Прочитайте роман пушкина дубровский текст произведения

Замысел романа «Дубровский» возник в конце сентября 1832 года. Пушкин в сентябре 1832 года встретился в Москве с П.В.Нащокиным и услышал от него рассказ о прототипе Дубровского – белорусском дворянине Островском. В это время Пушкин работал над повестью дворянине-пугачевце, которого перипетии его личной судьбы делают соучастником крестьянского бунта, и поэтому история Островского произвела на Пушкина большое впечатление, она легла на почву, подготовленную предшествующими его размышлениями и художественной работой.

Истинное происшествие, случившееся в начале 1830-х годов с небогатым дворянином, «который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других», становится основой романа «Дубровский».

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.

Основой романа «Дубровский» является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа:
дружба противостоит сцене суда,
встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью,
тишина похорон нарушается грозным заревом пожара,
праздник в Покровском завершается ограблением,
любовь – бегством,
венчание – сражением.
Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее автор использует ретроспективу, т.е. прием возвращения в прошлое. Важную роль играет в романе конфликт.

» Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в «Дубровском» как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой – о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова…»1

Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство – разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.

Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.

Прочитайте роман пушкина дубровский текст произведения

Название работы: Произведение: Дубровский

Категория: Конспект урока

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Цели урока: 1 Познакомить учащихся с жанром романа. 2 Познакомить учащихся с историей создания романа Дубровский. Пушкина Сегодня Вова как раз подготовил нам небольшое сообщение о происхождении жанра романа.

Дата добавления: 2014-05-30

Размер файла: 18.94 KB

Работу скачали: 9 чел.

Домашнее задание на понедельник – внимательно прочитать в учебнике раздел «Для вас, любознательные!» на странице 164 (история создания романа) и раздел «О романе «Дубровский» на странице 162. Быть готовыми кратко рассказать историю создания.

Индивидуальное задание: кратко рассказать о романе, как жанре литературы.

Всем иметь с собой текст произведения.

Тип урока : Комбинированный.

Цели урока : 1) Познакомить учащихся с жанром романа. 2) Познакомить учащихся с историей создания романа «Дубровский». (озвучить цели).

__________________________________________
Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас на столах. У всех должен быть с собой текст произведения. Успокоились? Все готовы? Садитесь.

Сегодня мы должны с вами хорошо поработать, тема очень интересная. Текст, с которым мы работаем, тоже очень интересен.

Все вы прочитали «Дубровского». Понравилось ли оно вам? Наверняка каждый из вас выделил любимых и нелюбимых героев? Хорошо

Скажите, ребята, что нужно сделать в первую очередь перед тем, как начать изучать текст, анализировать его? (определить жанр)

Какие жанры литературы вы знаете? (повесть, рассказ, роман (!)). Верно, а какому жанру относится произведение А.С. Пушкина Сегодня Вова (?) как раз подготовил нам небольшое сообщение о происхождении жанра романа. Пожалуйста, Вова(?).

Теперь давайте с вами запишем несколько определений, дабы мы могли разобраться с нашим текстом.

Сейчас кто-нибудь один прочитает нам из учебника определение «романа». Пожалуйста, Захар. Откройте страницу 164 в учебнике. Захар, прочитай нам определение.

Роман (фр. Roman — повествование) – крупное эпическое произведение с разветвленным, развернутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.

Другие ключевые определения:

Роман (фр. Roman — повествование) — большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Ребята, а что такого вы услышали во втором определении, чего не было в первом? (сюжет разветвлен, много действующих лиц).

А кто из вас может объяснить что такое сюжет?

Сюжет (фр. Sujet – предмет, содержание) — последовательность и связь событий в художественном произведении.

Скажите, текст «Дубровского» имеет названные нами основные черты – широкое пространство, значительное время, многообразие действующих лиц, разветвленный сюжет? (имеет). Значит, «Дубровский» — это… (роман).

Скажите, а это первое ваше знакомство с жанром романа, или вы уже с ним встречались? (первое).

Итак, Вова рассказал нам о жанре романа, мы определили, что «Дубровский» — это роман. Теперь нам пора обозначить тему, для которой мы оставили место. Что ж, тема нашего сегодняшнего урока «Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел».

Для жанра романа не является редкостью тот факт, что основой для его написания служат реальные события. Дома я просил вас прочитать в учебнике раздел об истории создания романа. Давайте проверим насколько внимательно вы читали. Закройте учебники. Сейчас вы будете отвечать на вопросы об истории создания романа.

1) Какова фамилия Пушкинского друга, рассказавшего ему историю, которая послужила основой для написания романа? (Нащокин)

2) А кто послужил прообразом для Дубровского? (бедный дворянин Островский)

3) А что общего у Островского с Дубровским? (бедный дворянин, судился с соседом за землю, был выгнан из именья, остался с одними крестьянами, начав разбойничать).

4) Ребята, а кто-нибудь знает, почему Пушкин не оставил главному герою фамилию Островского, а поменял ее на Дубровского? (потому что существует другая легенда).

Существует легенда, частично, правда, подтвержденная историческими фактами (ребята, слушаем внимательно, вы должны услышать, что общего у легенды с текстом Пушкина, и какова связь этой легенды с рассказом Нащокина):

«Предание рассказывает, что в давние времена жил во Владимирском уезде в селе Язвицы некий помещик Дубровский. В молодости он был офицером, а потом, выйдя в отставку, вел беспорядочную жизнь, враждовал с соседями по имению и, будто бы, составив из своих крепостных шайку, не гнушался разбойничать на большой дороге — «владимирке». Однако потом барин-грабитель влюбился в дочку одного из землевладельцев, но ее родители отказали ему. Тогда Дубровский решил похитить невесту, но погоня, посланная вдогонку, настигла беглецов за деревней Болдино на пути в Москву. В итоге девушку выдали замуж за другого. А Дубровский, потрясенный крахом своих надежд, полностью переменил образ жизни, обратился к Богу, щедро жертвовал на храмы и монастыри, а потом выстроил церковь и в своей усадьбе. Рядом с ней его и схоронили. Узнав во время посещения окрестностей Язвиц (к тому времени это село именовалось Омофорово) об истории Дубровского, Пушкин, поразился тому, что деревня, близ которой настигли влюбленных, называется так же, как его родовое имение. Запомнив услышанное, Александр Сергеевич, будто бы, и дал его фамилию главному герою нового романа, позаимствовав и кое-что из биографии того самого Островского».

Итак, ребята, как вы поняли – Дубровский это образ, включающий в себя сразу двух исторических персонажей – Островского и Дубровского. Собственно, мы можем сказать, что и сюжет романа по большей части имеет исторические корни.

А кто нам скажет, в какие годы происходит действие романа? Дам вам прямую наводку: В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года . А теперь прочитайте первое предложение первой главы. (значит, действие происходит в 1820-е годы). В курсе истории вы еще не дошли до этого времени, но, тем не менее, попробуйте, опираясь на свои знания, сказать, что это за время было для России? Что тогда происходило? (царская власть, крепостное право, сословное деление, дворяне и крестьяне – основные сословия. У дворянина было имение, была земля, были крепостные крестьяне. Жениться или выходить замуж можно было только за человека своего же сословия. Те, кто ниже статусом, не считались за людей).

Итак, ребята, все верно. Теперь для нас стала понятной ситуация в России начала 19го века и, как следствие, понятнее события, происходящие в романе «Дубровский». В начале урока мы поставили с вами две цели (напомнить цели). Достигли ли мы их? (Достигли). Что ж, вы все молодцы. Теперь запишем домашнее задание.

Резервное задание : рассмотреть концовку произведения и сравнить с легендой (дети сами должны найти разночтения и сходства).

«Дубровский». Две экранизации романа А.С. Пушкина

Роман А. С. Пушкина «Дубровский» школьники изучают в шестом классе. Конечно, хорошо, что прикосновение к шедеврам пушкинской прозы происходит так рано. Поэтому честь и хвала составителям школьной программы.

Однако задумаемся: что поймёт двенадцати-тринадцатилетний человек, прочитав произведение? В основных моментах сюжета, безусловно, разберётся. Без труда перескажет ключевые сцены: ссора Троекурова и Дубровского-отца, болезнь и смерть последнего, месть Дубровского-сына отцовскому обидчику, затем любовь Владимира к Маше и печальная развязка. Не исключено, что кропотливый учитель приведёт своих подопечных к постижению – хотя бы частичному – авторской мысли, научит на благодатном материале романа характеризовать и сопоставлять героев, находить выразительные средства и т.п. И всё же роман не рассчитан на детское восприятие – с ним нужно знакомиться, имея за плечами хоть какой-то жизненный опыт.

Одиннадцатиклассник возвращается к роману «Дубровский» при подготовке к ЕГЭ по литературе. Когда дело идёт к совершеннолетию, эта книга становится понятнее, а переживания героев – ближе. Правда, нехватка времени (да и желания – что греха таить!) не всегда позволяет выпускнику до конца проникнуться атмосферой пушкинского произведения.

Отсюда вывод: чтобы понять и полюбить роман «Дубровский», его желательно прочитать, будучи взрослым — когда позади школа и вуз, когда никто не требует, не подгоняет, не навязывает хрестоматийных формулировок и шаблонных мыслей. Тогда появляется возможность читать по-настоящему – размышляя и наслаждаясь прекрасным пушкинским языком. А прочитав – получить эстетическое удовольствие от фильмов, снятых по роману.

Предлагаем посмотреть две экранизации романа «Дубровский» — старую (1936 года) и современную, созданную в 2014 году. Каждый из фильмов по-своему ценен и интересен. Первый – одно из замечательных произведений советского кинематографа. Второй – свидетельство того, что и в двадцать первом столетии проблемы, затронутые Пушкиным в романе, остаются актуальными (действие произведения перенесено в наши дни).

Приятного просмотра. И не забудьте прочитать на нашем сайте рецензию на современную экранизацию «Дубровского»:

Тема: Повесть А. С. Пушкина «Дубровский» Цели: ознакомить уч-ся с романом «Дубровский»

Назва Тема: Повесть А. С. Пушкина «Дубровский» Цели: ознакомить уч-ся с романом «Дубровский»
Дата конвертації 23.05.2013
Розмір 70.82 Kb.
Тип Документи
джерело

Тема: Повесть А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели: ознакомить уч-ся с романом «Дубровский» и его проблематикой, формировать навыки выразительного чтения и анализа произведения, развивать мышление, коммуникативные умения уч-ся, воспитывать лучшие моральне качества. Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести «Дубровский», выставка книг А.С.Пушкина.

«.. он рожден был для иного назначения. »

Имя А.С.Пушкина известно нам из детства. Когда берёшь какую-нибудь книгу с его произведениями, так и хочется сказать : « Здравствуйте, дорогой Александр Сергеевич!» И сразу в памяти всплывут яркие образы героев сказок: царь Салтан, Балда, царевна и богатыри, Руслан и Людмила, говорящая голова, Черномор и ,конечно, ученый кот, рассказывающий сказки. Каждая встреча с замечательным поэтом-это радость,восторг,удивление. А чтобы вспомнить сказки Пушкина, мы проведём небольшую литературную викторину.

Литературная викторина ( учитель зачитывает отрывки из сказки, а учащиеся называют её)

« Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года» (Сказка о рыбаке и золотой рыбке)

«Жил-был славный царь Дадон, Смолоду был грозен он…» ( Сказка о золотом петушке)

«Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару» (Сказка о попе и работнике его Балде)

«Царь с царицею простился, И в дорогу снарядился, А царица у окна Села ждать его одна…» (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

« Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» ( Сказка о царе Салтане)

Сегодня мы познакомимся с новым для нас Пушкиным- мастером прозы. Вы прочитали произведение Пушкина «Дубровский».При жизни автора оно не было напечатано. Великий поэт в свой «жестокий век» восславивший свободу, протестовавший против гнета самодержавия, в своих произведениях размышлял о судьбе людей, о проблемах Добра и Зла, о значении человека в судьбе государства. 2.Сообщение темы и целей урока.Запись темы в тетрадь.

3. Сообщение учеников – историков:

— Экскурс в историю России; — история написания произведения.

(Над романом «Дубровский» А. С. Пушкин работал с 21 октября 1832 г. по 6 февраля 1833 г. Он не был завершен. При жизни поэта роман не был опубликован. Издатели назвали рукопись по имени главного героя. Известно, что в основу романа легло сообщение Нащокина Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский. который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить. » (П. И.Бартенев). Известно также, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е гг.

В романе представлены два поколения. История жизни отцов, во многом принадлежащих екатерининской эпохе, сопоставлена с судьбами детей. Роман выявляет отношение человека и общества, взаимодействие человеческих желаний и законов среды. В романе социальный закон вмешивается в отношения людей, нарушает человеческие связи и привязанности. История жизни отцов оказывается в этом смысле прелюдией трагедии детей. Ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы. Самые сильные человеческие чувства не способны победить предрассудки общества. Троекуров оказывается виновником разорения и смерти друга, а Владимир Дубровский и Маша Троекурова не могут соединиться, хотя любят друг друга.

4.Беседа с учащимися. Анализ произведения.

Учитель: В романе «Дубровский» А.С.Пушкин с беспощадной силой обнажил произвол, самодурство дворян в лице Троекурова и князя Верейского, подлость и низость их прихлебателей Шабашкина и Спицына, готовых совершить любое клятвопреступление. Резко противостоит этому миру всевластия, жестокости, духовного оскудения иной мир- это люди из народа, дворяне Дубровские (отец и сын). Они описаны в романе с глубоким авторским сочувствием.)

-Давайте найдем в тексте, что рассказывает о молодом Дубровском А.С.

Обратимся к 3 главе романа. («Владимир Дубровский воспитывался в

— Что мы узнали о нем? Какие черты характера проявились в Дубровском в
Петербурге?

-Отправимся вместе с молодым Дубровским в Кистеневку. Какие чувства испытывает он? Подтвердите текстом.

  • Кто встретил в Кистеневке Владимира Дубровского?
  • Почему дворня высыпала, когда он приехал?
  • Какова авторская оценка?

— Обратимся к тексту 5 главы. Где мы видим Владимира Дубровского после похорон отца?

  • Зачитать текст. Эпизод «В Кистеневской роще».
  • Какие чувства его волновали?
  • Каково его душевное состояние?
  • Что помогает более точно понять это?
  • Заметили ли вы какую-нибудь связь между тем, что переживает Владимир, и окружающей его природой?
  • Какие чувства он вызывает у вас?

— Что говорит этот эпизод об отношении автора к своему герою? (А.С.Пушкин обычно рисует на фоне природы только любимых своих героев, так как для него это знак богатства души, глубокой внутренней красоты. Что еще раз подтверждает, что автор любит своего героя, сочувствует ему.Рисуя своего героя на фоне природы, А.С.Пушкин тем самым подчеркивает его богатый внутренний мир, выражает свое отношение.)

  • Что еще можно дописать к характеристике Владимира Дубровского?
  • Какие же обстоятельства заставили В.Дубровского стать разбойником?

— Дубровский думает о мести, а в доме Троекурова появляется учитель Дефорж. Какой эпизод характеризует Дефоржа?

  • Как повел себя Дефорж в испытании на храбрость?
  • Какие черты характера подчеркивает автор?
  • Сопоставьте Дефоржа и Дубровского. — Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова?

Почему он не стал мстить Троекурову? (Зачитайте текст. Глава 12).

  • Какая история случилась с Анной Савишной Глобовой? Как эта история помогает понять отношение автора к разбойнику Дубровскому? Каково отношение автора к герою?

— Обратите внимание на эпиграф к уроку «.. .он рожден был для иного назначения. ».

  • Как вы думаете, о каком назначении идет речь? (семья, покой)
  • А если бы он мстил Троекурову, что бы изменилось?
  • Каким бы он стал?
  • Почему А.С.Пушкин не требует от Дубровского прямой мести Троекурову?
  • Только ли в злой воле Троекурова причина несчастий Дубровского? Почему чиновники на стороне Троекурова?

(Дубровский был рожден для иной жизни. Он мечтал о женитьбе, семье, был ласковым и нежным. Если бы стал мстить Троекурову, то уподобился бы ему. Поэтому Пушкин и не требует от Дубровского прямой мести своему обидчику. Ведь причина несчастий Владимира Дубровского не в злой воле одного Троекурова: закон был на стороне богатого помещика.

-В каких еще сценах мы видим авторскую оценку? Обратимся к сцене последнего свидания с Марьей Кириловной. Зачитаем текст. (Глава 15). Охарактеризуйте Дубровского. — В последней главе мы видим раненого Дубровского. Каким автор рисует отношение разбойников к своему предводителю?

  • Каким изображает автор Дубровского во время боя?
  • Идеализирует ли А.С. Пушкин своего героя?
  • Как характеризует Дубровского его последняя речь перед разбойниками? (Зачитать).
  • Каким рисует А.С.Пушкин предводителя разбойников в сравнении с теми, кто управляет губернией и имеет вес в обществе?

(Запись вывода в тетрадь:

Пушкин не идеализирует своего героя, но разбойник в романе гораздо благороднее тех, кто управляет губернией, кто должен заботиться о своем народе. Владимир Дубровский, по мнению автора, не разбойник, не мститель, а просто несчастный, одинокий человек, который не может противостоять существующим законам. 5. Интервью с главным героем ( ученик- журналист и ученик-актер )

Я думаю, это произведение не оставит Вас равнодушными к судьбам людей, к проблемам общества.Ведь литература не только является отражением действительности, но и пробуждает в читателе желание бороться с негативными явлениями жизни, воспитывает лучшие человеческие качества.

( Выступление ученика-библиотекаря «Презентация произведений А.Пушкина)

Учитель: А.С. Пушкин – выдающийся литератор, мастер художественного слова, он умеет «растревожить сердца» своих читателей. Я думаю вы обязательно прочтёте и другие произведения поэта. И наш урок я хотела бы завершить строками своего стихотворения «Письмо Пушкину»:

Под весенние трели ночные,

Я пишу Вам письмо неспеша.

Я спрошу о мечтах и о жизни,

И скажу душой не кривя:

Ваши строки — отрада моя.

Я люблю Ваши дивные речи

О любви, о природе слова.

Очень часто, скучая под вечер,

Я читаю «К Морфею», «Анчар».

Когда часом в ночи не уснуть мне,

Снова томик Ваш в руки возьму,

Окунусь с головою в поэму «Цыгане».

Под печальные строки я тихо усну.

«Я Вас любил: любовь ещё быть может…»-

Прекрасных чувств густая пелена

И зимним утром, под январской стужей

Признанье Ваше согревает и меня.

Вот «Зимняя дорога», «Узник», «Ангел»,

Стихов любимых целый водопад,

«К вельможе», «Медный всадник» — всё прекрасно,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: