СОДЕРЖАНИЕ
Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.
Стопа – это единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов; группа слогов, на один из которых падает ударение.
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет
1) Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
2) В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.
ОДНОСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР
Брахиколон – однодольный стихотворный размер. Иначе говоря, стих, состоящий из одних ударных слогов.
ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Хорей
Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.
Основные размеры:
Пример четырехстопного хорея:
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __
Ви́хри сне́жныЕ крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ / ∩ __ / ∩́
Ямб
Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.
Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.
Основные размеры:
— 4-стопный (лирика, эпос),
— 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.),
— 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.),
— вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)
Пример четырехстопного ямба:
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __
Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /
Он Уважа́ть себя́ заста́вил __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __
И лу́чше вЫдумАть не мо́г. __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /
Пример пятистопного ямба (с псевдоударными слогами, они выделены заглавными буквами):
Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __
Но, ка́жетсЯ, нам неЕ за кЕм смотре́ть… __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́
ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Дактиль
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Основные размеры:
— 2-стопный (в XVIII в.)
— 4-стопный (с XIX в.)
— 3-стопный (с XIX в.)
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники! ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /
Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною… ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /
Амфибрахий
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
Основные размеры:
— 4-стопный (начало XIX в.)
— 3-стопный (с середины XIX в.)
Не ве́тер бушу́ет над бо́ром, __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /
Не с го́р побежа́ли ручьи́ — __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /
Моро́з-воево́да дозо́ром __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /
Обхо́дит владе́нья свои́. __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /
Анапест
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
Основные размеры:
— 4-стопный (с середины XIX в.)
— 3-стопный (с середины XIX в.)
Пример 3-стопного анапеста:
О, весна́ без конца́ и без кра́ю — __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
Без конца́ и без кра́ю мечта́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
И приве́тствую зво́ном щита́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /
Как запомнить особенности двусложных и трехсложных размеров?
Можно запомнить с помощью такой фразы:
ХОдит домбАй! Дама, вЕчером калИтку запирАй!
(Домбай – это не только гора; в переводе с некоторых кавказских языков означает «лев»).
х О дит
хо – значит хорей.
В слове хОдит два слога, а ударение на первом слоге.
Значит, двусложный размер с ударением на первом слоге – это хорей.
до мб Ай
мб – значит ямб.
В слове домбАй два слога, а ударение на втором слоге.
Значит, двусложный размер с ударением на втором слоге – это ямб.
Теперь перейдем к трехсложным стопам.
Слово ДАМА сложилось из первых букв названий трехсложных стоп:
Д – дактиль
АМ – амфибрахий
А – анапест
И в том же порядке к этим буквам относятся следующие слова предложения:
Д актиль
В слове ДАМА буква Д означает дактиль.
В слове ВЕЧЕРОМ три слога, ударение на первом слоге.
Таким образом, трехсложный размер с ударением на первом слоге – это дактиль.
АМ фибрахий
В слове ДАМА буквы АМ означают амфибрахий.
В слове КАЛИТКУ три слога, ударение на втором слоге.
Таким образом, трехсложный размер с ударением на втором слоге – это амфибрахий.
А напест
В слове ДАМА последняя буква А означает анапест.
В третьем слове (ЗАПИРАЙ) три слога, ударение на третьем слоге.
Таким образом, трехсложный размер с ударением на третьем слоге – это анапест.
Презентация «Двусложные размеры стиха»
Аннотация: Все в мире подчиняется своим законам и закономерностям. Даже такое прекрасное и волшебное явление, как поэзия имеет свои правила.
Презентация «Двусложные размеры стиха» познакомит учащихся с некоторыми особенностями стихосложения, а именно с стихотворным размером. Учащиеся узнают чем отличаются стихи от прозы, познакомятся с силлабической, силлабо-тонической и тонической системами стихосложения. Каждая система подробно рассмотрена на стихотворных примерах. Проведен анализ двусложных размеров стиха – ямб и хорей. Для закрепления материала учащимся предложено самостоятельно определить размер стихотворения. Благодаря использованию гиперрсылок и управляющих кнопок, презентация имеет удобную навигацию, что позволит сделать обучение более эффективным.
Какие существуют основные стихотворные размеры?
Ямб – двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный. Ямбом любил писать А.С.Пушкин. Четырехстопный ямб – наиболее распространенный стихотворный размер. Шестистопный ямб чаще встречался в произведениях восемнадцатого века.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись…
Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный. Вот пример стихотворения, написанного четырехстопным хореем:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Анапест – трехсложный размер стиха, в котором первые два слога безударные, а третий ударный.
Меж высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село.
Амфибрахий также относится к трехсложным размерам стиха, в нем ударный слог находится между двумя безударными.
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел: был сильный мороз…
Дактиль – тоже трехсложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, за ним следуют два безударных.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Кроме того, различают еще такие размеры, как пиррихий, или по-другому дибрахий, когда в двусложных размерах стиха рядом стоят два безударных слога. Спондей – так в двусложных размерах стиха расположение рядом двух ударных слогов. В трехсложных размерах также есть дополнительные размеры: трибрахий – три безударных слога подряд; молосс – три ударных слога подряд. И некоторые другие.
Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя – Часть 16
И я судьбу благословил. |
Если мы уберем союз и, то получим: «Я судьбу благословил. », т. е. приветствовал судьбу, которая прислала ему друга, благим, добрым словом. Меняется ли что-нибудь от того, что в начале строки стоит и? Вслушаемся в звучание стиха и увидим то, что осталось «за кадром»: моя судьба складывалась настолько несчастливо, что благословлять ее было не за что. Из одной ссылки — южной — я сразу попал в другую. Казалось бы, мне оставалось только проклинать мою судьбу. Но: «И я судьбу благословил. », когда ко мне приехал мой первый друг.
— Какую картину вы представляете при чтении следующих строк?
. Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. |
Дети не сразу догадываются, что речь идет о колокольчике на конской дуге.
— На сколько частей можно разделить стихотворение и каким образом?
Дети увидят, что в стихотворении две строфы, каждая по пять строк, с рифмовкой АБААБ. Со слов «Молю святое провиденье. » начинается вторая часть стихотворения.
— Как вы понимаете строку: «Молю святое провиденье. »?
Провидéнье (Провидéние) — Бог, высшее существо, а также Его действия.
Прочитаем последние четыре строки стихотворения, найдем глаголы. Дети еще не встречались с такой формой повелительного наклонения в поэтической речи (им эта форма знакома только по восклицаниям: «Да здравствует. »). Поможем им понять эти строки: пусть «голос мой душе твоей / Дарует то же утешенье. », пусть «озарит он заточенье / Лучом лицейских ясных дней!». Эти слова можно назвать пожеланием.
— Как вы думаете, почему Пушкин не употребил пусть вместо да?
— «Да. дарует. да озарит. » Часто ли употребляется такая форма глагола в речи?
— Как вы понимаете слова утешенье, заточенье. О каком заточении говорит поэт?
Заметим, что эти слова и выражения редко употребляются в обыденной речи и придают стихотворению возвышенную торжественность.
— «. Пусть голос мой душе твоей. »: мог ли заключенный в Шлиссельбурге, а затем и сосланный Пущин услышать голос Пушкина? Как вы понимаете эту строку?
Прочитать стихи, написанные другом, — словно бы услышать его живой голос, который звучит как утешение в несчастии. Свяжем эту строку интонационно с двумя последними, чтобы детям было яснее их значение: «Да голос мой. озарит. заточенье / Лучом лицейских ясных дней!»
Мы помним, что Пушкин считал годы, проведенные в Лицее, лучшими годами своей жизни. Метафора помогает нам зрительно представить луч солнца, который проникает сквозь тюремное оконце в камеру заключенного и несет ему напоминание о счастье, о радости, согревает и дарит надежду.
— Найдите в стихотворении эпитеты.
— Произношение каких эпитетов необычно для нашего времени?
Слова уединенный и занесенный сейчас произносятся «уединённый», «занесённый».
— Какие чувства помогают выразить эти эпитеты?
— Почему автор использует восклицательные предложения?
Подскажем, что автор делает это, чтобы ярче выразить свои чувства, эмоции.
В классе с высоким уровнем литературного развития обратимся к особенностям послания как жанра.
* Стихотворение «И. И. Пущину» написано в жанре Послания. Его особенности:
Завершая работу с этим стихотворением, предложим прочитать его ученику, который не готовил это чтение дома.
Детей волнует вопрос: что же случилось с Пущиным дальше? Встретились ли они с Пушкиным?
Иван Иванович Пущин был осужден на вечную каторгу. С 1826 года в течение одиннадцати лет он работал в Нерчинских рудниках, где под землей, в шахтах, бывшие дворяне-декабристы, лишенные всех своих прав, добывали золото. Когда царь заменил ему работу в шахте поселением в Сибири, А. С. Пушкин был уже смертельно ранен на дуэли.
С 1839 по 1856 год (пятнадцать лет!) провел И. И. Пущин на поселении в сибирских городах Туринске и Ялуторовске. Тогда, в Сибири, он и написал записки об А. С. Пушкине. Новый царь — Александр II разрешил ссыльным декабристам вернуться на родину. Пущин прожил до 1859 года, пережив своего друга на 22 года.
IV. Двусложные размеры стиха
Теоретический материал дан в учебнике (с. 58—59).
Отношение детей к определению стихотворных размеров и умение делать это будет зависеть от того, с каким чувством подойдет к объяснению этого материала учитель. Работу со стихотворными размерами можно сделать очень увлекательной. Понятие ритма уже изучалось школьниками в 5 классе при работе со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях».
— Вспомните особенности поэтической речи.
* Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк.
Ритм — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени.
— Приведите примеры ритма в жизни.
* Стихотворный ритм создается с помощью равномерного чередования ударных и безударных слогов.
Далее мы можем опираться на статью учебника «Двусложные размеры стиха». В качестве примера ямба может служить стихотворение «И. И. Пущину».
Словесные определения ямба и хорея дети обычно запоминают плохо, поэтому будем стремиться не к заучиванию определений, а к пониманию сущности стихотворного размера. Дети, которые обучаются музыке, танцам и имеют развитое чувство ритма, легко осваивают умение определять размеры стиха. Некоторым эта тема дается очень трудно, и выработка соответствующего умения требует многократных тренировок. Сочинение стихотворений заданным размером активизирует творческие способности ученика и помогает ему лучше усвоить тему.
Определение размера стиха не может быть самоцелью. Оно направлено на дальнейшее развитие чувства ритма, которое, в свою очередь, способствует получению более полного эстетического наслаждения от поэзии.
В тетрадях запишем схемы двусложных размеров.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «И. И. Пущину» (по желанию).
Найти в сборнике стихов А. С. Пушкина по два стихотворения, написанные хореем и ямбом, и выписать из них в тетрадь по одному четверостишию, указать их размер и дать схему.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции стихотворения. Интонация как средство выражения поэтической идеи
I. Проверка домашнего задания
Прослушиваем выразительное чтение наизусть стихотворений «Узник» и «И. И. Пущину».
Выборочная проверка выписанных стихотворений (хорей, ямб). Работу одного из учеников проверим, вычерчивая на доске схемы выбранных им стихотворений.
Экспресс-задание
Предложим ученикам экспресс-задание: составить две стихотворные строки хореем или ямбом на любую тему (можно без рифмы). Важно, чтобы они выдержали размер. Выслушаем удачные строки.