Проклятие Лермонтова

Все мы со школьной скамьи знаем, что в 1814 году в Москве родился, а в 1841 году, у подножия горы Машук, на дуэли был убит классик русской литературы Михаил Юрьевич Лермонтов . Казалось бы — ничего особенного, сколько их, классиков рождается и умирает — Пушкин и Гоголь, Достоевский и Толстой, Есенин и Маяковский . Но это только на первый взгляд. А если внимательней присмотреться, то можно заметить, что ровно через сто лет после рождения поэта началась первая мировая война, а через сто лет после смерти, началась вторая для России Великая Отечественная война.

Первой (в середине 50-ых годов) на эти так называемые малоприятные «столетние юбилеи» обратила внимание известная русская поэтесса — Анна Андреевна Ахматова . Другие исследователи мистики пошли несколько дальше и предложили обратить внимание не только на «столетние юбилеи» Проклятия Лермонтова , но и на промежутки в 50 и 25 лет, которые в негативном свете отразились на государстве Российском; и вот что из этого вышло:

1891 — в Российской империи начался голод, который охватил 17 губерний с населением в 36 000 000 человек.
1914 — началась первая мировая война.
1939 — началась советско-финская война и вторая мировая.
1941 — началась вторая для России Великая Отечественная война.
1964 — был спланирован и осуществлен заговор против первого секретаря ЦК КПСС (т.е. главы государства) Никиты Хрущева.
1991 — развал коммунистической сверхдержавы — СССР.

В 2014 году страна будет праздновать двухсотлетие со дня рождения гениального поэта, но не омрачится ли оно очередным потрясением для России?

Есенин — поэзия в цвете

Использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта и его внутреннее самоощущение. Однако еще А.Блок писал в своей статье «Краски и слова», что современные писатели «отупели к зрительным восприятиям» и воспитывают душу читателя среди абстракций и отсутствия света и цвета. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесет в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Как народному поэту, Есенину оказалась близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи. В первую очередь, это синева и залитые голубизной рязанские пейзажи, которые стали превалировать в его поэтических творениях: «В прозрачном холоде заголубели долы», «Голубизна презримой гущи». Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое: «Несказанное, синее, нежное…». Поэт даже саму Россию ассоциировал с синим цветом, говоря, что в этом слове есть «синее что-то». Хотя в другом стихотворении Есенин «одел» Русь в алые одежды и зеленую шаль.

Следующий цвет, которым поэт умело окрашивал свое поэтическое творчество, — это желто-золотой: «Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота». Для поэта это не цвет осени и увяданья — кстати, желтой палитрой поэт даже рисовал свой автопортрет: «Эти волосы взял я у ржи». Однако в некоторых стихах желтый цвет становится цветом горечи и беспросветности: «Весной и солнце на лугу/ Обвита желтая дорога,/ И та, чьё имя берегу,/ Меня прогонит от порога.…». Мрачными грязно-желтыми красками насыщена и поэма «Пугачев»: «Желтые кошки казацких голов», «Зари желтый горб».

Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет: «О Русь – малиновое поле…», «Тлеется дым у малиновых сел». Хотя этот насыщенный сочный цвет не очень присущ поэзии Есенина, и поэт чаще пользуется другими красками: «Выткали на озере алый свет зари», Красной водой поливает восход», ««На закат ты розовый похожа…».

Использование контраста белого и черного было очень характерно для древнерусской литературы, где «черный» олицетворял силы зла. Это нашло свое отражение в поэме «Черный человек», где злые силы поэт выделил только этой краской. Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина — как «белоснежное перо».

Есенин нередко использовал и такой прием: он, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга. К примеру, в стихотворении «Дымом половодье» общим фоном является желтый («Жёлтые поводья/ Месяц уронил»), который затем переходит в рыжий («Церквами у прясел/ Рыжие стога»), а заканчивается стихотворение в черных и темно-синих тонах: «Чёрная глухарка/ К всенощной зовет/ Роща синим мраком/ Кроет голытьбу». В поэзии Есенина цвет имеет и символическое значение: «красный конь» как символ революции или «черный конь», всегда несущий смерть.

Стихотворения

Военная лирика.Стихи посвященные войне.Симонов,Твардовский,Высоцкий,Ахматова.

И бойцы вокруг неё толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать — это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть.

Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.

Стихи,положенные на музыку,о войне знаменитых поэтов.Гамзатов,Высоцкий,Окуджава,

Война нас гнула и косила,
пришел конец и ей самой.
Четыре года мать без сына,
бери шинель, пошли домой.

К золе и пеплу наших улиц
опять, опять, товарищ мой,
скворцы пропавшие вернулись,
бери шинель, пошли домой.

Небольшие детские стихотворения о летних и весенних цветах.

Стихи о России для детей, школьников на 12 июня на День Независимости

Россия, Россия, великая сила,
Великая сила, бездонная Русь,
В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я
И с нею останусь навеки, клянусь!

Ахматова, Пушкин, Есенин, Лермонтов — стихи классиков о России

Красивые и забавные детские стихотворения о любимых домашних животных.

Если денёк выдаётся погожий,
Лошадь гуляет в калошах хороших.

Стоит просыпаться первой пороше-
Лошадь выходит в калошах поплоше.

Если же лужи на улице сплошь,
Лошадь гуляет совсем без калош.

Что же ты, лошадь, жалеешь калоши?
Разве здоровье тебе не дороже?

Красивые детские стихи про маму. Поздравления маме.

Небольшие стихотворения русских поэтов о природе родного леса

Стихи, посвященные ветеранам — фронтовикам Второй мировой войны.

Красивые стихотворные произведения Есенина о природе и Родине.

Я не знаю, то свет или мрак?
В чаще ветер поет иль петух?
Может, вместо зимы на полях
Это лебеди сели на луг.

Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою легкий мороз!
Так и хочется к телу прижать
Обнаженные груди берез.

Стихи классиков

Задумывались ли Вы когда-нибудь о происхождении сленгового слова «класс», которое сейчас так популярно среди молодёжи? Классный — первоклассный — классический — образцовый. Стихи классиков всех времён и народов — тот самый образец мыслей, чувств, тем, который отражает в себе весь человеческий мир с его противоречиями, болью, счастьем. Тот, кто не только понаслышке знает настоящих классических поэтов, по-настоящему культурный человек.

Многие культуроведы по праву приравнивают понятие классического к древнегреческому. Действительно, культура Античности стала образцом, на который ориентировалась мировая поэзия в течение многих последующих веков.

  • Луций Анней Сенека — древнеримский поэт, живший около IV века до н. э. («О развалинах Греции»)
  • Гораций — древнеримский поэт, живший около VIII века до н. э. («Оды»)

Высокий, торжественный стиль стихов этих классиков стал примером для подражания для многих более поздних поэтов.

Бессмертная классическая поэзия Данте, Петрарки и Боккаччо выводит на авансцену личность с его внутренними переживаниями. Культура наконец оторвалась от тяжёлых тем и обратила свой взор на мятущуюся в поисках любви и истины душу простого человека. Стихи классиков этой эпохи — чувственность и лёгкость: «Стихи о каменной даме» Данте, волшебные сонеты Петрарки, «О женщина, услада из услад. » Боккаччо.

Имена европейских классических поэтов известны всему миру: Шекспир (знаменитые пьесы), Байрон («Сердолик»), Гёте («Фауст»), Шелли («Прогулки дьявола»), Гейне («Бродячие крысы»). Продолжая поэтическую традицию эпохи Возрождения, эти поэты продолжали поклоняться культу личности, но это поклонение обостряется философскими поисками. Их романтика оборачивается трагедией в результате этих поисков смысла жизни и предназначения человека.

Поистине классическими стали хокку и танка — жанры японской поэзии, в которых пробуют себя многие поэты. Стихи классиков Востока очень жизнеутверждающие и философские. Они заставляют задуматься о самых глубинных проблемах человеческого бытия.

  • Бабарахим Машраб — узбекский поэт, живший в конце XVII века, писал стихи в жанре так называемых газелей — изящные и лёгкие, как эти дикие животные
  • Такубоку — японский классик конца XIX века, чьи стихи знает наизусть любой японский школьник

Русская классическая поэзия берёт своё начало со стихов великого Пушкина, которые были написаны лёгким и понятным языком. Стихи классиков «золотого века» русской литературы отличались самобытностью, так как могли вобрать в себя всё: и романтику, и реализм, и трагедию, и юмор.

  • Пушкинские эпиграммы едки и насмешливы: «На Аракчеева»
  • Лермонтовская поэзия глубока и трагична: «Дума»
  • Лирика Фета — энциклопедия философии бытия: цикл стихов «Снега»
  • В стихах Тютчева — два полярных мира — ночной и дневной: «О чем ты воешь, ветр ночной. «

Спустя век сложная историческая обстановка в России спровоцировала новый всплеск в поэзии. Есенин, Бунин, Блок, Цветаева, Ахматова, Гумилёв — это неполный список классиков того времени. Красивое название «серебряный век» не передаёт того ужасного мироощущения, с которым сталкивается человек в страшное для России время. Всю его боль, все его мучительные вопросы без ответов звучат в стихах русских классиков того времени.

Стихи классиков — это та часть мировой культуры, которая никогда не иссякнет, словно родник, напояющий сердца людей красотой и истиной.

Стихи классиков

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: