Пушкин и его читатели

Пушкин вобрал в свое творчество все предшествующие эпохи литературы и определил дальнейшие пути развития русского искусства.

И мир фольклора, и античность («Египетские ночи», «Роман о Петронии», антологические стихотворения «Муза» «Юноша и дева» и многое другое), и средневековье («Борис Юдунов», «Сцены из рыцарских времен», «Жил на свете рыцарь бедный «, «Скупой рыцарь», «Пир во час чумы»), и Возрождение («Каменный гость», «Анджело»), и век Просвещения («Сцены из Фауста», «Моцарт и Сальери») — все прошлые лики культуры были родными Пушкину и свободно освоены им. И хотя считают, по логике Сальери («Как некий херувим, он несколько занес нам песен райских. «), что Пушкин после себя школы не оставил, но Лермонтов и Гоголь выросли в упоении им и отталкивании от него, Тургенев и Гончаров зачарованно стремились к его гармонии и стройности, Достоевский молился на него и проклинал далекость жизни от пушкинской высоты, Л. Толстой, читая «голую» пушкинскую прозу, начинал писать свои романы и прямо продолжал мотив пушкинской влюбленности в жизнь. Чехов добился пушкинской благородной сдержанности, художественного целомудрия, столь свойственного русскому писателю, если он свободен от фанатических идей. И заблуждением было бы считать, как это делают сегодня многие критики, что Пушкин вернулся в русскую литературу лишь в начале XX в. в поэзии А. Ахматовой, М. Кузмина, А. Блока, Н. Гумилева. Пушкин и не уходил из литературы, вечно оставаясь солнцем нашей жизни, мерилом красоты.

Но бурные времена часто оглушены собой и не замечают вечности. Поэтому 60-е гг. XIX в. и пора революций XX в. «сбрасывала Пушкина с парохода современности». Однако все эти попытки оканчивались бесславно, потому как Пушкин предвидел и предрек:
И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Пока проворно искусство, пока в душе человеческой есть охота безграничности и высоты, Пушкин необходим. Он знал о своем всеобщем признании:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой.

И знал, «какой ценой купил он право» на бессмертие:

И длительно буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой изуверский век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

В России нет поэта, слава которого была бы громче пушкинской. И это понятно, Пушкин приобщил к чтению стихов всю Россию. Столичная молодежь распевала «Ноэль», школьники наслаждались «Русланом и Людмилой», простонародье любило сказки и баллады, высший свет был увлечен «Пиковой дамой». В любом поместье знали южные поэмы и «Онегина», а «Черная шаль» стала почти народным романсом. Этот всесословный заинтересованность к Пушкину объясняется не только широтой диапазона его творчества, но той открытостью его высокой поэзии, которая никого из читателей не отторгает высокомерно.

Характерна одна из последних строф восьмой главы «Онегина»:

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты со мной

Здесь ни искал в строфах небрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья от трудов,

Живых картин, иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя крупицу мог найти.

За сим расстанемся, прости!

Андрей Синявский в «Прогулках с Пушкиным» пытается объяснить это восприятие Пушкина равнодушием, непредпочтенностью чего-либо, непогружением ни во что. Современному читателю трудно более того представить себе цельность Пушкина, безграничность его любви к миру. Но, сам открытый всему, Пушкин хотел и стих свой сделать открытым читателю. Постоянно Пушкин вовлекает читателя в разговор, в сотворчество. «О чем теперь ее мечтанье?» — спрашивает поэт в восьмой главе о Татьяне, которая читает письмо Онегина и «слезы льет рекой, опершись на руку щекой». Пушкин сам не отвечает, а предоставляет вероятность читателю заглянуть в роман и продолжать его. Композиция, не имеющая конца, характерная для лирики, драм и прозы Пушкина, также призвана вовлечь читателя в сотворчество. Это лирическое присоединение, предусмотренное пушкинской художественной манерой, создает опасность совершенного читательского произвола. И тому тьма примеров. Но Пушкин, защищаясь от ложных истолкований читателей-современников, не сердится, а ведет себя, как Моцарт в отношении к слепому скрипачу.

Многослойность содержания пушкинских произведений делает их снаружи доступными любому читателю. При этом аристократический такт и снисходительность или демократический гуманизм Пушкина не позволяют читателю отметить своей ограниченности. Напротив, всякий убежден в добром расположении поэта к себе и горд полнотой своего понимания. Пушкин дарует щедро счастливую легкость присоединения к высокому, ощущение благородства, полета. Однако иллюзия вседоступности Пушкина вызывала иронию уже среди его современников.

Когда мы читаем письмо незнакомки Чичикову, более того школьники замечают искаженное сходство претенциозных и сентиментальных признаний гоголевской героини с письмом Татьяны, со строками из пушкинских «Цыган».

Все школьные сочинения по литературе

Сочинение на тему: «Актуальность лирики А. С. Пушкина в современном мире»

«Лирика Пушкина» сочинение (сочинение на тему «лирика Пушкина).

Поэтический мир Александра Сергеевича Пушкина, талантливого русского гения, вот уже несколько веков поражает своей художественной красотой читателей всех возрастов. При всей непостижимости объемов оставленного писателем творческого достояния, простота структуры его произведений и их глубина делает лирику поэта востребованной среди разных поколений и слоев населения.

Любое из стихотворений А. С. Пушкина переполнено чувствами, потому что он писал только о том, что действительно его волновало. Поэта интересовали такие вопросы современного ему общества, как развитие родного государства, отношение власти к народу, взаимоотношения дворянства и крестьян. Именно эти проблемы и находили отклик в его стихотворениях. Пушкин был образованным человеком и имел широкий круг интересов. Его познания в разных областях сделали его поэзию интеллектуальной, идейной, своеобразной. Все произведения автора, несмотря на сложность их идейного содержания, пронизаны оптимизмом, поэтому они оставляют светлый след в душе читателя. Главные герои Пушкина — это положительные персонажи, которым не чужды жизненные принципы и высокие идеалы, они добры, сильны духом и отличаются чувством справедливости. Герои ставят перед собой высокие цели и стреляться достичь их, они защищают свои права и готовы к изменениям в жизни, они способны преобразовать окружающую реальность. Нынешнему поколению есть чему поучится у персонажей творчества Александра Сергеевича. В лирике этого поэта добро все-таки побеждает зло, и в этом персонажам Пушкина помогают вера, доброта, сострадание, надежда и любовь.

В своих произведениях А. С. Пушкин освещал очень важные проблемы, которые волновали человечество всегда. Так, художник не раз обращался в своем творчестве к проблеме нравственности, потому что основной задачей литератора считал духовное воспитание человека.

В лирике поэта звучат жизнеутверждающие мотивы, такие как борьба за свободу, гуманизм, благородство, любовь и дружба. Пропагандируя передовые для свого времени идеи, автор сумел объединить неравнодушных людей и обратить их внимание на злободневных проблемы. В настоящее время произведения автора переведены на многие языки, благодаря чему их изучают в разных странах мира, таким образом пушкинские идеи сохраняют свою силу до сих пор.

Произведения А. С. Пушкина открывают читателю красоту окружающего мира и помогают увидеть прекрасное внутри себя, стать лучше, доброее. Именно поэтому творчество писателя никогда не перестанет быть актуальным. В наши дни Пушкина цитируют, когда человека переполняют сильные эмоции, строчками из его стихотворений признаются в любви и даже воспитывают детей.

«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» — 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе.

Скачать:

Вложение Размер
9_klass_otkrytyy_urok.docx 31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» — 9 класс

  • обзор первых двух этапов жизненного и творческого пути А.С.Пушкина;
  • определить место творчества А.С.Пушкина и восприятие его современным читателем;
  • знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года
  • подвести первый предварительный итог тем знаниям, полученным при изучении творчества А.С.Пушкина в предыдущих классах (5-8 классах);
  • работа с синквейном по теме «Мой Пушкин»;
  • способствовать развитию монологической речи (выступать с сообщениями на литературную тему);
  • способствовать развитию выразительного чтения художественных текстов произведений А.С.Пушкина;
  • способствовать развитию творческой инициативы; развитию памяти и воображения;
  • воспитывать такие качества, как усидчивость, работоспособность, самостоятельность;
  • воспитывать и развивать коммуникативную культуру;
  • воспитывать положительное отношение к учебной деятельности;

Формы и методы работы : рассказ учителя, беседа по вопросам, устное сообщение (сжатое) учащихся по теме урока, письменный ответ на проблемный вопрос (синквейн), подбор и обобщение дополнительного материала о биографии А.С.Пушкина с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, реализация межпредметных связей с музыкой (метод деятельности — частично-поисковый).

Уметь определять этапы (первые два) жизненного пути, связанные с творчеством А.С.Пушкина; строить аргументированные высказывания о творчестве поэта, выразительно читать наизусть, отвечать на вопросы по теме урока.

Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способ действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.

  1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.
  2. Актуализация ранее полученных знаний.

1.Вступительное слово учителя.

III. Постановка цели и определение темы урока.

IV. Работа по теме урока.

1.Просмотор видео эпизода из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин» («Москва – родина поэта»). Первый этап в жизни А.С.Пушкина.

2.Работа с синквейном «Мой Пушкин» :

  • А.С.Пушкин.
  • Какой он?- три определения.
  • Моё любимое произведение поэта.
  • Актуальна ли поэзия А.С.Пушкина сейчас?
  • Подбери лексический синоним: А.С.Пушкин – кто он?1

V. Проверка домашнего задания.

1.Устные сообщения по теме «Мой Пушкин»

2.Презентация «Лицейские друзья».

3.Чтение отрывков из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.

4.Лицей – второй этап в жизни и творчестве великого поэта.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Оборудование урока : портреты А.С.Пушкина художников Е.А.Устинова, Э.Х.Насибулина, репродукция с портрета В.Тропинина, портреты поэта и иллюстрации к его произведениям, созданные руками школьников; Г.Свиридов «Военный марш» из повести А.С.Пушкина «Метель»; Л.Парфенов «Живой Пушкин» (научно-популярный фильм: эпизод «Москва – родина поэта);

Литература: И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. Москва, «Вако», 2011.

  1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.

Приветствуем друг друга.

Проверяем готовность к уроку: наличие учебных принадлежностей, отмечаем отсутствующих.

Оформляем доску: число, тема урока.

  1. Актуализация ранее полученных знаний.

1.Вступительное слово учителя.

Учитель : На протяжении нескольких лет в 5, 6, 7, 8 классах вы обращались к творчеству А.С.Пушкина. За эти годы побывали во многих музеях С-Петербурга, связанных с именем поэта, попутешествовали по Пушкинским местам Гатчинского района, в мае 2012 года посетили Пушкинские Горы в Псковской области: Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь. И, конечно, у вас уже могло появится своё отношение к личности и творчеству великого русского поэта.

И неслучайно поэтому ваше домашнее задание к уроку – устное сообщение «Мой Пушкин».

Итак, мы вступаем в завершающий этап изучения творчества А.С.Пушкина, который расширит ваши знания о его биографии, познакомит с новыми для вас поэтическими творениями поэта, «самым задушевным» произведением романом в стихах «Евгений Онегин».

  1. Постановка цели и определение темы урока.

Известные литературоведы давно определили четкие этапы в жизни и творчестве А.С.Пушкина. А сегодня нам предстоит: а) определить и вспомнить первые два периода; б) определить ваше отношение к великому поэту; в) познакомится со стихотворением А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.

1.Просмотор видео эпизода из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин» («Москва – родина поэта»).

Чтобы определить первый этап в жизни поэта, предлагаю вам посмотреть нам фрагмент из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин».

(Эпизод фильма рассказывает нам о Москве: родине поэта, его родителях, о его верном слуге Никите Козлове. Эмоционально воспринимается учащимися фрагмент фильма, который рассказывает о том, как маленький артист, очень похожий внешне на маленького Пушкина, карабкается на колокольню Ивана Великого в Кремле с Н.Козловым).

Учитель (шутит): Спасибо хроникерам XIX века, которые сохранили драгоценные моменты из детства будущего великого поэта.

Ученик: В то время еще не было телевидения. Это только маленький артист.

Учитель: Вы совершенно правы. Этот фильм создал замечательный журналист Леонид Парфенов, где он показал свое видение поэта. А просмотренный фрагмент фильма определил первый временной период в жизни Пушкина:

  1. 1799 – 19 октября 1811г.г.: Москва, родители, семья, сестра и брат, бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, няня Арина Родионовна.

2.Работа с синквейном по теме «Мой Пушкин» :

Сегодня вы видите на уроке очень большое количество портретов А.С.Пушкина. И у каждого художника он свой, неповторимый. Вот и вы сейчас попытаетесь с помощью синквейна рассказать мне о «своём» Пушкине.

Вы будете работа самостоятельно, под музыку замечательного русского композитора Г.Свиридова. Выбор музыкального фрагмента не случаен: это «Военный марш» к повести Пушкина «Метель», который музыкально иллюстрирует победное завершение Отечественной войны 1812года, 200-летие которого мы отмечаем в этом году. Помните: «Между тем война со славою была окончена, полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу, музыка играла. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове Отечество! Как сладки были слезы свидания!»

Учащиеся получают карточку, в которой четыре вопроса:

  1. Пушкин А.С.
  2. Какой он?- ответить с помощью трёх прилагательных.

Варианты ответов учащихся (получены на уроке): одаренный, яркий, чувственный, храбрый, внимательный, великий, вечный, знаменитый, интересный, вечнородный, близкий, выдающийся, вспыльчивый, талантливый, благородный, добрый, умный, серьёзный;

  1. Моё любимое произведение поэта.

Варианты ответов учащихся (получены на уроке): «Руслан и Людмила», «Выстрел», «Повести Белкина», «Барышня-крестьянка», уже «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский».

  1. Актуальна поэзия Пушкина сейчас?

Варианты ответов учащихся (получены на уроке): а) Да, поэзия актуальна. Вы кого из учащихся не спросите, все его знают и любят; б) Да. Пушкин писал простым языком обо всех понятных вещах, которые и до сих пор волнуют читателей – любовь, верность, жизнь…; в) Да. Его поэзия толкает на добрые поступки, так как несет в себе и добро, и мораль; г) По сути, произведения Пушкина дают истинное наслаждение современному читателю; д) Я даже не могу представить, чтобы с нами было, если бы не было Пушкина.

  1. Подбери лексический синоним.

(Учитель объясняет, что многие выдающиеся поэты и писатели определили личность поэта, как «Солнце русской поэзии» (Ф.Одоевский), «Светоч», «дивный гений» (М.Ю.Лермонтов), «Наше все» (А.Григорьев), «Соловей» (А.Дельвиг), «Волшебник Пушкин»(М.Горький).

Варианты ответов учащихся (получены на уроке): Гений, Евгений Онегин, Путеводная звезда в литературном мире, Орел, парящий в недосягаемой высоте, «Наше всё», «Солнце русской поэзии», Друг.

Ответы на все вопросы школьники читают вслух, тем самым создается образ поэта в восприятии современного читателя.

  1. Проверка домашнего задания:
  1. Устные сообщения по теме «Мой Пушкин»

Учащиеся рассказывают приготовленные дома сообщения «Мой Пушкин».

2. Презентация «Лицейские друзья».

Группой школьников была подготовлена к уроку презентация «Лицейские друзья», которая представила нам И.И.Пущина, К.В.Кюхельбекера, А.А.Дельвига, А. М. Горчакова.

3.Чтение отрывков из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.

«Шесть лет уединения навеки сроднили их»: звучат отрывки из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года, посвященные лицеистам (наизусть), которые обращены к товарищам-лицеистам, показанным в презентации:

«…Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село…».

«…И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я. Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил…».

«…Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты.

Опомнимся — но поздно! и уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам. »

«…Когда постиг меня судьбины гнев,

Для всех чужой, как сирота бездомный,

Под бурею главой поник я томной

И ждал тебя, вещун пермесских дев,

И ты пришел, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил…».

«…Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе — фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Всё тот же ты для чести и друзей.

Нам разный путь судьбой назначен строгой;

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись…».

«…пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О, сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

И всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей. »

Определен следующий этап в жизни и творчестве А.С.Пушкина:

2. 19 октября 1811 –июнь 1817 года: Лицей, годы учебы, преподаватели, друзья, первый поэтический успех – признание, становление А.С.Пушкина как поэта.

Именно об этом рассказывает представленная учителем презентация «Императорский Царскосельский Лицей. 200лет». Просмотр каждой страницы сопровождается комментарием учителя и учеников:

  • Историческая лестница, на которой, если остановиться и прислушаться, можно услышать шаги многих выдающихся людей XIX века: А.С.Пушкина и его лицейских друзей и товарищей, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского;
  • Большой зал, где произошли самые значимые события в жизни 1 выпуска Лицея: 19 октября 1811 года – торжественное открытие учебного заведения, январь 1815 года – переводные экзамены в присутствии поэта Г.Р.Державина, первое общественное призвание Пушкина.
  • Учебный класс с тридцатью конторками, где постегали учебные предметы со своими педагогами.
  • Комната под номером 14, «маленькая келья» поэта.

Школьники не раз бывали в Музее-Лицее, поэтому приняли в просмотре презентации живое участие.

Учитель: Подводя итог уроку, хотелось у вас, ребята, узнать, что нового узнали на сегодняшнем занятии?

После окончания Лицея 19 октября становится в жизни его воспитанников священным, который они всегда вспоминают и стараются праздновать. А.С.Пушкин неоднократно писал стихотворения, посвященные этой дате.

Домашнее задание : найти стихотворные посвящения, посвященные 19 октября, прокомментировать одно из них (на выбор).

Internal Server Error

The server encountered an internal error or misconfiguration and was unable to complete your request.

Please contact the server administrator at webmaster@realoff.ru to inform them of the time this error occurred, and the actions you performed just before this error.

More information about this error may be available in the server error log.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: