Метель АС Пушкина план анализа

Категория: Иностранные языки
Тип: Сочинение
Размер: 14.6кб.
скачать

1. ТЕМА-I. “. Даже самые мелкие части в произведении должны быть между собою согласованы и образовывать художественное единство. Объединяет же все части произведения между собой тема, или предмет сочинения. Темой называется то, о чём говорится в сочинении” (Б.Томашевский). Если следовать этому определению, тема «Метели» – превратности любви. Именно эту тему развивают фабула и сюжет новеллы.

2. ФАБУЛА. “Все события, связанные с основным происшествием, всё поведение и все поступки лиц, принимающих участие в действии, составляют то, что называется фабулой. Состав фабулы совершенно зависит от того, в каком порядке и как будет об этих событиях сообщено автором. Одна и та же фабула допускает множество различных способов изложения. Когда задумывается фабула, то обращается внимание только на самые события, как бы происходившие на самом деле, на их взаимную связь, на причины и следствия. Фабула обычно представляет собой цепь событий, совершающихся среди определённого круга лиц. Если фабула задумана правильно, то эти события должны быть такого рода, чтобы они естественно развивались одно из другого” (Б.Томашевский). Фабула «Метели» анекдотична (Ю.Тынянов: “. Анекдот как своеобразная программа является сюжетною основой его [Пушкина] новелл”), с традиционным набором нарративных элементов: “влюблённые” (богатая невеста–бедный жених); “препятствие” (запрет родителей), “бегство”; “препятствие” (метель); “qui pro quo” (“ошибка”); “влюблённые” (“первая” невеста–“блестящий” жених); “тайное препятствие” (“узы брака”); “счастливое совпадение”; “happy end”.

3. СЮЖЕТ. “Сюжет представляет собою разработанную схему произведения в противоположность фабуле, которая является схемой события”. От автора зависит степень подробности при изложении тех или иных событий фабулы; порядок изложения этих событий; большее или меньшее “освещение” самих событий и их причин (степень читательской осведомлённости или неведения насчёт событий фабулы); характер распределения описаний и вообще всех отступлений от фабулы; выделение или затушёвывание определённых моментов фабулы; выбор “фигуры” повествователя и точки зрения. “Произведённое таким образом распределение развивающих тему эпизодов и сцен представляет собою сюжет произведения” (Б.Томашевский). Отметим два наиболее существенных момента в сюжете «Метели»:

а) За счёт “фигуры умолчания” в новелле создаётся “таинственная ситуация”: до самой развязки не известно, что узнал Владимир на дворе священника (“Какое известие ожидало его!” Какое же? Умолчание), каков секрет “полусумасшедшего письма”, полученного родителями Марьи Гавриловны от “несчастного” Владимира, в чём причина молчания Бурмина, оттягивающего решающее объяснение, и так далее. Тайна, согласно устойчивой нарративной схеме, объясняется только в самом конце новеллы.

б) Сюжет «Метели» дан с двойным опосредованием: во-первых, он изложен от лица помещика Белкина (Г.Гуковский: “. Все пять повестей написаны якобы И.П. Белкиным, то есть одним и тем же лицом, наложившим на них один и тот же отпечаток своего простодушного взгляда на вещи”); во-вторых, самому Белкину он рассказан девицей К.И.Т. (увиден глазами “девицы К.И.Т.”, рассказавшей повесть Белкину, явно “уездной барышни”).

4. СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ. В первой части новеллы система персонажей кажется построенной по схеме: “протагонисты–антагонисты–помощники”. Протагонисты – влюблённая пара (Марья Гавриловна и Владимир), антагонисты – препятствующие их любви родители богатой невесты Марьи Гавриловны (Гаврила Гаврилович Р** и его жена – Прасковья Петровна), помощники – все те, кто устраивает их побег и готовит несостоявшееся венчание, – жадринский священник, сорокалетний корнет Дарвин, “землемер Шмит в усах и шпорах”, “сын капитан-исправника, мальчик лет шестнадцати, недавно поступивший в уланы” (свидетели), кучер Терёшка, горничная Марьи Гавриловны, крестьяне, помогающие Владимиру найти Жадрино. Во второй части (после отбивки: “А ничего”) привычная расстановка персонажей разрушена, а устойчивые читательские ожидания обмануты: ни антагонистическая роль родителей, ни романтический любовный треугольник (с появлением блестящего полковника Бурмина) не состоялись. Родители оказываются не против брака Марьи Гавриловны и Володи (что дискредитирует и сам “побег”); браку Марьи Гавриловны и Бурмина препятствует вовсе не романтическая память первой о погибшем возлюбленном. Новое представление о расстановке персонажей достигается через эпиграф из «Светланы» Жуковского с её мотивом “призрачного” жениха: невеста–“призрачный жених”–“подлинный жених”. Кто же из двух женихов (Владимир или Бурмин) призрачный и кто подлинный? Загадка, но заданная не по романтическому шаблону. По романтическому канону, призрачным должен быть “ложный” жених Бурмин, с соответствующими атрибутами (ночь, метель). И здесь ожидания обмануты: призрачным оказывается как раз Владимир, все действия которого определяются литературными штампами – и так и остаются как бы “выдуманными”; Бурмин же, чьё поведение тоже согласовано с литературными образцами (“интересная бледность”, St. Preux из «Новой Элоизы» Руссо), при этом находится в полном согласии с бытом и его предписаниями. Быт, а не литература в итоге становится решающей инстанцией новеллы – быт, которому принадлежат остальные персонажи новеллы; быт, для которого всей этой “литературной” истории с побегом словно бы и не было (о ней так и не стало известно; так была ли она? – ответом является данная отдельным абзацем отбивка “А ничего”). В итоге расстановка персонажей такова: любовный треугольник и быт.

5. ТЕМА-II. На новом уровне вернёмся к вопросу о теме: какова глубинная тема новеллы? Ответ: “Быт и литературность”. Как реализуется эта тема, станет понятно при рассмотрении композиции произведения.

6. КОМПОЗИЦИЯ. Композиция определяется отношением всех конструктивных элементов произведения к его целому. Какие же конструктивные элементы являются определяющими в «Метели»? Литературные цитаты, отсылки и намёки, иронически сопоставленные с бытовыми реалиями. Реминисценции и эпиграф отсылают нас к «Леоноре» Бюргера, «Светлане» Жуковского и новелле В.Ирвинга «Жених-призрак»; в словах, жестах и поступках героев даны пародийные отсылки к романтическим и сентименталистским литературным схемам. Композиция «Метели» построена на последовательном сталкивании двух планов – быта и литературности. Отсюда – конфликт.

7. КОНФЛИКТ. Комический эффект новеллы достигается благодаря постоянному подчёркиванию несоответствия литературных поведенческих штампов и бытового уклада. Вот как об этом пишет Н.Берковский: “Маленькие вещи, издали предостерегающие романтических любовников, потому становятся весомы, что они ознаменовывают весь строй и уклад жизни, всю традиционную, обычную Россию, с которой не совладать кому-то, выступившему отдельно и ради одного себя

Александр Сергеевич Пушкин

Профили на тематических сайтах
Александр Сергеевич Пушкин
Александръ Сергѣевичъ Пушкинъ
р. 26 мая (6 июня) 1799 , Москва
ум. 29 января (10 февраля) 1837 (37 лет) , Санкт-Петербург
русский поэт и прозаик

Пушкин, Александр Сергеевич

Содержание

Стихотворения

Переводы

Роман в стихах

  • Евгений Онегин, (1823—31, опубл.: 1833)

Поэмы

  • Тень Баркова, (первое упоминание В. П. Гаевского в 1863)
  • Руслан и Людмила, 1817—20, опубл. 1820
  • Кавказский пленник
  • Гавриилиада
  • Братья разбойники
  • Бахчисарайский фонтан, 1821—23, опубл. 1824
  • Цыганы, 1824, опубл. 1827
  • Граф Нулин, 1825, опубл. 1828
  • Полтава, 1828, опубл. 1829
  • Тазит, 1829—30, опубл.: 1837
  • Домик в Коломне, 1830, опубл.: 1833
  • Анджело, 1833, опубл. 1833
  • Медный всадник, 1833, опубл. 1834

Драматические произведения

  • Борис Годунов. Трагедия (1824—25, опубл. 1831)
  • Маленькие трагедии
    • Скупой рыцарь
    • Моцарт и Сальери
    • Каменный гость
    • Пир во время чумы
  • Pусалка
  • Сцены из рыцарских времён

Отрывки и наброски

Сказки

  • Жених, 1825
  • О попе и о работнике его Балде, 1830
  • О медведихе, 1830
  • О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди, 1831
  • О рыбаке и рыбке, 1833
  • О мёртвой царевне и о семи богатырях, 1833
  • О золотом петушке, 1834

Проза

  • Воображаемый разговор с Александром I
  • Арап Петра Великого
  • Повести покойного Ивана Петровича Белкина
    • От издателя
    • Выстрел
    • Метель
    • Гробовщик
    • Станционный смотритель
    • Барышня-крестьянка
  • История села Горюхина
  • Рославлев
  • Дубровский
  • Пиковая дама
  • Кирджали. Повесть
  • Египетские ночи, опубл. в 1837
  • Капитанская дочка. Повесть (1833—36, опубл. в 1836)
  • Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года

Исторические произведения

Письма

Оперные либретто по произведениям Пушкина

Критика и публицистика

  • Вольтер
  • Джон Теннер
  • Мнение М. Е. Лобанова о духе словесности, как иностранной, так и отечественной
  • О ничтожестве литературы русской
  • Об «Истории Пугачевского бунта» (разбор статьи, напечатанной в «Сыне отечества», в январе 1835 года)
  • Опровержение на критики
  • Ответ на статью в журнале «Атеней»
  • Отрывки из писем, мысли и замечания
  • Путешествие из Москвы в Петербург(1833—1835)
  • Разбор сочинений Георгия Конисского
  • Российская академия
  • Фракийские элегии, стихотворения Виктора Теплякова, 1836
  • Французская академия

Библиография

  • Стихотворения Александра Пушкина. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1826. (Google; Google; каталог РГБ)
  • Евгений Онегин, роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1828. (Google)
  • Стихотворения Александра Пушкина. Первая часть. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1829. (Google; каталог РГБ)
  • Стихотворения Александра Пушкина. Вторая часть. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1829. (каталог РГБ)
  • А. С. Пушкин . Борис Годунов. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1831. (Google; каталог РГБ)
  • Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П. — СПб.: Типография Плюшара, 1831. (каталог РГБ)
  • Стихотворения Александра Пушкина. Третья часть. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1832. (Google; каталог РГБ)
  • Евгений Онегин, роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина. — 2-е изд. — СПб.: Смирдин, 1833. (каталог РГБ)
  • История пугачёвского бунта. Часть первая. — СПб.: В типографии II отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1834. (РГБ)
  • История пугачёвского бунта. Часть вторая. — СПб.: В типографии II отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1834. (каталог РГБ)
  • Стихотворения Александра Пушкина. Четвёртая часть. — СПб.: Типография Имп. Рос. акад., 1835. (каталог РГБ)
  • Поэмы и повести Александра Пушкина. Часть первая. — СПб.: Военная типография, 1835. (Google)
  • Евгений Онегин, роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина. — 3-е изд. — СПб.: Типография экспедиции заготовления гос. бумаг, 1837. (каталог РГБ)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 1. (Google; Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 2. (Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 3. (Google; Google; ImWerden)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 4. (Google; Google; Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 5. (Google; Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 6. (Google; Google; ImWerden)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 7. (Google; Google; Google; Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 8. (Google; Google; Google; Google; ImWerden)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1841. — Т. 9. (Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1841. — Т. 10. (Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1841. — Т. 11. (Google)
  • Капитанская дочка (из сочинений Пушкина). — СПб.: Типография Главного Штаба Его Императорского Величества по Военно-учебным заведениям, 1855. (РГБ)
  • Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года (из сочинений Пушкина). — СПб.: Типография Главного Штаба Его Императорского Величества по Военно-учебным заведениям, 1855. (РГБ)
  • Сочинения Пушкина. — СПб.: П. В. Анненков, 1855. — Т. 2. (Google)
  • Сочинения Пушкина. — СПб.: П. В. Анненков, 1855. — Т. 3. (Google)
  • Сочинения Пушкина. — СПб.: П. В. Анненков, 1855. — Т. 5. (Google; Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 1. Лирические стихотворения. (Google; Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 2. Поэмы, сказки, песни западных славян. (Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 3. Евгений Онегин и драматические произведения. (Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 4. Записки, заметки, романы и повести. (Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 5. Отрывки, журнальные и исторические статьи. (Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 6. История пугачёвского бунта. (Google)
  • Приложения к сочинениям А. С. Пушкина, изданным Я. А. Исаковым / Составил Григорий Геннади — СПб., 1860. (РГБ)
  • Стихотворения А. С. Пушкина, не вошедшие в последнее собрание его сочинений. — Берлин: Р. Вагнер, 1861. (Google)
  • Полное собрание сочинений А. С. Пушкина. — 2-е изд. — СПб.: Я. А. Исаков, 1869. — Т. 2. Поэмы, сказки, песни западных славян. (Google; Google)
  • Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 1 томе. — СПб.: Издание Ф. Павленкова, 1899. — Сканы, размещённые на Викискладе, сканы разделены по колонкам: часть 1, часть 2
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1907. — Т. I. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1908. — Т. II. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1909. — Т. III. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1910. — Т. IV. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1911. — Т. V. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1915. — Т. VI. (РГБ)

Публикации в сборниках:

  • Весенние цветы, или Собрание романсов, баллад и песен А. Пушкина, Жуковского, Козлова, Баратынского, Туманского, Ф. Глинки, Ознобишина, Раича, Маркевича, Вяземского и проч. — М.: Типография М. Пономарёва, 1835. (РГБ)
  • Венок граций. Подарок любителям и любительницам пения и романсов, или собр. разн. стихов лучших и извест. сочинителей как-то: А. Пушкина, И. Козлова, Е. Баратынского, Ф. Глинки, Кюхельбекера, Бестужева, А. Дельвига, К. Масальского, И. Дмитриева, Иванчина-Писарева, кн. Вяземского, А. Подолинского и проч. — М.: Типография Лазаревых ин-та вост. яз., 1838. (каталог РГБ)
  • Новые стихотворения Пушкина и Шавченки. — Лейпциг: Вольфганг Герганг, 1859. (Google)

См. также

  • Произведения, ошибочно приписывавшиеся Александру Сергеевичу Пушкину
  • Александр Сергеевич Пушкин в «Антологии восьмистиший»
  • Соловей в Таврическом саду («Пусть голос соловья прекрасный…») — стихотворение Д. И. Хвостова
  • Сонет («С тоской и полный грустных размышлений…») — стихотворение К. А. Петерсона, опубл. 1839
  • Несколько слов о Пушкине — статья Н. В. Гоголя
  • Пушкинская речь Достоевского.
  • Речь по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве — выступление И. С. Тургенева.
  • Судьба Пушкина — статья В. С. Соловьёва
  • О назначении поэта — речь А. А. Блока об А. С. Пушкине.
  • Пушкинскому Дому — последнее стихотворение А. А. Блока об А. С. Пушкине.
  • Пушкин и русская культура — статья переводчика и критика П. К. Губера

Мемуары о последних днях жизни

  • Последние дни жизни и кончина А. С. Пушкина. Со слов бывшего его лицейского товарища и секунданта К. К. Данзаса (Аммосов)
  • Записки В. И. Даля о смерти А. С. Пушкина
  • Записка доктора Спасского о смерти А. С. Пушкина

Ссылки

  • Электронное научное издание «Пушкин» на сайте ФЭБ «Русская литература и фольклор»
  • «Список произведений, ошибочно приписывавшихся Пушкину в наиболее авторитетных изданиях» (сост. Л. А. Катанская; Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 20 т. — М.: Художественная литература, 1959. — Т. Справочный том: Дополнения и исправления. Указатели. — С. 555—558. )
  • Полное собрание сочинений в 10 томах в Русской виртуальной библиотеке
  • Александр Пушкин в библиотеке Мошкова
  • Александр Пушкин в библиотеке ImWerden
  • Проект «Пушкин. Прижизненные публикации» на сайте Пушкинского Дома
  • Стихи, сказки, поэмы и критические материалы
  • Пушкин А. С. Избранные стихи
  • Ольга Видова: Души неясный идеал…
  • Список стихотворений
  • Мама, я Пушкина люблю!. Александр Сидоров (Фима Жиганец).
  • Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина.

Декламация и мелодекламация

  • Поэма «Евгений Онегин» в исполнении Сергея Леонтьева
  • Мелодекламация стихотворения А. С. Пушкина «Не дай мне Бог сойти с ума…» в исполнении Павла Морозова
  • Стихотворения Пушкина «Ты и вы», «Портрет», «Когда б не смутное влеченье…» и др. в исполнении Владимира Чернявского
  • Мелодекламация стихотворения А. С. Пушкина «Из Пиндемонти» (Не дорого ценю я громкие права) в исполнении Павла Морозова
  • Стихотворения Пушкина «Буря», «Мечтателю» и др. в исполнении Юрия Неизвестного
  • Стихотворения Пушкина «Памятник» в исполнении Владимира Яхонтова
  • Мелодекламация стихотворения А. С. Пушкина «ПРОРОК» в исполнении Павла Морозова
  • Сказка о царе Салтане в исполнении Веры Марецкой
  • Мелодекламация стихотворения А. С. Пушкина «ЭЛЕГИЯ» («Безумных лет угасшее веселье…» в исполнении Павла Морозова
  • Стихотворение Александра Пушкина «Пророк» в исполнении Василия Качалова
Стихи Александра Сергеевича Пушкина о природе — зима, весна, осень

Отдайте мне метель и вьюгу
И зимний долгий мрак ночей.

Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей

Статьи » Бонди С.М. Драматические произведения Пушкина

Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. Все они (за исключением набросков трагедии о Вадиме Новгородском и комедии об игроке) созданы в период полной зрелости пушкинского творчества — с 1825 по 1835 г.

В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса Годунова» и четыре «маленькие трагедии» (1) . Почти до конца была доведена драма «Русалка» и до половины «Сцены из рыцарских времен». В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес.

Свои драматические произведения Пушкин писал не для чтения, не как поэмы в диалогической форме, а как театральные пьесы, для постановки на сцене. Он прекрасно знал театр с детства и хорошо различал драмы чисто литературные, то есть такие, все содержание которых, идейное и художественное, полностью воспринимается при чтении, — и произведения, написанные Оля театра, в которых в расчеты автора входит игра актеров, театральное действие, непосредственно воспринимаемые зрителем. Пьесы Байрона Пушкин справедливо считал драматизированными поэмами, произведениями литературными, а не театральными. О драме Байрона «Каин» он писал: «»Каин» имеет одну токмо форму драмы, но его бессвязные сцены и отвлеченные рассуждения в самом деле относятся к роду скептической поэзии «Чильд-Гарольда»» (2) ( «О трагедиях Байрона» ). Точно так же Пушкин отрицал драматический, театральный характер трагедии поэта Хомякова «Ермак». «Идеализированный «Ермак», — писал он, — лирическое произведение пылкого юношеского вдохновения, не есть произведение драматическое» ( «О народной драме и драме «Марфа Посадница»» ).

Сам Пушкин, как и Гоголь, Островский и другие драматурги, писал свои пьесы всегда с расчетом на их театральное, сценическое воплощение (3) , и потому, читая их, мы должны для полного понимания их смысла представлять себе и действия, происходящие на сцене, но не названные Пушкиным (очень скупым на ремарки), и душевные переживания действующих лиц, которые в театральном исполнении актер, внимательно изучивший авторский текст, должен выразить в интонациях, мимике и движениях, и которые в литературном произведении, предназначенном для чтения, описываются поэтом.

Пушкин с раннего детства сочинял пьесы. В семи-восьмилетнем возрасте он разыгрывал перед сестрой придуманную им самим французскую комедию «L’Escamoteur» («Мошенник»), в лицее он писал комедии «Так водится в свете» и «Философ». Все эти произведения не дошли до нас. Самые ранние из сохранившихся драматических набросков Пушкина относятся к 1821 г.

На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы.

Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями.

К первому этапу (1821—1822) относятся планы и отрывки двух пьес — «Вадим» и «Игрок» («Скажи, какой судьбой друг другу мы попались. »). Это была эпоха расцвета романтизма в творчестве Пушкина и в то же время высший подъем его революционных настроений. В эти годы, в Кишиневе, в Каменке, он постоянно общался с членами Южного общества декабристов, с Владимиром Раевским, Охотниковым, Пестелем и др. Можно думать, что под влиянием этого общения с революционными деятелями Пушкин, который в своих романтических поэмах обычно не затрагивал непосредственно политических и социальных тем, задумал написать историческую трагедию о народном восстании и антикрепостническую комедию. Театр — сильнее воздействующий на зрителей, чем литература на читателей, — казался ему наиболее подходящей формой для осуществления задач политической агитации, которой требовали тогда от искусства декабристы. Однако Пушкин не осуществил этих своих замыслов и оставил их в самом начале. Темы и образы «Вадима» он начал было разрабатывать в форме поэмы, но и ее не закончил.

Насколько можно судить по оставшимся отрывкам текста и планам «Вадима» и «Игрока», драматургия Пушкина па первом этапе имела вполне традиционный характер. Комедия об игроке по форме, по языку похожа на многочисленные стихотворные комедии начала XIX в., трагедия о Вадиме и восстании новгородцев против варяжского князя Рюрика близка к декабристским трагедиям на гражданские темы, где при общей романтической их установке сохранялся ряд черт классицизма (таковы трагедии Кюхельбекера, Катенина). Отказавшись от «единства времени и места» классической драмы, и Пушкин сохранил свойственный классицизму патетический, декламационный тон речей, обращаемых не столько к партнеру, сколько к зрителям, и традиционную форму стиха: попарно рифмованный шестистопный ямб.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: