Произведение цыганы пушкина читать

Понравилось? Рекомендуй друзьям!
Рекомендую
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.3/5 (голосов: 169)

книга проверена 12.08.10, вирусов не найдено

Жанр книги: Поэзия

Ильнар (28.01.2011 — 16:44:00)

ксения (12.08.2011 — 21:11:06)

Я никогда не устану восхищаться Пушкиным! Гениальное произведение!

Произведение известного русского писателя А. С.Пушкина «Цыганы» рассказывает о кочевой жизни цыганского табора по степям Бессарабии. На костре цыгане готовят еду, рядом пасутся кони, а за шатром отдыхает ручной медведь. С наступлением ночи все стихает и засыпает. И только в одном шатре не может уснуть старец, который ждет свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле.

Natalia (03.04.2012 — 17:55:50)

Spasibo Pushkinu c’to napisal o moei zemle. Deistvie proishodit vozle Kagula, mesto moego rojdenia. Takoe osciuscenie c’to pobivala doma.

про (09.09.2012 — 18:28:03)

Сама суть заключается в эпилоге, которая не требует какого -то (придыдущего) рассказа, и могла бы существовать и так!!

влад (05.01.2014 — 18:22:35)

ТОП 20 КНИГ

ТОП 20 АВТОРОВ

СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Не пишите стихов обо мне, умных строк не слагайте,
Рифма с сутью в стихе спор извечный затеют опять.
Голос ветра услышьте, дыхание боли узнайте:
Из осколков воскресший сосуд вы хотите сломать.
Не касайтесь его, он и так с каждой каплей пустеет,
Жизнь, как дым, покидает его, растворяясь фальшивой строкой. >>

13.05.10 — 09:18
Автор неизвестен

Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его!

Произведение цыганы пушкина читать

Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что встретила его за курганом и пригласила в табор, что его преследует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко. Старик радушно приглашает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров.

Утром старик будит Земфиру и Алеко, табор просыпается и отправляется в путь живописной толпой. Сердце юноши сжимается от тоски при виде опустевшей равнины. Но о чем он тоскует? Земфира хочет узнать это. Между ними завязывается разговор. Земфира опасается, что он жалеет об оставленной им жизни, но Алеко успокаивает её и говорит, что без сожаления оставил «неволю душных городов». В той жизни, что он бросил, нет любви, а значит, нет веселья, и теперь его желанье — всегда быть с Земфирой. Старик, слыша их разговор, рассказывает им старинное преданье о поэте, который когда-то был сослан царем в эти края и томился душой по родине, несмотря на любовь и заботу местных жителей. Алеко узнает в герое этого преданья Овидия и поражается превратности судьбы и эфемерности славы.

Два года кочует Алеко вместе с табором, вольный, как сами цыганы, не сожалея о покинутом. Он водит по деревням медведя и тем зарабатывает на хлеб. Ничто не смущает покоя его души, но однажды он слышит, как Земфира поет песню, которая приводит его в смятение. В этой песне Земфира признается, что разлюбила его. Алеко просит её перестать петь, но Земфира продолжает, и тогда Алеко понимает, что Земфира неверна ему. Земфира подтверждает самые страшные предположения Алеко.

Ночью Земфира будит отца и говорит, что Алеко рыдает и стонет во сне, зовет её, но его любовь постыла Земфире, её сердце просит воли. Просыпается Алеко, и Земфира уходит к нему. Алеко хочет знать, где была Земфира. Она отвечает, что сидела с отцом, потому что не могла перенести вида душевных мучений Алеко, которые он испытывал во сне. Алеко признается, что видел во сне измену Земфиры, но Земфира уговаривает его не верить лукавым сновидениям.

Старый цыган просит Алеко не печалиться и уверяет, что тоска погубит его. Алеко признается, что причина его печали — равнодушие к нему Земфиры. Старик утешает Алеко, говорит, что Земфира — дитя, что женское сердце любит шутя, что никто не волен приказать сердцу женщины любить одного, как приказать луне застыть на месте. Но Алеко, вспоминая часы любви, проведенные с Земфирой, безутешен. Он сокрушается, что «Земфира охладела», что «Земфира неверна». В назидание старик рассказывает Алеко о самом себе, о том, как был молод, как любил прекрасную Мариулу и как наконец добился взаимности. Но быстро миновала молодость, ещё быстрее — любовь Мариулы. Однажды она ушла вместе с другим табором, бросив маленькую дочь, эту самую Земфиру. И с тех пор «все девы мира» постыли старику. Алеко спрашивает, как смог старик не отомстить обидчикам, как мог не вонзить кинжала в сердце похитителя и неверной жены. Старик отвечает, что ничто не в силах удержать любовь, ничто нельзя вернуть, «что было, то не будет вновь». Алеко уверяет старика, что сам он не такой, что он не может отказаться от своих прав или хоть насладиться мщением.

А в это время Земфира на свидании с молодым цыганом. Они условливаются о новом свидании нынешней ночью после захода луны.

Алеко тревожно спит и, пробудившись, не находит рядом Земфиры. Он встает, выходит из шатра, его объемлет подозренье и страх, он бродит вокруг шатра и видит едва приметный в звездном свете след, ведущий за курганы, и Алеко отправляется по этому следу. Внезапно он видит две тени и слышит голоса двух влюбленных, которые не могут расстаться друг с другом. Он узнает Земфиру, которая просит своего возлюбленного бежать, но Алеко вонзает в него нож… В ужасе Земфира говорит, что презирает угрозы Алеко, и проклинает его. Алеко убивает и её.

Рассвет застал Алеко сидящим за холмом с окровавленным ножом в руке. Перед ним два трупа. Соплеменники прощаются с убитыми и роют для них могилы. В задумчивости сидит старый цыган. После того как тела влюбленных были преданы земле, он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!» Он говорит, что цыганы не хотят жить рядом с убийцей, с человеком, который «для себя лишь» хочет воли.

Старик промолвил это, и табор скоро снялся с места и скрылся в степной дали. Лишь одна телега осталась в роковом поле. Настала ночь, но никто не разложил пред ней огня и никто не переночевал под её крышей.

Поэма А.С. Пушкина «Цыганы» как романтическая поэма (по программе Б.Ладыгина). 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Цели и задачи:

  • Актуализировать знания учащихся о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах, об особенностях пушкинского романтизма.
  • Познакомить учащихся с периодом южной ссылки в жизни Пушкина.
  • Показать особенности поэмы “Цыганы” как романтической поэмы (приемы раскрытия характера героев, своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме, изобразительно – выразительные средства).
  • Используя фрагменты оперы С.Рахманинова “Алеко”, показать приемы создания характера Алеко в музыкальном произведении.
  • Провести сопоставительную характеристику образа Алеко в литературном и музыкальном произведениях.
  • Продолжать развивать умение учащихся давать сопоставительную характеристику героя на основе текста произведения, умение определять авторскую позицию, находить изобразительно – выразительные средства, умение логически строить устный ответ.
  • Продолжать развивать навыки учащихся слушать, воспринимать и интерпретировать поэтическое произведение.
  • Способствовать формированию понимания личной свободы, формированию музыкального вкуса.

Оборудование:

  • Иллюстрации к поэме “Цыганы” К.А. Клементьевой (“Цыганский табор”, “Алеко и Земфира”, “Алеко убивает Земфиру”)
  • Запись . Е.Дога. Музыка из кинофильма “Табор уходит в небо” (“Дорога”)
  • Запись. Ария Алеко из оперы С.Рахманинова “Алеко”

Методы и приемы: эвристический, беседа, словесное рисование, комментированное чтение

Ход урока

I. Приветствие, оргмомент

II. Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с новым для вас понятием – романтизм.

Что такое романтизм? Когда развивалось данное направление? Кто был наиболее видным представителем романтизма? Какие исторические события послужили причиной для развития романтизма на Западе? Каковы отличительные особенности романтизма? Как развивался романтизм в России? В чем отличие русского романтизма от западноевропейского?

— Сегодня мы будем говорить о поэме А.С. Пушкина “Цыганы”.

Какую направленность имеет это произведение? В чем заключается особенность пушкинского романтизма?

(Учащиеся, исходя из знаний, полученных на прошлом уроке, наверняка отметя, что у А.С.Пушкина был свой взгляд на романтизм как литературное направление.)

III. Вы сказали, что у Пушкина были свои взгляды на романтизм как литературное направление. И это верно. Действительно, для Пушкина главным было создание образа современного героя, который жил интересами современного героя, который жил интересами и волнениями своего века, также для него была важна идея свободы, но больше всего Пушкина, как романтика, волновало необыкновенное, как в человеке, так и в нации, в природе. Романтический период в творчестве Пушкина был коротким, но какую бы южную поэму мы ни взяли, будь “Кавказский пленник” или “Братья – разбойники”, “Бахчисарайский фонтан” или “Цыганы”, мы обязательно увидим черты романтизма.

— Скажите, почему Пушкин поднимает тему человеческой свободы и смысла человеческого существования именно в романтической поэме “Цыганы”? Ведь он мог с успехом написать реалистическую поэму.

Более полно мы сможем ответить на этот вопрос в конце нашего урока. Запишите тему сегодняшнего урока. Поэма А.С. Пушкина “Цыганы” как романтическая поэма”.

IV. — Где происходят события? (В цыганском таборе.)

— Почему Пушкин выбрал именно эту нацию? (Она для него была “необыкновенной”.)

— Слово учителя. У Пушкина были особенные отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке почти три года (с сентября 1820 г. по август 1823 г.), Пушкин среди незнакомого ему народа, изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган он изложил так: “Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас”. Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточна биографична. Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором в Молдавии, о чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблен в цыганку, которая была брошена своей матерью на попечение отца. Цыганка, в которую был влюблен Пушкин, убежала из табора, а позднее была зарезана ревнивым цыганом. Поэтому автобиографичность поэмы отразилась и в именах. Сравните имена: Алеко – Александр – имя Пушкина, Мариулой названа жена старого цыгана, а Земфирой, в которую по преданию влюбился в таборе Пушкин – главная героиня поэмы.

Сейчас вы прослушаете мелодию. Попытайтесь мысленно нарисовать картины, которые предстают перед вами. (Учащиеся слушают запись темы Е.Дога из кинофильма “Табор уходит в небо” — “Дорога”.)

— Какие картины возникли в вашем воображении? Совпадают ли они с описанием Пушкина в первых строках поэмы?

— Прочитайте (Учащиеся читают отрывок “Цыганы шумною толпой – Ночным подернутое паром”.)

— Какие изобразительно – выразительные средства использует Пушкин для того, чтобы показать нам живописность, романтическую приподнятость описания?

— Какие слова являются ключевыми?

— Итак, какова жизнь цыган? В чем ее привлекательность? (Цыгане ведут кочевую, вольную жизнь и в этом ее привлекательность.)

— Как появляется в таборе Алеко? Что заставляет Алеко присоединиться к цыганскому табору? Найдите в тексте эпизод. Прочитайте. (“Но вот она. За нею следом – Его преследует закон”.)

— Какая отличительная черта романтизма здесь проявляется?

— Что Алеко ищет, а что находит в цыганском таборе? От чего бежит? Найдите в тексте.

— Совпадает ли позиция автора и Алеко в осуждении “неволи душных городов”?

— Каково значение песни “Птичка божия не знает…” для понимания характера Алеко, его конфликта с обществом?

— Как намечается конфликт между Алеко и Земфирой?

— Можем ли мы сказать, что здесь представлен конфликт между цыганским табором и европейским обществом? Какие особенности цыганского табора отмечает Пушкин?

— Каковы особенности европейского “городского общества”?

— В чем выражается конфликт цыганского табора и светского общества? (В поведении героев, в их отношениях друг к другу.)

— Слово учителя. Но Пушкина интересует не личная драма Алеко и Земфиры, а драма общественная. С этой точки зрения Алеко и Земфира воплощают обобщенные характеры людей, сложившихся в цыганском таборе и светском обществе. Автор не рассказывает нам истории их жизни до описываемых событий, но об убежден, что разные общественные уклады формируют разные характеры.

— А каков основный конфликт поэмы?

(Внутренний. Алеко волен как племя цыган, но нет радости, нет покоя, наоборот, нарастет чувство печали, тоски, тревоги. Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Но он страдает от внутренних противоречий, которые вызваны невозможностью отбросить все ценности цивилизованного общества, смирить свои страсти).

— Мы сказали, что Алеко свободолюбив, ему присуща способность к глубокой страсти. Очевидно, что он образован.

— Какие еще черты характера присущи Алеко? Приведите примеры из текста.

— Имел ли Алеко право убивать человека? Имеет ли вообще право человек убивать другого?

— С какой исторической личностью сближает Алеко черта славолюбия?

— Давайте сопоставим образы Алеко и старого цыгана. Какими качествами наделен старик цыган?

— Что помогает понять эпизод “Рассказ старика цыгана об изгнаннике Овидии”? Как относятся к изгнаннику, его судьбе старик цыган и Алеко?

— История Овидия похожа на историю Алеко?

— Но существует различие в этих историях. Какое? Прочитайте.

— Как понимает человеческую свободу Алеко и старый цыган? Подтвердите текстом. Одна половина класса охарактеризует человеческую свободу с позиции Алеко, а другая с позиции старого цыгана.

— Итак, в понимании свободы Алеко должен быть нацелен только на себя, Алеко нужна свобода только для него. Т.е. у Алеко индивидуалистическое понимание свободы. Старик же цыган признает естественное право каждого человека на свободу, т.е. у цыгана гуманистическое понимание свободы.

— Каково понятие свободы у Земфиры?

— Прослушайте арию Алеко из оперы С.Рахманинова “Алеко”.

Слово учителя. Эта опера была написана девятнадцатилетним Рахманиновым за 17 дней. Рахманинов был вдохновлен гением Пушкина и потому взялся за работу с увлечением. Произведения Пушкина вдохновили многих композиторов.

Вспомните, какие композиторы положили в основу своих музыкальных произведений сюжеты Пушкина.

— Опера “Алеко” была экзаменационной работой Рахманинова при окончании консерватории. Экзаменационная комиссия во главе с Чайковским поставила Рахманинову высшую оценку. Премьера состоялась 9 мая 1893 г. в московском Большом театре и имела огромный успех. До сих пор все ведущие театры мира ставят оперу “Алеко”.

— При прослушивании обратите внимание на музыкальную интонацию, тип певческого голоса.

БЕСЕДА ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ.

— Сопоставимы ли литературный и музыкальный образы?

— Какую развязку получает сюжет?

— Что вы можете сказать об образе Алеко, сравнив начало поэмы и конец?

— Какой приговор выносит старый цыган Алеко? От чьего имени? Прочитайте.

— Чем подчеркнут в языке поэмы коллективный характер этого приговора?

— Как проявляется авторская позиция в поэме?

V. — Как переводится слово “романтизм” с французского?

Показываю иллюстрации К.А. Клементьевой.

— Соответствуют ли данные иллюстрации поэме А.С. Пушкина именно как романтической поэме?

VI. Итог. Пушкин развенчивает идею “байронического героя”. Он сказал новое слово в литературе, показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутой “просвещением”. Появление цивилизованного человека в мире “детей природы” привело к драме.

Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к одному из эпизодов поэмы. Письменно доказать, что поэма содержит черты романтизма.

Примечание: Предыдущий урок полностью был посвящен теме “Романтизм как литературное направление”

Произведение цыганы пушкина читать

При подготовке к урокам этого раздела важно иметь в виду два обстоятельства: первое — девятиклассники уже хорошо знакомы с пушкинскими произведениями — еще в начальной школе учили наизусть небольшие стихотворения, размышляли над пушкинскими произведениями в 5—8 классах («Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне. », «Метель», «Капитанская дочка», «Полтава»; отрывки из поэм «Борис Годунов», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге»), и второе — не все девятиклассники станут продолжать учебу в 10—11 классах, следовательно, необходимо не просто познакомить их с рядом пушкинских произведений, а закрепить глубокий интерес к творчеству классика.

Побеседуем с учащимися:

— В какой семье родился и воспитывался поэт? Когда и где родился? Кто знакомил его с устным народным творчеством?
— Что помогало ему знакомиться с зарубежной литературой?
— Что вам известно о его лицейских годах?
— Какие произведения поэта особенно близки вам?
— Расскажите о впечатлениях от наиболее понравившихся вам произведений (стихотворения, поэмы, проза).
— Прочтите наизусть любое стихотворение.
— Подумайте над небольшим рассказом о Пушкине. Подготовьте его к следующему уроку.

Ориентируясь на примерный план, учащиеся готовят либо небольшое сообщение о личности поэта, либо рассказ по одному из периодов жизни и творчества, например:

Детство. Рождение. Родители. Друзья семьи, интересы. Увлечение поэта литературой. Интерес к устному народному творчеству.

Лицей. Особое учебное заведение. Поступление. Учителя (А. Куницын, В. Малиновский и др.), товарищи (И. Пущин, В. Кюхельбекер, А. Дельвиг). Первые поэтические опыты. Впечатления от войны 1812 года. Экзамен (Г. Р. Державин).

После Лицея. «Арзамас». Крепнут дружеские связи — Оленины, Тургеневы, «субботы» В. Жуковского. Первые произведения. «Руслан и Людмила». Вольные стихи и ссылка на Кавказ («К Чаадаеву», «Деревня»).

Южная ссылка. Семейство Раевских. Новые произведения («Кавказский пленник», «Погасло дневное светило. », «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» и др.). Увлечения поэта (Ризнич, Воронцова).

Ссылка в Михайловское. Встречи с семейством Осиповых в Тригорском. Арина Родионовна. Творчество (четыре главы «Евгения Онегина», «Борис Годунов», «Граф Нулин», «Я помню чудное мгновенье. », «Цыганы»). Друзья (И. Пущин, А. Дельвиг). В 1825 году первый сборник «Стихотворения Александра Пушкина». Вызов в Москву, к царю. Дело декабристов.

Болдино. Предложение Н. Гончаровой. Болдино. Женитьба. Произведения: «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Медный всадник», «Пиковая дама» и др.

Дуэль и смерть. Звание камер-юнкера. Двойная цензура — обычная и царская. Произведения: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и др. Дуэль. Смерть поэта.

Получив индивидуальные задания, девятиклассники подбирают произведения, материал к освещению каждого периода, критический и иконографический (статьи, портреты; скульптура — фотографии, иллюстрации).

Работа каждой группы комментируется и корректируется учителем.

Конечно, возможны и другие варианты, например: лекция учителя, в которой участвуют и старшеклассники с высказываниями о Пушкине, с чтением любимых стихотворений, сообщениями об отдельных эпизодах жизни и творчества, анализом стихотворного и прозаического текста. Словом, и в том и в другом случае итоговый урок представляет собой небольшой вечер, концерт, монтаж, посвященный Пушкину.

Рассказы учащихся, их впечатления от прочитанного закрепляются вопросами, как бы собирающими воедино знания, полученные в процессе коллективной работы, связанной с темой «А. С. Пушкин»:

— Что в жизни и судьбе поэта наиболее ярко характеризует личность, глубоко воспринимающую действительность, остро чувствующую все, что связано с историей страны?
— Какие его стихотворения о любви вы знаете?
— Сформулируйте темы прочитанных вами сказок Пушкина, назовите иллюстраторов, главных героев.
— В чем проявляется ироническое отношение автора к героям в «Руслане и Людмиле»?
— В какой из поэм и сказок появляется образ автора?
— В каких поэмах и стихотворениях Пушкина наблюдаются романтические мотивы?
— В каком произведении показан конфликт между властью и народом?
— Назовите произведения поэта, посвященные Петру I. Что особенно привлекает поэта в Петре I?
— Что заинтересовало вас в прозе Пушкина («Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина»)?
— Какие ценности подчеркиваются автором в дворянской и простонародной, патриархальной культурах («Евгений Онегин»)?
— Какова роль лирических отступлений в романе?
— Чем интересны картины природы в тексте? Как в романе сближается книжная и народная речь?
— Назовите авторов-литературоведов, критиков, посвятивших свои труды Пушкину (М. А. Цявловский, Д. Д. Благой, Н. Л. Бродский, Л. П. Гроссман, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов, М. И. Цветаева, А. И. Гессен, М. Я. Басина, Ю. М. Лотман, Л. А. Черейский и др.).
— На какую тему вы хотели бы сделать доклад или сообщение на пушкинской конференции или вечере?
— Рассказывая в книге «Александр Сергеевич Пушкин» о поэте, Ю. М. Лотман пишет: «В редкую эпоху личная судьба человека была так тесно связана с историческими событиями — судьбами государств и народов, — как в годы жизни Пушкина». С какими же событиями была тесно связана судьба поэта?
— Кто были предки поэта и в каких произведениях есть намеки на собственное происхождение?
— Что вы могли бы рассказать о взаимоотношениях поэта с друзьями и любимыми?
— Что вы знаете о дуэли и смерти поэта?
— Какие произведения Пушкина вы могли бы назвать шедеврами?
— Какие портреты и иллюстрации к произведениям Пушкина вам известны? Назовите особенно понравившиеся вам, обоснуйте свой ответ.
— Известно, что Пушкин любил осень, когда ему легко работалось, хотя часто это осложнялось другими заботами. «Еду в деревню, — писал он перед поездкой в Болдино, — Бог весть, буду ли там иметь время заниматься, и душевное спокойствие. »

Роман в стихах «Евгений Онегин» (1823—1831). Вот как сам автор набросал общий его план, пометив основные даты работы:

Онегин

Часть первая

I песнь (Хандра)
II песнь (Поэт)
III песнь (Барышня)

Часть вторая

IV песнь (Деревня)
V песнь (Именины)
VI песнь (Поединок)

Часть третья

VII песнь (Москва)
VIII песнь (Странствие)
IX песнь (Большой свет)

Важно помочь школьникам познакомиться с некоторыми книгами, подробно рассказывающими об этом замечательном произведении А. С. Пушкина:

А. С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь/ Под ред. В. И. Коровина. — М., 1999.

Долинина Н. Прочитаем «Онегина» вместе. — Л., 1971.
Бродский Н. Л. «Евгений Онегин»: Роман А. С. Пушкина. — М., 1964.
Станчек Н. А. Восьмиклассники читают «Евгения Онегина». — М., 1968.
Благой Д. Д. «Евгений Онегин» // Пушкин А. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1960. — Т. IV.
Бонди С. М. Примечания и объяснительные статьи // Пушкин А. С. Евгений Онегин. — М., Л., 1964.
Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. — Л., 1983.
Пушкин в школе / Сост. В. Я. Коровина. — М., 1997.

Исследователь русской литературы Г. А. Гуковский писал: «. уже самое количество бытовых тем и материалов принципиально отличает пушкинский роман от предшествующей литературы. бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу» (Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М., 1957. — С. 140, 146). Подумаем, как входит такой материал в роман и какую роль выполняет (хозяйство, имущественное положение, образование, служба, интересы и занятия дворянской женщины, жилище, развлечения и пр.).

Проследим за рассказом, который ведет поэт о героях, их поступках, размышлениях, радостях и страданиях, взаимоотношениях друг с другом.

Описание природы и настроений героев.
Лирические отступления. голос автора в романе.
Прочитаем роман, который является несомненным шедевром или, как назвал его В. Белинский, «энциклопедией русской жизни».

Рассмотрим вместе прочитанное сначала по главам, например:

1. К главе первой предпослан автором такой эпиграф: «И жить торопится и чувствовать спешит. » — слова князя Вяземского. Подумаем, почему взят именно этот эпиграф . Как он раскрывает суть главы? К кому он относится? Что рассказывает поэт о своем герое? Как он его называет? («Молодой повеса», «добрый мой приятель».) Как воспитывался? Как учился? Почему свет решил, что «он умен и очень мил», в чем он «истинный был гений»? Чем интересен театр и почему так скучен он Онегину? Каков кабинет героя? Как описывается бал и отношение героя к светской жизни? О чем лирические отступления? Почему он оставил книги? Почему поэту нравится мирная жизнь и деревенская тишина?

Понравился ли вам начальный рассказ поэта и каким предстал перед вами герой?

2. Какой эпиграф определяет вторую главу романа в стихах? Чем интересна деревня, в которой оказался герой, и чем он решил заняться? Что хочет сказать поэт, характеризуя дружбу Онегина и Ленского словами: «Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень. »? Что нравится автору в Ленском и Ольге? Как вы понимаете слова о том, что в любом романе можно найти портрет Ольги? Чем интересен характер Татьяны и в чем его отличие от Ольги? Каково семейство Лариных?

3. И вот новый эпиграф, перевод с французского. О чем он? Как соотносится с содержанием главы? «Скажи: которая Татьяна?» Отношение автора к Татьяне — каково оно? В чем особенность чувств Татьяны и как ее характеризует письмо к Онегину?

4. Каким было первое свидание Татьяны и Онегина? Как проявляются чувства героев при встрече?

5. Характер, чувства, особенности поведения Татьяны. В чем смысл сна Татьяны? Как вы оцениваете поведение героев во время бала?

6. Каковы поведение героев во время дуэли и отношение автора к ним?

7. Какую роль играет описание природы и какое настроение автора передается через описание весны, зимы? Какова дальнейшая судьба Ольги и Татьяны? (Нравится ли вам описание Москвы? Можно ли судить об отношении автора к столице? Для чего нужен эпизод посещения Татьяной усадьбы Онегина?)

8. Что важного и интересного в письме Онегина к Татьяне, в их последнем свидании? Как изменились оба героя?

Итак, роман прочитан. Как и многие другие произведения Пушкина, его нельзя прочесть только один раз. Повторное чтение всегда будет открывать все новые грани этого удивительного и совершенного создания поэта.

Чтобы рассказать о героях — Татьяне и Онегине, Ольге и Ленском, нужно перечитать текст, продумать план и композицию такого рассказа, подобрать цитаты.

Возможны и другие темы, например:

«Пейзаж четырех времен года в романе „Евгений Онегин»»;
«Образ автора романа в лирических отступлениях»;
«Славянизмы, архаизмы, иностранные слова, народная лексика в романе и их роль»;
«Ленский и Онегин», «Ольга и Татьяна», «Письмо Татьяны и письмо Онегина»;
«Две встречи Татьяны и Онегина»;
«Именины у Лариных» и «Изображение дворянства в романе».
«Белинский и Герцен о Ленском», «Белинский и Достоевский о Татьяне», «Белинский, Герцен, Добролюбов об Онегине».

Эти и другие темы можно порекомендовать и для письменных сочинений или для сообщений, докладов.

Возможны и небольшие эссе, размышления на тему «Как вы понимаете главу, строфу, слова. ». Например:

Как вы понимаете строки (на выбор).

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней.

. Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы,
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.

. Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.

. Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.

. Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.

Я вас люблю (к чему лукавить?).
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Читая и перечитывая «Евгения Онегина», важно сверить свое восприятие с суждениями критиков, литературоведов, глубоко изучивших этот роман.

Литературоведы и методисты обращают внимание на то, какое огромное значение имеет привлечение музыки на все уроки по изучению литературы, но особенно это касается лирики Пушкина. «Его поэзия, — пишет М. Ф. Дроздова из Магнитогорска, — занимает огромное место в творчестве русских композиторов. Любовь и тяготение русских композиторов к творчеству Пушкина объясняются тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, а разнообразие проблем и образов позволяет находить у него созвучное своему творчеству. Привлекала композиторов и музыкальность пушкинского стиха».

Чайковский, отмечая эту особенность лирики поэта, писал о том, что Пушкин «силою гениального таланта очень часто врывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки».

Романсы на пушкинские тексты создавали многие русские и советские композиторы — Алябьев, Верстовский, Яковлев, Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Шапорин, Свиридов и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: