Александр Сергеевич Пушкин и Православие

Александр Сергеевич Пушкин и Православие тесно связаны. Поэт является даже потомком святых по прямой линии.

Проанализировав его творчество можно сделать вывод, что А. С. Пушкин православный человек!
Предлагаем вам почитать некоторые стихи и даже послушать.

А.С. Пушкин и Православие

Путь А.С. Пушкина к Православию, его кончина. «Кощунственные» произведения поэта. Влияние братии Святогорского монастыря на становление А.С. Пушкина как православного христианина и поэта, отражение этого влияния в произведениях «Пророк», «Борис Годунов».

Рубрика Религия и мифология
Предмет Религия
Вид монография
Язык русский
Прислал(а) Дмитрий
Дата добавления 10.01.2009
Размер файла 18,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Ссылка в Кишинёв, вступление и выход из масонской ложи великого поэта. Дантес и Геккерн. Роль масонов в свершившейся трагедии смерти Пушкина. Духовная ценность произведений Пушкина: от атеизма до формирования отношения к Православной церкви и религии.

курсовая работа [62,9 K], добавлен 22.06.2008

Понятие и установление таинств. Православие и католицизм. Основные различия римско-католического и православного учения о Таинствах. Термин «sacramentum» в Священном Предании. Таинство Крещения, Евхаристии, Миропомазания, Покаяния и Соборования.

курсовая работа [48,7 K], добавлен 11.02.2012

Крещение Руси, его влияние на дальнейшее развитие духовности русичей. Причисление к лику святых. Добродетели и грехи. Святые на Руси. Некоторые святые русского народа: Илья-пророк, св.Георгий-Георгий Победоносец, Николай Чудотворец, Борис и Глеб.

реферат [27,1 K], добавлен 14.11.2007

История основания православного мужского монастыря на берегу реки Нурмы Вологодской области учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским. Закрытие и переоборудование монастыря при Советской власти и его восстановление и обновление в 1994 году.

презентация [1,6 M], добавлен 19.03.2013

Виды религиозных организаций, объединений, их направления и особенности вероисповедания. Конфессиональные ресурсы Украины: исторические памятники, соборы, церкви и храмы. Новое возрождение Софии Киевской. Архитектурная история Святогорского монастыря.

курсовая работа [100,8 K], добавлен 26.10.2011

История возникновения монастыря. Становление монастыря. Роль монастыря до революции. Монастырь в советское время. Монастырь в настоящее время. Махрищский монастырь в 1995 году стал самостоятельным монастырем.

реферат [23,5 K], добавлен 11.04.2004

Исследование потребностей в познании смысла жизни, отношения к вере и православию, к введению преподавания религиоведения. Степень ориентирования подростков в деятельности различных сект. Рекомендации по внедрению новых форм в общении церкви с молодежью.

курсовая работа [1,4 M], добавлен 11.02.2015

Анализ мировых представлений о Боге и их отражение в языках. Два значения слова вера. Вера в понимании православного вероучения и ее значение. Основы православной веры. Источники богопознания согласно православному вероучению. Цель жизни человека.

сочинение [38,6 K], добавлен 21.02.2014

Религия как мировоззрение и общественная мысль, облеченная в виде культа. Зарождение и становление православия, как одной из форм христианского учения. Фундаментальные мировоззренческие принципы беззаговорочно принятые православием и католицизмом.

контрольная работа [23,1 K], добавлен 01.05.2009

Мистический опыт архимандрита Софрония (Сахарова), покаяние и духовный плач. Молитва в духовной жизни христианина. Учение архимандрита Софрония о духовной жизни христианина в Церкви, его огромное влияние на последующее развитие богословия о личности.

курсовая работа [46,3 K], добавлен 30.01.2013

Епархиальный мужской монастырь во имя св. Иоанна Предтечи. г. Новосибирск

По вашему запросу ничего не найдено. Воспользуйтесь поиском или одной из ссылок ниже.

Свежие записи

Часто используемые рубрики

  • Новости (443)
  • Церковные праздники (17)
  • Иоанн Предтеча (14)
  • Важные события жизни монастыря (11)
  • Трезвость и алкоголизм (4)

Архивы

Попробуйте заглянуть в ежемесячные архивы. 🙂

Боброва — Пушкин и православие

Л. А. Боброва ПУШКИН И ПРАВОСЛАВИЕ (Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. — М., 1998.

— № 3. — С. 226-237) Александр Сергеевич Пушкин — явление в жизни России. Он не просто гениальный русский поэт, которого любит и чтит вся Россия, он не просто поэт, без которого не состоялся бы «серебряный век» русской культуры.

Пушкин оказал огромное влияние на самосознание народа. И если гениальность поэта была очевидна уже современникам, то значение Пушкина в выражении самосознания русского народа раскрывалось постепенно. Это видно, когда читаешь речи, посвященные памяти А. С. Пушкина (1-6). Чем дальше шли годы, тем резче и величественнее выступала роль Пушкина-мыслителя. Особенно важен Пушкин-мыслитель сегодня. «Не устаешь учиться у Пушкина — и как у историка, и как у политика, и как у критика, и как у мыслителя.

Но главное, чему у Пушкина можно научиться, это самой трудной науке — жить» (6, с. 5). Одной из составляющих мировоззрения человека является его отношение к религии. Прошло два столетия, и встает вопрос: что мы можем почерпнуть из осмысления Пушкиным собственной духовной жизни, а также жизни народа, из осмысления Пушкиным роли православия в жизни государства? Современный человек стоит перед выбором, он видит несколько путей. Одни считают, что после 80 лет атеизма следует вернуться к вере отцов, к православию, которое в прошлом играло положительную роль в жизни народа и государства. Другие доказывают, что роль православия была отрицательной, поэтому, если обращаться к Богу, то лучше выбрать другую конфессию (например, протестантизм). Третьи констатируют, что независимо от того, какова была роль религии в прошлом, сегодня не только православие, а вся религия находится в кризисе. Наконец, не следует забывать, что, став слабым государством, Россия может попасть под власть иного социального устройства, которое навяжет ей свою религию. Это тем более возможно, чем менее мы будем знать и понимать религию отцов:Хоть убей, следа не видно. Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам. Оскудение религиозной веры началось не в XX в. И во всех европейских странах оно охватывало прежде всего высший класс (сословие), т. е. наиболее образованных людей. Тем более важен для осмысления тот факт, что в русской культуре XIX в. есть несколько великих имен, которые в своем духовном развитии прошли путь от нейтрального или даже критического отношения к православию до полного его признания и в некоторых случаях — воцерковления.

Это прежде всего А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский. Второй факт, который, на наш взгляд, является чрезвычайно важным и требует осмысления, состоит в следующем. Русская эмиграция первой волны, которая у себя на родине формально относилась к православию и считала себя атеистической, оказавшись оторванной от родины, прежде всего постаралась сохранить свою веру, объединившись вокруг Русской заграничной православной церкви. И не случайно огромное внимание русской эмиграции к наследию и личности А. С. Пушкина, к духовной жизни поэта. «С именем Пушкина, — пишет В. Зеньковский, — связано для нас всех, быть может, самое заветное в нашей «русской стихии» — оттого Пушкин нам дорог, как наша «первая любовь» (по слову Тютчева)» (6, с. 3). Постановка вопроса о пути Пушкина к православию, о Пушкине как православном человеке и православном поэте является сравнительно недавней и может вызвать сомнение в ее правомерности. Распространено мнение, что жизнь Пушкина не была жизнью воцерковленного человека, что она, напротив, была жизнью весьма легкомысленного и неверующего человека, что у поэта есть строки, уничижительные по отношению к церкви и религиозному чувству. Тем не менее, все знают, что умер Пушкин как христианин. «Если бы он пал на месте поединка или тотчас после него, — пишет митрополит Анастасий, — то он не только ушел бы из мира с неискупленною виною за дуэль, но унес бы с собою действительно неутолимую «жажду мести», как сказал о нем Лермонтов. Бог оставил ему еще два дня (45 часов) жизни для искупления своего греха и достойного приготовления к вечности. Это была для него подлинно милость Божия, которую не мог не оценить он сам» (2, с. 125). Получив известие о серьезности своей раны, Пушкин просил послать за священником. Отец Петр, священник Конюшенной церкви, исповедовал и приобщил его Святых тайн. Простил Пушкин и Дантеса. Этот шаг был воспринят его друзьями и родными как естественный. Князь Вяземский писал: «В последние годы жизни своей он имел сильное религиозное чувство: читал и любил читать Евангелие, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их» (цит. по: 2, с. 223). К сожалению, на отрицательную сторону жизни и деятельности поэта обращают внимания больше, чем надо. С точки зрения И. Восторгова, «туманное облако непонимания, недоумения и клеветы не совсем еще рассеялись и доныне. Нашлись и находятся любители, которые с рвением, достойным лучшего дела, обходя в поэте вечное и достойное, а часто и не зная и не умея понять этого вечного, с особенным наслаждением подчеркивают его слабости и недостатки, с непонятною радостью утверждают, что поэт был и ненадежным христианином, и ненадежным сыном отечества, и приписывали ему много такого, чего он никогда не делал, чего он никогда не говорил» (4, с. 167). Пушкин прошел большой путь, а чтобы понять его, «надо брать всего Пушкина, во весь его духовный рост, каким он выпрямился в момент расставания с жизнью» (6, с. 4). Христианская кончина стала оправданием и венцом его жизни. «Если ничто в жизни не случайно, то менее всего случайна смерть, — писал М. Волошин. — Вспомните те черты, которые она накладывает на человека: вспомните Лермонтова, умирающего в горах во время грозы, и Бетховена, умирающего тоже во время раската грома в покинутой комнате, и три мученических дня для Пушкина после дуэли. Все это огненные черты, от которых меркнет текущий, встает непреходящий облик. Смертью осмысливается вся жизнь человека» (5, с. 446). Пушкин пришел к православию не в силу своего воспитания и образования, а вопреки им, вопреки окружавшей его среде. Его жизненный путь был борьбой со страстями в поисках религиозного мировоззрения и утверждения в вере. Как подчеркивает митрополит Анастасий, «присущее ему от природы мистическое предощущение потустороннего мира только создавало благоприятную почву для восприятия религиозных идей, но, смутное и неясное по существу, оно не могло само по себе дать ему, конечно, твердого, обоснованного религиозного мировоззрения, которого тревожно искала его возвышенная, идеалистически настроенная душа и которое ему пришлось вырабатывать вполне самостоятельно» (2, с. 78). В семье Пушкиных, как и во многих других подобных семьях того времени, отмечает И. М. Андреев, господствовало ироническое отношение к религии, к церкви, к духовенству. «Так как непристойные насмешки по этому поводу часто облекались в остроумные и соблазнительно привлекательные формы, то ребенок Пушкин, имея живой и насмешливый ум и повышенную восприимчивость, быстро и прочно усвоил себе эту манер

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: