Произведения посвященные пушкину

ПОРТРЕТЫ ПУШКИНА. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА ХIХ-ХХ ВВ.
Совместный выставочный проект из собрания Пушкинского Заповедника
и Государственного музея А.С. Пушкина

В поисках Пушкина

Выставочный проект «Портреты Пушкина», подготовленный Государственным музеем А.С. Пушкина (Москва) совместно с Пушкинским Заповедником, представляет живопись и графику, книжные издания, а также ряд скульптурных произведений, объединенных одним героем, одним именем.

Хронологически выставка охватывает два столетия — от прижизненных изображений поэта до конца ХХ века. Двухвековой период (без Пушкина и – с ним!) отмечен разнообразием творческих поисков образа Поэта.

Трудно назвать имя большого художника России, который в своем творчестве не обращался к образу Пушкина: Кипренский и Тропинин, Айвазовский и Ге, Репин и Серов, Антокольский и Трубецкой, Фаворский и Кравченко, Петров-Водкин и Пластов, Аникушин и Белашова, Юон, Горяев, Шухаев, Ульянов, Попков, Оссовский, Обросов и многие другие.

В собрании Государственного музея А.С. Пушкина иконография поэта насчитывает около четырех тысяч произведений живописи, графики и скульптуры. Ядро коллекции составляют его прижизненные портреты. Среди них – гравюра Е.И. Гейтмана, украшающая первое издание «Кавказского пленника», и гравюра Н.И. Уткина с оригинала О.А. Кипренского, послужившая фронтисписом для издаваемого А.А. Дельвигом альманаха «Северные цветы на 1828 год». Растущая популярность Пушкина сказалась на интересе читателей к его личности, и гравюра Уткина положила начало целому ряду изображений поэта в печатных изданиях. Так, например, в «Невском альманахе на 1829 год» появилась гравюра Гейтмана с подготовительного рисунка А. Нотбека – «Пушкин и Онегин», вызвавшая известную эпиграмму автора романа. Среди изображений Пушкина последних лет его жизни большой интерес представляет гравюра Томаса Райта. Существует предположение, что портрет был заказан английскому художнику самим Пушкиным для готовившегося собрания сочинений. Гравюра была выполнена вскоре после смерти поэта, в марте 1837 года. «Обратите внимание, – писал о ней Репин, – чтo в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя. Виден государственный ум». Ценным экспонатом является копия портрета Пушкина с оригинала О.А. Кипренского, выполненная неизвестным русским мастером в середине XIX века по заказу близкого друга Пушкина князя П.А. Вяземского. Этот уникальный мемориальный предмет получил название «Остафьевская копия», так как происходит из подмосковной усадьбы Вяземского.

В многочисленных воспоминаниях о Пушкине, опубликованных после его смерти, современники стремились не только запечатлеть внешний облик поэта, но и показать его духовную красоту. Не менее интересен и взгляд поэта на самого себя. Еще на лицейской скамье им было написано шуточное стихотворение «Мой портрет» (1815) на французском языке. Кроме того, на протяжении всей жизни на полях рукописей Пушкин набрасывал автопортреты. Рисованные для себя и не предназначенные для широкой публики, они получили известность и были оценены лишь столетие спустя. Включены в состав выставки и опубликованные стихотворные обращения к Пушкину его современников — Д.В. Веневитинова и Н.М. Языкова, что также можно рассматривать как акт своеобразного портретирования. С конца Х1Х века Пушкин становится героем различных художественных произведений – рассказов, повестей и романов, пьес (таких, например, как пьеса М.А. Булгакова «Последние дни (А.С. Пушкин)».

Значительную часть иконографии Пушкина в собраниях двух музеев составляют работы художников второй половины XIX – конца XX веков. Эти ретроспективные изображения были созданы на основе изучения прижизненных натурных портретов Пушкина, его автопортретов, творчества и биографии. Все они несут на себе печать своего времени, так как каждая эпоха находила в гении Пушкина то новое и животрепещущее, что было ей созвучно. На выставке представлены живописные и графические работы В.Н. Масютина, В.В. Фаворской, К.С. Петрова-Водкина, К.Ф. Юона, А.И. Кравченко, П.Я. Павлинова, А.З Иткина из собрания Государственного музея А.С. Пушкина, а также произведения С. Мошина, М.В. Рундальцова, Н.П. Ульянова, А.И. Лактионова, П.Т. Фомина, Б. В. Щербакова, В.Е. Попкова, П.П. Оссовского и других художников из собрания Пушкинского Заповедника. Наибольшее количество портретов было выполнено в юбилейные 1937, 1949, 1987 и 1999-е годы.

Изображения Пушкина в печатных изданиях появились еще при жизни поэта. Фронтисписом для первого посмертного издания сочинений Пушкина (1838) и издания П.В. Анненкова (1855) послужила гравюра Н.И. Уткина. В 1899 году П.П. Кончаловский (отец художника П.П. Кончаловского) предпринял первое иллюстрированное издание сочинений Пушкина в трех томах, к которому привлек лучших художников своего времени: В.И. Сурикова, И.Е. Репина, И.И. Левитана, М.А. Врубеля, братьев А.М. и В.М. Васнецовых, К.А. и С.А. Коровиных и многих других. Для фронтисписа издания портрет Пушкина был исполнен В.А. Серовым. Впоследствии практика использовать в качестве фронтисписа портрет Пушкина получила широкое распространение.

При жизни Пушкина не было сделано ни одного его скульптурного портрета. Статуэтка А.И. Теребенева стала первым из изображений поэта, созданных после его смерти. В экспозиции — модели памятников Пушкину работы Р.Р. Баха (установлен в Царском Селе в 1899), М.К. Аникушина (установлен в Ленинграде в 1957); работы А.И. Григорьева, О.К. Комова, Н.И. Нисс-Гольдмана, Е.Ф. Белашовой (памятник установлен в Пушкинских Горах в 1959) и других художников.

Мысль о возможности бесконечного постижения поэта была прекрасно выражена еще Белинским: «Пушкин принадлежит к вечно живущим явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за нею эпохе сказать что-нибудь новое и более верное». Художественные поиски «своего» Пушкина продолжаются.

СОЧИНЕНИЯ

ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
Историческая тематика интересовала писателя во все времена. Не
обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А.С.
Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Два великих русских поэта и писателя
обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно.
Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности
Петра 1. Связанные с его именем героические страницы русской
истории нашли свое отражение во многих произведениях великого
поэта. Перу Пушкина принадлежит произведение в прозаической
форме — историческая повесть «Капитанская дочка». Важно, что
великого классика интересуют не одни исторические события, великие
битвы, но и жизнь обычных людей, живших в то время. Пушкин
прослеживает, как конкретно время и сложившаяся в стране ситуация
влияет на жизнь людей, на их судьбы, характер, цели.
Рассмотрим повесть «Капитанская дочка» в качестве исторического
произведения. Тематикой повести является изображение исторических
событий, но для автора очень важен нравственный аспект, то, как себя
поведут люди в серьезной, опасной ситуации. В повести поднимаются
проблемы чести и долга, совести, «Капитанская дочка» покроена в виде
записок очевидцев событий и обычного изображения исторических
событий, личностей. Главным героем повести является Гринев. Для
него на первом плане выступают личные проблемы. Для этого героя
исторические события, достойные изучения и памяти, не представляют
исторической ценности, он не понимает значение происходящего. Для
героя жизнь в крепости не менее значительна, важна, чем взятие
Оренбурга. Дистанция между историческими лицами и обычными
людьми в произведении почти не существуют, но этого нельзя сказать
про Екатерину II. Автор изображает императрицу как бы
возвысившуюся над всеми. В этом — дух той эпохи, которую писатель
избрал предметом своего изображения: Гринев — дворянин, Пугачев для
него все-таки не больше, чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II —
великая императрица, которую он идеализирует (здесь, кстати,
слышится голос Пушкина по поводу нравов тогдашних дворян).
Построение повести традиционно для исторического произведения.
Исторические лица выступают в романе как статисты, исторические
события в роли фона развития сюжета. В произведении много
зарисовок, поднимаются вопросы, актуальные в ту эпоху, создается
колорит конкретного времени. Конечно, «Капитанская дочка» не
является единственным произведением Пушкина на историческую
тему. И «Полтаву», и «Медный всадник», и множество менее крупных
по форме произведений русский классик посвятил истории Родины.
Историческая тематика волновала и другого великого поэта, внесшего
огромный вклад в развитие мировой литературы. У Лермонтова
произведения, посвященные русской истории, имеют несколько другое
звучание, чем у Пушкина. Разочарованный в настоящем, молодой поэт
и гражданин не видел в окружающей его действительности места
подвигам и великим свершениям. Даже люди в его эпоху, по мнению
поэта, изменились в худшую сторону: «Да, были люди в наше .время, не
то, что нынешнее племя: богатыри — не вы» («Бородино»).
Вспоминая великие битвы, события русской истории, Лермонтов
исполнен гордости, но одновременно читатель чувствует глубокое
чувство горечи в стихотворении «Бородино» по поводу того, что великое
осталось в прошлом. А в настоящем поэта окружают люди, не
способные не только на подвиг, но они даже не способны защитить
себя. За это Лермонтов упрекает современное поколение. Ему больно
осознавать, что «в бездействии состарится оно».
История в произведениях Лермонтова тесно перекликается с
современностью. В стихотворениях «Новгород», «Приветствую тебя
воинственный славян» звучит тема утраченной свободы, от отсутствия
которой так страдал поэт. В своих произведениях поэт сравнивает
нынешние поколения, которые считает не способным на подвиги, с
людьми прошлого, «БОГАТЫРЯМИ». Богатырями он называет этих
людей не только за физическую силу, но и за силу духа, за веру в
идеалы, з.а решимость, способность постоять за родную землю ценою
собственной жизни: Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под
Москвой, Как наши братья умирали!
Гимном героическому прошлому можно назвать стихотворение «Два
великана». Оно чем-то похоже на сказку, былину. Здесь видна вся
любовь поэта к отечеству, его историческому прошлому. Россия
представляется великой, непобедимой державой. Чего стоит одно
сравнение-Москвы с великаном «в шапке золота литого»! О противнике
«старого русского великана» Лермонтов говорит с пренебрежением,
называя его «трехнедельным удальцом». Этим произведением поэт как
бы предупреждает, что все противники, враги великой Руси, всегда
бывали наказаны и что так будет и впредь.
В заключение можно сказать, что два величайших поэта России
неоднократно обращались к теме истории России, черпая там средства
для утверждения высоких идеалов, непреходящих ценностей
возвеличивания родины и даже просвещения в области истории
некоторой категории читателей. В исторических произведениях
Лермонтова и Пушкина большую роль играют обычные люди, их
поступки, подвиги, а, исторические личности отчасти лишаются того
величия и безмерного возвышения над «простыми смертными»,
которым их наделили многие писатели.
При обращении к исторической тематике открылась еще одна грань
таланта поистине великих русских классиков. Как мало времени было
отпущено А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову, но сколько они успели
сделать! Гордится, поистине гордится Родина такими сынами. Дни
идут, месяцы сменяют годы, годы превращаются в столетия, а имена
Пушкина и Лермонтова остались в истории России, и как бы ни
развивалась наша культура, они никогда не будут забыты!

Пейзаж в лирике Пушкина

Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзаж. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. На протяжении всего творческого пути функция пейзажа в его лирических произведениях усложнялась.
В лицейские годы Пушкин пробует себя в разных поэтических жанрах и направлениях. В это время его лирика еще во многом подражательна. Подражателен и пейзаж в стихотворениях этого периода. Например, в “Воспоминаниях в Царском Селе” Пушкин рисует оссианический пейзаж, основываясь на традициях средневекового балладного изображения природы. В первой части стихотворения “Деревня” Пушкин, подражая античным авторам, создает идиллический пейзаж.
Находясь в южной ссылке, Пушкин посвятил немало стихотворных строк описанию южной природы. Пока это только крымский морской пейзаж. Позже, побывав на Кавказе, Пушкин создает серию стихотворений с изображением кавказской горной природы. Стихотворения с южным пейзажем связаны в творчестве Пушкина с романтизмом. Пушкин-романтик-восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт:

Взыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушьте гибельный оплот.
Где ты, гроза — символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.

В стихотворении “Узник” тоже есть романтический пейзаж:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора.
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляет лишь ветер. да я!

Это стихотворение символично, в нем присутствуют все романтические символы свободы: гора, море, орел, ветер. Темница символизирует земное существование человека, тоскующего по романтическому идеалу. Лирический герой романтических стихотворений Пушкина не смог слиться с морской стихией, океаном, не смог стать таким же свободным:

Ты .ждал, ты звал. я был окован.
Вотще рвалась душа моя,
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

Пушкин прощается с романтическим пейзажем и романтизмом в послании “К морю”.
В любовных стихотворениях Пушкина часто переживания лирического героя связаны с южным пейзажем. В любовной поэзии “На холмах Грузии. ” описание “ночной мглы”, с которого начинается стихотворение, противопоставляется светлой, наполненной любовью речи лирического героя. Романтическая любовь, таинственная страсть в стихотворениях Пушкина изображаются на фоне южной экзотической природы. В стихотворении “Ненастный день потух. ” унылая северная природа противопоставляется яркому южному пейзажу, при изображении которого лирический герой сразу же вспоминает и свою страстную любовь.
После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдается тяготение к реализму. Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описанием русской природы. Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина можно разделить на осенний и зимний; зимний — на ночной и утренний; осенний — на романтически приподнятый и подчеркнуто стихийный, реалистический.
В стихотворении “Румяный критик мой. ” невзрачный, неприглядный пейзаж иллюстрирует поэтическую позицию Пушкина в творчестве, его отказ от романтизма и утверждение реализма. В “Осени”, наоборот,.мы видим торжественно-романтическое, особенное изображение осени. Это позволяет Пушкину показать свое глубоко личностное восприятие природы, особенно осенней природы. Пушкин так описывает свою “странную” любовь к осени:

Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева
Играет на лице еще багровый цвет,
Она жива еще сегодня, завтра нет.

Пушкин воспринимает осень как гибель, но поэт говорит, что гибель тоже может быть красивой. С увяданием природы осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем организма возвращается вдохновение, поэт чувствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить:

И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне.

Стихотворения с зимним утренним пейзажем всегда оптимистические, жизнеутверждающие; лирический герои этих стихотворений восхищается красотой природы и радуется жизни:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами.

Ночной зимний пейзаж в стихотворениях Пушкина всегда страшный, мрачный, туманный:

Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий.

В стихотворении “Бесы” пейзаж символичен: дорога — это жизненный путь человека, буря—жизненные потрясения, бесы — человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути. Символический пейзаж мы встречаем и в таких стихотворениях Пушкина, как “Анчар” и “Пророк”. Анчар — это символ зла в мире, а пустыня в “Пророке” символизирует духовную пустоту, духовное перепутье человека.
В последние годы жизни Пушкин пишет все больше стихотворений на философские темы. Пейзаж в этих стихотворениях становится тоже философским, теперь он напрямую связан с философскими размышлениями лирического героя. Проанализируем два стихотворения с философским пейзажем: “Брожу ли я. ” и “Вновь я посетил. ”.
В стихотворении “Брожу ли я. ” мы видим философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о смерти. Природа выступает здесь как символ красоты, гармонии. Она вечна в своей красоте, в смене времен года. Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен. Природа безучастна, у ней нет души, а каждый человек — это неповторимая индивидуальность: Лирическому герою стихотворения ничего не остается делать как смириться с естеством природы:

14 пусть у гробового входа
Младая будет .жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Пушкин решает этот философский конфликт между природой и человеком в стихотворении “Вновь я посетил. ”. Спасение человека от забытья смерти Пушкин видит в продолжении рода. В стихотворении “Я памятник себе воздвиг. ” Пушкин говорит о другом способе жить вечно:

Нет. весь я не умру — душа в заветной лире ,;
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жить будет хоть один пиит.

Таким образом, пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, он связан непосредственно с различными периодами творчества поэта. В стихотворениях лицейского периода, подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании идиллического и оссианического пейзажей. В период увлечения поэтом романтическими идеалами пейзаж в стихотворениях тоже превращается в романтический, он часто сливается с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Михайловский период Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм в своем творчестве. В поздней лирике Пушкина пейзаж выполняет символическую и философскую функции, помогая поэту в выражении своей особой философской позиции.

13756 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Пейзаж в лирике Пушкина

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Произведения посвященные пушкину

Ресурсы, посвященные жизни, творчеству, эпохе А.С. Пушкина

ФЭБ — электронное научное издание (ЭНИ) посвященное творческому наследию и биографии Александра Сергеевича ПУШКИНА. /собрания сочинений Пушкина, академические издания отдельных его произведений, мемуарная литература, прижизненная критика, пушкиноведческие труды (монографии и сериальные издания), справочные и библиографические пособия/

Пушкинская энциклопедия Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН

РВБ — ресурс, посвященный творческому наследию и биографии А.С.Пушкина /полное собрание сочинений в 10 томах, хронологическая канва биографии А.С.Пушкина, критика/

Сайт посвященный творчеству А.С. Пушкина — произведения, биография, портреты, семья, пушкинские места.

РЛС — Российская Литературная Сеть /биография, произведения, статьи, галерея, цитаты/

FPlib — литературный сервер «Друзья и Партнеры»/ поэзия, биография, галерея картин и рисунков, стихотворения русских поэтов, посвященные Пушкину/

Новая литературная сеть — биография, произведения, галерея портретов, музеи.

Памяти поэта посвящается — Информация о жизни А.С. Пушкина: родословное дерево, детские годы, лицей, двадцатые годы, в селе Михайловском, женитьба и смерть поэта. Произведения с 1814 г. по 1836 г.

Пушкин Александр Сергеевич — Биография, стихи, лирика и сказки Пушкина

Пушкин как основоположник русского национального политического миросозерцания. Б.Башилов

«Пушкин. Два века русской культуры». Разделы: Александровская эпоха. Николаевская эпоха.

Прижизненные издания А. С. Пушкина. /Руслан и Людмила : поэма в шести песнях 1820./ /Братья разбойники : (писано в 1822 году) 1827. / /Борис Годунов — СПб. : В Типографии Департамента народного просвещения, 1831./ /

VIVOS VOCO В. Э. Вацуро, М. И. Гиллельсон СКВОЗЬ «УМСТВЕННЫЕ ПЛОТИНЫ». Комплект “Литературной газеты”, изданной поэтом Дельвигом при ближайшем участии Пушкина и Вяземского.

СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ СЕВЕРНОЙ РУСИ В ЗАПИСЯХ ПУШКИНА. М.А.Лобанов . (Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения-2003») Сборник научных докладов. — Петрозаводк, 2003

Оренбургская пушкинская энциклопедия. Л. Большаков. /Путешествие 1833 г., Реалии «Истории Пугачева», Прототипы «Капитанской дочки», Исследователи и интерпретаторы, Алфавитный указатель статей./

Из истории замысла и создания «Медного всадника». Пушкин и его современники: Материалы и исследования Пушкинская комис. при Отд-нии гуманит. наук АН

Из Единой коллекции ЦОР : «На полях книги П.А.Вяземского «Биографические и литературные заметки о Денисе Ивановиче Фонвизине» в 1830 году Пушкин оставил карандашные заметки. .»

Из Единой коллекции ЦОР: Рассказ о потомках великого русского поэта , его внуках и правнуках. Наследники Пушкина сохранили доныне реликвии поэта — его письма к невесте.

Из Единой коллекции ЦОР: Пушкин и точные науки. В статье показано отражение некоторых научных терминов в произведениях Пушкина.

Из Единой коллекции ЦОР: Лирический дневник А.С. Пушкина охватывает всю его жизнь. В книге Л.М. Аринштейна поэт предстает живым человеком, без хрестоматийного глянца.

Захаров Н. В. Шекспир и русская литература: шекспиризм Пушкина

Все для урока и сочинения. (краткая летопись жизни и творчества, критика, статьи, темы сочинений и рефератов по творчеству А.С.Пушкина, контрольные вопросы, тесты, вопросы для викторины, список рекомендуемой литературы)

Н.К. Рерих о А.С. Пушкине и русской литературе , Римский-Корсаков и Рерих: пушкинские реминисценции. Петербургский Рериховский сборник . Выпуск IV.

Так где же родина Ганибала? Гнамманку Д. Вестник РАН — Журнал №12, 1995-го года.

Пушкиниана — Страница сообщества LiveInternet.ru

Пушкинские места. Виртуальные экскурсии по пушкинским местам России.

Пушкин в Молдавии. События, люди, места, произведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: