ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ

Вторая половина XVIII в. характеризуется усилением крепостнического гнета.

Пугачевское восстание обратило передовые умы русского общества к поискам вариантов выхода из кризисного состояния. Другой проблемой, активно занимавшей русское общество, была форма правления Российского государства. Поиски ее совершенствования наметили несколько вариантов: превращение абсолютной монархии в просвещенную, различные формы конституционного ограничения монарха и, наконец, предпочтение республиканского образа правления монархическому.

Политическая теория А. Н. Радищева предложила радикальные ответы на все волновавшие современное ему общество проблемы.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802) родился в Саратовской губернии в дворянской семье, обладавшей большими земельными владениями. Получил хорошее домашнее образование. Затем он окончил Пажеский корпус в Петербурге и юридический факультет Лейпцигского университета, при этом постоянно занимаясь самообразованием. Он изучал историю античных государств, труды английских и французских политических мыслителей нового времени, овладел несколькими древними и новыми европейскими языками. По окончании учебы перед ним открылся путь к служебной карьере, на котором он довольно быстро дослужился до должности начальника Петербургской таможни, но вскоре оставил службу и всецело посвятил себя литературным трудам. Свой личный долг перед отечеством он усматривал в борьбе с крепостничеством и самодержавием. Этой теме посвящено его знаменитое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».

Термин «самодержавие» Радищев уже употребляет только в смысле сосредоточения неограниченной власти в руках монарха.

Радищев рассматривает самодержавие как состояние, «наипротивнейшее человеческому естеству». В отличие от Ш. Монтескье, различавшего просвещенную монархию и деспотию, Радищев ставил знак равенства между всеми вариантами монархической организации власти. Царь, утверждал он, «первейший. в обществе убийца, первейший разбойник, первейший предатель». Он не верил в возможность появления на троне просвещенного монарха. «Просвещенных монархов нет и не будет. Истина страшна для него, и он всеми силами стремится скрыть от народа правду». Радищев критикует и бюрократический аппарат, на который опирается монарх, отмечая необразованность, развращенность и продажность чиновников, окружающих трон. Он обращает внимание на особенность российского управления – наличие самостоятельной бюрократии, у которой отсутствует связь и с монархом, и с народом.

Свою позитивную схему Радищев конструирует, основываясь на исходных положениях теории естественных прав человека и договорного происхождения государства. Причиной образования государства, по мнению Радищева, является природная социальность людей. В естественном состоянии все люди были равны, но с появлением частной собственности это равенство нарушилось. Подобно Руссо, он считал, что возникновение государства связано с образованием частной собственности. Государство возникло как результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных.

При заключении договора народ является определяющей стороной и оставляет суверенитет за собой. Он не мог бы согласиться на рабство, так как это было бы противоестественно. Положительное законодательство, издаваемое государством, должно быть основано на естественном праве. В том случае, «если закон не имеет основания в естественном праве», он как закон не существует (не действителен. – Н. 3.), так как основанием права является справедливость, а не сила.

С этих позиций Радищев критикует современное ему крепостное право и показывает его теоретическую и практическую несостоятельность.

Крепостное право, по его оценке, представляет собой нарушение естественных законов, кроме того, оно и экономически несостоятельно, так как подневольный труд непроизводителен; с ним связано и нравственное падение народа, причем как крепостников (бесчеловечие, жестокость, бессердечие и т. п.), так и крепостных (унижение, порабощение, разорение). Россия богата, но ее труженики лишены всего необходимого, и такое состояние является безнравственным.

Радищев обращает внимание на отсутствие в законах юридического статуса крепостного крестьянина. «Крестьянин в законе мертв», но по естественному праву он остается свободным человеком, имеющим право на счастье и самозащиту, и «он будет свободным, если восхощет». А. Н. Радищев неоднократно подчеркивал, что злом является именно крепостное право, а не лица, его осуществляющие, и замена «злого» помещика на «доброго» ничего изменить не может. Противопоставление естественного права существующим государственным законам привело Радищева к революционным выводам. «Из мучительства неминуемо рождается вольность, — предрекал он, – а мучительство достигло в России крайнего предела». Свободы следует ожидать не от «добрых помещиков», а от непомерной тяжести порабощения, которая вынуждает народ искать пути своего освобождения. Радищев признает за народом право на восстание в том случае, если его естественные права грубо нарушаются. «Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более право над ним, какое ему закон над преступниками». В оде «Вольность» он оправдывает казнь Карла I: «Ликуйте, склепанны народы! Се право мщенное природы на плаху привело царя».

Социальный идеал Радищева – общество свободных и равноправных собственников. «Собственность – один из предметов, который человек имел в виду, вступая в общество». Межа, отделяющая владение одного гражданина от другого, должна быть «глубока, всеми зрима и свято почитаема», но крупную феодальную собственность он рассматривал как результат грабежа и насилия. Земля должна быть передана безвозмездно тем, кто ее обрабатывает. Радищев не сторонник общественных форм обработки земли: «Себе всяк сеет, себе всяк жнет».

В таком обществе социальные привилегии отменяются, дворянство уравнивается в правах со всеми остальными сословиями. Табель о рангах ликвидируется, бюрократический аппарат сокращается и становится подконтрольным представительному органу.

Наилучшей политической организацией такого общества является народное правление, сформированное по образу северно-русских феодальных республик Новгорода и Пскова: «На вече весь народ течет». «Народ в собрании своем, – пишет он. в оде «Вольность», – на вече был истинный Государь «. По мнению Радищева, народ России исстари привержен республиканской форме правления.

Концепцию разделения властей он не признает, ибо только народ может быть истинным Государем. Народ избирает магистратов, сосредоточивая всю полноту власти у себя.

Будущее государственное устройство России Радищев представлял в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями, со столицей в Нижнем Новгороде.

Такое устройство государства сможет обеспечить народу его священные естественные права, которые заключаются «в свободе: 1) мысли, 2) слова, 3) деяния, 4) в защите самого себя, когда того закон сделать не в силах, 5) в праве собственности и 6) быть судимым себе равными». Разрабатывая основы законодательства, Радищев придерживался демократических принципов, утверждая «равную зависимость всех граждан от закона» и требование осуществлять наказания только по суду, причем каждый «судится равными себе гражданами».

Организацию правосудия он представлял в виде системы земских судов, избираемых гражданами республики. Он полагал, что в России должны быть учреждены суды духовные, гражданские, военные и совестные. Он приветствовал учреждение совестных судов, усматривая в них большую пользу для населения. Похвально отозвался также и о судах присяжных, действовавших в Англии и Франции.

В размышлениях о наказаниях Радищев склоняется к мысли об отмене смертной казни и смягчении суровых санкций, полагая, что «жестокость и уродование не достигают в наказаниях цели». Он также высказался против телесных наказаний. «Польза наказания телесного проблема недоказанная, оно достигает своей цели ужасом. Но ужас не есть спасение и действует мгновенно».

Радищев придерживался мирной ориентации в международных отношениях и активно выступал против агрессивных войн и отстаивал идею равноправия всех народов. Социальные и политико-правовые идеалы А. Н. Радищева были восприняты русской политической мыслью и получили дальнейшее развитие в трудах декабристов, а затем и в революционно-демократической теории последующих лет. На современников его труды произвели огромное впечатление. Его книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» называли набатом революции, и она была запрещена в России до 1917 г . За оду «Вольность» и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев был судим и приговорен к смертной казни, которая была заменена десятилетней ссылкой в Усть-Илимск. Павел I разрешил ему жительство под надзором в имении отца, а Александр 1 вернул его в Петербург и пригласил в комиссию по составлению законов. В 1802 г . Радищев покончил жизнь самоубийством.

Радищев Александр Николаевич

«Чем больше вникают в деяния природы,
тем видима наиболее становится простота законов,
коим следует она в своих деяниях»

Русский мыслитель, писатель.

«Отец и мать, естественно, дали сыну образование — в 13-15 лет он уже знал Вольтера, Руссо, владел несколькими языками. Такие люди поначалу были очень нужны Екатерине II, и юный Александр Радищев вскоре попадает в число её пажей. То была должность, о которой мечтали сотни дворянских фамилий; многие затем занимали государственные посты, делались губернаторами, министрами. У нас нет никаких данных, говорящих о том, будто Александр Радищев с первых минут возненавидел Екатерину, стал мечтать о революции или о чем-нибудь подобном: наоборот, умная, просвещённая императрица, по всей видимости, ему импонировала, вызывала желание помогать в деле усовершенствования России. Вместе с несколькими другими способными дворянскими юношами Радищева отправляют затем в Лейпциг, для достижения высочайших ступеней знания, необходимых государству.
В Германии он становится европейски просвещённым человеком (кстати, именно в эти годы в Лейпцигском университете обучается и Гёте). 22-летний Радищев возвращается в Россию, быстро продвигается по службе, награждается орденом и затем возглавляет главную в империи петербургскую таможню. Люди, занимавшие подобные места, обычно легко сколачивали миллионное состояние, и, возможно, поэтому за Радищева охотно отдали Анну Рубановскую, знатную девицу, обучавшуюся в Смольном институте, которому, как известно, особо покровительствовала Екатерина II. Миллионером Радищев, однако, не стал, так как служил с честностью, для России столь необычной, что вызывал гнев и недоумение большинства чиновников.
Служба зато позволила ему познакомиться с разными сферами русской жизни, разгадать механизм бюрократического всевластия, стать свидетелем публичной продажи крестьян, тяжкого обряда насильственного превращения их в солдаты (лишь половина здоровых молодых мужчин доживала до конца 25-летней службы). Своё негодование, которым Радищев делился с несколькими друзьями (в их числе Алексей Кутузов), он пытался смягчить надеждами на то, что просвещение со временем всё улучшит.
Внезапно он теряет любимую жену и теперь отвечает за будущность четверых детей-сирот. Однако именно тогда, когда обстоятельства, казалось бы, допускали лишь бунт внутренний, Радищев находит, что это было бы бесчестно и безнравственно. Свою главную книгу он пишет в течение почти 20 лет, в 1770-1790-х годах».

Эйдельман Н.Я., Мгновенье славы настаёт, Л., «Лениздат», 1989 г., с. 104-105.

Книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», А.Н. Радищев завершил в мае 1790 года. Он написал книгу и под влиянием «Сентиментального путешествия по Франции и Италии» английского писателя Лоренса Стерна.

«Июньским днём 1790 года в книжной лавке петербургского купца Зотова выставлено на продажу 26 экземпляров «Путешествия из Петербурга в Москву»; имени автора на титульном листе не было. Сверх того ещё несколько экземпляров Радищев разослал друзьям и нескольким просвещённым вельможам: том был напечатан в домашней типографии тиражом примерно в 600 экземпляров. Несколько дней спустя по городу пошёл слух о странной, необыкновенно смелой книге. Полиция не успела спохватиться, как полицмейстера уже вызвали к царице. Книга лежала на столе Екатерины II, услужливо доставленная кем-то из придворных. Начав читать, царица сразу поняла, в чем дело, и потребовала разыскать автора. Экземпляр с пометами Екатерины II сохранился; царица сразу же отметила наиболее опасные места. Там, где автор взывает к освобождению крестьян, — она пишет на полях: «Никто не послушает!» Иначе говоря, дворяне не поддержат радищевскую идею. Чуть ниже Екатерина замечает: «Автор клонится к возмущению крестьян противу помещиков, войск противу начальства. Сие думать можно, что целит на французский развратный нынешний пример. Царям грозится плахою». Чем дальше, тем царица злее: прочитав строки о славных парижских ораторах, делает помету, явно относящуюся и к ненавистному ей французу, и к дерзкому русскому: «Тут помещена хвала Мирабо, который не единой, но многих виселиц достоин». […] Из записей императрицы мы видим, что у неё были три версии, объясняющие, почему столь благополучный, солидный человек повел себя так странно. Во-первых, сумасшествие; во-вторых, обида, что раньше, когда был пажом, имел доступ ко двору, а теперь не имеет. По третьей гипотезе, Радищев искал способ прославиться, получить писательскую известность. По совету опытных друзей Радищев соглашается с третьим объяснением: да, всё дело в ущемленном честолюбии.

Эйдельман Н.Я., Мгновенье славы настаёт, Л., «Лениздат», 1989 г., с. 107-108.

Суд приговорил А.Н. Радищева за его книгу к смертной казни, которую Екатерина II заменила на 10 лет ссылки в сибирский острог Илимск. Здесь им был написан философский трактат: «О человеке, о его смертности и бессмертии», в котором использовался приём параллельного изложения материалистических и атеистических воззрений (в первых двух книгах), идеалистических и религиозных (в двух последующих).

Понимал ли Радищев, на что идёт? Из самого текста «Путешествия…» видно, что он думал об этом и видел в самоубийстве последний выход. Но, с другой стороны, Радищев, видимо, жил иллюзиями времён «Наказа» Екатерины II, верой в единомыслие императрицы и французских философов, на чьих освободительных идеях он сам вырос…. Сын писателя Павел Александрович писал в биографии отца: «Радищев говорил, что если бы он издал своё «Путешествие» за 10 или 15 лет до Французской революции, то он вместо ссылки скорее был бы награждён на том основании, что в его книге есть очень полезные указания на многие злоупотребления, неизвестные правительству».

Биография А Н. Радищева, написанная его сыновьями, М.-Л., Изд-во АН СССР, 1958 г., с. 98.

По воцарении Александра I А.Н. Радищев получил полную свободу и вернулся в Санкт-Петербург. Привлечённый к работе Комиссии по составлению свода законов, А.Н. Радищев занимался разработкой проектов законодательных реформ. Включил туда предложения об уничтожения крепостного права, сословных привилегий, произвола властей.

«Председатель комиссии граф Завадовский разгневался и пригрозил мечтателю повторной Сибирью. Мы ещё поговорим о так называемом «концлагерном синдроме», который в XX веке довёл до самоубийства целую плеяду писателей, прошедших через все круги земного ада и годы спустя погубленных страшными воспоминаниями (Тадеуш Боровский, Примо Леви, Пауль Целан и другие). Для Радищева оказалось достаточно одной угрозы повторного унижения. Он занервничал, стал всем говорить, что «до него добираются», и уже не мог думать ни о чём другом. Наутро, приняв лекарство от нервов, Радищев вдруг «схватывает большой стакан с крепкой водкой, приготовленною для вытравления мишуры поношенных эполет старшего его сына, и выпивает разом» (цитируется по П. Радищеву). Этого ему показалось мало, и он схватил бритву, чтобы зарезаться, но сын успел остановить его руку. «Я буду долго мучиться», — сказал на это писатель. Приехавший лейб-медик Виллье ничего не мог сделать, и после нескольких часов тяжких страданий Радищев скончался, открыв длинный мартиролог русских писателей-самоубийц».

Чхартишвили Г. , Писатель и самоубийство, М., «Новое литературное обозрение», 2001 г., с. 204-205.

В 1836 году – за год до своей смерти — А.С. Пушкин написал о А.Н. Радищеве: «Мелкий чиновник, человек безо всякой власти, безо всякой опоры, дерзает вооружиться противу общего порядка, противу самодержавия, противу Екатерины. И заметьте: заговорщик надеется на соединенные силы своих товарищей; члены тайного общества в случае неудачи или готовятся изветом заслужить себе помилование, или, смотря на многочисленность своих соумышленников, полагаться на безнаказанность. Но Радищев один . У него нет ни товарищей, ни соумышленников».

Готовая дипломная работа

«А. С. Пушкин и А. Н. Радищев: притяжение и отталкивание»

Отзывы

Поделиться

Радищев и Пушкин — не равновелики, но есть то, что объединяет воедино этих двух таких разных по сути авторов.
А.Н. Радищев (1749-1802) — писатель-революционер. С 1785 начал работу над своим главным произведением «Путешествие из Петербурга в Москву». Это книга, с необычайной для того времени революционной смелостью разоблачавшая режим, обратила на себя внимание как Екатерины II, так и «общества».
«Путешествие из Петербурга в Москву» содержало в себе целую систему революционно-буржуазного мировоззрения. В своих взглядах на политическое устройство Российского государства Радищев склонялся к народному правлению. Проезд через Новгород (гл. «Новгород») Радищев использует для воспоминаний о былом, о народовластии в Новгороде. В «Путешествии» можно, правда, найти места, когда Радищев со своими проектами и описаниями социальных несправедливостей обращается к царю. Это сближает его с некоторой частью западноевропейских просветителей.
Стихотворение «Осьмнадцатое столетие», считающееся лучшим произведением Радищева, обобщает глубокие раздумья автора, подводит итог исканиям нескольких поколений:
Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро.
Будешь проклято вовек, ввек удивлением всех.
Крови — в твоей колыбели, припевание — громы сраженъев;
Ах, омоченно в крови, ты ниспадаешь во гроб…
Поэт сурово судит свой век, поднимаясь над частностями, над личными страстями.
От Радищева прямые пути ведут не только к поэзии декабристов, но и к творчеству А.С. Пушкина. Имя поэта-революционера стало символом «вольности», и Пушкин с гордостью сказал: «Вослед Радищеву восславил я свободу. »
Мотив фанатизма с самого начала зазвучал в поэзии Пушкина:
В порывах буйной слепоты,
В презренном бешенстве народа. ;
О горе! о безумный сон!
Где вольность и закон? (Ода «Вольность»)
Над нами Единый властвует топор»; или позже: «При звучных именах Равенства и Свободы, как будто опьянев, беснуются народы. ».
14 декабря 1825 г. история его страны обернулись трагедией. Требовалось осмыслить восстание декабристов, а позже, не без связи с ним — восстание Пугачева. Для подобных раздумий больше подходила проза.
Естественно, народный бунт и фанатизм в восприятии поэта — понятия не тождественные. Фанатизм, как считает Пушкин, — категория не только эмоциональная, но и интеллектуальная: он пронизан единой идеей. Не случайно все, кого он называет фанатиками — яркие мыслители.
Русский крестьянский бунт «ума» не содержит, но, хотя он, по определению поэта, «бессмысленный и беспощадный все же и за ним, в глазах гуманиста-Пушкина, есть известная правота. Примечательно, что наиболее значимые случаи употребления Пушкиным слов «фанатизм» и «фанатик» относятся к людям, глубоко им почитаемым: Николаю Тургеневу, Радищеву, Мильтону.
В понимании Пушкина фанатизм аморален и бесчеловечен. В подобном ключе поэт строит и характеристику Радищева в статье «Александр Радищев» (1836), написанной для третьего номера «Современника». Он дерзает восхвалять автора «Путешествия из Петербурга в Москву», утверждая в высоком стиле, что тот действовал «с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарской совестливостию». Однако в написанной ранее статье он считал необходимым высказать о Радищеве и слова осуждения: «. Со всем тем не можем в нем не признать преступника с духом необыкновенным: политического фанатика».
Советское пушкиноведение, как известно, стремилось объяснить эту последнюю оговорку поэта вынужденной данью цензуре. На самом деле несогласие Пушкина с Радищевым в тридцатые годы имело принципиальный характер, оно отражало изменившееся в это время отношение поэта к Французской революции. Вместе с тем Пушкин был уверен, что Радищев, пережив сложную диалектику переоценки начального и финального этапов революции, в конечном итоге осознал зловещий смысл триумфа гильотины: «. мог ли чувствительный и пылкий Радищев не содрогнуться при виде того, что происходило во Франции во время Ужаса? Мог ли он без омерзения глубокого слышать некогда любимые свои мысли, проповедуемые с высоты гильотины, при гнусных рукоплесканиях черни?»
Тот, кто внимательно прочтет статьи Пушкина о Радищеве, конечно, только улыбнется, читая в статьях современных последователей Радищева, что «Пушкин высоко чтил Радищева и его знаменитую оду «Вольность» в которой воспевалось убийство царей, нарушающих интересы народа». Только в ранней юности Пушкин написал оду «Вольность», в которой можно усмотреть подражание радищевской. Но в Пушкинской оде звучат уже настроения, совершенно чуждые Радищевским:
Но вечный выше вас закон
И горе, горе племенам
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу иль царям
Законом властвовать возможно.
Радищев призывает к убийству царя, Пушкин предупреждает царей, что, если они будут нарушать закон, им грозит гибель. Радищев — принципиальный противник монархии вообще. Юный Пушкин — противник не монархии вообще, а только монархов, изменивших духовной сущности монархии и превратившихся в тиранов. А это совсем не одно и то же. Поверив в клевету, распространявшуюся в его время о Павле, юный Пушкин считает его тираном, называет «Калигулой» и «венчанным злодеем», но все же осуждает убийство его: «О стыд, о ужас наших дней!»
Как звери вторглись янычары —
Падут бесславные удары —
Погиб увенчанный злодей (А.С. Пушкин, «Вольность»)
Радищев бы так не написал. Убийцы Павла для него были бы не «янычары», а «святые мстители».
Из собственно публицистических произведений Пушкина, оставшихся в рукописи, очень важны его две статьи о Радищеве. Судьба писателя-революционера всегда глубоко волновала Пушкина, но наиболее пристальное внимание к Радищеву и его книге «Путешествие из Петербурга в Москву» совпало по времени с работой над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой», когда перед Пушкиным вплотную стал вопрос о крепостном праве и крестьянской революции.
В конце 1833 г. Пушкин начал работать над большим публицистическим сочинением «Путешествие из Москвы в Петербург», которым намеревался добиться снятия запрета с имени Радищева и напомнить читателям некоторые мысли его книги. Пушкин готовил свое сочинение к печати, однако невозможность опубликования помешала его закончить.
«Путешествие из Москвы в Петербург» полно иносказаний и намеков политического характера; в нем, как и во многих полемических статьях, Пушкин пользуется приемом стилизации: повествование ведется от вымышленного лица, путешествующего московского барина, взгляды которого не во всем разделялись Пушкиным.
Отношение Пушкина к Радищеву было довольно сложным. Он полностью принимал критику Радищевым крепостничества, но был противником революционного разрешения противоречий.
Актуальность нашего обращения к проблеме общего и различного в социально-исторических взглядах А.Н. Радищева и А.С. Пушкина определяется дискуссионностью и недостаточной изученностью темы, выдвигающей на первый план проблему противоречивости творчества Пушкина и Радищева.
Объект исследования – социально-исторические и эстетические взгляды А.Н. Радищева в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» и А.С. Пушкина в «Путешествии из Москвы в Петербург».
Предмет исследования – Россия и народ в творческом сознании Пушкина и Радищева.
Цель нашего исследования — выявить общность и противоречивость взглядов А.Н. Радищева и А.С. Пушкина на положение русского народа.
Для достижения цели, поставленной в работе решаются следующие задачи:
1. Дать краткую характеристику эстетической и общественно-политической позиций Пушкина и Радищева.
2. Провести сравнительно-сопоставительный анализ взглядов на Россию и народ в произведениях А.С. Пушкина и А.Н. Радищева.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют сравнительно-сопоставительный и историко-функциональный методы. В своей работе мы исходим из разграничения генетических и типологических связей и опираемся на теоретические идеи отечественных специалистов по русской литературе XVIII века (Ю. Бегунова, Г. Шторма, Н. Громова, Ю. Лотмана и др.) и ведущих пушкинистов (Д. Благого, Д. Лихачева, А. Лосева и др.).
Материал исследования: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева и его осмысление Пушкиным в статьях «Александр Радищев» (1833) и «Путешествие из Москвы в Петербург» (1836).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе изучения русской литературы в школе. В приложении представлен оригинальный конспект урока по литературе, составленный по результатам исследования.
Структура и объем. Выпускная квалификационная работа в соответствии с поставленными задачами состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы составил 82 страницы.

Список использованной литературы

1. Пушкин А.С. Заметки по русской истории 18 века. – Л., 1978.
2. Пушкин А.С. Полн. собр. соч., в 10-ти томах. – М., 1978.
3. Радищев А.Н. Полн. собр. соч., в 3-х томах. – М., 1938.
4. Абрамович С.Л. Крестьянский вопрос в статье Пушкина «Путешествие из Москвы в Петербург». – М., 1962.
5. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. – М., 1984.
6. Биография А.Н. Радищева, написанная его сыновьями. – М., 1959.
7. Бегунов Ю.К. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. – М., 1983.
8. Болдинская осень // Сост. Н.В. Колосова. – М., 1982.
9. Брюсов В. Мой Пушкин. – М., 1929.
10. Городецкий Б.П. «Путешествие из Москвы в Петербург» А.С. Пушкина. – М., 1960.
11. Герцен А.И. Собр. соч., в 30-ти т. — М., 1959.
12. Гей Н.К. Художественность литературы. – М., 1975.
13. Добролюбов Н.А. Полн. собр. соч., в 9-ти т. – М., 1962.
14. Избранные статьи о литературе и искусстве. – М., 1969.
15. История русской литературы: В 4 т. / Под ред. Н.М. Пруцкого – Л., 1983.
16. Еремин М. Пушкин-публицист. – М., 1976.
17. Карамзин Н.М. Избр. соч. в 2-х т. М.-Л., 1964.
18. Карпов А.А. О повествователе в «Путешествии из Москвы в Петербург». – М., 1978.
19. Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. – М., 1974.
20. Кулешов В.И. История Русской литературы 10-20 вв. – М., 1988.
21. Кулешов В.И. Нерешенные вопросы изучения русской литературы рубежа XVIII-XIX вв. // В мире отечественной классики. – М., 1984.
22. Лазарчук Р.М. «Путешествие из Москвы в Петербург» А.С. Пушкина //Болдинские чтения. – М., 1982.
23. Луначарский А.В. Александр Николаевич Радищев // Полн. собр. соч., в 9-ти томах. – М., 1963.
24. Мейлах Б. Пушкин и его эпоха. – М., 1958.
25. Михайловский Н.К. Собр. соч. СПб., 1896.
26. Михайловский Н.К. Избранные статьи о литературе и искусстве – М., 1969.
27. Огарев Н.П. Избр. произведения, в 2-х томах – М., 1956.
28. Погорельский А. Двойник, или Мои вечера в Малороссии. – М., 1828.
29. Поэты-радищевцы: И. Пнин, в. Попугаев, И.Борн, А. Востоков //Под ред. В. Орлова. – М., 1961.
30. Пушкинист: Сборник Пушкинской комиссии. – М., 1989.
31. Русская литературная утопия. – М., 1986.
32. Скатов Н.Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества. – М., 1991.
33. Стерн Л. Сентиментальное путешествие. Мемуары. Избранные письма. – М., 1935.
34. Соколов А.Г. История русской литературы к. XVIII- н. XIX вв. – М., 1988.
35. Татаринцев А.Г. Радищев в Сибири. – М., 1977.
36. Тимофеев Л.М. К анализу семантики лексемы «народ» в творчестве А.И. Радищева и А.С. Пушкина. // Болдинские чтения – М., 1982.
37. Томашевский В.Б. Теория литературы. – М., 1930.
38. Шторм Г.П. Потаенный Радищев. Вторая жизнь «Путешествия из Петербурга в Москву». – М., 1974.
39. Халезев В.Е. Теория литературы. – М., 1930.
40. Эйхенбаум Б.М. Сквозь литературу. – М., 1923.

Пушкин и Радищев

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749 — 1802), прозаик, поэт.

Родился 20 августа (31 н.с.) в Москве в богатой дворянской семье. Детские годы прошли в подмосковном имении отца, селе Немцове, а затем в Верхнем Аблязове.

С семилетнего возраста живет в Москве, в семье родственника Аргамакова, с детьми которого учится дома с профессорами только что открытого университета.

В 1762 — 66 учился в Петербургском пажеском корпусе, затем в течение пяти лет продолжал образование на юридическом факультете Лейпцигского университета, а также изучал литературу, естественные науки, медицину, овладел несколькими иностранными языками. Большую роль в формировании мировоззрения Радищева сыграло его знакомство с сочинениями французских просветителей — Вольтера, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, читая которых, «учился мыслить».

По возвращении в Россию в 1771 был назначен протоколистом в Сенат, затем в 1773 — 75 (годы крестьянского восстания Е.Пугачева) служил в качестве обер-аудитора (дивизионного прокурора) в штабе финляндской дивизии. Военная служба дала возможность познакомиться с делами беглых рекрутов, злоупотреблениями помещиков, манифестами Пугачева, читать приказы военной коллегии — все это стало определяющим в идейном развитии Радищева. В год расправы с Пугачевым он ушел в отставку, женился на А.Рубановской.

В 1777 поступил в Коммерц-коллегию, руководителем которой был либеральный вельможа А.Воронцов, оппозиционно настроенный к Екатерине II, который приблизил к себе Радищева и в 1780 рекомендовал для работы в столичной таможне (с 1790 был директором).

В 1780-е годы Радищев поддерживает бурно развернувшуюся деятельность русских просветителей: Новикова, Фонвизина, Кречетова. С интересом следит за событиями Войны за независимость в Северной Америке (1775 — 83), в ходе которой образовалась новая республика — Соединенные Штаты Америки.

В эти годы Радищев активно занимался литературным трудом. Написал «Слово о Ломоносове», «Письмо к другу. «, закончил оду «Вольность».

В 1784 в Петербурге было создано «Общество друзей словесных наук» из бывших воспитанников университета, в которое вступил и Радищев, мечтая подчинить целям революционной пропаганды его журнал «Беседующий гражданин». Здесь была опубликована статья Радищева «Беседа о том, что есть сын Отечества» (1789).

С середины 1780-х приступил к работе над «Путешествием из Петербурга в Москву», которое в 1790 было напечатано в количестве 650 экземпляров. После известных слов Екатерины II («он бунтовщик, хуже Пугачева») книга была конфискована, Радищев арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Смертную казнь Екатерина II заменила 10 годами ссылки в сибирский острог Илимск.

Находясь в ссылке, Радищев изучал по поручению графа А.Воронцова сибирские промыслы, экономику края, быт крестьян. В письмах к нему он делился мыслями об организации экспедиции по Северному морскому пути. В Илимске написал «Письмо о китайском торге» (1792), философский труд «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792 — 96), «Сокращенное повествование о приобретении Сибири» (1791 — 96), «Описание Тобольского наместничества» и др.

В 1796 Павел I разрешил Радищеву поселиться на родине в Немцове под строжайшим полицейским надзором. Полную свободу он получил в марте 1801 при Александре I.

Привлеченный в Комиссию по составлению свода законов, он занимался разработкой проектов законодательных реформ. Законодательные сочинения Радищева включали требование уничтожения крепостного права и сословных привилегии, произвола властей. Председатель Комиссии граф П.Завадовский пригрозил Радищеву новой ссылкой в Сибирь. Доведенный до отчаяния, Радищев 12 сентября (24 н.с.) 1802 кончает жизнь самоубийством, приняв яд.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Радищев Александр Николаевич (1749-1802).

Происходивший из семьи богатых помещиков, владевших более чем 3 тыс. крепостных, Радищев был отдан в Санкт-Петербургский пажеский корпус, а в 1766 отправлен на средства Екатерины II вместе с одиннадцатью другими молодыми людьми в Германию заканчивать курс наук в Лейпцигском университете. На Западе он открывает для себя Вольтера, Гельвеция, Рейналя и Руссо. Вернувшись в Санкт-Петербург в 1771, он занимает должность секретаря Сената. В 1772 он знакомится с Н.И.Новиковым, который заказывает ему перевод «Наблюдений над историей Греции» Мабли. В 1789 Радищев, к тому времени уже начальник Петербургской таможни, анонимно публикует биографию одного из своих сокурсников по Лейпцигскому университету «Житие Ф.Л.Ушакова», в которой, пользуясь случаем, обличает деспотизм, войну, мздоимство придворных. В мае 1790 выходит главная его книга — «Путешествие из Петербурга в Москву». Вдохновенный формой «Сентиментального путешествия», Радищев в 24 главах книги, каждая из которых носит название какой-нибудь станции по дороге в Москву, описывает во всем их многообразии ужасы крепостничества и излагает свою политико-философскую теорию, предусматривающую уважение прав и свобод личности, справедливый раздел земель и содержащую республиканскую программу. Книгу немедленно конфискуют (она будет запрещена вплоть до 1905). В июле 1790 Радищев арестован и приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. Освобожденный Павлом 1 в 1796, но уже тяжело больной и сломленный, он кончает с собой в 1802.

Радищев Александр Николаевич (1749, Москва-1802, Петербург) — писатель, философ.

Род. в дворянской семье. Получил начальное образование в частной моек. гимназии и как один из лучших учащихся в 1762 был взят в Пажеский корпус. В 1766 в числе шести лучших учеников был отправлен в Лейпцигский ун-т для получения юридического образования. Несмотря на неблагоприятные условия жизни, Радищев занимался усердно и серьезно, изучая языки, право, историю, естественные науки, философию, особо увлекшись учениями французских просветителей (Гельвеций, Руссо, Мабли и др.). В 1771, вернувшись в Петербург, служил протоколистом в Сенате и вскоре издал свой перевод Мабли «Размышления о греческой истории», в к-ром характеризовал самодержавие, как «наипротивнейшее человеческому естеству состояние». В 1773 — 1775 был обер-аудитором (прокурором) штаба Финляндской дивизии. В 1775 получил место в Коммерц-коллегии и был помощником управляющего Петербург. таможни, находясь под покровительством графа А.Р. Воронцова. Продолжая лит. занятия, Радищев в 1790 в домашней типографии отпечатал свою кн. «Путешествие из Петербурга в Москву», в к-рой жестко осудил существующие в России порядки, прежде всего крепостное право, обращаясь со словами предостережения к образованному классу, дворянам-помещикам. Оскорбленная Екатерина II усмотрела в Радищеве «бунтовщика хуже Пугачева». Р.был приговорен к казни, замененной ссылкой в Илимский острог, его книга была уничтожена и до 1905 запрещена. В Сибири писал стихи, философские трактаты, работы по истории и естествознанию. После смерти Екатерины II был возвращен в свое калужское имение Немцове. В 1801, после убийства Павла I, стараниями А.Р. Воронцова получил возможность участвовать в работе Комиссии по составлению законов. Радищев, «увлеченный предметом, некогда близким к его умозрительным занятиям, вспомнил старину и в проекте, представленном начальству, предался своим прежним мечтаниям. Граф Завадовский удивился молодости его седин и сказал ему с дружеским упреком: «Эх, Александр Николаевич, охота тебе пустословить по-прежнему! Или мало было тебе Сибири?» (А. С. Пушкин) Услыша в этих словах угрозу, Радищев отравился. Его последние произведения «Осьмнадцатое столетие», «Песнь историческая» свидетельствуют о кризисе просветительской, рев. концепции. Вывод P., сделанный в оде «Вольность» («Из мучительства рождается вольность, из вольности рабство»), усугубился пониманием того, что результатом борьбы будут лишь «страшны обломки». Пути утверждения «вольности» были испробованы, но к ней не привели. Трагедия Радищева — лишь эпизод крушения радикально-просветительской мысли после Великой французской рев.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Радищев Александр Николаевич (1749 — 1802) — русский писатель, по своим политическим убеждениям революционный республиканец.

Сын небогатого помещика, получил образование в московском, а затем в лейпцигском университете. В 1775 г. он начал писать свою знаменитую книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», которую окончил в 1790 г. В этой книге он описывал бедственность крестьянского положения и разорение сельского хозяйства. В книге было напечатано стихотворение «К вольности», призывавшее народ к борьбе с «венчанным мучителем». Вскоре после издания книги Радищев был арестован и приговорен к смертной казни, замененной ему 10-летним заключением в Илимске. В 1796 г. Радищев вернулся из ссылки и поселился в Саратовской губ. В 1801 г. Александр I назначает его членом комиссии по законодательным установлениям под председательством гр. Завадовскаго. Радищев предложил такой радикальный проект законодательных установлений, что гр. Завадовский счел нужным напомнить ему о Сибири. В 1802 г. Радищев отравился.

Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. 1783 — 1883. М., 1986;
Старцев А.И. Радищев. Годы испытаний. М .,1990.

Предлагаем не менее интересные материалы:

В нашей базе:

Сочинений: 4132
Биографий: 283
Изложений: 432

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: