Произведения пушкина для 3 класса

«О доброй и мудрой Пушкинской сказке». Урок — театрализация. Обучение грамоте. 1 класс (1 – 4)

К урокам «Сказка о рыбаке и рыбке». А.С. Пушкин — сказочник. Из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. 2-й класс.

Литература 5 класс Методические советы под редакцией В.И. Коровина Глава А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый. », «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Методический опыт. «Песнь о Вещем Олеге» А.С.Пушкина на уроках в начальной школе portal-slovo.ru

Из Единой коллекции ЦОР — к учебнику «Литература. Начальный курс», 5 класс (уроки: Литературная сказка, поэма «Руслан и Людмила» и др.)

«Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина в музыке Н.А. Римского- Корсакова . Интегрированный урок литературы и музыки для 5 класса.

Из Единой коллекции ЦОР — к учебнику «Литература. Начальный курс», 6 класс («Песнь о вещем Олеге»)

«Негде, в тридевятом царстве». Урок — лабораторная работа по произведению А.С.Пушкина «Сказка о Золотом петушке», 9-й класс

Интегрированный урок в 8 классе (литература + история) Тема урока: Образ Пугачева. Крестьянская война 1773 – 1775 гг.

Любовная лирика Пушкина. Информационные технологии на уроках литературы.

Гений Пушкина и Чайковского в искусстве XIX века (на примере опер П.И. Чайковского “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, “Мазепа” по произведениям А.С. Пушкина).

«Что за прелесть эти сказки. » Внеклассное мероприятие по сказкам А.С. Пушкина

Цикл уроков по жизни и творчеству А.С.Пушкина / Пушкинское Болдино, Родословная семьи пушкиных, Лицеист Пушкин, Повести Белкина/

» ПЕРЕЧИТЫВАЯ ПУШКИНА СЕГОДНЯ» — Сборник методико — библиографических материалов Научно — методического отдела Тверской ОУНБ им. А.М. Горького,

К урокам. Сайт ученика 11А класса МОУ СОШ №96 , Виктора Дюкова

«Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3 классов для обобщения знаний по произведениям Пушкина».
материал по чтению (3 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
pushkin.doc 64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие воспитателя группы продленного дня 1класса ГБОУ гимназии №1570 Наумовой Н.Е.

Дата проведения: 15.11.2010 г.

Тема: «Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3 классов для обобщения знаний по произведениям Пушкина».

Цель: обобщить знания детей по произведениям А.С. Пушкина

— умение узнавать по цитатам из сказок произведения А.С. Пушкина

— развитие внимания, памяти, мышления у учащихся

— воспитание нравственной личности

— портрет А.С. Пушкина;

— карточки с вопросами;

— рисунки детей к сказкам А.С. Пушкина;

— яблоко, веревка, игрушка – рыбка.

Ведущий . Велик и разнообразен сказочный мир Пушкина. Царь Салтан и царь Дадон, царевна Лебедь и золотая рыбка, отважный царевич Елисей и хитрый работник Балда… А чье сердце не вздрагивает от этих манящих слов: «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…» Кто из вас не опускался во сне на дно морское к золотой рыбке? Кому из вас хотя бы на минутку не хотелось превратиться в комара или золотого петушка? Кто не представлял себя царевичем или царевной? Продолжить этот прекрасный сон нам поможет викторина, посвященная творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Дети делятся на (две или три) команды, придумывают названия, выбирают капитанов. Ведущий представляет жюри, знакомит с правилами викторины.

  1. Ведущий читает вопрос. Командам отводится 20 секунд на размышления.
  2. Отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку. Если ответ команды неверен, то право ответа переходит к соперникам.
  3. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В конце игры подводят итоги. Побеждает команда, которая наберет больше баллов.

Вопросы и задания викторины

  1. Как называются сказки, из которых взяты эти слова?

а) Снова князь по морю ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текущих вод

Лебедь белая плывет.

(« Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

б) « Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали».

(« Сказка о попе и работнике его Балде».)

  1. Из какого произведения взят этот отрывок?

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

( Из поэмы «Руслан и Людмила».)

  1. Продолжите стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…».

( Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…)

  1. «Черный ящик». В черном ящике находится представитель животного мира (игрушка), который в одной из сказок А.С. Пушкина помогал осуществлять желания. Кто это? Назовите сказку. (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке»,)
  1. Звучит песня «Во саду ли, в огороде». Чья это песенка? Из какой сказки? (Песенка белки из « Сказки о царе Салтане».)
  1. Какими словами начинаются следующие сказки?

а) « Сказка о попе и работнике его Балде».

Пошел поп по базару

Посмотреть кой – какого товару,)

б) « Сказка о золотом петушке».

( Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил – был славный царь Дадон.)

  1. Сколько раз старик из « Сказки о рыбаке и рыбке»

Закидывал невод в море? ( Три раза.) С чем пришел невод в первый раз? ( С одной тиной.) С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою.) С чем пришел невод в третий раз? ( С золотой рыбкой.)

  1. Что случилось с попом с первого щелча? ( Прыгнул поп до потолка».) Со второго?

( Лишился поп языка».) С третьего щелчка? (« Вышибло ум у старика».)

  1. « Черный ящик». В черном ящике находится предмет, который погубил молодую царевну. Что это за предмет? ( Яблоко.)
  1. О каких чудесах говорится в « Сказке о царе Салтане? ( О чудном острове с городом, о ручной белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)
  1. Продолжите стихотворение « Зимний вечер».

Буря мглою небо кроет…

( Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.)

  1. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

( Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

  1. Почему золотой петушок заклевал до смерти царя Дадона?

( Петушок отомстил за своего хозяина – мудреца.)

  1. Какими словами бранила старика старуха в « Сказке о рыбаке и рыбке»?

( Дурачина ты, простофиля! »)

  1. Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу?

( « Свет мой, зеркальце! скажи…»)

  1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?

( Жили старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.)

  1. За какую плату согласился работать Балда у попа?

( « Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

В год за три щелчка тебе по лбу…»)

  1. Продолжите стихотворение « Уж небо осенью дышало…».

( Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван,

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.)

  1. Какими словами обращается старик к золотой рыбке?

( « Смилуйся, государыня – рыбка!»)

  1. « Черный ящик». В черном ящике находится предмет, которым Балда « морщил море». Что это? ( Веревка.)
  2. Какими словами утешала старика золотая рыбка ? ( « Не печалься, ступай себе с богом!»)
  3. Как золотой петушок давал знать Дадону, что все кругом царства спокойно?

( Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно…

23. Какие волшебные превращения происходят в « Сказке о царе Салтане»?

( Царевна превращается в лебедя, Чародей – в коршуна, князь Гвидон – в комара, в шмеля, в муху. )

  1. К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал царевну – невесту?

( К солнцу, к месяцу, к ветру.) Кто ему подсказал, где искать царевну? ( Ветер.)

  1. В каких сказках Пушкина встречаются числа ? (« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Три щелка в « Сказке о попе и работнике его Балде». Тридцать три богатыря, три девицы в « Сказке о царе Салтане». Тридцать три года жили старик со старухой у синего моря, трижды закидывал невод старик в « Сказке о рыбаке и рыбке». И т.д.)
  2. Чем занимались старик и старуха до того, как старик поймал золотую рыбку?

( Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.)

Подведение итогов викторины. Вручение медалей победившей команде. Всем участникам игры ведущий дарит книги – сказки А. С. Пушкина.

Викторина по сказкам А. С. Пушкина Викторина по сказкам А. С. Пушкина для учащихся 3-5 классов для обобщения знаний по произведениям Пушкина. Оборудование

Главная > Викторина

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

В икторина по сказкам А. С. Пушкина

Викторина по сказкам А. С. Пушкина для учащихся 3-5 классов для обобщения знаний по произведениям Пушкина.

– портрет А. С. Пушкина;

– карточки с вопросами;

– рисунки детей к сказкам А. С. Пушкина;

– яблоко, веревка, игрушка-рыбка.

Ведущий. Велик и разнообразен сказочный мир Пушкина. Царь Салтан и царь Дадон, царевна Лебедь и золотая рыбка, отважный царевич Елисей и хитрый работник Балда… А чье сердце не вздрагивает от этих манящих слов: «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…» Кто из вас не опускался во сне на дно морское к золотой рыбке? Кому из вас хотя бы на минутку не хотелось превратиться в комара или золотого петушка? Кто не представлял себя царевичем или царевной? Продолжить этот прекрасный сон нам поможет викторина, посвященная творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Дети делятся на команды (две или три), придумывают названия, выбирают капитанов. Ведущий представляет жюри, знакомит с правилами викторины.

1. Ведущий читает вопрос. Командам отводится 20 секунд на размышления.

2. Отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку. Если ответ команды неверен, то право ответа переходит к соперникам.

3. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, которая наберет больше баллов.

Вопросы и задания викторины

1. Как называются сказки, из которых взяты эти слова?

а) Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

б) «Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали».

(«Сказка о попе и работнике его Балде».)

2. Из какого произведения взят этот отрывок?

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

(Из поэмы «Руслан и Людмила».)

3. Продолжите стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…».

(Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…)

4. «Черный ящик». В черном ящике находится представитель животного мира (игрушка), который в одной из сказок А. С. Пушкина помогал осуществлять желания. Кто это? Назовите сказку. (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

5. Звучит песня «Во саду ли, в огороде». Чья это песенка? Из какой сказки? (Песенка белки из «Сказки о царе Салтане».)

6. Какими словами начинаются следующие сказки?

а) «Сказка о попе и работнике его Балде».

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.)

б) «Сказка о золотом петушке».

(Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.)

7. Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.) С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.) С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою.) С чем пришел невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)

8. Что случилось с попом с первого щелча? («Прыгнул поп до потолка».) Со второго? («Лишился поп языка».) С третьего щелчка? («Вышибло ум у старика».)

9. «Черный ящик». В черном ящике находится предмет, который погубил молодую царевну. Что это за предмет? (Яблоко.)

10. О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане»? (О чудном острове с городом, о ручной белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)

11. Продолжите стихотворение «Зимний вечер».

Буря мглою небо кроет…

(Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.)

12. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

(Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

13. Почему золотой петушок заклевал до смерти царя Дадона? (Петушок отомстил за своего хозяина-мудреца.)

14. Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля!»)

15. Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце! скажи…»)

16. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?

(Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.)

17. За какую плату согласился работать Балда у попа?

(«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

В год за три щелка тебе по лбу…»)

18. Продолжите стихотворение «Уж небо осенью дышало…».

(Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.)

19. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня-рыбка!»)

20. «Черный ящик». В черном ящике находится предмет, которым Балда «морщил море». Что это? (Веревка.)

21. Какими словами утешала старика золотая рыбка? («Не печалься, ступай себе с богом!»)

22. Как золотой петушок давал знать Дадону, что все кругом царства спокойно?

(Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно…)

23. Какие волшебные превращения происходят в «Сказке о царе Салтане»? (Царевна превращается в лебедя, чародей – в коршуна, князь Гвидон – в комара, в шмеля, в муху.)

24. К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к ветру.) Кто ему подсказал, где искать царевну? (Ветер.)

25. В каких сказках Пушкина встречаются числа? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Три щелка в «Сказке о попе и работнике его Балде». Тридцать три богатыря, три девицы в «Сказке о царе Салтане». Тридцать три года жили старик со старухой у синего моря, трижды закидывал невод старик в «Сказке о рыбаке и рыбке». И т. д.)

26. Чем занимались старик и старуха до того, как старик поймал золотую рыбку?

(Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.)

Подведение итогов викторины. Вручение медалей победившей команде. Всем участникам игры ведущий дарит книги – сказки А. С. Пушкина.

Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта?

Их не много и не мало,

Но все Пушкинские – это

Наше вечное начало.

Спасибо всем за участие!

«ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ А.С.ПУШКИНА»

Викторина рассчитана на знание учащимися сказок: «Сказка о попе и работнике его Балде»,

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче

и о прекрасной царевне Лебедь».

-познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина и проверить знание детей сказок поэта.

Задачи: — расширить кругозор детей;

— воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина;

-в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании сказок А. С. Пушкина.

Портрет А.С. Пушкина, рисунки и поделки детей на тему «Моя любимая пушкинс­кая сказка»,

иллюстрации художников к сказкам А.С. Пушкина, выставка книг со сказками Пушкина.

Участники: ведущий, две команды школьников, жюри..

Ведущий . В нашей игре примут участие две команды, давайте дадим командам названия «Лукоморье»,

«Золотой петушок». Конечно, для того, чтобы судить, кто на нашей встрече будет

лучшим, необходимы строгие судьи – жюри (представляет членов жюри).

Ведущий . А начнем мы с небольшой разминки.

1.Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?

2.Кто говорил такие слова:

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

3. В какой сказке была эта царица?

4. Что вы знаете о попе – толоконном лбе?

Ведущий . На нашей выставке рисунков и поделок много героев из самых разных

сказок Пушкина. А ну-ка узнайте, кто они?

Участники команд должны найти двух героев из одной сказки.

Ведущий . Как называются сказки, нарисованные ребятами?

Дети называют сказки.

Ведущий. А сейчас проведем конкурс на лучшего знатока сказок Пушкина.

1. С какими словами обращалась царица к волшебному зеркалу?

(Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи;

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее ?)

2. Что кричал петушок, сидя на спице?

Царствуй, лежа на боку!)

3. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же пригова­ривал Балда с укоризной?

(Не гонялся бы ты, поп,

4.Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
(Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.)

Ведущий. А сейчас задание: надо вспомнить

и прочитать стихотворение целиком, угадав его по окончаниям строчек

(предлагает поочередно командам задания).

1. Простился, снарядился, у окна, одна

Царь с царицею простился,

В путь-дорожку снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

2. Скажи, доложи, милее, белее.

Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи;

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

3. Окном, вечерком

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

4. Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Ведущий. Следующий конкурс команд. Кто больше вспомнит и назовет героев сказок Пушкина?

А теперь командам нужно будет продекламировать любое стихотворение Пушкина.

Конкурс команд в инсценированиии сказок А.С. Пушкина (показ домашнего задания).

1. Снова кличет старуха золотую рыбку.

2. И молвила старуха: «Чего тебе надобно старче?»

3. Правильно ли, что конец «Сказки о золотом петушке» таков:

И осталась старуха у своей старой землянки с разбитым корытом

4. И сказала золотая рыбка:

«Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть владычицей морскою!»

Ведущий. А теперь викторина «Знаешь ли ты героев сказок Пушкина?»

1. В какой сказке была Чернобровка?

2. Кто искал работника: повара, конюха и плотника?

3. В кого превращала Лебедь князя Гвидона, когда тот тайно
посещал «царство славного царя Салтана»? (В комара, муху, шмеля.)

4. Как изображает Пушкин царевну Лебедь?

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как слово говорит,

Словно реченька журчит.

5. Для кого было предназначено отравленное яблоко?

6. «Бедный поп подставил лоб». Кому?

Ведущий. Благодарю всех за интересную игру, и нам осталось только предоставить

последнее слово жюри. Я думаю, что все вы получили пользу от этой встречи,

и полюбите читать новые увлекательные книжки.

В конце жюри подводит итоги и объявляет победителей .

Урок литературного чтения «А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»» 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: помочь ребенку стать читателем-исследователем, подвести его к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова, познакомить учащихся с новым произведением А.C.Пушкина, новым видом жанра (поэма);

Задачи:

  • Образовательные: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение), анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
  • Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.
  • Воспитательные:
    • прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.
    • формировать коммуникативные навыки работы в группах;
    • развивать позитивную самооценку учащихся.

Оборудование к уроку:

  • учебник «Литературное чтение. 3 класс» Э.Кац, М., «Астрель», 2011;
  • тетрадь на печатной основе «Литературное чтение.3 класс», М., «Астрель», 2011 г;
  • портрет А.С.Пушкина;
  • выставка книг поэта;
  • компьютерная презентация «Мир Пушкина»;
  • выставка проектов учащихся «Мир Пушкина»;
  • компьютер, проектор, экран;
  • словари В.И.Даля, Д.Ожегова;
  • карточки с отрывками из произведений для работы в группах;
  • клип к отрывку из поэмы «Руслан и Людмила»;
  • разноцветные лепестки для цветка «Настроение»

Современные технологии:

  • игровые технологии;
  • технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;
  • технологии уровневой дифференциации;
  • информационно-компьютерные технологии

— Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.

И наших гостей пригласим.

2. Проверка домашнего задания

— Вы то знаете, что в путешествие с собой берут самое необходимое. Для нас — это знания.

— Что было задано на дом?

(подготовить сведения о Пушкине)

Учащиеся делятся своими открытиями. Подводится итог работы по проекту «Мир Пушкина»

1 лучший проект защищается на уроке (может быть показана презентация)

Итак, что вы узнали об А.С. Пушкине?

Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению.

На его воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.

3. Выявление читательского опыта по произведениям А.С. Пушкина -Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете?

А насколько вы хорошо помните, сейчас узнаем из викторины. Названия произведений распределите по группам

(ответы вывешиваются на доске: 1 группа-стихотворение, 2 группа-сказка, 3 группа-поэма- закрыта)

Работа учащихся в группах.

Задания для 1 группы

«Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:»
«Уж небо осенью дышало» (отрывок из стихотворения)

«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица:»

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
(«Сказка о Царе Салтане»)

Задания для 2 группы

«Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?»

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Гонимы вешними лучами,
с окрестных гор уже снега
сбежали мутными ручьями
на потоплённые луга.»
«Гонимы вешними лучами:»(отрывок из стихотворения)

Задания для 3 группы

«Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила».
«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Жил был поп
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару:»

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
«Сказка о попе и о работнике его Балде»

(Будем изучать произведение)

Задания для 4 группы

1. «Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку:»

«Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок»
«Сказка о золотом петушке»

(Будем изучать произведение)

«Лисица видит сыр,- Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз она не сводит».
(Басня И.А.Крылова) — Ловушка

Дети узнают произведения, а также узнали ловушку.

Учитель:

— Как распределили произведения по группам?

Ученики:

1 группа-стихи, 2 группа-сказки. А что за закрытым окошком.

Вывод: Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете и помните изученные произведения великого русского поэта.

4. Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А.С.Пушкина

Учитель:

— Ребята, а какие по жанру произведения у А.С.Пушкина

Дети:

ЖАНРЫ произведений А.С.Пушкина: СТИХИ СКАЗКИ ПОЭМА

5. Работа над новым материалом

Учитель:

-Дети, как вы думаете, какая у нас тема урока?

Дети:

— Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.

Учитель:

— Сказочное путешествие продолжается. Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком «У лукоморья дуб зелёный:»

Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?

(Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)

Учитель:

— Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?

(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)

Учитель:

— Это вступление к поэме «Руслан и Людмила». А что такое поэма? Кто из вас знает?

Учитель:

— Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря Ожегова.

Ученик:

ПОЭМА — большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

Учитель:

— Ребята, поэма это для вас новый вид жанра произведений А.С.Пушкина

(Учитель открывает третью группу слов на доске — ПОЭМА)

Учитель:

— А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?

Опять обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик:

Ученик:

— Лукоморье (поэт. устар.), морская лука — морской залив, бухта, изгиб морского берега.

6. Работа над произведением

Первичное восприятие текста.

Учитель:

Сказочное путешествие продолжается.

Дайте мы отправимся в лукоморье.

Садитесь удобнее, внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?

Чтение подготовленными учениками (чтение сопровождается записью шума моря)

Беседа по первичному восприятию:

Учитель:

Каким изобразил поэт лукоморье?

Ученики:

Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.

Учитель:

Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?

Учитель:

Какие вам встретились трудные непонятные слова?

(Дети называют слова)

Учитель:

Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

7. Словарная работа

Учебник стр. 86-87, 169,170

:и дол видений полны:

Над златом чахнет

Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут.
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.

9. Работа над структурой и эмоциональным строем текста

Учитель:

Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?

Ученики:

Состоит из двух частей. Первая — состоит из шести строк.

Учитель:

Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?

Ученики:

Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.

Учитель:

Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?

Ученики:

Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание.

Учитель:

Что вы можете сказать о второй части?

Ученики:

Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса. (Высказывания детей)

Беседа по содержанию прочитанного

10. Работа с иллюстрацией в учебнике

Учитель:

Что вы можете рассказать об иллюстрациях? (В учебнике и на доске)

Ученики:

— Мы видим Бабу Ягу колдуна и богатыря

Учитель:

— Найдите строки, к которым сделаны иллюстрации

11. Зарядка для глаз

Учитель:

Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам.

Дети выполняют упражнения «По волнам» (движения слева направо и наоборот), «Морские качели» (движения вверх, вниз).

12. Работа в тетрадях по литературному чтению

(Дети записывают синонимы и антонимы)

Заполненная таблица с одним из вариантов

Работа с лексическим значением слов (прямое, переносное)

Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

Учитель:

С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

Ученики:

Учитель:

Что особенно вам понравилось?

Ученики:

Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

14. Просмотр клипа

— Чтобы помочь вам ещё глубже почувствовать это произведение, посмотрите и послушайте клип.

15. Рефлексия цветок «Настроение»

Учитель:

Ребята, наше путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).

Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

  • Жёлтый цвет — радостное, светлое, хорошее настроение.
  • Оранжевый цвет — радостное, восторженное настроение.
  • Зелёный цвет — спокойное, уравновешенное.
  • Синий цвет — грустное, печальное, тоскливое.

(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)

16. Домашнее задание

Стр.86 — 87, наизусть, в тетради задание № 4, стр.23

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector