Пушкин лирика 10 класс

Кроме программного стихотворения «Разговор Книгопродавца с Поэтом», Пушкин создал в Михайловском множество прекрасных стихотворений («К морю», «Ненастный день потух. », цикл «Подражания Корану», состоящий из девяти стихотворений, послание «Чаадаеву» («К чему холодные сомненья?»), «Аквилон», «Второе послание цензору», «Клеопатра», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман. », элегия «Андрей Шенье», гимн «Вакхическая песня», «Все в жертву памяти твоей. », «Зимний вечер», «В крови горит огонь желанья. », «Песни о Стеньке Разине», «Признание» и др.). С Михайловским непосредственно связаны стихотворения «Зимняя дорога», «Няне». Все это — значительные лирические признания.

Лирика Пушкина в Михайловском приобретает новые черты. Стиль становится проще, содержит по сравнению с лицейской, петербургской лирикой, поэзией южного периода меньше картинных сравнений и смелых метафор. Это произошло потому, что в Михайловском Пушкин по-новому увидел жизнь — в ее «нагой простоте», в неброском, совсем неярком облике.

Вместо пышного юга и мощи морской стихии перед ним открылись равнины и холмы, чистые и тихие реки среднерусского пейзажа, а зимой — бесконечные снега. Вокруг — безлюдье, только в Тригорском сквозь окна виден свет свечей, как у него, в небольшом барском доме. Но именно красота тихой, не бросающейся в глаза благородной и умиротворенной, спокойной простоты влечет поэта. Лирика его становится все более глубокой и гармоничной. В каждой строке стихотворений запечатлелась душа Пушкина.

В целом ряде стихотворений («К***» («Я помню чудное мгновенье. »), «Подражания Корану», «Пророк») выразился один из важных содержательных и структурно-композиционных принципов лирики Пушкина: освобождение души от сомнений, колебаний, от тягостных настроений означает преображение души и часто совмещается с приходом вдохновения и вспышкой любовного чувства. Примером может служить мадригал (стихотворение, обычно послание к женщине, содержащее лестное, комплиментарное обращение к ней) «К***» («Я помню чудное мгновенье. »). Оно дает возможность понять очень важные черты Пушкина-художника.

Жизнь вне гармонии, без красоты, без любви, без творчества бедна, однообразна и тускла. В эти тяжкие минуты мир для поэта сужен, лишен звуков и красок. Но вот приходит чудо духовного преображения и исчезают «томленья грусти безнадежной», «тревоги шумной суеты». Душа открывается миру, готовая ему внимать, отвечать поэтическим словом. Мир беспредельно расширяется, поэт вбирает его впечатления, обретает гармонию с миром. Приобщение к бытию происходит чудесным, необъяснимым образом благодаря прекрасному мгновению. Оно возможно вследствие того, что образ гармонии хранится в душе поэта и появляется оттуда силой воспоминания, принимая облик прекрасной женщины. Духовное развитие проходит несколько стадий — от чистого, светлого состояния души к душевным тревогам и мраку, когда гармоническое равновесие с миром и внутреннее спокойствие нарушено, исчезло, затем к возрождению души, которое мыслится как возвращение к изначальной гармонии. Признак гармонии — свобода душевных сил, способных творить совершенные произведения. Гармония у Пушкина непременно сочетается с красотой.

По канве собственной биографии Пушкин вышивает поэтический узор земного и божественного преображения души, возрождения человека и поэта к жизни, приобщения его к божеству, к земной и небесной красоте, к творчеству, любви, к радостному приятию мира и к наслаждению богатством бытия и духовным богатством личности. От света через преодоленный мрак к свету — такова содержательная композиция послания.

В кругу радостных, наполненных жизнелюбием, светом, приятием бытия лирических признаний было и стихотворение «Если жизнь тебя обманет. », записанное в альбом Евпраксии Вульф, дочери П. А. Осиповой. Одно из главных свойств жизни — движение, а не застой и косность. Жизнь может обмануть, и этого нельзя избежать, но обман не вечен, как не вечно уныние, непременно сменяемое весельем. Пушкин знает, что «настоящее уныло», но у человека есть будущее, есть надежды, упования, мечты, есть, наконец, вера в грядущее, и это не дает ему права погрузиться в грех уныния и застыть в нем. Спорить с судьбой, посылающей испытания, бунтовать против нее безрассудно и не под силу человеку. Поэтому надо смириться со своей временной участью, достойно встретить невзгоды и знать, что они рано или поздно минуют. Эпизоды человеческой жизни — мгновения в историческом бытии природы и человечества. В ходе поступательного движения жизни происходят неожиданные преобразования: то, что казалось или было «унылым», по прошествии времени становится «милым». Эти перемены и метаморфозы, превращения «дня уныния» в «день веселья», унылого и тягостного настоящего в милое прошлое тоже закон жизни, в которой унылые и веселые дни идут чередой. В коротком стихотворении с помощью антитез («день уныния» — «день веселья»), подхватов («. всё пройдет; Что пройдет. ») Пушкин сказал о прошлом, настоящем и будущем, из чего складывается жизнь и без чего ее не бывает.

Один из непременных составляющих признаков пробуждения души — творческое вдохновение. Пушкин испытал его в Михайловском в полной мере. Духовно-творческий подъем он запечатлел также в цикле «Подражания Корану».

Анализ философской лирики Пушкина

Непреодолимый магнетизм поэзии Александра Сергеевича Пушкина заключается в том, что она позволяет наслаждаться не только красотой русского языка и выразительностью художественных образов, но и ценить мудрость и философские мотивы в поэзии.

Стихотворения Пушкина знамениты тем, что они охватывают все основные вопросы, на которые философия столетиями ищет определенные ответы. Лирика Пушкина настолько многообразна и широка, насколько интересна и красочна его личность, которая раскрывается перед нами в его бессмертных стихотворениях.

«Вновь я посетил…»

Стихотворение «Вновь я посетил…» посвящено раздумьям о прошлом, о пережитом опыте, который заключался в поиске смысла жизни и предназначении человеческой судьбы. Но эту лирику нельзя назвать мрачной или чересчур печальной, философские размышления Пушкина приводят читателя к понимаю того, что прошлое – это лишь символ перемен, которые делают жизнь настолько прекрасной и вдохновляющей.

Это стихотворение Пушкина написал в 1835 году, и в его стихах звучит философия зрелого человека, который осознает силу и очарование вечного круговорота жизни и то, что без прошлого – нет будущего.

«Погасло дневное светило…»

А стихотворение «Погасло дневное светило…» раскрывает перед нами трагичность судьбы автора, которому пришлось пережить на своем жизненном пути много невзгод и мучений. Философские мысли Пушкина сосредоточены вокруг порочности, которая укоренилась в обществе и ему приходится признать, что это никак нельзя изменить.

Его лирика повествует о тех сомнениях и горестях, которые способен переживать человек, пытаясь правильно идти по выбранному им пути, о том, как тяжело соответствовать свой судьбе… Пушкин использует простые аллегории, связанные с природой, чтобы донести до нас свое философское настроение, и это делает его поэзию по-настоящему чарующей и запоминающейся. (Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина)

«Элегия…»

«Элегию…» Александр Сергеевич написал в 1830 году, и это стихотворение относиться к одним из самых личностным в его творчестве – по своей форме оно напоминает монолог. Уже не молодой Пушкин оглядывается назад, и всматривается в свое прошлое, чтобы увидеть и свое несовершенство, и ощутить тяжесть на душе. А в будущем он видит «труд и горе», что звучит довольно обеспокоенно, но все же – это стимул мыслить и творить дальше.

Поэт выражает свое желание полноценно жить, а для него жить – это значит мыслить и чувствовать, и он готов к тому, что придется страдать, он принимает это. В этом и состоит философское наполнение этого печального, но эмоционально накаленного стихотворения. Он рассказывает о своих извечных музах – гармонии и бурной любви (Любовная лирика Пушкина), без которых его творчество было не таким ярким и полноценным.

«Подражание Корану»

Стихотворение «Подражание Корану» тоже относят к философской лирике, так как это поэтическое произведение носит в себе переживания поэта-изгнанника, которым чувствовал себя Пушкин, творческие метания и поиск своего назначения, как поэта. Пушкин использует восточный стиль для того, чтобы придать художественной форме стихотворения возвышенность и колоритность, он хочет передать мощный дух, который заложен в первоисточнике. Он затрагивает тему «поэта-пророка» и философски рассуждает о таких понятиях, как честь и долг и о том, какое значение они имеют для людей.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: «Борьба с Пушкиным» нигилистов и футуристов : причины, течения
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЦелостность русской литературы: общие черты русской литературы XIX и XX веков

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Пушкин лирика 10 класс

Философская лирика А.С.Пушкина
Вопросы смысла бытия, жизни и смерти, познания мира и поиска своего места в мире, волновали Пушкина, как всякого мыслящего человека. И, как на каждого из нас, существенное влияние на образ мыслей, психологию мировосприятия оказывали объективные обстоятельства. Преисполненный надежд на усовершенствование общественного устройства, окруженный умными, благородными друзьями, юный Пушкин проповедовал наслаждение жизнью, насыщенной весельем, радостью, игрой:
Давайте жить и веселиться, Давайте жизнию играть. Пусть чернь слепая суетится, Не нам безумной подражать.
Смерть воспринимается поэтом то как путешествие «в страну свободы, наслаждений, в страну, где смерти нет, где нет предрассуждений, где мысль одна плывет в небесной чистоте», то как кромешный мрак, абсолютное забвение, ничто. Пушкин трагически воспринимает смерть, все его существо противится превращению жизни в полное отсутствие проявлений человеческой индивидуальности:
Как, ничего! Ни мысль, ни первая любовь!
Мне страшно. И на жизнь гляжу печален вновь,
И долго житъ хочу, чтоб долго образ милый
Таился и пылал в душе моей унылой.
В дальнейшем жизнь принесла поэту множество тяжелых утрат — так пришло осознание хрупкости человеческого существования, ранимости души. Поэт стал мудрее, опытнее, превратности судьбы стали восприниматься с философской снисходительностью. По-юношески максималистская назидательность, бывшая плодом пытливого ума и книжного мировосприятия, сменилась простой — итогом философского осмысления пережитых жизненных коллизий:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило. Пушкин переживает противоречие между мечтой и реальностью, несбыточность многих надежд и склонность людей драматизировать жизненные неудачи. Стремление к абсолютному достижению поставленных целей идеалистично; жизнь самоценна, а ее восприятие человеком относительно: с течением времени оценка жизненных обстоятельств меняется, что позволяет находить очарование в казавшихся неприятными воспоминаниях. Поэтическая философия поэта — простая, ясная и нужная каждому человеку мудрость. Пушкин и в философских стихах обращался к человеку: он был одновременно и мудрецом, постигшим высший смысл бытия, и обычным человеком, — и поэтому Пушкин оказался поэтом всечеловеческого значения.
Стихи чисто философского содержания встречаются у Пушкина очень редко: творческая манера поэта чужда отвлеченности, и абстрактные понятия обычно воплощены в конкретные образы, согреты человеческим чувством и преломляются через призму жизненного опыта. Стихотворение «Движение» — философская миниатюра, посвященная проблеме существования материи. Движение и покой — вот вечный философский вопрос о форме, сущности бытия, и разрешен он в стихотворении наглядно просто. Однако поэт не поддается софистской про стоте: жизнь намного сложнее умозрительных заключений и примитивных аналогий. Абсолютная истина скрыта в глубинах мироздания и, возможно, не поддается логическому осмыслению. Поэт опровергает упрощенность философского подхода к познанию бытия простым примером, предостерегающим от поспешных выводов и философских обобщений: «Ведь каждый день пред нами солнце ходит, однако ж прав упрямый Галилей». Вновь и вновь обращается Пушкин к теме жизни и смерти, но противопоставление этих форм существования, неизбежность перехода жизни в смерть уже не воспринимается поэтом безнадежно трагически. Освящая таинство поэтического творчества, возвышая «поэзии прелестной благословенные мечты», Пушкин непроизвольно задумывается о быстротечности жизни и непрочности духовных ценностей человека:
Но, может быть, мечты пустые — Быть может, с ризой гробовой Все чувства брошу я земные, И чужд мне будет мир земной. Минутных жизни впечатлений Не сохранит душа моя, Не буду ведать сожалений, Тоску любви забуду я.
Поэт сожалеет о превращении души, запечатлевшей порывы высокого вдохновения, духовных откровений и минутные впечатления, множество разнообразных чувств в нечто непонятное и безликое. Лирический герой не хочет смириться с перспективой обращения всех человеческих устремлений в ничто, с идеей погружения человеческого духа в пучины безвременья, но ужаса перед лицом вечности уже нет. Есть простые человеческие сомнения в отсутствии всякой связи между жизнью и смертью, попытка представить жизнь человеческой души после физической смерти тела.
В стихотворении «Воспоминание» Пушкин запечатлел ночные раздумья о прожитой жизни, «тяжких дум избыток», мучительные переживания о допущенных ошибках. И хоть лирический герой утверждает, что «С отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю», он не отказывается от прожитого жизненного опыта: «Но строк печальных не смываю». Автор понимает, что на пути человека к счастью, духовному совершенствованию случаются ошибки, заблуждения, но жизнь нельзя изменить. И мудрость заключается не в отказе от прошлого, а в осмыслении пережитого с позиции накопленного опыта. Жизненные впечатления непосредственны, конкретны, индивидуальны и неповторимы, и как бы они ни воспринимались впоследствии, именно они образуют линию — человеческой жизни, а уровень их осмысления показывает степень духовного развития человека.
Поэт — не философ, он не познает мир с помощью научных методов, а воплощает свои мысли в художественной форме. В 1828 году, когда царская цензура ужесточилась, поэтом овладели тяжелые чувства. Наступивший после выступления декабристов период реакции в России болезненно воспринимался им, выросшим в атмосфере ожидания благотворных социальных перемен, духовной независимости, свободомыслия, творческой раскрепощенности. — Личные переживания поэта о серости тогдашней российской действительности («и томит меня тоскою однозвучной жизни шум») и невыносимом психологическом давлении вылились в эмоциональный философский монолог:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана ?
ИЛЬ зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена ?
Но не только внешние события вызывали поэтический отклик поэта. В пронзительно остром стихотворении «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», отрывистый ритм которого точно передает нервное состояние человека, не могущего заснуть, чутко воспринимающего малейший шорох в ночной тишине, лирический герой напряженно стремится понять смысл бытия. Что означает «спящей ночи трепетанье, жизни мышья беготня»? Ночью обостряется не только восприимчивость человека к звукам, но и склонность к философствованию. Автор только ставит вопросы, не отвечая на них, но краткость и точность формулировок, наслоение вопросительных предложений убедительно передают тревожную атмосферу ночного бдения, напряженную, как пульсация крови, работу человеческого сознания, оставшегося один на один с огромным, непостижимым мирозданием:
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу.
И все же преобладающее настроение пушкинской философской лирики периода зрелости — светлая грусть по прошедшему, мудрость вечного обновления жизни. В этих стихах нет страха перед неизбежностью смерти как физического исчезновения, но есть философское осмысление разумности, высшей целесообразности жизненного процесса, его неизменности и цикличности:
Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести. В этих строках поражает сила человеческого духа, самообладание и мудрость автора. Стихотворение написано настолько ясным, точным языком, что кажется идущим из глубины души. Поэт достиг совершенства как духовного, так и поэтического, и поэтому стихотворение универсально, пробуждает бурю чувств и умиротворяет, воспринимается одновременно как эпитафия человечеству и как гимн его вечной юности, гармонии всего мироздания.

Контрольная работа (тест) по лирике А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова ( 10 класс ) > Что называется лирикой

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Контрольная работа (тест) по лирике А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова ( 10 класс )

1. Что называется лирикой:

а) род литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания лирического героя;

б) эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого;

в) не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные в произведение;

г) род литературы, в произведениях которого формально до предела устраняется личность автора, а повествование идет о событиях, предполагаемых в прошлом.

2. Как называется трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге:

3. Выберите из перечисленных современников Пушкина его лицейских друзей:

а) Вяземский; е) Малиновский;

б) Раевский; ж) Кюхельбекер;

в) Пушкин; з) Данзас;

г) Рылеев; и) Баратынский;

д) Дельвиг; к) Чаадаев.

4. Распределите стихотворения по тематике.

а) пейзажная
б) философская
в) свободолюбивая
г) назначение поэта и поэзии
д) дружба
е) любовная

1) “Во глубине сибирских руд”
2) “Памятник”
3) “К Чаадаеву”
4) “Пророк”
5) “ Я помню чудное мгновенье”
6) “Зимнее утро”

9. Каков основной мотив лирики Лермонтова?

б) гордого одиночества,

в) усталости от жизни.

10. Как бы вы определили основной пафос лирики Лермонтова?

а) как трагический,

б) как иронический,

в) как сатирический.

11. Какие отношения складываются между творчеством Лермонтова и Пушкина?

12. Почему в стихотворении «Дума» Лермонтов употребляет местоимение «мы», а не «вы»?

а) потому что не отделяет себя от своего поколения,

б) такой прием обусловлен лирическим родом стихотворения,

в) благодаря этому приему стихотворение получает трагический пафос.

13. Какой смысл имеет образ паруса в одноименном стихотворении Лермонтова?

в) символический, поэтому его нельзя истолковать однозначно.

14. Какой принцип композиции выдержан в стихотворении Лермонтова «Смерть Поэта»?

а) стихотворение делится на две части: в первой господствует скорбь по поводу гибели Пушкина, во второй — гнев по адресу его убийц,

б) стихотворение построено по принципу контраста: поэт и окружающий мир,

в) в стихотворении нет единого композиционного принципа.

5. Назовите жанр стихотворения “Вольность”.

а) мадригал
б) стансы
в) баллада
г) ода

6. Из какого стихотворения строки: “Мы ждем с томленьем упованья / Минуты вольности святой…”?

а) “К Чаадаеву”
б) “Вольность”
в) “Поэт”
г) “К морю”

7. Какие средства поэтической выразительности использует А.С.Пушкин в строке из стихотворения: «смиренный парус рыбарей, твоею прихотью хранимый…»:

8 . Какое стихотворение читал Пушкин перед Державиным на экзамене в Лицее?

а) “Лициния”
б) “Воспоминания в Царском Селе”
в) “Городок”
г) “Деревня”

15. М.Ю.Лермонтов родился

16. В какое учебное заведение поступил М.Ю.Лермонтов в 1830 году?

а) В Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге

б) В Московский университет

в) В Царскосельский лицей

17. Определите размер стихотворения «Дума»:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: