Известно, что с раннего детства создается базис воспитания и образования в человеке. Однако некоторые растрачивают это время в прогулках и играх, а другие дети усиленно трудятся над повышением своих знаний и способностей. Именно к последним относился и Александр Сергеевич Пушкин. Родился будущий писатель в 1799 г. НАЧАЛЬНАЯ ПОРА
Литература и творчество для Александра Сергеевича Пушкина с самого детства стали смыслом существования. Неугомонный мальчик, воспитанию которого практически не уделялось никакого внимания, Пушкин самостоятельно много читал, без принуждения интересовался литературой и поэзией, писал небольшие эпиграммы и стихотворения.
Получив хорошие знания в домашних условиях, которые были в первую очередь заслугой самого мальчика, Александр Пушкин не хотел останавливаться на достигнутом. Его душа требовала все больше знаний и чтения, творчества и литературы, общения с единомышленниками и талантливыми людьми.
Увлекшись в 30-е годы созданием прозаической литературы, Александр Пушкин ищет свой путь в этом виде искусства. Превосходно освоив поэтическое слово, автор заново учится говорить, но только на этот раз, прозой. Эта работа дается ему не просто, ведь нужно не только грамотно рассказать о герое, но и попытаться выразить его чувства, вписать его в действительность. Подробнее
Увлекшись в 30-е годы созданием прозаической литературы, Александр Пушкин ищет свой путь в этом виде искусства. Превосходно освоив поэтическое слово, автор заново учится говорить, но только на этот раз, прозой. Эта работа дается ему не просто, ведь нужно не только грамотно рассказать о герое, но и попытаться выразить его чувства, вписать его в действительность. Подробнее
Классическим произведением отечественной литературы, что прочно ассоциируется с именем Пушкина, стал «Евгений Онегин». Работа над этим произведением продолжалась почти всю жизнь поэта.
Действие разворачивается в «одной из отдаленных наших губерний». Барин Берестов, живущий в деревне, утешается хозяйственными делами. Его любят, уважают, хотя и считаю.
ПРОЗА
Александр Пушкин написал большое количество самых разнообразных произведений. В его творчестве много поэтических трудов, есть прозаические рассказы и романы, а также сказки и исторические и литературные статьи. Стоит отметить, что изначально творческая мысль Пушкина больше тяготеет к лирике и стихотворениям. Именно в четкой и многогранной поэзии выражается вся широта его натуры и воображения, личности и эмоциональности. Одной лишь строчкой Пушкин умел рассказать самое важное и ценное для него, раскрыть свое отношение к другу или чувство к женщине.
Лирикой поэт занимался с самого детства, поэтому его поэзия наиболее отработана и отчетлива. Этого нельзя сказать о прозаических произведениях автора. Однозначно для себя он решил, что нужно упражняться и в создании рассказов и романов, написанных не в стихотворной форме. А с 1830 года Пушкин начал приводить это желание в действительность. Первые его попытки в прозе не принесли большого успеха, как это было в поэзии. Пушкин подолгу просиживает над каждым своим творением, чтобы довести его до идеала. Но все равно остается какая-то недосказанность, простота и строгие стилистические рамки. Пушкин при этом не собирается сдаваться, он стремиться достичь в прозе такого же совершенства, как и в лирике.
В своих прозаических произведениях Александр Сергеевич берет за пример французских классиков и старается сделать нечто подобное. Начало художественной прозе автора положил «Арап Петра Великого», который не был закончен. В этом произведении Александр, основываясь на исторических материалах, хотел рассказать о своем прадеде Ганнибале. В Болдино Пушкин пишет знаменитые короткие рассказы, которые назвал «Повести Белкина». Эти повести становятся маленькими историями, которые происходили на глазах рассказчика Белкина. Эти произведения не стали чем-то выдающимся, что могло бы заострить внимание общественности на Пушкине-прозаике.
Выделяется только рассказ «Пиковая дама», где можно проследить определенный конфликт и характеры героев. Социальную тему поднимает Пушкин в романе «Дубровский». Вырисовывая молодого человека, дворянина, который может по праву называться русским Робин Гудом, с одной стороны, и тирана помещика – с другой, Пушкин организовывает конфликт и строит сюжет. Но удачнейшим произведением поэта была признана «Капитанская дочка», где Пушкин проявил себя как прозаик.
Пушкин Александр Сергеевич
Александр Сергеевич Пушкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва —29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт,драматург и прозаик. Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. Также Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.
Полная биография А С Пушкина из Википедии (wikipedia)
Дата рождения:
26 мая 6 июня 1799
Место рождения:
Москва, Российская империя
Дата смерти:
29 января (10 февраля) 1837(37 лет)
Место смерти:
Санкт-Петербург, Российская империя
Гражданство:
Род деятельности:
поэт, прозаик, драматург,литературный критик,переводчик, публицист,историк
Годы творчества:
Направление:
Стихотворения, повести, поэмы, роман в стихах, драмы, сказки
Выставка КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК. От Пушкина до наших дней. До 10 марта.
Выставка посвящена трем литературным произведениям XIX века: поэмам А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, рассказу Л.Н. Толстого, а также фильму С. Бодрова-старшего, объединенным одной темой и одним названием – «Кавказский пленник».
Первая часть экспозиции включает в себя материалы, связанные с созданием и публикацией поэмы А.С. Пушкина, написанной под впечатлением от путешествия поэта с семьей генерала Н.Н. Раевского по Кавказу в 1820 году. Литературным ее источником послужили «восточные» поэмы Байрона. Кроме того, в ней нашли отражение рассказы о Кавказе, слышанные Пушкиным от разных лиц. В том числе – истории о пребывании в плену у горцев генерал-майора Дельпоццо и Швецова. Возможно также, что Пушкин был знаком с повестью Ксавье-де-Местра «Кавказские пленники» (1815). Поэма Пушкина, изданная в 1822 году поэтом и переводчиком Н.И. Гнедичем, имела шумный успех. В 1823 году в Петербурге состоялась премьера балета Ш. Дидло «Кавказский пленник, или Тень невесты». В 1827 году балет был поставлен на московской сцене А. Глушковским. «Нельзя не порадоваться быстрому разливу славы нашего любимого поэта А.С. Пушкина, – писал рецензент московской премьеры балета. – Его творения и читаются, и поются, и представляются на сцене наших театров». «Кавказский пленник» Пушкина вызвал многочисленные отклики в журналах того времени и не менее многочисленные подражания. Своей поэмой Пушкин положил начало увлечению Кавказом как экзотической литературной темой. Встреча двух культурных миров, осложненная проблемой завоевательной политики России на Кавказе, продолжила свое развитие в творчестве писателей последующих поколений.
Одним из наиболее ярких подражаний «Кавказскому пленнику» Пушкина стала поэма М.Ю. Лермонтова, написанная им в 14-летнем возрасте. Ей, как и теме Кавказа в его творчестве, посвящен второй раздел выставки. Поэт неоднократно бывал на Кавказе в детстве. В 1837 году он был сослан туда за стихи «Смерть поэта», в 1840 – за дуэль с Барантом. Под влиянием кавказских впечатлений создавались такие его произведения, как «Хаджи Абрек», «Демон», «Измаил-Бей», «Мцыри», «Дары Терека», «Спор», «Валерик», «Тамара», «Свидание», «Казбеку», «Беглец», «Кавказ», «Герой нашего времени» и другие. По словам современника «на Кавказе было, действительно, где искать вдохновения: не только чудная красота исполинской его природы, но и дикие нравы его горцев, с которыми кипела жестокая борьба, могли воодушевить всякого поэта, даже и с меньшим талантом, нежели Лермонтов . Юные воители, возвращаясь с Кавказа, были принимаемы как герои. Помню, что конногвардеец Глебов, выкупленный из плена горцев, сделался предметом любопытства всей столицы. Одушевленные рассказы Марлинского рисовали Кавказ в самом поэтическом виде; песни и поэмы Лермонтова гремели повсюду».
Третий раздел выставки составили материалы, связанные с «кавказской темой» в творчестве Л.Н. Толстого, в том числе – с рассказом «Кавказский пленник». В 1851 году Толстой поехал на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. В наброске «Поездка в Мамакай-юрт» (1852) Толстой писал: «Когда-то в детстве или первой юности я читал Марлинского и, разумеется, с восторгом; читал тоже не с меньшим наслаждением кавказские сочинения Лермонтова. Вот все источники, которые имел я для познания Кавказа . Я давно уже позабыл поэмы Марлинского и Лермонтова, но в моем воспоминании составились из тех образов другие поэмы, в тысячу раз увлекательнее первых». Эпизоды кавказской войны нашли отражение в таких произведениях Толстого, как «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», «Казаки» и «Хаджи-Мурат».
В 1872 году в журнале «Заря», а затем и в «Азбуке» Толстого, был опубликован рассказ «Кавказский пленник», в основу которого положен случай, произошедший с самим писателем на Кавказе. (Однажды, переезжая из одной крепости в другую, он чуть было не попал в плен к горцам). Рассказ Толстого имеет литературные источники. Одним из них является поэма А.С. Пушкина «Кавказский пленник». Другим – романтическая повесть с одноименным названием, опубликованная в 1838 году в журнале «Библиотека для чтения» за подписью «Н.М.». На первый взгляд, по своему заглавию и сюжету рассказ Толстого противостоит поэме Пушкина: романтический пленник превращается в простого офицера, влюбленная в него черкешенка – в девочку-татарку, стихотворное повествование заменено спокойной и сжатой прозаической речью. Однако в данном случае Толстой выступает не против Пушкина, а против его последователей, призывая читателя отказаться от традиционных представлений о Кавказе и заменить романтические образы другими, более близкими к действительности и не менее поэтичными.
Завершают экспозицию материалы, посвященные фильму «Кавказский пленник», снятому режиссером Сергеем Бодровым (старшим) в 1996 году по мотивам одноименного рассказа Льва Толстого. Это фотографии со съемочной площадки, раскадровки фильма, отзывы о нем в прессе.
Выставка подготовлена Государственным музеем А.С. Пушкина совместно с Государственным Лермонтовским музеем-заповедником «Тарханы», Государственным музеем Л.Н. Толстого, Государственным мемориальным и природным заповедником «Музей-усадьба Л.Н. Толстого “Ясная Поляна”», Государственным Литературным музеем, Российским государственным архивом древних актов, Российским государственным архивом литературы и искусства и Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук. На ней представлены живописные и графические работы художников XIX века, отражающие их представления о Кавказе; книги и рукописи Пушкина, Лермонтова и Толстого; портреты их современников, служивших на Кавказе; мемориальные вещи и предметы декоративно-прикладного искусства той эпохи. На выставке также экспонируются материалы из частных архивов создателей фильма «Кавказский пленник» – режиссера С.В. Бодрова и художника картины В.П. Кострина.
Александр Сергеевич Пушкин
19 октября 1827 («Бог помочь вам, друзья мои. »)
19 октября 1828 («Усердно помолившись богу. »)
19 октября («Роняет лес багряный свой убор. »)
27 мая 1819 («Веселый вечер в жизни нашей. »)
Couplets («Quand un poète en son extase. »)
Ex ungue leonem («Недавно я стихами как-то свистнул. »)
Mon portrait («Vous me demandez mon portrait. »)
NN («Я ускользнул от Эскулапа. »)
Stances («Avez-vous vu la tendre rose. »)
To Dawe, Esqr («Зачем твой дивный карандаш. »)
Аквилон («Зачем ты, грозный аквилон. »)
Алексееву («Мой милый, как несправедливы. »)
Ангел («В дверях эдема ангел нежный. »)
Андрей Шенье («Меж тем, как изумленный мир. »)
Анне Н. Вульф («Увы! напрасно деве гордой. »)
Анчар («В пустыне чахлой и скупой. »)
Арион («Нас было много на челне. »)
Бакуниной («Напрасно воспевать мне ваши именины. »)
Баллада («Что ты, девица, грустна. »)
Баратынскому («Я жду обещанной тетради. »)
Безверие («О вы, которые с язвительным упреком. »)
Бесы («Мчатся тучи, вьются тучи. »)
Блаженство («В роще сумрачной, тенистой. »)
Будрыс и его сыновья («Три у Будрыса сына, как и он, три литвина. »)
Буря («Ты видел деву на скале. »)
В. Л. Давыдову («Меж тем как генерал Орлов. »)
В. Л. Пушкину («Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович. »)
В. Л. Пушкину («Что восхитительней, живей. »)
В. Ф. Раевскому («Не тем горжусь я, мой певец. »)
В. Ф. Раевскому («Недаром ты ко мне воззвал. »)
В. Ф. Раевскому («Ты прав, мой друг напрасно я презрел. »)
В альбом А. О. Смирновой («В тревоге пестрой и бесплодной. »)
В альбом («Гонимый рока самовластьем. »)
В альбом («Долго сих листов заветных. »)
В альбом («Когда погаснут дни мечтанья. »)
В альбом Пущину («Взглянув когда-нибудь на верный сей листок. »)
В альбом Сосницкой («Вы съединить могли с холодностью сердечной. »)
Вакхическая песня («Что смолкнул веселия глас. »)
«Вам музы, милые старушки. » (В. С. Филимонову при получении поэмы его «Дурацкий колпак»)