Произведения пушкина узник

Вольные птицы в стихотворении А.С.Пушкина «Узник»
Очутившись в Кишиневе, Пушкин приступил к выполнению рутинных обязанностей мелкого чиновника канцелярии генерала Инзова. Наместник благоволил поэту и не очень обременял его работой: поручил переводить с французского молдавские законы. Пушкин часто посещал собрания местной знати, вступал в конфликты с заносчивыми молдавскими аристократами, увлекался местным фольклором и даже написал по мотивам молдавской народной поэзии стихотворение «Черная шаль», ставшее популярной в Кишиневе песней. Поэт часто присутствовал на собраниях местной масонской ложи, где активно участвовал в политических дебатах, публично критиковал военное начальство и даже правительство. Однако Инзов докладывал в Петербург, что высказываемые иногда поэтом крамольные «пиитические мысли» имеют подражательный характер.
Но внешне благополучная жизнь в провинции, оторванность от друзей, от Петербурга — литературного центра России, разочарование в надежде на демократические преобразования в стране тяготили поэта. Он все острее чувствует себя невольником, пленником, его охватывает страстное желание свободы. Мотивы свободы пронизывают романтическую лирику Пушкина, придают ей своеобразный, неповторимый характер. Написанное в этот период стихотворение «Узник» целиком построено на противопоставлении свободы несвободе, проникнуто непреодолимым стремлением к первой. Ритмический строй, система образов стихотворения близки народной песне, и неудивительно, что впоследствии оно стало популярной песней.
В «Узнике» два лирических героя: узник, отбывающий наказание «за решеткой в темнице сырой», и «вскормленный в неволе орел молодой», то есть плененная птица, тоже узник. Им обоим несладко в неволе. Эпитет «грустный» в словосочетании «мой грустный товарищ» означает «товарищ по грустному настроению, вызванному несвободой», а не психологическое состояние конкретной птицы, хотя такое тоже можно себе представить.
Вторая строфа усиливает чувство безысходности и тоски глагольными повторами: «Клюет, и бросает, и смотрит в окно. ». Затем укрепляется впечатление духовного родства товарищей по несчастью, все помыслы которых устремлены к одной цели: «Давай улетим!».
Тональность третьей строфы резко контрастирует с предыдущими. После немого призыва птицы к действию первоначальное настроение подавленности сменяется оптимистическим, всепобеждающим стремлением к свободе:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где сияют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер. дая!„
Основная мысль стихотворения, что состояние свободы определяется не физической, реальной волей, а чувством внутреннего достоинства человека, его способностью отстоять свою духовную свободу.
Герои стихотворения неопределенно представляют себе место обретенной ими свободы: это что-то высокое («где за тучей белеет гора»), далекое («где синеют морские края») и почти не материальное («где гуляем лишь ветер. да я. »). Главное — избавиться от унизительного положения узника, ведь свобода — это естественное состояние всякого живого существа, а неволя противна природе. Разбить оковы, преодолеть решетки, обрести состояние первозданной свободы — необходимое условие существования.
Образное, ясное, напевное стихотворение стало популярной песней.
Душная, предгрозовая общественная атмосфера начала 1820-х годов томила поэта. Унизительное положение ссыльного, лишенного возможности полноценной интеллектуальной жизни, усугубило состояние депрессии и стремление любой ценой обрести свободу, высшую человеческую ценность. Чутв позднее, в 1824 году, объясняя, почему он подал в отставку, Пушкин с достоинством пишет: «Я устал быть в зависимости от хорошего или дурного пищеварения того или другого начальника, мне наскучило, что в моем отечестве ко мне относятся с меньшим уважением, чем к любому гонцу англичанину, явившемуся щеголять среди нас своей тупостью и своей тарабарщиной. Единственное, чего я жажду, это — независимости»

Урок литературы по теме «Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение «Узник».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Урок литературы»Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение «Узник» знакомит учащихся ещё с одним периодом жизни поэта — учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник». Он способствует выработке навыков выразительного чтения, анализа поэтического текста, развивает творческие способности и речевую культуру учащихся. На уроке используются межпредметные связи литературы с музыкой.

Скачать:

Вложение Размер
litseyskie_gody_pushkina._stikhotvorenie_uznik.docx 22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6-м классе по теме «Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение «Узник»

Цель: повторение изученного материала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство учащихся ещё с одним периодом жизни поэта — учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник»; выработка навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Царскосельского лицея времён Пушкина и его современное изображение, иллюстрация с изображением лицеистов, друзей А. С. Пушкина, «Пушкин на экзамене в лицее»; на доске слова В. Рождественского о стихотворении «Узник»; магнитофон, диск с записью отрывка «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», диск с записью стихотворения «Узник».

В начале жизни школу помню я…

II. Формулирование цели учащимися.

Звучит отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

— Знакома ли вам эта музыка?

— Правильно. Прозвучал отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова. А какое отношение он имеет к теме сегодняшнего урока?

— Да, это отрывок из оперы, написанной на основе «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, и сама опера называется «Сказка о царе Салтане».

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

— Правильно. Повторим то, что мы уже знаем о Пушкине, о его детстве, вспомним его замечательные сказки и продолжим знакомство с жизнью поэта, с важным периодом его жизни — учёбой в лицее, попробуем понять мысли и чувства Пушкина, выраженные в стихотворении «Узник».

Запись темы в тетрадь.

III. Проверка домашнего задания.

Чтение 2-3 сочинений «Пушкин в моей жизни», стихотворений о Пушкине, написанных самими учащимися.

IV. Повторение изученного.

1. Вступительное слово учителя.

Да, А. С. Пушкин приходит к нам в детстве и остаётся с нами на всю жизнь. Наверно, нет ни одного человека, который бы не читал и не любил произведения этого поэта. И сейчас мы вспомним те из них, которые вы изучали в школе или прочитали самостоятельно. Для этого проведём викторину.

2. Викторина «Жизнь и творчество А. С. Пушкина».

Где родился А. С. Пушкин?

Назовите фамилию, имя, отчество няни А. С. Пушкина.

В кого превратился князь Гвидон, чтобы первый раз посетить своего отца?

Куда укусил комар повариху?

За какую плату нанялся Балда в услужение к попу?

На чём спал Балда в поповом доме?

Куда послала работать старика старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», став столбовой дворянкой?

В каком произведении Пушкина ветер оказывает серьёзную помощь одному из главных героев? Кому?

К кому первому обратился Елисей в поисках царевны в «Сказке о мёртвой царевне»?

Какое произведение Пушкина начинается прологом «У лукоморья дуб зелёный»?

Как звали отца Людмилы в поэме «Руслан и Людмила»?

На каком музыкальном инструменте играл Баян на свадьбе Руслана и Людмилы?

V. Изучение темы.

1. Работа с эпиграфом.

А. С. Пушкин писал: «В начале жизни школу помню я…». И этой школой стал для него Царскосельский лицей. Годы, проведённые здесь, были для поэта самым весёлым и безмятежным временем. В лицее он получил хорошее образование и приобрёл близких друзей.

2. Доклады учащихся.

Пушкин на публичном экзамене.

3. История создания стихотворения «Узник». Прочитать по учебнику.

4. Слушание стихотворения «Узник» в записи. Его читает Народный артист России Эдуард Марцевич, актёр Государственного Академического Малого театра России.

5. Беседа по стихотворению:

— Почему стихотворение так называется? Кто такой узник?

— Прочтём первый стих? Найдите главное слово-образ, которое определяет мир чувств и переживаний лирического героя?

— Какой эпитет находит поэт к слову «темница»?

— О каком ещё невольнике идёт речь?

— Почему второй узник именно орёл, да ещё молодой?

— Как Пушкин передаёт настроение? Почему орёл грустный товарищ?

— Присущи ли узнику те же качества, что и орлу?

— Как развивается действие во второй строфе (четверостишии)?

— Как меняется пространство в последнем четверостишии?

— Какие предметы появляются?

— В чём особенность пейзажа?

— Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается?

— Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения.

— Как меняется пространство, освещение, краски, предметы?

— Как благодаря этому меняются настроение и интонация?

— Какова же главная мысль этого стихотворения?

— Утверждение свободы как необходимости для гармонического мироощущения личности.

6. Поэт В. Рождественский писал: «Узник» — один из самых замечательных стихов Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте».

— Согласны ли вы с этим утверждением?

— Само слово «свобода» в тексте отсутствует. Какие же слова определяют понятие «свобода»?

7. Работа с черновым вариантом стихотворения.

И тихо и грустно в темнице глухой!

Пленён, обескрылен орёл молодой,

Мой верный товарищ в изгнанье моём,

Кровавую пищу клюёт под окном.

Клюёт и бросает, и смотрит в окно,

И вымолвить хочет мне слово одно.

Зовёт меня взором и криком своим:

«Мой верный товарищ, уйдём, улетим;

Давай встрепенёмся! Пора нам! Пора!

Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.

Где сокол и коршун, там наша семья».

— Какие строки поэт изменил? Как меняются образы? Как изменился смысл?

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

— Достигли ли мы поставленной цели?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Узник», сопоставить его с черновым вариантом, нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

Произведения пушкина узник

Справочный материал для школьника:
Пушкин Александр Сергеевич – представитель плеяды наиболее выдающихся и заслуженных писателей России. По мнению большинства россиян Пушкин является самым известным и популярным русским писателем и поэтом как в России, так и во всём мире.
Годы жизни: 1799-1837.
Наиболее известные труды и произведения:
Руслан и Людмила (1817—1820)
Кавказский пленник (1820—1821)
Цыганы (1824)
Граф Нулин (1825),
Полтава (1828—1829)
Тазит (1829—1830)
Домик в Коломне (1830)
Анджело (1833)
Медный всадник (1833)
Евгений Онегин (1823—1832)
Борис Годунов (1825)
Скупой рыцарь (1830)
Моцарт и Сальери (1830)
Пир во время чумы (1830)
Русалка (1829—1832)
Арап Петра Великого (1827)
Роман в письмах (1829)
Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830)
Выстрел
Метель
Станционный смотритель
Барышня-крестьянка
Дубровский (1833)
Пиковая дама (1834)
Капитанская дочка (1836)
Жених (1825)
Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
Сказка о медведихе (1830—1831)
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях(1833)
Сказка о золотом петушке (1834)

Очевидно, чтобы понять глубокий, сокровенный смысл стихотворения «Узник», важно знать обстоятельства его написания молодым поэтом. В начале мая 1820 г. А. С. Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Три недели Пушкин провел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы – в Кишинев. Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой. Вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря его встретили оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними. Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Были только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Ощущение несвободы, тоски и одиночества не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и было написано Пушкиным стихотворение «Узник».
На мой взгляд, по форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, наверное, поэтому оно впоследствии стало исполняться как песня.
Стоит сказать, что стихотворение это очень метафорично. Как известно, метафора – это такое художественное средство, которое представляет собой непрямое, образное сравнение. Метафора может быть одиночной, но может и развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных сравнений, охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ. Такова метафора в стихотворении «Узник». Оно строится на уподоблении лирического героя, сидящего за решеткой «в темнице сырой», вскормленному в неволе орлу. Благодаря этому уподоблению мы понимаем, насколько чужд лирическому герою мир, в котором он находится. Для человека, обладающего свободной душой, мир с его оковами, законами, будь то настоящая тюремная решетка или рамки предписанных правил света и общежития, столь же неестественны, как неволя для гордой птицы. Идея стихотворения «Узник» – призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитав его. Призыв к свободе – в крике орла, клюющего под окном узника кровавую пищу. Поэт наделяет орла способностью к человеческим мыслям, более того – способностью к человеческим чувствам, способностью увидеть в человеке товарища по несчастью. «Давай улетим!» – призывает свободолюбивая птица узника.
«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» – в этих словах мысли поэта о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным.
Чувство безысходности, переданное во второй строфе, сменяется ярким, громким призывом, в котором сливаются голоса человека и птицы:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я.

Важно поговорить еще и об особом понимании Пушкиным природы. Поэт, необыкновенно чутко воспринимавший красоту природы, неизбежно попадал под ее обаяние. Непосредственное любование природой приобретает метафорический смысл, в ней открывается поэту идеал красоты, естественности, в ней звучит родственный ему аккомпанемент. Поэтому в «Узнике» именно от природы исходит инициатива, призыв к освобождению. Герой стихотворения неопределенно представляет себе место желанной свободы: это что‑то высокое («где за тучей белеет гора»), далекое («где синеют морские края») и почти нематериальное («где гуляем лишь ветер. да я. ») Главное – избавиться от унизительного положения узника, ведь свобода – это естественное состояние всякого живого существа, а неволя противна природе. В стихотворении ни разу не употребляется само слово «свобода», оно возникает в сознании читателя именно благодаря сравнению, отождествлению лирического героя с орлом – извечным символом воли, независимости.

«Вольнолюбивый характер стихотворений Пушкина «Узник» и «Кавказ»»

Пушкин — великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гёте, Лев Толстой. Поэзия Пушкина — воплощение свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманизма русского народа, его могучих творческих сил. Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения.

Находясь в южной ссылке, Пушкин проникся революционными настроениями декабристов. Стихи и письма кишиневского периода поэта полны откликов и намеков, связанных с освободительным движением на Западе и политическими событиями начала 20-х годов. Живя в Кишиневе, Пушкин несколько раз побывал в местном остроге. Он разговаривал с арестантами, расспрашивал их о жизни. Однажды вечером «главный первостатейный каторжник» сказал поэту, что ночью он сбежит: «клетка надломлена, настанет ночь, а мы ночные птицы и вольные. » «Многих переловили, а мой друг убежал» , — вспоминал Пушкин. Через некоторое время появилось стихотворение «Узник». Страстные порывы к свободе охватывали поэта. Главная мысль стихотворения — воля превыше всего, человек должён быть свободным. Первая и вторая строфы стихотворения — мрачные. Темница — неволя — у Пушкина сырая и темная. «Грустный товарищ» на воле — по ту сторону решетки — не улетает от своего собрата, клюет «кровавую пищу». Он зовет «взглядом и криком своим», призывая к свободе. Третья строфа разительно отличается от первых двух: в ней — надежда на новую, свободную жизнь, в которой «белеет гора», «синеют морские края», свободно гуляет ветер.

Перед читателем возникает образ узника, которого зовет на свободу «орел молодой»:

* «Давай улетим!
* Мы вольные птицы: пора, брат, пора!
* Туда, где за тучей белеет гора,
* Туда, где синеют морские края,
* Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»

В начале марта 1829 года Пушкин выехал в Закавказье, где в это время шла война. Еще в самом начале войны поэт просил власти зачислить его в армию, но ему отказали. Пушкин решает ехать самовольно, на свой страх и риск, и там, на Кавказе, пишет стихотворение «Кавказ». Пушкин размышляет о жизни и о природе, равнодушной к человеческим страстям. Он любуется могучим Тереком, величественной природой Кавказа, наблюдает за местными жителями, замечает все вокруг и — любит жизнь. Могущественная природа Кавказа, ее неудержимая сила противостоят человеку — маленькому и хрупкому созданию. Человек и стихия — вечное единоборство.

Поэт олицетворяет Терек. Вот перед нами не просто Терек, играющий «в свирепом веселье», но «зверь молодой». В неволе «мох тощий, кустарник сухой », а на свободе — «рощи, зеленые сени», «птицы щебечут… скачут олени», веселые долины. Терек, как и поэт, хочет вырваться из берегов — «из клетки железной», но:

* … бьется о берег в вражде бесполезной,
* И лижет утесы голодной волной…

Тереку не дают вырваться на свободу «немые громады» утесов. И в «Узнике», и в «Кавказе» есть молодой орел, грозные тучи, темница и клетка. Орел, как и человек, не может жить в неволе — это гордая свободная птица, поэтому Пушкин использовал этот образ. Стихотворение «Узник» стало народной песней. Сама мысль, мечта о свободе получила в стихотворении народное выражение. Оба эти стихотворения — о неудержимом стремлении человека к свободе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: