Программа по литературе за 10 класс

В 10 классе на уроках литературы школьники изучают российскую литературу 19 и 20 века, но уже под новым углом зрения. Рассматриваются общие черты литературы этого времени. Подробно рассматриваются некоторые темы присутствующие в лирике поэтов и писателей того времени.

Целостность русской литературы, человек и история в русской литературе, тема народа и интеллигенции, герой времени, любовь, тема Родины, тема судьбы и другие.

Рассматриваются и анализируются произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С. Есенина, М.Шолохова, В.Шаламова, Б.Пастернака, Н.В. Гоголя, И.С, Тургенева, А.П, Чехова, А.Ахматовой, М.И. Цветаевой, О.Э.Мандельштама, М.Ю. Лермонтова, А.А,Фета, Ф.И.Тютчева, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.П. Чехова, А.И. Солженицына, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, М.Булгакова, В. Маяковского, В.С.Высоцкого, М.Горького и ряда других, для обязательного прочтения.

Кроме того, преподаватель в праве сам выбрать еще несколько произведений этих же или других авторов, для более углубленного изучения.

  • На данной странице представлен список некоторых тем изучаемых в 10 классе. Для каждой темы представлен текст с подробным анализом данной темы.

Темы школьной программы 10 класс Литература:

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Материалы школьной программы по литературе за 9 класс
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspМатериалы школьной программы по литературе за 11 класс

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов

Диктанты по русскому языку

8-й класс

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 8 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения А.С.Пушкина «Путешествие в Арзрум». Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка «Прослушать» главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки «Pause» и «Play» проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке «Назад» окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку «Проверить».

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 8 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения М.А.Булгакова «Белая гвардия». Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка «Прослушать» главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки «Pause» и «Play» проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке «Назад» окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку «Проверить».

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 8 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Нос». Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка «Прослушать» главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки «Pause» и «Play» проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке «Назад» окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку «Проверить».

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 8 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения Ю.М.Лотмана «Пушкин. Очерк творчества». Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка «Прослушать» главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки «Pause» и «Play» проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке «Назад» окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку «Проверить».

«Почему должно изучать Пушкина?»

Последнее время замечается новое оживление в изучении Пушкина. Появился ряд очень интересных, частью весьма ценных работ о Пушкине, его биографии, его творчестве, его рукописях. Таково издание «Атенея», под заглавием «Неизданный Пушкин», где впервые опубликованы пушкинские рукописи, хранящиеся в Париже, в «Онегинском музее»; таково новое издание «Гавриилиады», тщательно проредактированное по всем известным спискам поэмы Томашевским; таковы материалы, собранные «О смерти Пушкина»; таковы работы М. Гофмана — «Пропущенные строфы «Евгения Онегина», «Посмертные произведения Пушкина» и «Пушкин, вступительная глава науки о Пушкине»; таковы и еще несколько менее значительных книжек.

В наши дни никто более не сомневается, что Пушкин — величайший из наших поэтов, что его влияние на русскую литературу было и остается огромным, что поэтому историко-литературное изучение Пушкина необходимо и плодотворно. Но в новейших работах о Пушкине, не только перечисленных выше, но всех вообще, появлявшихся за последние два десятилетия, сказывается одно определенное направление: исследователи, отказываясь временно от обобщающих выводов, заняты преимущественно мелочами, деталями, огромное, подавляющее место отдавая изучению рукописей Пушкина. В печати постепенно воспроизводятся все черновики Пушкина, причем исследователи стараются прочесть буквально каждое слово, написанное Пушкиным, хотя бы и зачеркнутое им.

Читатель-неспециалист естественно может задать вопрос: да нужны ли все эти мелочи? Пусть они полезны, даже необходимы редакторам и издателям сочинений Пушкина для установления правильного текста его произведений или немногим пушкинистам, изучающим поэтическую и стихотворную технику поэта. Пусть для этих специалистов существуют и специальные издания в ограниченном числе экземпляров, точно воспроизводящие рукопись Пушкина, предпочтительнее всего — фотомеханически. Но стоит ли читателям более широкого круга, которых интересует поэзия, а не техника писательского дела и не вопрос «критики текста», вникать в те издания, вся сущность которых состоит в перепечатке пушкинских черновиков? — а таково, повторяем, большинство из новых работ по Пушкину.

Можно на эти вопросы отвечать общими словами, что Пушкин — великий поэт, что «каждая его строка драгоценна» Но такой ответ вряд ли будет убедителен. Неужели тем же методом должно изучать всех вообще «великих» и даже просто значительных, выдающихся писателей, полностью воспроизводя в печати все их черновые рукописи, сравнивая все их сохранившиеся «варианты», в том числе зачеркнутые, уничтоженные самим автором? (И подобные попытки уже делаются, притом иногда именно по отношению к писателю определенно «средней величины».) Ведь для этого потребуются целые армии исследователей, а читатели окажутся перед целым океаном печатной бумаги, в котором потонут самые произведения писателей. Отброшенные редакцией варианты, разночтения и все подобное заслонят самый текст.

По счастью, дело обстоит не так страшно. Во-первых, лишь у немногих поэтов найдется такое количество черновых, как у Пушкина. Во-вторых, по нашему глубокому убеждению, не все черновые рукописи, вернее — рукописи не всех поэтов, заслуживают того, чтобы их изучать. Пушкин и среди великих поэтов составляет исключение.

Есть два метода творческой работы писателя. Некоторые сначала долго обдумывают свое будущее произведение, пишут его, так сказать «в голове», переделывая, поправляя мысленно, может быть, десятки раз каждое выражение; на бумаге они записывают только уже готовые строки, которые впоследствии, конечно, могут быть еще раз изменены. Так писал, например, Лермонтов. Другие, и таких меньшинство, берутся за перо при первом проблеске поэтической мысли; они творят «на бумаге», отмечая, записывая каждый поворот, каждый изгиб своей творческой мысли, весь процесс создания запечатлевается у таких писателей в рукописи; рукопись отражает не только техническую работу над стилем, но и всю психологию поэта в моменты творчества. Так писал Пушкин.

Понятно после этого, какой огромный интерес — и не только для специалистов-пушкиноведов — представляют рукописи Пушкина; по ним мы знакомимся с работой гениального ума: читая их, мы как бы становимся причастны интимнейшим мыслям великого поэта. По рукописям Пушкина мы можем следить, как постепенно вырастали в нем те образы, которые поражают, пленяют нас в его произведениях, а попутно видим бесконечное богатство других образов и мыслей, которым не суждено было воплотиться в законченном поэтическом создании. Мы как бы присутствуем в лаборатории гения, который при нас совершает чудо превращения неясного контура в совершенную художественную картину, темного намека — в глубокую, блистающую мысль.

Вот почему мы думаем, что и читатель-неспециалист, «рядовой» читатель, должен не пренебрегать новыми работами о Пушкине. Мы решаемся рекомендовать читателям и «Неизданного Пушкина», и «Пропущенные строфы «Евгения Онегина», и «Посмертные стихотворения Пушкина». Вдумчивое чтение этих книг покажет, что значение их — больше, чем, может быть, думали сами их составители.

ЛИТЕРАТУРА / КНИГИ

Литерату́ра — один из предметов средней общеобразовательной школы.

В России

В начальной школе, в первом классе, после изучения чтения, письма ученик переходит к изучению русского языка или родного языка, литературы. В течение 10 классов ученик одновременно с изучением языка изучает литературу. Есть также урок — «развитие речи», для более чёткого изучения языка. В выпускном классе школьники пишут сочинение, как правило на темы, изучаемые 9-11 классе. 1 часть — творчество Пушкина, и произведения XVII—XVIII века. 2 часть — произведения Толстого, Достоевского, Некрасова — XIX век. 3 часть — Современные авторы — Солженицын, Шолохов и другие авторы XXI века. Обязателен экзамен по русскому языку в 9 (бывшем 8) классе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Программа по литературе за 10 класс

В 10 классе на уроках литературы школьники изучают российскую литературу 19 и 20 века, но уже под новым углом зрения. Рассматриваются общие черты литературы этого времени. Подробно рассматриваются некоторые темы присутствующие в лирике поэтов и писателей того времени.

Целостность русской литературы, человек и история в русской литературе, тема народа и интеллигенции, герой времени, любовь, тема Родины, тема судьбы и другие.

Рассматриваются и анализируются произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С. Есенина, М.Шолохова, В.Шаламова, Б.Пастернака, Н.В. Гоголя, И.С, Тургенева, А.П, Чехова, А.Ахматовой, М.И. Цветаевой, О.Э.Мандельштама, М.Ю. Лермонтова, А.А,Фета, Ф.И.Тютчева, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.П. Чехова, А.И. Солженицына, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, М.Булгакова, В. Маяковского, В.С.Высоцкого, М.Горького и ряда других, для обязательного прочтения.

Кроме того, преподаватель в праве сам выбрать еще несколько произведений этих же или других авторов, для более углубленного изучения.

  • На данной странице представлен список некоторых тем изучаемых в 10 классе. Для каждой темы представлен текст с подробным анализом данной темы.

Темы школьной программы 10 класс Литература:

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Материалы школьной программы по литературе за 9 класс
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspМатериалы школьной программы по литературе за 11 класс

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Школьная_литература

«Очарованный странник»
Николай Лесков
Читать| распечатать
Просмотров 5303

«Очерки бурсы»
Николай Помяловский
Читать| распечатать
Просмотров 2796

«Рудин»
Иван Сергеевич Тургенев
Читать| распечатать
Просмотров 3211

«ОСЕННИЙ ВЕЧЕР»
Федор Тютчев
Читать| распечатать
Просмотров 3252

«О, как убийственно мы любим. »
Федор Тютчев
Читать| распечатать
Просмотров 4441

«Полдень»
Федор Тютчев
Читать| распечатать
Просмотров 2502

«Ты, волна моя морская. »
Федор Тютчев
Читать| распечатать
Просмотров 2311

«Я встретил вас. »
Федор Тютчев
Читать| распечатать
Просмотров 4245

«Я очи знал,- о, эти очи. »
Федор Тютчев
Читать| распечатать
Просмотров 2933

Готовые сочинения по литературе. 10 класс.

Код товара: 102100036 Количество: 0
Наличие: больше не поставляется

Издательство: Вако

Аннотация:

Сочинение до сих пор остается важным элементом школьной программе по литературе. В сборнике представлены лучшие школьные сочинения, которые получили высокие оценки по литературе и русскому языку и отличаются оригинальностью и нестандартностью. Эти образцы позволят родителям учащихся помочь детям в непростом деле: проанализировать художественный текст и грамотно выразить свои мысли. Все представленные сочинения соответствуют школьной программе по литературе за 10 класс.

Рабочая программа по литературе по программе В.Я.Коровиной. 10 класс.
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 г.), Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под редакцией В.Я.Коровиной.-М.:Просвещение, 2008) с учётом учебника Лебедева Ю.В. «Русская литература XIX века. 10 класс» (в двух частях). На изучение литературы в 10 классе отводится 102 часа, 3 часа в неделю.

Скачать:

Вложение Размер
rabochaya_programma_po_literature_po_programme_korovinoy_10_klass.doc 397.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Нагорск Нагорского района Кировской области

Рабочая программа по литературе

на 2012 – 2013 уч.г.

Лютина Г.В., учитель

русского языка и литературы

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008) с учетом учебника Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ века. 10 класс» (в двух частях ).

В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.

В центре анализа — литературный процесс в XIX веке, автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи.

Программа рассчитана на 105 часов учебного времени ( 3 часа в неделю)

Развитие речи – 17

Внеклассное чтение – 10

Цели : изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

— воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

— развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

— освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

— овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

— совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Виды контроля Промежуточный:

  1. устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
  2. выразительное чтение текста художественного произведения;
  3. заучивание наизусть стихотворных текстов;
  4. устный или письменный ответ на вопрос;
  5. устное словесное рисование;
  6. комментированное чтение;
  7. характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
  8. установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
  9. определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
  1. анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
  2. выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
  3. подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
  4. работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
  5. составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
  6. создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
  7. участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

— написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

— письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса Знать/понимать:

— образную природу словесного искусства;

— содержание изученных литературных произведений;

— основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

— основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

— основные теоретико-литературные понятия.

— воспроизводить содержание литературного произведения;

— анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

— соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

— определять род и жанр произведения;

— выявлять авторскую позицию;

— выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

— аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

— писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

— использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;

2) участия в диалоге или дискуссии;

3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся: 1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. — М.: Просвещение, 2011.

2. ИКТ Хрестоматия по литературе. 10 класс. Аудиошкола mp3

3.Мультимедийные презентации. Биографии писателей. Анализ творчества

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: