Пушкин двусложные размеры стиха

Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.

Стопа – это единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов; группа слогов, на один из которых падает ударение.

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

1) Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.

2) В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

ОДНОСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР

Брахиколон – однодольный стихотворный размер. Иначе говоря, стих, состоящий из одних ударных слогов.

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Хорей

Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Основные размеры:

Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __

Ви́хри сне́жныЕ крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ / ∩ __ / ∩́

Ямб

Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.

Основные размеры:

— 4-стопный (лирика, эпос),

— 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.),

— 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.),

— вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)

Пример четырехстопного ямба:

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

Он Уважа́ть себя́ заста́вил __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

И лу́чше вЫдумАть не мо́г. __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

Пример пятистопного ямба (с псевдоударными слогами, они выделены заглавными буквами):

Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Но, ка́жетсЯ, нам неЕ за кЕм смотре́ть… __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Дактиль

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Основные размеры:

— 2-стопный (в XVIII в.)

— 4-стопный (с XIX в.)

— 3-стопный (с XIX в.)

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники! ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /

Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною… ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /

Амфибрахий

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Основные размеры:

— 4-стопный (начало XIX в.)

— 3-стопный (с середины XIX в.)

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром, __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /

Не с го́р побежа́ли ручьи́ — __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /

Моро́з-воево́да дозо́ром __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /

Обхо́дит владе́нья свои́. __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /

Анапест

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

Основные размеры:

— 4-стопный (с середины XIX в.)

— 3-стопный (с середины XIX в.)

Пример 3-стопного анапеста:

О, весна́ без конца́ и без кра́ю — __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
Без конца́ и без кра́ю мечта́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
И приве́тствую зво́ном щита́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /

Как запомнить особенности двусложных и трехсложных размеров?

Можно запомнить с помощью такой фразы:

ХОдит домбАй! Дама, вЕчером калИтку запирАй!

(Домбай – это не только гора; в переводе с некоторых кавказских языков означает «лев»).

х О дит

хо – значит хорей.

В слове хОдит два слога, а ударение на первом слоге.

Значит, двусложный размер с ударением на первом слоге – это хорей.

до мб Ай

мб – значит ямб.

В слове домбАй два слога, а ударение на втором слоге.

Значит, двусложный размер с ударением на втором слоге – это ямб.

Теперь перейдем к трехсложным стопам.

Слово ДАМА сложилось из первых букв названий трехсложных стоп:

Д – дактиль

АМ – амфибрахий

А – анапест

И в том же порядке к этим буквам относятся следующие слова предложения:

Д актиль

В слове ДАМА буква Д означает дактиль.

В слове ВЕЧЕРОМ три слога, ударение на первом слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на первом слоге – это дактиль.

АМ фибрахий

В слове ДАМА буквы АМ означают амфибрахий.

В слове КАЛИТКУ три слога, ударение на втором слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на втором слоге – это амфибрахий.

А напест

В слове ДАМА последняя буква А означает анапест.

В третьем слове (ЗАПИРАЙ) три слога, ударение на третьем слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на третьем слоге – это анапест.

Презентация «Двусложные размеры стиха»

Аннотация: Все в мире подчиняется своим законам и закономерностям. Даже такое прекрасное и волшебное явление, как поэзия имеет свои правила.

Презентация «Двусложные размеры стиха» познакомит учащихся с некоторыми особенностями стихосложения, а именно с стихотворным размером. Учащиеся узнают чем отличаются стихи от прозы, познакомятся с силлабической, силлабо-тонической и тонической системами стихосложения. Каждая система подробно рассмотрена на стихотворных примерах. Проведен анализ двусложных размеров стиха – ямб и хорей. Для закрепления материала учащимся предложено самостоятельно определить размер стихотворения. Благодаря использованию гиперрсылок и управляющих кнопок, презентация имеет удобную навигацию, что позволит сделать обучение более эффективным.

Какие существуют основные стихотворные размеры?

Ямб – двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный. Ямбом любил писать А.С.Пушкин. Четырехстопный ямб – наиболее распространенный стихотворный размер. Шестистопный ямб чаще встречался в произведениях восемнадцатого века.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись…

Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный. Вот пример стихотворения, написанного четырехстопным хореем:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Анапест – трехсложный размер стиха, в котором первые два слога безударные, а третий ударный.

Меж высоких хлебов затерялося

Небогатое наше село.

Амфибрахий также относится к трехсложным размерам стиха, в нем ударный слог находится между двумя безударными.

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел: был сильный мороз…

Дактиль – тоже трехсложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, за ним следуют два безударных.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Кроме того, различают еще такие размеры, как пиррихий, или по-другому дибрахий, когда в двусложных размерах стиха рядом стоят два безударных слога. Спондей – так в двусложных размерах стиха расположение рядом двух ударных слогов. В трехсложных размерах также есть дополнительные размеры: трибрахий – три безударных слога подряд; молосс – три ударных слога подряд. И некоторые другие.

Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя – Часть 16

И я судьбу благословил.

Если мы уберем союз и, то получим: «Я судьбу благословил. », т. е. приветствовал судьбу, которая прислала ему друга, благим, добрым словом. Меняется ли что-нибудь от того, что в начале строки стоит и? Вслушаемся в звучание стиха и увидим то, что осталось «за кадром»: моя судьба складывалась настолько несчастливо, что благословлять ее было не за что. Из одной ссылки — южной — я сразу попал в другую. Казалось бы, мне оставалось только проклинать мою судьбу. Но: «И я судьбу благословил. », когда ко мне приехал мой первый друг.

— Какую картину вы представляете при чтении следующих строк?

. Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Дети не сразу догадываются, что речь идет о колокольчике на конской дуге.

— На сколько частей можно разделить стихотворение и каким образом?

Дети увидят, что в стихотворении две строфы, каждая по пять строк, с рифмовкой АБААБ. Со слов «Молю святое провиденье. » начинается вторая часть стихотворения.

— Как вы понимаете строку: «Молю святое провиденье. »?

Провидéнье (Провидéние) — Бог, высшее существо, а также Его действия.

Прочитаем последние четыре строки стихотворения, найдем глаголы. Дети еще не встречались с такой формой повелительного наклонения в поэтической речи (им эта форма знакома только по восклицаниям: «Да здравствует. »). Поможем им понять эти строки: пусть «голос мой душе твоей / Дарует то же утешенье. », пусть «озарит он заточенье / Лучом лицейских ясных дней!». Эти слова можно назвать пожеланием.

— Как вы думаете, почему Пушкин не употребил пусть вместо да?

— «Да. дарует. да озарит. » Часто ли употребляется такая форма глагола в речи?

— Как вы понимаете слова утешенье, заточенье. О каком заточении говорит поэт?

Заметим, что эти слова и выражения редко употребляются в обыденной речи и придают стихотворению возвышенную торжественность.

— «. Пусть голос мой душе твоей. »: мог ли заключенный в Шлиссельбурге, а затем и сосланный Пущин услышать голос Пушкина? Как вы понимаете эту строку?

Прочитать стихи, написанные другом, — словно бы услышать его живой голос, который звучит как утешение в несчастии. Свяжем эту строку интонационно с двумя последними, чтобы детям было яснее их значение: «Да голос мой. озарит. заточенье / Лучом лицейских ясных дней!»

Мы помним, что Пушкин считал годы, проведенные в Лицее, лучшими годами своей жизни. Метафора помогает нам зрительно представить луч солнца, который проникает сквозь тюремное оконце в камеру заключенного и несет ему напоминание о счастье, о радости, согревает и дарит надежду.

— Найдите в стихотворении эпитеты.

— Произношение каких эпитетов необычно для нашего времени?

Слова уединенный и занесенный сейчас произносятся «уединённый», «занесённый».

— Какие чувства помогают выразить эти эпитеты?

— Почему автор использует восклицательные предложения?

Подскажем, что автор делает это, чтобы ярче выразить свои чувства, эмоции.

В классе с высоким уровнем литературного развития обратимся к особенностям послания как жанра.

* Стихотворение «И. И. Пущину» написано в жанре Послания. Его особенности:

Завершая работу с этим стихотворением, предложим прочитать его ученику, который не готовил это чтение дома.

Детей волнует вопрос: что же случилось с Пущиным дальше? Встретились ли они с Пушкиным?

Иван Иванович Пущин был осужден на вечную каторгу. С 1826 года в течение одиннадцати лет он работал в Нерчинских рудниках, где под землей, в шахтах, бывшие дворяне-декабристы, лишенные всех своих прав, добывали золото. Когда царь заменил ему работу в шахте поселением в Сибири, А. С. Пушкин был уже смертельно ранен на дуэли.

С 1839 по 1856 год (пятнадцать лет!) провел И. И. Пущин на поселении в сибирских городах Туринске и Ялуторовске. Тогда, в Сибири, он и написал записки об А. С. Пушкине. Новый царь — Александр II разрешил ссыльным декабристам вернуться на родину. Пущин прожил до 1859 года, пережив своего друга на 22 года.

IV. Двусложные размеры стиха

Теоретический материал дан в учебнике (с. 58—59).

Отношение детей к определению стихотворных размеров и умение делать это будет зависеть от того, с каким чувством подойдет к объяснению этого материала учитель. Работу со стихотворными размерами можно сделать очень увлекательной. Понятие ритма уже изучалось школьниками в 5 классе при работе со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях».

— Вспомните особенности поэтической речи.

* Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк.

Ритм — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени.

— Приведите примеры ритма в жизни.

* Стихотворный ритм создается с помощью равномерного чередования ударных и безударных слогов.

Далее мы можем опираться на статью учебника «Двусложные размеры стиха». В качестве примера ямба может служить стихотворение «И. И. Пущину».

Словесные определения ямба и хорея дети обычно запоминают плохо, поэтому будем стремиться не к заучиванию определений, а к пониманию сущности стихотворного размера. Дети, которые обучаются музыке, танцам и имеют развитое чувство ритма, легко осваивают умение определять размеры стиха. Некоторым эта тема дается очень трудно, и выработка соответствующего умения требует многократных тренировок. Сочинение стихотворений заданным размером активизирует творческие способности ученика и помогает ему лучше усвоить тему.

Определение размера стиха не может быть самоцелью. Оно направлено на дальнейшее развитие чувства ритма, которое, в свою очередь, способствует получению более полного эстетического наслаждения от поэзии.

В тетрадях запишем схемы двусложных размеров.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «И. И. Пущину» (по желанию).

Найти в сборнике стихов А. С. Пушкина по два стихотворения, написанные хореем и ямбом, и выписать из них в тетрадь по одному четверостишию, указать их размер и дать схему.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции стихотворения. Интонация как средство выражения поэтической идеи

I. Проверка домашнего задания

Прослушиваем выразительное чтение наизусть стихотворений «Узник» и «И. И. Пущину».

Выборочная проверка выписанных стихотворений (хорей, ямб). Работу одного из учеников проверим, вычерчивая на доске схемы выбранных им стихотворений.

Экспресс-задание

Предложим ученикам экспресс-задание: составить две стихотворные строки хореем или ямбом на любую тему (можно без рифмы). Важно, чтобы они выдержали размер. Выслушаем удачные строки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: