Проза любви в лирике Н

Нисколько не умаляя общественного значения стихотворений Некрасова, которые вписали в русскую лирику «рыдающие звуки» и заставили содрогнуться при виде страданий народных, нельзя не высказать о произведениях, где поэт исследует» тонкие движения человеческой души, изображает «жизнь сердца», проникает в сокровенные уголки внутреннего мира людей.

О «страницах любви» у Н. Некрасова говорят робко, пытаясь растворить их в гражданской лирике.
Объектом внимания поэта становится «проза в любви» с ее постоянными размолвками, ссорами и взаимными упреками. И тут художник остается верным правде жизни.

В стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди. » Н. Некрасов учит нас видеть светлое начало более того в самых горьких сюбытиях. Ведь ссора перестает быть страшной, когда ты знаешь, что за ней последует «возвращенье любви и участья».

Мастерство поэта заключалось в том, что он создал в любовной лирике два характера: лирического героя и лирической героини. Лирическая героиня — личность незаурядная, сильная, наделенная глубоким умом. Она подруга и единомышленница, способная поддержать в трудную минуту, принять важное решение, найти выход из сложных обстоятельств («Ты вечно хороша несравненно. «).

Для того чтобы представить себе лирического героя, откроем стихотворение «Застенчивость». В нем запечатлено одно из нелегких душевных состояний, которое переживает чем-либо смущенный или угнетенный человек. Лирический герой умен, наблюдателен, тонок, но жизнь не поддержала его надежд и он утратил веру в будущее.

Важным является то, что герой сам пытается понять, каковы асе причины его «бесталанной долюшки слезной», его «сознанья бессилья обидного», и находит ответ: «Придавила меня бедность грозная». Н. Некрасов психологически точно сообщает переживания человека, готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней чувствующего на ногах «гири железные».

Окружающая реальность может быть сурова не только по отношению к затаенной любви, но и к той, которая уже стала реальностью. В стихотворении «Тяжелый год — сломил меня недуг. » мир предстает в очень важных измерениях и обозначениях: беда — счастье — борьба — «жизнь без счастья» — противник — товарищ — любимая. Героиня была самым надежным оплотом, но все-таки «не пощадила». Причина этого не столько в ней самой, сколько в объективных обстоятельствах, в общей несчастливости жизни. Поэт не обвиняет, а оправдывает свою избранницу:

Истерзана, озлоблена борьбой.

Страдалица! Стоишь передо мной.

В любви, по Н. Некрасову, нет и не может быть застылости и однообразия. Вспомним стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно. » Оно увлекает и силой выраженного в нем чувства, и видением этапов любви, и найденной художником формой выражения этого чувства.

Самые первые строки — своеобразный конспект повести или романа, открывающие напряженность, динамизм отношений любви, их подневольность от воздействия мира: «Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат».

Любящие расстались на час. Их жизнь в разлуке изображается как терпеливое ожидание новой встречи:

Но с той поры, как все кругом меня пустынно,

Отдаться не могу с любовью ничему,

И жизнь скучна, и час длинно,

И холоден я к делу своему.

Постепенно в воспоминаниях герой возвращается к началу любви. Для него очевидно, что нарастание чувства сопровождается усилением сомнений.

Главенствующая роль в союзе двух сердец принадлежит вере. Не случайно слово «вера» или производные от него повторяются в тексте так часто:

Как ты хотела верить мне,

И как и верила, и колебалась снова,

И как поверила вполне!

Динамику чувства Н. Некрасов соединяет с диалектикой жизни. Так поэт помогает нам открыть в изменчивых формах бытия незыблемые ценности. Одна из них — любовь, творящая, возводящая свои вершины, делающая любой день счастливым.

Н. Некрасов показывает нам самые разные этапы любовного чувства, объединяя их подчас в одном произведении. Так происходит в стихотворении «Давно отвергнутый тобой. «. Вначале лирический герой предстает перед нами отчаявшимся, готовым к самоубийству, но далее возвращается счастье взаимности, а с ней и полнота жизни. Однако развязка оказалась неизбежной. Любовь ушла, и все кругом утратило привлекательности. Человеческие чувства не защищены от вторжения враждебного мира. Непредсказуемость судьбы создает ощущение трагизма.

В изумительной лирической миниатюре «Прости», по форме напоминающей заклинание (благодаря анафорическому повтору слова «не помни»), прослеживается подневольность любви от хода жизни:

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленъя, —

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

Герой наделен благородной памятью, ему горька мысль о расставании с былым. Он хочет, чтобы общее прошлое осталось светлым и в памяти его возлюбленной. Развитие авторской мысли занятно тем, что чувство признательности к пережитому истолковано как вероятность избежать болезненного разрыва. Тот, кто любил, должен быть внимательным и терпеливым. Он не имеет права сходить с пьедестала, на которой возвела его любовь. Благородством сердца измеряеются и апогей и закат чувства. Поэтому последние строки звучат как завещание:

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь, —

Благослови и не забудь!

«Любви светило» наделяется свойствами живого существа: оно «ласково всходило», согревало душу, сердце, вселяя в них надежду на вероятность преодолеть все неурядицы жизни. Эта метафора делает слова поэта особенно проникновенными.

Таким образом, прочитав более того немногие стихотворения, нельзя не согласиться с утверждением, что Н. Некрасов вписал в русскую литературу новые поэтические открытия сокровенных тайн сердца.

Любовная лирика Н. А. Некрасова

Первое стихотворение Некрасова о любви — «Когда из мрака заблужденья. » было опубликовано в 1846 году, последнее — «Говорящие письма» — в Между двумя этими своеобразными вехами — немало других любовных стихотворений («Давно отвергнутый тобою. », «Я посетил твое кладби’ще. », «Ах, ты, страсть роковая, бесплодная. »). Даже названия его стихотворений говорят сами за себя. Некрасов и вообще смотрел на жизнь довольно мрачно; а прочитав хотя бы одно из его стихотворений о любви, несложно понять, что и любовь он воспринимал вовсе не как праздник чувств, радостное явление, а как нечто темное, печальное и трагическое. Даже Чернышевский говорил, что эти стихотворения заставляют его «рыдать». Если же говорить о других критиках, то надо отмстить, что все они высоко оценивали любовную лирику Некрасова.

Стихотворение «Когда из мрака заблужденья. » написано в форме внутреннего монолога лирического героя. Но внимание его сосредоточено не столько на своих чувствах и думах, сколько на судьбе, на характере, на душевном состоянии падшей женщины, которую он «горячим словом убежденья» освобождает от «мрака заблужденья». Насколько необычно и потрясающе его трепетное отношение к презираемой всеми женщине! Как чутко он относится к ней, как деликатно убеждает в своем уважении, как просто приглашает войти в свой дом «хозяйкой полною»! Так же проникновенно он писал только о русском народе, что лишний раз подтверждает его откровенность и искренность в стихотворениях о любви.

Героиня стихотворения не названа по имени, но характер ее вырисовывается так же четко, как и характер лирического героя. Мы как будто видим несчастную подавленную женщину, низко склонившую голову, а рядом с ней — мужчину, держащего ее за руки и утешающего. Это стихотворение — миниатюра, зарисовка, несколько мгновений, выхваченных из человеческой жизни. Стихи эти овеяны и светлой печалью, и светлой радостью: «из мрака заблужденья» «дитя несчастья» идет к свету надежды на счастье взаимной любви. Это движение и является основой развития художественного мира стихотворения.

Еще одно стихотворение Некрасова о любви — «Еду ли ночью по улице темной. » роднит с первым то, что внимание лирического героя сосредоточено опять же не столько на себе, сколько на несчастной подруга Душевное состояние женщины, потерявшей ребенка, отражено в картине мрачной, пустой и холодной комнаты:

В комнате нашей, пустой и холодной,

Пар от дыханья волнами ходил.

Помнишь ли труб заунывные звуки,

Брызги дождя, полусвет, полутьму?

Здесь все — и холод, и «труб заунывные звуки», и дождь, так напоминающий неудержимые материнские слезы, — все говорит о смерти. У родителей даже нет денег на гробик сыну. Мать уходит:

И через час принесла торопливо

Гробик ребенку и ужин отцу.

Как мы помним, Сонечка Мармеладова, героиня «Преступления и наказания», совершила подобный же подвиг ради полуголодных родственников. И это не унизило ее в глазах Раскольникова. В стихотворении Некрасова точно так же героиня совершает грех в глазах общества и подвиг в глазах любимого.

Можно заметить, что, как и в стихотворении «Когда из мрака заблужденья. », героиня этого стихотворения — падшая женщина. Но ее падение происходит не от безнравственности, а от безысходности. Бедность и любовь заставляют ее переступить эту черту. Так у Некрасова переплетаются его «обычная» тема бедного человека и любовная история.

Большинство интимных стихотворений Некрасова автобиографичны. Многие посвящены А. Я. Панаевой. Они образуют так называемый «паиаевс-кий цикл», своеобразный любовно-психологический роман в стихах, писавшийся тридцать лет. В этом «романе» менее слышны социальные мотивы, чем в двух вышеназванных стихотворениях. Поэт с необычной для него откровенностью изображает радость и муки любви, ее поэзию и прозу.

Существует мнение, что на творчество Некрасова сильно повлиял Ф. И. Тютчев; «панаевский цикл» в чем-то повторяет «денисьевский цикл», во всяком случае проникнут тем же печальным настроением. Но важно то, что Некрасов, даже если прислушивался к творчеству других поэтов, все же оставался самобытным автором. Его любовная лирика, часто очень горькая, мрачная, даже зловещая, все же, как это ни покажется парадоксальным, представляет светлую главу его поэзии. Ведь любовь всегда светла, всегда очищает душу, в каком бы проявлении она ни пришла к человеку.
Похожие сочинения:

  • Народ в лирике М.О. Некрасова
  • Читая лирику А. Н. Некрасова
  • Лирический герой в произведениях Н. А. Некрасова
  • Художественное своеобразие поэмы М.О. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Крестьянская тема в лирике Н. А. Некрасова
  • Моральный выбор в лирике Н. А. Некрасова
  • Народность и гражданственность лирики М.О. Некрасова
  • Мотив дороги в лирике Н. А. Некрасова
  • Лирический герой Н. А. Некрасова

Тема любви и дружбы в лирике Пушкина

Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.

Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В лицейский период поэзия Пушкина еще во многом подражательна В это время юный поэт увлекается философией сладострастия. В стихотворении «Гроб Анакреона» поэт призывает «страстью пылкой утомляться» и провозглашает формулу всей своей лирики того периода:

Жизнью дайте ж насладиться;
Жизнь, увы, не вечный дар!

В стихотворениях лицейского периода Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью, дружеский пир, вино. Любовь для него — это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром и вином.

Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия, понимание любви как веселого развлечения сменится гражданскими мотивами, воспеванием гражданских доблестей. Пушкин переосмысливает основные темы своей поэзии, и любовь получает у него совсем иное освещение. В послании «К Чаадаеву» Пушкин как бы пытается примирить два совершенно разных направления: сентиментализм и классицизм. Поэт соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Любовь как интимная ценность в гражданской лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта — это, прежде всего, любовь к Родине. В стихотворении «К Чаадаеву» соединяются несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.

У Пушкина создается новая философия чувства любви. В послании «К Каверину» мы читаем:

Молись и Вакху, и любви
И черни презирай ревнивое роптанье.

Здесь любовь — это способ ухода от окружающего мира, от толпы. Об этом же Пушкин говорит и в стихотворении «К Плюсковой»:

Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой.

Чувство любви ставится на одну линию с внутренней свободой. Любовь помогает поэту уйти от мира в глубину своих чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим. В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина — это уже не «шалость юных лет», не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, всегда несчастна. Она, подобно листку из стихотворения «Сожженное письмо», горит в душе лирическою героя и сгорает за один миг, оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. Этот горький финал заставляет Пушкина разочароваться в романтической любви. Нужна ли поэту такая свободная, но разрушительная, опустошающая любовь, которая, кроме горя и боли, ничего не оставляет в душе? Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения.

Великий поэт отказывается от романтической любви. В Михайловском он еще раз переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти.

В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении «Я вас любил. » поэт провозглашает бескорыстную любовь:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк — в их простоте, безыскусности, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, — уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение «я вас любил. «, а также повторы однотипных словесных конструкций: «безмолвно, безнадежно», «так искренно, так нежно». Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение. Последняя строка звучит как бы на выдохе, — как страстное и прощальное пожелание.

В стихотворении «На холмах Грузии. » лирический герой тоскует по своей возлюбленной, но печаль его «светла», потому что она полна любовью. Такая любовь для Пушкина и есть долгожданное умиротворение и успокоение.

Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

Великий русский поэт показал, что любовь — это источник внутренней свободы и гармонии, источник творческого вдохновения. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье. «, посвященной Анне Петровне Керн, Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви. Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты возлюбленной лирического героя. Перед нами образ чистого, идеального проявления красоты. Только его явление способно рождать в душе поэта высокие чувства и вдохновение:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье.
И жизнь, и слезы, и любовь.

Мы видим, что тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период — это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую cтpacть. И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.

Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами. Соединение любви с гражданскими и патриотическими чувствами, сравнение возлюбленной с Родиной свойственно патриотической лирике Некрасова. «Как женщину, ты родину любил», — говорит он в стихотворении «Памяти Добролюбова». Также это свойственно Блоку («Россия») и Маяковскому («Письмо Татьяне Яковлевой»). Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества Лермонтова. Созданная же Пушкиным в последний период творчества философия самозабвенной любви будет творчески развита не только поэтами, но и прозаиками Гончаровым, Тургеневым, Толстым.

14916 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

maxsochinenie.ru

2020 Copyright. All Rights Reserved.

The Sponsored Listings displayed above are served automatically by a third party. Neither the service provider nor the domain owner maintain any relationship with the advertisers. In case of trademark issues please contact the domain owner directly (contact information can be found in whois).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: