Пушкин и Онегин в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Может ли хороший человек не любить стихи Пушкина? По-моему, нет. Можем ли мы себе когда-нибудь представить, чтобы Пушкин убил на дуэли Дантеса? Конечно же, нет… «Гений и злодейство — две вещи несовместные», — считал поэт. Пушкин может быть только жертвой, а не убийцей. Он не может служить царю и сколачивать себе состояние. Не может обыгрывать партнера в карты и добросовестно составлять отчеты о саранче. Почему же этот человек оказывается самым близким любому, кому дорога русская культура?

С первыми шагами по земле мы влюбляемся

Мы говорим «наш Пушкин». Изучая каждый этап его жизни, изумляемся бесконечности пушкинского гения. Дивимся его жизнелюбию, преданности друзьям, честности, отваге и беззащитности. Есть у Пушкина произведение особое, исключительное. Среди русских книг эта книга то же, что и ее автор среди русских писателей. Это роман в стихах «Евгений Онегин» — любимое детище Пушкина, во многом отражение его самого. Если искать аналоги в мировой культуре, то я могу сравнить

Вот что сам Пушкин сказал о романе: «Пишу я «Онегина» для себя. Это моя прихоть, мое развлечение. Почему художник может написать картину не для продажи, а для себя и может любоваться, когда хочет, а писатель менее свободен в этом отношении?». Вряд ли существует произведение, которое бы так ярко отразило душу и характер народа и проблемы общечеловеческие — бытия, любви и дружбы, взаимоотношения человека и общества.

Был ли Пушкин «лишним человеком»? Нет, безусловно, не был. Он ведь писал стихи, завещая своим поэтическим потомкам: «Глаголом жги сердца людей». У него были друзья, которых он любил и которые любили его. Но общество, к которому он принадлежал, не доросло до понимания гения.

Другое дело Онегин — вымышленный и в то же время реальный «добрый приятель» поэта. Он в чем-то похож на Пушкина. Образованностью (особенно после встречи с Татьяной), широтой взглядов. Но он — лишний человек среди тех, кто не ценит поэзию, философичность, острый ум. Он не реализовавшийся человек — первая трагическая фигура в русской литературе. «Эгоист поневоле», он не находит применения своим силам, не вписывается в предназначенный ему круг людей. Всякое дело ему быстро надоедает. От скуки им овладела «охота к перемене мест». Он едет в деревню, но, в отличие от Пушкина, не чувствует красоты природы и не способен творчески общаться с ней, видеть в ней «приют спокойствия, трудов и вдохновения».

Пушкин никогда не был эгоистом. Он способен был жертвовать собою ради других. Онегин, хотя и страдающий, но эгоист. Он эгоист во всех сценах романа. Не эгоист он только в последний свой приход к Татьяне. Онегин «как дитя, влюблен». Великолепное, хотя и простое, сравнение. Ведь ребенок не может думать одно, а говорить другое. Есть люди, которых не коснулась никакая житейская грязь, они всю жизнь сохраняют чистоту и прелесть детства. Таким человеком был Пушкин.

«Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, не будет окончено», — писал он в предисловии к первому изданию первой главы. Это «большое стихотворение» не может быть окончено, так как жизнь автора в нем значит больше, чем вымышленный романный сюжет. Создавая роман, Пушкин создавал, созидал и нового себя. Впервые в роли героя-автора Пушкин выступает при описании онегинского дня — в эпизоде посещения театра. Пушкин перемещает сюжет к себе, в ссылку, организует его вокруг собственных переживаний. «Мои богини! что вы? где вы?» — мечтает он о возвращении. Пушкин любит театр, все в нем полно поэзии, жизни и красоты, а для Онегина все скучно. Автор переживает: «Другие ль девы, сменив, не заменили вас?», а с точки зрения Онегина: «Всех пора на смену».

Пушкин прекрасно знает и чувствует театр, он восхищается тем, как балерина «быстрой ножкой ножку бьет». Онегин же «идет меж кресел по ногам». Он никогда не смог бы дать емкую пушкинскую формулу балета — «душой исполненный полет», потому что, в отличие от Пушкина, не был человеком полета.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.
«Разность» есть и в ощущении деревни, которая была для Пушкина «лоном счастья и забвенья», почвой и животворящим источником собственного творчества, а для Онегина — местом вынужденного пребывания, чем-то инородным, не созвучным его петербургской натуре.
Онегин живет как бы не свою жизнь. У него другая — высокая сущность. Эта его сущность не на первом плане. Она иногда просвечивается, и мы видим, что Евгений «вчуже чувство уважал». По прочтении письма Татьяны «чувствий пыл им на минуту овладел». Онегин честен и открыт с Татьяной, после гибели Ленского «всем сердцем юношу любя, он обвинял себя во многом». Мы видим, что совесть, побежденная «честью», не совсем умерла в нем. Мы заме чаем это в трехстрочии, раскинутом на весь роман:

«С душою, полной сожалений» — в первой главе,
«В тоске сердечных угрызений» — в шестой,
«В тоске безумных сожалений» — в восьмой.

Тема моего сочинения столь неисчерпаема, что мне мало что удалось сказать. «Онегина воздушная громада, как облако, стояла надо мной» (Анна Ахматова).

Я хотела бы закончить свою работу строками из стихотворения Пушкина «Андрей Шенье»:

Я скоро весь умру. Но, тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь, и вашими слезами
Упьюсь… И, может быть, утешен буду я
Любовью.

Такие стихи никогда не смог бы написать Онегин. На это способен только гений Пушкина.

Лучшие театральные премьеры в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года

18.08.13
Публикация дня

Драма «Сон смешного человека»

Место проведения: Александринский театр, Малая сцена (площадь Островского, 6).
Время проведения: 7, 8, 10 сентября 2013 г.

За предыдущий свой спектакль по произведению Достоевского режиссер И. Керученко получила признание театральной публики. Сейчас Ирина Керученко вновь обращается к прозе великого Достоевского и в новом спектакле продолжает вести со зрителем разговор на тему парадоксов человеческого характера. Основной темой этой драмы является саморазрушение, к которому приводят катастрофические поступки и помыслы «смешного человека». Главную роль в этом спектакле исполняет Иван Ефремов, пока еще молодой и неизвестный публике актер, но подающий надежды, как очень талантливый драматический исполнитель.

Драма «Монологи в Царском фойе»

Место проведения: Александринский театр, Царское фойе, (площадь Островского, 6).
Время проведения: 21, 28 сентября 2013 г.

Постановка данного спектакля приурочена к празднованию 50-летнего юбилея известного актера Николая Мартона. В Александринском театре этот актер сыграл более 90 успешных ролей. В последние годы редко какой спектакль в театре обходится без участия Мартона. Но Николай продолжает мечтать о сотнях еще не сыгранных им ролей. Поэтому сотрудники театра решили сделать актеру необычный подарок в виде моноспектакля, в котором соединены монологи многих известных сценических персонажей. Вся постановка организована в виде экзамена, где роль студента отведена Мартону. Он будет «вытягивать билеты» и изображать различных персонажей, от ироничных и комичных до трагических и циничных.

Балет «Кармен-сюита. Юноша и смерть»

Место проведения: Мариинский театр, Вторая сцена (ул. Декабристов, 34).
Время проведения: 11, 12, 18 сентября 2013 г.

Два одноактных балета соединены воедино на сцене Мариинского театра. Две примы — Виктория Терешкина и Екатерина Кандаурова будут по очереди в танце изображать трагическую судьбу цыганки Кармен и Женщину-Смерть, которая приходит в мастерскую к художнику, чтобы избавить его от мучительного существования.

Мюзикл «Моя прекрасная леди»

Место проведения: Мариинский театр (Театральная площадь, 1).
Время проведения: 19-21 сентября 2013 г.

Для прославленного Мариинского оперного театра постановка мюзикла является инновацией. Впервые премьера этого спектакля прошла в стенах этого театра в 2011 году. Причем спектакль имел феерический успех. В нынешнем году спектакль был подготовлен в рамках проведения XXI Международного музыкального фестиваля «Звезды белых ночей». Специально для показа этого проекта были подготовлены красочные декорации, было сшито более трехсот костюмов. Постановкой мюзикла занимался Роберт Карсен, который в этом году открыл сезон миланского театра оперы Ла Скала своей музыкальной постановкой «Дон Жуан». Карсен признался, что он был счастлив работать с труппой Мариинского театра.

Кукольная детская драма «Покаяние и Прощение»

Место проведения: Большой театр кукол (ул. Некрасова, 10).
Время проведения: 13 сентября 2013 г.

Критики назвали эту сценическую постановку, подготовленную по мотивам произведений Пушкина «Метель» и «Станционный смотритель», настоящей фантасмагорией. Лирический кукольный спектакль посвящен творческой памяти Виктора Сударушкина. У кукол-марионеток, которые являются главными исполнителями в спектакле, имеется отличительная черта – легкая воздушность. Так как Пушкин многими драматургами считается «легким для постановочного процесса», то воздушность марионеток как раз и доказывает это утверждение.

Драма «Повелитель мух»

Место проведения: МДТ – Театр Европы (ул. Рубинштейна, 18).
Время проведения: 12, 15 сентября 2013 г.

Сюжет этой драмы, поставленной по роману Голдинга, хорошо знаком театралам. Зрителю во всех сценических красках будет показана история, как из воспитанных мальчиков из «приличных» английских семей могут вырасти подростки-дикари с разрушительными инстинктами. Режиссер спектакля решил донести до зрителей идею, как неуправляемая сила может превратиться в настоящую стихию бедствий. Этот спектакль создавался в первую очередь для молодого поколения зрителей, так как в нем поднимаются вопросы внутреннего мира молодых людей.

Драма «Три сестры»

Место проведения: МДТ – Театр Европы (ул. Рубинштейна, 18).
Время проведения: 9, 19 сентября 2013 г.

Никогда не стареющая классика по мотивам произведения Чехова будет всегда будоражить умы зрителей. Режиссер Лев Додин умело переосмысливает традиционный сюжет этой драмы, показывая надежды и мечтания трех сестер совершенно с непривычной для нас стороны. Лучшие артисты труппы Театра Европы исполняют в этой драме главные роли, поэтому стоит увидеть данную постановку, чтобы насладиться игрой настоящих профессионалов.

Опера «Сельская честь»

Место проведения: Михайловский театр (площадь Искусств, 1).
Время проведения: 23 сентября 2013 г.

Знаменитый саунтрек к фильму «Крестный отец» сопровождает все действия спектакля, добавляя в нужных местах драматизма или романтизма к диалогам актеров. На первый взгляд разрозненные фрагменты оперных партий внезапно объединяются в психологически завершенный сюжет. Эта «фишка» была когда-то придумана режиссером Лилианой Кавани и теперь используется с большим успехом на многих театральных и оперных сценах. Данный оперный спектакль отличает необыкновенная простота и сжатость сюжета, в нем нет ничего лишнего. В каждом действии, в каждой партии, в каждой сцене чувствуется неминуемое приближение кровавой катастрофы. Сюжет раскручивается как пружина, приближая исполнителей к развязке интриги, которая состоит из любви и измены, из любви и кровной тайны.

Опера «Любовный напиток»

Место проведения: Михайловский театр (площадь Искусств, 1).
Время проведения: 11, 12 сентября 2013 г.

В основу данной оперы положено либретто Эжена Скриба, написанное как беспроигрышный вариант итальянской интригующей истории. Занимательный сюжет рассказывает зрителям историю бродячего лекаря-шарлатана, который продает доверчивому влюбленному тот самый «любовный напиток» из-за которого и разгорается настоящая трагедия между влюбленными людьми — заезжим сержантом, крестьянкой Адиной и простодушным Неморино. В кажущейся простоте сюжета кроется необыкновенная глубина чувств, которые отлично передают исполнители оперных партий в спектакле.

Комедия «В Мадрид, в Мадрид!»

Место проведения: Небольшой драматический театр, на сцене Театра-фестиваля «Балтийский Дом» (Александровский парк, 4).
Время проведения: 9, 30 сентября 2013 г.

Спектакль поставлен по мотивам произведения «Цианистый калий… с молоком или без?» Алонсо Мильяна. Это комедия гротеска с примесью черного юмора. Данная постановка для театра НДТ является одной из самых известных и традиционных. Старая дева Лаура вместе с парализованной Аделой и ее дочкой пытаются отравить цианистым калием старенького дедушку, который мешает им жить и который «не хочет» умирать самостоятельно. Но планы трех преступниц были нарушены внезапным приездом племянника Энрике, который явился вместе со своей любовницей в гости к деду. В чемоданах у приезжих оказывается расчлененный труп мужа любовницы. Итог этой драмы с элементами черного юмора оказывается очень абсурдным. Несмотря на комичность и специфичность сюжета, данный спектакль насчитывает более сотни показов со дня своей премьеры в 1999 году. Совершенствование сюжета «В Мадрид, в Мадрид!» продолжается силами режиссеров и сценаристов театра ежегодно, в каждый театральный сезон.

Комедия «У ковчега в восемь»

Место проведения: Театр «Мастерская» под руководством Г. Козлова (ул. Народная, 1).
Время проведения: 8, 28 сентября 2013 г.

Дерзкий, динамичный и немного смешной сюжет этого спектакля, безусловно, понравится всем. В постановке принимали участие молодые актеры театра, поэтому все сцены и диалоги сюжета смотрятся легко и весело, без классических театральных нравоучений и назидательности зрителю. В основу сюжета положена сюрреалистичная история о трех пингвинах в Арктике, которые получают весть от Белой Голубки о скором всемирном потопе. Пингвины начинают решать вопрос о том, кто из них должен оказаться в Ковчеге, ведь билетов всего лишь два, а их трое. Несмотря на кажущуюся легкость сюжета, имеющего почти детскую основу, этот спектакль предназначен для взрослой публики, так как в нем поднимаются насущные вопросы любви к ближнему, к вере, к дружбе между всеми живыми существами на планете. Для петербургских зрителей этот спектакль является новинкой и заслуживает в первую очередь названия «полноценной премьеры сезона».

Драма «Зори здесь тихие»

Место проведения: Театр «Мастерская» под руководством Г. Козлова (ул. Народная, 1).
Время проведения: 6 сентября 2013 г.

Кто не знает содержания этой знаменитой повести Бориса Васильева? По данному произведению ставили фильмы и сериалы, а теперь каждый житель Санкт-Петербурга будет иметь возможность увидеть знакомую историю в театрально-сценической обработке. События спектакля происходят в далеком 1942 году на небольшом железнодорожном разъезде. Жители поселка со всеми их повседневными проблемами далеки от ужасов войны. Старшина разъезда постоянно пишет рапорты к вышестоящему начальству, чтобы ему прислали солдат для несения караульной службы на стратегически важном для обороны объекте. Наконец-то руководство откликнулось на его просьбу и прислало ему солдат, которые не пьют, не курят и точно будут равнодушны к женскому населению поселка. Присланными солдатами оказались женщины, и от этого жизнь старшины Васкова стала еще более сложной и напряженной…

Место проведения: БДТ им. Товстоногова, на сцене ДК им. Горького (набережная реки Фонтанки, 65).
Время проведения: 15, 25 сентября 2013 г.

В последние годы на сцене БДТ ставились преимущественно серьезные пьесы. Данный спектакль выпадает из этого списка, так как его сюжет является легкой комедией. Публику не будут «грузить» тяжелыми вопросами бытия или предлагать найти ответы в смысле жизни определенного героя. Спектакль «Блажь» имеет легкую и простую для восприятия и осмысления зрителями основу. Комедийная драма поставлена по пьесе, написанной А. Островским. Декорации представляют собой роскошный фасад помещичьей усадьбы, весь расписанный амурами и увитый листьями винограда. Хозяйка этой усадьбы, Серафима Сарытова – дама томная и предпочитающая носить экстравагантные наряды с откровенными декольте. Она влюбляется в молодого управляющего, который оказывается «тем еще прохвостом» и старается извлечь из сложившейся ситуации выгоду для себя. Хозяйку Серафиму на сцене театра будет исполнять известная российская актриса Нина Усатова, в таланте которой наш зритель не сомневается.

Драма, комедия «Вниз с горы»

Место проведения: ТЮЗ им. А. А. Брянцева, Малая сцена (Пионерская площадь, 1).
Время проведения: 5 сентября 2013 г.

Главным героем этого драматического спектакля является Лаймен Фелт, который после ужасной автокатастрофы попадает в клинику. Неожиданно к постели больного приходят сразу две его жены, которых Лаймен одинаково обманывал около десяти лет, ведя двойную жизнь. Несмотря на кажущуюся комичность ситуации, каждый герой этого спектакля пытается переосмыслить свою жизнь, чтобы понять, как жить дальше и как он мог попасть в такую нелепую ситуацию.

Детский спектакль «Белоснежка и семь гномов»

Место проведения: ТЮЗ им.А. А. Брянцева, Большая сцена (Пионерская площадь, 1).
Время проведения: 15 сентября 2013 г.

Каждый с детства знаком с сюжетом этой сказки. Но режиссеры решили сделать главный упор в постановке не на сказочности сюжета с обязательным счастливым концом, а на переосмыслении вопроса, в чем заключается суть истинной красоты. Буржуазный мир стареющей королевы-кокетки, которая хочет оставаться вечно молодой противостоит миру настоящей, природной красоты. Естественно, что предпочтение юных зрителей театра останется, как и прежде, на стороне юной и доброй Белоснежки, которая предпочитает жить в лесу с гномами и не стремится возвращаться в роскошный замок.

Произведение пушкина впервые сыгранное на сцене

21 октября 2013г.

Новый театральный сезон в Театре Драмы города Дзержинска по традиции начался с премьеры — комедийным спектаклем «Таланты и покойники» по пьесе Марка Твена «Жив или мёртв».

Интересно, что единственная пьеса Марка Твена «Жив или мёртв» была обнаружена только в 2003 году в архивах Калифорнийского университета в городе Беркли. Пьеса, законченная Марком Твеном в 1898 году, отличалась не только юмором и иронией, но и смешением жанров: в ней блестяще соединялись бурлеск, социальная сатира и фарс.

В России впервые спектакль по этому произведению был поставлен на сцене Московского драматического театра имени А. С. Пушкина в 2012 году и главную роль в постановке сыграл известный актёр и певец Сергей Лазарев.

19 октября 2013 года дзержинские театралы увидели спектакль «Таланты и покойники» в постановке режиссёра Дзержинского театра Драмы Валентина Морозова. Режиссёр и художник-постановщик, музыкальные руководители и актёры театра подарили зрителям яркую, музыкальную комедию положений с лихо закрученным сюжетом, сыгранную на одном дыхании.

Сюжет пьесы повествует о бедных художниках, решивших инсценировать смерть одного из них для того, чтобы дороже продать картины «умершего» друга. Ведь, как известно, стоимость картин многократно увеличивается после смерти художника, а долги перед кредиторами и нищета не будут долго ждать.

Так друзья-художники распространяют слух о тяжёлой неизлечимой болезни их друга Жана Франсуа Милле и его скорой смерти. (Кстати, главный герой пьесы Марка Твена — это реально существовавший французский художник 19 века). Начинается калейдоскоп непредсказуемых событий, разоблачений и весёлых мистификаций, которые дзержинцы смогут увидеть в новом 67-м театральном сезоне, а ближайшая дата этой постановки — 27 октября 2013 года.

Фото Ольги Серёгиной и Натальи Тороповой

Наталья Торопова, культурный обозреватель 8313.ру

В Театре имени Пушкина появится еще один спектакль по Брехту

Режиссер Юрий Бутусов поставит спектакль «Барабаны в ночи» по пьесе Брехта.

Фото предоставлено пресс-службой театра

Первой премьерой сезона в Театре Пушкина станет постановка Юрия Бутусова «Барабаны в ночи». Как сообщили m24.ru в пресс-службе театра, новинку можно будет увидеть в середине ноября.

Сотрудничество с Юрием Бутусовым принесло театру большое количество профессиональных и зрительских наград и широкое признание по всей стране. Спектакль «Добрый человек из Сезуана» увидели зрители Минска и Перми, Воронежа и Омска, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. А пронзительно сыгранная роль Шен Те и Шуй Та принесли «Золотую Маску» Александре Урсуляк, как лучшей актрисе драматического театра, и спецприз Юрию Бутусову за «поиск уникального сценического языка в спектаклях «Макбет. Кино» и «Добрый человек из Сезуана».

Продолжая работать над наследием Брехта, который стал для Юрия Бутусова в какой-то степени этапным автором, режиссер решил взять одну из ранних и менее известных пьес драматурга «Барабаны в ночи». Это произведение впервые было поставлено на сцене и обратило внимание критиков на Брехта-драматурга.

В спектакле задействована постоянная команда создателей, работающих с режиссером – художник Александр Шишкин и художник по свету Александр Сиваев, а также ведущие артисты – Александра Урсуляк, Александр Матросов, Вера Воронкова, Тимофей Трибунцев («Сатирикон»), Анастасия Лебедева, Алексей Рахманов и Андрей Сухов. Кроме того, заказан новый перевод пьесы (для придания ей современного звучания), который реализует Егор Перегудов, уже работавшему ранее над переводом «Доброго человека из Сезуана».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: