Пушкин и свобода

Презентация «Пушкин и свобода». Размер 121 КБ. Автор: Рубиш Ю.В..

Литература 9 класс

«Лермонтов 9 класс» — Тема потерянного поколения («Печально я гляжу на наше поколенье…»). Тема поэта и поэзии. О природе. Варвара Лопухина Екатерина Сушкова. Одиночество социально обусловлено, порождено мрачной и удушливой эпохой, ранним сиротством. О поэте и поэзии. Поэта бессмертного и всегда молодого». В.Я.Брюсов. 6-7 мая, 1900. Философские стихотворения. « К портрету Лермонтова». «Люблю отчизну я, но странною любовью…». Одиночество – лейтмотив, проходящий через всё творчество поэта.

«Рассказы Шукшина» — Основной приём в рассказе — антитеза. Василий Макарович Шукшин – мой земляк. Я тоже живу в Алтайском крае. К горлу мне подступил горький комок. Поселились там в арендованном на год домике по Смоленскому переулку,15. Великая отечественная война в рассказах в. М. Шукшина о детстве. Рассказ «Жатва». Надо только умно жить…». Поливал табак».

«Урок Горе от ума» — Цензура – система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. Первое издание комедии «Горе от ума», титульный лист. 1833г. Монолог – речь, рассказ, выражение мысли от первого лица. Н.Кузьмин. Новослободская средняя общеобразовательная школа. Разработала : учитель русского языка и литературы Лихачёва Е.А. Диалог- разговор двух и более персонажей. Цель урока: Урок литературы в 9 классе.

«Русская литература 18 века» — Ф.С.Рокотов. И.Н. Никитин .Портрет Пётра I. Основные литературные направления. Урок литературы в 9 классе. Портрет Екатерины II. Литература XVIII века. Классицизм Сентиментализм.

«Достоевский Бедные люди» — «Маленький человек»: тип или личность? Проблемы поэтики Достоевского. Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем. Раньше отцензуровать нельзя. Напечатают, денег не дадут. Тематические черты «маленького человека» в образе Макара Девушкина. Во – первых, и не прочтут, а если прочтут, так через полгода. Отдашь да не рад будешь. Ты, верно, заждался письма моего, любезный брат. Девушкин не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему.

«Акмулла» — Псевдоним, настоящее фамилия, имя, отчество Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович. В 1980 году учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы и искусства. Поэта уже нет, но горячее сердце Забилось сильнее при думе о нем. Наш — Акмулла. Жизнь. И не только башкирскую. Память. Макет подставки для книг, сделанная Акмуллой. Имя поэта носит Башкирский государственный педагогический университет.

Всего в теме «Литература 9 класс» 90 презентаций

Презентация по литературе Друзья и дружба в лирике на

Для Пушкина чувство дружбы &#151 это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.

Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете «легкой поэзии» французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении «К студентам» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:

Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!

В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба «с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом» («К Каверину», 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:

Блажен, кто веселится
В покое, без забот.

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей &#151 вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:

И станут самые цари
Завидовать студентам.

В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: «Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты». Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.

Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь».

Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонентом» в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Послание к кн. Горчакову» средоточием этой свободы опять становится «младых повес счастливая семья. где ум кипит, где в мыслях волен я». Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.

Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.

Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как «друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощальным.

Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода &#151 свобода &#151 не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, &#151 в них мы более свободны, чем в гражданских.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», &#151 говорит поэт в стихотворении «Арион». Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд. «. В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения («И братья меч вам отдадут»), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.

Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.

Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей:

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.

Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением «не мальчика, но мужа»:

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш.

В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь. Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной». Стихотворение «Чем чаще празднует лицей. » тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мятежный», поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья &#151 идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.

Презентация по литературе «А.С.Пушкин: основные мотивы лирики»
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Презентация предназначена для учащихся 9 классов и в помощь учителям литературы. Направлена на знакомство с основными мотивами лирики А.С.Пушкина и на обучение анализу стихотворного текста. Может быть использована для изучения лирики как на конкретном уроке, так и на уроке по закреплению пройденного материала.

Скачать:

Вложение Размер
a.s.pushkin_osnovnye_motivy_liriki.ppt 841.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рассказывает об основных темах и мотивах цветаевской лирики, дает ключ в поэзии М.Цветаевой.

Материал представляет собой разработку урока литературы «Основные мотивы лирики С.Есенина» для обучающихся 1 курса образовательных учреждений , реализующих программы НиСПО .

Урок с использованием современных технологий.

В презентации представлен материал, сопровождающий лекцию учителя на уроке в 9 классе. Портреты адресатов лирики поэта.

Материал предназначен для самостоятельной работы в 9 классе (болеющим ученикам, тем. кто находится на карантине) и содержит теоретические сведения и вопросы по текстам произведений п.

Основные мотивы лирики Пушкина, названия стихотворений.

Статья может быть использована как материал к уроку литературы в 7 классе.

Любовная лирика А. С. Пушкина Урок литературы в 9 классе. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемmrcpk.marsu.ru

Похожие презентации

Презентация 9 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Любовная лирика А. С. Пушкина Урок литературы в 9 классе.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Любовная лирика А. С. Пушкина Урок литературы в 9 классе

2 Любовь — источник поэзии Любви все возрасты покорны, Ее порывы благотворны… А. С. Пушкин

3 Гоголь о поэзии Пушкина: « Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто. всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт. »

4 «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829) Какое чувство осталось после прочтения? Как вы думаете, кому А. С. Пушкин адресовал стихотворение? Можно ли применить слова Н. Гоголя к этому стихотворению?

5 Любовь — мелодия «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь — мелодия» А. Пушкин «Что это — поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумную речь?» В. Белинский

6 «. в самом стихе. есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка». П. Чайковский Любовь — мелодия Романсы на стихи А. Пушкина: — «Я вас любил» — «Я помню чудное мгновенье» — «Не пой, красавица, при мне» — «На холмах Грузии»

7 Адресаты лирики поэта Для вас, души моей царицы, Красавицы, для вас одних Времён минувших небылицы, В часы досугов золотых, Под шёпот старины болтливой, Рукою верной я писал. «Руслан и Людмила»

8 Мария Николаевна Раевская (Волконская) «Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел».

9 Анна Петровна Керн Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты…

11 Екатерина Ушакова Когда я вижу пред собой Твой профиль, и глаза, и кудри золотые, Когда я слышу голос твой И речи резвые, живые, Я очарован.

12 Анна Оленина Я вас любил, любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем, Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем…

13 Наталья Николаевна Гончарова «Чистейшей прелести чистейший образец» « Она очень красива, и во всём облике есть что-то поэтическое ». « Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничто не могло сравниться, — а душу твою я люблю ещё более ». А. Пушкин

14 Последняя дуэль Э. Дантес Дуэль на Черной речке А. Пушкин

15 Царица муз и красоты, Рукою нежной держишь ты Волшебный скипетр вдохновенный. А.С.Пушкин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: