Пушкин и Жуковский

Сложный и запутанный вопрос о связях Пушкина с его учителем – Жуковским, крупнейшим русским поэтом. Вокруг этого вопроса сталкивались разные точки зрения, всегда велись споры, — они начались ещё при жизни Пушкина, продолжаются и теперь. Тема ” Пушкин и Жуковский ”: она важна для изучения не только роли Жуковского в творческой эволюции Пушкина, отношений “ ученика” и “ учителя ”, но шире – для общей трактовки путей и судеб поэтического творчества.

В истории русской поэзии проявились две основных тенденции: первая ведёт своё происхождение от Жуковского, в творчестве которого преобладала лирика с её идеалом прекрасного как явления таинственного, сверхчувственного мира; вторая – от Пушкина, утверждавшего поэзию действительности, с её уравновешенностью мысли и чувства. Эти две тенденции просматриваются на всём протяжении Х1Х – ХХ веков.

Пушкин всегда относился с уважением к своему учителю, он с восхищением отзывался о таких стихотворениях Жуковского, как “ Море ”, где мастерство изобразительности сочетается с полнотой лирического чувства и гармонией стиха. О глубоком впечатлении, произведённом на Пушкина знаменитой “Светланой”, можно судить и по характеру упоминаний в стихотворении ”К сестре” и “Евгении Онегине” и по цитатам из этой баллады в пушкинских произведениях и письмах.

У читателей нашего времени отношение Пушкина к Жуковскому определяется прежде всего стихами, обращёнными к своему учителю, — “К портрету Жуковского” (1818). Они превосходны. В них проявился редкостный дар Пушкина – не только проникновение в психологический облик тех, к кому он обращался, но и способность вживаться в их образную систему, в тонкости их фразеологии. К тому же, 1818 году относится стихотворение А. С. Пушкина “Жуковскому”. Здесь переданы черты Жуковского как поэта, стремящегося к “мечтательному миру”.

Но отношение Пушкина к Жуковскому было неоднозначным. Позже он определил своё отношение к чуждым ему сторонам поэзии Жуковского с такой резкостью, о которой потом жалел. В поэме “Руслан и Людмила” с дерзостью юного новатора не только вступил в соревнование с Жуковским, но позволил себе пародирование своего учителя.

Полемика Пушкина с Жуковским и замечания о его произведениях сопровождались прямыми или косвенными попытками Пушкина влиять на направление его поэтической деятельности, а порой и тревогой о её дальнейших путях. Происходит любопытнейшая метаморфоза: постепенно ученик становится также и учителем. Советы Пушкина не оставались безрезультатными. Однажды, под прямым влиянием А.С.Пушкина, Жуковский взялся за сочинение литературных сказок в народном стиле. Это было в 1831 году, когда оба поэта жили в Царском Селе. Состоялось своеобразное состязание. Сюжеты разрабатывались сообща. Пушкин написал тогда “Сказку о попе и о работнике его Балде” и “Сказку о царе Салтане”, Жуковский – “Сказку о царе Берендее” и “Cпящую царевну”. Конечно, и в сказках Жуковского видно стихотворное мастерство, но, тем не менее, снова сказалась разность подхода.

Общей чертой характеров поэзии Пушкина и Жуковского считается гуманизм. Но однороден ли этот гуманизм?

У Жуковского были качества доброго человека, он сочувствовал несчастным, принимал участие в их судьбе, заступался даже за политических преступников, ходатайствовал о смягчении участи осужденных. В системе мышления Жуковского его понимание человека было всеобщим. У Пушкина по мере эволюции его мировоззрения складывалось иное понимание человека, его природы, понимание дифференцированности характеров, их обусловленности средой, обстоятельствами, движением истории.

При сопоставлении художественных систем Пушкина и Жуковского одним из определяющих критериев является критерий жизненных ценностей. У Жуковского – вера в предопределенность судьбы, вера в то, что на этой земле надо уповать на провидение. Жизненная философия Пушкина – это философия активной деятельности и борьбы. Противоположность этих двух философских тенденций сказывается даже в поэтике, в стиле, в образной символике.

Убежденная вера в бренность земного существования привела к исчерпанности у Жуковского его самостоятельного творчества, и он рано перестал писать оригинальные произведения. Чудесная элегия “Море” (1822) была последней. Как ни велик подвиг Жуковского в истории поэзии, но уже во второй половине 20-х годов он воспринимался только как переводчик.

Иначе сложилась судьба Пушкина, жизнь которого действительно осталась до конца поэмой.

12757 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Разное / 19 век / Пушкин и Жуковский

Смотрите также по произведению «19 век»:

Творчество Жуковского для детей (поэзия, сказки)

У В.А Жуковского способности к сочинительству проявились рано. В восемь лет он написал две пьесы из истории Древнего Рима — для постановки силами детей на домашней «сцене». Мальчику было дано прекрасное воспитание и образование, что в соединении с талантом позволило ему легко взойти на русский Парнас. У Жуковского мало оригинальных произведений; большая часть — это переводы и переложения произведений, чем-то затронувших его воображение. Особенно известны в детском чтении — «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Кубок», «Рыбак», «Лесной царь». Стихотворение «Лесной царь» — перевод баллады И.В Гёте, адресованный Великой княгине Александре Федоровне, будущей императрице. Молодая немка изучала русский язык и Жуковский использовал перевод в учебных целях.

Фольклорная основа баллады — северное поверье об эльфах, похищающих детей для увеличения своего народа.

Немецкая баллада страшнее русской; Ж. смягчил суровость тона, устранил возможность эротического восприятия читателем мотива любви короля эльфов к ребенку. Для русского поэта характерно сентиментально-романтическое понимание красоты и смерти. Тайна лесной встречи остается тайной у обоих поэтов. У Гёте она ужасная, давящая, касается и героев, и читателя. В трактовке Жуковского это тайна прекрасной смерти, подобной сну или предельному очарованию фантазией.

Ж. значительно развил принятую в литературе рубежа 18 — 19 вв. традицию волшебных сказок. Самую страшную сказку — «Тюльпанное дерево» — он написал в 18445 году в Германии. Она имеет немецкое происхождение.

В мире баллад и сказок Ж. всегда присутствует тайно — прекрасная или страшная; в плен этой тайны и попадает душа героя (и читателя), переживающая чувства, доселе ей незнакомые. Баллады оканчиваются почти всегда трагически — в отличие от сказок, требующих победы героя над силами зла. Некоторые сказки-поэмы написаны редким сегодня стихотворным размером — русским гекзаметром (сочетает стопы дактиля и хорея), который несколько утяжеляет повествование, зато придает торжественность и убедительность фантастическому смыслу: «Ундина», «Сказка о царе Берендее. »

В круг чтения младших детей вошли — «Три пояса» — единств. сказка в прозе, «Кот в сапогах» (перевод ск. Ш. Перро), «Спящая царевна» (по мотивам ск.братьев Гримм «Царевна-шиповник»), «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке».

«Спящая царевна» написана тем же четырехстопным хореем, что и пушкинская «Сказка о царе Салтане. », а сюжет дает основания для сопоставления с другой пушкинской поэмой — «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях». В отличие от Пушкина, стремившегося выразить народный идеал, Ж. подчинил свою сказку духу высшего света. Героя — царь Матвей, царевна и царский сын — воплощают дворцовые каноны облика и поведения. Конфликт ослаблен: причиной трехсотлетнего сна царевны была оплошность царя Матвея, нарушившего требования этикета: он не пригласил 12-ю чародейку — ей не хватило золотого блюда. Речь повествователя и героев отличается тщательной выверенностью, хотя по своему строю и синтаксису близка к народной речи.

Сказки Ершова и Жуковского — художественный анализ. Детские народные сказки

Склад народной сказки, — усвоенной литературой благодаря Пушкину, с новым блеском воплотил молодой поэт, почти мальчик, студент Петр Павлович Ершов. В сказке «Конек-горбунок» он подражал своему великому современнику. «Пушки с пристани палят»,— сказано у Пушкина. «Пушки с крепости палят»,— писал Ершов.

«Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда?»—

Вопрошает Салтан корабельщиков.

«Путь-дорога, господа! Вы откуда и куда?»—

Спрашивает Рыба-кит у Ивана и Конька. При всем том Ершов остался самим собой — мастером, по-своему передавшим крестьянский склад сказки. Царь в его сказке, как и в сказках народа,— деспот, злой, вздорный, смешной. Его так забавляет перо Жар-птицы, что он играет с ним, как дитя,— тянет в рот: «гладил бороду, смеялся и скусил пера конец». Совсем иной Иван: хотя и его поразило Жарптицево перо, а еще больше — сами Жар-птицы, но он потрясен только их множеством да светом, разливавшимся окрест:

«Тьфу ты, дьявольская сила! Эк их, дряни, привалило!»

Ивана никогда не оставляет здравый смысл, который и ставит его выше царя, придворных. Сказка Ершова была опубликована еще при жизни Пушкина и удостоилась его похвалы.

Другой современник Пушкина Василий Андреевич Жуковский тоже последовал творческому опыту своего великого друга и придал иронический склад сказке «Война мышей и лягушек»— пародии на величавую древнегреческую эпопею.

Было прекрасное майское утро. Квакун двадесятый, Царь знаменитой породы, властитель ближней трясины, Вышел из мокрой столицы своей, окруженный блестящей Свитой придворных. Вприпрыжку они взобрались на

О простом факте — вылезли лягушки из болота — говорится как о царском выходе. Стих Жуковского — типичный русский гекзаметр, перемежающий дактиль с хореем. Весь художественный эффект этой сказки в полном несоответствии торжественного склада стиха и его смысла. Написанная в один год с пушкинской сказкой о Салтане, она выгодно отличается от прочих сказок Жуковского: в них поэту не удалось правильно соединить высокий стиль и всепроникающую иронию.

Источники:
Сказки русских писателей/ Вступит, статья, сост., и коммент. В. П. Аникина; Ил. и оформл. А. Архиповой.— М.: Дет. лит., 1982.— 687 с.

Аннотация:В книгу вошли сказки русских писателей XIX и XX вв.

Конспект урока литературы в 5 класса «СОПОСТАВЛЕНИЕ «СКАЗКИ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ» А.С.ПУШКИНА И «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА» В.А. ЖУКОВСКОГО»

СОПОСТАВЛЕНИЕ «СКАЗКИ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ» А.С.ПУШКИНА И «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА» В.А. ЖУКОВСКОГО,

Тип урока: урок-исследование

Образовательная цель: выявление различий между сказками А. Пушкина и В. Жуковского, определение лучшей художественной обработки сказки.

Развивающая цель: развитие навыков исследовательской деятельности.

Воспитательная цель: воспитание идеального читателя.

Объект исследования — тексты: «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина, «Спящая царевна» В. А. Жуковского.

Предмет исследования: название, сюжет, композиция, художественные средства, различия в них.

Оборудование урока: проектор, ноутбук, классная доска.

Учебники, учебная литература: учебник литературы для 5 класса. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2004 г.

Дополнительные материалы: раздаточный материал (карточки, листы для работы в группах).

Этап урока, цель

1. Организационный момент. Подготовка к работе

Цель: психологический настрой на урок; заинтересовать учащихся

Приветствие. Настрой на урок.

Ребята, посмотрите фрагменты сказок и попробуйте определить, какие сказки мы сегодня будем рассматривать в течение урока.

Демонстрирует фрагменты сказок

Настраиваются на работу

2. Мотивация на работу с актуализацией ранее изученного

Вспомнить всю информацию о сказках;

В результате чего были написаны «Сказка о мертвой царевне» и «Спящая царевна»?

(Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной).

Интересно ли вам узнать больше об этих сказках? К какому виду сказок относятся обе сказки? (Волшебные)

Поскольку сказка у нас волшебная, позвольте выступить мне в роли волшебника. Как у любого мага и чародея у меня есть свои фантастические предметы. Перед вами волшебная шкатулка. Попробуйте догадаться, какой волшебный предмет я сейчас достану? Этот предмет есть практически у каждого волшебника, глядя в него, он предвидит будущее, находит ответы на любые вопросы.

(Книга — учебник литературы).

Сегодня моя волшебная книга, которой стал учебник литературы, будет служить нам справочником, где мы сможем найти ответы на все интересующие нас вопросы.

Мотивирует учащихся на урок

3. Исследовательская работа

Цель: уметь быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное с целью осмысления и применения полученной информации.

Создание проблемной ситуации

Как вы думаете, «Сказка о мертвой царевне» и «Спящая царевна» похожи или отличаются?

Работа с термином

Если мы будем рассматривать сказки, сравнивать их, какой термин мы должны расшифровать? (сравнение)

Сравнить — значит найти черты различия, выявить лучшую художественную обработку народной сказки.

Тема и цель исследования

В чем же будет заключаться наша с вами задача? (выявить черты различия между сказками и лучшую художественную обработку сказки). Для этого мы должны:

— сравнить название, сюжеты, композицию, средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) сказок Пушкина и Жуковского.

Итак, вы прочли сказки, на ваш взгляд, какое произведение лучше? А почему? Выскажите своё мнение обоснованно.

Предполагаем, что сказка Пушкина лучше сказки Жуковского. Попробуем это доказать. Делимся на четыре группы, каждая из которых будет выявлять черты различия сказок. Если вы считаете, что сказка Пушкина лучше, то аргументированно доказываете это письменно, работая красным фломастером, а затем представляете. Если наоборот, то работаете синим фломастером.

С предметами сравнения мы уже определились. Первая группа сравнивает название, вторая — сюжет, третья – композицию, четвертая — художественные средства выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение).

(Учитель крепит на доске в виде алгоритма)

«Спящая царевна» «Сказка о мертвой царевне»

1 группа: О чем нам говорит название?

У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). Отличается ли название от первоисточника? Как в названии отражается судьба героини и ее окружение?

У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.

2 группа: О чем нам расскажет сюжет?

Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.

Пушкин использовал как источник народную сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны. Некоторые исследователи считают, что в основе сказка «Белоснежка» братьев Гримм, хотя это совпадение только внешнее.

Различия в сюжете сказок:

— Кто является причиной бед царевны?

Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).

— В каком произведении показана более реалистичная ситуация смерти, сна, погребения?

— У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).

— У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского — 300 лет спала.

— — Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.

— Что вас больше привлекает в сказке: реалистичность или фантастичность?

3 группа: Что особенно в композиции?

Композиция сказок похожа: как в народных, в них есть зачин.

— Какой из зачинов приближен к народной сказке?

— Почему оба автора закончили сказки в традиционном стиле народной сказки?

— В какой сказке автор предъявил читателю больше собственного вымысла?

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей.

Он в согласье много лет;

А детей все нет, как нет.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Сказочная концовка — свадьба, пир.

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот ни капли не попало.

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

4 группа: Что особенного в художественных средствах выразительности?

— Выпишите эпитеты. Какие из них рисуют предмет более ярко?

Какой автор использовал большинство эпитетов, которые вам понравились?

Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут:

Знать, не будет ей обидно! –

Никого меж тем не видно.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица.

Делать нечего. Она

Черной зависти полна,

Бросив зеркало под лавку,

Позвала к себе Чернавку.

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

И кусочек проглотила…

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала.

Дни проходят; дочь растет;

Расцвела, как майский цвет;

Вот уж ей пятнадцать лет…

Что-то, что-то будет с ней!

Даже облака небес

На дремучий, темный лес

Не навеет ветерок.

И не тронется над ним,

Свившись клубом, сонный дым;

И окрестность со дворцом

Вся объята мертвым сном.

Губки алые горят;

Руки белые лежат.

5 группа: Что особенного в художественных средствах выразительности?

— Выпишите сравнения. Какие из них рисуют предмет более ярко?

Какой автор использовал большинство сравнений, которые вам понравились?

Но царевна молодая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Пес ей под ноги – и лает,

И к старухе не пускает;

Лишь пойдет старуха к ней,

Он, лесного зверя злей.

Вспыхнул он, как от огня;

Шпоры втиснул он в коня;

Прянул конь от острых шпор

И стрелой пустился в бор.

Вдруг глядит; отворена

Дверь в покой; в покое том

Вьется лестница винтом.

Итак, группы готовы. Представляйте результаты своей работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector