Пересказ и составление плана (по прочитанному)

1. Прочитай произведение.

2. Определи главную мысль, сформулировав её в нескольких предложениях.

3. Раздели произведение на части.

4. Озаглавь каждую часть.

5. Прочитай заглавия и проверь, передают ли они текст достаточно точно; не выпали ли из твоего внимания какие-то эпизоды.

6. Перескажи произведение по плану.

Характеристика персонажа (художественного образа человека)

Персонажи бывают: главные, второстепенные и эпизодические.

1. Внешний облик:

  • портрет-лицо, мимика, жесты, фигура, манера поведения;
  • речь-темы высказываний, формы речи;
  • костюм.

2. Внутренний облик:

  • характер персонажа — сильный — слабый, волевой — безвольный, цельный -противоречивый;
  • характеристика-авторская, самохарактеристика, отзывы окружающих.

3. Мир вещей, в котором живёт персонаж (интерьер).

4. Мир природы, в котором живёт персонаж (пейзаж).

5. Общество, в котором живёт персонаж.

6. Прототип (его наличие или отсутствие).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВА

воспитатель Смирнова Надежда Сергеевна

Вступительное слово воспитателей.

II тур — «Путешествие Муравьишки».

III тур — «Угадай, кто это».

Игра со зрителями

Подведение итогов и награждение победителей.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы вновь собрались с вами на литературный вечер, посвященный творчеству Виталия Бианки.

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

(стихотворение может прочитать ребенок)

Для того чтобы нам провести литературный вечер — викторину нам необходимо разделиться на команды.

Посмотрите, на столе разложены фишки, герои произведений Виталия Бианки, подойдите к столу выберите себе фишку и займите стол, где нарисован такой же герой, как и на вашей фишке. (на выбор воспитателей)

Уважаемые родители обратите внимание на то, что мы учимся работать в группах, а в группах (командах) главное уметь слушать друг друга, договариваться и принимать совместное решение.

Для зрителей у нас есть тоже задание. Посовещавшись между собой, пожалуйста, выберите членов жюри. Жюри у нас должно быть справедливым. (можно еще предложить — цветные фишки, т. е. все фишки одинакового цвета, а у нескольких (по количеству жюри) на обратной стороне отличительный знак, кому досталась фишка с меткой тот в жюри)

Ребята разделились на команды и теперь в каждой команде необходимо выбрать капитана. Посовещайтесь и решите, кто в вашей команде будет капитаном. Не переживайте капитанами смогут побыть все, так как на каждый конкурс вы будете выбирать нового капитана.

Итак, все вопросы мы разрешили и готовы начинать нашу литературную викторину.

— Мы будем загадывать командам загадки, чья команда быстрее ответит, та получит — 1 балл.

  • Пёстрая крякушка ловит лягушек. (Утка)
  • Зелена, а не лук, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза)
  • Утром ползает, в полдень неподвижна, вечером летает. (Бабочка)
  • В поле котелок стоит в нём точно вода кипит, а дров никто не подкладывает. (Муравейник)
  • Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
  • Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
  • Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)
  • Бела, как снег, черна, как уголь. вертится, поёт, как бес и улетает в лес. (Сорока)
  • Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды с первым снегом тут как тут. (Снегирь)
  • У маленькой скотинки — сто серебряных монеток на спинке. (Рыба)
  • Волосата, зелена в листьях прячется она хоть и много ножек, бегать всё равно не может. (Гусеница)
  • Под водой живёт народ, ходит задом наперёд. (Раки)
  • Выпуча глаза сидит, непонятно говорит, родилась в воде, а живёт на земле. (Лягушка)
  • Зелёный поясок в траве затерялся. (Ящерица)
  • Не зверь, не птица, а нос, как спица. (Комар)
  • Кто шляпу носит, а здороваться не умеет. (Гриб)
  • Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)
  • Не птица, а летает, с хоботом, а не слон. (Муха)
  • Мальчишка в сером армячишке по двором шныряет крохи подбирает, по полям ночует, коноплю ворует. (Воробей)
  • Гудит мохнатенькая, летит за сладеньким. (Пчела)
  • Летит — воет, сядет — землю роет. (Жук)
  • В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот)

Жюри подводит итоги, а мы продолжаем нашу игру, и переходим ко второму туру.

II тур «Путешествие Муравьишки»

— Каждой команде раздаются конверты, в которых находятся картинки с насекомыми из сказки Виталия Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Ребятам необходимо как можно быстрее разложить насекомых в том порядке, как они помогали Муравьишке добраться до дома. За правильный ответ — 3 балла.

Гусеница-землемер = паук-сенокосец = жужелица = жучок-блошачок = кузнечик = водомерка = майский жук = гусеница-листоверка

Жюри подводит итоги, а мы продолжаем нашу игру, и переходим к третьему туру.

III тур «Угадай, кто это?»

— Ребятам по описанию предлагается угадать персонажей произведений В. Бианки, вспомнить, как называется рассказ или сказка. За правильный ответ — 2 балла.

  1. «Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат» (Паук — сенокосец. «Как муравьишка домой спешил»)
  2. «Глядь — бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (Водомерка-клоп. «Как муравьишка домой спешил».)
  3. «На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху — дёрг! И закачался он на шёлковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница. «Как муравьишка домой спешил».)
  4. «Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок — прыг! — и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень». (Ящерица. «Первая охота».)
  5. «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и — один воздух вышел из них. Никакого пения». (Лягушки. «Кто чем поёт?»)
  6. «Один крошечный Жучок идёт себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнёт в него липкой едкой струйкой — прямо в нос попал!» (Жук-бомбардир. «Первая охота».)
  7. «Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков — длинные задние лапки коленками назад. На крыльях — зазубренки, а на ножках зацепочки. Трёт она себя ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает — стрекочет». (Саранча. «Кто чем поёт?»).
  8. «Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, — то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только!» (Аист «Кто чем поёт»)

Пока жюри подводит общие итоги, мы с ребятами немножко отдохнем. И поиграем в игру «Летает, не летает». Если птица летает, вы машете руками, а если не летает, вы приседаете.

Я в фиалковый Тебя раскрашу

_____И пропустить сквозь себя —
_____Напряженно-больное молчание,
_____Познаваемое в расстоянии —
___________________________Ладо

привыкание. расстояния.
между песнями.. вместо — если я.
расставания. письма дальние.
между встречами. вместо — речь моя.

Я в фиалковый Тебя раскрашу,
Мягкий нежный тепложивой.
Принесу Тебе чая и даже
Лимонных долек. Буду с Тобой
Столько, сколько захочешь…
Мало не напророчишь!

Сквозит. сквозь щелку между рамами.
Грозит мне осень боли шрамами.
Я согреваю руки нежностью.
Я изымаю слезы в грешности.

Привыкать привыкла.
Тыква не превращается в карету.
Свету не пробиться сквозь ночь.
Прочь улетают усталые мысли.
Скисли вчерашние сладкие сливки.
Прививки не сделать от Тебя…
Я… привыкаю
Любя…

Урок литературного чтения по теме «В.В. Бианки. «Сова»

Цели. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки; развивать навыки выразительного, беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать умение анализировать характер и поступки героев; учить выявлять авторскую позицию и формировать свое отношение к прочитанному; прививать любовь к чтению художественной литературы.

Оборудование. Карточки по чтению, мультимедийная презентация-сопровождение, значки с моделями литературных жанров, фигурки персонажей сказки на магнитах.

Ход урока.

1. Организационный момент.

У. Каждый день мы с вами совершаем трудное, но очень увлекательное путешествие.

Что же это за путь, по которому мы идем все вместе? (Путь познания, открытий).

У. Каждый день мы берем с собой в дорогу багаж знаний, который становится все тяжелее. Интересно, приобретенный груз знаний облегчает вам путь или осложняет? (Чем больше знаний, тем легче идти по дороге открытий).

У. Вот и сегодня я предлагаю отправиться за новыми открытиями. Вы готовы?

А для этого, как всегда, нам необходимо потренироваться в умении быстро и правильно читать.

2. Работа по формированию и автоматизации технических навыков чтения.

У. Прочитайте словосочетания.

Подчеркните те, которые имеют отношение к обеду.

Сверьте свои ответы с ответами соседа по парте.

У. Прочитайте словосочетания, добавляя в каждое одно слово, подходящее по смыслу. Чтение вслух.

Карточка по чтению 1.
Пятнышко на рубашке. Картошка с луком. Обложка журнала. Хмурый день. Наливное яблочко. Лист бумаги. Кормушка на дереве. Полковник Романов. Тормозной путь. Чесночный соус. Заплечный мешок.

У. Прочитайте предложения самостоятельно. Какие слова встретились впервые и были непонятны? (Словарная работа). Чтение предложений несколькими учениками.

Чтение предложений с диктором. (Для неуверенных в себе детей).

У. Подчеркните названия профессий, о которых говориться в тексте. Проверьте себя.

На доске: гончар, кузнец, булочник.

Карточка по чтению 2.
Шумит людный базар. Раннее утро, а народу полно. Гончар нахваливает пузатый горшок и тонкий кувшин. Кузнец показывает подковы и кованую утварь. Булочник положил в ажурные сухарницы булки, пирожки и калачи. В полдень базар затихнет. Уйдут отдыхать мастеровые люди.

У. Какие задания поправилось выполнять?

3. Формирование учащимися темы и цели урока.

У. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением.

А кто является автором произведения, вы сможете узнать, если из предложенных мною фамилий, выделите одну, по какому-либо признаку.

На доске: Пушкин, Пришвин, Бианки, Плещеев, Паустовский.

У. Объясните, почему вы сделали такой выбор.

У. Действительно, сегодня мы будем продолжать знакомство с творчеством В.В. Бианки.

У. Теперь попробуем определить название произведения.

На доске фотографии животных: медведь, жираф, собака, белка, лев, олень, пантера.

У. Посмотрите на фотографии. Прочитайте слова на карточке (у каждого ученика на парте карточка). Соотнесите прочитанное с увиденным и определите лишнее слово по двум признакам. Оно и будет названием произведения. (Сова).

Объясните, почему вы сделали такой выбор.

Карточка 3.
Белка, медведь, собака, сова, жираф, олень, пантера, лев.

У. Сформулируйте тему нашего урока.

На доске: Виталий Валентинович Бианки. «Сова».

У. Пользуясь опорными словами, поставьте цель урока.

Познакомиться с произведением…….

4. Подготовительная работа.

У. Что вы знаете о сове?

У. Символом чего является сова?

У. В мире насчитывается около 130 видов сов. На территории России встречается 16.

У. Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент о самых крупных совах.

У.Что нового узнали?

5 .Открытие нового знания. Чтение сказки В.В. Бианки «Сова».

1. Словарная работа.

У. Посмотрите, есть ли в тексте слова из словарика. Прочитайте их значение.

2. Чтение текста подготовленными учениками. (1 и 2 часть).

3. Смысловое прогнозирование.

У. Как вы думаете, что произойдет дальше?

У. Давайте послушаем, что об этом говорит Бианки.

4. Обмен впечатлениями.

У. Понравилось ли вам произведение Бианки?

У. Почему в жизни старика возникла сложная ситуация? (Он нарушил порядок вещей, закон целостности мира).

6. Релаксация.

У. В.В. Бианки любил наблюдать за живой природой. Я вас тоже приглашаю в зоопарк понаблюдать за « братьями нашими меньшими».

(Дети встают и подходят к доске).

На доске фотографии животных: крокодил, обезьяна, медведь, носорог, лев.

Фотографии закрыты. Дети открывают по одной.

У. Составьте предложения о понравившихся животных.

У. Назад возвращаемся на лошадях. Имитируем стук копыт лошади

7. Продолжение работы с текстом.

1. Самостоятельное чтение с выполнением заданий.

У. Прочитайте текст еще раз и запомните всех действующих лиц сказки.

У. Приготовьтесь ответить на вопрос, к какому литературному жанру относится данное произведение. Самостоятельное чтение сказки.

У. К какому жанру относится произведение, которое вы прочитали? Покажите с помощью модели. (На партах у детей модели литературных жанров).

Литературные жанры
рассказ □ сказка
стихи O басня

Почему вы так решили?

У. Назовите героев сказки.

По мере называния героев, их фигурки выставляются на доску.

У. Давайте прочтем эту сказку еще раз и пронаблюдаем за происходящими событиями.

У. Как начинается сказка? Чтение отрывка.

У. Что произошло? (Улетела сова). Почему? По ходу действия сказки фигурки героев убираются с доски или добавляются.

У.Что произошло дальше? (Вышли мыши).

У.Что произошло дальше? (Улетели шмели).

У.Что произошло дальше? (Не стало клевера).

У.Что произошло дальше? (Корова отощала). (Заменить фигурку сытой коровы, на фигурку тощей).

У. Как изменилась жизнь старика?

У. От чего же зависело благополучие старика? (От общих усилий героев сказки).

У. В природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного «инструмента» ведет к нарушению гармонии в слаженном «оркестре» живых организмов.

8. Анализ настроения и поступков героев.

У. Давайте посмотрим, как менялось настроение старика. Расположите карточки в нужном порядке.

Задиристое, насмешливое. (Красная карточка).
Сердитое, растерянное. (Коричневая карточка).
Ласковое, уважительное. (Зеленая Карточка).

У. Покажите, как менялось настроение совы. Расположите карточки в нужном порядке.

Ласковое, уважительное. (Зеленая Карточка).
Обиженное, сердитое. (Фиолетовая карточка).
Ласковое, уважительное. (Зеленая Карточка).

У. Когда настроение у старика и совы совпало?

У. Что для этого сделал старик? (Попросил у совы прощения).

У. Что сделала сова? (Простила старика).

9. Рефлексия.

У. Какое «открытие» сделали для себя сегодня?

На доске: Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Нужно иметь мужество исправлять свои ошибки.

Нужно уметь прощать.

У. Как вы думаете, эти «открытия» вам пригодятся в жизни?

10. Домашнее задание.

У. Оцените свои силы правильно и выберите себе то домашнее задание, которое вы сможете сделать.

  1. Инсценировать любой диалог из сказки.
  2. Выразительно читать сказку, отвечать на вопросы.
  3. Прочитать другие произведения Бианки.

Приложение 1 (Презентация и аудиофайл, включенный в нее)

Приложение 2 (Презентация)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: