Реферат на тему: Сопоставительный анализ при изучении лирических произведений

Реферат на тему: Сопоставительный анализ при изучении лирических произведений

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

И смерть предстаёт яркой, символической. Это смерть не от штыка, хотя он и направлен “прямо в грудь”. У Гумилёва “пуля. . . отыщет грудь мою”. Здесь тоже есть некоторая символика (именно “мою”, именно “им отлитая”), но она какая-то другая. Традиционно романтические образы “луна”, “тоска” звучат по-иному. На луну герой не смотрит, а просто идёт домой, и тоска проявилась на грани действительной, реальной смерти. —Стихотворение Блока звучит восторженно, экспрессивно, Гумилёва — размеренно, спокойно. Обилие иносказаний, странных метафор (“в памяти весёлой”, “высоко пылает ярость”) у Блока и классические эпитеты и метафоры у Гумилёва (“седая Двина”, “смертельно затоскую”, “кровь ключом захлещет”). —У Блока смерть является каким-то злым божеством войны, чем-то нематериальным; у Гумилёва же “это сделал” конкретный человек, ведущий обычную размеренную жизнь, добросовестно работая и плавая в жизненной рутине. —Оба стихотворения музыкальны, но каждое по-своему. В обоих есть повторы, у Блока встречается синтаксический параллелизм: “Кто-то крикнул. . . кто-то шепчет. . . ” Такой отчётливой аллитерации, как у Блока (3-я строфа: стопой тяжёлой тело тёплое топча; 4-я: встретит старость, смерть, из уст в уста, высоко, ярость, пуста), у Гумилёва нет, но используется, хотя и ненавязчиво, ассонанс — повтор “у” в кульминационной части (пуля, грудь, мою, упаду, наяву, траву). —Стихотворения объединены одной темой — смерть в бою, в сражении, но у Блока лишь угадывается реальное событие, а Гумилёв описывает действительность — Первую мировую войну. У Блока присутствует нечто мистическое, ему важны не столько события, сколько переживание, ими рождённое. Гумилёв возвращает словам их логическое и вещественное значение. Стихотворение Блока уходит в бесконечность, стихотворение Гумилёва закончено в самом себе. Как видим, учащиеся одной из школ (негуманитарной, с тремя часами литературы в неделю), чьи работы были процитированы, вполне справились с поставленной задачей. Используя в качестве критериев положения статьи, содержащей сопоставительный анализ стихотворений, они сумели самостоятельно сделать наблюдения, выстроить рассуждение, аргументировать его. Это даёт основание предполагать, что школьники не просто выучили “признаки” литературных течений, а осмыслили их. Сопоставительный анализ окажется не менее действенным приёмом и при рассмотрении творчества одного автора. В этом случае усилия будут направлены на обнаружение общих черт, а не различий, если мы ставим задачу увидеть своеобразие стиля того или иного поэта. Например, изучая лирику ранней Ахматовой, можно попытаться, сравнив стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью. . . » и «Песня последней встречи», выявить ряд признаков (свойств), характерных для ахматовской поэтики в целом, и особенно для «Вечера» и «Чёток». Вопросы и задания классу можно предложить следующие. 1. Прочитайте стихотворения А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью. . . » и «Песня последней встречи». Когда они были написаны? К какому периоду ахматовской лирики относятся? В каком сборнике впервые были напечатаны? (1911 год, ранний период творчества, сборник «Вечер». ) 2. Определите темы обоих стихотворений максимально широко (любовь) и более конкретно (переживания девушки по поводу ссоры (расставания) с любимым человеком). 3. От чьего лица (имени) изображены переживания? (От лица лирического героя (героини), что подтверждается местоимениями “я”, “мне”, “мои”, формой глаголов: “сжала”, “напоила”, “сбежала”, “надела”, “взглянула”. ) 4. Попробуйте представить каждое из стихотворений как эпизод некой жизненной истории.

Возможно, при спаренном уроке, совместить оба вида работы. Это наилучший вариант. Тогда домашним заданием станет чтение статьи учебника о названных направлениях в литературе, заучивание отдельных стихотворений наизусть, что обеспечит закрепление изученного. Приведём вариант тезисов статьи В. Жирмунского, служащей отправной точкой исследования. 1. Современники, часто близкие по поэтическим темам, принадлежат совершенно разным художественным мирам, представляют два типа искусства, едва ли не противоположных. Это можно увидеть, сравнив два стихотворения Блока и Ахматовой, сходных по теме, но всецело различных по обработке этой темы. 2. Ресторан, музыка, встреча с любимым человеком повторяются в обоих стихотворениях. Черты сходства более частные — голоса скрипок. Глубочайшее различие: Блок изображает событие мистического содержания, Ахматова — простую, обычную жизненную встречу, хотя и субъективно значимую. 3. Начало у Блока: “Никогда не забуду (он был или не был, // Этот вечер). . . ” создаёт впечатление единственности, неповторимости встречи, то ли реальной, то ли воображаемой (мотив сна). У Ахматовой действительность изображена запомнившейся в своих мелочах: “Свежо и остро пахли морем // На блюде устрицы во льду”. 4. Блок обрамляет своё стихотворение употреблением символического образа зари. Метафорические глаголы (“сожжено и раздвинуто бледное небо”) придают грандиозные, мифологические очертания этой картине. То же в последних стихах: “А монисто бренчало, цыганка плясала // И визжала заре о любви”. У Ахматовой ту же роль играет музыка, “звенящая в саду”, — “скорбных скрипок голоса”. 5. У Блока: “Где-то пели смычки о любви”, “И сейчас же в ответ что-то грянули струны”. У Ахматовой сказано точно: “музыка в саду”, “поют за стелющимся дымом”. 6. Блок говорит о возлюбленной: Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой, легка. . . И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка. Теми же приёмами, что и в «Незнакомке», поэт достигает превращения образа возлюбленной в чудесное и таинственное явление иного мира, используя ряд одушевляющих метафор и сравнений. Метафорические образы вырастают из лирической, музыкальной напевности. Отсюда повторение частей слов и целых слов, синтаксический параллелизм, даже внутренние рифмы. У Ахматовой — интимное и тонкое чувственное наблюдение в точной словесной формуле: “Как непохожи на объятья // Прикосновенья этих рук”, “Лишь смех в глазах его спокойных // Под лёгким золотом ресниц”. Искусство проявляется в новом и творческом сочетании простых слов со стороны их логического и вещественного значения. 7. Рассказанное “своими словами”, стихотворение Блока как бы разоблачается, теряет свой поэтический смысл. У Ахматовой содержание просто и легко определимо, и внешний смысл рассказа полностью совпадает с его внутренним значением. 8. У символистов в каждом переживании обнаруживается более глубокий, мистический смысл. Акмеисты возвращают чувству масштаб конечного, человеческого. Отсюда точные наблюдения внешних признаков переживания. 9. У символистов слова вызывают смутное настроение своими звуками скорее, чем смыслом, обычны повторения звуков и слов.

Гончарова «Обрыв» и поэмы И.С. Тургенева «Параша» и Н.А. Некрасова «Саша»: (К постановке проблемы) // Гончаровские чтения. — Ульяновск, 1995. — 1994. — С. 27-33. — Из содерж.: Сопоставительный анализ произведений. 737. Медовичева Т.А. Неизвестное письмо И.А. Гончарова // Записки ОР ГБЛ. — М., 1995. — Вып. 50. — С. 246-249. — Из содерж.: Публикуется письмо писателя к А. Гинцбургу от 12 января 1887 г. 738. Мельник В.И. Вторые Гончаровские чтения // Университет. панорама. — 1995. — 23 июня. — С. 2. 739. Мельник В.И. И.А. Гончаров и Европа: (К постановке проблемы) // Гончаровские чтения. — Ульяновск, 1995. — 1994. — С. 4-13. — Из содерж.: Отношение писателя к европейской культуре. 740. Мельник В.И. И.А. Гончаров как религиозная личность: (биография и творчество) // Studia Slavica Hung. — 1995. — N 40. — С. 23-32. 741. Мельник В.И. О религиозности И.А. Гончарова // Рус. лит. — СПб., 1995. — N 1. — С. 203-212. — Из содерж.: В частности, отражение религиозной этики Г. в его творчестве. 742. Мельник В.И., Мельник Т. И.А

Блиц-игра по творчеству А. С. Пушкина в 9 классе (заключительный урок по теме).
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Цель:

— повторить творчество А. С. Пушкина;

— научить проводить литературоведческий анализ произведений поэта;

— активизировать память учащихся, учить внимательному прочтению текста.

Урок включает в себя следующие виды деятельности:

— диктант по памяти (отрывок из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»);

— работа по восстановлению текста;

— викторина по биографии и по произведениям А. С. Пушкина;

— литературоведческий анализ текста;

— чтение наизусть стихотворений А. С. Пушкина.

Скачать:

Вложение Размер
Блиц-игра по произведениям А. С. Пушкина.docx 17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Блиц-игра по творчеству А. С. Пушкина в 9 классе.

Диктант по памяти.

Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом и скоро стали. «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? – отвечал он, слезая с облучка, — невесть и так куда заехали; дороги нет, и мгла кругом…»

Делать было нечего. Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая.

Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели.

Вдруг увидел я что-то чёрное. «Эй, ямщик! – закричал я, — что там такое чернеется?»

Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу.

Наружность его показалась мне замечательною : он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывались проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное , но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок, на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

(12 баллов по количеству

вставленных правильно слов).

1.Назвать произведения А. С. Пушкина, которые вышли в цикл «Повести Белкина».

(«Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).

2.Назвать маленькие трагедии А. С. Пушкина.

(«Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»).

3.Назвать южные романтические поэмы.

(«Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники», «Цыганы»).

Определить жанр произведений.

1. «Пиковая дама» (повесть).

3. «Граф Нулин» (поэма).

4. «»Сцены из рыцарских времен» (пьеса).

5. «Борис Годунов» (трагедия).

6. «Евгений Онегин» (роман в стихах).

7. «Три ключа» (стихотворение).

Определить размер стиха.

1. «Хоть грустно жить, друзья мои,

Однако ж жить ещё возможно»

(ямб) («Руслан и Людмила»).

2. «То ли дело рюмка рома,

Ночью сон, поутру чай»

(хорей) («Дорожные жалобы»).

3. «Кавказ подо мною.

Стою над снегами

У края стремнины»

4. «Что ж непонятная грусть

Тайно тревожит меня»

(За отгадывание произведений

дать дополнительно по 5 баллов).

Когда были написаны произведения А. С. Пушкина?

1. «К Чаадаеву» — 1818 г.

3. «Вновь я посетил» — 1835г.

4. «Пророк» — 1826г.

5. «Памятник» — 1836г.

6. «Осень» — 1833 г.

7. «К морю» — 1824г.

8. «Евгений Онегин» — 1823-1830гг.

9. «Дубровский» — 1833г.

10. «Капитанская дочка» — 1836г.

Соревнование учащихся по группам (группы по 5-6 человек). Кто сдаёт работу первый, добавить 1 балл.

Произведения пушкина изученные в 5 6 классах

2007-2020 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Литературный ринг по произведениям А.С. Пушкина (7-й класс)

Класс: 7

Цель: привлечь внимание к творческому наследию основоположника русской литературы А.С.Пушкина; способствовать развитию познавательной деятельности и творческих способностей учащихся; повторить уже изученный материал; развивать эстетический вкус.

Оформление: портрет поэта, материалы о его жизни и творчестве, подготовленные учениками, выставка книг А.С.Пушкина и рисунков к его произведениям участников ринга, карточки с заданиями для проведения конкурсов, презентация «Семья Пушкина», на доске: «…Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства».

Участвуют две команды: «Золотая рыбка» и «Золотой петушок»; домашнее задание: рисунки к произведениям А.С.Пушкина, придумать своё окончание к сказке «О попе и работнике его Балде», подготовить выразительное чтение стихотворения поэта и стихотворения о нём

Вступительное слово учителя (несколько слов о великом поэте, объявляются цели ринга, представляются команды-участники, жюри, подводятся предварительные итоги после каждого раунда).

Задание командам: за время конкурса нарисовать рисунок к «Cказке о царе Салтане…».

I раунд

1. Викторина (по 1 баллу за верный ответ)

  • Где и когда родился А.С.Пушкин? (6 июня (2 мая) 1799 года в Москве)
  • Почему в Москве в день рождения Пушкина целый день звонили церковные колокола. и народ кричал «ура»? (Был праздник Вознесения, да ещё «велено было торжествовать рождение» внучки императора Павла)
  • Как звали отца поэта? (Сергей Львович)
  • Как звали его мать? (Надежда Осиповна)
  • Кто научил Пушкина читать? (Крепостной Никита Тимофеевич Козлов)
  • Кому посвятил Пушкин эти строки: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя? (Няне – Арине Родионовне)
  • Какие предметы изучал Пушкин в лицее? (Языки: русский, латинский, французский, немецкий; словесность, риторику, математику, историю, географию, танцы, фехтование, верховую езду, плавание)
  • Сколько лет длилась южная ссылка поэта? (С 1820 по 1824 год)
  • Когда и где состоялась дуэль Пушкина с Дантесом? (8 февраля 1837 года на Чёрной речке)

10) Где находится могила Пушкина? (В Святогорском монастыре рядом с селом Михайловским)
11) Где находится город, названный именем Пушкина? (В 1937 году Царское Село было переименовано в город Пушкин ленинградской области)
12) Назовите имена детей Пушкина. (Александр, старший сын, (1833-1914), Григорий (1835-1905), Мария (1832-1919), Наталия (1836-1913))

2. Конкурс исполнителей стихотворений А.С.Пушкина (по одному от команды, высший балл – 5)

3. Конкурс рисунков (домашнее задание, за каждый рисунок команде один балл).

II раунд

1. «Литературный портрет» (по 1 баллу за правильный ответ)

1) «Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт,
И всходит с важностью за нею,
Подняв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей,
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода». (Черномор, «Руслан и Людмила»)

2) «…Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит». (Царевна-лебедь, «Сказка о царе Салтане…»)

3) Стройная, бледная семнадцатилетняя девица. Считалась богатой невестой, была воспитана на французских романах и, следственно была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик. (Марья Гавриловна, «Метель»)

4) Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следовательно, балованное дитя. Отец, её любивший без памяти, прощал любые её проказы. (Лиза Муромская, «Барышня-крестьянка»)

2. Отгадайте в кроссворде названия известных вам жанров пушкинских произведений, приведите примеры

Каждая команда работает самостоятельно, учитывается быстрота и правильность, высший балл – 5, вписать заранее выделенные буквы.

3. За одну минуту на листочке каждая команда должна написать как можно больше названий стихотворений А.С.Пушкина (1 название – 1 балл)

III раунд

1. Назвать литературные приёмы, которые использует Пушкин в своих произведениях

Каждая команда работает самостоятельно, верный ответ – 1 балл.

  • Как пахарь, битва отдыхает…(сравнение)
  • Горит восток зарёю новой…(инверсия, метафора)
  • Дым багровый…(эпитет)
  • Звёзды ночи… за ним насмешливо глядят. (Олицетворение)

2. «Венок Пушкину»

Конкурс чтецов стихотворений о Пушкине. (по одному от команды, высший балл – 5)

3. «Вставь словечко» (команды работают самостоятельно, 5 баллов)

«Вы, отроки – …, возьмите коня».
«Завидует … столь дивной судьбе».
«Вот едет могучий Олег со …».
«Их сёла и нивы за буйный …
Обрёк он мечам и …».
«С ним Игорь и старые …».
«Покорный … старик одному».
«Князь … и Ольга на холме сидят»
«И кудри их белы, как …».

IV раунд

1. Угадай произведение»(3 балла)

у о и

2. Назвать произведения, из которых приведены следующие строки (по очереди, по одному баллу):

  • «Пора, красавица, проснись…» («Зимнее утро»)
  • «И вымолвить хочет: «Давай улетим!» («Узник»)
  • «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» («Руслан и Людмила»)
  • «Буря мглою небо кроет» («Зимний вечер»)
  • «Сквозь волнистые туманы пробирается луна» («Зимняя дорога»)
  • «Из тёмного леса, навстречу ему, идёт вдохновенный кудесник» («Песнь о вещем Олеге»)

3. «Ты – мне, я – тебе»

Команды задают друг другу по два заранее подготовленных вопроса. (за каждый правильный ответ 2 балла)

V раунд

1. «Кроссворд»

Вставить пропущенные буквы, назвав тем самым героев изученных или самостоятельно прочитанных пушкинских произведений (заранее вписать выделенные буквы).

2. «Мозаика»

Из разбросанных слов собрать отрывок пушкинской сказки, назвать её.

  • 1 команде: ветер, бежит, на, кораблик, и, море, подгоняет, он, в, себе, парусах, на, гуляет, волнах, раздутых. («Сказка о царе Салтане…»)
  • 2 команде: Бог, откупа, с, золотая, тобою, мне, твоего, не, ступай, надо, рыбка, гуляй, себе, на, там, синее, в, просторе, себе, море. («Сказка о золотой рыбке»)

3. «Сказочник»

Представить своё продолжение сказки Пушкина «О попе и работнике его Балде» (5 баллов) Одна из команд представила такую работу:

…А с третьего щелка взвился поп под облака.
Там встретил его архангел Михаил да и говорит:
«Ты зачем, поп, Балду обделил,
Да и не только его одного –
Много народа бедного?
Жил бы честно, служил бы обедни,
А то, ишь, какие бредни!
Запрягайся-ка ты, поп, в воз с дровами
Да вези его в ад с чертями.
Служи им верой и правдой бодро,
Коль не захотел служить людям добрым.
Тебе надобен такой урок,
Чтоб впредь мучить людей не смог».

Подведение итогов конкурса художников, представляющих иллюстрации к «Сказке о царе Салтане».

Заключительное слово учителя.

Жюри объявляет итоги соревнования, победители и участники получают призы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: