Произведение пушкина для 4 класса читать

Для обязательного чтения
1. Русские народные сказки (Царевна-лягушка)
2. Все сказки А.С.Пушкина
3. И.А.Крылов Басни
4. М.Ю.Лермонтов «Бородино»,
5. Н.В.Гоголь «Заколдованное место»
6. Н.А.Некрасов «Мороз Красный нос»
7. И.С.Тургенев «Муму»
8. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
9. А.П.Чехов «Хирургия»
10. В.Г.Короленко «В дурном обществе»
11. А.Куприн «Тапер»
12. П.Бажов «Малахитовая шкатулка»
13. К.Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»
14. С.Маршак «12 месяцев»
15. А.Платонов «Никитка»
16. В.П.Астафьев «Васюткино озеро»
17. Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
18. Х.Андерсен «Снежная королева»
19. М.Твен «Приключения Тома Сойера»
20. Джек Лондон «Сказание о Кише»

Для самостоятельного чтения
1. Н.В.Гоголь «Страшная месть»
2. Н.С.Лесков «Привидение в инженерном замке»
3. Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»
4. А.Н.Островский «Снегурочка»
5. А.П.Чехов 3-4 рассказа на выбор
6. М.Горький «Дети Пармы» Из сказок от Италии
7. А.Куприн «Чудесный доктор»
8. Е.Носов «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

Легенда об Арионе. Стихотворение А. С. Пушкина «Арион». Сравнительный анализ.
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Цель: образовательная:

  • дать понятие о легенде; познакомить с содержанием легенды; соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи.
  • развивающая:
  • развивать умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой;
  • воспитательная:
  • воспитать умение работать творчески.

Скачать:

Вложение Размер
sravnitelnyy_analiz_legendy_ob_arione_i_stih._pushkina._6_klass.ppt 645 КБ
legenda_ob_arione.doc 74 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ. Урок литературы в 6 классе.

Тема: Легенда об Арионе. Стихотворение А. С. Пушкина «Арион».

  1. дать понятие о легенде; познакомить с содержанием легенды; соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи.
  2. развивающая:
  3. развивать умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой;
  4. воспитательная:
  5. воспитать умение работать творчески.

Вид деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор; презентация.

Использование педагогических технологий : РКМЧП, ИКТ, личностно-ориентированный подход.

1. Актуализация знаний.

  1. Определите ключевые слова в теме? Что вам знакомо? Что нужно узнать?
  1. Что такое легенда? Почему одинаковое название «Арион».

Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных

исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.

Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней – «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира – т.2)

Легенда ( в переводе с латинского языка — то, что должно быть прочитано) – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.

А теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое «предание».

В словаре С.И.Ожегова:

«Предание – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».

В.И.Даль даёт такое определение этому слову:

«Преданье – рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».

Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.

  1. Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти?

2. Легенду об Арионе записал историк Геродот.

Геродот — древнегреческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., удостоенный почётного имени Отца истории.

  1. Иногда Ариона изображали на морском коне или на морском змее. Арио́н — греческий лирический поэт и певец.
  1. Чтение легенды об Арионе.
  1. Дифференцированное задание учащимся: заполнить таблицу. Прочитайте текст, отмечая ключевые события, явления, лица. (на выбор: события-лица)
  1. Приключилось в жизни величайшее дело.
  2. Нажил великое богатство. Возвращается в Коринф.
  3. Завладеть сокровищами Ариона.
  4. Драматические события разыгрываются на море, на корабле.
  1. Периандр Коринфа
  2. Арион из Мефимны – кифаред. Сочинял дифирамбы.
  3. Корабельщики задумали злое дело.
  4. Дельфин вынес Ариона к Тенару.
  1. Сопоставим образы Периандра и Ариона.
  1. Попробуйте собранный материал представить в виде схемы. (задание выполняется по желанию).

Не поверил Ариону о его опасном приключении и чудесном спасении

Уличил корабельщиков в преступлении

Обучил хор. ВЕЛИКИЙ ПЕВЕЦ.

Перед лицом смерти ведёт достойно: поёт последнюю песнь

  1. Творческое задание. Создайте единый образ (то есть составьте текст на основе собранного материала) .

В Древней Греции человек ценился не только сильный, но и умный, талантливый. Своих любимцев боги награждали поэтическим или музыкальным даром. Поэт в представлении древних – избранник богов. Он обладает способностью хранить божественную память, традиции народа. Поэтому в легенде особое место занимает тема искусства.

Корысть, желание лёгкой наживы определили поведение мореходов. Они знали, что Арион великий певец, но знали и то, что он везёт богатство. Убивать своими руками они не решались и заставили его самого лишить себя жизни, перед этим порадовавшись, что услышат лучшего певца на свете.

Облачась в полный наряд певца, взяв в руки кифару – поёт для преступников. Храбро бросается в воду.

Происходит величайшее диво – спасение Ариона.

  1. Найдём ответ на второй вопрос: почему одинаковое название «Арион».

А. С. Пушкин написал стихотворение «Арион» в 1827 год.

  1. Предположите, почему он выбрал такое название?
  1. Наверное, посвятил стихотворение смелому человеку.
  2. Понравилась легенда…

Прочитаем стихотворение А. С. Пушкина «Арион».

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь,

наш кормщик умный
В молчанье правил грузный чёлн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел. Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный.
Погиб и кормщик, и пловец!
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

  1. Как использует Пушкин сюжет древней легенды?
  2. Дифференцированное задание учащимся :Выберите из текста примеры для цитирования? Составьте план. (по выбору)
  1. Одинаковое название.
  2. Драматизм сюжета.
  3. Герои — корабельщики.
  4. Спасение Ариона.
  5. Талант поэта и ценность искусства

Это мы нашли сходство стихотворения и легенды.

  1. Выявим различия в этих стихотворениях?
  2. Дифференцированное задание учащимся: Собранный материал (по возможности) представьте в виде схемы.

Легенда об Арионе.

Арион в кругу друзей

Арион бросается в воду

Вместе с другими становится жертвой «вихря»

Ариона спасает дельфин

Все погибают, Арион спасён грозою

Поёт последнюю песнь

« Я гимны прежние пою…»

  1. О чём вам говорит дата 25 декабря 1825 год?
  1. Восстание декабристов на Сенатской площади.
  1. Из истории создания стихотворения «Арион».
  2. Стихотворение написано 16 июля 1827 года, а за три дня до этого, 13 июля, исполнился год со дня казни вождей декабрьского восстания. Пушкин в эти дни особенно остро размышлял о судьбе декабристов.
  3. Эти мысли нашли отражение в стихотворении «Арион», в основу которого Пушкин положил мотивы древнегреческой легенды об Арионе. Поэт воспользовался этим преданием для иносказательного изображения связей с декабристами.
  1. Сделайте вывод о том, что удалось узнать в результате сравнения?

Сюжет легенды переосмыслен. Для Пушкина важно сопоставить своё творчество с творчеством древнего кифареда, выразить горе по поводу гибели друзей.

“Арион” — лирическое стихотворение. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого помогла А.С.Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.

  1. Я узнал.
    Я научился.
    Я понял, что могу.
    Мне понравилось.
    Для меня стало новым.
    Меня удивило.
    У меня получилось.
    Я приобрёл.
    Мне захотелось.
    Меня воодушевило.
  1. Легенда об Арионе
  2. А. С. Пушкин «Арион».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал содержит примерный сравнительный анализ двух стихотворений разного времени.

В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений «Пророк» Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов.

Проследить эволюцию отношения к поэтическому призванию в лирике М.Ю.Лермонтова.

разработка урока по творчеству А.С.Пушкина (6 класс).

Методическая разработка обращена к наисложнейшему в методике преподавания литературы приёму освоения лирических произведений — сопоставительному анализу. Опытный учитель показывает чёткую организацию .

Урок-исследование, на котором сравниваются две батальные сцены двух русских классиков.

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус.

Аукцион знаний по произведениям А.С.Пушкина. Командная игра для учащихся 3-4 класса

Учитель: Ребята! Если спросить вас: «Какие книги вы любите читать больше всего?», то я думаю, что большая часть из вас ответит: «Сказки!» Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим, когда нам их рассказывают или читают взрослые, а потом с удовольс­твием читаем их сами.

Сказки бывают разные: народные, современные, авторские. А среди авторов сказок есть один, которого мы все очень любим. Я вам про­читаю маленький отрывок из одной его сказки, а вы мне подскажите имя автора.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Ученики: Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель: Правильно. Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве почти два века тому назад. Его очень любили родители, он всегда был окружен заботой и вниманием. Но особенно много внима­ния ему уделяла его няня — Арина Родионовна. Лучше ее петь песни и рассказывать сказки не умел никто. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл ее матушкой. Благодаря Арине Родионовне Пушкин полюбил сказки на всю жизнь. А часть его любви к сказкам превратилась в сами сказки, которые мы с удовольствием слушаем в любом возрасте, будучи и маленькими и взрослыми.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь узнать и назвать сказки, о которых идет речь.

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски,

Добро цветет в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

То были чудные мгновенья,

Когда стихи его читал.

«У лукоморья дуб зеленый»

Я с упоеньем повторял.

Передо мною кот ученый

Ходил усатый и крутой.

Русалки на ветвях сидели

Одна красивее другой.

С Гвидоном вместе плыл я в бочке

И дно из бочки выбивал,

И злого коршуна у моря

Рукой Гвидона убивал.

И деда рыбака у моря

В походах к рыбке узнавал,

И злую, жадную старуху

Всем детским сердцем презирал.

Ученики: «Сказка о рыбаке и рыбке» , «Сказка о царе Салтане» …

Учитель: Какие сказки Пушкина вы еще знаете, вы их должны были их повторить или прочитать вместе с родителями дома?

Ученики: «Сказка о мертвой царевне…», «Сказка о попе и его работнике Балде».

Учитель: А теперь начинаем наш аукцион. Выбирайте жетон:

  • 1 жетон – лёгкий вопрос,
  • 2 жетона – вопрос средней сложности,
  • 3 жетона – сложный вопрос.

После игры подведём итоги. Победит команда, которая наберёт наибольшее количество жетонов.

Вопросы на 1 жетон.

1. Назовите исполнительницу желаний. (золотая рыбка)

2. Сколько раз старик закидывал невод в море? (3)

3. Каким фруктом отравилась царевна? (яблоком)

4. Как царица обращалась к зеркалу? (свет мой зеркальце, скажи…)

5. Сколько лет жил старик со своею старухою у самого синего моря? (30 лет и 3 года)

6. Лесной зверёк, живущий в хрустальном дворце. (белка)

7. Из какого произведения эти строчки:

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом. (Руслан и Людмила)

8. Закончите поговорку: Береги честь … (смолоду)

9. Кто соревновался с Балдой? (чёрт)

10. К кому обращался Пушкин со словами:

Подруга дней моих суровых.

Голубка дряхлая моя… (к няне Арине Родионовне)

11.О каком городе Пушкин писал:

Люблю тебя, Петра творенье.

Люблю твой строгий, стройный вид.

Невы державное теченье,

Береговой её гранит. (о Петербурге)

12. В каких сказках Пушкина присутствует цифра 33? (о золотой рыбке, о царе Салтане)

Вопросы на 2 жетона.

1. Как звали сватью? (сватья баба – бабариха)

2. Из какой сказки эти слова:

В синем море звёзды блещут,

В синем море волны хлещут. (о царе Салтане)

3. Из чего состояли орешки, которые грызла белка? (а орешки непростые, всё скорлупки золотые, ядра чистый изумруд)

4. Что молвила 3 сестрица? (я б для батюшки царя родила богатыря)

5. Птица, которую посадили на спицу для охраны границы. (золотой петушок)

6. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон)

7. Под каким деревом грызла орешки белка? (под елью)

8. Последнее желание вредной старухи. (стать владычицей морскою)

9. В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (в комара, в муху, в шмеля)

10.Откуда эти строчки:

Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе.

Не боишься никого, кроме бога одного. (сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях)

11.В каком городе родился А.С.Пушкин? (в Москве)

12. Закончи четверостишие, откуда оно?

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…(то как зверь она завоет, то заплачет как дитя. «Зимний вечер»)

Вопросы на 3 жетона.

1. Как звали пса, который сторожил терем, где жили 7 богатырей? (Соколка)

2. Кто помог Елисею найти невесту? (ветер)

3. Что кричал Петушок, сидя на спице? (кири-ку-ку, царствуй лёжа на боку)

4. Какая сказка заканчивается словами:

Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок. (о золотом петушке)

5. Сколько братьев было у Царевны Лебеди? (12)

6. На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (на острове Буяне)

7. Откуда эти слова:

Царь с царицею простился.

В путь дорогу снарядился.

И царица у окна села ждать его одна. (о мёртвой царевне и о 7 богатырях)

8. Из какой сказки эти слова:

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красивые сапожки. (сказка о рыбаке и рыбке)

8. В каком году родился А.С.Пушкин? (в 1799)

9. От кого князь Гвидон спас Царевну — Лебедь? (ты не коршуна убил, чародея погубил)

10. Закончи четверостишие, откуда оно:

Зима, крестьянин торжествуя,

На дровнях обновляет путь… (его лошадка, снег почуя, плетётся рысью как-нибудь. «Евгений Онегин»)

11.Закончи четверостишие, откуда оно:

В тот день осенняя погода

Стояла долго на дворе… (зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе. «Евгений Онегин»)

Данный аукцион можно использовать как отдельное мероприятие, например, в рамках предметной недели или на классном часе. А можно как фрагмент урока, например, при проверке домашнего задания.

Автор: Минеева Марина Владимировна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №16 г. Екатеринбурга Свердловской области, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Урок-конспект по литературе: «А. С. Пушкин. Зимняя дорога» (4 класс)

Тема: А. С. Пушкин. «Зимняя дорога»

Цели:

• Продолжить знакомство учащихся с творчеством А. С. Пушкина;

• формировать навыки анализа лирического текста;

• развивать творческие способности учащихся;

• расширить лексический запас;

• развивать умение работать в группе, индивидуально;

• воспитывать чувство любви к русской поэзии;

• воспитывать чувство любви к родному краю.

Планируемые задачи:

• Уметь находить в стихотворении выразительные средства речи;

• уметь определять тематику, описывать лирического героя;

• развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование: портрет А. Пушкина, кроссворд, музыкальная запись П. Чайковского «Времена года. Зима», колокольчики, наборные рисунки, запись романса А. Алябьева «Зимняя дорога», картина Саврасова «Зимняя дорога», лексический словарь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Решение кроссворда:

1. Кто был хозяином умелого работника Балды?

2. Где бродил кот ученый?

3. Кто кричал Додону: «Царствуй, лежа на боку»?

4. Где родился поэт Пушкин?

5. Как звали няню поэта?

6. Кто сказал о Пушкине: «Ему лиру передаю»?

Чье имя было загадано в кроссворде?

На прошлых уроках мы с вами говорили о жизни и творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина. А что еще вы помните о нем?

3. Объявление темы и целей урока

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А. Пушкина «Зимняя дорога». Но мы знаем, что выразительно прочитать стихотворение очень трудно. Для начала его нужно выучить наизусть. А что еще нужно сделать?

(понять тему стихотворения, точку автора, определить настроение, которое передает произведение, рассмотреть ритм, рифму)

Вот и мы попробуем заглянуть в мастерскую поэта, узнаем, как удается Пушкину передать настроение зимы.

4. Подготовка к восприятию темы

А) Составление кластера

Что вы знаете о зиме? Какие явления природы сопутствуют этому времени года?

Б) Восприятие музыкальной темы

Прежде, чем перейти к чтению, я хочу, чтобы вы прослушали один музыкальный отрывок.

Звучит музыкальная композиция: П. И. Чайковский «Времена года. Зима»

Что вы слышите? Какое время года рисует ваше воображение?

(Зима. Скрип полозьев, свист вьюги, треск льдинок под ногами)

Во времена Пушкина уже существовали автомобили? (Нет)

На чем передвигались люди по зимней дороге? (На санях, запряженных лошадьми)

5. Первичное знакомство с текстом

Закройте глаза и попробуйте мысленно нарисовать картину, которая возникает в вашем воображении.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Что вам представляется? (картина зимней дроги, бесконечной, длинной)

Какое время года описывает автор? (ночь)

Какое настроение передают лирические строки? (печальное, грустное, одинокое)

Как вы думаете, в каком темпе нужно читать это стихотворение? Почему?

(Картина Саврасова «Зимняя дорога»)

6. Анализ текста

А) Самостоятельное чтение стихотворения

Б) Лексическая работа

Перечислите слова, которые кажутся вам непонятными.

Разъяснение слов с помощью словаря и иллюстраций:

• Тройка борзая – тройка лошадей, запряженная в сани. Тройка бежит быстро, легко, поэтому автор говорит о борзой тройке.

• Колокольчик однозвучный – к конной дуге привязывали колокольчик, который служил сигналом. Тройка лошадей мчится очень быстро, есть вероятность столкновения с людьми. А колокольчик позволял предупредить окружающих о том, что кто-то мчится в тройке.

На столе учителя несколько колокольчиков.

Возьмите один из колокольчиков, позвоните. Какие звуки вы слышите? Как бы звучал этот колокольчик на зимней пустынной дороге?

• Ямщик – тот, кто управляет лошадьми.

• Разгулье – веселое гуляние.

• Версты – старая русская единица измерения расстояния. В одной версте 1066 метров. А «полосаты версты» – потому что каждая верста отмечалась столбиком, раскрашенным в полосы черного и белого цвета.

Прочитайте стихотворение еще раз, обращая внимание на эти слова.

В) Анализ выразительных средств лирического произведения

• Перечислите все глаголы, которые встретились вам в тексте. Учитель записывает слова на доске. (пробирается, льет, бежит, гремит, слышится). Обратите внимание, что большинство глаголов «звуковые». Произнесите про себя эти слова. Что вы слышите? (звуки зимы, шорох, шум, гром) Для чего автор использует их? (Чтобы передать звучание зимней дороги)

• Найдите в первой строфе прилагательные вместе с теми словами, к которым они относятся.

Волнистые туманы – туман, похож на волны, который окутывает землю и небо.

Печальные поляны – поляны тихо светятся в лунном свете. Но стоит ночь, солнышка не видно, а потому природа печалится.

Какое настроение охватывает вас при прочтении этих строк? Зачем Пушкин дважды использует слово «Печальный, печально»?

Вспомните, как называется этот троп? (олицетворение)

• Найдите эпитеты во второй строфе. (Скучная дорога, тройка борзая, колокольчик однозвучный.)

Нарисуйте словесно картину, которая вам представляется. Почему дорога скучная?

Как вы понимаете слово «утомительно»? Подберите к нему синонимы (устало, напряженно).

• Найдите эпитеты в третьей строфе. (разгулье удалое, сердечная тоска)

Подберите синонимы к слову «удалое». (веселое, шумное, разухабистое, задорное)

Меняется ли общее печальное настроение от употребления слова «удалое»? Почему?

• Прочитайте последнюю строфу. Объясните, почему здесь практически нет глаголов? (Автор стремится передать одиночество и тишину, которая охватывает путника)

Для чего Пушкин в последней строфе дважды использует многоточие? (Чтобы передать бесконечность зимней дороги).

Г) Работа над интонационным строем произведения

Задание двум ученикам. Один читает стихотворение медленно, второй – быстро.

Какой темп выбран правильно? Объясните свой ответ.

Послушайте романс А. Алябьева на стихи Пушкина «Зимняя дорога». Обратите внимание на темп музыки, логические ударения.

7. Работа с образами

Учитель использует наборные рисунки и составляет картину по ответам учащихся.

Сейчас мы вслушаемся в музыку стихотворения и попробуем себя в роли художников. Обратите внимание на то, что Пушкин описывает ночь. Какие цвета нам понадобятся?

Учащиеся читают стихотворение, на полотне появляются образы луны, полян, тройки, верстовых столбов, ямщика, колокольчик.

8. Практическая работа в группах

Учащиеся на больших листах создают коллаж на тему стихотворения.

9. Подведение итогов и выставление оценок

10. Домашнее задание

1) Выучить стихотворение наизусть.

2) Нарисовать пейзаж по мотивам стихотворения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: