Проект мертвые души гоголь

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» &#151 произведение сатирическое. Эта смешная и веселая книга тем не менее наводит читателя на грустные раздумья о судьбе России и ее народа. Особенностью гоголевского таланта было органическое сочетание комического и трагического. Поэтому в «Мертвых душах» смешные сцены и характеры только более ярко оттеняют общую трагическую картину русской действительности 30-х годов XIX века. Гоголь был убежден в том, что одним из самых действенных средств преобразования общества является осмеяние типических пороков, которые мешают его дальнейшему развитию. Поэтому автор широко использует в поэме сатирические изобразительные средства.

С иронией описывает Гоголь приметы типичного губернского города, который мы видим глазами недавно приехавшего Павла Ивановича Чичикова. Это и дома, затерянные среди широкой, как поле, улицы, и почти смытые дождями нелепые вывески с кренделями и сапогами, среди которых выделяется гордая надпись: «Иностранец Василий Федоров». Юмористически изображенный городской пейзаж дает представление не только о внешнем виде города, но и о жизни его обитателей, их общем культурном уровне. Побывав в городском саду, Чичиков увидел деревца, которые были не выше тростника. Однако в газетах говорилось о том, что город украсился садом «из тенистых широколиственных дерев». Патетические строки местного журналиста особенно подчеркивают убожество этого небогатого, неблагоустроенного города, где за два рубля в сутки проезжающий может получить в гостинице «покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов», или пообедать в трактире блюдом двухнедельной давности.

Иронически рисует в поэме автор также портреты помещиков и чиновников. Называя Манилова «весьма обходительным и учтивым», автор характеризует героя словами из его же лексикона. Именно таким хочет казаться этот помещик, таким и воспринимают его окружающие. Глаза Манилова Гоголь сравнивает по сладости их взгляда с сахаром, подчеркивая приторную слащавость. Описывая внешность Собакевича, писатель сравнивает его со средней величины медведем, остро-иронически сближая образ героя с животным. Это позволяет выявить характерные особенности этого персонажа: его животную сущность, полное отсутствие в нем эстетического чувства, высшего духовного начала. Этой цели подчинено и уподобление мебели Собакевича самому хозяину. «Стол, креслы, стулья &#151 все было самого тяжелого и беспокойного свойства». Ирония в характеристике Ноздрева связана с противоречием между ее первой частью, называющей подобных ему людей хорошими товарищами, и следующим замечанием, что «при всем том бывают весьма больно поколачиваемы».

Помимо иронических характеристик героев. Гоголь насыщает поэму комическими ситуациями и положениями. Например, запоминается сцена между Чичиковым и Маниловым, которые уже несколько минут не могут пройти в гостиную, потому что настойчиво уступают друг другу эту почетную привилегию, как культурные, деликатные люди. Одной из лучших комических сцен поэмы является эпизод посещения Чичиковым помещицы Коробочки. В этом блистательном диалоге между дубинноголовой Настасьей Петровной и предприимчивым дельцом передается вся гамма чувств героини: недоумение, растерянность, подозрительность, хозяйственная осмотрительность. Именно в этой сцене полно и психологически убедительно раскрываются основные черты характера Коробочки &#151 жадность, упорство и тупость.

Комические ситуации в поэме связаны не только с помещиками и чиновниками, но и с людьми из народа. Такой сценой, например, является разговор кучера Селифана с дворовой девкой Пелагеей, которая, указывая дорогу, не знает, где право, где лево. Этот лаконичный эпизод говорит о многом: о крайнем невежестве народа, его неразвитости и темноте, что явилось следствием многовекового крепостного рабства. Те же негативные черты народа подчеркиваются комической сценой между дядей Митяем и дядей Миняем, которые, услужливо бросившись разобрать лошадей, запутались в постромках. Даже грамотный крепостной Чичикова Петрушка воспринимается как пародия на образованного человека, ибо он получает удовольствие от умения складывать буквы в слова, абсолютно не вдумываясь в их смысл.

Если в описании внешности героев автор широко применяет иронию, то в раскрытии внутреннего мира помещиков и чиновников он использует сарказм. Знакомство с разными типами обитателей барских усадеб при всех индивидуальных особенностях их характеров вскрывает в них общие черты праздности, паразитизма, пошлости, духовной пустоты. Ведь и безалаберный прожектер Манилов, и хозяйственный Собакевич, и аккуратная прижимистая Коробочка живут трудом своих крепостных, которые обеспечивают им безбедную, бездеятельную жизнь. Среди помещиков, изображенных в поэме, можно выделить тип кулака, крепкого хозяина, занятого накоплением денег, к которому относятся Собакевич и Коробочка. В отличие от них Ноздрев и Манилов не озабочены собиранием денег. Наоборот, Ноздрев бессмысленно и безалаберно тратит их на картежные игры, попойки или покупку ненужных предметов. Манилова же откровенно обворовывают и управляющий, и ключница, и прочие слуги, а он погружен в свои &#151 неосуществимые, далекие от действительности мечты. Значит, и бездумное расточительство одних помещиков, и стяжательство других свидетельствуют о моральном вырождении дворянства в России.

Саркастически изображая в поэме чиновничество. Гоголь выявляет в нем такие отвратительные черты, как взяточничество, казнокрадство, недобросовестность, убожество интересов. Если такие люди находятся на государственной службе, значит, административная система царской России не отстаивает законность и порядок, а плодит зло и произвол. А это является ярким доказательством антинародного характера государственного аппарата.

Кроме иронии и сарказма. Гоголь использует в поэме гротеск в изображении самого отвратительного героя &#151 Плюшкина. Он являет собой последнюю степень деградации, полную омертвелость души. Он даже внешне потерял человеческий облик, ведь Чичиков, увидя его, не сразу понял, какого пола эта фигура. В этом зловещем старике давно умерли все привязанности и родственные чувства. Ему безразличны судьбы своих детей и внуков. Он отгородился от всего мира в мрачном эгоистическом одиночестве. Из его души выветрилось все, кроме скупости, перешедшей все разумные пределы. Мелочное стяжательство Плюшкина превратилось в свою противоположность. Именно образом Плюшкина Гоголь в полной мере раскрывает всю глубину преступления помещиков перед своим народом.

Почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?

Гоголь сжег второй том «Мертвые души» в ночь на 24 февраля. До этого он много постился и чувствовал себя неважно, хотел сжечь бумаги, а бросил рукопись. Он на следующий день очень пожалел о своем поступке, но ничего поделать уже было нельзя. Через 9 дней писатель скончался. Сожжение второго тома было случайностью, а смерть Гоголя могла просто совпасть по времени.

О чем был второй том «Мертвые души»

Есть мнение, что Гоголь просто пожалел школьников будущих времен, предвидя появление «Войны и мира» Толстого, однако скорее всего дело было не так. Гоголь любил свою поэму, он работал над ней очень долго и тщательно. Писатель планировал создать русский вариант «Божественной комедии», в котором он не только собирался изобличать пороки общества, но и показать все лучшее, что было или должно было быть в человеке по его мнению. Проведя Чичикова через ад и чистилище вознести его в рай. Однако мне кажется, что по ходу работы уже над вторым томом писатель почувствовал, что замысел его терпит крах. Он не мог подняться из созданного самим собой ада. А раз так, то и второй том теряет смысл, тем более третий. Вот и сжег его писатель, разочарованный в обществе, не найдя в нем места раю.

Учебный проект по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» «Усадьба и ее владелец»

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. З.Я. Лавровского муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края Учебный проект по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». «Усадьба и ее владелец» Автор проекта – Голикова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Боже, как грустна наша Россия! А.С.Пушкин

Основополагающий вопрос Как через описание усадьбы раскрываются образы помещиков в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя?

Проблемные вопросы 1.Какие художественные приемы использует автор для раскрытия образов помещиков? 2.Какие черты объединяют изображенных Гоголем персонажей? 3. С какой целью Гоголь строит 2-6 главы по одному принципу? В чем смысл такого построения? 4.Можно ли утверждать, что Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Плюшкин – образы — типы? 5. Как через образ сада Гоголь дает своим героям возможность духовного возрождения?

Дидактические цели сформировать представление о художественном своеобразии поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». помочь понять самобытность произведения Гоголя. показать, как через художественное произведение проецируется Россия современная

Методические задачи научить школьников определять художественные приемы и средства характеристики героев в произведении. развивать опыт коллективного исследования, самостоятельного учения с использованием ИКТ. формировать навык сопоставления нескольких источников информации и умение делать собственные выводы.

Краткая аннотация проекта Современные подростки неохотно знакомятся с произведениями Николая Васильевича Гоголя, потому что читателей и писателя разделяет огромное временное пространство. Для того, чтобы стимулировать познавательный интерес учащихся к изучению данного произведения, был создан проект «Усадьба и ее владелец», рассчитанный на учащихся 9 классов. Тема описания усадьбы как средства характеристики помещика освещена в литературной критике недостаточно, что и определяет актуальность ее исследования. Метод проектов позволяет превратить уроки в интересное, увлекательное путешествие по страницам гениального литературного произведения XIX века.

Темы самостоятельных исследований учащихся 1. Усадьба как средство характеристики помещика в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» ( сообщение) 2.Усадьба Манилова (презентация) 3.Усадьба Ноздрёва (презентация ) 4.Усадьба Коробочки (презентация) 5.Усадьба Собакевича (презентация) 6.Усадьба Плюшкина (презентация) 7.Сад как символ живой души ( сообщение) 8.«Герб как форма выражения героя» (презентация рисунков учащегося)

Выводы В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя представлена целая галерея типов помещиков-крепостников. Аккуратно и тщательно рисуя нравы и характеры хозяев патриархальных усадеб, автор ярко и незабываемо раскрыл основные черты русского дворянства: расточительство, умственное и нравственное убожество, паразитизм. В произведении усадьба выступает и как художественный образ, и как средство характеристики персонажей. Каждая деталь усадьбы подчинена раскрытию сущности ее владельца.

Ожидаемые результаты После завершения проекта учащиеся смогут: 1) Понять смысл оксюморона в названия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»; 2) Создавать проблемную ситуацию и разрешать ее; 3) Анализировать художественный текст; 4). Взаимодействовать в группах; 5) Формулировать свою точку зрения и аргументированно ее доказывать; 6) Работать с информацией (поиск, обобщение, выделение главного, анализ). 7) Оформлять результаты исследования на современном уровне, используя различные программы, предлагаемые компьютерными технологиями и ресурсами сети Интернет

Урок –семинар по теме «Как через описание усадьбы раскрываются образы помещиков в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя ? Цели: – Раскрыть образы помещиков через характеристики их усадеб – Выделить главные черты характера каждого помещика. – Приобщать учеников к исследовательской работе; – Развивать интерес к творчеству Н.В.Гоголя, умение работать в коллективе. Ход урока. 1.Вступительное слово учителя о правилах проведения семинара на литературную тему 2. Реализация проекта 1 группой «Описание усадьбы как средство характеристики помещика в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» ( сообщение) 3. Реализация проекта 2 группой «Герб как форма выражения героя (презентация рисунков учащегося) 4. Реализация проекта 3 группой «Усадьба Манилова» (презентация) 5. Реализация проекта 4 группой «Усадьба Ноздрёва» (презентация ) 6.Итоги урока

Урок – семинар по теме «Усадьба и ее владелец» Цели: — выявить приемы и средства создания характеров помещиков -обучать умению определять принципы типизации социальных явлений — углубить и обобщить знания, приобретенные учащимися при изучении творчества писателя Ход урока. 1. Вступительное слово учителя « Галерея типов помещиков-крепостников» 2. Реализация проекта 5 группой «Усадьба Коробочки» (презентация) 3. Реализация проекта 6 группой «Усадьба Собакевича»(презентация) 4. Реализация проекта 7 группой «Усадьба Плюшкина» (презентация) 5. Реализация проекта 8 группой «Сад как символ живой души»( сообщение) 6.Подведение итогов проекта.

Список используемых ресурсов 1.Н.В.Гоголь. «Мертвые души»,- М., 2001г. ( серия книг «Школьная программа» разработана специально для учащихся, прекрасная помощь в подготовке к уроку) 2. http://alina.artonline.ru/artist_gallery/raduga (иллюстрации к поэме) 3. http://revizor.net/ (сайт, посвященный жизни и творчеству писателя, здесь можно найти сведения о биографии, воспоминания современников, произведения) 4. www.teatr.ru, ishop.top-kniga.ru, www.bestbilet.ru, starat.narod.ru ( иллюстрации, использованные в презентации) 5. http://do.rksi.ru/library/courses/lit10/v-t2_5.dbk (требования к знаниям и умениям учащихся в процессе изучения поэмы Гоголя) 6.http://refu.ru/refs/43/8856/1.html (авторы работы предлагают подробный анализ образов помещиков) 7. http://rushkolnik.ru/docs/index-27703151.html (Художественное пространство в произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Голикова Галина ВикторовнаНаписать 3593 04.05.2014

Номер материала: 94788050439

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

    04.05.2014 617
    04.05.2014 1697
    04.05.2014 1686
    04.05.2014 763
    04.05.2014 1976
    04.05.2014 1166
    04.05.2014 7839

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Проект мертвые души гоголь

Души «Мертвые и живые» в поэме Н.В.Гоголя
Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», сюжет которых, как и сюжет «Ревизора», был ему подсказан Пушкиным. «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», — пишет он Пушкину. Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы — «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Наверное, именно поэтому понятие «мертвые души» в гоголевской поэме постоянно меняет свой смысл, переходя из одного в другой: это не только умершие крепостные крестьяне, купить которых решил аферист Чичиков, но и духовно омертвевшие помещики и чиновники.
Центральное место в первом томе занимают пять «портретных» глав (со второй по шестую). Эти главы,- построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20— 30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому упадку. Гоголь дает эти главы в определенном порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (2 глава) сменяет мелочная Коробочка (3 глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева (4 глава) — прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает эту галерею помещиков Плюшкин — скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения.
С большой выразительностью в «портретных» главах дана картина упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грез, Манилова, к «дубинноголовой» Коробочке, от нее — к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздреву, далее — к оскотинившемуся кулаку Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и разложение представителей помещичьего мира. Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества, того класса, который является вершителем судеб государства.
Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова. «На взгляд он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». Раньше он «служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером». Живя в поместье, он «иногда приезжает в город. чтобы увидеться с образованнейшими людьми». На фоне обитателей города и поместий он кажется «весьма обходительным и учтивым помещиком», на котором лежит какой-то отпечаток «полупросвещенной» сред ы. Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер, рассказывая о его отношении к хозяйству и .времяпрепровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полнейшую пустоту и никчемность этого «существователя».
Писатель подчеркивает в характере Манилова его слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова не было никаких живых интересов. Он не занимался хозяйством, передоверив его приказчику. Он даже не знал, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Вместо тенистого сада, обычно окружавшего барский дом, у Манилова «только пять-шесть берез. » с жидкими вершинами.
Свою жизнь Манилов проводит в праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же 14-й странице. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами» (проектами), вроде постройки подземного’ хода в доме, каменного моста через пруд. Вместо настоящего чувства — у Манилова «приятная улыбка», вместо мысли — какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности — пустые мечты.
Другим представителем «мертвых душ» в поэме мы назовем Плюшкина. Это «прореха на человечестве». Все человеческое умерло в нем, в полном смысле слова это мертвая душа. К такому выводу ведет нас Гоголь, развивая и углубляя тему духовной гибели человека. Деревенские избы села Плюшкина имеют вид «особенной ветхости», барский дом выглядит «инвалидом», бревенчатая мостовая пришла в негодность. А каков хозяин? На фоне жалкой деревушки перед Чичиковым предстала странная фигура: не то мужик, не то баба, в «неопределенном платье, похожем на женский капот», таком рваном, замасленном и заношенном, что «если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош».
Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелец тысячи душ, у которого кладовые, амбары и сушильни полны были всякого добра. Однако все это добро гнило, портилось, превращалось в труху. Отношения Плюшкина к покупщикам, его хождения по селу за сбором всякой дряни, знаменитые кучи хлама на его столе и на бюро выразительно говорят о том, как скряжничество приводит Плюшкина к бессмысленному накопительству, приносящему его хозяйству одно разорение. Все пришло в полный упадок, крестьяне «мрут, как мухи», десятками числятся в бегах. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем подозрительность к людям, недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.
У Плюшкина нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него дороже людей, в которых он видит только мошенников и воров. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — восклицает Гоголь.
Вся галерея образов, данная в первом томе «Мертвых душ», убедительно раскрывает внутреннее убожество и косный, затхлый вид крепостников-душевладельцев. Герои Гоголя — не Онегины и Печорины, а то поместное дворянство, которое представлено на. балу у Лариных.
«Мертвым душам» поэмы противопоставлены «живые» — народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный. С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народа пишет о нем Гоголь. Он видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и одичание крестьян, которые явились результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево, плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности.
Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу «бойкого народа» и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорит о трудолюбии народа, смелости и удали, выносливости и жажде свободы. Крепостной богатырь, плотник Пробка «в гвардию годился бы». Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников — «что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо». А Еремей Сорокоплехин «одного оброку приносил по пятьсот рублей!».
Вот беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не выдержала его душа гнета неволи, потянуло его на широкий волжский простор, он «гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами». Но нелегко ему ходить с бурлаками, «таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремление народа к другой жизни, к прекрасному будущему.
Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы всего народа, любовь к родине, дают Гоголю силы верить в ее великое будущее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: