Стихи Пушкина для детей

Детство – пора добрых сказок и веры в волшебство. Так хочется, что бы ребенок воспитывался на правильных сказках, которые учат добру, храбрости и справедливости. А если эти сказки еще и в стихах, то и читать и слушать их – намного интересней.

Наверное, из множества стихотворных произведений больше всего полюбились стихи Пушкина для детей. На этих сказках выросло не одно поколение и вот уже очередные малыши, держа в руках книгу “стихи Пушкина для детей” представляют себя на пире царя Гвидона или обладателям Золотого Петушка или рассекают волны с бравым дядей Черномором. И родители с большим удовольствием читая эти стихи вспоминают свое детство, загадочно улыбаются и сами мечтают вернутся в детство.

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечер, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

(Из поэмы Евгений Онегин)

Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

У лукоморья дуб зеленый
(Из поэмы «Руслан и Людмила» )

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Я помню чудное мгновенье

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Произведения пушкина для детей 1 класса

Среди различных способов организовать досуг ребенка, наряду с многочисленным перечнем того, что предлагают интеллектуальные игры для дошкольников, в коллективе помогут различные викторины. Их тематика может быть совершенно различной, по теме «русский язык и литература»неизменным помощником станет викторина по творчеству Пушкина. Творчество Пушкина сопровождает нас, начиная с младшего дошкольного возраста, плавно переходя в школьный период.

Так как стихи великого классика легко запоминаются, то могут помочь родителям в организации детского досуга с наибольшей пользой для интеллекта, потому что викторина по сказкам для детей и школьников – это легкий способ запоминания информации. В зависимости от творческой стороны подхода, викторина по произведениям Пушкина может выглядеть следующим образом:

Вопросы
1. Великий Писатель родился:
— в Петербурге
— в Болдино
— в Москве
2. В «Сказке о мертвой царевне» сколько было богатырей?
— 33
— 15
— 7(+)
3. В «Сказке о царе Солтане» в какое место укусил шмель героиню бабу Бабариху?
— в нос (+)
— в глаз
— в ухо
4. Дочерью какого великого князя была Людмила — героиня поэмы «Руслан и Людмила»
— Ярослава Мудрого
— Владимира Мономаха
— Владимира Красное Солнце(+)

Это лишь примерный список вопросов, которые можно предложить ребенку дошкольного возраста. Вопросы могут подразделяться от самых простых, типа «где ходил кот из поэмы Пушкина»; до наиболее сложных. Создавать их следует, ориентируясь на возраст и знания ребенка. Для того, чтобы организовать такой способ досуга, как викторина по сказкам Пушкина, достаточно взять любое произведение автора и по нему создать свою базу вопросов.

Конспект культурной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами А.С. Пушкина»

Цель: Развивать интерес к литературному творчеству А.С. Пушкина.

  1. Творчески развивать и обращать внимание детей на особенности русского языка: красоту, звучность, простоту, лаконичность.
  2. Развитие музыкальных способностей творческой фантазии и воображения детей.
  3. Создание эмоциональной атмосферы праздника для детей.
  4. Ввести детей в сложный мир добра и зла, опираясь на содержание сказок.

Материал: портреты А. С. Пушкина и членов его семьи, детские рисунки по мотивам произведений А.С.Пушкина, различные предметы (убранство для русской избы, орех, прялка, веретено, коромысло, ведерки, зеркальце), русские народные костюмы для детей и взрослых.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина, чтение сказок А. С. Пушкина, прослушивание аудиозаписей в исполнении артистов, просмотр мультфильмов по произведениям А.С. Пушкина. Участие детей в подготовке инсценировок по произведениям А.С. Пушкина, заучивание стихов и песен. Игра на музыкальных инструментах. Участие родителей совместно с детьми в конкурсе творческих работ «Сказки Пушкина».

Сказочница (муз. руководитель), Поп, Балда.

Дети: Царь, Белка, 1-я девица, 2-я девица, 3-я девица, Таня, Ваня.

(Под музыку дети входят в зал.)

Сказочница: Наша встреча посвящена Александру Сергеевичу Пушкину.

Я хочу вам рассказать, какой это был человек. Давайте вместе пройдем дорогами его жизни.

Дороги Пушкина… Это проселочные дороги, размытые осенью, пыльные летом. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле. Весенние-большие, похожие на реки… Это дороги вечного странника и вечного путника. А начиналось все так же, как и у всех, с дороги детства.

(Портрет А.С. Пушкина.)

Я очень хочу рассказать о семье, в которой родился А.С. Пушкин. Родился он давным-давно, когда не было не только вас, но и когда не было ваших дедушек и бабушек, прабабушек и прадедушек.

Он родился в самом красивом городе нашей страны — Москве. Посмотрите, каким был в детстве маленький Александр. Это такой же, обыкновенный мальчик, как вы сейчас. Родители называли его ласково Сашенька. (Портрет Пушкина в детстве.)

Папу Пушкина звали Сергей Львович, а маму Надежда Осиповна.

Еще у Саши была старшая сестра и два младших брата.

В доме Пушкиных жили еще две женщины, которые дали Александру материнскую любовь и ласку. Это няня Арина Родионовна и бабушка

Мария Алексеевна Ганнибал. Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки с королевичем, с кощеем, добрыми волшебниками и умными колдунами.

И вот когда Александр Сергеевич вырос, то своей няне Арине Родионовне он посвятил стихотворение, которое так и называется «Няне».

Подружка дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя.

Одна в глуши лесов сосновых

Давно-давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будь — то на часах

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые ворота

На черный отдаленный путь.

Тоска, предчувствия заботы

Теснят твою всечасно грудь

Свою няню Саша очень любил больше всех на свете. В длинные, зимние вечера в ветхом доме в селении Михайловском Арина Родионовна рассказывала ему свои сказки.

Не гаснул долго огонек

В уютной няниной избушке

И слушал, слушал, няню Пушкин,

Катилась сказка, как клубок

Смеялся Пушкин, говоря:

«Какая прелесть эти сказки!

А ночь текла к своей развязке,

За вьюгой брезжила заря.

А.С. Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка, затейницу-белку.

А сейчас предлагаю вам посмотреть инсценировку отрывка сказки А.С Пушкина, и скажите, из какой сказки отрывок.

Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица.

Говорит одна девица.

То на весь крещеный мир,

Приготовила б я пир.

Кабы я была царица.

Говорит ее сестрица.

То на весь бы мир одна,

Наткала я полотна.

Кабы я была царица.

Третья молвила сестрица.

Я б для батюшки-царя,

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во всё время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Здравствуй, красная девица!

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.

Сказочница: Арина Родионовна не только рассказывала Саше сказки, но и пела русские народные песни, которые он любил.

Спой мне песню, как синица,

Тихо за морем жила, спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Дети исполняют и инсценируют русскую народную песню

«Пошла млада за водой»

Сказочница:

Давайте посмотрим, из какой еще сказки к нам пришли герои

Пошел поп по базару,

Посмотреть кой — какого товару.

Навстречу ему Балда,

Идет, сам не зная куда.

Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?

Сказочница:

Поп ему в ответ.

Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?

Сказочница:

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу.

Сказочница:

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь розь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде.

Ладно. Не будет нам обоим накладно.

Поживи-ка на моем подворье,

Окажи свое усердие и проворье.

Сказочница: Саша с восьми лет начал сочинять маленькие комедии и эпиграммы. А в девять лет писал басни, пьесы. Когда исполнилось 12 лет, его отправляют в город Петербург. Там Саша поступает учиться в лицей. Александр начинает писать поэму «Руслан и Людмила», отрывок из которой я вам прочту.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный,

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там, на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках.

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны,

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом,

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом,

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой,

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух. там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный,

Свои мне сказки говорил.

Александр Сергеевич написал очень много стихов о нашей природе. Из всех времен года Пушкин любил осень.

Дети читают стихи

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег. Навстречу мне

Только версты полосаты

Скучно, грустно. Завтра, Нина,

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Сказочница: После окончания лицея автор много путешествует, свои стихи уже дополняет собственными рисунками пером. (Демонстрация рисунков Пушкина к произведениям.)

У взрослого А.С. Пушкина была большая семья, жену звали Наталья Николаевна. И было четверо детей, которых он нежно называл «детушки».

А.С.Пушкин был очень честным и правдивым человеком, писал смелые стихи, где высмеивал глупцов, злых и нечестных людей. Он не мог терпеть и прощать оскорбления.

Поэтому он стрелялся на дуэли и погиб от раны.

В исполнении музыкального руководителя звучит

Песня «Дуэль» (сл. Вратарёва, муз. А.Вербицкого)

Сказочница: Пушкин умер, но оставил нам изумительные сказки, много звучных и сильных стихотворений, поэм и повестей. Имя Александра Сергеевича никогда не забудется, он всегда с нами, наш, живой, любимый, наш великий Пушкин.

А сейчас мы с вами узнаем самого лучшего знатока сказок Пушкина.

1. Из какой сказки этот отрывок:

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи!

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.)

2. Сколько раз за всю сказку ходил старик на берег моря?(6 раз)

3. Назовите слова Пушкина, которыми заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

(Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)

4. Из какой сказки отрывок?

«Ель в лесу, под елью белка

Право слово не безделка.

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет.

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет:

При честном, при всем народе:

Во саду ли в огороде..»

(Сказка о царе Салтане.)

Дети инсценируют и исполняют на музыкальных инструментах русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде».

  1. Есть ли в сказках Пушкина Баба-Яга? В каких? (У Лукоморья дуб зеленый…)
  1. В какой сказке надо превратиться в комара, шмеля, муху, чтобы

попасть к своему царю-отцу? (Сказка о царе Салтане.)

В этом ящике лежит то, что погубило молодую царевну. (Яблоко.)

Игра «Катись, катись яблочко»

(Дети встают в круг, передавая яблоко друг другу, говорят слова: « Катись, катись яблочко по волшебному блюдечку, назови нам всех героев сказок Пушкина» тот ребёнок, у которого яблоко окажется в руках в конце сказанных слов, называет героя сказок А.С. Пушкина.)

8. О скольких богатырях идет речь в «Сказке o мертвой царевне»? (О семи.)

9. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня – рыбка.)

10. Где жили старик со старухой? — У моря.

11. Внимание! Черный ящик. (Петух.)

«За такое одолженье

Говорит он в восхищенье –

Волю первую твою

Я исполню «как свою».

Вопрос: Что одолжил мудрец царю Дадону? (Петух.)

Подведение итогов викторины, награждение.

Вот и закончился наш праздник, посвященный творчеству А.С. Пушкина. Вы еще многое узнаете об этом великом поэте в школе, а когда станете взрослыми, прочитаете не только его сказки, а и все остальные стихи, повести, романы.

Мы чтить тебя привыкли с детских лет

И дорог нам твой образ благородный.

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт.

Бессмертен тот, чья муза до конца,

Добру и красоте не изменяла.

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу.

  1. Зацарна Ю.А. 50 русских народных песен / Зацарна Ю.А. — Советский композитор, 1984. -64с.
  2. Пушкин А. С. Сказки Пушкина- ОлмаМедиаГрупп, 2014 г. -128с. (Лучшие сказки для детей.)
  3. Пушкин А. С. Стихи и сказки для детей- Улыбка, 2014 г.-12ос. (Подарочное издание.)

Урок литературного чтения «А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»» 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: помочь ребенку стать читателем-исследователем, подвести его к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова, познакомить учащихся с новым произведением А.C.Пушкина, новым видом жанра (поэма);

Задачи:

  • Образовательные: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение), анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
  • Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.
  • Воспитательные:
    • прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.
    • формировать коммуникативные навыки работы в группах;
    • развивать позитивную самооценку учащихся.

Оборудование к уроку:

  • учебник «Литературное чтение. 3 класс» Э.Кац, М., «Астрель», 2011;
  • тетрадь на печатной основе «Литературное чтение.3 класс», М., «Астрель», 2011 г;
  • портрет А.С.Пушкина;
  • выставка книг поэта;
  • компьютерная презентация «Мир Пушкина»;
  • выставка проектов учащихся «Мир Пушкина»;
  • компьютер, проектор, экран;
  • словари В.И.Даля, Д.Ожегова;
  • карточки с отрывками из произведений для работы в группах;
  • клип к отрывку из поэмы «Руслан и Людмила»;
  • разноцветные лепестки для цветка «Настроение»

Современные технологии:

  • игровые технологии;
  • технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;
  • технологии уровневой дифференциации;
  • информационно-компьютерные технологии

— Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.

И наших гостей пригласим.

2. Проверка домашнего задания

— Вы то знаете, что в путешествие с собой берут самое необходимое. Для нас — это знания.

— Что было задано на дом?

(подготовить сведения о Пушкине)

Учащиеся делятся своими открытиями. Подводится итог работы по проекту «Мир Пушкина»

1 лучший проект защищается на уроке (может быть показана презентация)

Итак, что вы узнали об А.С. Пушкине?

Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению.

На его воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.

3. Выявление читательского опыта по произведениям А.С. Пушкина -Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете?

А насколько вы хорошо помните, сейчас узнаем из викторины. Названия произведений распределите по группам

(ответы вывешиваются на доске: 1 группа-стихотворение, 2 группа-сказка, 3 группа-поэма- закрыта)

Работа учащихся в группах.

Задания для 1 группы

«Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:»
«Уж небо осенью дышало» (отрывок из стихотворения)

«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица:»

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
(«Сказка о Царе Салтане»)

Задания для 2 группы

«Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?»

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Гонимы вешними лучами,
с окрестных гор уже снега
сбежали мутными ручьями
на потоплённые луга.»
«Гонимы вешними лучами:»(отрывок из стихотворения)

Задания для 3 группы

«Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила».
«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Жил был поп
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару:»

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
«Сказка о попе и о работнике его Балде»

(Будем изучать произведение)

Задания для 4 группы

1. «Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку:»

«Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок»
«Сказка о золотом петушке»

(Будем изучать произведение)

«Лисица видит сыр,- Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз она не сводит».
(Басня И.А.Крылова) — Ловушка

Дети узнают произведения, а также узнали ловушку.

Учитель:

— Как распределили произведения по группам?

Ученики:

1 группа-стихи, 2 группа-сказки. А что за закрытым окошком.

Вывод: Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете и помните изученные произведения великого русского поэта.

4. Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А.С.Пушкина

Учитель:

— Ребята, а какие по жанру произведения у А.С.Пушкина

Дети:

ЖАНРЫ произведений А.С.Пушкина: СТИХИ СКАЗКИ ПОЭМА

5. Работа над новым материалом

Учитель:

-Дети, как вы думаете, какая у нас тема урока?

Дети:

— Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.

Учитель:

— Сказочное путешествие продолжается. Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком «У лукоморья дуб зелёный:»

Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?

(Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)

Учитель:

— Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?

(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)

Учитель:

— Это вступление к поэме «Руслан и Людмила». А что такое поэма? Кто из вас знает?

Учитель:

— Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря Ожегова.

Ученик:

ПОЭМА — большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

Учитель:

— Ребята, поэма это для вас новый вид жанра произведений А.С.Пушкина

(Учитель открывает третью группу слов на доске — ПОЭМА)

Учитель:

— А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?

Опять обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик:

Ученик:

— Лукоморье (поэт. устар.), морская лука — морской залив, бухта, изгиб морского берега.

6. Работа над произведением

Первичное восприятие текста.

Учитель:

Сказочное путешествие продолжается.

Дайте мы отправимся в лукоморье.

Садитесь удобнее, внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?

Чтение подготовленными учениками (чтение сопровождается записью шума моря)

Беседа по первичному восприятию:

Учитель:

Каким изобразил поэт лукоморье?

Ученики:

Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.

Учитель:

Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?

Учитель:

Какие вам встретились трудные непонятные слова?

(Дети называют слова)

Учитель:

Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

7. Словарная работа

Учебник стр. 86-87, 169,170

:и дол видений полны:

Над златом чахнет

Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут.
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.

9. Работа над структурой и эмоциональным строем текста

Учитель:

Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?

Ученики:

Состоит из двух частей. Первая — состоит из шести строк.

Учитель:

Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?

Ученики:

Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.

Учитель:

Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?

Ученики:

Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание.

Учитель:

Что вы можете сказать о второй части?

Ученики:

Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса. (Высказывания детей)

Беседа по содержанию прочитанного

10. Работа с иллюстрацией в учебнике

Учитель:

Что вы можете рассказать об иллюстрациях? (В учебнике и на доске)

Ученики:

— Мы видим Бабу Ягу колдуна и богатыря

Учитель:

— Найдите строки, к которым сделаны иллюстрации

11. Зарядка для глаз

Учитель:

Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам.

Дети выполняют упражнения «По волнам» (движения слева направо и наоборот), «Морские качели» (движения вверх, вниз).

12. Работа в тетрадях по литературному чтению

(Дети записывают синонимы и антонимы)

Заполненная таблица с одним из вариантов

Работа с лексическим значением слов (прямое, переносное)

Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

Учитель:

С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

Ученики:

Учитель:

Что особенно вам понравилось?

Ученики:

Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

14. Просмотр клипа

— Чтобы помочь вам ещё глубже почувствовать это произведение, посмотрите и послушайте клип.

15. Рефлексия цветок «Настроение»

Учитель:

Ребята, наше путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).

Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

  • Жёлтый цвет — радостное, светлое, хорошее настроение.
  • Оранжевый цвет — радостное, восторженное настроение.
  • Зелёный цвет — спокойное, уравновешенное.
  • Синий цвет — грустное, печальное, тоскливое.

(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)

16. Домашнее задание

Стр.86 — 87, наизусть, в тетради задание № 4, стр.23

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector