: и тот и другой по любви женились, и оба вскоре стали вдовцами. Окружающие были в недоумении и завидовали их дружбе и согласию, но случай, непонимание и нежелание идти на уступки каждого из героев разрушили не только их дружбу, но и жизни.

Кирила Петрович владел лучшей псарней в округе. Он этим гордился и был готов при удобном случае похвалиться перед гостем. Дубровский, как-то, будучи гостем у Троекурова, подметил, что вряд ли люди Троекурова живут так же, как его собаки. На что один из слуг Троекурова сказал: «…иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку», указывая на Дубровского и его скромный достаток. Вот тут то и было положено начало ссоры. Троекуров пожелал в ответ на защиту другом своего достоинства показать свою силу, отобрав имение Дубровского. Воспользовавшись своими многочисленными связями, влиянием, властью и нечестными способами Троекуров воплотил эту идею, оставив единственного настоящего друга на улице.

Крестьяне села Кистенёвка, которое принадлежало Дубровскому, упорно не желали идти во владение к Троекурову. Пушкин указывает, что кистеневские крестьяне никогда не выделялись благожелательным отношением к Троекурову из-за его жестокого обращения даже со своими крестьянами. Что уж говорить о чужих.

Однако автор говорит и о том, что Троекуров обладал некоторыми чертами благородства.

К примеру, он не был корыстным человеком, и содеянное в порыве мести пробуждало его совесть. Троекуров не считал случай с бывшим другом победным, так как знал, в каком может находиться состоянии Дубровский. Эти совестливые чувства направили его на мысль о примирении. Герой последовал ей, но уже было поздно. У Дубровского в сердце уже жили ненависть, негодование и разочарование, которые жестоко ударили по нездоровому состоянию Дубровского. Это и вызвало смерть единственно уважаемого Троекуровым человека.

В отношениях с дочерью автор описывает характер Троекурова не менее ярко. Одновременно с тёплыми чувствами к дочери Кирила Петрович так же своеволен, иногда жесток и суров. Поэтому между дочерью Машей и отцом отсутствует взаимодоверие. На замену живому общению с отцом Маше приходит чтение романов. Безразличие, холод, и бесчувствие проявляет Троекуров на слёзы и мольбы дочери не отдавать её замуж за нелюбимого старика-богача. Он непоколебим в своём решении. Для Троекурова – деньги – главнейшая ценность и цель жизни, нежели счастье дочери.

Троекуров — феодальный деспот и своенравный самодур – классический образец русского барства. Пушкин, показывая его отрицательные черты характера, описывает негативное отношение не ко всем помещикам, а к жестоким, деспотичным, ограниченным тиранам-властолюбцам.

Троекурову Пушкин противопоставляет другого героя произведения – сына А. Г. Дубровского – Владимира. Он – натура страстная, порывистая, увлекающаяся, решительная. Это человек, борющийся с помещиками, злоупотребляющими властью, положением и влиянием.

В образе Кирилы Петровича автор указывает на пороки, присущие представителям высшего сословия того времени: безмерное вла­столюбие, душевную черствость, испорченность нрава, умственную ограни­ченность, и своевольность.

Несмотря на то, что действия романа происходят в 1820-х годах, это произведение насущно, жизненно и современно.

Сочинение по лирике А. С. Пушкина

Величайший поэт России Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве обращался к темам, которые больше всего волновали его. Это — любовь, свобода, дружба, творчество. Наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта дает его лирика. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний. Любовь для Пушкина — спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви. В ранний период творчества Пушкин пишет о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода игривы.

Так, в стихотворениях «Красавице, которая нюхала табак», «Монах», «К Наташе» все обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного порыва нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр «легкой поэзии»;

Считается, что Пушкин был последователем Анакреона — греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии. Еще в лицее Пушкин начинает писать в особом жанре любовной лирики — стихи в альбом. Интересно то, что поэт, не питавший обычно особенных чувств к владелице альбома, должен был написать ей признание в любви. Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения:

  • Отечество почти я ненавидел —
  • Но я вчера Голицыну увидел
  • И примирен с отечеством моим.

В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским, но появляется и нечто новое. Впервые возникает то, к чему впоследствии очень часто будет обращаться поэт, — возвышенный идеал: Где женщина не с хладной красотой, Но с пламенной, возвышенной, живой?

В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской лирики к той новой, которая появится в южной ссылке. Все Дориды и Лиды для Пушкина на Юге уже в прошлом:

Мне вас не жаль, года весны моей,
Протекшие в мечтах любви напрасной.

В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного настроения. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм.

Романтический герой Пушкина — это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он изгнанник, оставивший в том мире свою любовь. Как уже говорилось, любовные стихотворения этого периода трагичны. Такие ноты звучат в стихотворении «Прощанье»:

  • В последний раз твой образ милый
  • Дерзаю мысленно ласкать,
  • Будить мечту сердечной силой
  • И с негой робкой и унылой
  • Твою любовь воспоминать.

Считается, что все эти грустные мысли навевала Пушкину некая «утаенная любовь». «Утаенная любовь» подходила романтическому герою, соответствовала его образу. Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть «чудные мгновенья», которые связаны с любовью.

В период южной ссылки поэт пережил много сильных увлечений. Любовь заполняет короткое время пребывания Пушкина в Одессе. В многочисленных стихотворениях им созданы яркие образы любимых женщин. Однако любовь рассматривалась поэтом как чувство преходящее. Пушкин неискал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовную лирику Пушкина после 1824 года не следует рассматривать как поэтический анализ его «донжуанского списка». В стихотворениях «На холмах Грузии», «Я вас любил» говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными.

В этих стихотворениях не стоит искать ответа на вопрос, кого имеет в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви: «печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой». В стихотворениях нет портрета возлюбленной. Любимых женщин Пушкин часто видит сквозь дымку воспоминаний и снов. В лирике Пушкина оживают его «любви пленительные сны». Это — стихотворения-воспоминания.

В стихотворении «Я вас любил» все чувства уже в прошлом, вернее, поэт пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем». В его душе оживает любовь-воспоминание. То же самое происходит в душе поэта в стихотворении «На холмах Грузии». Однако любовь-воспоминание становится источником новых ярких переживаний: И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может.

Любовь для Пушкина-лирика становится предметом высокой поэзии. Она словно выведена за рамки быта, житейской «прозы». «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию», — говорит Пушкин,

А. С. Пушкин много размышлял о поэзии, но так и не ответил на вопрос о том, ради чего дается человеку талант стихотворца. Наверное, поэтический дар нужен для того, чтоб воздвигнуть «памятник нерукотворный», пробуждая сердца людей от сна. И основанием этого памятника была воспетая Пушкиным любовь.

Следующее сочинение из данной рубрики: ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: