Произведение пушкина преступление и наказание

Использование приема антитезы у Л.Н.Толстого («Война и мир») и

Ф.М.Достоевского («Преступление и наказание»).

Антитеза — основной идейно-композиционный принцип «Войны и ми-

ра» и «Преступления и наказания», заложенный уже в их заглавиях. Он

проявляется на всех уровнях художественного текста: от проблематики до

построения системы персонажей и приемов психологического изображения.

Однако в самом использовании антитезы Толстой и Достоевский часто де-

монстрируют разный метод. Истоки этого различия в их взглядах на чело-

В самих заглавиях произведений Толстого и Достоевского содер-

жится проблема: заглавия не однозначны, полисемантичны. Слово «война»

означает в «Войне и мире» не только военные действия, не только собы-

тия, происходящие на поле сражения; война может происходить в повсед-

невной жизни людей /вспомним такую войну из-за наследства графа Безу-

хова/ и даже их душах. Еще более насыщенным в смысловом отношении яв-

ляется слово «мир»: миръ как антитеза войне и»мiръ» как общность лю-

дей. Заглавием окончательной редакции романа Л.Н.Толстого стало «Война

и миръ», то есть мир как антитеза войне. Но в многочисленных чернови-

ках и набросках Толстой варьирует написание этого слова, как бы колеб-

лясь. Само сочетание «война и мир» мы можем встретить у Пушкина в «Бо-

Описывай, не мудрствуя лукаво,

Все то, чему свидетель в жизни будешь:

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса.

Уже в пушкинском контексте сочетание «война и мир» становится

ключом к историческому процессу в целом. Таким образом, мир — это ка-

тегория универсальная, это жизнь, это вселенная.

С другой стороны, совершенно ясно, что понятия преступление и

наказание интересуют Достоевского не в их узком юридическом смысле.

«Преступление и наказание» — это произведение, ставящее глубинные фи-

лософские и нравственные проблемы.

Художественное пространство романа Толстого как бы ограничива-

ется двумя полюсами: на одном полюсе — добро и мир, объединяющие лю-

дей, на другом — зло и вражда, разобщающие людей. Толстой испытывает

своих героев с точки зрения закона «непрерывного движения личности во

времени». Герои, способные к душевному движению, к внутренним измене-

ниям, по мысли автора, несут в себе начала «живой жизни» и мира. Ге-

рои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы

жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем

романе Толстой резко противопоставляет этих персонажей. Так, салон Ан-

ны Павловны Шерер Толстой не зря сравнивает с прядильной мастерской, с

Через весь роман проходит антитеза «правильность — неправиль-

ность», «внешняя красота — живое очарование». Для Толстого неправиль-

ные и даже некрасивые черты лица Наташи гораздо привлекательнее, чем

античная красота Элен: жизнерадостный /пусть и не к месту/ смех Наташи

в тысячу раз милее «неизменной» улыбки Элен. В поведении героев автор

также противопоставляет стихийное разумному, естественное театрально-

му. Для Толстого «ошибки» Наташи гораздо естественнее и натуральнее,

чем рассудочное поведение Сони.

Законченным воплощением начала войны в романе стал Наполеон.

Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остает-

ся актером. Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие

античные образцы. Полным антиподом Наполеона является в романе Куту-

зов. Он является истинным выразителем духа нации.

«Мысль семейная» противопоставляет семью Ростовых «клану» Ку-

Антитеза «ложное — истинное» используется Толстым и при изоб-

ражении душевных движений своих героев. Так, Пьер на дуэли, чувствуя

всю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает для ее удач-

ного разрешения, а требует «скорее начинать» и усиленно заряжает свой

В отличие от героев Толстого, герои Достоевского никогда не

изображаются однозначно: человек у Достоевского всегда противоречив,

непознаваем до конца. Его герои сочетают в себе две бездны разом:

бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма, индиви-

дуализма, порока. В каждом из героев есть два идеала: идеал Мадонны и

идеал Содомский. Содержание «Преступления и наказания» составляет суд

над Раскольниковым, внутренний суд, суд совести.

Приемы, которые Достоевский использует в создании образной

системы своего произведения, отличаются от приемов Толстого. Достоевс-

кий прибегает к приему двойного портретирования. Причем первый порт-

рет, более обобщенный, обычно спорит со вторым. Так, до совершения

преступления автор говорит о красоте Раскольникова, о его прекрасных

глазах. Но преступление не только запятнало его душу, но и оставило

трагический отпечаток на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы.

В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи.

Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный прием

оказался очень продуктивен для двух крупнейших художников-реалистов,

Теория Родиона Раскольникова: «тварь дрожащая» и «право имеющий»

Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. “Гениальность Достоевского, — писал М. Горький, — неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру”.
Произведения Достоевского отличаются пристальным интересом к интеллектуальной и психической жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека.
Роман “Преступление и наказание” — это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся человеческая душа к постижению истины.
Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, он выделяет в нем, в первую очередь, факт преступления законов нравственных, а не юридических. Родион Раскольников — человек, по христианским понятиям, являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все — “твари дрожащие”, а он, возможно, “право имеющий”.
“Право имеющий” использовать других как материал для достижения своих целей. Здесь вполне логично вспомнить строки А. С. Пушкина, напоминающие суть теории бывшего студента Родиона Раскольникова:

Мы все глядим в Наполеоны:
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно.

Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова — это игнорирование христианских заповедей, а человек, который в своей гордыне сумел их преступить, по религиозным понятиям, способен на все. Итак, по автору, Раскольников совершает первое, главное преступление — перед Богом, второе — убийство — перед людьми, причем второе является следствием первого.
На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик. Теория эта стара, как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовались давно. Иезуиты придумали для себя лозунг: “Цель оправдывает средства”. Собственно говоря, это высказывание является квинтэссенцией теории Раскольникова. Не обладая необходимыми материальными возможностями, он решает убить старуху Алену Ивановну, ограбить ее и получить средства для достижения своих целей. При этом, однако, он постоянно мучается одним вопросом: имеет ли он право на преступление юридических законов? Согласно его теории, он имеет право перешагнуть через иные препятствия, если ис полнение его идеи (“спасительной, может быть, для человечества”) того потребует.
Итак, “обыкновенный” или “необыкновенный” человек Раскольников? Этот вопрос его волнует более старухиных денег.
Достоевский, разумеется, не согласен с философией Раскольникова, и автор заставляет его самого в ней разувериться. Писатель следует той же логике, с помощью которой он привел Раскольникова к убийству. Можно сказать, что сюжет имеет зеркальный характер: сначала преступление христианских заповедей, потом убийство; сначала признание в убийстве, затем постижение идеала любви к ближнему, истинное раскаяние, очищение, воскрешение к новой жизни.
Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни? Так же, как сам Достоевский обрел свою истину: через страдание. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья — краеугольный камень философии Достоевского. Он не любуется страданием, не носится с ним, по выражению Разумихина, как курица с яйцом. Достоевский, веря в искупительную очищающую силу страдания, раз за разом, в каждом произведении, вместе со своими героями переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.
Проводником философии Достоевского в романе “Преступление и наказание” является Соня Мармеладова, вся жизнь которой — самопожертвование. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть.
Философские вопросы, над разрешением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих мыслителей, например Наполеона, Шопенгауэра. Ницше создал теорию “белокурых бестий”, “сверхчеловека”, которому все позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая, став господствующей идеологией Третьего рейха, принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.
Поэтому гуманистическая позиция Достоевского, хотя и скованная рамками религиозных воззрений автора, имела и имеет огромное общественное значение.
Достоевский показал внутренний духовный конфликт героя: рационалистическое отношение к жизни (“теория о сверхчеловеке”) вступает в противоречие с нравственным чувством, с духовным “я”. А для того чтобы остаться человеком среди людей, необходимо, чтобы победило духовное “я” человека.

63019 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Теория Родиона Раскольникова: «тварь дрожащая» и «право имеющий»

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

«Многообразие тематики романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”»

Перерыть все вопросы в этом романе.
Ф.М. Достоевский

Такую цель поставил себе Ф.М. Достоевский перед написанием романа «Преступление и наказание», «вершинного» произведения, детища его многолетних трудов. Перефразировав известного русского классика И.А. Гончарова, хочется сказать, что в романе, как луч света в капле воды, отразился прежний Петербург, его рисунок, тогдашний дух, исторический момент и нравы. Действительно, круг тем и вопросов, затронутых автором, очень широк: от нравственных до социально-философских, требующих от писателя глубоких знаний в области религии, истории, а главное – понимание психологии человеческой души. Подобно Л.Н. Толстому, Достоевский всю жизнь посвятил разгадыванию «тайны человека». Сам он говорил: «…я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Великий гуманист, он овладел искусством постижения «диалектики человеческой души», названной так с легкой руки Н.Г. Чернышевского. Думается, будет верно начать анализ многообразия тематики романа именно с проблемы гуманизма.

Преемник Пушкина, Гоголя в решении общечеловеческих проблем, Достоевский продолжает развивать тему «маленького» человека. Философские аспекты раскрываются в романе и в протесте писателя против социальных устоев жизни, против положения, когда человек задавлен бедностью; и в вере автора в гуманные начала человеческой личности, сострадании автора своим героям; и в «боли Достоевского о человеке» (Добролюбов); и в утверждении, что человек не «вошь» и никто не имеет права отбирать у него жизнь, даже во имя самых высоких целей. Гуманизм романа заключается также в отрицании морали и нравственности мира индивидуалистов, в мучительном размышлении автора о роли благодеяний, религии и смирения в жизни людей.

Но перенесемся на страницы романа.

Писатель проникает в глубины человеческой души, напряженно раздумывает о смысле и законах бытия и сам ищет ответы на многие философские вопросы. Пожалуй, самая главная из таких тем: имеет ли право человек лишить жизни другого, даже если это во благо человечеству.

Родион Раскольников, главный герой романа, — бедный студент, которому нечем заплатить за учебу в университете Петербурга, города мрачного, «враждебного», вынужден временно бросить занятия. Талантливый, гордый, мыслящий молодой человек «был задавлен бедностью», поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания честных и благородных людей. Более нищеты Раскольникова мучила социальная несправедливость, с которой он встречался в трактирах и на улицах, в кварталах, где живут бедные люди. Студент знает, что «так доселе велось и так будет», но не может не протестовать против такого положения. Разделив общество «вшей», «тварей дрожащих», рабски покорных и людей «необыкновенных», имеющих талант сказать «новое слово», выразить протест, Раскольников терзается сомнением: «вошь ли я, как все, или человек»? Для проверки своих способностей он совершает преступление, убивает старуху-процентщицу – отвратительное, злобное существо, наживающееся на чужом горе. Примером Раскольникову служит Наполеон, о чем говорит эпиграф к роману «Мы все глядим в Наполеоны…» Этим поступком героя Достоевский напоминает нам о поисках молодежью 50-60-х годов XIX века путей самого глубокого – социального, нравственного, духовного обновления. Тема увлечения наполеонизмом достаточно широко представлена в романе и тесно связана с политическими проблемами: последствиями повсеместного обнищания, ростом преступности и пьянством, связанными с реформой 1861 года. Таким образом, тема нравственности тесно переплетается с политической.

Все это время герой Достоевского находится в непрестанном напряжении, не прекращающейся ни на секунду борьбе – борьбе с самим собой, со своей совестью. Важно то, что Достоевский не заставляет Раскольникова отречься от своей теории, а лишь определяет место героя в обществе «тварью дрожащей». Бесконечно анализируя результаты своего жестокого эксперимента, молодой человек столкнулся с беспощадной истиной: преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг: «Я не старушку убил – я себя убил».

Еще одна тема романа – тема жертвенности – находит отражение в образах Дуни Раскольниковой и Сони Мармеладовой. Здесь автор ищет ответ на вопрос: нужно ли жертвовать собой во имя счастья близких. Как чувствуют себя и принимают ли жертву те, во имя которых она принесена?

Раскольников как брат не мог согласиться с неравным браком по расчету своей сестры Дуни и чиновника Лужина, холодного, бессердечного и черствого эгоиста, который хочет выгодно купить красивую, но бедную девушку, надеясь, что она всю жизнь будет ему благодарна. Родион понимает, что мать и сестра идут на это ради него, веря, что Лужин поможет ему окончить юридический факультет и «выйти в люди». Мать, Пульхерия Александровна, — тихая и забитая жизнью женщина, испытавшая много унижений, снова и снова готова испытать их, если это нужно для счастья её сына. Она с тяжестью и болью в сердце принимает жертву Дуни, дает согласие на брак. Так Достоевский показывает следствие бедности – беззащитность людей. Именно беззащитна вся семья Раскольниковых.

Намечающийся брак Дуни – не что иное, как продажа девушки, и в этом отношении судьба сестры Раскольникова мало отличается от судьбы Сони Мармеладовой. История жизни этой девушки исполнена волнением и негодованием писателя против существующих порядков, обрекающих человека на поругание.
Да, Соня тоже приносит себя в жертву, чтобы помочь семье. Девушка погубила себя, но спасла ли она кого-нибудь? Увы, жертва, приносимая какому-то ненасытному и всегда голодному божеству, жертва, ужас которой в том, что она бессмысленна, ничего не меняет, но показывает как важно, то что люди умеют поступаться собой во имя счастья других.

Образ Сони Мармеладовой воплощает в себе, кроме жертвенности, еще и христианскую любовь, веру в покаяние и всепрощение. Это самая тонкая, самая трепетная тема, важна для писателя, человека глубоко религиозного. Вера помогла девушке сохранить душу чистой, как родниковая вода, выжить среди грязи и разврата петербургской жизни. Недаром Соня говорит: «Что ж бы я без Бога-то была…». Образы главных героев помогают автору донести до читателя идеи великого терпения и ненасытимого страдания.

Мастерство Достоевского как философа-романиста непревзойденно. При подробном рассмотрении роман «Преступление и наказание» распадается на множество микротем: это и описание психологии «хозяев жизни», проблемам «маленького человека», мира «униженных и оскорбленных», индивидуалистического бунта и социального протеста, проблемы преобразования жизни. Таким образом, «Преступление и наказание» относят к жанру романа, потому что наряду с большим количеством персонажей он включает в себя сюжетных линий и многообразие тематики.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Написанный в жанре психологического детектива, роман отражает жизнь современной писателю России. В «Преступлении и наказании» Достоевский исследует жизнь бедных людей Петербурга, «физиологию» большого города — того, что потом стали называть «Петербургом Достоевского».
Главная сюжетная линия романа — расследование убийства старухи-процентщицы студентом Родионом Раскольниковым, в мыслях сближающим себя с Наполеоном, сильной личностью, которой для достижения высших целей позволено пренебрегать законами, обязательными для других людей. Раскольников считает, что не случится ничего страшного, если он освободит человечество от одной «гадкой старушонки»: украденные у нее деньги он отдаст матери и сестре, спасая их от нищеты, а сам уедет за границу и будет честно и достойно жить. Но герой терпит моральное поражение: убив старуху, он не может избавиться от чувства вины, так как понимает, что все равны перед судом собственной совести и никто не имеет права распоряжаться чужой жизнью. После признания в преступлении, раскаяния и обращения к нравственным основам христианства, вместе с жертвенной любовью Сони Мармеладовой, к Раскольникову приходит духовное возрождение.
Роман «Преступление и наказание» — наиболее часто инсценируемое произведение Ф.М. Достоевского. Разные интерпретаторы обвиняют или оправдывают главного героя. Существует несколько киноверсий романа в российском и мировом кинематографе.
Название романа часто употребляется в языке публицистики и в современной разговорной речи.
Иллюстрация к роману. Гравюра Р.Д. Константинова. 1948 г.:

Родион Раскольников. Иллюстрация к роману. Художник И.С. Глазунов. 1982 г.:

Кадр из фильма «Преступление и наказание». 1969 г. Порфирий Петрович — И. Смоктуновский, Раскольников — Г. Тараторкин:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» в других словарях:

Преступление и наказание — Обложка из … Википедия

Преступление и наказание — Жарг. шк. Шутл. ирон. Дневник. (Запись 2003 г.) … Большой словарь русских поговорок

Преступление и наказание (роман) — Преступление и наказание Преступление и наказание Жанр: Роман Автор: Достоевский, Фёдор Михайлович Язык оригинала: русский Год написания … Википедия

Преступление и наказание (фильм) — Преступление и наказание: Преступление и наказание (фильм, 1913) Россия, 1913, первая экранизация романа Ф. М. Достоевского; Преступление и наказание (фильм, 1940) СССР, 1940, экранизации комедии М. М. Зощенко; Преступление и наказание… … Википедия

Преступление и наказание (телесериал) — Преступление и наказание Жанр драма Продюсер Андрей Сигле Режиссёр Дмитрий Светозаров Сценарист Михаил Смоляницкий В главных ролях Влад … Википедия

Преступление и наказание (манга) — Преступление и наказание … Википедия

Преступление и наказание (телесериал, 2007) — Преступление и наказание Жанр … Википедия

Преступление и наказание (фильм, 2007) — Преступление и наказание Жанр драма Режиссёр Дмитрий Светозаров Сценарист Михаил Смоляницкий В главных ролях Владимир Кошевой Андрей Панин Александр Балуев Елена Яковлева Юрий Кузнецов Страна Россия … Википедия

Преступление и наказание (фильм — Преступление и наказание (фильм, 1956) Преступление и наказание Crime Et Chatiment Жанр драма Режиссёр Жорж Лампин В главных ролях Жан Габен Ма … Википедия

Преступление и наказание (фильм, 1956) — Преступление и наказание Crime Et Chatiment … Википедия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: