Internal Server Error

The server encountered an internal error or misconfiguration and was unable to complete your request.

Please contact the server administrator to inform them of the time this error occurred, and the actions you performed just before this error.

More information about this error may be available in the server error log.

Тема поэта и поэзии: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина сводится к осознанию им роли поэта (т.е. себя самого) и задач создаваемой им поэзии — кто есть поэт, чего он должен этому миру? Это главнейшая тема во всем творчестве Пушкина.

Тема поэта в ранние годы Пушкина

В ранние годы (в 1820-е) Пушкин считал обязанностью поэта роль пророка, изречение непреложных истин. Позднее он становится оратором, задача которого — сообщить своим современникам о том, как им следует жить и каких принципов придерживаться.

Из стихотворения Пророк (1826 год) видно, что Пушкин считает поэта посланником бога на земле (. Исполнись волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей). Согласно этому стихотворению, у поэта есть долг — перед обществом и перед богом. Жанр этого стихотворения — духовная ода, т.е. ода самому богу.

Причем ранние пророчества Пушкина — это пророчества политические. Он учит царей править мудро и грамотно, объясняет им (например, в оде Вольность), что может последовать в случае невыполнения законов.

Переосмысление взглядов на поэзию

К концу 1820-х годов взгляды Пушкина переосмысляются. В 1828 году он создает стихотворение Поэт и толпа, являющееся полемикой с самим собой, с Пророком. Здесь видно, что Пушкин понимает — от публичных выступлений поэта толку будет мало, народ все равно не поймет смысла его творчества, или поймет его превратно (И толковала чернь тупая: Зачем так звучно он поет?). Пушкин гонит такую толпу прочь и формулирует Кодекс чистого искусства, согласно которому поэзия — это только источник наслаждения, а не польза обществу. По этому поводу он пишет стихотворение Поэту (Поэт, не дорожи любовию народной. ), где объясняет, что поэт должен зависеть лишь от себя самого.

Воплощением принципов, изложенных там, является стихотворение Из Пиндемонти. Долгое время считали, что это перевод некоего итальянского поэта, но на самом деле — это самостоятельное произведение Пушкина, посвященное свободе поэта от народа и политики (Иная, лучшая, потребна мне свобода). Здесь мы можем наблюдать связь с темой свободы в творчестве Пушкина: поэт должен быть независимым в своем творчестве, его не должен волновать ни царь, ни общество, ни какие-то выдуманные требования. Однако в стихотворении Поэт он также замечает, что поэту позволительно считать себя Поэтом лишь в минуты творчества (Пока не требует поэта к священной жертве Апполон. ). Когда он пишет, он велик. Во все остальное время — такая же чернь, как и все остальные.

Коммерческая поэзия и Пушкин

Не стоит забывать и о том, что Пушкин стоял у истоков коммерческой журналистики и литературы в России. Он первым пришел к выводу, что не продается вдохновенье, но можно рукопись продать (в стихотворении Разговор книгопродавца с поэтом, 1824 год), т.е. к тому, что литературой как ремеслом можно зарабатывать на жизнь, и это не стыдно. Раньше писателям подобное в голову не приходило, литературу понимали лишь как увлечение. Сам же Пушкин практически не печатался бесплатно.

Пушкин о поэте и поэзии: итог

В итоге, Пушкин приходит к мнению, что главная его заслуга в творчестве — это именно воспевание свободы, как творческой, так и политической. Он пишет сам себя стихотворение Я памятник себе воздвиг нерукотворный, по аналогии с Памятником Горация. Он считает, что может гордиться тем, что его творчество было свободным, несмотря на непростую ситуацию в стране. И именно за это его и должны запомнить и современники, и потомки. Пушкин живет с мыслью, что он — литературный гений России, но в то же время он верит, что истинная его слава начнется лишь после его физической смерти.

Это стихотворение — своего рода лебединая песнь Пушкина, в которой он сам подводит итоги своего творчества.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Тема свободы в лирике поэта Пушкина: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЛюбовная лирика Пушкина: «К***», «На холмах Грузии», «Я вас любил. »

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Пушкин и его поэзия

Пушкин есть явление чрезвычайное.

Это русский человек в его развитии, каким он, может быть, явится через двести лег.
Н. В. Гоголь

Пушкин победил час и пространство. Пушкинская пора уходит все дальше от нас, а Пушкин как будто все ближе. Ос новоположник и родоначальник русской литературы, он и ныне самый популярный, любимый и читаемый поэт нашей страны. Все новые и новые поколения перечитывают его произведения находя своих «Капитанскую дочку», «Евгения Онегина», «Медного всадника», «Пиковую даму».

Неослабевающий заинтересованность вызывает и жизнь, прожитая поэтом,— пушкинская биография.

Образ Пушкина-поэта, воедино слитый в нашем сознании с образом Пушкина-человека, остается для каждого из нас светлым идеалом, яркой звездой добра и истины, к* которой стремятся разум и личность человека. Он приходит к нам лукавым и добрым сказочником, проникает в детское сердце незатейливым стихом и напевом и остается на всю жизнь. Пушкин — наша первая, ещё детская, поэтическая любовь.

И дальше Пушкин продолжает существовать с нами как певец жизнерадостного, жизнеутверждающего взгляда на мир, певец солнца, разума, певец свободы, как великий патриот и вестник светлого будущего, как честный борец против мракобесия, ханжества, против всего, что давит, унижает человеческую личность.

Гордая, величавая поэзия Пушкина не била поклоны ни царю земному, ни царю небесному. Она прославляла Прекрасное, Доброе, Вечное.

Пушкин был певцом свободы, обличителем тирании, деспотизма. В свой «жестокий век» он имел мужество написать слова, которые и революционеры 60-х годов использовали как призыв к боевым действиям:

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите.

Восстаньте, падшие рабы!

Ода «Вольность» стала своеобразным манифестом декабристских идей, верность которым Пушкин пронес через всю свою творческую жизнь, Об этом свидетельствовало послание друзьям-декабристам, написанное в 1827 году («Во глубине сибирских руд. «), когда все «коснело на Руси, дремля и раболепствуя покорно». Это был цивильный подвиг поэта, который в стихах ссыльным друзьям не только сочувствует им, но и выражает страстную уверенность в том, что родина будет свободной:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

О вольнолюбивых стихах Пушкина Адам Мицкевич сказал, что для того, чтобы отважиться написать подобное в России, нужна была смелость большая, нежели для того, чтобы поднять мятеж в Париже или Лондоне.

Пушкин любил Россию, много думал о ее судьбе, о судьбе русского народа. Собрав воедино пушкинские высказывания о России, можно представить, какой он хотел видеть ее будущее. Прежде всего будущая Россия для Пушкина — это свободная страна, избавленная от рабства, крепостничества, угнетения:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря»

Русь могучая и победоносная виделась Пушкину:

Сильна ли Русь? Война и мор,

И бунт, и внешних бурь напор Ее,

Смотрите ж: все стоит она»

Читая и перечитывая лирику Пушкина, любой русский человек, наверное, думает: «Мой Пушкин». Это совершенно объяснимо. «У нас ведь все от Пушкина»,— сказал Достоевский, имея в виду главную идею русской культуры и основные черты русской души: гуманизм, отзывчивость, веру в жизнь. Именно это привлекает нас в лирике Пушкина, богатой, несомненно, и другими темами.

Пушкинская лирика тесно соприкасается с нашим днем, с нравственной и эстетической потребностью наших современников.

Любовная лирика. «Я вас любил. «, «На холмах Грузии. «, послание А. П. Керн, «Признание», «Мадонна». Под влиянием этих стихов у молодого человека рождается представление об идеале женщины: «чистейшей прелести чистейший образец», «гений чистой красоты».

Шедевр любовной лирики — стихотворение «Я помню чудное мгновенье. «. Это одно из самых мелодичных стихотворений. Слова, найденные поэтом, очень просты, заставляют пережить то, что чувствовал поэт:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли снова

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

О художественности любовной лирики Пушкина можно сообщить, что это «мастерство», но, пожалуй, больше подходит «волшебство».

Навсегда остаются в памяти стихи поэта, посвященные друзьям. Гимном благородному чувству дружбы звучат строки, обращенные к товарищам-лицеистам:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как личность, неразделим н вечен —

Неколебим, свободен и беспечен.

Философская лирика Пушкина знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, о жизни и смерти. В отчаянные моменты жизни .у Пушкина, великого жизнелюба, вырывалось сдавленным стоном:

Дар напрасный, дар случайный.

Жизнь, для чего ты мне дана? «

Но заслуга Пушкина в том, что он учит преодолевать грусть, пессимистическое настроение, неверие вжизнь и счастье. Оптимистические ноты неизменно побеждают в стихах Пушкина:

Если жизнь тебя обманет.

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Пушкин верил в человеческий разум, в то, что его бессмертный гений восторжествует над силами тьмы, невежества, варварства, деспотизма. Он верил, что жизнь будет построена на разумных основах:

Да здравствуют музы, да здравствует разум!

Ты, солнце святое, гори!

Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Поэзия Пушкина — светлый, неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит «живой водой» всех, кто прикасается к нему. Она дарит нам наслаждение, воспитывает добрые чувства, учит любить и понимать жизнь.

В 1880 году, в день открытия памятника великому Пушкину в Москве, А. Н. Островский сказал: «Пушкиным восхищались и умнели, Пушкиным восхищаются и умнеют». Сегодня слова драматурга звучат не менее актуально, чем в те дни.

Поэт и его поэзия в творчестве Александра Пушкина

Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии.

Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814 г.). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых

…хвалят все, питают – лишь журналы;

Катится мимо их фортуны колесо…

Их жизнь – ряд горестей, гремяща слава – сон.

Автор советует начинающему

«Неподкупный голос» лирического героя слышен в стихотворении 1818 г. «К. Н. Плюсковой». Поэт обращается к фрейлине императрицы Елизаветы Алексеевны, выражая свою независимость по отношению к властям:

Свободу лишь учася славить,

Стихами жертвуя лишь ей;

Я не рожден царей забавить

Стыдливой музою моей…

В стихотворении 1824 г. «Разговор книгопродавца с поэтом» рассудительный книгопродавец замечает:

Но можно рукопись продать.

Стихотворение заканчивается признанием поэтом правоты продавца. Заключительные строки написаны в прозе. Этот переход на прозаическую речь переносит читателя из мира мечтаний в мир приземленной действительности. В этом стихотворении Пушкин выступил новатором: он впервые выразил реалистическое отношение к деятельности поэта.

В стихотворении «Пророк» (1826 г.) в аллегорической форме рассказывается о преобразовании простого человека в поэта‑пророка. «Шестикрылый серафим» наделяет человека «вещими зеницами», необыкновенным слухом, жалом «мудрыя змеи», вместо сердца вдвигает ему в грудь «угль, пылающий огнем». Но и этого полного преобразования оказывается недостаточно для того, чтобы человек стал поэтом‑пророком, для этого нужна воля Бога:

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли

Глаголом жги сердца людей».

Таким образом, Пушкин в «Пророке» видит назначение поэта и поэзии в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей».

Через два года было написано стихотворение «Поэт и толпа», обличающее отношение светской «черни» к поэту:

Зачем так звучно он поет.

Как ветер песнь его свободна,

Зато как ветер и бесплодна:

Какая польза нам от ней?

Но и поэт также выражает свое отношение к черни:

Подите прочь – какое дело

Поэту мирному до вас!

В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас!

Поэт – сложное существо, отмеченное свыше, наделенное частью созидающей силы Господа Бога, но в то же время он – обычный живой земной человек. Бог шлет поэту вдохновенье, и тогда –

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Тему взаимоотношения поэта и толпы Пушкин развивает в стихотворении «Эхо» (1831 г.). Автор сравнивает творческую деятельность поэта с эхом:

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг…

Тебе ж нет отзыва…Таков

Образ поэта, не ценящего «громкие права», не зависящего «от царя», «от народа», дающего отчет «себе лишь самому», создан Пушкиным в стихотворении 1836 г. «Не дорого ценю я громкие права…». Счастье для истинного поэта, по мнению автора:

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

Своего рода поэтическим завещанием Пушкина явилось стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836 г.), написанное за полгода до смерти.

Пушкин выделил существенное качество своего творчества – служение народу, а также то, «что чувства добрые лирой пробуждал»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Обращаясь к Музе, он призывает:

Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспаривай глупца.

Поэт, по мнению Пушкина, на должен ни от кого зависеть, ни перед кем «не клонить гордой головы», а достойно выполнять свое предназначенье – «глаголом жечь сердца людей».

Позже Пушкин скажет: «Цель поэзии – поэзия», и останется верен этому до конца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: