Пророк пушкин какая лирика

Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества &#151 это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое отражение в его лирике.

Идеальный образ поэта воплощен Пушкиным в стихотворении «Пророк». Время написания &#151 1826 год. Это была тяжелая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов. Название и содержание стихотворения позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи, который находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир погряз в беззаконии и пороках. «И тогда прилетел. один из серафимов, и в руке у него горящий уголь». Ангел «удалил беззаконие» и «очистил грех» Исайи, поручив ему миссию по исправлению людей.

Пушкин дает в «Пророке» свою интерпретацию библейского сюжета. Его лирический герой не чувствует себя оскверненным беззаконием общества, но он не равнодушен к происходящему вокруг, хотя и бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку является посланник Бога:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, &#151
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.

Все образы здесь истинно пушкинские, несмотря на библейский сюжет. Они знакомы нам по другим его произведениям. Так, в «Подражаниях Корану» мы встречаем тот же образ одинокого путника:

И путник усталый на Бога роптал:
Он жаждой томился и тени алкал.
В пустыне блуждая три дня и три ночи.

Концовка данного цикла стихотворений также перекликается с воззванием и призывом к пророку:

Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй.

Мужественная энергия стиха, призыв проповедовать правду людям роднят «Подражания Корану» с «Пророком», но последний гораздо шире и богаче по содержанию.

Можно отметить также некоторые черты «Пророка» в более позднем стихотворении Пушкина «В часы забав иль праздной скуки. «. Духовное преображение поэта в этом стихотворении перекликается с физическим и нравственным преображением пророка, очищенного, опаленного в горниле человеческих страданий.

Явление «шестикрылого серафима» в «Пророке» помогает поэту обрести дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия:

Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, &#151
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход.
И дольней лозы прозябанье.

Отныне для поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и внутренним взором может постичь то, что недоступно обыкновенным людям. Действия серафима становятся все более жестокими, но дар, полученный героем, приобретает все большую ценность. Наконец настает момент наивысшего духовного подъема: через ряд мучительных превращений происходит обретение мудрости, истины. Взамен «грешного» языка серафим вкладывает в уста пророка «жало мудрыя змеи», а вместо сердца вдвигает «угль, пылающий огнем». Поэт-пророк слышит голос, повелевающий ему:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей &#151
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Суровым и торжественным воззванием, побуждающим поэта стать глашатаем правды, заканчивается стихотворение, посвященное высокому общественному и гражданскому назначению поэта и поэзии: Стихотворение «Арион», написанное в 1827 году, воссоздает в аллегорической форме трагические события декабристского восстания. Но если в «Пророке» автор размышляет о роли поэта и поэзии философски обобщенно, то в «Арионе» он проверяет жизнеспособность своих идей в конкретной трагической ситуации. Певец Арион связан со своими друзьями общностью взглядов, он стремится помочь им в их благородном деле своей смелой поэзией. Но его друзья гибнут. А поэт, несмотря на опасность, продолжает выполнять свою великую миссию, как истинный пророк. «Я гимны прежние пою», говорит пушкинский герой.

Раздумья о быстротечности жизни звучат в поздних произведениях Пушкина. Поэт предчувствует близкую гибель. Наступает время подвести итог своей творческой деятельности, оцепить значение поэзии. Своего рода поэтическим завещанием Пушкина оказалось стихотворение «Памятник», записанное в 1836 году. По теме это стихотворение восходит к оде римского поэта Горация. Первый перевод оды был сделан М. В. Ломоносовым. В дальнейшем эти мотивы развивал Державин в своем стихотворении «Памятник». Но разные поэты по-разному оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества. Пушкин уверен, что к его памятнику «не зарастет народная тропа». Он пророчески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

Великий русский поэт утверждает, что право на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал «чувства добрые». Пушкин дает точную и лаконичную оценку идейного смысла своего творчества, подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута духом свободы.

Концовка стихотворения &#151 традиционное обращение поэта к своей музе. Она должна быть «послушна» «веленью Божию», то есть голосу правды, и следовать к своей цели, не обращая внимания на «хвалу и клевету» невежественных глупцов.

Тема одиночества поэта среди толпы поднималась Пушкиным во многих стихотворениях о положении поэта в обществе. Так, в стихотворении «Поэту» он писал:

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

А в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» мы встречам те же выражения, когда Пушкин размышляет о славе:

Что слава? шепот ли чтеца?
Гоненье ль низкого невежды?
Иль восхищение глупца?

Не надо думать, что Пушкин превозносил себя над людьми, говоря о «невеждах» и «глупцах». Он просто подчеркивал независимость своих суждений, свое право поэта идти туда, «куда влечет его свободный ум». И тут Пушкин высказался однозначно. Возьмем его стихотворение «Из Пиндемонти». Быть свободным, по Пушкину &#151 значит стоять в стороне от общественных волнений, не отождествляя себя ни с одной из социальных групп:

Зависеть от царя, зависеть от народа &#151
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать: для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! Вот права.

Пушкин о роли поэта и поэзии

Кто такой поэт? Каково его место в жизни? Может быть, он выше других и имеет право учить людей тому, как нужно жить? Или он должен быть просто зеркалом, отражающим в своей поэзии судьбы страны и чувства людей? Или, наконец, поэт имеет право только на отражение в поэзии своих собственных мыслей и чувств? В лирике Александра Сергеевича Пушкина мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы дает великий русский поэт на некоторые из этих нелегких вопросов.
Рассматривая эту тему в творчестве А. С. Пушкина, в первую очередь следует обратиться к его поэтическому шедевру “Пророк”, написанному в 1826 году. Название и содержание стихотворения говорят нам об использовании Пушкиным библейской легенды о пророке Исайе, который находится в отчаянии, видя порочность людей, и чувствует себя оскверненным. Согласно легенде, серафим очищает пророка от греха и, повинуясь воле Господа, тот должен выполнить миссию по исправлению людей. В “Пророке” мы находим интерпретацию Пушкиным этой библейской легенды.
Герой стихотворения находится в удрученном состоянии, он томим “духовной жаждой”, и тут ему является посланник Божий “шестикрылый серафим”. Вдруг с поэтом происходят чудесные превращения. Он наделяется необычной для человека остротой видения окружающего мира. Его ощущения описаны в следующих строках:

Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Далее Пушкин пишет:

Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

Теперь поэт посвящен в тайны мирозданья и одарен тонким чувством восприятия внешнего мира во всем его разнообразии. Он избавлен от сомнений и страха, а в его груди горит “угль, пылающий огнем”.
Открывшиеся для поэта возможности, с одной стороны, возвышают его над людьми, а с другой, — возлагают на него невероятно трудную задачу. Подобно тому, как в библейской легенде пророк Исайя наделяется Господом ответственной миссией, в пушкинском “Пророке” “Бога глас” взывает к поэту:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Такой видит свою миссию Пушкин. Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но будучи поэтом, обращается к нашим сердцам. Поэзия апеллирует не к разуму, а к душе. То есть можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия — это часть духовной жизни человека. А роль поэта — пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нем.
Дальнейшее развитие темы роли поэта и поэзии мы находим в стихотворении Пушкина “Арион”, написанном в 1827 году. Оно сложилось у поэта под впечатлением декабристского восстания, в котором лучшие люди страны, среди которых были и его друзья, потерпели поражение, борясь за отмену крепостничества в России. Если в “Пророке” Пушкин раскрывает тему роли поэта обобщенно-философски, то в “Арионе” он проверяет жизнеспособность этих идей в конкретной ситуации, воссоздавая в аллегорической форме трагические события 1825 года:

. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я- беспечной веры полн,
Пловцам я пел.

Пловцы погибли, но певец Арион сохраняет веру в их идеалы: “Я гимны прежние пою”. Пушкин дает тем самым понять, что роль поэта не только в озвучивании каких-либо идей, но и в верности им. Несмотря на поражение декабристов, Пушкин не изменил их общей вере в лучшее будущее России. Не оглядываясь на опасность подвергнуться преследованию, поэт продолжает развивать в своем творчестве вольнолюбивую тематику.
Если в “Арионе” Пушкин как бы примеряет свою пророческую роль к конкретным жизненным обстоятельствам, то в написанном поэтом спустя девять лет известнейшем стихотворении “Памятник” (1836 г.) он уже дает оценку своей роли поэта. Мысленно подводя черту под своим творчеством, Пушкин выражает уверенность в том, что воздвигнутый им “памятник нерукотворный” дает ему бессмертие. Великий поэт считает, что справился со своей ответственной миссией:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Подводя итог, можно сказать, что Александр Сергеевич Пушкин не только раскрыл в своей поэзии тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказал, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чем мечтал Пушкин, к чему он призывал в своих стихах, сбылось. А самое главное — его поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств.

24149 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Пушкин о роли поэта и поэзии

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Пушкин и Лермонтов. Два великих русских поэта. Они смогли достичь высочайших вершин в творчестве, и все потому, что их произведения являлись исповедями, в которых поэты сжигали себя дотла, чтобы потом возродиться заново. Величие этих людей в том, что их творения не умирали вместе с ними, а продолжали жить, пробуждая в человеческих душах самые лучшие качества. Они были совестью нации, властителями дум, выразителями чаяний народных. Это о них сказал Евтушенко: «Поэт в России — больше, чем поэт». И это действительно так. Судьба и творчество русского поэта были неразрывно связаны с жизнью общества, с его нравственными и духовными интересами. Святую миссию поэзии они видели в служении своей Родине и своему народу.

Звание Поэта всегда было самым почетным, самым великим из человеческих званий. А тема «поэта-гражданина», «поэта-пророка» приобрела такую обобщенность и глубину, что навсегда вошла в самое существо наших суждений о поэте и его жизненной позиции. Имена Пушкина, Лермонтова в этом смысле стали чуть ли не нарицательными. Они били во все вечевые колокола, чтобы пробудить человеческую душу.

Образ поэта-пророка Пушкин впервые использовал в стихах, где пытался утвердить свой взгляд на то, каким должен быть настоящий поэт. Его идеал — человек, одаренный «высокой мыслью и душой», ни перед кем не склоняющий «гордое чело», ничего не страшащийся. Именно о таком поэте он говорил в своем стихотворении «Пророк», где показал трудный процесс ревращения простого смертного человека в глашатая истины. В основу своего произведения Пушкин положил образ библейского пророка — проповедника правды и беспощадного обличителя грехов и беззаконий власти. Некоторые мотивы поэт взял из книги самого пламенного и вдохновенного из пророков, Исайи, погибшего мучительной смертью. Величественно-торжественно передает Пушкин приход высшего знания к пророку:

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Чувствам пророка стало подвластно все, он научился проникать в суть явлений, в глубь событий. Но чтобы получить эти знания, человеку пришлось принести себя в жертву, Только через мучения, через страдания он превратился в пророка:

И вырвал грешный мой язык.

Стихотворение Пушкин закончил призывом, в котором выразил назначение поэта и поэзии:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Русская поэзия после Пушкина не только продолжала развивать его идеи, но и вступила с ним в спор. Если Пушкин — это мера, гармония, то Лермонтов — безмерность, диссонанс. Белинский, сравнивая этих двух поэтов, предлагал не упускать из виду то обстоятельство, что Лермонтов — «поэт уже совсем другой эпохи». Эта эпоха полна трагического, и именно она сформировала мировоззрение молодого наследника пушкинской славы. Его учителю довелось испытать горечь непонимания, часто голос великого поэта звучал как глас вопиющего в пустыне. Пушкинский поэт-пророк не всегда бывал понятен окружающим. Но поэт Лермонтова изведал не только одиночество и непонимание. Он уже фигура явно трагическая. Его гибель в мире зла неминуема. Лермонтов жил в то время, когда за правду платили жизнью. Поэтому знаменитое стихотворение «Смерть поэта», возвестившее России о гибели Пушкина и о рождении Лермонтова, было воззванием к народу подняться за свою «честь», за свою «гордость», за свою «свободу», за «сердце вольное», за «дивный гений» своего поэта. В гении поэта — гений народа.

Восстание поэта «против мнений света» было прообразом великих битв, которые будет вести народ за свое собственное освобождение. И не случайно стихотворение, начинающееся словами «Погиб поэт», заканчивалось пророческим предсказанием:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Тема поэта и поэзии: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина сводится к осознанию им роли поэта (т.е. себя самого) и задач создаваемой им поэзии — кто есть поэт, чего он должен этому миру? Это главнейшая тема во всем творчестве Пушкина.

Тема поэта в ранние годы Пушкина

В ранние годы (в 1820-е) Пушкин считал обязанностью поэта роль пророка, изречение непреложных истин. Позднее он становится оратором, задача которого — сообщить своим современникам о том, как им следует жить и каких принципов придерживаться.

Из стихотворения Пророк (1826 год) видно, что Пушкин считает поэта посланником бога на земле (. Исполнись волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей). Согласно этому стихотворению, у поэта есть долг — перед обществом и перед богом. Жанр этого стихотворения — духовная ода, т.е. ода самому богу.

Причем ранние пророчества Пушкина — это пророчества политические. Он учит царей править мудро и грамотно, объясняет им (например, в оде Вольность), что может последовать в случае невыполнения законов.

Переосмысление взглядов на поэзию

К концу 1820-х годов взгляды Пушкина переосмысляются. В 1828 году он создает стихотворение Поэт и толпа, являющееся полемикой с самим собой, с Пророком. Здесь видно, что Пушкин понимает — от публичных выступлений поэта толку будет мало, народ все равно не поймет смысла его творчества, или поймет его превратно (И толковала чернь тупая: Зачем так звучно он поет?). Пушкин гонит такую толпу прочь и формулирует Кодекс чистого искусства, согласно которому поэзия — это только источник наслаждения, а не польза обществу. По этому поводу он пишет стихотворение Поэту (Поэт, не дорожи любовию народной. ), где объясняет, что поэт должен зависеть лишь от себя самого.

Воплощением принципов, изложенных там, является стихотворение Из Пиндемонти. Долгое время считали, что это перевод некоего итальянского поэта, но на самом деле — это самостоятельное произведение Пушкина, посвященное свободе поэта от народа и политики (Иная, лучшая, потребна мне свобода). Здесь мы можем наблюдать связь с темой свободы в творчестве Пушкина: поэт должен быть независимым в своем творчестве, его не должен волновать ни царь, ни общество, ни какие-то выдуманные требования. Однако в стихотворении Поэт он также замечает, что поэту позволительно считать себя Поэтом лишь в минуты творчества (Пока не требует поэта к священной жертве Апполон. ). Когда он пишет, он велик. Во все остальное время — такая же чернь, как и все остальные.

Коммерческая поэзия и Пушкин

Не стоит забывать и о том, что Пушкин стоял у истоков коммерческой журналистики и литературы в России. Он первым пришел к выводу, что не продается вдохновенье, но можно рукопись продать (в стихотворении Разговор книгопродавца с поэтом, 1824 год), т.е. к тому, что литературой как ремеслом можно зарабатывать на жизнь, и это не стыдно. Раньше писателям подобное в голову не приходило, литературу понимали лишь как увлечение. Сам же Пушкин практически не печатался бесплатно.

Пушкин о поэте и поэзии: итог

В итоге, Пушкин приходит к мнению, что главная его заслуга в творчестве — это именно воспевание свободы, как творческой, так и политической. Он пишет сам себя стихотворение Я памятник себе воздвиг нерукотворный, по аналогии с Памятником Горация. Он считает, что может гордиться тем, что его творчество было свободным, несмотря на непростую ситуацию в стране. И именно за это его и должны запомнить и современники, и потомки. Пушкин живет с мыслью, что он — литературный гений России, но в то же время он верит, что истинная его слава начнется лишь после его физической смерти.

Это стихотворение — своего рода лебединая песнь Пушкина, в которой он сам подводит итоги своего творчества.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Тема свободы в лирике поэта Пушкина: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЛюбовная лирика Пушкина: «К***», «На холмах Грузии», «Я вас любил. »

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: