Исследовательский проект по произведениям на и нтова — ПРОРОК — творческая работа учащихся по литературе (10 класс) по теме

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита проекта ученика 9 «а» класса Белецкого Максима по теме : «Роль природы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»». Видеозапись фрагмента урока.

Наравственное воспитания учащихся 7 — 8 класса.

«За страницами художественных произведений»(исследовательский проект по романам Вальтера Скотта «Айвенго» и Александра Дюма «Три мушкетера»).

Тема проекта: «История последней дуэли А.С. Пушкина» Ав.

Тема исследовательской работы: Образ Петра Великого в произведениях литературы. В фокусе внимания ученицы стали предания, а также творчество М.В.Ломоносова иА.С. Пушкина.

Методическая разработка творческой мастерской по литературе для 7 классов. После прочтения произведений Пушкина ребятам предложено создать из подручного материала героев этих произведений.

Проект исследовательский, рассчитан на учащихся 5-11 классы, относится к образовательной области литературы, изобразительного искусства, музыки и МХК.

Биография Пушкина

Ранние годы

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра I.

Образование и начало творческого пути

В 1811 году Пушкин учился в Царскосельском Лицее. В биографии Пушкина важно выделить, что впервые его стихи появляются в печати в 1814 году, в журнале «Вестник Европы», где публикуется его стих «К другу-стихотворцу». В этот же период поэта принимают в литературное общество «Арзамас».

Вольтер и Эварист Парни были любимыми авторами юного Пушкина.

На дальнейшее творчество молодого Пушкина огромное влияние оказали труды таких классиков русской литературы, как Батюшков, Жуковский, Фонвизин и Радищев.

Пушкин оканчивает лицей в 1817 году, и выпускается в чине коллежского секретаря 12-го класса, после чего его определяют в Коллегию иностранных дел.

Творчество поэта

В 1819 году Пушкина принимают членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». В этот же период он активно работает над поэмой «Руслан и Людмила» (1820).

В 1821 году Пушкин пишет поэму «Кавказский пленник», которая делает его одним из величайших литераторов среди современников. Через год начинается работа над «Евгением Онегиным» (1823-1832).

В 1832 году поэт задумывает создать исторический роман о временах пугачевщины, для чего изучает все доступные материалы (многие из них засекречены на то время), объезжает многие места, где проходило восстание. После всех этих путешествий, осенью 1833 года пишет «Историю Пугачёва» и «Песни западных славян», а также поэмы «Анджело» и «Медный всадник», начинает работу над повестью «Пиковая дама». В это же время Пушкин начинает работу над романом «Дубровский», в котором главному герою приходится стать разбойником.

Ссылки

Политическая лирика Пушкина 1817—1820 гг. («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня») вызвали гнев Александра I, и Александ Сергеевич мог быть сослан в Сибирь. Только благодаря стараниям и влиянию Карамзина, Жуковского и Крылова ссылки в Сибирь удалось избежать. Так, в мае 1820 г. Пушкин, под видом служебного перемещения, выслан на юг России.

Во время южной ссылки ссылки Пушкин очень увлекся творчеством Байрона.

В одном из своих писем Пушкин иронически отозвался о религии. Письмо перехватили и донесли Александру I. Результатом стало увольнение Пушкина со службы и его вторая ссылка, в село Михайловское (1824—1826).

Личная жизнь

В 1830 году Пушкин сватается к Наталье Гончаровой, а 18 февраля (2 марта по старому стилю) 1831 года Пушкин и Гончарова венчаются в Москве. Весной молодожены переезжают в Царское Село, где снимают дачу. В 1836 году в семье было уже четыре ребенка.

Последние годы жизни

Важно заметить, что в биографии Александра Пушкина после повышения его в чин камер-юнкера, он принимает решение покинуть службу и подает в отставку. Положение поэта выглядит и вовсе бедственно, поскольку многие произведения Пушкина не допускаются к печати из-за цензуры (например, поэма «Медный всадник»).

В 1834 году Пушкин дописывает повесть «Пиковая дама», которую немедленно отсылает в журнал «Библиотека для чтения». За повесть он получает высокий гонорар, но решить финансовые вопросы так и не удается.

В 1836 году Александр Сергеевич Пушкин решает издать журнал «Современник». Однако популярностью у публики журнал не пользуется. В четвёртом томе этого журнала был впервые напечатан исторический роман «Капитанская дочка».

В 1837 году между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем Дантесом возник конфликт. Пушкин вызывает Дантеса на дуэль, и в результате получает смертельное ранение в живот.

Император Николай I, зная о тяжелом состоянии поэта, обещает обеспечить достатком семью и выплатить все долги. Впоследствии монарх выполнил все обещания. Умер поэт 29 января (10 февраля) 1837 года.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Интересно, что будущий классик русской литературы помнил себя с возраста четырех лет. Вспоминая это время, Пушкин рассказывал, что находясь на прогулке, он чувствовал колебания земли. Как раз в это время в Москве произошло последнее землетрясение.
  • Тогда же, в раннем детстве, произошла первая краткая встреча Пушкина с Александром I. Гуляя с няней, маленький Саша чуть не угодил под копыта коня императора. Трагедии удалось избежать – Александр удержал коня.
  • Александр Сергеевич Пушкин настолько любил книги, что собрал в домашнюю библиотеку более 3500 экземпляров.
  • Он также был полиглотом, знал много иностранных языков, среди которых: французский, греческий, латинский, немецкий и некоторые другие.
  • Кроме творчества, в жизни Пушкина было еще два больших увлечения – женщины и азартные игры. Обладая особым шармом и обаянием, он притягивал к себе особ женского пола. Первая влюбленность у поэта случилась еще в 16 лет. С тех пор и до конца своей жизни Пушкин питал особые чувства к женщинам.
  • Он также был заядлым картежником. Из-за этого поэт часто влезал в долги. Однако именно его любовь к картам и нужда в деньгах подстегивали Пушкина к написанию произведений, гонораром за которые он порою и гасил свои долги.
  • Пушкин по своей натуре был человеком саркастичным. Его шутки и издевки над друзьями и современниками нередко приводили к дуэлям.
  • Поэт участвовал в двух десятках дуэлей. В большинстве поединков друзьям Александра Сергеевича удавалось примирить дуэлянтов. Первая дуэль произошла, когда Пушкин был еще лицеистом. Последняя 29-я дуэль оказалась для него роковой.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Пушкина

Квест

Мы подготовили интересный квест о жизни Александра Сергеевича – пройти.

Тест по биографии

После изучения краткой биографии Пушкина рекомендуем проверить свои знания, пройдя небольшой тест:

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Проект по творчеству Пушкина

Открывая страницы романа «Евгений Онегин», погружаешься в неповторимый мир пушкинской эпохи: гуляешь по Летнему саду с Онегиным-ребенком, наблюдаешь надменную скуку петербургской гостиной, слышишь разговоры поместных хозяев «о вине, о псарне, о своей родне», переживаешь с Татьяной ее первую и единственную любовь, любуешься великолепными картинами русской природы, и удивительным образом та далекая эпоха становится близкой и понятной.

Знакомство с одним обычным днем Онегина дает представление о том, как проводили время молодые столичные дворяне 20-х годов прошлого века. День героя вроде бы насыщен до предела.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле
Три дома на вечер зовут.

Чем же заполнена жизнь Онегина? Прогулка по бульвару, роскошный обед в модном ресторане, театр, бал и позднее возвращение домой, когда уже пробуждается «Петербург неугомонный».

Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит.

Значит, жизнь столичной дворянской знати и трудового Петербурга проходит как бы в разном измерении, не пересекаясь и не соприкасаясь друг с другом. Описание гостей, собравшихся в Татьяниной гостиной, дает более полное оставление о высшем петербургском свете.

Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и розах, с виду злые,
Тут было несколько девиц,
Не улыбающихся лиц.

Меткая и точная характеристика этого группового портрета столичной знати позволяет увидеть в этих людях главное &#151 чопорность, надменность, высокомерие, фальшь и, как следствие, &#151 убийственную скуку этой блестящей и пустой жизни. Становится понятной онегинская хандра и разочарованность, глубокая скрытая грусть Татьяны, которым трудно жить и дышать в этой мертвящей атмосфере.

Московское дворянство, с которым знакомит нас автор на страницах своего романа, кажется проще, радушнее, естественнее. Но почему же тогда Татьяна, которую «развозят по родственным обедам», чувствует себя бесконечно одинокой и чужой? Ответ на этот вопрос мы находим в пушкинской строфе:

Татьяна вслушаться желает
В беседы, общий разговор,
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор,
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.

Значит, бездуховность, отсутствие каких-либо умственных интересов, застойность жизни московских дворян становятся основой их характеристики. Еще более усиливается убожество, пустота и примитивность существования в изображении провинциальных помещиков. Это, например, дядя Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно и мух давил». Таков и отец Татьяны, добродушный лентяй, который «в халате ел и пил и умер в час перед обедом». Но все-таки, рассказывая о повседневной жизни Лариных, Пушкин смягчает резкие сатирические краски, ибо его, безусловно, привлекает в этих людях простота и естественность отношений, отсутствие фальши, верность народным традициям и обычаям.

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили русские качели,
Подблюдны песни, хоровод.

Не случайно самые симпатичные черты этих простосердечных помещиков связаны с их близостью к русской национальной почве. Лучшие нравственные качества Татьяны берут начало в народной морали, ведь ее воспитывал не француженка-гувернантка, а крепостная няня. Недаром, охваченная любовью к Онегину, пушкинская героиня открывает душу этой неграмотной крестьянке как самому близкому человеку на свете. Но, когда читаешь диалог Татьяны с няней, возникает впечатление, что они говорят на разных языках, совершенно не понимая друг друга. Слишком велика пропасть, разделяющая бесправную крестьянскую женщину, выданную замуж в тринадцать лет, и влюбленную барышню. В скупом, немногословном рассказе «Филипьевны седой» звучит тема рабского положения русского народа, у которого отнято даже право любить. Но душа русского народа жива, она находит выражение в песне, которую поют дворовые девушки, «сбирая ягоду в кустах», в сказках, поверьях, обрядах и обычаях. Поэтому описание природы наполнено в романе картинками народной жизни, придавая ему живость, эмоциональность, национальный колорит.

Но чарующая красота «прелестного уголка», «где скучал Евгений», не находит отзвуков в его душе. Везде: и в светской гостиной, и в деревенской глуши &#151 его преследует модная и опасная болезнь века &#151 хандра. Причина ее коренится в том, что лучшие качества Онегина &#151 «резкий, охлажденный ум», наблюдательность, гуманность, порядочность &#151 остаются невостребованными. Ему невыносима скука петербургских салонов и примитивные интересы провинциальных помещиков. Единственный человек, вызывающий его симпатию и уважение, погибает от его же руки, потому что он не смог возвыситься над общественным мнением, которое глубоко презирал. Единственная женщина, которая могла бы сделать его счастливым, отвергнута им и становится женой другого, так как он больше всего ценил «вольность и покой». Попытка заняться литературным трудом окончилась неудачей, ибо «труд упорный ему был тошен». Преобразования, произведенные им в своих владениях, когда «ярем он барщины старинной оброком легким заменил», тоже не могут принести ему удовлетворения, ибо не способны решить проблему крепостного рабства в России.

Но проблема умственной жизни передовой дворянской интеллигенции раскрывается не только на образе Онегина, но и на образе его друга Ленского, в котором есть много привлекательных черт. В этих разных по характеру героях глубоко и полно выявляется интеллектуальный уровень молодого прогрессивно мыслящего дворянства. Их объединяют пытливый ум, эрудиция, интерес к разнообразным философским, историческим, экономическим, нравственным проблемам. Споры Онегина с Ленским питаются трудами английских, немецких, французских историков, философов, экономистов, обнаруживая их тяготение к западноевропейской культуре и оторванность от русской национальной почвы. Особенно остро это чувствует Татьяна, ставшая «равнодушною княгиней», «законодательницей зал». Какая глубокая грусть звучит в ее словах, обращенных к Онегину:

. Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище.

Может быть, эти самые светлые воспоминания вместе с впитанной с детства народной моралью дают Татьяне силы неукоснительно исполнять долг жены и хозяйки дома, отказавшись от любимого человека.

Проект по творчеству Пушкина

Автор: Медведева Ирина Александровна, воспитатель ГКОУ СО «Нижнесалдинский детский дом», города Нижняя Салда, Свердловской области.

Данный материал будет полезен воспитателям, учителям, родителям для знакомства детей школьного возраста (10-16 лет) с творчеством Пушкина во внеурочной деятельности.

Актуальность реализации проекта:
Если мы говорим о России и ее культурном наследии, первое имя, которое приходит на ум – Александр Сергеевич Пушкин, который является одним из ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в его душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку. Задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.

Цель:
Познавательное, воспитательное и эстетическое развитие воспитанников через творчество А.С.Пушкина.

Задачи:
— приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через творчество Пушкина;
— воспитывать любовь к чтению;
— развивать творческое воображение, фантазию;
— учить слушать и слышать;
— обогащение словарного запаса;
— развитие эмоциональной выразительности речи.

Автор проекта: Медведева Ирина Александровна.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Вид проекта: групповой.

Проблема: дети не имеют достаточно знаний о А.С. Пушкине и его творчестве.

Ожидаемые результаты:
— развитие интереса к творчеству Пушкина;
— развитие познавательной активности;
— расширение кругозора;
— развитие творческих способностей;
— формирование эмоциональной отзывчивости.

Место проведения: Нижнесалдинский детский дом.

Сроки проведения: сентябрь-октябрь 2014 года.

Режим работы: внеурочная деятельность.

Участники проекта: дети, воспитатель, библиотекарь.

Возраст детей: 10-16 лет.

Форма проведения: игровая деятельность, беседа, чтение, выставка книг, выставка рисунков, поделок, аппликаций на темы произведений Пушкина.

Материал и оборудование: книги Пушкина, его портрет, иллюстрации к его произведениям, материалы для творческой деятельности.

1 этап
Знакомство с темой, содержанием проекта. Подбор литературы, иллюстративного материала , материалов для творческой деятельности.

2 этап
Постановка проблемы:
Рассматриваем портрет А.С.Пушкина:
— вы знаете, кто на портрете? (ответы детей)
— действительно, это великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Мы Александру Пушкину эту встречу посвятим,
Наполнив всех волшебными стихами,
О Пушкине мы будем говорить
Поэзии приятными словами.

Пушкин был весьма талантливым человеком, он много написал различных литературных произведений и даже сказок. Предлагаю вместе знакомиться с его творчеством, изучать его произведения.

3 этап
3.1 Организация деятельности проекта
Игровая деятельность:
Сюжетные игры «Играем в сказку» (на сюжеты сказок Пушкина), игра-путешествие в страну сказок Пушкина.
Цель:
— развивать фантазию, эмоциональную выразительность речи, умение выполнять роли.

Словесные игры: «Угадай откуда этот отрывок», «Чей это предмет», «Закончи фразу», «Подскажи словечко».
Цель: обогащать словарный запас, развивать память.

3.2 Художественно-речевая деятельность:
— чтение произведений Пушкина;
— совместное чтение сказок, чтение по ролям;
— викторина по сказкам Пушкина;
— конкурс загадок;
— составление и отгадывание кроссвордов по произведениям Пушкина

Беседы «Что мы знаем о жизни А.С. Пушкина», «Пушкин для детей», «Поговорим о сказках Пушкина»
Цель:
— познакомить детей с жизнью и творчеством Пушкина;
— обогащение знаний;
— воспитывать любовь к чтению;
— развивать познавательную активность.

3.3 Музыкально-театрализованная деятельность
Театр-драматизация по сказкам Пушкина. Музыкальная гостиная слушание музыки на темы произведений Пушкина.
Цель: развивать эмоциональную отзывчивость, учить выразительно исполнять роли, учить слушать и понимать музыку.

3.4 Художественно-эстетическая деятельность:
— конкурс рисунков по сказкам Пушкина;
— аппликация на темы сказок;
— выставка поделок по произведениям Поэта;
— выставка книг Пушкина;
— лепка «Сказочный герой»
Цель: развивать творческое воображение, художественный вкус, способность к созданию выразительного образа, воспитывать аккуратность в работе.

3.5 Литературный праздник «В гости к Пушкину»

Цель: развивать интерес к творчеству Пушкина, воспитывать любовь к чтению, вызвать гордость и уважение к творчеству великого классика русской литературы.

4 этап Продукт проектной деятельности
— выставка рисунков, поделок по произведениям Пушкина;
— картотека крылатых фраз по произведениям Пушкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: