Произведения А

Пока в России Пушкин длится,

Метелям не задуть свечу.

Произведения А.С. Пушкина издаются огромными тиражами, переводятся на десятки языков народов мира. Их печатают лучшие издательства, иллюстрируют выдающиеся художники. Но ни одно, даже самое роскошное, издание не сравнится по своей ценности с теми скромными, ничем не примечательными, кроме имени автора, книжками, что выходили при его жизни. Пушкин мог держать их в руках, дарить своим друзьям и восхищенным поклонникам. К некоторым из них можно прикоснуться и сейчас в отделе редких книг Научной библиотеки Тверского госуниверситета: «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», «Стихотворения», «История пугачевского бунта», журнал «Современник», произведения, напечатанные в разных журналах того времени.

Среди многочисленных изданий пушкинских сочинений, вышедших с 1814 года, года публикации первого стихотворения, есть поистине удивительные, представляющие собой подлинные шедевры полиграфического искусства. Непревзойденным остается до сих пор Полное собрание сочинений А.С.Пушкина в серии «Библиотека великих писателей» под редакцией С.А.Венгерова, напечатанное знаменитым издательством Ф.А.Брокгауз-И.А.Ефрон. Оно великолепно иллюстрировано репродукциями картин и рисунков таких художников, как К.Брюллов, В.Васнецов, Г.Мясоедов и др., рисунками самого Пушкина, старинными фотографиями, сценами из спектаклей, огромным количеством портретов.

Привлекают внимание очень редкие издания альбомов иллюстраций к поэмам «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», альбом памяти А.С. Пушкина, а также книги, иллюстрированные художниками Палеха. Немногие библиотеки являются счастливыми обладателями книжечки стихотворений А.С.Пушкина, вышедшей в 1993 году тиражом всего 30 экземпляров. Это самая маленькая из коллекции миниатюрных книг библиотеки госуниверситета, размером чуть больше спичечного коробка. Издатели этого чуда пишут: «Каждая книга настоящего издания выполнена вручную и проработана акварелью художником Энгелем Насибулиным».

Тысячи книг посвящены жизни и творчеству великого поэта. Нелегко выделить из них самые редкие и интересные. До сих пор привлекают внимание читателей исследования, вышедшие к 100-летию со дня рождения Пушкина. Перечислить их невозможно, но полное представление о них даёт изданный Пушкинским Лицейским обществом в 1902 г. критико-библиографический обзор «Пушкинская юбилейная литература. 1899-1900 гг.», составленный В.Сиповским. Этому же событию посвящены такие издания, как «Пушкинский дом. (В память столетия со дня рождения поэта)», «Александр Сергеевич Пушкин: Юбилейный альбом в память столетия со дня рождения поэта. 1799-1899» — приложение к журналу «Нива» за 1899 г. и многие другие. Редкими стали в наши дни и издания начала века. Событием в истории пушкиноведения явилась публикация в 1910 г. фундаментального труда Б.Л.Модзалевского «Библиотека А.С.Пушкина». А широкие круги почитателей поэта зачитывались книгами о нём П.Е.Щёголева и других исследователей.

Если Вы хотите увидеть все названные и многие другие издания произведений А.С.Пушкина, приходите в отдел редких книг Научной библиотеки Тверского государственного университета.

Прижизненные издания А.С.Пушкина

  1. Бахчисарайский фонтан / Сочинение Александра Пушкина. — М., 1824. — 72 с.
  2. Кавказский пленник: Повесть / Соч. А.Пушкина. – СПб., 1824.- 78 с.- Текст парал. на рус. и нем. яз.
  3. Стихотворения Александра Пушкина. Ч.3. – СПб., 1832.– 210 с.
  4. История пугачевского бунта. Ч.1. – СПб., 1834.- 134 с., 5 л. факс.
  5. История пугачевского бунта. Ч.1, Ч.2. – СПб., 1834.- 344 с.

Полиграфически редкие издания

  1. Альбом памяти А.С. Пушкина : 15 рисунков / Изд. В.И.Иванова; Худож.: Н.А.Богатов, К.В.Лебедев, Н.С.Матвеев, К.А.Трутовский.- М., 1880. — 15 л. ил.
  2. “Руслан и Людмила” А.С.Пушкина в силуэтах Конст. Изенберга.- СПб., 1890.- 11 л. ил.
  3. Иллюстрированный альбом к роману «Евгений Онегин» А.С.Пушкина : 48 неизданных рисунков академика Павла Петровича Соколова. 1855-1860.- М., 1892.- 48 л.ил.
  4. Руслан и Людмила : Поэма А.С. Пушкина / Рис. С.В. Малютина.- М., 1899.- 47 с.: ил. цв.
  5. Пушкин А.С. [Полное собрание сочинений : В 6 т.]. — СПб. : Брокгауз — Ефрон, 1907-1915. — (Б-ка великих писателей / Под ред. С.А.Венгерова).
  6. Александр Пушкин. [Стихотворения]. — СПб., 1993. — [24]л. : ил. — Текст парал. на рус. и англ. яз.
  7. А.С. Пушкин в изобразительном искусстве / Лит. ред. А.Л. Слонимского; Худож. ред. и коммент. Э.Ф. Голлербаха.-Л., 1937.- 213 с.: ил.

Посвящено А.С. Пушкину

  1. Либрович С. Пушкин в портретах : История изображений поэта в живописи, гравюре и скульптуре. — СПб., 1890.- 266 с.: ил.
  2. Александр Сергеевич Пушкин: Юбилейный альбом в память столетия со дня рождения поэта. 1799-1899. — СПб., 1899.- 80 с. ил. — (Прил. к журн. «Нива»).
  3. Пушкинская выставка. 1899 г. : Указатель. — М., 1899. — IV, 40 с.
  4. Пушкинский дом: (В память 100-летия со дня рождения поэта). — СПб., 1899. — 675 с., 1 л. портр. — Фот. В.В.Матэ.
  5. Сиповский В. Пушкинская юбилейная литература. 1899-1900 гг. : Критико- библиографический обзор. — [СПб.], 1902. — 344 с.
  6. Модзалевский Б.Л. Библиотека А.С.Пушкина : Библиографическое описание.- СПб., 1910.- 441 с.
  7. Щеголев П.Е. Пушкин: Очерки.- СПб., 1912.- 411 с., 4 л. факс.
  8. Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина: Исслед.и материалы.- 2-е изд., испр.- Пг., 1917.- 431 с., ил.

“Судебное заседание” по повести А.С. Пушкина

Сегодня многие нравственные качества — долг, честь, порядочность, благородство, мужество — оказались в значительной степени девальвированы и нечасто проявляются в обыденной повседневной жизни. Это вовсе не означает, что учащиеся не в состоянии понять и усвоить их с тем, чтобы эти качества стали частью их характера. Изучение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в восьмом классе может завершиться уроком, посвящённым образу Петра Гринёва. Поиск оптимальной модели урока показал, что его построение в форме “судебного заседания” позволяет лучше понять содержание пушкинского произведения, найти более точные и верные оценки поведения Гринёва, Швабрина, других персонажей повести, наконец, самого Пугачёва, который не может быть представлен только в образе “народного заступника”.

Предлагаемый вариант урока не кажется нам надуманным. Последняя глава повести, как известно, называется «Суд», то есть финальная часть произведения как раз и есть не что иное, как “судебное разбирательство”.

Тема урока: Тема чести, мужества и благородства в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Форма урока — “судебное заседание”.

Цель урока:

  • осмысление учащимися событий, особенно сильно повлиявших на формирование духовного мира рассказчика;
  • развитие навыков находить и оценивать смысл и значение художественных деталей и композиции произведения в целом;
  • развитие ассоциативно-образного мышления;
  • воспитание интереса к исследовательской деятельности;
  • побуждение школьников к серьёзным размышлениям о значимости нравственности и морали в поведении.

Подсудимый — Гринёв; обвинители — судебная комиссия; свидетель — Швабрин.

Класс делится на группы: группа учащихся готовит и формулирует содержание обвинения; несколько групп — защитники, им даётся задание найти в тексте повести доказательства проявления чести и благородства П.А. Гринёвым:

1-я группа — гл. 1–11;

2-я группа — гл. 7;

3-я группа — гл. 8–9;

4-я группа — гл. 10;

5-я группа — гл. 11–12;

6-я группа — гл. 13–14.

Роль судьи может взять на себя на уроке учитель (ему придётся вести урок-заседание и делать обобщения на основе высказываний учащихся).

Народные заседатели — остальные ученики.

Для приближения к эпохе, описанной в повести, можно использовать элементы декоративного оформления, прибегнув к сценическому, театральному подходу.

I. Сообщение темы урока. Определение понятий:

честь — общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости;

мужество — храбрость, присутствие духа в опасности;

благородство — высокая нравственность, соединённая с самоотверженностью и честью.

II. Представление действующих лиц.

III. Ход “судебного процесса”.

Секретарь: Встать, суд идёт!

Судья: Уважаемые дамы и господа! Уважаемые народные заседатели!

Сегодня слушаем дело Петра Андреевича Гринёва по обвинению в государственной измене.

Как показало следствие, Пётр Андреевич Гринёв, дворянин, офицер императорской гвардии, “вступил в службу к Пугачёву, был пощажён самозванцем, пировал с бунтовщиками, принимая от главного злодея подарки”, самовольно отлучился с места службы в Оренбурге в военное время и назад не вернулся.

Вопрос к свидетелю: что вы можете сказать по делу прапорщика Гринёва П.А.?

Швабрин: Уважаемый господин судья! Уважаемые народные заседатели! Я хорошо знаком с Гринёвым и утверждаю, что он был дружен с Пугачёвым и состоял у него на службе. Когда восставшими была захвачена Белогорская крепость, то Пугачёв расправился со всеми, кто не перешёл на его сторону, и лишь Гринёву даровал жизнь, приглашал его на свои пирушки и военный совет, отправил в Оренбург со своим посланием, пожаловал ему тулуп, лошадь и полтину денег.

Судья: Слово предоставляется защите подсудимого.

Защитники приводят факты из главы «Приступ».

К уроку были даны вопросы:

1. Какие перемены происходят в душе Гринёва в этой ситуации?

2. Как влияет на него поведение коменданта крепости Миронова и его жены?

3. Как ведёт себя молодой офицер, когда Пугачёв дарует ему жизнь?

4. Какие детали текста помогают ответить на эти вопросы?

Судья: Слово предоставляется свидетелю Архипу Савельичу.

Свидетель рассказывает о том, почему беглый каторжник, впоследствии назвавший себя “царём”, “народным заступником”, Емельян Пугачёв надолго запомнил свою первую встречу с юношей во время бурана. Гринёв не только благодарит своего спасителя, но и проявляет уважение к человеку, ведь буран не различает, кто перед ним: дворянин или холоп. Разглядел однажды Гринёв человека в Пугачёве, обратился к лучшему, что было в нём, и Пугачёв не может уже забыть про этот случай, потому и спасает его от лютой казни, хотя молодой дворянин и не признал в нём вожатого.

Судья: Вопрос к защите: как ведёт себя Гринёв после освобождения?

Материал, подготовленный защитниками по главе VIII, может выглядеть следующим образом.

  • О чём размышляет Гринёв после освобождения?

“Что мне было делать? Оставаться в крепости, подвластной злодею. было неприлично офицеру. Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла ещё быть полезна отечеству в настоящих затруднительных обстоятельствах”.

  • Почему Пугачёв сбрасывает с себя “царскую” важность, когда разговаривает с Гринёвым?

“Что, струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею. Ты крепко передо мною виноват. но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов. Так ли ещё тебя пожалую, когда получу своё государство! Обещаешь ли служить мне с усердием?”

  • Какими качествами должен обладать человек, который в такой опасной ситуации искренне говорит Пугачёву, что не признаёт в нём государя, отказывается служить ему, оставаясь верным присяге, воевать против него?

“Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны, что я не мог не усмехнуться”.

“Чувство долга восторжествовало во мне над слабостью человеческою Слушай: скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя. Ты сам увидел бы, что я лукавлю”.

“Моя искренность поразила Пугачёва. ”

Судья. Слово предоставляется обвиняющей стороне.

Обвиняющая сторона. Милостивый государь! Уважаемые дамы и господа! Мне доподлинно известно, что прапорщик Гринёв, находясь в осаждённом Оренбурге, вызывается стать во главе отряда и очистить Белогорскую крепость от бунтовщиков. Но чем это вызвано? Это следствие того, что он получил тайное послание от Марьи Мироновой, дочери коменданта, в которую он влюблён! Мало того, когда ему отказывают в этом, он самовольно покидает город! Видимо, он к тому же был “отряжен в Оренбург шпионом”.

Судья. Слово предоставляется защите.

Защита строит своё выступление, исходя из следующих вопросов:

1. Как Гринёв мог объяснить свою отлучку из Оренбурга и свои встречи с Пугачёвым?

2. Почему он рассказал Пугачёву всё о своей невесте и предательстве Швабрина, а на суде, намереваясь быть правдивым, скрывает существование обстоятельств, связанных с Марьей Ивановной?

Защита приводит доказательства проявления Гринёвым чести и благородства, сохранения верности присяге, что в свою очередь подкупает Пугачёва. В “разбойнике” и “душегубце” Гринёв видит человека широкой души.

Народные заседатели высказывают свои соображения по предъявленному обвинению.

Судья. Дорогие друзья! На сегодняшнем заседании мы вместе с персонажами повести А.С. Пушкина приходим к выводу, что самое главное для человека во всех жизненных обстоятельствах — сохранять доброту и благородство. Не зря эпиграфом к своей повести автор взял русскую пословицу “Береги честь смолоду!”.

Вы доказали, что благородство Гринёва проявилось в выполнении долга, в его честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за её судьбу, в чувстве собственного достоинства. И вся повесть, как исповедь, обращена к новому поколению, в ней рассказчик сознаётся в своих грехах и отдаёт себя на суд людской. А.С. Пушкин в первичном замысле хотел продолжить записки Гринёва обращением своего героя к внуку. Послушайте это предисловие (оно так и не было включено в повесть):

“Любезный внук мой Петруша!

. Начинаю для тебя свои записки, или лучше искреннюю исповедь, с полным уверением, что признания мои послужат к пользе твоей. Ты знаешь, что, несмотря на твои проказы, я всё полагаю, что в тебе прок будет, и главным тому доказательством почитаю сходство твоей молодости с моею. Ты увидишь, что завлечённый пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых трудных обстоятельствах, я выплыл наконец и, слава Богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих ближних и добрых знакомых. То же пророчу и тебе, любезный Петруша, если сохранишь в сердце своём два прекрасных качества, мною в тебе замеченных: доброту и благородство”.

Пушкин-прозаик, Пушкин-психолог побуждает нас поразмыслить над такими вопросами, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование, чувство чести и собственного достоинства.

Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Сформулировать темы сочинения.

Литература

1. Дегожская А.С. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении // Л.: Просвещение, 1971.

2. Катасонов В.Н. Тема чести и милосердия в повести Пушкина «Капитанская дочка» (религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А.С. Пушкина) // Литература в школе. 1991. № 6. С. 2–14.

3. Андронова Л.П. К урокам по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» // Литература в школе. 1992. № 2. С. 49–50.

4. Попова Т.М. Семейное начало в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина и «Тарасе Бульбе» Н.В. Гоголя // Литература в школе. 1998. № 1. С. 22–28.

5. Алпатова Т.А. Лиризм романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» // Литература в школе. 1998. № 2. С. 5–15

Мое любимое произведение А. С. Пушкина

Пушкин — добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его наизусть с детских лет, и все же любой раз, раскрывая как бы наудачу привычную, издавна любимую книгу, находишь в ней что-то новое, прежде не изведанное, сверкнувшее как бы в первый раз. Слышишь активный звук, видишь то безудержно веселые, то задумчивые, умные глаза и невольно втягиваешься в беседу с писателем.

Мне нравятся стихи, поэмы Пушкина. Но в большей степени он привлекает меня как прозаик. Я зачитывал до дыр «Повести Белкина», восхищался «Дубровским». «Капитанская дочка» потрясла мое фантазерство и осталась любимым произведением.
Сейчас, если я слышу о чести, благородстве и верной любви, в моей памяти возникают образы Гринева и Маши Мироновой.

Это произведение, несмотря на небольшой объем, полно глубокого смысла. В «Капитанской дочке» одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них — это

история любви Маши и Гринева, другая — события, происходившие в то час в Оренбургской губернии.

Действие происходит в 1772 — 1775 годах, незадолго до и во час восстания Пугачева. А. С. Пушкин считал, что в повести должна быть «историческая пора, развитая в вымышленном повествовании».

Завязка произведения состоит в том, что молодой офицер Петр Гринев был направлен служить в Белогорскую крепость. По пути он совершает необдуманные поступки, проигрывает 100 рублей Зурину, ругает своего дядьку Савельича, хотя тот и прав, не давая барину финансов.

Следуя в крепость, Гринев с дядькой заблудились во час бурана, но случайно встретили мужика, выведшего их к постоялому двору. Юноша, поблагодарив вожатого за помощь, отдал ему свой заячий тулупчик. Казалось бы, рядовое событие, но какую огромную пользу оно принесло впоследствии!

Приехав в Белогорскую крепость, Гринев познакомился с дочерью своего начальника Миронова. Маша понравилась молодому человеку. Из-за девушки он поссорился со своим товарищем Швабриным, который, как позднее выяснилось, сватался к ней, но получил отказ. Не желая, чтобы кто-то безнаказанно порочил доброе имя Маши, Гринев вызывает обидчика на дуэль. Он поступил как настоящий мужчина.

Поединок чуть ли не закончился гибелью Гринева из-за подлости Швабрина. Выздоровев, Гринев узнал, что Швабрин написал на него донос. Это возбудило в юноше ненависть к своему врагу. Праведный гнев Гринева близок и понятен мне.

В это же час в губернии началось восстание. Повстанцы под началом Пугачева легко взяли крепость. Комендант, его супруга и офицеры были убиты. Швабрин, запятнав честь офицера, изменив присяге, стал прислужником бунтовщиков. Гринев никогда бы не стал предателем. Он предпочел умереть, но верный Савельич спас своего господина. Пугачев оказался тем самым мужиком, которому Гринев когда-то подарил заячий тулупчик. Добро окупилось сторицей!

Юноша был потрясен тем, что ребяческий тулуп, подаренный бродяге, избавил его от петли, а пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал держава. Гринев не стал присягать на верность Пугачеву. «Я присягал государыне императрице, тебе присягать не могу».

Этот поступок Гринева привел меня в восхищение: находясь полностью в руках Пугачева, он не пытается скрыть от него своих убеждений. Самозванец, пораженный такой честностью, отпустил юношу. Еще не раз придется Гриневу уви- деть благородство Пугачева: крестьянский предводитель, восхищенный смелостью Гринева, спасает Машу Миронову от ненавистного ей Швабрина. Эти поступки Пугачева свидетельствуют о его незаурядной натуре с самой лучшей стороны. Он умел щадить не только друзей, но и врагов. Это гуманное поведение вызывает у меня искреннее уважение.

Образцом порядочности в повести выступает Петр Андреевич Гринев. Вспомним, что он отказался служить Пугачеву. А разве не о том же свидетельствует его отношение к Маше: Гринев не побоялся пожертвовать жизнью ради спасения Маши из рук Швабрина. А каким благородством проникнуто его поведение на суде, когда, рискуя быть осужденным на пожизненную каторгу, Петр Андреевич старается не запятнать честь Маши!

Эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал пословицу: «Береги честь смолоду», и поведение героя полностью соответствовало ей. Как тут не вспомянуть нынешнее состояние русской армии, когда офицеры распродают военное собственность, более того оружие! Побольше бы было у нас таких офицеров, как Гринев, беззаветно преданных РФ, все поступки которых направлялись на ее пользу!

Снова и снова возвращаюсь я мысленно к Гриневу, размышляя о его поступках. Чувствуется, что он сильно симпатичен и самому автору. В чертах Петра Андреевича мы угадываем мысли и чувства самого писателя. Герои его произведений ещё продолжительно будут обладать моим сердцем.

Реферат на тему: Идеи свободы в лирике А.С.Пушкина

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

В «Кинжале» воспевается «свободы тайный страж, карающий кинжал». Он для поэта и «адский луч», и «молния богов». Но когда «главой закон поник» (а он для Пушкина — превыше всего: «Но вечный выше вас закон»), то кинжал — это уже не орудие убийства, а «последний судия позора и обиды». В «Кинжале» Брут показан «вольнолюбивым», а Занд именуется «свободы мученик, избранник роковой». Думается, что так изображаются не убийцы, а герои. В «Кинжале» и в послании «В. Л. Давыдову» поэт делает резкий выпад против существующих порядков. Острое содержание улавливается и в таком небольшом стихотворении, как «Птичка», где автор восклицает: «За что на бога мне роптать, когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!» Здесь свобода ассоциируется у Пушкина с образом «птички», а в «Узнике» — с образом «орла молодого». В «Узнике», как и во многих других стихотворениях того периода, присутствует мотив узника, беглеца. И это имеет под собой основу: эти лирические произведения писались во время южной ссылки поэта, которую он воспринимал как добровольное бегство из неволи («пора, брат, пора! / Туда, где за тучей белеет гора, туда, где синеют морские края.»). Период южной ссылки — это время трагических событий. Восстание в Греции, разгром кишиневской группы и арест Раевского — все это становится предметом постоянных размышлений поэта. Идеи свободы переосмысляются в стихотворении «Свободы сеятель пустынный.», где автор приходит к мысли о том, что не все люди готовы понять и принять свободу в полном ее объеме («К чему стадам дары свободы?»), ведь человек всегда должен чем-то ограничиваться во избежание аморальных поступков. В этом стихотворении предсказан весь Достоевский. Здесь идеи свободы получают философское толкование. Видоизменившись, эта идея продолжает свое существование в стихотворении «Зачем ты послан был, и кто послал тебя?», где утверждается, что свобода не может быть установлена, пока в мире царит эгоизм и корысть («за злато продал брата брат. Рекли безумцы: нет Свободы»). «Рекли безумцы: нет Свободы» — это перефразировка священного текста: «Несть Бога речет безумец в сердце своем». Этой перефразировкой автор еще раз подчеркивает, что свобода для него священна. Несмотря на то что поэт отрицает власть народа (в «Вольности» он пишет: «И горе, горе племенам. где иль народу иль царям законом властвовать возможно!»), вольность не теряет в сознании автора своего значения. Так, например, в стихотворении «Андрей Шенье» Пушкин утверждает: Но ты, священная свобода, Богиня чистая, нет, не виновна ты. А в стихотворении «К морю» поэт пишет про свои чувства к «свободной жизни», которая является для него символом вольности: «Могучей страстью очарован.» Прощаясь здесь с морем, автор внутренне прощается и с югом, и со своим свободным образом жизни, и с революцией в Греции, и с революционной страстностью «Кинжала». В дальнейшем свобода для Пушкина все более означает свободу творчества, независимость личности. В Михайловском поэт пишет «Разговор книгопродавца с поэтом», который опубликовывает как предисловие к изданию первой главы «Евгения Онегина». Это стихотворение является декларацией права автора на независимость, на правдивое изображение жизни («Поэт казнит, поэт венчает»). Например, в стихотворении «Из Пиндемонти» утверждается: «никому отчета не давать.» А в стихотворении «Поэту» Пушкин призывает: «Поэт! Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум.» В пушкинской лирике вырисовывается идея свободы поэзии от славы, от суеты света.

Оба поэта были Пушкину необходимы и служили дополнением и противоядием один другому. Лирика южного периода (18201824). Творчество Пушкина 18201824Pгг. отличается своим откровенным, почти господствующим лиризмом. В это время исчезает свойственный юному Пушкину налет ученичества, пропадает дидактизм, характерный для гражданских стихотворений, устраняется жанровая нормативность, упрощается самая структура лирического стихотворения. Пушкин в романтической лирике создает психологический портрет современника, эмоционально соотнося его с собственным поэтически воспроизведенным характером. Личность самого поэта предстает главным образом в элегической тональности. Центральная тема ощущение новых впечатлений, жажда свободы, стихийное чувство воли, контрастное повседневной жизни. Постепенно, однако, ведущим становится стремление раскрыть внутренние стимулы поведения в связи с мотивом свободы. Романтическое настроение, возникающее в лирике Пушкина, предопределено особым осмыслением биографических обстоятельств, получающих обобщенную трактовку

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector