Произведение пушкина няня

Стихотворение «Няне» благодаря тому душевному теплу, какое чувствуют в нем ребята, сразу приближает к ним поэта, а возникшее доверие помогает успешному изучению- произведения. Пятиклассники, читавшие сказки Пушкина, «У лукоморья дуб зеленый» и др., уже знают, кто ввел Пушкина в мир народной поэзии. Если знания их живы и конкретны (а это нетрудно выяснить), то учителю останется лишь несколько обогатить и расширить их. Каким образом? Привлечением того материала, какой не попадал в поле зрения учащихся I—IV классов. Не обязательно начинать вводный рассказ с детства Пушкина, когда Арина Родионовна в буквальном смысле слова нянчила его. Ведь в памяти многих поколений ее имя осталось именно потому, что она сумела стать для великого русского поэта духовно близким человеком.

Интересным для ребят оказывается такой рассказ учителя, который переносит их в Михайловское: «Представим, что мы, пройдя по главной аллее Михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных. Рядом с ним слева стоит небольшой деревянный флигелек, а вернее сказать, избушка из двух комнаток. Это домик няни. Простые деревянные стены, прялки в углу, чисто и опрятно убранный стол, покрытый домотканой скатертью, — все здесь неприхотливо и просто, на всем лежит печать покоя и тихого домашнего тепла. Легко представить в этой обстановке Арину Родионовну, сидящую за прялкой или со спицами в руках. А возле нее Пушкин. Не по своей воле он в Михайловском — в селе, удаленном на много верст от Москвы и Петербурга. Его сослали сюда за смелые стихи, которых боялся сам царь. Нет возле него друзей, уехали родные, а вот с верной своей няней коротает он долгие зимние вечера. Кажется, что общего может быть между ними? Пушкин — первый поэт России, ее гений, один из самых просведениях людей своего времени. А няня —простая неграмотная женщина, еще недавно бывшая крепостная семейства Ганнибалов. В год рождения Александра Сергеевича Арина Родионовна получила «вольную», т. е. перестала быть крепостной и могла жить, где хотела.

Но она не ушла из дома Пушкиных, осталась в нем нянькой, и ее заботами с детства были окружены будущий поэт и его брат с сестрой. Пушкин любил няню за доброту.и ласку, за ее умение сказывать сказки и петь песни. Знала она их великое множество, а рассказывала так живо и увлеченно, что казалось, она сама их и сочиняет. Действительно, у Арины Родионовны была богатая фантазия. Как каждая настоящая сказительница, она вносила в сказки и свою выдумку, свои слова. С удовольствием и наслаждением слушал ее Пушкин и рассказывал об этом в письмах своим друзьям, добавляя: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Когда поэт писал потом свои сказки в стихах, он, конечно, вспоминал то, о чем слышал от няни.

«. Шумит за окошками вьюга, шуршит по крыше ветер и воет в трубе. А в избушке теплится слабый свет — горит лучина, и слышится там тихий немолодой голос. То он поет грустную песню «За морем синица нешумно жила», а то звучит весело, в такт веселой плясовой:

  • По улице мостовой
  • Шла девица за водой.

Дороги А. С. Пушкину эти минуты. И вот уже он сам читает своей старенькой «подружке»-няне стихи, которые, можно сказать, не сочинились, а просто вылились из сердца:

  • Буря мглою небо кроет,
  • Вихри снежные крутя.
  • То, как зверь, она завоет,
  • То заплачет, как дитя.

Арина Родионовна, когда Пушкин жил в Михайловском, была там главной хозяйкой, ее заботами поддерживался дом. Но, пожалуй, еще важнее было то, что душевное ее участие обогревало поэта и что она была первым слушателем и ценителем многих его произведений. Арину Родионовну знали и любили друзья Пушкина, навещавшие его в изгнании. Поэт Языков так писал о ней:

  • Ты не умрешь в воспоминаньях
  • О светлой юности моей
  • И в поучительных преданьях
  • Про жизнь поэтов наших дней.

Можно представить, какая богатая и любящая душа была у этой простой женщины, если, думая о Пушкине, друзья вспоминали и ее рядом с поэтом. Когда Пушкин после ссылки возвратился из Михайловского в Петербург, Арина Родионовна осталась в далеком селе одна. Поэт часто вспоминал ее, представлял, как медленной старческой походкой обходит она дом, как прислушивается к ветру за окном или смотрит в дорожную даль, как будто ждет появления своего дорогого Александра Сергеевича. Пушкин тоже думает о пей. И эти думы-воспоминания превращаются в стихи»1.

Затем урок может принять форму беседы, в основу которой положены первый и второй вопросы хрестоматии. Изложим ниже то, к чему должны быть подведены дети в результате анализа..

С первых же строчек стихотворение волнует своей сердечностью. Немного можно найти в русской (да и в мировой) поэзии стихов, где любовь, нежность, забота выражались бы столь щедро, открыто. И в то же время в нем бесконечная грусть, и щемящая боль, и безотчетное чувство вины. Любовью к старушке няне проникнуто все стихотворение, но в каждой строке особый оттенок: если «подруга дней моих суровых» — образ почти высокий, утверждающий равенство отношений и духовную связь, то «голубка дряхлая моя» — выражение нежности и сыновней заботы. Эта нежность и забота так понятны, когда видишь преданность самой няни своему питомцу. Вся ее жизнь в думах о нем, в страхе за него, в ожиданий.

Мысленно возвращаясь туда, «в глушь лесов сосновых», поэт словно бы видит няню внутренним взором, угадывая все переживания и душевные движения. Вот она горюет «под окном своей светлицы», и сравнение «будто на часах» передает постоянство ее томительного ожидания. Она сидит со своими неизменными спицами, но «медлят» они в ее руках, потому что так и хочется ей прислушаться, не доносится ли издали звук колокольчика, не едет ли кто-нибудь. Вот она подходит к воротам (или смотрит на них из окна) все с тем же чувством. Но нет никого, «забытые» эти ворота. А в душе беспокойство о нем, поэте, горестные предчувствия: ведь неясна его судьба, неустроенна жизнь. И «черный отдаленный путь», который расстилается перед ее глазами, из обычной проселочной дороги превращается почти в символ разлуки.

Несколько иной вариант вступительного слова может возникнуть в том случае, если начать его с рассматривания картины художника Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», где Арина Родионовна изображена на заднем плане картины сидящей с неизменным вязаньем. Но глаза ее подняты от рукоделия: она смотрит на Пушкина, хотя тот стоит спиной к ней. Художник видит ее не очень старой, с прямой осанкой. В ней чувствуется внутреннее достоинство. Характерно, что Н. Н. Ге делает ее не простой свидетельницей, а участницей встречи двух лицейских друзей: они считают естественным, что Арина Родионовна вместе с ними слушает привезенную Пущиным рукопись «Горя от ума». Дальнейшее течение рассказа может совпадать с приведенным выше.

Читатель, знающий о жизни Пушкина, воспринимает слова о тоске и предчувствиях в контексте биографических обстоятельств. Для пятиклассника же они прозвучат только как отражение беспокойства няни за судьбу поэта.

Школьники, лишь начинающие свой путь к Пушкину, увидят в стихотворении прежде всего привязанность поэта к няне и ее беззаветную любовь к нему. Другой смысловой пласт им недоступен. А между тем в небольшом и неоконченном этом стихотворении — при всей его внешней простоте — таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создай поразительно верный образ женской любящей души. Фольклорная окрашенность некоторых слов (голубка, светлица, горюешь) и упоминание о спицах, которые поминутно медлят в. наморщенных руках, позволяют увидеть народность характера, угадать в этом женском образе крестьянку. Но его можно понять и шире: в чувствах няни так много того, что близко каждой женщине-матери: самоотверженная забота о своих детях и’ бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянное ожидание встречи и горе одиночества. Конечно, нельзя требовать от учащихся V класса понимания этого расширительного смысла стихотворения, но учителю важно иметь его. в виду, чтобы лучше ориентироваться в суждениях, возникающих на уроке и иногда неожиданных.

Возможен и другой путь знакомства со стихотворением.

Если учитель включил в свое вступительное слово рассмотрение картины Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», то анализ стихотворения будет связан с полученными от нее впечатлениями. Особое внимание детей направим на .понимание эмоционального настроя картины, на ту атмосферу общности интересов и дружеского взаимопонимания, которые составляют сущность картины. То, что роднит двух образованнейших людей, друзей с лицейских лет, не требует пояснений. Но посмотрим, какое участие в этой беседе принимает няня. Ее поза выражает глубокую заинтересованность происходящим. Няня наклонилась несколько вперед, спицы замерли в ее руках. На лице выражение живого внимания, губы чуть тронула улыбка. Она счастлива, находясь среди милых и близких сердцу людей; здесь ее любимый воспитанник, здесь ее семья, мир, где она чувствует себя необходимой. Теперь прочитаем стихотворение и попросим ребят словесно проиллюстрировать его, нарисовать, какой видится им няня на основании того, что написано о ней Пушкиным. При выполнении/этого задания у школьников возникает столкновение впечатлений от восприятия образа одного и того же человека в резко контрастных эмоциональных состояниях (радость общения, душевное спокойствие и одиночество, тревога, тоска). Произведение живописи дало определенные ориентиры для работы воображения, тем самым активизировалась способность художественного видения при восприятии другого вида искусства: за поэтическим словом возникают картины, образы.

Такой прием вызывает острое сопереживание детей героине стихотворения, облегчает восприятие авторского отношения к ней, позволяет войти в лирическое содержание стихотворения и осознать функциональную значимость каждого словесного образа.

«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина

Всех детей в семье Пушкиных сразу после рождения воспитывала няня – Арина Родионовна. Она выпестовала не только будущего поэта, но также его сестру и брата. Это была простая и добрая женщина, крепостная крестьянка.

Няня любила своего воспитанника Сашу как родное дитя. Сказки, которые мальчик слышал от нее, легли в основу замечательных стихотворных сказок Пушкина, знакомых нам с детства. Арина Родионовна послужила прототипом няни Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин», других женских образов в творчестве своего воспитанника. Народные обычаи, предания старины, песни, пословицы, поговорки, подробности крестьянского быта, которыми она щедро делилась с будущим гением мировой литературы, стали неистощимым источником поэтического вдохновения Александра Сергеевича.

Для Пушкина няня стала близким другом и советчицей, всегда поддерживала его в трудные моменты жизни. Долгими зимними вечерами в Михайловском Арина Родионовна была постоянной собеседницей и слушательницей поэта. «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно», – писал брату Александр Сергеевич. Он посвятил Арине Родионовне несколько стихотворений. Одно из них, написанное в 1826 году, известно под названием «Няне», хотя сам Пушкин стихотворение не окончил и не назвал. Это произведение впервые было опубликовано в 1855 году в собрании сочинений поэта.

«Няне» – необыкновенно душевное стихотворение. Оно пронизано нежностью, любовью, безграничной благодарностью и глубоким уважением к женщине, ставшей по-настоящему родной. Поэт называет ее «голубка дряхлая моя» и «подруга дней моих суровых». В этих замечательных фразах, возможно, присутствует легкая ирония, но скрываются истинные глубокие чувства.

В начале стихотворения лирический герой обращается к няне, живущей далеко в сосновых лесах. Она ждет своего воспитанника, который давно не появлялся в родных местах, с тревогой и заботой. Старушка все прислушивается и приглядывается – не появится ли в воротах ее долгожданный любимец? Слова «горюешь», «ждешь», «предчувствия», «тоска» отражают настроение няни.

Герой произведения также скучает в разлуке. Он хотел бы уберечь свою старую няню от огорчений и тревог, но не может часто бывать в Михайловском. Поэт не говорит о своих чувствах, но они хорошо слышны в тех ласковых и добрых интонациях, с которыми он обращается к старушке. Таков сюжет этого короткого произведения.

По жанру стихотворение «Няне» можно отнести к посланию. Автор не разделяет текст на строфы, чтобы приблизить повествование к разговорной речи, обычной форме общения с дорогим человеком. Читатель словно присутствует при монологе поэта, обращенном к любимой няне.

Напряженное ожидание одинокой старушки автор передает разнообразными художественными средствами. Это эпитеты – «на черный отдаленный путь» и «в забытые вороты», сравнение – «будто на часах». Метафора о медлительных спицах в няниных руках говорит о том, что пожилая женщина невольно прислушивается и с надеждой поглядывает в окно. Противопоставление образа светлицы (доброго родного дома и черного отдаленного пути) подчеркивает тревогу о судьбе воспитанника. Повтор «давно, давно» усиливает чувство сожаления от долгой разлуки. В целом произведение создано в духе фольклорных традиций.

Стихотворение «Няне» написано четырехстопным ямбом. Автор использует перекрестную рифмовку с чередованием мужских и женских рифм. Длинные строки образуют медленный музыкальный ритм, навевают ощущение грусти. На последней строке «То чудится тебе. » произведение внезапно обрывается. Использование звуков «ж», «ш», «ч», «т», «п» создают мрачное настроение, имитируют шаги старушки, звук спиц. В последних строках многочисленные гласные звуки «о» и «у» передают тоску долгого ожидания и тревогу.

Пушкин, по словам современников, называл Арину Родионовну «мамушкой». Уважали и любили добрую старушку и друзья Александра Сергеевича. В письмах поэту они предавали приветы няне, а Николай Языков даже посвятил ей два стихотворения, одно из которых было опубликовано еще при жизни Арины Родионовны.

Почти двести лет трогательные строки стихотворения «Няне» хранят не только сердечную теплоту и благодарность великого поэта, но и остаются задушевным признанием в любви всем няням, мамам, бабушкам, посвятившим свою жизнь воспитанию детей.

Поэт Александр Сергеевич Пушкин

Трудно найти человека, который бы не знал поэта Александра Сергеевича Пушкина. С раннего детства в гости к нам приходят его замечательные сказки о царе Салтане, Руслане и Людмиле, рыбаке и рыбке и многие, многие другие.

Произведения Пушкина давно считаются достоянием не только России. Многие люди в разных странах изучают русский язык, чтобы наслаждаться чтением его произведений не в переводе, а на родном языке поэта. Биография Пушкина богата событиями, но я познакомлю вас с его детством и близкими ему людьми, благодаря которым мы получили НАШЕГО ПУШКИНА.

Род Пушкиных – это не просто дворянский русский род, здесь замешан и другой дух, другая кровь. По матери Надежде Осиповне род поэта восходил к «арапу Петра Великого» – африканцу Абраму Ганнибалу. От него Александр унаследовал не только курчавые волосы, пухлые губы, африканские скулы, но и кипевшие в душе страсти. Со стороны отца Сергея Львовича род Пушкина, по легенде, восходит к дружиннику Александра Невского Ротше, героически погибшему в Невской битве. Александр Сергеевич родился 6 июня 1799 года в Москве. Родители уделяли ребёнку мало внимания. Отец не любил заниматься домашними делами, его больше интересовали политика, искусство и дела при дворе императора. Мать, красивая светская женщина, была занята только лишь собой, она любила балы. Воспитанием маленького Саши занималась бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал, очень умная и образованная женщина. Она обожала Сашу. А он, недополучая родительской ласки, всем сердцем тянулся к ней. Мальчик очень любил слушать её рассказы, засыпал её вопросами, на которые бабушка всегда находила ответ. Пушкин помнил себя с четырёх лет. Примерно тогда произошла первая встреча Пушкина с императором – маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Александра I, который выехал на верховую прогулку. Александр успел придержать коня, ребёнок не пострадал, и единственный, кто перепугался не на шутку, – это няня.

У Пушкиных было четверо детей. Они росли под присмотром бабушки и крепостной няни Арины Родионовны, да гувернёровиностранцев. Будущий поэт в раннем детстве приводил в отчаяние своих светских родителей. Саша не любил общаться и играть со сверстниками. Свои пережи вания он доверял только бабушке и няне Арине Родионовне. Няня своим певучим голосом уводила ребёнка в такой мир народной фантазии, пела такие удивительные песни, что мальчик забывал обо всём. Любовь к бабушке и няне он пронёс через всю свою жизнь.

Детство Саша провёл в Москве, а в семь лет впервые попал в деревню, в подмосковное имение Захарово. Мальчик полюбил берёзовую рощицу, которая начиналась прямо у ворот захаровского дома – здесь пили чай в жаркие дни, – и огромную липу у пруда, и тёмный еловый лес на другом его берегу. Он играл, воображая себя богатырём, сражающимся со злыми силами. А по вечерам вслушивался в весёлые и грустные русские песни, смотрел на хороводы, которые водили крестьянские девушки. Характер его резко изменился. Он стал очень подвижным, не мог усидеть на одном месте и пяти минут. Родители теперь были уже в отчаянии от его шалостей. Даже добрая бабушка Мария Алексеевна говаривала про своего любимца: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой порядком сдаст. То его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь, нет у него середины».

Когда Пушкин подрос, его передали на воспитание в руки «дядьки» Никиты Козлова. Болдинский крепостной крестьянин знал грамоту, сам сочинял рассказы в народно-сказочном стиле. Будущий поэт часто с ним гулял по Москве, взбирался на колокольню Ивана Великого, посещал глухие закоулки столицы и её окрестностей, толкался среди простонародья.

Огромное влияние на Пушкина оказал и его родной дядя Василий Львович, который начал учить молодого Сашу стихосложению. Он понял, что у ребёнка поэтический талант, и, чтобы развивать его, он предложил мальчику писать друг другу письма в стихах, в рифме описывая события. Дядя всегда с удовольствием и восхищением читал Сашины письма.

Пушкин рос, характер его менялся, он очень интересовался историей, литературой. У отца была превосходная библиотека, преимущественно на французском языке. Ребёнок жадно потянулся к книге. Тайно от взрослых он по ночам пробирался к книжным шкафам, читал при свете свечи.

В доме Пушкиных нередко собирались видные представители русской литературы. Маленький Пушкин видел и слушал историка Карамзина, стихи молодого Жуковского. В гостиной Пушкиных шли споры о политике, литературе, о европейских событиях. Всё это оставляло следы в сознании впечатлительного мальчика.

К двенадцати годам Пушкин в развитии намного опередил своих сверстников. Он, по словам своего брата, «был одарён памятью неимоверной и на одиннадцатом году уже знал наизусть всю французскую литературу». Однако это не мешало ему бегать и прыгать через стулья, ловко бросать мяч, то есть оставаться двенадцатилетним шаловливым мальчиком.

В 1811 году по указу Императора Александра I недалеко от Петербурга был открыт Царскосельский Лицей. В нём должны были обучать будущих государственных деятелей самого высокого ранга. Среди первых воспитанников был Александр Пушкин. В 12 лет он хорошо сдал вступительные испытания и стал лицеистом. Программа занятий в Лицее была обширной. Учили многому: русскому, французскому, немецкому языкам и латыни, словесности, логике, нравственным наукам, политической экономии, математике, физике, военному делу. Учащихся было всего 30 человек, в Лицее царила особая атмосфера взаимопонимания. Пушкин сохранил лицейскую дружбу на всю жизнь.

Расписание Царскосельского лицея

6 ч. Подъём, молитва в зале
7-9 ч. Класс (учебные занятия)
9 ч. Чай с белой булкой
до 10 ч. Первая прогулка
10-12 ч. Класс
12-13 ч. Вторая прогулка
13 ч. Обед из трёх блюд
14-15 ч. Чистописание или рисование
15-17 ч. Класс
17 ч. Чай
до 18 ч. Третья прогулка
18-20 ч. Повторение уроков
20.30 ч. Ужин из двух блюд
до 22 ч. Отдых, развлечения («мячик и беготня»)
22 ч. Вечерняя молитва, сон.

В Лицее Пушкин много занимался поэзией, особенно французской, за что он и получил прозвище «француз».

«Свидетельство об окончании лицея. Воспитанник Императорского Царскосельского Лицея Александр Пушкин в течение шестилетнего курса обучался в сем заведении и оказал успехи: в Законе Божием и священной истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском гражданском и уголовном праве ХОРОШИЕ; в латинской словесности, в государственной экономии и финансах ВЕСЬМА ХОРОШИЕ; в российской и французской словесности, также в фехтовании ПРЕВОСХОДНЫЕ. Сверх того занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком. Во уверение чего и дано ему от Конференции Императорского Царскосельского Лицея сие свидетельство с приложением печати. Царское Село июня 9 дня 1817 года».

Произведения Пушкина навсегда стали классикой русской литературы. В них он показал красоту и мощь русского языка. Огромное влияние на Пушкина оказывала его жена Наталья Гончарова. Она была его музой, любимым человеком и другом. У них было четверо детей – Мария, Александр, Григорий и Наталья.

В 1837 году Александр Пушкин во время дуэли с французом Жоржем Дантесом был смертельно ранен и в возрасте 38 лет умер.

Россия горько оплакивала своего великого сына. Александр Сергеевич умер, но навсегда оставил нам бесценный дар – свои сказки, поэмы, стихи, рассуждения. Он очень любил Россию, гордился ею и мечтал, что наша Родина станет свободной и образованной. После его смерти прошло уже почти 200 лет, но и сегодня мы легко можем узнать по одному лишь четверостишию любое его произведение. И снова мы слышим, как наши мамы и бабушки читают нам, нашим младшим братьям и сёстрам сказки Пушкина. А это и есть НАРОДНАЯ ЛЮБОВЬ!

Близкие родственники Александра Сергеевича Пушкина

Отец, Сергей Львович Пушкин (1770-1838 гг.)
В 1796 году капитан-поручик лейбгвардейского Егерского полка, далее военный советник и начальник Комиссариатской комиссии резервной армии в Варшаве, с 1817 года в отставке, статский советник. Сергей Львович был тесно связан с литературными кругами, знаком с Фонвизиным, Батюшковым, Вяземским, Жуковским, Карамзиным и многими другими литераторами. Пушкин-отец писал стихи
и даже целые поэмы.

Мать, Надежда Осиповна Пушкина (1775-1836 гг.)
Урождённая Ганнибал, вышла замуж за Сергея Пушкина. Постоянно навещала сына Александра в Лицее. Принимала участие в судьбе
ссыльного поэта без его ведома.

Жена, Наталья Николаевна Пушкина (1812-1863 гг.)
Урождённая Гончарова, вышла замуж за Александра Пушкина в 1831 году. Между супругами с самого начала сложились сердечные и дружеские отношения.

Старшая дочь, Мария Александровна Пушкина (1832-1919 гг.)
Получила домашнее образование. С 1852 года – фрейлина. Лев Толстой, знавший её, отразил некоторые черты её облика в своей героине Анне Карениной.

Старший сын, Александр Александрович Пушкин (1833-1914 гг.)
Воспитанник 2-ой Петербургской гимназии и Пажеского корпуса. Награждён золотым Георгиевским оружием с надписью «За храбрость» и орденом Святого Владимира IV степени с мечами и бантом. За 35 лет военной службы стал кавалером многих русских и трёх иностранных орденов. За отличие по службе был произведён в генерал-лейтенанты.

Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина (1836-1913 гг.)
Получила домашнее образование. Современники называли её «прекрасной дочерью прекрасной матери». Наталья Александровна предоставила Ивану Тургеневу для публикации письма отца к её матери.

Младший сын, Григорий Александрович Пушкин (1835-1913 гг.)
Воспитанник Пажеского корпуса. Корнет, ротмистр лейб-гвардейского Конного полка, в министерстве внутренних дел дослужился до старшего советника. С 1866 по 1899 годы жил в селе Михайловском.

Сестра, Ольга Сергеевна Павлищева (1797-1868 гг.)
Урождённая Пушкина, была всегда дружна с братом Александром. В ссоре Пушкина с отцом приняла сторону брата. Поэт знал о тайном браке сестры и, по поручению матери, встречал и благословлял новобрачных.

Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал (1745-1818 гг.)
Урождённая Пушкина, мать Надежды Пушкиной. По словам Бартенева, «. любила вспоминать старину, и от неё А.С.Пушкин наслышался семейных преданий, коими так дорожил впоследствии».

Брат, Лев Сергеевич Пушкин (1805-1852 гг.)
Воспитанник Благородного пансиона при Царскосельском Лицее и Благородного пансиона при Главном Педагогическом институте,
курса которого не окончил. Участник персидско-турецкой кампании 1827-1829 гг., затем перешёл в Финляндский драгунский полк в чине штабс-капитана. В 1832 году вышел в отставку в чине капитана. Пушкин нежно любил брата, с примесью родительской строгости.

Дядя, Василий Львович Пушкин (1766-1830 гг.)
Поэт, член литературного общества «Арзамас», отставной гвардии поручик. Пушкин назвал дядю «Парнасский мой отец». В 1811 году Василий Пушкин приехал в Петербург со своим племянником для устройства его в Царскосельский Лицей.

Прадедушка, Абрам Петрович Ганнибал (1696-1781 гг.)
«Арап Петра Великого», абиссинский князёк. Он умер в 1781 году генерал-аншефом и Александровским кавалером. Абрам Петрович – великий Российский инженер, сподвижник Петра I.

Император Николай I
Любил Пушкина, заботился после смерти поэта о его семье.

Жорж Дантес
Француз, от пули которого был смертельно ранен А.С.Пушкин.

Автор: Евгений Филиппов

«Няне» А. Пушкин

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

Дата создания: 1826 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Няне»

В старину воспитанием детей в дворянских русских семьях занимались не гувернеры, а няни, которых обычно подбирали из крепостных крестьян. Именно на их плечи ложились повседневные заботы о барских малышах, которых родители видели не более нескольких минут в день. Именно так протекало детство поэта Александра Пушкина, который практически сразу же после рождения был передан на попечение крепостной крестьянки Арины Родионовны Яковлевой. Эта удивительная женщина впоследствии сыграла в жизни и творчестве поэта очень важную роль. Благодаря ей будущий классик русской литературы смог познакомиться с народными сказками и преданиями, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях. Более того, став взрослее, Пушкин доверял няне все свои секреты, считая ее своей духовной наперсницей, которая может и утешить, и подбодрить, и дать мудрый совет.

Арина Яковлева была закреплена не за конкретным поместьем, а за семьей Пушкиных. Поэтому когда родители поэта продали одно из своих имений, в котором проживала крестьянка, то забрали ее с собой в Михайловское. Именно здесь она прожила почти всю свою жизнь, изредка выезжая вместе с детьми в Петербург, где они проводили время с осени до весны. Когда Александр Пушкин окончил лицей и поступил на службу, его встречи с Ариной Родионовной стали редкими, так как поэт практически не бывал в Михайловском. Но в 1824 году он был сослан в родовое имение, где провел почти два года. И Арина Родионовна в этот непростой период жизни поэта была его самым верным и преданным другом.

В 1826 году Пушкин написал стихотворение «Няне», в котором выразил этой мудрой и терпеливой женщине свои признательность за все, что им вместе довелось пережить. Поэтому неудивительно, что с первых строк произведения поэт обращается к этой женщине достаточно фамильярно, но, вместе с тем, очень уважительно, называя ее «подругой дней моих суровых» и «дряхлой голубкой». За этими слегка ироничными фразами кроется огромна нежность, которую Пушкин испытывает к своей няне. Он знает, что эта женщина духовно намного ближе ему, чем собственная мать, и понимает, что Арина Родионовна беспокоится о своем воспитаннике, в котором души не чает.

«Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня», — с грустью отмечает поэт, понимая, что эта женщина до сих пор переживает о том, как же сложится его судьба. При помощи простых и емких фраз поэт рисует образ престарелой женщины, главной жизненной заботой которой по-прежнему остается благополучие «молодого барина», которого она по-прежнему считает ребенком. Поэтому Пушкин отмечает: «Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь». Поэт понимает, что его «старушка» каждый день проводит у окна в ожидании, когда же на дороге появится почтовая карета, в которой он приедет в родовое имение. «И медлят поминутно спицы в твоих морщинистых руках», — отмечает поэт.

Но при этом Пушкин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, и он не в состоянии бывать так часто в Михайловском, как того бы хотелось его старой няне. Поэтому, пытаясь оградить ее от постоянных тревог и волнений, поэт отмечает: «То чудится тебе…». Его последняя встреча с Ариной Родионовной произошла осенью 1827 года, когда Пушкин был проездом в Михайловском и даже толком не успел поговорить со своей кормилицей. Летом следующего года она скончалась в доме сестры поэта Ольги Павлищевой, и ее смерть очень сильно потрясла поэта, который впоследствии признался, что потерял своего самого верного и преданного друга. Арина Яковлева похоронена в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, однако ее могила считается утерянной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: