Произведения пушкина 10 класс

Предлагаю тестовый материал для урока литературы в 5 классе, составленного по учебнику В.Я.Коровиной. Рекомендуется проводить данное тестирование в конце первого полугодия, а также в рамках подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Тест по творчеству
А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева

Часть А. Выберите правильный ответ

А1. А.С.Пушкин родился в:

  1. Москве,
  2. Санкт – Петербурге,
  3. Полтаве,
  4. Нижнем Новгороде.

А2. Как звали одного из героев А.С.Пушкина «Сказки о Мертвой царевне и семи богатырях»:

А3. Чем была отравлена царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина:

А4. Какие виды рифмовки существуют:

  1. перекрестная, кольцева,
  2. парная, перекрестная,
  3. перекрестная, парная, опоясывающая,
  4. перекрестная, непарная, опоясывающая.

А5. Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

  1. Отечественной войне,
  2. осаде Бородина,
  3. Бородинскому сражению,
  4. Великой отечественной войне.

А6. От чьего лица ведется повествование в стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтова:

  1. Юноши,
  2. Автора,
  3. Воина-ветерана – рядового солдата,
  4. Царя.

А7. Н.В.Гоголь по национальности является:

А8. Повестями из украинской народной жизни, автором которых явился Н.В.Гоголь, считают:

  1. «Ночь накануне Ивана Купалы»,
  2. «Заколдованное место»,
  3. «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
  4. «Как-то утром на хуторе близ Диканьки».

А9. Главный герой повести «Заколдованное место» пошел к горящему в темноте огоньку, потому что:

  1. мог начаться пожар,
  2. там, вероятно, был зарыт клад,
  3. он заблудился,
  4. огонек указывал ему дорогу.

А10. Как в народе называют Н.А.Некрасова:

  1. певец народа,
  2. деспот,
  3. заступник бурлаков,
  4. Н.А.Некрасов.

А11. Кто является автором «Муму»:

А12. Как зовут главного героя рассказа «Муму»:

А13. Кем работал Герасим у барыни:

А14. Как Герасим нашел Муму:

  1. Она сама прибежала к нему в каморку,
  2. Собачку подарила барыня,
  3. Герасим спас Муму, когда она тонула,
  4. Герасиму прислали Муму из деревни.

А15. Внешне Герасим был похож на:

  1. Богатыря,
  2. Скалу,
  3. Пугало,
  4. Ни на что не был похож.

А16. В какой момент Герасим решает уйти в деревню:

  1. До того, как топит Муму,
  2. Сразу после того, как утопил Муму,
  3. Он не уходит, а остается служить барыне,
  4. После того, как барыня разозлилась на Герасима из-за Муму, он уходит в деревню по ее приказу.

Часть В. Выполните задание. Напишите правильный ответ.

В1. К кому обращается А.С.Пушкин в строках «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!» ______________________
В2. Укажите автора и название произведения, строчками из которого являются:
«С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи» _________________________________
В3. Определите вид рифмы:
«У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом…» _______________________________
В4. Изобразительно-выразительное средство, основанное на переносе признака с одного предмета на другой на основе их сходства называется ________________
В5. Как называется литературный прием, в результате которого неживым предметам приписываются свойства живых (людей, животных)? ____________

В6-В8. Назовите автора, название произведения и продолжите строки:
В6. «Пройдет – словно солнце осветит,…_____________________
В7. «Однажды в студеную, зимнюю пору
Я из лесу вышел,… __________________________________
В8. «В темнице там царевна тужит,
А бурый волк … _________________________________
В9. Как зовут героиню, назовите произведение и автора? «…женщина лет двадцати осьми, маленькая, худенькая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке на Руси почитаются дурной приметой».__________________________
В10. Сильное преувеличение – это __________________
В11. Назовите литературный прием, который используется в приведенной цитате: «молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей» ___________
В12. О ком идет речь? Героиней какого произведения она является? «Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»________________

Часть С. Развернуто ответьте на вопрос.

Почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму? Что он хотел показать своим уходом?

Скачать тест в текстовом формате .DOC с ответами

Викторина с ответами для 6-7 класса. Пушкин

Литературная викторина для учащихся 6-7 классов

Викторина на тему «Творчество А. С. Пушкина»

1. Как звучит полное название «Сказки о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»)

2. Какие три чуда описывает Пушкин в «Сказке о царе Салтане»? (1. «. Белочка при всех золотой грызет орех, а орешки не простые: все скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд. ». 2. «. и очутятся на бреге в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря. Все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор». 3. «За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, ночью землю освещая»)

3. В каком музыкально-сценическом произведении звучит «Марш Черномора»? (В опере «Руслан и Людмила» М. Глинки)

4. Кому посвящен романс А. Алябьева «Соловей мой, соловей»? (Пушкину, его называют соловьем)

5. Кому посвящен романс «Я помню чудное мгновенье»? (Стихи А.С. Пушкин посвятил Анне Керн, а М. Глинка посвятил романс ее дочери Екатерине, в которую был влюблен)

6. В каком произведении Пушкин описал наводнение 1824 г. в Петербурге? (В поэме «Медный всадник»)

7. Какое время года Пушкин любил больше всего? Как он его описывал? (Осень. «Унылая пора, очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса! Люблю я пышное природы увяданье. »)

8. Какое женское имя чаще других встречается в произведениях Пушкина? (Мария. В поэмах «Полтава», «Бахчисарайский фонтан», в повестях «Капитанская дочка», «Дубровский», «Метель», «Выстрел»)

9. Какие поэмы начинаются словами:

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом. («Руслан и Людмила»)

В ауле, на своих порогах,

Черкесы праздные сидят.

Сыны Кавказа говорят

О бранных, гибельных тревогах,

О красоте своих коней,

О наслажденьях дикой неги;

Воспоминают прежних дней

Неотразимые набеги. («Кавказский пленник»)

Гирей сидел, потупя взор;

Янтарь в устах его дымился;

Безмолвно раболепный двор

Вкруг хана грозного теснился. («Бахчисарайский фонтан»)

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Выстрел
  • Это сочинение списано 45 675 раз

Эта повесть входит в число замечательных «Повестей Белкина». Содержание повести передано рассказчику свидетелями случившегося, так или иначе имевшими отношение к тем людям, с которыми приключились описываемые события.

Повесть «Выстрел» разделена на две главы. Художественные центры обеих глав – поединки, символизируемые выстрелами.

Психологическая картина прерванной дуэли передается двумя рассказчиками. В ней присутствуют два значимых выстрела, о которых говорит тот участник, который в данный момент стоял под дулом пистолета. Это перекрещивание углубляет трагизм самого понятия дуэли, сознательного риска жизнью в первую очередь во имя самоуважения. Каждый из героев должен выдержать поединок с самим собой, опираясь только на глубинные нравственные силы и дух. Граф полностью потерял и волю, и достоинство, он подчинился внешним силам. Сильвио же вышел победителем и перед соперником, и перед собой. Каждый из героев имеет выбор, как поступить, показать благородство или низость. Это зависит от самого человека, от его принципов и взглядов на жизнь. Сильвио вызывает сочувствие и понимание из‑за того, что нет покоя и мира в его душе и сознании, но в то же время он имеет и недобрые намерения, а это отталкивает.

Сильвио в полку был всегда первым. Вот как он сам говорит о себе: «Характер мой вам известен: я привык первенствовать, но смолоду это было во мне страстию. В наше время буйство было в моде: я был первым буяном по армии. Мы хвастались пьянством… Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал или свидетелем, или действующим лицом. Товарищи меня обожали, а полковые командиры, поминутно сменяемые, смотрели на меня как на необходимое зло». Поэтому когда появился соперник у Сильвио, он не мог с этим смириться, это постоянно уязвляло его самолюбие, он просто возненавидел его. Он всячески пытался унизить графа и нагрубить ему. А второй герой был ничуть не хуже Сильвио: «Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние», – вспоминал он.

Повесть построена таким образом, что сначала идет пространное авторское вступление, затем рассказ непосредственного участника событий, а потом краткое авторское заключение, т. е. проводится некая параллель. Каждый из двух эпизодов прерванной дуэли оставил памятник: простреленная фуражка Сильвио – «памятник нашего поединка» («Он прицелился и прострелил мне фуражку»), картина в кабинете графа – «памятник последней нашей встречи» («Тут он было вышел, но остановился в дверях, оглянулся на простреленную мною картину, выстрелил в нее, почти не целясь, и скрылся»).

Образы героев очень динамичны и изменчивы. Так, соперник Сильвио в начале повести равнодушен ко всему происходящему, уверен в себе, ничего не боится. Сильвио так и описывает его: «Отроду не встречал счастливца столь блистательного! Вообразите себе молодость, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которые никогда у него не переводились, и представьте себе, какое действие должен был он произвести между нами». Однако в конце повествования герой становится совсем другим. Он нервничает, ему есть что терять, он боится и сомневается, не знает, как правильно поступить: «Не понимаю, что со мною было и каким образом мог он меня к тому принудить… но я выстрелил и попал вот в эту картину».

Также изменчива речь героев повести на протяжении всего повествования. Так, рассказы Сильвио и графа более живые, чем речь рассказчика. Кроме того, Сильвио рассказывает более богатым литературным языком. В его речи много коротких предложений, он передает действие, а не просто описывает его. Периодически возрастает и уменьшается степень напряженности произносимой речи, передается быстрая смена событий.

В повести есть мрачное ощущение неразрешимости ситуации, печального его конца. Но стремление героев жить так, как они хотят, вселяет надежду на то, что каждый герой – творец своего счастья.

«Повести Белкина», написанные А. С. Пушкиным более 150 лет назад, остаются по‑прежнему интересными для читателя, открывают новый мир, способный обогатить возвышенными чувствами. Это неиссякаемый клад, который учит нас и жизни, и правильному отношению к окружающим.

Урок-обобщение по творчеству А.С.Пушкина (9-10 класс)
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

Данная разработка универсальна в использовании. Легко поддается корректировке. Вместе с тем это готовый материал для подведения итогов изучения раздела поо творчеству А.С.Пушкина в нетрадиционной форме.

Скачать:

Вложение Размер
Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина 47 КБ

Предварительный просмотр:

О. А. Кузнецова – учитель русского языка и литературы

МОУ Водзимонская СОШ

Вавожского района Удмуртской Республики

Игра «Умники и умницы».

(урок-обобщение по творчеству А. С. Пушкина).

Ведущий – учитель (читает стихотворение И. Акуниной):

К нам приходят Пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны:

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины…

Шелестят волшебные страницы –

Всех скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы.

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В двадцать, тридцать лет и в сорок пять

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над темным злом,

Убегаем в Пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

Добрый день, дорогие ребята! Этими стихами можно охарактеризовать не только сказки Пушкина, но и все его творчество. В. Белинский сказал однажды о творчестве Александра Сергеевича так: «Читая его произведения можно превосходным образом воспитать в себе человека». В каком бы возрасте мы не были, мы с удовольствием перечитываем и его сказки, и его повести, его лирические произведения, а отдельные строки из «Евгения Онегина» давно стали в народе крылатыми выражениями.

Сегодня мы собрались на литературную игру «Умники и умницы», чтобы еще раз вспомнить изученные произведения А. С. Пушкина, посмотреть, насколько внимательно вы их читали и чтобы еще раз окунуться в прекрасный мир – художественный мир Пушкина.

Итак, я объявляю первый тур игры «Умники и умницы». Прошу приветствовать участников I тура.

А я представляю вам членов жюри…

Ведущий: итак, мы должны определить, по какой дорожке пойдет каждый из наших участников (объявляются условия конкурса). А сейчас проводится конкурс красноречия. Участники за 5 мин до урока получили задание – продолжить фразу: «Читая произведения Пушкина….» Кто будет отвечать первым? Прошу. (Отвечают, жюри выбирает, кто по какой дорожке пойдет).

Желтая дорожка : Каково полное имя Татьяны?

(Татьяна Дмитриевна Ларина.

На могиле отца Татьяны была такая надпись:

Надгробный памятник гласит:

— Смиренный грешник Дмитрий Ларин,

Господний раб и бригадир,

Под камнем сим вкушает мир).

Зеленая дорожка: В черновом варианте «Евгения Онегина» были такие строки:

…добрый юноша, готовый

Высокий подвиг совершить…

О ком они? Почему вы так думаете? (о Ленском).

Красная дорожка : Известно, что Пушкин симпатизировал Ленскому-человеку, так как его прототипом являются его друзья-декабристы. Почему же Пушкин не построил произведение таким образом, чтобы герой остался жив?

(автор не решает судьбу героев. Ответ участника может содержать данные о том, что Пушкин в романе – сам является одним из героев. Это еще раз говорит о том, что герои Пушкина живут своей жизнью, автор не вмешивается — констатирует факты).

Желтая дорожка: Что появилось раньше: роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» или «Горе от ума» Грибоедова? Почему вы так думаете?

(в романе Пушкина есть строки:

…Он возвращался и попал

Как Чацкий, с корабля на бал…)

Зеленая дорожка: О ком из героев из романа «Евгений Онегин» следующие строки:

…Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела…

(об Ольге Лариной).

Красная дорожка: кто из героев «Евгения Онегина»

…В книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой…(отец Татьяны – Д. Ларин).

Желтая дорожка: Фамилию какого персонажа комедии Фонвизина «Недоросль» упоминает Пушкин при перечислении гостей, приехавших к Лариным?

(…Скотинины – чета седая

С детьми – все разных возрастов:

От тридцати до сорока годов…)

Зеленая дорожка: Любили ли в семье Татьяну? Почему вы так думаете?

(…Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой…)

Желтая дорожка: Кто их героев « Онегина» «…корсет носила она узкий, и русский «н» как «N» французский произносить умела в нос»? (помещица Ларина – мать Татьяны).

Ведущий: Итак, у нас выявился победитель первого тура. Это …

Ведущий: И я приглашаю выйти участников второго тура. Задание для конкурса красноречия такое: объясните иностранцу, кто такой Пушкин.

(участники отвечают, жюри решает, кто по какой дорожке пойдет).

Желтая дорожка: Какое одинаковое название имеют поэма Пушкина и рассказ Л. Н. Толстого? («Кавказская пленница»).

Зеленая дорожка: К какому циклу произведений Пушкин взял эпиграфом слова из комедии Фонвизина «Недоросль» («Повести Белкина»).

Красная дорожка: Главные герои каких произведений Пушкина названы именами Мария и Владимир? («Дубровский» и «Метель»).

Желтая дорожка: Назовите произведения Пушкина, в которых имя героини – Мария? Их 6, назовите хотя бы 4. («Бахчисарайский фонтан», «Метель», «Дубровский», «Выстрел», «Капитанская дочка», «Полтава»).

Зеленая дорожка: В каких произведениях изображается Петр I? («Полтава», «Арап Петра Великого», «Медный всадник»).

Красная дорожка: Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновение»? (А. П. Керн).

Желтая дорожка: О ком пишет поэт: «Друзья мои, прекрасен наш союз…»? (о друзьях-лицеистах).

Зеленая дорожка : Кто их героев Пушкина не мог отличить ямб от хорея во времена пика популярности и затребованности художественной литературы? (Евгений Онегин).

Желтая дорожка: Кто из героев Пушкина будучи помещичьим ребенком наряжался в крестьянское платье, когда шел на свидание? (Лиза – «Барышня-крестьянка»).

Ведущий: Итак, у нас выявился победитель второго тура. Это…

Ведущий: И я приглашаю выйти участников третьего тура. Для проведения конкурса красноречия прошу участников ответить на вопрос «Что значит для меня имя Пушкина»? (ребята отвечают; жюри решает, кто по какой дорожке пойдет).

Желтая дорожка: Как изображена Екатерина II в «Капитанской дочке»?

Зеленая дорожка: Какие слова являются эпиграфом к «капитанской дочке»? («Береги честь смолоду»).

Красная дорожка: Кратко расскажите о жизни Петра Гринева до начала Пугачевского восстания. («Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками…»).

Желтая дорожка: Сколько лет было Гриневу, когда его отправили на службу? (16).

Зеленая дорожка: Как звали родителей Маши Мироновой? (Василиса Егоровна и Иван Кузьмич).

Красная дорожка: Назовите, какие повести входят в книгу «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Их 5. («Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Выстрел», «Барышня-крестьянка»).

Желтая дорожка: какой близкий друг Пушкина участвовал в восстании декабристов? (И. Пущин).

Зеленая дорожка: Стихи Пушкин писал двусложным размером. Как называются двусложные размеры в стихосложении? (Ямб – безударный, ударный слоги, хорей – ударный, безударный).

Желтая дорожка: Кто из героев Пушкина делал змея из географической карты? (Петр Гринев — «Капитанская дочка»).

Ведущий: Итак, у нас выявился победитель третьего тура игры. Это…

Ведущий: Я приглашаю выйти всех победителей сегодняшней игры и объявляю начало финального тура игры «Умники и умницы».

Желтая дорожка: Кто из героев Пушкина, когда был в плохом настроении, насвистывал: «гром победы, раздавайся!» (К. П. Троекуров).

Зеленая дорожка: Кто их героев Пушкина перед венчанием заблудился в поле? (Владимир из повести «Метель»).

Красная дорожка: Кто из героев Пушкина был похищен в день свадьбы? (Людмила из повести «Метель»).

Желтая дорожка: Кем были написаны пожизненные портреты Пушкина? (В. Тропининым, О. Кипренским).

Зеленая дорожка: О каком портрете сам Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»? (о портрете О. Кипренского).

Красная дорожка: Посмотрите полотно на сюжет к стихотворения «К морю». В содружестве каких художников оно было выполнено? (Репин и Айвазовский).

Желтая дорожка: Какие Пушкинские поэма и стихотворение имеют одно название? («Цыгане»).

Зеленая дорожка: Под каким произведением поэт впервые поставил полную подпись? (под стихотворением «Воспоминания о Царском Селе»).

Желтая дорожка: Когда и в связи с чем В. Жуковский подарил Пушкину свой портрет? (В 1820 году, после опубликования поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»).

Ведущий: Итак, мы объявляем победителя игры «Умники и умницы», им стал …

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодняшняя игра показала, что вы внимательно читаете произведения Пушкина, знаете не только фабулу произведений, но и мелкие детали, которые действительно важны для понимания идейного содержания каждого произведения. Я надеюсь, будучи взрослыми людьми вы снова и снова будете возвращаться к произведениям Александра Сергеевича и получать от них удовольствие, а, может быть, и получать ответы на жизненные вопросы, которые так или иначе вам придется решать в дальнейшем. Спасибо вам за игру, до свидания!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: